Научная статья на тему 'Творческая интеллигенция Чувашии в послевоенное десятилетие (1945-1955 гг. )'

Творческая интеллигенция Чувашии в послевоенное десятилетие (1945-1955 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ПИСАТЕЛЬ / WRITER / ПОЭТ / POET / ДРАМАТУРГ / PLAYWRIGHT / ХУДОЖНИК / ARTIST / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / АРТИСТ / ЧУВАШИЯ / ART INTELLIGENTSIA / ACTOR / CHUVASH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сарри Н.А.

В статье раскрывается творческая деятельность писателей, художников, композиторов, работников сценического искусства Чувашской АССР в годы послевоенных пятой и шестой пятилеток (1945-1955 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART INTELLIGENTSIA OF THE CHU

The article describes the creative activity of writers, artists, composers, and actors of the Chuvash Republic during the ten post-war years (1945-1955).

Текст научной работы на тему «Творческая интеллигенция Чувашии в послевоенное десятилетие (1945-1955 гг. )»

вой работой, что заметно снижало выработку тканей. Что касается качества работы, то оно не снизилось, а в некоторых случаях даже повысилось вследствие введения в стране «сухого закона» [9].

Таким образом, можно отметить ряд тенденций, специфичных для промышленности Владимирской губернии в начале войны. В первые два-три месяца, когда имела место неопределенность относительно сбыта продукции, поставок сырья и химикатов, колебания валютных курсов, влияния мобилизации, производство, в особенности текстильное, переживало кризис. Когда государство стало размещать на местных предприятиях военные заказы, положение значительно улучшилось.

Рост хлопчатобумажного производства сдерживался в основном задержками поставок сырья, что было вызвано транспортными проблемами. Возможности промышленного роста здесь становятся особенно заметными при сравнении ситуации с положением дел в льняной отрасли. То есть при достаточном количестве сырья темпы роста хлопчатобумажной промышленности могли быть значительно выше.

Необходимо отметить, что все перечисленные характерные черты данного периода во многом специфичны не только в сравнении с довоенной ситуацией, но и с той, которая сложилась несколько позднее. Так, в дальнейшем стали отчетливо ощущаться многие проблемы, которые не были острыми в первые месяцы войны. Сюда можно

отнести нехватку топлива, очень усилившееся подорожание товаров первой необходимости, рост цен на сырье при фиксированных государственных ценах на продукцию для военного ведомства и многое другое.

Подводя итоги, можно констатировать, что период равный примерно 5-8 месяцам с начала Первой мировой войны был специфичным для промышленности Владимирской губернии как в сравнении с довоенным временем, так и с ситуацией, сложившейся уже к середине 1915 г.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы первой мировой войны. - М., 1973.

- С.110.

2. Государственный архив Владимирской области (далее - ГАВО). - Ф. 266. - Оп. 1. - Д. 4554. - Л. 2.

3. ГАВО. - Ф. 266. - Оп. 1. - Д. 4552. - Л. 1.

4. ГАВО. - Ф. 266. - Оп. 1. - Д. 4554. - Л. 21.

5. Пайпс Р. Русская революция: В 3 кн. - Кн. 1. Агония старого режима. 1905-1917. - М., 2005.

- С. 285.

6. ГАВО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 4489. - Л. 12.

7. ГАВО. - Ф. 262. - Оп.1. - Д. 4489. - Л. 22.

8. ГАВО. - Ф. 262. - Оп.1. - Д. 4489. - Л. 39.

9. ГАВО. - Ф. 266. - Оп. 1. - Д. 4553. - Л. 11, 13.

ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЧУВАШИИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1945-1955 ГГ.)

ART INTELLIGENTSIA OF THE CHUVASH REPUBLIC DURING THE TEN POST-WAR YEARS (1945-1955)

Н. А. Сарри

В статье раскрывается творческая деятельность писателей, художников, композиторов, работников сценического искусства Чувашской АССР в годы послевоенных пятой и шестой пятилеток (1945-1955 гг.).

N. A. Sarri

The article describes the creative activity of writers, artists, composers, and actors of the Chuvash Republic during the ten post-war years (1945-1955).

Ключевые слова: творческая интеллигенция, писатель, поэт, драматург, художник, композитор, артист, Чувашия.

Keywords: art intelligentsia, writer, poet, playwright, artist, composer, actor, Chuvash Republic.

После долгой и изнурительной Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., которая завершилась победой советского народа и освобождением человечества от возможной всемирной фашисткой кабалы, перед разрушенной советской страной стала задача возрождения и дальнейшего развития. Вся многонациональная страна, как и в грозные военные годы,

дружно взялась за восстановление разрушенной промышленности, за развитие сельского хозяйства, подъем культуры. Новые задачи возникали перед художественной интеллигенцией, сложившейся в Союз писателей Чувашии (1934 г.), Союз художников Чувашии (1935 г.), Союз композиторов Чувашии (1940), Чувашское отделение Всероссийского театрального общества (1942 г.).

Наряду с такими известными чувашскими писателями, как В. И. Краснов-Асли, С. В. Эльгер, И. С. Тукташ, П. П. Хузангай, И. С. Максимов-Кошкинский, П. Н. Осипов, А. Калган, в литературу пришли молодые писатели Н. Ф. Ильбек, Н. Ф. Евстафьев, В. И. Давыдов, А. С. Артемьев, В. С. Алендей, В. Л. Садай, Г. Д. Харлампьев, А. А. Афанасьев, Г. А. Ефимов и др.

Если в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в чувашской литературе преобладали малые жанры: очерки, рассказы, новеллы, стихотворения, то в послевоенные годы все большее место занимали поэма, драма, роман. Хотя некоторые постановления партии и правительства за 1946-1948 гг. по идеологическим вопросам ограничивали деятельность работников искусства и сдерживали их творческую устремленность рамками так называемого метода социалистического реализма, представителями художественной интеллигенции Чувашии за послевоенное десятилетие, совпавшее с пятой (1946-1950 гг.) и шестой (1951-1955 гг.) пятилетками развития народного хозяйства, были созданы оригинальные произведения искусства, достойные своей созидательной эпохи.

В их задачу входил показ изменений, происходивших на их глазах не только в материальной, но и в духовной жизни людей. Каждый писатель, поэт, драматург осуществлял это по-своему, но в рамках, допустимых методом социалистического реализма, то есть должен был представлять художественными приемами типичного положительного героя в типических обстоятельствах. Для нерусских писателей предметом подражания было творчество мастеров русской литературы М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева и др.

Писателей, недавно снявших с себя солдатские шинели, продолжала «держать в плену» тема войны. Ей посвятили прозаические произведения А. С. Артемьев, В. Л. Садай, А. Ф. Талвир, Ф. Е. Уяр, Н. Ф. Ильбек, И. С. Тукташ, К. И. Пайраш и др., прославлявшие героические страницы фронтовых событий. Романы и повести на трудовые темы рабочих и крестьян творили С. С. Аслан, К. С. Турхан, А. А. Эсхель, Н. Ф. Мранькка, И. Г. Григорьев, С. В. Эльгер и др. Поэтические произведения в форме поэмы, повести и романа в стихах создавали П. П. Хузангай, Я. Г. Ухсай, С. А. Шавлы, Н. Ф. Евстафьев, М. Г. Хури и др. В драматургии, в основном через драмы и комедии, развивали литературу и театр И. С. Максимов-Кошкинский, С. В. Эльгер, Г. Д. Харлампьев, Н. С. Айзман, А. Д. Калган и др.

Исторический роман Ф. Е. Уяра «Близ Акрамова» (1952) воспроизводит события освободительной борьбы чувашского крестьянства в первой половине Х1Х в. («Акра-мовская война» 1841-1842 гг.). Описанию тяжелого удела женщины-труженицы дореволюционной чувашской деревни от конца 1890-х гг. до 1917 г. посвятила свои повести «Детство» и «Буйные ветры» (1954) выпускница Симбирской чувашской школы сельская учительница М. Д. Трубина. Конец Х1Х - начало ХХ в. в жизни чувашской деревни, события периода первой российской революции 1905-1907 гг. - тема репрессированного в 1950-х гг. чувашского писателя Н. Ф. Мраньки, автора историческо-

го романа «Век прожить - не поле перейти» (1950; 1961). Повесть А. Ф. Талвира «На Буинском тракте» (1953) посвящена изображению жизни чувашской деревни в предоктябрьское десятилетие, когда на деле осуществлялась Столыпинская аграрная реформа. Решение земельного вопроса советской властью и отстаивание завоеванного права на землю, период продовольственной разверстки, когда у крестьян изымались не только положенные излишки продуктов продотрядами для рабочего класса и армии, а также отражение на жизни чувашских крестьян новой экономической политики (НЭП), антисоветские крестьянские настроения показаны в пьесе П. Н. Осипова «Взмет» (1939). Некоторые из этих сюжетов нашли отражение в драматической поэме С. В. Эльгера «Восемнадцатый год» (1953). В повести М. Д. Ухсай «Буйные ветры» (1956; 1957; 1962) отражены события 1917 г., гражданской войны, реалистически показаны столкновения бедняков и кулаков при разделе земли, кулацкий самосуд, кража лошади, сельский быт с его суевериями, семейное неравенство женщины и мужчины и т. д. Не обошел вниманием мрачную эпоху начала ХХ в. для чувашской деревни Н. Ф. Ильбек, автор романа «Черный хлеб» (1956; 1962). Действие драмы В. Т. Ржанова «Энтип» (1951) происходит от революционного 1917 г. до предвоенного 1940 г. У героя пьесы крестьянина-середняка Энтипа с явно выраженными склонностями индивидуалиста под влиянием событий коллективизации сельского хозяйства появляются некоторые черты коллективиста, борющегося за общие интересы односельчан. Следует учесть, что наряду с правдивыми персонажами в этих произведениях иногда проскальзывали образы, обрисованные весьма схематично, без необходимых выразительных деталей и характерных элементов поведения.

Сельскую жизнь правдиво отражают очерки Ф. Е. Уяра «Золотая осень» (1951), И. С. Тукташа «Хозяева земли»

(1954), лирическая поэма М. Д. Уйпа «Земля родная» (1947), эпическая поэма Я. Г. Ухсая «Лебяжье» (1955), лирико-эпическое повествование П. П. Хузангая «Свадьба в Выле» (1952), повесть в стихах А. Е. Алги «Односельчане» (1955). В последней патриот-коммунист Иван Юманов по призыву партии возвращается с завода в колхозную деревню, в родные с детства места. Здесь в обстановке трудностей борьбы за подъем сельского хозяйства проявляется талант организатора и воспитателя масс директора машинно-тракторной станции Юманова. В романе А. С. Аслана «Ахрат» (1955), поэмах Я. Г. Ухсая «Перевал» (1952), «Дед Кельбук» (1954), «Лебяжье» (1955), в пьесах Г. Д. Харлампьева «Весенние мотивы» (1957), в драмах В. Т. Ржанова «Энтип» (1958), Н. Т. Те-рентьева «Летать начинают с земли» (1956), «Кукушка все кукует» (1958), повести в стихах А. Е. Алги «Мои земляки»

(1955), в рассказах А. С. Артемьева «Поклон» (1953), А. А. Эс-хеля «Свежий воздух» (1954), В. О. Алагера «Рассказ Ивана Матвеевича» (1956) и др., написанных до и после сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, через художественные образы раскрывается переломная для крестьянства жизнь в связи с переходом на коллективное ведение хозяйства. Показу героического труда чувашских колхозников в годы

войны посвящены роман К. С. Турхана «Деревня в ветлах» (1950), поэма П. П. Хузангая «Род Аптрамана» (1946), повесть А. С. Артемьева «Салампи» (1954), очерк И. С. Тукташа «Хозяева земли» (1954) и др. Каждый литератор по-своему отображает интернационалистские мотивы. Так, П. П. Ху-зангай в поэме «Род Аптрамана» рассказывает о дружбе чувашского колхозника Андрея Аптрамана и русского рабочего Виктора Басова, олицетворяющих давнюю дружбу чувашского и русского народов. Героями романа К. С. Турхана «Деревня в ветлах» выступают труженики трех приволжских колхозов: чувашских - «Волга» и «Новая жизнь» и татарского - «Алга» («Вперед»), испокон веков живущих в мире и согласии. Таким образом, в творчестве чувашских писателей 1945-1955-х годов нашли отражение все стороны жизни родной Чувашии.

Развивать советское искусство в национальной форме были призваны работавшие в Чувашской АССР в изучаемый период четыре профессиональных театра, два музыкальных коллектива, музыкальное и художественные училища, музыкальные школы, Чувашская государственная художественная галерея.

Союз художников Чувашии, организовавший в годы войны семь выставок, в послевоенное время еще активнее участвовал во Всероссийских и региональных выставках Поволжья. В 1953 г. был построен Дом художников с производственными и творческими мастерскими. Старшее поколение художников - гравер Ф. С. Быков, художники Н. К. Сверчков, М. С. Спиридонов, скульптор И. Ф. Кудрявцев, Ю. А. Зайцев передавали свой богатый опыт молодым кадрам - художникам В. С. Гурину, Ф. П. Осипову, Р. М. Ермолаевой, Б. М. Белоусову, П. А. Мишуткину, П. В. Сизову, Ю. П. Смирнову и др. Одним из ярких достижений этого периода является бюст основоположника чувашской поэзии К. В. Иванова, изваянный скульптором И. Ф. Кудрявцевым. Повышение мастерства, обогащение своего творчества жанровым многообразием, совершенством формы - эти задачи по-прежнему оставались актуальными для мастеров кисти резца Чувашии.

В подготовке кадров музыкальных деятелей значительная заслуга Чебоксарского музыкального училища и ряда музыкальных школ Чувашии, а также учебных заведений Москвы, Ленинграда, Горького, Казани, Саратова, где функционировали чувашские студии. Союз композиторов Чувашии, организованный в 1940 г., пополнялся новыми творцами, среди которых были А. Н. Тогаев, Г. Я. Хир-бю, Ф. М. Лукин, В. А. Ходяшев, Ф. С. Васильев, Г. С. Лебедев, А. М. Токарев, Т, И. Фандеев, А. Г. Орлов-Шузьм, А. В. Асла-мас, А. А. Петров и др. В песенном жанре выделялись Ф. М. Лукин, Г. С. Лебедев, Г. Я. Хирбю, А. Г. Орлов-Шузьм,

Т. И. Фандеев, Ф. С. Васильев, в инструментальной музыке - В. А. Ходяшев, М. А. Алексеев, Т. И. Фандеев, А. Г. Васильев, А. А. Петров. К концу 50-х гг. была подготовлена первая в истории республики чувашская опера «Шывармань» («Водяная мельница») Ф. С. Васильева, что свидетельствовало о больших потенциальных возможностях чувашской национальной музыки.

Чувашский театр, созданный в 1918 г. и носящий с 1933 г. звание академического и в годы войны давший более 600 концертов, по-прежнему стоял в авангарде чувашского искусства. В 1948 г. ему присвоено имя классика чувашской поэзии К. В. Иванова. Коллектив театра за послевоенные годы дважды пополнялся большими группами воспитанников Московского театрального института им А. В. Луначарского, где их руководителями были мха-товцы, народные артисты СССР М. М. Тарханов и В. А. Орлов. Творческая зрелость коллектива, рост художественного мастерства позволили осуществить на сцене театра немало высокоидейных и художественно полноценных спектаклей. Среди них: «Энтип» И. С. Максимова-Кошкин-ского, «Выйди, выйди за Ивана» Н. С. Айзмана и др. Среди мастеров сцены тех лет было много титулованных артистов: Б. А. Алексеев, А. К. Ургалкин, Б. С. Марков, О. И. Ыр-зем, М. И. Денисов, В. К. Кузьмина, В. И. Родионов, Т. И. Чумакова, Е. Н. Никитин, Л. Н. Родионов, Е. В. Шорникова, П. И. Иванов и др. Чувашский драматический театр находился на пороге преобразования его в музыкально-драматический.

Все вышеизложенное дает определенное представление о динамике развития национальной искусства Чувашской АССР, представленного трудами представителей творческой интеллигенции послевоенного десятилетия.

список источников и литературы

1. Илюхин Ю. А. Композиторы советской Чувашии. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1978. -304 с.

2. Романова Ф. А. Театр, любимый народом. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1973. - 167 с.

3. Сироткин М. Я. Очерк истории чувашской советской литературы. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1956. - 352 с.

4. Ургалкина Н. А. Художники Чувашии: Биобиблиографический справочник. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. - 477 с.

5. Юрьев М. Писатели советской Чувашии: биобиблиографический справочник. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1975. - 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.