Научная статья на тему 'ВЫХОД НА ПЕНСИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ'

ВЫХОД НА ПЕНСИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ВЫХОД НА ПЕНСИЮ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахильгова Марэм Тухановна, Ханова Зоя Гаджиалиевна

В статье представлен анализ содержания и функциональной характеристики кризиса в пространстве научных исследований. Выделены три основные группы психологических кризисов: возрастные, личностные и ситуативные. Раскрыты особенности выхода на пенсию в качестве кризиса личностного развития. Установлена связь личностных характеристик преподавателей вуза, подвергшихся изменениям, обозначенных ими в качестве субъективно значимых при выходе на пенсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETIREMENT OF UNIVERSITY LECTURERS AS A DETERMINANT OF PERSONAL CHANGES

The article presents the analysis of the content and functional characteristics of the crisis in the scientific research environment. Three main groups of psychological crises are identified: age-related, personal, and situational. The features of retirement as a personal development crisis are revealed. The relationship between the university lecturers' personal characteristics that have undergone changes, designated by them as subjectively significant for retirement, is established.

Текст научной работы на тему «ВЫХОД НА ПЕНСИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»

УДК 159.9.072.43 doi: 10.31862/2218-8711-2021-6-73-80

ББК 88.44

ВЫХОД НА ПЕНСИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

RETIREMENT OF UNIVERSITY LECTURERS AS A DETERMINANT OF PERSONAL CHANGES

Ахильгова Марэм Тухановна

Доцент кафедры общей психологии, Ингушский государственный университет E-mail: marem.akhilgova@mail.ru

Akhilgova Marem T.

Assistant Professor at General Psychology Department of the Ingush State University E-mail: marem.akhilgova@mail.ru

Ханова Зоя Гаджиалиевна

Профессор кафедры психологии, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», доктор психологических наук, доцент

E-mail: khanova309@yandex.ru

Khanova Zoya G.

Professor at the Psychology Department of Moscow University for Industry and Finance "Synergy", ScD in Psychology, Associate Professor

E-mail: khanova309@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен анализ содержания и функциональной характеристики кризиса в пространстве научных исследований. Выделены три основные группы психологических кризисов: возрастные, личностные и ситуативные. Раскрыты особенности выхода на пенсию в качестве кризиса личностного развития. Установлена связь личностных характеристик преподавателей вуза, подвергшихся изменениям, обозначенных ими в качестве субъективно значимых при выходе на пенсию.

Abstract. The article presents the analysis of the content and functional characteristics of the crisis in the scientific research environment. Three main groups of psychological crises are identified: age-related, personal, and situational. The features of retirement as a personal development crisis are revealed. The relationship between the university lecturers' personal characteristics that have undergone changes, designated by them as subjectively significant for retirement, is established.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Ахильгова М. Т., Ханова З. Г., 2021

Ключевые слова: психологический кризис, личностные изменения, выход на пенсию, пенсионный возраст, преподаватель вуза.

Keywords: psychological crisis, personal transformations, retirement, retirement age, a lecturer.

Для цитирования: Ахильгова М. Т., Ханова З. Г. Выход на пенсию преподавателей вуза как детерминанта личностных изменений // Проблемы современного образования. 2021. № 6. С. 73-80. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-73-80.

Cite as: Akhilgova M. T., Khanova Z. G. Retirement of university lecturers as a determinant of personal changes. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 6, pp. 73-80. DOI: 10.31862/2218-87112021-6-73-80.

Выход на пенсию является неизбежным событием для любого субъекта профессиональной деятельности. Выход на пенсию определен в качестве события, имеющего правовую регламентацию всех своих этапов, увязанного с наступлением пенсионного возраста субъекта, но регулируемого его личностным выбором. Кризис выхода на пенсию обладает содержательной вариативностью, вызванной конфликтом между желанием продолжить трудовую деятельность или завершить ее в пользу получения пенсионных выплат.

Выход на пенсию - это кризисное событие в жизни пожилого человека, которое требует от него большой мобилизации сил для адаптации к новому образу жизни. Даже добровольный выход на пенсию всегда связан со стрессом, разрушающим физическое, психологическое и социальное здоровье человека, однако при выходе на пенсию человек может испытывать стресс разной интенсивности, и это может зависеть от сложившейся ситуации при выходе на пенсию [1].

Научно-практический интерес к исследованию личностных изменений у лиц предпенсионного возраста обусловлен, прежде всего, современной социокультурной ситуацией, связанной с экономическим кризисом, усиливающим безработицу, небольшим размером пенсии, а также с дискриминацией лиц предпенсионного и пенсионного возраста при попытках устроиться на работу.

В исследованиях показано, что вхождение в пенсионный возраст имеет несколько вариантов: часть людей продолжает заниматься своей прежней профессиональной деятельностью; многие подвергаются принудительному увольнению по возрасту; часть добровольно уходят из профессиональной деятельности. Таким образом, вхождение в пенсионный возраст может сопровождаться различными жизненными сценариями, связанными с разными вариантами дальнейшего жизнеустройства. Большинство авторов, занимающихся данной проблемой, отмечают, что сам факт выхода на пенсию является для человека кризисным.

Психологическими кризисами чаще всего позиционируют периоды жизни, возникающие при переходе человека к новым условиям деятельности, при которых, в силу возникающих противоречий между его текущими характеристиками и формирующимися требованиями среды (ситуации), высоко обостряется необходимость существенных

личностных и поведенческих изменений. Анализ соответствующего проблемно-предметного поля психологических исследований позволяет выделять три основные группы психологических кризисов, обозначаемых в качестве возрастных, личностных и ситуативных (жизненных).

В отечественной психологии возрастные кризисы рассматриваются как неизбежная данность, сопровождающая переход человека от одного возраста к другому. Под возрастными кризисами понимаются достаточно кратковременные периоды жизни человека, в течение которых индивидные показатели развития, сформировавшиеся у него в устойчивый период, должны перейти на новый уровень развития, позволяющий успешно решать некоторый набор актуализирующихся перед ним социальных задач. С этой точки зрения вся жизнь человека может рассматриваться как чередование стабильных и кризисных возрастных периодов.

Кризис ухода на пенсию как возрастной кризис увязывают с противоречиями психологических, духовных и биологических возможностей человека [2]. Сочетание в нем явлений, связанных с дисбалансом и угасанием ряда физиологических и психических функций, а также с утратой определенных статусных позиций, задают сложность состояния и процессов данного возрастного кризиса [3]. Зависимость времени выхода на пенсию от субъектного решения делают кризис ухода на пенсию достаточно динамично связанным с возрастом человека, что позволяет оспаривать его причисление к группе собственно возрастных кризисов.

В отличие от возрастных кризисов, личностные кризисы не наделяются четкой привязкой к возрастному развитию человека. С нашей точки зрения, о такой связи можно говорить лишь опосредованно, рассматривая возраст весомым фактором личностных преобразований. Так, например, рефлексия смысла жизни невозможна на начальных этапах возрастного развития, но возможна на старших возрастных этапах, когда формируется как минимум понимание того, что представляет собой смысл жизни. Соответ -ственно, при возможности выделять типичные личностные кризисы каждый человек может характеризоваться уникальным, присущим только ему сочетанием кризисных явлений, возникающих в определенные моменты развития его личности.

Обращаясь к типологии личностных кризисов, выделим среди них экзистенциальные кризисы и кризисы собственно личностного развития.

Экзистенциальные кризисы характеризуют собой личность, переживающую состояния утраты смысла жизни, понимания ценности индивидуального существования, построения собственной активности, что приводит к нарушению процессов целеобра-зования, к неспособности осуществлять текущее и перспективное планирование своей жизни [4].

К личностным кризисам относятся состояния человека, переживающего конфликт несоответствия результатов рефлексии собственного развития тем требованиям, которые он себе предъявляет. Разрешение такого рода кризисов авторы увязывают с особым видом деятельности, состоящей в создании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», позволяющем действовать в плане личностного преобразования, созидания.

К ситуативным (жизненным) кризисам отнесем такие кризисы, которые вызываются попаданием субъекта в течение его жизнедеятельности в новые, нетипичные, экстремальные и воспринимаемые как субъективно трудные и напряженные ситуации. Ситуативные кризисы рассматриваются нами прямым результатом конфликта актуальных характеристик субъекта и тех требований, которые предъявляются по отношению к нему со стороны новой, нетипичной или экстремальной ситуации.

В условиях разовости ситуативных кризисов происходящие поведенческие изменения не могут быть устойчивыми. Периодичность же их возникновения, согласно канонам психологической науки, способствует закреплению этих изменений сначала на уровне навыка, затем - привычки, а позднее - личностных изменений. Эти изменения способствуют преодолению восприятия ситуации в качестве кризисной, если они позволяют субъекту соответствовать требованиям, которые она предъявляет к нему.

При всем разнообразии возрастных, личностных и ситуативных кризисов у человека объединяющим для них выступает детерминация некоторым конфликтом, наполненность психологическим содержанием и влияние на психическую жизнь человека в форме появления в ней некоторых новообразований.

Выход на пенсию является жизненным событием, состоящим в нормативно регламентируемом прекращении субъектом пенсионного возраста своей трудовой деятельности на основе личностного выбора. Соответственно, пенсионный возраст может рассматриваться в большей мере как социально детерминируемый отрезок онтогенеза, а выход на пенсию - как социально регулируемый акт субъектной жизни.

Согласно имеющимся данным, сохранение трудовой деятельности или отказ от нее после наступления пенсионного возраста влияет на уровень психологического здоровья и психологической безопасности личности в зависимости от добровольности сделанного субъектом выбора [5]. Однако исследователи однозначно устанавливают, что каждый из вариантов предполагает некоторые личностные изменения и оказывает то или иное влияние на психическое благополучие субъекта.

Таким образом, достижение пенсионного возраста ставит перед субъектом актуальную задачу переосмысления своей жизнедеятельности и принятия жизненно значимых решений как минимум на ближайшую перспективу. В целом, несмотря на характер пенсионных решений, достижение пенсионного возраста выступает для субъекта кризисной ситуацией, так как предполагает достаточно серьезное переосмысление своей жизни и разрешение конфликта, заключенного в выборе организации своей дальнейшей жизни [6].

Эмпирический этап нашего исследования был направлен на сбор и анализ опытного материала, характеризующего личностные изменения преподавателя вуза при выходе на пенсию. Устанавливалась связь личностных характеристик преподавателей вуза, подвергшихся изменениям, обозначенных ими в качестве субъективно значимых при выходе на пенсию.

Исследование было реализовано на 200 преподавателях вуза в возрасте от 55 до 70 лет (124 женщины, 76 мужчин) с 2015 по 2020 г., не вышедших на пенсию при достижении ими пенсионного возраста, имеющих различный стаж работы.

Были привлечены следующие эмпирические методы: тестирование, опрос, субъективное шкалирование, беседа, наблюдение и эксперимент. Для сбора эмпирических данных был сформирован пакет тестовых методик, включающий: тест «Логические закономерности» (У. Липпман), методику «Таблицы Шульте» (В. Шульте), тест зрительной и слуховой памяти (R. Meili), методику «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев), методику диагностики социально-психологической адаптивности (К. Роджерс, Р. Даймонд), методику «Общий уровень общительности» (В. Ф. Ряховский), диагностику коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), тест «Мотивация избегания неудачи» (Т. Элерс), тест-опросник мотивации аффиляции (А. Мехраби-ан, модификация М. Ш. Магомед-Эминова), тест на оптимизм LOT (Ч. Шейер, М. Карвер), тест «Внушаемость» (С. В. Клаучек, В. В. Деларю).

Выявление и оценка личностных изменений преподавателей вуза при выходе на пенсию потребовали проведения сопоставления с использованием t-критерия Стью-дента последовательностей числовых значений психических характеристик познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной и характерологической сфер, выявленных у них при обследовании за два года и при выходе на пенсию (табл. 1).

Обследованием в рамках тестирования был охвачен комплекс из 20 личностных характеристик, относящихся к пяти сферам личности:

• к познавательной сфере - развитие логического мышления, эффективности работы, степени врабатываемости, зрительной и слуховой памяти;

• к эмоционально-волевой сфере - состояние психической устойчивости, позитивной и негативной агрессивности, конфликтности, эмоционального комфорта;

• к коммуникативной сфере - уровень развития коммуникации, способности к принятию других людей, коммуникативной толерантности;

• к мотивационной сфере - уровень стремления к доминированию, развития мотивации к достижению цели, интенсивности стремления к принятию;

• к характерологической сфере - состояние интернальности, самопринятия, оптимизма, внушаемости.

Сравнение массивов эмпирических данных, полученных за два года до выхода на пенсию и при выходе на пенсию, показало изменяемость следующих групп личностных характеристик преподавателей вуза:

• в познавательной сфере - врабатываемости внимания;

• в эмоционально-волевой сфере - позитивной агрессивности и эмоционального комфорта;

• в мотивационной сфере - стремления к доминированию, мотивации к достижению цели и стремления к принятию;

• в характерологической - оптимизма.

Изменения, соответственно, обнаружились по семи из двадцати изученных личностных характеристик.

Модальность установленных статистически значимых изменений оказалась неоднородной, в основном отрицательной. Падение уровня развития обнаружилось в

Таблица 1

Сопоставление средних величин психологических характеристик ЭГ преподавателей вуза

до и после выхода на пенсию

Сфера Личностные характеристики Средние значения 1 , Р эмп г

до после

Познавательная Логическое мышление (по тесту «Логические закономерности» У Липпмана) 6,4 6,5 -

Эффективность работы (по методике «Таблицы Шульте») 7,8 7,5 -

Степень врабатываемости (по методике «Таблицы Шульте») 7,6 6,4 t = 1,986 эмп р < 0,05

Зрительная память (по тесту зрительной и слуховой памяти R. МеШ) 7,0 6,9 -

Слуховая память (по тесту зрительной и слуховой памяти R. МеШ) 7,5 7,2 -

Эмоционально-волевая Состояние психической устойчивости (по методике «Таблицы Шульте») 6,5 6,1 -

Состояние позитивной агрессивности (по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева) 7,6 6,6 t = 1,979 эмп р < 0,05

Состояние негативной агрессивности (по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева) 5,8 5,5 -

Состояние конфликтности (по методике «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева) 5,9 6,1 -

Развитие эмоционального комфорта (по методике диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда) 8,2 7,2 t = 1,980 эмп р < 0,05

Коммуникативная Уровень развития коммуникации (по методике «Общий уровень общительности В. Ф. Ряховского) 8,7 8,5 -

Способность к принятию других людей (по методике диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда) 7,9 7,8 -

Развитие коммуникативной толерантности (по диагностике коммуникативной толерантности В. В. Бойко) 7,6 7,3 -

Мотивационная Уровень стремления к доминированию (по методике диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда) 7,2 6,1 t = 1,981 эмп р < 0,05

Развитие мотивации к достижению цели (по вопроснику для оценки мотивации к достижению цели - к успеху Т. Элерса) 6,8 5,8 t = 1,983 эмп р < 0,05

Интенсивность стремления к принятию (по тесту-опроснику мотивации аффиляции А. Мехрабиан в модификации М. Ш. Магомед-Эминова) 6,2 5,2 t = 1,985 эмп р < 0,05

Характерологические Интернальность (по методике диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда) 7,2 6,8 -

Самопринятие (по методике диагностики социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда) 7,6 7,1 -

Развитие оптимизма (по тесту на оптимизм Ч. Шейера и М. Карвера) 7,1 6,3 t = 1,980 эмп р < 0,05

Внушаемость (по тесту «Внушаемость» С. В. Клаучека и В. В. Деларю) 4,3 4,4 -

отношении уровня врабатываемости, позитивной агрессивности, эмоционального комфорта, стремления к доминированию, мотивации к достижению цели и оптимизма. Рост уровня развития проявился в отношении интенсивности стремления к принятию.

Изменения в личностном развитии преподавателей вуза при выходе на пенсию, по сравнению с предпенсионным периодом, не обнаружились по группе коммуникативных свойств личности. Сохранились практически идентичные показатели развития всех изученных коммуникативных свойств личности. Была также констатирована неизменность высокого уровня личностных характеристик, относящихся к коммуникативной сфере преподавателей вуза.

Сопоставление результатов обследования преподавателей вузов в предпенсионный период и через два года, при выходе на пенсию, позволило установить, что личностные изменения распространяются в основном на мотивационную (стремление к доминированию, мотивацию к достижению цели, стремление к принятию) и эмоционально-волевую сферы (позитивную агрессивность, эмоциональный комфорт), а также - на вра-батываемость внимания и оптимизм. Коммуникативные свойства преподавателей вуза сохраняют высокий уровень своего развития.

Статистический анализ позволил выявить значимые взаимосвязи изменяющихся при выходе на пенсию личностных характеристик преподавателей вуза с рядом внутренних и внешних субъективно значимых обстоятельств, сопровождающих их выход на пенсию. К внутренним субъективно значимым обстоятельствам их выхода на пенсию по результатам бесед с испытуемыми были отнесены: увлеченность профессией, желание чем-то заниматься, стремление находиться среди людей, потребность сохранить денежное вознаграждение; к внешним - позиция руководства, мнение коллектива, отношения со студентами, поддержка семьи.

Была также зафиксирована дифференцирующая роль темпорального аспекта принятия преподавателями вуза решения о выходе на пенсию. В зависимости от того, было ли такое решение принято задолго до выхода на пенсию, непосредственно при выходе на пенсию или еще сохраняет долю неопределенности, проявляется тенденция к варьированию уровня развития личностных свойств, изменяющихся при выходе преподавателей вуза на пенсию.

Таким образом, выход на пенсию преподавателей вуза действительно сопровождается рядом личностных изменений, обнаруживающихся по сравнению с их характеристиками предпенсионного периода обследования. Наиболее масштабные негативные изменения в мотивационной и эмоционально-волевой сфере объясняются их психической природой как наиболее динамичных явлений психики человека, в значительной степени связанных с событиями его жизнедеятельности.

Список литературы

1. Прокопец И. О. Исследование проблем эмоционального состояния лиц пенсионного возраста, связанных с разными вариантами дальнейшего жизнеустройства // Гуманизация образования. 2016. № 5. С. 64-68.

2. Клецкова С. Л., Курилович М. А. Социально-психологические проблемы в связи с выходом на пенсию // Теория и практика современной науки. 2016. № 2. С. 218-222.

3. Ахильгова М. Т. Формы преодоления стресса, вызванного выходом на пенсию // Гуманизация образования. 2018. № 3. С. 87-91.

4. Кащук Я. Н. Смысложизненный кризис как проявление экзистенциального отношения человека к жизни // Дискуссия. 2012. № 3. С. 115-120.

5. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Ресурсы психологической безопасности личности в зависимости от трудового статуса пенсионера // Успехи геронтологии. 2018. Т. 31, № 1. С. 39-45.

6. Алимова О. В., Хизбуллина Р. Р. Особенности ценностных ориентаций и досуговой деятельности пенсионеров в современных условиях // Теория и практика современной науки. 2016. № 9. С. 20.

References

1. Prokopets I. O. Issledovanie problem emotsionalnogo sostoyaniya lits pensionnogo vozrasta, svyazannykh s raznymi variantami dalneyshego zhizneustroystva. Gumanizatsiya obrazovaniya. 2016, No. 5, pp. 64-68.

2. Kletskova S. L., Kurilovich M. A. Sotsialno-psikhologicheskie problemy v svyazi s vykhodom na pensiyu. Teoriya i praktika sovremennoy nauki. 2016, No. 2, pp. 218-222.

3. Akhilgova M. T. Formy preodoleniya stressa, vyzvannogo vykhodom na pensiyu. Gumanizatsiya obrazovaniya. 2018, No. 3, pp. 87-91.

4. Kashchuk Ya. N. Smyslozhiznennyy krizis kak proyavlenie ekzistentsialnogo otnosheniya cheloveka k zhizni. Diskussiya. 2012, No. 3, pp. 115-120.

5. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Resursy psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti v zavisimosti ot trudovogo statusa pensionera. Uspekhi gerontologii. 2018, Vol. 31, No. 1, pp. 39-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Alimova O. V., Khizbullina R. R. Osobennosti tsennostnykh orientatsiy i dosugovoy deyatelnosti pensionerov v sovremennykh usloviyakh. Teoriya i praktika sovremennoy nauki. 2016, No. 9, p. 20.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 6

Статья поступила в редакцию 26.04.2021 The article was received on 26.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.