Научная статья на тему 'Досуг как время творчества художественной интеллигенции Чувашии (20-30-е годы хх века)'

Досуг как время творчества художественной интеллигенции Чувашии (20-30-е годы хх века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
474
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ТРУД / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / ТВОРЧЕСКИЙ ДОСУГ / ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / LABOUR / FREE TIME / LEISURE / CREATIVE LEISURE / CREATIVE ACTIVITY / INTELLIGENTSIA / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Данилова Ольга Алексеевна, Агаева Екатерина Васильевна

Статья посвящена осмыслению содержания и качества досугового времени интеллигенции Чувашии в первой половине ХХ в., анализу творческого досуга, при этом выявляется обусловленность досуга трудом. Показано, что характерной чертой досуга является его неразрывная связь с содержанием труда, что при переходе к постиндустриальной цивилизации происходит рост взаимозависимости сфер труда и досуга, их развитие становится взаимодополняющим. Превращение труда в творческую деятельность основание взаимопроникновения труда и досуга. Именно у интеллигенции грань, разделяющая труд и досуг, становится все более относительной. Творческая деятельность художественной интеллигенции показатель связи, сближения труда и досуга. К творческой (или художественной интеллигенции) можно отнести людей, профессионально занятых созданием художественных ценностей: писателей, художников, артистов, композиторов. Творчество созидательная деятельность человека, направленная на преобразование природного и социального мира. Творческий досуг является высшим типом досуга, где человек получает возможность реализации потребностей и аспектов своего внутреннего развития. В творческой досуговой деятельности происходит процесс преобразования человека из потребителя духовных ценностей в их создателя. Человек как субъект творчества творит в конкретных социально-исторических условиях в рамках уже созданной культуры. Выявлено, что на творческую деятельность интеллигенции Чувашии оказывали влияние политические, социально-экономические условия и национально-культурные традиции. Ибо каждый регион, национальная республика в советский период имели свою специфику, условия и особенности формирования интеллигенции, выражающей национальное самосознание народа. С первых дней возникновения Советского государства, в 20-30-е гг. ХХ в., стояли задачи приобщения трудового народа к достижениям культуры, профессионального искусства, создания пролетарской культуры. Художественная интеллигенция Чувашии в своем творчестве должна была демонстрировать классовый подход к культуре, оценивать ее явления с позиций диктатуры пролетариата, признавать необходимость и естественность идеологической борьбы в области культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE AS THE TIME FOR CREATIVITY AMONG ARTISTIC INTELLIGENCE IN THE CHUVASH REPUBLIC (20-30s OF THE XX CENTURY)

The article is devoted to re-evaluation of the content and quality of leisure time among the intelligentsia of the Chuvash Republic in the first half of the twentieth century, to analysis of creative leisure, in this regard dependence of leisure from labour. It is shown that the characteristic feature of leisure is its inextricable link with the content of the work, that transition to a postindustrial civilization brings about growing interdependence of labour and leisure spheres, their development becomes complementary. The transformation of labour into creative activity is the basis of work and leisure interpenetration. It is among the intelligentsia that the line separating work and leisure becomes more relative. Creative activities of the artistic intellectuals is the index of communication, convergence of labour and leisure. People who are professionally engaged in creating artistic treasures writers, artists, actors, composers can be referred to the creative (or artistic) intelligentsia. Creativity is productive human activity aimed at transformation of natural and social world. Creative leisure is the highest type of leisure where a person gets the opportunity to implement the needs and aspects of his internal development. The process of human transformation from being a consumer of spiritual values into their creator takes place in creative leisure activities. A human being as a subject of creativity is engaged in creativity in specific socio-historical conditions within an already established culture. It was revealed that the creative activity of the Chuvash Republic intellectuals was influenced by political, socio-economic conditions and national-cultural traditions. For each region, national Republic in the Soviet period had its own unique features, conditions and peculiarities of intelligentsia formation, expressing the national identity of the people. In the 20-30s of the twentieth century, from its first days the Soviet state faced the problem of drawing the working people to culture, professional art, creating proletarian culture Artistic intelligence of the Chuvash Republic in its work was to demonstrate class approach to culture, to evaluate phenomena from the standpoint of proletariat dictatorship, to recognize the need and naturalness of ideological struggle in the field of culture.

Текст научной работы на тему «Досуг как время творчества художественной интеллигенции Чувашии (20-30-е годы хх века)»

УДК 316.711 ББК 63.3.28

О .А. ДАНИЛОВА, Е.В. АГАЕВА

ДОСУГ КАК ВРЕМЯ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЧУВАШИИ (20-30-е ГОДЫ ХХ ВЕКА)*

Ключевые слова: постиндустриальное общество, труд, свободное время, досуг, творческий досуг, творчество, интеллигенция, творческая деятельность.

Статья посвящена осмыслению содержания и качества досугового времени интеллигенции Чувашии в первой половине ХХ в., анализу творческого досуга, при этом выявляется обусловленность досуга трудом. Показано, что характерной чертой досуга является его неразрывная связь с содержанием труда, что при переходе к постиндустриальной цивилизации происходит рост взаимозависимости сфер труда и досуга, их развитие становится взаимодополняющим. Превращение труда в творческую деятельность - основание взаимопроникновения труда и досуга. Именно у интеллигенции грань, разделяющая труд и досуг, становится все более относительной. Творческая деятельность художественной интеллигенции - показатель связи, сближения труда и досуга. К творческой (или художественной интеллигенции) можно отнести людей, профессионально занятых созданием художественных ценностей: писателей, художников, артистов, композиторов. Творчество - созидательная деятельность человека, направленная на преобразование природного и социального мира. Творческий досуг является высшим типом досуга, где человек получает возможность реализации потребностей и аспектов своего внутреннего развития. В творческой досуговой деятельности происходит процесс преобразования человека из потребителя духовных ценностей в их создателя. Человек как субъект творчества творит в конкретных социально-исторических условиях в рамках уже созданной культуры. Выявлено, что на творческую деятельность интеллигенции Чувашии оказывали влияние политические, социально-экономические условия и национально-культурные традиции. Ибо каждый регион, национальная республика в советский период имели свою специфику, условия и особенности формирования интеллигенции, выражающей национальное самосознание народа. С первых дней возникновения Советского государства, в 20-30-е гг. ХХ в., стояли задачи приобщения трудового народа к достижениям культуры, профессионального искусства, создания пролетарской культуры. Художественная интеллигенция Чувашии в своем творчестве должна была демонстрировать классовый подход к культуре, оценивать ее явления с позиций диктатуры пролетариата, признавать необходимость и естественность идеологической борьбы в области культуры.

Современное общество заинтересовано в высоком качестве досуга различных социальных и профессиональных групп. Глобализация современного мира как трансформация пространства и времени привела к росту взаимозависимости всех сфер жизни общества, прежде всего таких двух основных сфер, как труд и досуг. Развернувшаяся микроэлектронная революция изменила характер труда, жизненные стандарты. Это обусловило возрастание социальной значимости таких областей вне сферы труда, как досуг, семья, вызвало изменение сферы современного досуга, появление досуга нового типа. Под досугом понимается время, свободное от оплачиваемой работы и других обязанностей. Характерной чертой досуга, свободного времени является его неразрывная связь с содержанием труда.

При переходе к постиндустриальной цивилизации происходит рост взаимозависимости сфер труда и досуга, а их развитие становится взаимодополняющим. Основанием взаимопроникновения труда и досуга является превращение труда в творческую деятельность. Досуговую деятельность можно оп-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Чувашской Республики в рамках научного проекта № 17-13-21009.

ределить как свободную и добровольную, представляющую возможность творчества. Именно у интеллигенции - общественного слоя людей, занятых творческим трудом, грань, разделяющая труд и досуг, становится все более относительной, условной. К творческой (или художественной) интеллигенции можно отнести людей, профессионально занятых созданием художественных ценностей: писателей, художников, композиторов, артистов и т.д. Их профессиональная (творческая) деятельность - показатель сближения, взаимопроникновения труда и досуга; профессиональная деятельность и досуг у творческой интеллигенции неразделимы [5]. Творческая деятельность - одно из фундаментальных проявлений личности. Творчество - созидательная деятельность человека, направленная на преобразование природного и социального мира. Творчество неповторимо и уникально, так как находит свое специфическое выражение у каждого индивидуально. Творческий досуг (культурно-творческий тип досуга) создает для человека возможность реализации потребностей и аспектов его внутреннего развития, является высшим типом досуга. В творческой досуговой деятельности происходит преобразование человека из потребителя духовных ценностей в их создателя. Признак творческого досуга - создание или воспроизводство материальных или духовных ценностей, художественное, научно-техническое творчество. Творческий досуг интеллигенции, направленный на создание качественно нового, оригинального и неповторимого, может быть отнесен к общим социальным ресурсам, стимулирующим экономический рост и принадлежащим к общей системе «производства человека».

Человек как субъект творчества творит в конкретных социально-исторических условиях в рамках уже созданной культуры. На творческую деятельность интеллигенции Чувашии оказывали влияние политические, социально-экономические условия и национально-культурные традиции. Ибо каждый регион, национальная республика в советский период имели свою специфику, условия и особенности формирования интеллигенции, выражающей национальное самосознание народа.

Выявляя региональные особенности творческого досуга интеллигенции Чувашии в первой половине ХХ в., следует отметить, что с первых дней возникновения Советского государства, в 20-30-е гг. ХХ в., стояли задачи приобщения трудового народа к достижениям культуры, профессионального искусства, создания пролетарской культуры. Художественная интеллигенция Чувашии в своем творчестве должна была демонстрировать классовый подход к культуре, оценивать ее явления с позиций диктатуры пролетариата, признавать необходимость и естественность идеологической борьбы в области культуры (этим особенно отличались работы по истории культуры). Так, И.Д. Кузнецов в брошюре «Национальный вопрос и чувашская художественная литература», Н.Я. Золотов и Н. Васильев своих статьях и брошюрах о народной поэзии чувашей увязывали становление и развитие советской литературы с национально-государственным строительством [7]. В первых публикациях о новой культуре в 20-е гг. ХХ в. считалось важным противопоставить новое старому.

В феврале 1926 г. в Чебоксарах был создан филиал АХРР (Ассоциация художников революционной России) с целью принять участие в выставке на тему «Жизнь и быт народов СССР», служить единству народов. К особенностям деятельности филиала в данное время можно отнести обязанность по распространению изобразительной грамотности, формирования художественного вкуса среди населения. Чувашские художники Ф.Л. Лаврентьев, В.Д. Нефедьев, К.М. Васильев, Г.Я. Поляков, Л.И. Поляков, Л.И. Полякова, Г.Д. Данилов, М.С. Спиридонов, Г.С. Спиридонов участвовали в выставке произведений художников Чувашского филиала АХРР, посвященной 10-летию Октября

[9. С. 346]. Художники стали собираться в родной республике. На всесоюзной выставке в Москве в ноябре 1927 г. «Искусство народов России» было представлено 18 лучших работ чувашских художников [10. С. 11]. Некоторые художники обращались к национальным традициям (мозаичное панно Ю.А. Зайцева «Женщина в хушпу», «Пузырист» и «В курной избе» М.С. Спиридонова, «Умыкание невесты», «Хоровод» Н.К. Сверчкова). Критикой, впрочем, оно было расценено как «бытовизм», «национализм». Социалистический реализм стал доминирующим направлением в чувашском искусстве 1920-х гг. Пропагандировались идеи революции. В 1928 г. АХРР был переименован в АХР (Ассоциация художников революции). Чувашские художники понимали, что нужно сохранять и продолжать в новых условиях вековые традиции чувашского народа в прикладных видах и формах искусства. Об этом свидетельствовало и постановление областного комитета партии от 7 мая 1929 г. «О мероприятиях по развитию чувашской художественной культуры». В нем особенное внимание обращалось на изучение народного творчества, использование его традиций в промышленности и быту. В постановлении указывалось на необходимость более активного использования творческих сил художников различными учреждениями республики, привлечения художников к работе в книжном издательстве, редакциях газет и журналов для популяризации их творчества, улучшения художественного оформления национальной периодики и печатной продукции Чувашского государственного издательства [10. С. 13]. В 1930 г. к 10-летию республики состоялась вторая выставка работ Чувашского филиала АХР, где было представлено 112 работ, что свидетельствовало о серьезных масштабах творческой деятельности чувашских художников [2. С. 130]. В творчестве художников АХРР-АХР преобладала тематика революционного переустройства жизни страны. В 1928-1931 гг. Чувашский филиал АХР стал местом столкновения различных творческих направлений, некоторые мастера были объявлены «классовыми врагами народа».

В целях развития чувашской литературы 30 июня 1923 г. Д.С. Эльменем и Н.Я. Золотовым был организован Союз чувашских писателей и журналистов «Канаш» (Совет). В нем состояли С.Ф. Фомин, С.В. Эльгер, Н.Т. Васянка, Ф.П. Павлов, Н.В. Васильев (Шубоссини), И.Е. Ундрицов (Ахах), И.Е. Ефимов (Тхти), Г.В. Зайцев (Тал-Мрза) и другие (всего 40 человек). Союз ставил своей задачей вкладывать в содержание чувашской литературы подлинное художественное совершенство, новую социальную основу, выражая интересы рабочих и крестьян в новых исторических условиях, используя при этом живой разговорный язык. В это объединение чувашских писателей мог войти лишь тот, кто считал, что чувашская литература должна быть связана с задачами социалистического строительства, борьбой с антиреволюционными элементами в чувашской литературе [4]. Задача приобщения к художественному творчеству выходцев из рабочих и крестьян решалась через участие их в рукописных журналах, стенных газетах, уездных и областных газетах, литературных кружках, объединявших к 1925 г. около 200 человек. В творчестве чувашских писателей Д.В. Исаева (Авраль), Г.И. Кузнецова (Кели), Н.Ф. Мраньки, М.Ф. Данилова (Чалдуна) нашли отражение события гражданской войны, борьба трудящихся за переустройство народного хозяйства, за укрепление советского государства [3].

К 1929 г. редакции газет и журналов объединяли 1500 рабочих и крестьянских корреспондентов, из них около 80 человек являлись и авторами литературных произведений. Около 300 молодых чувашских писателей, журналистов, рабселькоров занималось в 22 литературных кружках и 8 секциях [8. С. 4]. Из среды рабселькоров вышли писатели Н.Т. Васянка, Д.В. Исаев, К.И. Пайраш, А.Т. Петоки, Л.Я. Агаков, Н.Ф. Чалдун, А.Ф. Талвир, Г.Т. Алендей и др. С уча-

стием в газетно-журнальной работе, при сравнительной свободе взглядов, было связано творчество поэтов С.В. Эльгера и Н.И. Шелеби, прозаиков и поэтов С.Ф. Фомина и И.Е. Тхти, а также драматургов Ф.П. Палова, П.Н. Осипова, И.С. Максимова-Кошкинского.

Во второй половине 1920-х гг. развитие литературно-художественной критики было связано с возрастанием идеологического диктата, она стала основным инструментом приведения творческой практики в соответствие с партийными установками. В области культуры наступает время усиления материального и духовного давления, ограничения свободы творчества, принимаются более жесткие меры в процессе «перевоспитания» деятелей искусства и литературы. Поощрялось соперничество пролетарских деятелей культуры с непролетарскими, даже доносительство, на основе которого в 1930-е гг. начались массовые репрессии в отношении неугодных. Логическим следствием такой политики явилась утрата плюрализма в художественной жизни к концу 1920-х гг. Но, несмотря на это, 1920-е годы - это время подъема чувашской художественной литературы.

Русская литература имела большое значение при освоении чувашскими писателями реализма как нового литературного метода. На художественное творчество чувашских писателей влияли встречи и переписка с А.М. Горьким, В.В. Маяковским. Со второй половины 1920-х гг. особенностью творчества чувашских литераторов является философское осмысление исторических событий, недавнего прошлого. Наблюдаются попытки разработать жанр историко-художественного романа («Дочь бури» В.О. Алагера, «Детство С.Ф. Фомина, «Говорит земля» В.Е. Рзая), конфликты эпохи и революции исследуются через судьбы отдельных личностей, возрастает интерес к духовному миру человека, изображению сложных отношений между людьми («Пожар» В.Е. Рзая, «Кужар» П.Н. Осипова, «Деревня в пламени» Д.В. Исаева). П.П. Хузангай отразил в поэме «Двадцать шесть» революционную эпоху, прославляя павших за народное счастье.

В поэзии утверждались новые формы и приемы ритмической организации стиха, введенных М.К. Сеспелем. Их применяли поэты П.П. Хузангай, Н.Т. Васянка. Зарождалась детская литература (М.Д. Трубина, Н.И. Шелеби).

На рубеже 1920-1930-х гг. видоизменяются формы и методы партийного руководства литературой и искусством, накладывает свой отпечаток на искусство культ личности. Абсолютизация классового подхода в первую очередь дает о себе знать в литературе. Тезис об обострении классовой борьбы на теоретическом фронте был сформулирован в постановлениях ЦК партии «О журнале "Под знаменем марксизма"» и «О работе Комакадемии» (1931 г.). Постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.) были устранены все литературные группировки. ЦК ВКП(б) постановил ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП), объединить всех писателей, участвующих в социалистическом строительстве, в единый Союз советских писателей [6. С. 166-167]. В июне 1934 г. состоялся первый съезд Союза советских писателей Чувашии, объединивший 28 литераторов. В 1930-е гг. получили известность молодые писатели Л.Я. Ага-ков, А.Е. Алга, Я.Г. Ухсай, А.А. Эсхель. Рассказы и сказки для детей были написаны М.Д. Трубиной и К.А. Чулгасем.

В литературном творчестве тех лет нашли отражение темы созидательного труда, образы передовиков производства (поэма «Магнит-гора» П.П. Ху-зангая, очерк «Автогигант» М.Д. Шумилова, повесть «Ты будешь инженером» А.Ф. Талвира, роман «В гору» В.И. Краснова-Асли). Известность приобрели повесть «На заре» и роман-хроника «Дни войны» С.В. Эльгера, рассказы и повести А.А. Эсхеля, повесть «Мучар» М.Д. Трубиной, новеллы С.Ф. Фомина и

П.Е. Митты, рассказы К.И. Пайраша, М.Ф. Данилова-Чалдуна, сатирические новеллы И.И. Мучи. Чувашская драматургия пополнилась новыми произведениями: трагедией Я.Г. Ухсая «Тудимер», драмами «Садур и Илем» И.М. Мак-симова-Кошкинского, «Симфония будней» П.Н. Осипова, комедиями Н.С. Айз-мана из жизни колхозной деревни, пьесами В.О. Алагера [1. С. 71].

В 20-30-е гг. ХХ в. чувашская литература в рамках идеологического диктата развивалась противоречиво. В 1930-е гг. на развитии чувашской художественной литературы сказались растущая нетерпимость к свободе творчества, абсолютизация классового подхода. Репрессивными мерами был уничтожен целый пласт творческой интеллигенции Чувашии. Но чувашская литература сохранила своеобразие и самобытность благодаря притоку молодых писателей, опиравшихся в своем творчестве на традиции классиков чувашской литературы.

Литература

1. Агаева Е.В., Сергеев Т.С. Формирование творческой интеллигенции Чувашии: проблемы и поиски. 2-е изд., доп. и перераб. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. 154 с.

2. Викторов Ю.В. М.С. Спиридонов и консолидация сил профессиональных художников Чувашии // Художественная культура Чувашии: 20-е годы ХХ века / ЧГИГН. Чебоксары, 2005. С. 124-135.

3. ГАСИ ЧР. Ф. 2718/434. Оп. 2. Д. 8. Л. 14.

4. ГАСИ ЧР. Ф 2718/434. Оп. 2. Д. 81. Л. 46.

5. Данилова О.А., Агеева Е.В. Творческий досуг и его связь с трудом // Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 80-летию со дня рождения заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации, Почетного гражданина Чувашской Республики Аркадия Павловича Айда-ка (02 июня 2017 г.). Чебоксары: ЧГСХА, 2017. С. 531-534.

6. Дементьев А. Русская советская литература. М.: Просвещение, 1971. С. 166-167.

7. Кузнецов И.Д. Национальный вопрос и чувашская художественная литература. Чебоксары: Чувашгиз, 1931 (на чув. языке).

8. Сунтал (Наковальня). 1930. № 7-8. С. 4 (на чув. яз.).

9. Ургалкина Н.А. Художники Чувашии: библиогр. справ. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. 447 с.

10. Ургалкина Н.А. Чувашское советское искусство 1917-1970. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1973. 119 с.

ДАНИЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ([email protected]).

АГАЕВА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ([email protected]).

O. DANILOVA, E. AGAEVA LEISURE AS THE TIME FOR CREATIVITY AMONG ARTISTIC INTELLIGENCE IN THE CHUVASH REPUBLIC (20-30s OF THE XX CENTURY)

Key words: post-industrial society, labour, free time, leisure, creative leisure, creative activity, intelligentsia, creativity.

The article is devoted to re-evaluation of the content and quality of leisure time among the intelligentsia of the Chuvash Republic in the first half of the twentieth century, to analysis of creative leisure, in this regard dependence of leisure from labour. It is shown that the characteristic feature of leisure is its inextricable link with the content of the work, that transition to a postindustrial civilization brings about growing interdependence of labour and leisure spheres, their development becomes complementary. The transformation of labour into creative activity is the basis of work and leisure interpenetration. It is among the intelligentsia that the line separating work and leisure becomes more relative. Creative activities of the artistic intellectuals is the index of communication, convergence of labour and leisure. People who are professionally engaged in creating artistic treasures - writers, artists, ac-

tors, composers - can be referred to the creative (or artistic) intelligentsia. Creativity is productive human activity aimed at transformation of natural and social world. Creative leisure is the highest type of leisure where a person gets the opportunity to implement the needs and aspects of his internal development. The process of human transformation from being a consumer of spiritual values into their creator takes place in creative leisure activities. A human being as a subject of creativity is engaged in creativity in specific socio-historical conditions within an already established culture. It was revealed that the creative activity of the Chuvash Republic intellectuals was influenced by political, socio-economic conditions and national-cultural traditions. For each region, national Republic in the Soviet period had its own unique features, conditions and peculiarities of intelligentsia formation, expressing the national identity of the people. In the 20-30s of the twentieth century, from its first days the Soviet state faced the problem of drawing the working people to culture, professional art, creating proletarian culture Artistic intelligence of the Chuvash Republic in its work was to demonstrate class approach to culture, to evaluate phenomena from the standpoint of proletariat dictatorship, to recognize the need and naturalness of ideological struggle in the field of culture.

References

1. Agaeva E.V., Sergeev T.S. Formirovanie tvorcheskoi intelligentsii Chuvashii: problemy i poiski. 2-e izd, dop. i pererab. [Formation of creative intelligentsia of the Chuvash Republic: problems and searches^ 2nd ed.]. Cheboksary, Chuvash State Pedagogical University Publ., 2008, 154 p.

2. Viktorov Yu.V. M.S. Spiridonov i konsolidatsiya sil professional'nykh khudozhnikov Chuvashii [Spiridonov and consolidation of the forces of professional artists of the Chuvash Republic]. Khudozhe-stvennaja kul'tura Chuvashii: 20-e gody XX veka [Artistic culture of the Chuvash Republic: 20 years of the twentieth century]. Cheboksary, 2005, pp. 124-135.

3. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. F. 2718/434. Op. 2. D. 8. L. 14 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive 2718/434. Anagraph 2. Document 8. P. 14].

4. Gosudarstvennyi arkhiv Sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. F 2718/434. Op. 2. D. 81. L. 46 [State Archives of Contemporary history of the Chuvash Republic. Archive 2718/434. Anagraph 2. Document 81. P. 46].

5. Danilova O.A., Agaeva E.V. Tvorcheskii dosug i ego svyaz's trudom [Creative leisure and its relationship to work]. Ratsional'noe prirodopol'zovanie i sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie sel'skikh territorii kak osnova effektivnogo funktsionirovaniya APK regiona: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashchennoi 80-letiyu so dnya rozhdeniya zasluzhennogo rabotnika sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii, Pochetnogo grazhdanina Chuvashskoi Respubliki Arkadiya Pavlovicha Aidaka (02 iyunya 2017 g.) [Proc. of Rus. Sci. and Pract. Conf. «Environmental management and socio-economic development of rural areas as the basis for efficient functioning of agroindustrial complex of the region» (June 02, 2017)]. Cheboksary, 2017, pp. 531-534.

6. Dement'ev A. Russkaya sovetskaya literature [Russian Soviet literature]. Moscow, Prosve-shchenie Publ., 1971, pp. 166-167.

7. Kuznetsov I.D. Natsional'nyi vopros i chuvashskaya khudozhestvennaya literature [The national question and the Chuvash literature]. Cheboksary, Chuvashgiz Publ., 1931, 96 p.

8. Suntal (Nakoval'nya) [Anvil], 1930, no. 7-8, 4 p.

9. Urgalkina N.A. Khudozhniki Chuvashii: bibliogr. sprav. [The artists of the Chuvash Republic: bibliography]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1989, 447 p.

10. Urgalkina N.A. Chuvashskoe sovetskoe iskusstvo 1917-1970 [Chuvash Soviet art 19171970]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1973, 119 p.

DANILOVA OLGA - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, General Studies Department, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary ([email protected]).

AGAEVA EKATERINA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, General Studies Department, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary ([email protected]).

Ссылка на статью: Данилова О.А., Агаева Е.В. Досуг как время творчества художественной интеллигенции Чувашии (20-30-е годы ХХ века) // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.