Научная статья на тему 'Развитие культуры Южного Урала в годы второй мировой войны'

Развитие культуры Южного Урала в годы второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
348
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЭВАКУАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гейль Вера Васильевна

В статье предлагается периодизация регионального культурного развития в годы Великой Отечественной войны, дается анализ основных и периодов и выясняется их специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры Южного Урала в годы второй мировой войны»

И. В. Сибиряков // Уральские Бирюковские чтения : сб. науч. ст. / науч. ред. проф. С. С. Загребин. - Вып. 3. Из истории российской интеллигенции. - Челябинск : Абрис, 2005. - С. 153-157.

28 ГАОО. Ф. Р-456. Оп. 1. Д. 2. Л. 63.

29 Челябинский академический театр драмы : избранные очерки истории и современности: в 2 т. / ред.-сост.: В. Ф. Рыжова, Д. В. Бавильский, Т. В. Палагина. Т. 1. 19211973. - Челябинск : Автограф, 2001. - С. 117.

30 ГАОО. Ф. Р-456. Оп. 1. Д. 108. Л. 98.

31 ОГАЧО. Ф. П-388. Оп.3. Д. 47. Л.120.

32 ГАОО. Ф. Р-456. Оп. 1. Д. 132. Л. 11.

33 ГАОО. Ф. Р-456. Оп. 1. Д. 124. Л. 4.

34 ГАОО. Ф. Р-456. Оп. 1. Д. 128. Л. 7.

35 ГАОО. Ф. Р-456. Оп. 1. Д. 124. Л. 7.

36 Советское искусство за 15 лет. Материалы и документация. - М. ; Л. : Огиз-Изогиз, 1933. - С. 57.

37 ГАОО. Ф. Р-454. Оп. 1. Д. 16. Л. 52.

38 РГАЛИ. Ф.645. Оп. 1. Д. 169. Л. 4.

39 ОГАЧО. Ф.П-77. Оп. 1. Д. 370. Л. 63.

40 ГАОО. Ф. Р-454. Оп. 1. Д. 25. Л. 2-7.

41 ГАРФ. Ф.А-298. Оп. 1. Д. 113. Л. 108.

42 ГАОО. Ф. Р-454. Д. 25. Л. 2-7.

43 ГАОО. Ф.Р-454. Оп. 1. Д. 16. Л. 13-17.

В. В. Гейль

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЮЖНОГО УРАЛА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье предлагается периодизация регионального культурного развития в годы Великой Отечественной войны, дается анализ основных и периодов и выясняется их специфика.

Ключевые слова: культурная политика, Великая Отечественная война, эвакуация учреждений искусства и культуры.

События Второй мировой войны наложили отпечаток на развитие культуры Южного Урала. Здесь можно выделить три периода. Первый период - с 22 июня по декабрь 1941 г. Происходит общий спад в развитии местной культуры. Второй период: 1942-1943 гг., время, когда культура региона обогатилась совместной работой местных и эвакуированных представителей художественной интеллигенции. Третий период: 1944-1945 гг., в это время в связи с переломом военных действий на фронте в пользу Красной Армии, реэвакуацией эвакуированных театров, начинается процесс воссоздания местных учреждений культуры и искусства. Развитие культуры в последние военные годы и первые послевоенные годы происходило под влиянием тех процессов, которые происходили в регионе в годы войны.

В 2005 г. широко отмечалось 60-летие со дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В юбилейный год повысился интерес со стороны общества к событиям военного времени. Как показали проведенные конференции в Челябинске,

поиск исторической правды о событиях Великой Отечественной войны, о работе в тылу, о выдающихся личностях по-прежнему актуален, особенно на региональном уровне1.

Интерес со стороны ученых, писателей к изучению, систематизации событий Великой отечественной войны появился уже в конце войны и существует до сих пор. Условно можно выделить два этапа в изучении событий Великой Отечественной войны.

Первый период - с 1941 по рубеж 1980-90-х гг. В рамках данного этапа изучения идет первоначальное накопление материала, происходит анализ имеющихся данных в соответствии с советской идеологией. Данный период характеризуется закрытостью для ученых многих фондов по истории и культуре Великой Отечественной войны. Кроме того исследования этого времени - это, как правило, работы, посвященные культуре всего Советского Союза2. Региональный компонент либо не изучается, либо изучение отдельных регионов происходит поверхностно, на историю отдельного региона накладывается общепринятое клише развития всей страны, не учитывается специфика регионального развития.

Второй период - рубеж 1980-90-х гг. по настоящее время. Изучение проблем культурного развития страны характеризуется открытием большинства архивных документов для ученых, что позволило по-новому рассмотреть многие вопросы войны, переосмыслить предшествующий опыт. Именно в это время начинается активное изучение региональной истории и культуры. Появляются работы, как обобщенного характера, так и по отдельным направлениям. Это работы В. Вольфовича3, А. В. Сперанского4, О. А. Кудзоева и А. С. Ваганова5, Б. П. Хавторина6 и других исследователей. Большинство исследований посвящено развитию того или иного вида искусства. В 1995 г. вышла книга А. В. Федоровой «Оренбург в годы Великой Отечественной войны», посвященная развитию промышленности, работе медицинских учреждений. Частично в данной работе были затронуты вопросы развития культуры и проблемы эвакуации в тыл учреждений искусства7. Единственной обобщающей работой по истории культуры Урала во время войны стала работа А. В. Сперанского «В горниле испытаний»8. В этих работах исследовались отдельные виды искусства от времени их появления на Южном Урале, тема войны затрагивалась вскользь.

Однако в данных работах либо не поднимается, либо рассматривается вскользь вклад, который внесла работа эвакуированной творческой интеллигенции на Урале в годы Второй мировой войны. Изучение данного вопроса необходимо для понимания развития культурных процессов в годы Великой Отечественной войны на Южном Урале.

Поэтому основной проблематикой данной статьи рассмотрение развития культуры региона в годы войны, а также изучение работы на Южном Урале представителей эвакуированной творческой интеллигенции, того вклада, который внесло их творчество в годы Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны на Южном Урале происходят качественные изменения в области культуры. Во-первых, Этот процесс был связан с тем, что в 1920-30 гг. увеличилось количество местной творческой интеллигенции. Во-вторых, политический заказ со стороны партийных органов, искусство должно было играть важную роль в патриотическом воспитании людей, мобилизации населения для борьбы с врагом. В-третьих, в регион были эвакуированы представители литературы, художники, скульпторы, музыканты, композиторы, театральные коллективы. Именно эвакуация интеллигенции сыграла большую роль в качественных изменениях, произошедших в культуре Южного Урала в годы войны.

Согласно Постановлению Совета по эвакуации № СЭ 187 от 14 ноября 1941 г. Башкирия, Оренбургская и Челябинская области были отнесены к первой категории регионов, в которые производится эвакуация населения и учреждений9. Подобное решение было связано с тем, что регион был относительно удален от театра военных действий, и здесь еще до начала войны начинается формирование базы для размещения в эвакуации предприятий, населения, учреждений культуры и искусства.

Общая численность эвакуированной творческой интеллигенции в годы войны на Южном Урале составляла более 1570 человек10.

Численность эвакуированной творческой интеллигенции на Южный Урал

(1941-1945 гг.)

Категория 1941 1942 1943 1944 1945 Всего

Художники 19 33 40 21 14 127

Скульпторы 4 7 4 4 4 23

Писатели 10 22 15 4 1 52

Композиторы 5 12 5 2 - 34

Музыканты (в т. ч. преподаватели) 1 31 6 1 - 39

Артисты театра11 441 522 251 137 - 1351

Всего 1570

Эвакуация творческой интеллигенции внесла изменения развитие всех видов искусства Южного Урала.

В начале Великой Отечественной войны в театральной сети Южного Урала произошли перемены. Часть театральных коллективов была закрыта. Это объяснялось уменьшением выделяемых государством денежных средств для работы театров, уходом части актеров на фронт, предоставлением помещения для работы эвакуированных промышленных предприятий, размещением госпиталей, различных учреждений культуры и искусства.

В июле 1941 г. решением отдела по делам искусств Челябинского облисполкома в Челябинской области было ликвидировано 13 из 20 учреждений культуры и искусства. Были закрыты драматические театры в Троицке, Кургане, Кыштыме, Шад-ринске, музыкальные школы и училища в Челябинске, Магнитогорске, музыкальные школы в Златоусте, Копейске, Областная картинная галерея12. Осенью того же года в Оренбургской области (Чкаловской)13. Отделом по делам искусств Оренбургского облисполкома были закрыты татарский колхозно-совхозный театр, бузулукский колхозно-совхозный театр, а театр музыкальной комедии был переведен для работы в г. Орск в связи с приездом в Оренбург Ленинградского ордена Ленина Малого оперного театра14. Подобная картина происходила и в Башкирии, где местные театры уступали эвакуированным свои сценические площадки. Курганская область была организована только в 1943 г. В это время основные потоки эвакуации прекратились. Поэтому в область не было направлено ни одного эвакуированного театра.

Во время Великой Отечественной войны на Южном Урале работало 15 эвакуированных театров. По виду эвакуированные театры разделились следующим образом: 7 театров драматических, 2 - оперных, 2 музыкально- драматических, 1 - кукольный театр, 1 театр сатиры, 1 театр комедии, 1 театр миниатюр. Большинство театральных коллективов пробыло на Южном Урале с конца 1941 по 1943 гг. 19431944 гг. - период реэвакуации театров на прежние места работы.

В эвакуацию были направлены и театральные училища и студии. В Челябинске вместе с Академическим Малым театром продолжило работу театральное училище

им. М. С. Щепкина15. Большую работу по восстановлению работы училища провела В. Н. Пашенная. По ее инициативе в эвакуации был набран новый курс студентов16. В 1942 г. в Челябинск были вызваны из Москвы студенты-выпускники. На Южном Урале будущие актеры продолжили и закончили обучение в театральном училище. Выпускным спектаклем был «Благочестивая марта»17.

В Стерлитамак был направлен Московский театр-студия им. Станиславского. Кроме того, в эвакуации приезжие театральные коллективы открывают театральные студии. Так при Ленинградском малом оперном театре в октябре 1943 г. была открыта оперная студия. Художественным руководителем студии был Б. Э. Хайкин18.

В 1944 г. при театре по инициативе режиссера Московского малого театра Прозоровского (он же стал ее первым руководителем) в Магнитогорском драматическом театре была организована студия по повышению квалификации молодых актеров, которыми были поставлены спектакли «Жорж Дантен» и «Хрустальный башмачок»19. В студии обучались 25 человек. Учащиеся были зачислены во вспомогательный состав театра20. Кроме студии, при театре появляются курсы по повышению квалификации кружков самодеятельного искусства. Для повышения уровня самодеятельности, 12 человек из театральной труппы работали в молодежных общежитиях21.

Художественная жизнь Южного Урала в годы войны обогатилась работой эвакуированных художников, приехавших из Эстонии, Москвы, Ленинграда, Киева. В первой половине 1942 г. в городе Челябинске проживало эвакуированных: 8 художников и скульпторов22. Оренбургский Союз Художников в 1942 г. объединял 10 человек, из которых 3 было эвакуированными23. В Башкирии работало в 1942 г. 17 художников, основная масса которых прибыла в Уфу с Украины24. В Башкирию в годы войны был эвакуирован практически полным составом Союз художников Украины (более тридцати человек), а также мастера из Москвы и Ленинграда.

Среди видов изобразительных искусств на первый план выходит графика. Она развивается в форме плакатов и карикатур. В области графики работали как местные мастера (И. Л. Вандышев, А. П. Сабуров, М. И. Ткачев и другие), так и эвакуированные (А. С. Пруцкий, М. Н. Алексич, Г. В. Забарский, М. М. Иоффе, Э. А. Лепп и другие). В сентябре 1941 г. в Челябинске прошла выставка плакатов, в которой приняли участие 31 автор, было выставлено 70 работ25. В Оренбургской области местными художниками Н. Ф. Кудашевым, М. М. Янковским, Барановым также был налажен систематический выпуск «Окон ТАСС»26.

В области живописи на первый план выходят жанры бытовой, портрет, исторический. Другие жанры - натюрморт, пейзаж, батальный жанр уходят на второй план. Подобная градация жанров связана с потребностями военного времени, когда необходимо было запечатлеть новых героев и современные значимые события. Тематика произведений также отличается от предвоенной. Героями произведений становятся современники - рабочие, солдаты, генералы и только что происходящие события.

В результате ухода литераторов на фронт уральские писательские организации в первые дни войны понесли серьезные количественные потери. Это не могло не сказаться на их творческом потенциале. Изменения начинаются с осени 1941 г., когда в регион начинают приезжать эвакуированные поэты, писатели. Эвакуация писателей и поэтов в Оренбургскую область позволила в 1942 г. создать здесь отделение Союза писателей27. В него вошли одиннадцать человек28. Благодаря эвакуации в Челябинскую область ряда писателей, местная Челябинская писательская организация возобновила свою деятельность в сентябре 1941 г. В конце 1941 - начале 1942 г. Челябинское отделение ССП СССР объединяло 13 эвакуированных писателей, по-этов29. В Уфе в эвакуации был размещен Институт литературы и языка АН УССР.

Представители института занимались исследование творчества представителя башкирской литературы М. Гафури. Здесь издавался журнал «Украинская литература», редактором которого был Ю. Яновский. Украинские поэты М. Рыльский, В. Соссюра перевели на украинский язык стихи Р. Нигмати и С. Кудаша. Писатели Украины организовывали литературные вечера, посвященные творчеству Т. Шевченко, И. Франко, М. Коцюбинского30.

Только за 1 один год войны литературными работниками Оренбургской области (местными и эвакуированными) было написано 20 рассказов, 200 стихов, 15 одноактных пьес. Также было проведено 15 литературно-творческих собраний, на которых писатели обсуждали рассказы, стихи, пьесы, программы для агитбригад. Писателями было дано свыше 20 выступлений на радио, проведено 2 литературных утра, 3 больших литературных вечера31.

В рассказах, стихах, очерках основное внимание обращалось на величие трудовых подвигов, всенародный подъем, сплоченность и дружбу людей, объединенных одними общими целями. Главным героем произведений становился простой человек, борющийся с немецко-фашистскими захватчиками. Тема Великой Отечественной войны становится основной в произведениях авторов (Н. Альбертон «Месть», О. Гольдес «В лесу» и других).

В эвакуации в Оренбурге раскрылся талант А. Фатьянова как поэта-песенника. Совместно с композитором Соловьевым-Седым им были написаны песни, ставшие популярными в годы войны. Только за оренбургское лето 1942 г. авторским коллективом было создано 20 песен («Гармоника», «Выше голову», «Песня мести», «Застольная», «Ехал казак воевать»).

Популярной формой работы деятелей литературы становятся встречи с читателями, выступления в военных частях, гарнизонах и госпиталях.

Большой вклад в развитие местной музыкальной культуры внесли эвакуированные музыканты, преподаватели музыки и композиторы. Большинство эвакуированных музыкантов, преподавателей в Челябинскую область было распределено между такими городами, как Челябинск и Магнитогорск. Благодаря притоку эвакуированных специалистов в 1942 г. в этих городах вновь начали работать музыкальные училища и школы. Так, в Магнитогорске работало семь представителей эвакуированных музыкальных работников. Приехали они преимущественно из Москвы, Ленинграда, Риги32. В Челябинских музыкальных учебных учреждениях в 1943 г. работало пять эвакуированных мастеров, приехавших из Москвы, Киева33. Подобная ситуация была и в Оренбургской области. Практически все работники Музыкального училища и школы были представителями эвакуированных34.

До начала войны в Оренбургской области было два композитора. В связи с

35

эвакуацией их число увеличилось до 13 человек . Поэтому летом 1941 г. приказом Отдела по делам искусств № 25 решено выделить из дома народного творчества секцию композиторов в самостоятельную областную группу композиторов по Чкалов-ской области36. В эвакуации композиторы в Оренбургскую область продолжали активно творчески работать. Со своим творческим отчетами с ноября 1941 по май 1942 гг. на местном радио выступили Дзержинский, Френкель, Соловьев-Седой, Шульгин, Р. Ромм, М. Ростропович37. В Челябинской области в эвакуации работали пятеро композиторов.

В эвакуации начинается музыкальная деятельность юного виолончелиста Мстислава Ростроповича. Оренбург он приезжает вместе с семьей из блокадного Ленинграда в конце 1941 г. Здесь он учится в школе и продолжает получать музыкальное образование в музыкальном училище, где преподает его отец. Свои первые

сольные выступления для публики Ростропович показывает в кинотеатре «Молот», где вместо отца перед показом фильма играет несколько номеров38.

После смерти отца в 1942 г. М. Ростропопович начинает работать вместо отца в музыкальном училище, продолжает выступать в кинотеатре «Молот», ездит с концертами в колхозы, окрестные городки, госпиталя.

В 1942 г. Ростропович начинает заниматься у композитора М. И. Чулаки по композиции. Его выступления были включены в отчетный концерт советских композиторов. Выступал Ростропович и как композитор, и как виолончелист. В 1943 г. М. Ростропович уезжает в Москву продолжать свое обучение.

Большое влияние на развитие местной музыкальной культуры сыграли артисты, направляемые на Южный Урал с концертами. Целью таких поездок было поднятие боевого духа в гарнизонных частях, на промышленных предприятиях и в госпиталях. Также выступления столичных артистов способствовало воспитанию более высокого уровня музыкальной культуры, вырабатывало определенный художественный вкус и требовательность к выступающим. За время войны Южный Урал посетили с гастролями Я. Флиер, Московский ансамбль оперетты, Государственный хор имени Пятницкого, с выступлениями приезжал Д. Шостакович и многие другие.

С 1943 г. в развитии культуры Южного Урала начинается новый этап. В связи с победами армии на военных фронтах и освобождением территорий, начинается процесс реэвакуации приехавших театров, художников, писателей и музыкантов. К середине 1944 г. из региона выехали все эвакуированные театры. Последним был Ленинградский академический Малый оперный театр, покинувший Оренбург в сентябре 1944 г. Эвакуация представителей художественной интеллигенции, приехавших не организованными группами затянулась до 1946 г. Так, в Челябинской области в 1946 г. работало 4 художников, один скульптор.

В этот период местные власти начинают оказывать помощь в восстановлении местных учреждений культуры, прежде всего театров. Так, на свои стационарные площадки вернулись драматические театры Златоуста, Кыштыма, Копейска, Челябинска, Орска, Шадринска. Кроме того, начинают создаваться новые театральные коллективы. Так появился драматический театр в Миассе, кукольный и оперный театры в Челябинске, театр музыкальной комедии, драматический театр в Кургане. В результате такой политики на Южном Урале была практически полностью восстановлена театральная сеть к концу войны.

Таким образом, за годы войны в развитии культуры Южного Урала можно выделить несколько этапов:

Первый период: с 22 июня по декабрь 1941 г., когда в связи с нехваткой средств для работы, уходом части представителей художественной интеллигенции, приездом эвакуированных театров, художников, писателей местные учреждения культуры и искусства закрывались, либо уступали свои площадки приезжим театрам. В этот период происходит увеличение численности местных отделений Союзов в связи с включением в их состав приезжих.

Второй период: 1942-1943 гг., время, когда культура региона обогатилась совместной работой местных и эвакуированных представителей художественной интеллигенции. Так, благодаря приезду писателей в регион вновь заработали, либо были созданы отделения писателей в Челябинской и Чкаловской областях, появились отделения композиторов. Причем, в Челябинской области отделение композиторов после отъезда эвакуированных смогли создать только в 1983 г. Театральное искусство Южного Урала обогатилось работой пятнадцати эвакуированных театров, а также приехавшими или организованными театральными студиями. В послевоенное время

выпускники театральных студий продолжили работу в местных театрах, филармониях. Местные отделения Союза художников увеличились в два-три раза, в связи с включением в их состав приезжих мастеров. Работа на Южном Урале эвакуированных представителей художественной интеллигенции обогатила творческий потенциал учреждений культуры и искусства, дала толчок для их развития уже в послевоенное время, а также воспитала у зрителей художественный вкус, повысила требовательность к художественным произведениям.

Третий период: 1944-1945 гг., в этот период в связи с реэвакуацией эвакуированных театров, переломом военных действий на фронте в пользу Красной Армии начинается процесс воссоздания местных учреждений культуры и искусства. Развитие культуры в последние военные годы и первые после военные годы происходило под влиянием тех процессов, которые происходили в регионе в годы войны.

Примечания

1 См.: Война. Культура. Победа : материалы Уральского научного форума : в 2 ч. Ч. 1. Роль Урала как арсенала Победы. Культура и искусство Урала в годы Великой Отечественной войны / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; Челяб. обл. краевед. музей; Челяб. обл. универс. науч. б-ка / под ред. В. Я. Рушанина, Н. Г. Апухтиной, Н. А. Вагановой, Л. П. Кутлиной. - Челябинск : ЧГАКИ, 2005; Тыл - фронту : материалы междунар. науч. конф., посв. 60-летию Великой Победы (Челябинск, 20-21 апр. 2005 г.) - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. - 417 с.

2 См.: Суздалев, П. К. Советское искусство периода Великой Отечественной войны / П. К. Суздалев. - М., 1962; Тельпуховский, Б. С. Великая Отечественная война Советского Союза. 1941-1945 гг. / Б. С. Тельпуховский. - М., 1959; Шамес, П. Писатели в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / П. Шамес. - М., 1946; Резник, О. О некоторых чертах советской литературы в годы Великой Отечественной войны / О. Резник // Советская литература : сб. ст. - М., 1947; Павловский, А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны / А. Павловский. - Л., 1967; и др.

3 См.: Вольфович, В. Челябинск музыкальный / В. Вольфович. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. - 176 с.

4 См.: Сперанский, А. В. Театральные учреждения Урала в годы Великой Отечественной войны / А. В. Сперанский // Урал в период Великой Отечественной войны. -Свердловск, 1986; Сперанский, А. В. Художественно-образный потенциал уральского ре-периода Великой Отечественной войны как парадокс тоталитарной культуры / А. В. Сперанский // Великая Отечественная война : уроки, проблемы : материалы науч.-практ. конф., посв. 50-летию Победы. - Пермь, 1995.

5 См.: Кудзоев, О. А. Скульптурная летопись края / О. А. Кудзоев, А. С. Ваганов. -Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. - 340 с.

6 См.: Хавторин, Б. П. Музыкальная культура Оренбурга XX столетия / Б. П. Хавторин. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во, 1999. - 440 с.

7 См.: Федорова, А. В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны / А. В. Федорова. - Оренбург : Оренб. кн. изд-во, 1995. - 216 с.

Сперанский, А. В. В горниле испытаний : Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / А. В. Сперанский. - Екатеринбург : УрО РАН, 1996. - 350 с.

9 ЦНДОО. Ф. 371. Оп. 5. Д. 75. Л. 6, 10.

10 Подсчеты автора по архивным материалам РГАЛИ, ОГАЧО, ГАОО.

11 Данных о численности Рязанского, Воронежского драматических театров и Львовского театра миниатюр не найдено.

12 ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 260. Л. 15.

13 В годы войны Оренбургская область носила название Чкаловская, город Оренбург - Чкалов.

14 ГАОО. Ф. 1581. Оп. 1. Д. 11. Л. 93.

15 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Д. 308. Л. 15.

16 Пашенная, В. Н. Статьи. Воспоминания / В. Н. Пашенная. - М. : Искусство, 1971. -С. 270.

17

Школа Малого театра : 190 лет высшему театральному училищу им. М. С. Щепкина. - М. : Лазурь, 2000. - С. 109.

18 Френкель, Д. Два года / Д. Френкель // Чкаловская коммуна. - 1943. - 21 авг.

19 ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 220. Л. 27.

20 ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 247. Л. 39.

21 Прозоровский, Л. М. В сталинской Магнитке / Л. М. Прозоровский // Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны. - М. ; Л. : Искусство, 1949. - С. 136.

22 ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 6. Д. 250. Л. 7-10.

23 ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 45. Л. 126.

24 РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Д. 1024. Л. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Челябинская организация Союза художников России : справочник / авт.-сост. О. А. Кудзоев. - Челябинск, 1996. - С. 311.

26 ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 17. Л. 16.

27 Швыдченко, В. И. Оренбургская областная партийная организация в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / В. И. Швыдченко // Уч. зап. Оренб. пед. инта. Вып. 25. - Оренбург, 1967. - С. 155.

28 ЦНДОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 254. Л. 1, 1 об.

29 ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 6. Д. 250. Л. 7, 10.

30

Семочкина, Е. И. Литературная жизнь Урала в годы Великой Отечественной войны / Е. И. Семочкина // Человек. История. Общество : уч. зап. - Челябинск : ЧГТУ, 1995. - С. 31.

31 Клементьев, Н. Чкаловские писатели в дни войны / Н. Клементьев // Чкаловская коммуна. - 1942. - 20 июля.

32 ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 240. Л. 22, 22 об.

33 ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 244. Л. 41.

34 ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 35. Л. 3, 3об.

35 ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 33. Л. 1.

36 ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 13. Л. 115.

37 ЦНДОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 255. Л. 44.

38 Место эвакуации - Чкаловская область // Архивные находки. Вып. 5. - Оренбург : ГАОО, 1995. - С. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.