Научная статья на тему 'Педагогическая и методическая работа художественной интеллигенции на Южном Урале в период эвакуации в годы Великой Отечественной войны'

Педагогическая и методическая работа художественной интеллигенции на Южном Урале в период эвакуации в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLECTUALS / ЭВАКУАЦИЯ / EVACUATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гейль В.В.

Педагогическая, методическая и консультационная деятельность эвакуированной художественной интеллигенции, работа театральных и художественных студий, открытие музыкальных училищ все это повлияло на развитие местной культуры в послевоенный период, повысив уровень образованности местных представителей творческой интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND METHODOLOGICAL WORK OF THE ARTISTIC INTELLIGENTSIA THE SOUTHERN URAL DURING EVACUATION IN THE GREAT PATRIOTIC WAR YEARS

The educational, methodical and consulting activities of evacuated artistic intelligentsia, the work of theater and art studios, opening music schools all of this influenced of the development of local culture in the postwar period, raising the level of education of local intellectuals.

Текст научной работы на тему «Педагогическая и методическая работа художественной интеллигенции на Южном Урале в период эвакуации в годы Великой Отечественной войны»

умения, навыки (в том числе и социальные), но мую базу для профессионального самоопреде-и личностно развиваются, получают необходи- ления в будущей взрослой жизни.

Библиографический список

1. Сальков, А. В. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета [Электронный ресурс] / А. В. Сальков. — Режим доступа: http:// vestnik.osu.ru/2002_2/20.pdf.

2. Алехина, Н. В. Индивидуально-образовательный проект как средство самоопределения гимназиста [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Алехина. — Оренбург, 2000.

3. Сафонова, Л. В. Дневник профессионального самоопределения [Электронный ресурс] / Л. В. Сафонова. — Режим доступа: http://www.kcosh.khakasnet.ru/documents/dnevnik.pdf .

4. Березина, В. А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования [Текст] / А. В. Березина. — М. : АНО «Диалог культур», 2007. — 512 с.

5. Душков, Б. А. Энциклопедический словарь : Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика [Текст] / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. — Екатеринбург : Деловая книга, 2005. — 315 с.

6. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. — М. : Академия, 2004. — 304 с.

7. Бедов, А. Н. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности [Текст] / А. Н. Бедов // Народное образование. — 2009. — № 2.

8. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования [Текст] / Н. В. Матяш ; под ред. В. В. Рубцова. — Мозырь : РИФ «Белый ветер», 2000. — 283 с.

9. Веселова, В. Г. Проектная деятельность будущего учителя : Проблемы профессионального становления [Текст] / В. Г. Веселова, Н. В. Матяш. — Брянск : Изд-во БГУ, 2002. — 217 с.

10. Дьюи, Дж. Школы будущего [Текст] / Дж. Дьюи ; пер. с англ. — М. : Учпедизд, 1922. —

76 с.

11. Философия [Текст] : энцикл. словарь / под ред. А. А. Ивина. — М. : Гардарики, 2004. — 1072 с.

12. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка : современная версия [Текст] / В. И. Даль. — М. : Эксмо, 2009. — 736 с.

13. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2000. — № 2, 3.

УДК 94(47) В. В. Гейль, заведующая курсами

дополнительного образования Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ), канд. ист. наук, г. Челябинск, e-mail: gIeil83@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В ПЕРИОД ЭВАКУАЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Педагогическая, методическая и консультационная деятельность эвакуированной художественной интеллигенции, работа театральных и художественных студий, открытие музыкальных училищ — все это повлияло на развитие местной культуры в послевоенный период, повысив уровень образованности местных представителей творческой интеллигенции.

Ключевые слова: интеллигенция, эвакуация, педагогическая деятельность.

В год юбилея Победы советского народа хочется вспомнить о малоизвестных фак-в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. тах педагогической деятельности творческой

интеллигенции, оказавшейся в эвакуации на Южном Урале. Во многом именно эти люди заложили фундамент нашей региональной культуры, создали прецедент связи глубокой российской провинции с центрами российской культуры. В тяжелых условиях военного тыла эвакуированная интеллигенция отдавала все свои силы служению делу народного просвещения. После войны многие уехали домой, кто-то остался на Урале, но главным было то, что сохранился культурный задел, культурная база, на которой региональная интеллигенция продолжала развивать уральскую науку, образование, культуру, искусство.

В годы Великой Отечественной войны на Южный Урал с оккупированных территорий были эвакуированы не только промышленные предприятия, население, но и учреждения культуры и представители художественной интеллигенции. Эвакуация данной категории населения происходила с лета 1941 г. и продолжалась до осени 1942-го. За этот период в регион прибыло более двух тысяч человек. Несмотря на сложности с размещением и организацией питания, в эвакуации художественная интеллигенция продолжала работать. В ее деятельности можно выделить несколько направлений: работа по изменению репертуара театров в соответствии с поставленными в годы войны задачами; активное участие в военно-шефской деятельности, в том числе работа во фронтовых бригадах;

гастрольные поездки. Кроме того, важное значение имела педагогическая и методическая деятельность эвакуированной интеллигенции, сыгравшая большую роль в развитии художественной культуры региона как в годы войны, так и в послевоенное время.

Благодаря приезду преподавателей, деятелей культуры в регионе возобновили работу музыкальные училища и школы, начали создаваться художественные и театральные кружки, студии, открылись курсы повышения квалификации. В Магнитогорске работали семь музыкальных работников, приехавших преимущественно из Москвы, Ленинграда, Риги. В челябинских музыкальных учебных учреждениях в 1943 г. преподавали пять мастеров, эвакуированных из Москвы и Киева (табл. 1). До эвакуации трое педагогов трудились в музыкальных школах или техникумах, двое — в государственных консерваториях, один — в филармонии. По специальности работали четверо по классу фортепиано, один — по классу скрипки. В годы войны в музыкальном училище г. Челябинска было решено открыть теоретико-композиторское отделение, так как предполагалось пригласить на работу композитора М. А. Цветаева. Планировалось набрать на это отделение 14 человек. Однако оно так и не было открыто, так как Цветаеву не предоставили необходимых условий для творчества [1].

Таблица 1

Сведения об эвакуированных педагогах, работавших в Челябинском музыкальном училище и музыкальной школе, на 15 июля 1943 г. [2]

№ Ф. И. О. Прежнее место работы Специальность

1 Обух Ольга Сергеевна Москва, музшкола № 2 Куйбышевского района Класс фортепиано

2 Ростовцева Ирина Всеволодовна Москва, государственная консерватория Класс фортепиано

3 Круглая Розалия Борисовна Киев, государственная консерватория, музтехникум и школа Класс фортепиано

4 Оувар-Яповская Елизавета Абрамовна Киев, музшкола Класс фортепиано

5 Зваленский Яков Борисович Москва, государственная филармония Класс скрипки

В Чкаловской области 21 из 35 работников музыкального училища были из числа эвакуированных [3]. Преподавателями по классу фортепиано работали С. Н. и В. П. Португаловы, по классу скрипки — Э. М. Гиттер-Щипотовская, Н. М. Гуревич. Вокал преподавала Л. А. Батурина. Теории музыки обучали музыковед Р. Ф. Гле -зер, композиторы В. В. Ворошилов, Л. В. Шульгин. Они приехали из Москвы, Ленинграда, Харькова, Днепропетровска, предыдущими местами их работы были музыкальные школы, училища, консерватории, филармонии.

По инициативе Р. В. Глезер в музучилище Чкалова (ныне г. Оренбург) осенью 1941 г. было открыто историко-теоретическое отделение. Преподаватели и студенты столкнулись с отсутствием необходимых учебников, пособий, нотной литературы. По предложению Р. Ф. Глезер педагоги училища после учебных сессий были привлечены к переписыванию необходимой литературы. Некоторые учебные пособия педагогам пришлось разрабатывать самим. Преподаватели историко-теоретического отделения ввели практику посещения студентами генеральных

репетиций симфонического оркестра в Ленинградском малом оперном театре. Студенты до посещения репетиций должны были ознакомиться с репертуаром театра и оркестра с последующим обменом мнениями с композиторами, музыкантами [4; 5]. Посещение концертов, обмен мнениями с приезжими музыкантами и композиторами разнообразило формы обучения студентов, повысило уровень их образования.

Благодаря приезду эвакуированных художников в Челябинской области были открыты изостудии в Пласте и Кыштыме. В Пласте изостудия была открыта Н. С. Качинским в 1942 г. и просуществовала вплоть до отъезда художника в 1945 г. В Кыштыме работал эвакуированный художник С. Г. Невельштейн. Его студия просуществовала около года (в 1942-43 гг.), благодаря чему в городе в послевоенный период появились свои профессиональные мастера [6-10].

Важную роль в развитии театральной жизни региона сыграл приезд эвакуированных театральных коллективов. Вместе с Московским академическим малым театром в Челябинске продолжило работу театральное училище им. М. С. Щепкина. Большую работу по организации учебного процесса в училище провела В. Н. Пашенная, под руководством которой был набран новый курс студентов. В 1942 г. в Челябинск из Москвы были вызваны студенты-выпускники. Здесь они продолжили и закончили обучение в театральном училище, поставив выпускной спектакль «Благочестивая Марта» [11].

В 1944 г. при Магнитогорском драматическом театре по инициативе и под руководством режиссера Л. М. Прозоровского была организована студия по повышению квалификации молодых актеров, которые поставили спектакли «Жорж Дантен» и «Хрустальный башмачок». В студии обучались 25 человек. Учащиеся были зачислены во вспомогательный состав театра. Кроме студии, при театре появляются курсы по повышению квалификации участников кружков самодеятельного искусства. Для повышения уровня самодеятельности 12 человек из театральной труппы работали в молодежных общежитиях [12].

При Ленинградском государственном оперном малом театре в Чкалове в октябре 1943 г. открылась оперная студия. Художественным руководителем студии был Б. Э. Хайкин. Артисты Орловского областного драматического театра возглавили местную самодеятельность в головном госпитале, военно-инженерной школе, цехе

№ 6 завода № 66, пожарной охране, госпитале, расположенном в здании школы № 14 [13; 14].

Эвакуированные артисты давали методические консультации самодеятельным местным коллективам. Актеры Украинского государственного театра им. М. С. Щепкина дали пять консультаций по отбору материалов для самодеятельных коллективов. Артисты Воронежского областного театра драмы Н. И. Данилов, Е. В. Черная, И. Д. Шарова консультировали драматический коллектив Копейского дворца культуры, артист В. А. Потоцкий — вокальный кружок. Многие артисты театра были закреплены за кружками художественной самодеятельности заводов, шахт, строек Копейска. Отделением Воронежского театрального общества для руководителей кружков были организованы консультации, в ходе которых происходило знакомство с новинками репертуара [15].

Профессиональные художники и скульпторы, прибывшие на Южный Урал, также оказывали творческую и консультационную помощь местными начинающим мастерам с целью повышения их профессионального уровня. Они читали лекции по истории искусства, изобразительному искусству. Так, в 1944-45 гг. методические занятия для начинающих художников проводили мастера А. Н. Пруцких и И. Н. Кли-гер, а художник И. Г. Сегаль в течение последнего военного года читал лекции по изобразительному искусству для самодеятельных художников. Плодотворно на этом поприще работала прибывшая из Ленинграда в Челябинск вместе с Кировским заводом искусствовед Ц. Г. Нессельштраус [16]. Эвакуированный художник В. Н. Перельман неоднократно посещал челябинского мастера И. Л. Вандышева. По воспоминаниям последнего, Перельман осмотрел его работы, приготовленные к Дню Красной Армии, и дал советы по доработке полотен. Подобную работу проводили и московские живописцы И. Соколов и Суворов. Кроме высказывания критических замечаний о художественных работах И. Л. Вандышева, они давали ему советы по улучшению техники. Как вспоминает Игнатий Лукич, московские художники, просмотрев ряд миниатюр, «нашли их неплохими мотивами, по которым можно углубить работу прорисовкой с натуры», а также советовали наносить мазок по форме — «Владеть кистью как смычком скрипки». Для картины «Улица Возмездия» они посоветовали доработать фигуру лошади и подчеркнуть передний план [17].

В гостинице «Южный Урал» организовывались художественные вечера, на которых

выступали музыканты, звучали стихи, художники рисовали портреты своих коллег. Совместные занятия местных и эвакуированных живописцев на этюдах, выполнение ими заказов для фронта и агитационно-мобилизационных заказов, работа в различных техниках и с разными материалами, советы и наглядный пример приезжих мастеров стали настоящей школой для челябинских художников. Кроме того, по инициативе эвакуированных мастеров в регионе появляются художественные студии для детей в Кыштыме, Пласте.

Еще одним направлением работы приезжих художников и скульпторов было оказание методической помощи в организации выставок. В годы войны в Челябинской области было проведено 9 (по другим данным — 15) выставок [18]. В 1942 г. Ц. Г. Нессельштраус сформировала передвижную выставку, посвященную 24-летней годовщине РККА, а при помощи В. Н. Перельмана была организована выставка «Великая Отечественная война». Помощь эвакуированных мастеров была высоко оценена местной организацией Союза художников. В. А. Шестаков и В. Н. Перельман выступали с обзором проходивших выставок.

Своеобразной формой профессионального общения продолжали оставаться встречи в местных отделениях Союза писателей, на которых происходили обсуждения, обмен мнениями и опытом как местных, так и эвакуированных писателей. В феврале 1943 г. в Челябинском отделении Союза писателей прошло

Библиографический список

обсуждение сборника стихов поэта М. Львова, посвященного людям и новостройкам Южного Урала. После обсуждений сборник был одобрен и принят к изданию в Челябгизе. Также на этом обсуждении были рассмотрены произведения Г. Нагаева, А. Гольдберга, Ф. Ф. Майского, Б. Ицына [19]. Участие в обсуждениях приезжих писателей и поэтов помогало местным литераторам расширить свои творческие возможности, раскрыть новые таланты.

Для начинающих авторов местные Союзы писателей организовывали литературные консультации профессиональных мастеров. Челябинское отделение Союза писателей проводило такие встречи три раза в неделю (понедельник, четверг, суббота) в помещении редакции газеты «Челябинский рабочий» [15], встречи местных и эвакуированных писателей проходили также на базе местной газеты «Красная Башкирия».

Методическая и педагогическая работа эвакуированной художественной интеллигенции внесла неоценимый вклад в развитие местной культуры как в военное, так и в послевоенное время. Благодарность наставникам сохранилась в культурной памяти уральской творческой и педагогической интеллигенции. Современные учебные заведения творческой направленности г. Челябинска, да и всего Южного Урала успешно функционируют во многом благодаря той базе, которая была создана в годы Великой Отечественной войны совместными усилиями региональных и эвакуированных деятелей культуры.

1. Князева, М. К. Воспоминания о военных и послевоенных годах [Текст] / М. К. Князева // Исторические чтения : материалы науч. конф. Центра ист.-культ. наследия г. Челябинска «Неизвестная война: малоизученные страницы Великой Отечественной» (2004) / сост. : Э. Б. Дружинина, И. А. Казанцев. — Челябинск, 2005. — Вып. 9. — С. 160.

2. ГУ ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 244. Л. 41.

3. ГУ ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 35. Л. 3 — 3 об.

4. ГУ ГАОО. Ф. 1125. Оп. 1. Д. 16. Л. 4, 16.

5. ГУ ГАОО. Ф. 1125. Оп. 1. Д. 24. Л. 39.

6. Павленко, Г. К. Огненный рубеж фронта и тыла. Челябинская область в 1941-1945 гг. [Текст] / Г. К. Павленко, В. Д. Павленко. — Челябинск, 2005. — С. 235-236.

7. Александрова, И. А. Самуил Григорьевич Невельштейн [Текст] / И. А. Александрова. — Л. : Художник РСФСР, 1989. — С. 2.

8. ГУ РГАЛИ. Оп. 3. Д. 908. Л. 15.

9. Пашенная, В. Н. Статьи. Воспоминания [Текст] / В. Н. Пашенная. — М. : «Искусство», 1971. — С. 270.

10. Школа Малого театра : 190 лет высшему театральному училищу им. М. С. Щепкина [Текст]. — М. : «Лазурь», 2000. — С. 109.

11. ГУ ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 220. Л. 27; Д. 247. Л. 39.

12. Френкель, Д. Два года [Текст] / Д. Френкель // Чкаловская коммуна. — 1943. — 21 авг.

13. ГУ ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 243. Л. 46.

14. ГУ ГАОО. Ф. Р-1469. Оп. 2. Д. 2. Л. 8.

15. ГУ ОГАЧО. Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 6. Л. 166 об.

16. Вандышев, И. Л. Дневник [Текст] / И. Л. Вандышев // Челябинск неизвестный : краеведч. сборник. Вып. 3 / сост. В. С. Боже. — Челябинск, 2002. — С. 603-604, 606.

17. Байнов, Л. П. Художники Челябинска [Текст] / Л. П. Байнов. — Челябинск, 1979. — С. 59.

18. ГУ ОГАЧО. Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 4. Л. 281.

19. Литературные консультации [Текст] // Челябинский рабочий. — 1942. — 5 июля.

УДК 371/94(47) М. В. Егорова, зав. кафедрой

Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ), д-р ист. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: m_egorova@inbox.ru

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И УВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ШКОЛ УРАЛА

В статье рассказывается об основных занятиях и увлечениях учащихся дореволюционных школ Урала во внешкольное время. Анализируется влияние, которое оказывали эти увлечения на становление характера и личности учеников. Отмечается также, что изменения, которые происходили в общественной жизни страны накануне революции, меняли общее настроение учащейся молодежи.

Ключевые слова: дореволюционная школа, Урал, учащиеся, внешкольная жизнь, свободное время, учителя.

В дореволюционный период, в кон. XIX — нач. XX в., учебные занятия в большинстве средних школ Урала начинались в 9 ч. утра и заканчивались в 2-3 ч. дня. В школе ученики находились максимум шесть часов, остальное время они проводили вне учебного заведения. Чем же было занято свободное время учащихся? Во-первых, выполнением домашнего задания. По подсчетам преподавателей, в первом классе мужских гимназий на выполнение домашнего задания уходило 2-2,5 ч., во втором и третьем — 3-3,5 ч., в чет-вертом-пятом — 4-5 ч. В женских гимназиях в младших классах ученицы тратили на домашнее задание 2,5 ч., а в старших классах — 3-4 ч.

Подготовка домашнего задания занимала лишь часть свободного времени учащихся. Остававшееся время ученики могли потратить с пользой для себя, своего развития, как умственного, так и физического, или совершенно бесцельно, праздно проводя его на улице, а иногда и в увеселительных заведениях. Учебное начальство, стремившееся держать под контролем учеников, пыталось организовывать их свободное время. Для этого устраивались литературные беседы, литературно-музыкально-вокальные вечера, торжественные акты, посвященные памятным датам и событиям истории и современности.

Организовывая свободное время учащихся, учителя пытались использовать все возможности для эстетического, умственного, нравственного развития своих воспитанников. Общеобразовательные лекции были призваны повысить интерес учеников к учебе, к получению новых знаний. Нередко и сами учащиеся выступали с интересными, познавательными докладами. На литературно-музыкально-вокальных вечерах воспитанники средних учебных заведений, увлекавшиеся музыкой, декламацией, литературой, с удовольствием демонстрировали свои умения. Огромный интерес учащихся к театру в тот период способствовал тому, что они с большим успехом ставили небольшие театральные сценки, а иногда и полноценные спектакли. В полную силу все таланты, способности учащихся проявлялись на новогодних музыкальных вечерах, которые проводились для учеников и их родителей. Следуя традициям, в этот вечер зажигали елку, учащиеся пели песни, разученные в классах: «Пахнет снегом над лугами», «Сквозь волнистые туманы» и др. Если в школе имелся ученический хор, то он обязательно исполнял несколько песен. При многих учебных заведениях были оркестры, в которых играли на балалайках, гитарах, мандолинах [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.