ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.923
О. А. Лаврова
Эмоциональная сфера военных и гражданских пенсионеров
В статье говорится об эмоциональной сфере лиц пенсионных возрастов: гражданских и военных пенсионеров. Рассмотрены основные эмоциональные состояния гражданских и военных пенсионеров благодаря опроснику по изучению эмоциональной направленности личности (опросник Додонова), теста социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда (СПА) и авторской анкеты.
Для каждой группы испытуемых выявлены основные значимые типы эмоциональной направленности, характеризирующие особенности проявления эмоциональных состояний в жизни лиц пенсионного возраста, которые человек больше всего испытывает в данный момент, а также от социального статуса, адаптации и комфорта.
The article talks about the emotional sphere of the persons of retirement ages: civil and military pensioners. Considered a basic emotional state of civil and military pensioners through the questionnaire for the study of emotional orientation of personality (questionnaire Dodonova), test socio-psychological adaptation Rogersdiamond (SPA) and the author's Questionnaire.
For each group of subjects identified the most significant types of emotional orientation that characterize peculiarities of manifestation of emotional States in the lives of persons of retirement age that a person most feels at the moment, as well as social status, adaptation and comfort.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная направленность, пенсионный возраст, эмоциональная сфера, особенности эмоциональности лиц пенсионного возраста, эмоциональная направленность личности, лица пенсионного возраста.
Key words: emotions, emotional orientation, retirement age, emotional sphere, especially the emotionality of persons of retirement age, the emotional orientation of the personality, the person of retirement age.
Уход на пенсию переживается одними людьми как трагическая изоляция от общества, что свидетельствует о коммуникативной эмоциональной направленности, которая базируется на потребности в общении, а другими - как возможность заняться, наконец, тем, к чему всегда лежала душа. Об этом говорит эстетическая эмоцио-
© Лаврова О. А., 2016
нальная направленность, которая показывает тягу к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного [9, с. 54-55].
Период принятия решения продолжить трудовую деятельность наступает с неготовностью применить на себя бездеятельный и пассивный образ жизни, и с желанием продолжить трудовую деятельность, что связано с потребностью в привычной занятости, либо материальной заинтересованностью [11]. Другими мотивами продолжения трудовой деятельности людей пенсионного возраста являются боязнь потерять прежнее социальное положение или же нежелание расставаться с любимым делом и применить свои знания в другой сфере, похожей на свою основную деятельность [2, с. 180-182]. Так, например, учитель, выходя на пенсию, занимается репетиторством, майор полиции идет в охранную структуру.
Эмоциональная сфера лиц пенсионного возраста среди ученых не отразила единого мнения. Одни ученые говорят о выявлении депрессивных и тревожных состояний в эмоциональной сфере пенсионного возраста, другие считают, что нет существенного изменения эмоций как в молодости, так и в зрелости [5, с. 156-200].
Военные социологи утверждают, что военным пенсионерам присущи такие эмоциональные состояния, как раздражение и досада, нервозность, беспокойство, подавленность и в то же время говорится о том, что в силу раннего выхода на пенсию сохраняется квалифицированный трудовой ресурс, что позволяет военным пенсионерам с оптимизмом смотреть в будущее [4]. При этом, рассматривая эмоциональные состояния лиц пенсионного возраста, одни ученые (П.М. Левинсон и Д.Дж. МакФиллами, М. Аргал) утверждают о положительном эмоциональном тонусе лиц данной категории, другие (А.Э. Россет, К. Рощак) говорят, что пенсионерам свойственны такие эмоции, как тревога, беспокойство и озабоченность [3].
В целом надо отметить, что существует недостаточно фундаментальных экспериментальных исследований лиц пенсионного возраста и его эмоционального состояния.
Мы считаем, что общий обзор исследований и анализ литературы по данному вопросу свидетельствуют о недостатке изучения данной темы в научной литературе.
Целью данного исследования было изучение эмоциональной сферы военных и гражданских пенсионеров.
Исследование проводилось на лицах пенсионного возраста, которые продолжают трудовую деятельность в ООО «Корпорация
свежих продуктов», ООО «Мех Сервис» и ЧОП «Клео XIII» (Севастополь), а также тех, кто посещал Консультационный центр «Про-фиаудит» (Севастополь). Всего испытуемых 543 человека, из них 272 чел., гражданские пенсионеры, и 271 чел., военные пенсионеры, средний возраст по всей выборке составляет 68 лет.
К гражданским пенсионерам относятся люди, которые не имеют никакого отношения к воинской службе. В основном это медики, педагоги, продавцы, бухгалтера, юристы, экономисты, вышедшие на пенсию по возрасту.
Среди военных пенсионеров в выборку попали бывшие военнослужащие вооруженных сил Российской Федерации, служащие в органах МВД, МЧС, ФСБ, вышедшие на льготную пенсию.
В исследовании использовались следующие методики: Опросник по изучению эмоциональной направленности личности (опросник Додонова), тест социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда (СПА) и авторская анкета.
Методы математической обработки данных: анализ значимости различий с помощью ^критерия Стьюдента. Взаимозависимости между диагностическими показателями изучались методом корреляционного анализа Спирмена.
Полученные в ходе исследования данные позволили сделать предположение о том, что способность испытывать эмоции является одной из важнейших особенностей психической организации человека, следовательно, эмоциональная направленность лиц пенсионного возраста определяется в зависимости от переживания, которое человек больше всего испытывает в данный момент, от социального статуса, адаптации и эмоционального комфорта. Таким образом, на основании этого предположения все данные были представлены с учетом типов эмоциональной направленности лиц пенсионного возраста.
Полученные данные эмоциональной направленности личности по методике Додонова свидетельствуют о том, что у пенсионеров разных категорий (военные пенсионеры и гражданские пенсионеры) имеются разные показатели эмоциональной направленности, которые значительно отличаются. Для гражданских пенсионеров значимыми являются коммуникативный, акизитивный и альтруистический тип эмоциональной направленности. Военным пенсионерам свойственны глорический, праксический и гностический тип эмоциональной направленности. Это прекрасно видно на рисунке.
35 30 25 20 15 10 5 0
□ Военные пенсионеры
□ Гражданские пенсионеры
1 23456789 10
Рис. Сравнительный анализ результатов эмоциональной направленности лиц поздних возрастов: гражданских и военных пенсионеров 1 - альтруистическая; 2 - коммуникативная; 3 - глорическая;
4 - праксическая; 5 - пугническая; 6 - романтическая; 7 - гностическая;
8 - эстетическая; 9 - гедонистическая; 10 - акизитивная
Для выявления эмоциональных состояний лиц пенсионного возраста гражданских и военных пенсионеров представленные результаты сравнивались между собой методами математической статистики Т-критерий Стьюдента.
Мы провели последовательный подсчет значений Т-критерия Стьюдента по каждому типу эмоциональной направленности в группах испытуемых. Исходя из этого, данные полученные в ходе исследования получили другой вид, представленный в таблице.
Таблица
Особенности оценок типов эмоциональной направленности гражданскими и военными пенсионерами
Гражданские Военные ^критерий Р
пенсионеры пенсионеры
среднее ст. откл. среднее ст. откл.
Альтруистическая 4,28 0,927 3,64 1,453 2,625 0,010
Коммуникативная 3,18 1,453 1,91 0,754 2,162 0,066
Глорическая 2,38 1,159 3,60 1,512 -4,529 0,000
Праксическая 3,18 1,453 3,82 1,508 -2,162 0,033
Пугническая 4,12 0,982 3.30 1,266 3,619 0,000
Романтическая 3,92 1,259 2,82 1,173 4,521 0,000
Гностическая 2,58 1,527 3,74 1,411 -3,945 0,001
Эстетическая 2,52 1,313 3,24 1,519 -2,535 0,013
Гедонистическая 3,24 1,205 2,74 1,065 2,198 0,030
Акизитивная 4,50 0,995 3,88 1,409 2,542 0,013
Как свидетельствуют указанные в таблице подсчеты относительно эмоциональной направленности, наиболее существенные различия между военными и гражданскими лицами пенсионного возраста составили следующую картину.
Наиболее значимые показатели были выявлены в следующих типах эмоциональной направленности: глорический ^=-4,529 при p<0,01); альтруистический ^=2,625 при p=0,01); гностический ^=-3,945 при p<0,01); праксический (t=-2,162 при p<0,05); романтический (t=4,521 при p<0,01); пугнический (t=3,619 при p<0,01).
Относительно значимые различия (0,05>Р>0,01) присутствуют по следующим типам эмоциональной направленности: эстетический, акзитивный, гедонестический.
Отсутствие реальных различий между сопоставляемыми величинами был выявлен в коммуникативном типе эмоциональной направленности ^=2,162 при р>0,05).
С помощью коэффициента ранговой корреляции ^ Спирмена мы пытались определить, как эмоциональные направленности кор-релируются друг с другом в выборках наших респондентов.
Мы определили тесноту и направление корреляционной связи между двумя профилями (иерархиями), а именно типы эмоциональной направленности в группах военных и гражданских пенсионеров. Установлено, что корреляция между типами эмоциональной направленности в выборках гражданских и военных пенсионеров статистически значимо отличается от нуля, что говорит о том, что между гражданскими и военными пенсионерами по признаку эмоциональной направленности имеются отличия. Основные расхождения приходятся на альтруистическую, акизитивную и гностическую направленность личности.
В ходе проведения анкетирования было выявлено, что большее количество респондентов двух выборок (70 %) удовлетворены занимаемой должностью, но при исследовании взаимосвязи социального статуса с эмоциональной сферой личности в пенсионном возрасте были выявлены следующие результаты:
• для военных пенсионеров находящихся на руководящийся должности является важной глорическая эмоция;
• гражданским пенсионерам присуща альтруистическая эмоция.
Сравнительный статистический анализ выявил высокую степень различия показателей в группах испытуемых людей пенсионного возраста (р<0,001).
В выборке пенсионеров руководящего состава имеется статистически достоверная положительная связь с глорическим типом эмоциональной направленности личности. Таким образом, мы можем констатировать связь потребности самоутверждения, славы и почета на руководящей должности.
Корреляционная обратная связь с альтруистическим типом эмоциональной направленности личности имеет отрицательную окраску и говорит о том, что чем выше занимаемая должность, тем ниже потребность в содействии и помощи другим людям.
Установлено, что лицам пенсионного возраста присуща статистически достоверная отрицательная связь между занимаемой должностью рядового - рабочего состава с акизитивным типом эмоциональной направленности личности. А вот по показателю коммуникативного типа эмоциональной направленности личности установлена положительная достоверная связь. Это говорит о том, что рабочему - рядовому классу пенсионного возраста присущ коммуникативный тип эмоциональной направленности личности.
Полученные результаты эмпирического исследования связи между эмоциональными состояниями, в частности эмоциональной направленностью лиц пенсионного возраста и уровнем его адаптации, позволяют сделать следующий вывод.
Установлено, что гражданским пенсионерам присуща статистически достоверная отрицательная связь между уровнем адаптации и гедонистическим типом эмоциональной направленности личности ге эмп = -0,368> гв кр (а<0,05, уровень значимости - 95%).
Полученные результаты возможно объясняются тем, что чем выше показатель адаптации, тем в меньшей мере им свойственны гедонистические эмоции. Имея высокий уровень адаптации, гражданские пенсионеры не нуждаются в телесном и душевном комфорте, больше испытывают чувство наслаждения, беззаботность, безмятежность, сладострастие. Находясь в определенном социальном круге, пенсионеры данной категории не нуждаются в телесном и духовном комфорте. А по показателю коммуникативного типа эмоциональной направленности личности установлена положительная достоверная связь ге эмп = 0,615> ге кр (а<0,01, уровень значимости - 99 %). Это говорит о том, что процессу адаптации присущ коммуникативный тип эмоциональной направленности личности. Это можно объяснить тем, что коммуникативные эмоции, возникающие в период адаптации, на новом месте работы гражданских пенсионеров проявляются в желании найти отклик личностных знаний, своих мыслей, своих переживаний, в желании общаться и ощущать чувство значимости и уважения. Так как коммуникативная функция для данной выборки является более значимой, следовательно, гедонистические эмоции в данном случае незначительны.
В выборке военных пенсионеров имеется статистически достоверная положительная связь между адаптацией и глориче-ским типом эмоциональной направленности личности ге эмп = 0,508> гв кр (а<0,01, уровень значимости - 99 %).
Таким образом, мы можем констатировать связь потребности самоутверждения, славы и почета с уровнем адаптации.
Скорее всего, это может быть вызвано тем, что глорические эмоции, возникающие во время адаптации на основе потребности в самоутверждении, славы и почета, проявляются в желании найти отклик реализации своего «Я» как реакция на удовлетворение или неудовлетворение в микросоциуме. Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать «вовлеченность в жизнь».
Также выявлено наличие обратной корреляционной отрицательной связи между уровнем адаптации и альтруистическим типом эмоциональной направленности личности ге эмп = -0,37,>гв кр (а<0,05, уровень значимости - 95 %). Данные результаты свидетельствуют о том, что чем выше уровень адаптации, тем ниже потребность в содействии и помощи другим людям. Скорее всего, это может быть связанно с теми рамками, правилами и обстоятельствами, где они проводили службу.
Корреляция между показателем адаптации и другими типами эмоциональной направленности личности не выявлена.
Данные исследования свидетельствуют о том, что типы эмоциональной направленности проявляются в жизни пенсионеров в той или иной мере. На основании значимых показателей мы определили типологические проявления эмоциональной направленности личности в пенсионном возрасте на выборках гражданских и военных пенсионеров.
Было замечено, что военным пенсионерам присуща глориче-ская эмоция, данный тип эмоций заключается в потребности самоутверждения, славы и почета. Анализируя результаты, можно говорить о том, что для военных пенсионеров данный тип эмоциональной направленности значим, так как выход на пенсию частично или полностью изменяет его социальный статус, что отображается на падении социального престижа в связи с потерей трудовой деятельности. Также меняются межличностные связи и контакты. Выход на пенсию может повлечь за собой личностные деформации и чувство одиночества, так как в основном военные пенсионеры занимали руководящие должности и в их подчинении было от 10 до 1000 человек. В данном случае трудовая деятельность для военных пенсионеров это потребность быть значимыми в обществе и осознавать свою значимость. Также важно отметить, что в свое время не была реализована значимость и статус служащего, поэтому такие люди нуждаются в потребности самоутверждения и славы. Те или иные мотивы заставляют вернуться к трудовой деятельности для того, чтобы быть кем-то [1, с. 3-5].
Для гражданских пенсионеров свойственна коммуникативная эмоция. Важность общения для группы гражданских пенсионеров говорит о том, что их эмоциональное состояние базируется на потребности в общении, дружеских отношениях. При этом важно, чтобы общение было положительным, так как положительный эмоциональный контакт благоприятно влияет на эмоциональное состояние пожилых людей в целом.
Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний -это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности и благодарности.
Коммуникативный тип эмоциональной направленности - самый распространенный, особенно среди людей пенсионного возраста, так как данная категория лиц имеет определенный жизненный опыт, который с помощью коммуникативного типа эмоциональной направленности может донести потомкам [7]. Им есть о чем рассказать молодому поколению, что иногда это воспринимается как хвастовство.
Также была замечена значимая отрицательная связь в обеих группах испытуемых с альтруистическим типом эмоциональной направленности с уровнем адаптации в группе военных пенсионеров и социальным статусом в группе гражданских пенсионеров. Это говорит о том, что альтруистический тип эмоциональной направленности снижается с адаптивностью у военных пенсионеров, а также занимаемой руководящей должностью у гражданских пенсионеров.
Подводя итог результатов экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам:
- эмоции наших респондентов базируются на потребностях: в общении, так как коммуникативная направленность личности выражена у обеих групп респондентов (у гражданских и военных пенсионеров);
- эмоциональная направленности личности гражданского пенсионера базируется на таких потребностях, как тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них (бережливость), потребность в телесном и душевном комфорте, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике, так как альтруистический, гедонистический и акизитивный тип эмоциональной направленности имеет высокие показатели;
- для военных пенсионеров преобладающими эмоциональными направленностями являются: глорическая и гностическая, потребность самоутверждения, славы, почета; решение сложных проблем, преодоление трудностей;
14
- эстетическая и романтическая эмоциональные направленности не свойственны военным пенсионерам, так как имеют низкие показатели, а у гражданских пенсионеров эти направленности занимают средние значения;
- праксический тип эмоциональной направленности у обеих групп испытуемых занимает низкие результаты, что говорит о том, что ценностные переживания личности, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе, не свойственна им.
Таким образом, подводя итог нашего исследования, можно говорить, что эмоциональная сфера гражданских и военных лиц пенсионного возраста определяется в зависимости от переживания, которое человек больше всего испытывает в данный момент, а также от социального статуса, адаптации и комфорта.
Зная особенности эмоциональности лиц пенсионного возраста, мы можем создать рекомендации для нормализации эмоционального состояния как военных, так и гражданских пенсионеров.
Список литературы
1. Абдурахманов P.A. Военная психология // Психол. журн. - 1992. -Т. 13. - № 1.
2. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости и старения: хрестоматия / сост. О. В. Краснова, А.Г. Ли-дерс. - М.: Академия, 2003. - С. 180-182.
3. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. -М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2004.
4. Бочаров В.В. Антрополгия возраста. - СПб., 2001.
5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2004. - 348 с.
6. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1990.
7. Тащева А.И. Проблема старости: социокультурный феномен / Психология старости и старения: хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидере. -М., 2003. - 678 с.
8. Хойфт Г., Крузе А., Радебольд Г. Геронтопсихосоматика и возрастная психотерапия: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003.