Научная статья на тему 'УПРАЗДНЕНИЕ АКМЕ ИЛИ КОНЕЦ ГЕРОНТОКРАТИИ? РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

УПРАЗДНЕНИЕ АКМЕ ИЛИ КОНЕЦ ГЕРОНТОКРАТИИ? РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СТРЕСС / ВЫХОД НА ПЕНСИЮ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / AGE STRUCTURE OF TEACHERS / RETIREMENT BENEFITS / SELF-REALIZATION / SELF-ASSESSMENT / PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / STRESS / RETIREMENT / TEACHERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахильгова Марэм Тугановна, Пахомов Николай Николаевич

Рассматривается возрастной состав научно-педагогических кадров высшей школы. Показано особое место преподавателей старших возрастов как наиболее квалифицированной части персонала вузов. В этом контексте рассмотрена система пенсионного обеспечения. Представлены результаты диагностики самочувствия преподавателей вуза в связи с выходом на пенсию. Выход на пенсию рассматривается как психологическая проблема, связанная с изменением привычного образа жизни, невостребованностью в обществе, дефицитом общения и снижением привычной самооценки. На основании полученных результатов обоснован вывод, согласно которому выход на пенсию связан со стрессовыми состояниями и психологическим дискомфортом.The age structure of the scientific and pedagogical staff of the higher school is considered. The special place of older teachers as the most qualified part of the university staff is shown. In this context, the pension system is considered. Presents the results of diagnostics of well-being of university teachers in connection with retirement. Retirement is seen as a psychological problem associated with a change in the usual way of life, lack of demand in society, a lack of communication and a decrease in the usual self-esteem. Based on the results obtained, the conclusion was justifi ed, according to which retirement is associated with stressful states and psychological discomfort.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАЗДНЕНИЕ АКМЕ ИЛИ КОНЕЦ ГЕРОНТОКРАТИИ? РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

ПСИХОЛОГИЯ

РЕАЛИИ ПРОФЕССОРСКОГО ВОЗРАСТА Щ

DOI: 10.25586/RNU.HET.19.05.P.49 УДК 378.4

М.Т. Ахильгова,

Ингушский государственный университет Н.Н. Пахомов,

Российский новый университет

Упразднение акме или конец геронтократии?

Размышления о последствиях пенсионной реформы для высшей школы

Как дела, профессор?

Начнем обсуждение нашей темы издалека.

Прежде всего вспомним о том, что, как считают многие, социально-психологический климат в обществе во многом определяют социальное самочувствие и психологическое состояние представителей старших возрастов. Не принимая это суждение на веру, будем рассматривать его в качестве рабочей гипотезы.

Почему такая гипотеза правомерна?

Во-первых, в силу весьма высокой и год от года возрастаю© Ахильгова М.Т., Пахомов Н.Н., 2019

Ингушский государственный университет

щей доли лиц послесреднего возраста в составе населения страны. И, во-вторых, по причине относительно более высокой социально-политической активности этой категории нашего населения по сравнению с молодежью.

Что касается высшей школы, то здесь взятая нами за основу гипотеза подтверждается вдвойне, ибо в вузах представители старших возрастов доминируют. Если средний возраст представителей занятого населения в 2013 году достиг 40 лет, то средний возраст преподавателей превышал 48 лет, а в составе докторов наук, профес-

соров доля лиц старше 60 лет составляла 63,6% [5, с. 50]. Причина очевидна: карьера научно-педагогических работников определяется их учеными степенями и званиями. Более того, самый, пожалуй, продуктивный и креативный творческий период, который древние греки называли словом «акмэ», у преподавателей высших учебных заведений приходится на возрастной период с пятидесяти до семидесяти лет. То есть большинство в элите высшей школы сегодня составляют работающие пенсионеры. В этом со всей наглядностью мог убедиться каждый, кто, например, побывал на Профессорском форуме, состоявшемся в Москве в феврале 2019 года.

Как оценивать сложившийся в высшей школе возрастной состав преподавателей? С одной стороны, преобладание лиц старшего возраста в научно-педагогических коллективах в известной мере служит гарантией квалификации преподавателей. Но, с другой стороны, это же обстоятельство влечет за собой консерватизм и неприятие реформ.

Это подтверждает наш прошлый опыт. Не случайно в скором времени после Октябрьской революции в высшей школе были упразднены ученые степени и звания, а кафедры вузов были открыты для всех, кто хочет и может пре-

МАРЭМ ТУХАНОВНА АХИЛЬГОВА

доцент кафедры психологии Ингушского го" сударственного университета. Сфера научных интересов: геронтопси-хология, этнопсихология, психология стресса, психология развития. Автор 30 опубликованных научных работ. Электронная почта: maгem. akhilgova@mail.ru

£

НИКОЛАИ НИКОЛАЕВИЧ ПАХОМОВ

главный редактор Редак-ционно-издательского дома Российского нового университета. Сфера научных интересов: философские проблемы образования и науки, методика и технология редактирования. Автор более 200 опубликованных научных работ. Электронная почта: universitas@mail.ru

Рассматривается возрастной состав научно-педагогических кадров высшей школы. Показано особое место преподавателей старших возрастов как наиболее квалифицированной части персонала вузов. В этом контексте рассмотрена система пенсионного обеспечения. Представлены результаты диагностики самочувствия преподавателей вуза в связи с выходом на пенсию. Выход на пенсию рассматривается как психологическая проблема, связанная с изменением привычного образа жизни, невостребованностью в обществе, дефицитом общения и снижением привычной самооценки. На основании полученных результатов обоснован вывод, согласно которому выход на пенсию связан со стрессовыми состояниями и психологическим дискомфортом.

Ключевые слова: преподаватели, педагогическая деятельность, возрастной состав преподавателей, пенсионное обеспечение, самореализация, самооценка, психологические проблемы, стресс, выход на пенсию.

The age structure of the scientific and pedagogical staff of the higher school is considered. The special place of older teachers as the most qualified part of the university staff is shown. In this context, the pension system is considered. Presents the results of diagnostics of well-being of university teachers in connection with retirement. Retirement is seen as a psychological problem associated with a change in the usual way of life, lack of demand in society, a lack of communication and a decrease in the usual self-esteem. Based on the results obtained, the conclusion was justified, according to which retirement is associated with stressful states and psychological discomfort.

Key words: teachers, pedagogical activity, age structure of teachers, retirement benefits, self-realization, self-assessment, psychological problems, stress, retirement.

подавать. Но под влиянием жизненных задач хозяйственного строительства в 1930-е годы ученые степени и звания были восстановлены, хотя и преподавательский состав вузов к этому времени был практически полностью обновлен.

На этапе смены в России государственно-политического строя поначалу ситуация казалась прямо противоположной. После избрания на пост президента России Б.Н. Ельцин издал свой знаменитый указ № 1 от 11 июля 1991 года о первоочередных мерах по развитию образования.. Он сулил коллективам вузов позитивные перемены, прежде всего возрождение академических свобод, экономическую защищенность и динамичное развитие. Под влиянием этого указа и состоявшегося

по его следам совещания ректоров высших учебных заведений в Туле развернулся неудержимый процесс перехода вузов из ведения Союза ССР в ведение Российской Федерации. Атмосфера, сложившаяся в высшей школе, в известной мере подготовила российское общество к распаду союзного государства.

Новое руководство России не могло, да пожалуй, и не хотело выполнять знаменитый первый указ первого президента России. Финансирование высшей школы было сокращено в разы. Перестали выделяться средства на научно-исследовательскую работу. Канули в Лету исследования и разработки по заказам производства. Стало быть, все преподаватели лишились привычной одной второй ставки,

дополнявшей основной оклад. Но и зарплата по должности стремительно обесценивалась инфляцией. Под влиянием этих обстоятельств тысячи, а потом и десятки тысяч научно-педагогических работников устремились в университеты Северной Америки и Западной Европы. Зато теперь в любом мало-мальски приличном университете западного мира встретишь соотечественника, который охотно исполнит роль экскурсовода и переводчика...

Тем не менее масштабы высшего образования до конца первого десятилетия XXI века продолжали увеличиваться. А значит, был спрос на преподавателей, а у научно-педагогических работников сохранялась возможность работы по совместительству и на условиях почасовой оплаты.Развивался негосударственный сектор высшей школы, где в отдельных случаях преподавателям предлагались привлекательные условия оплаты и организации труда. Более того, были приняты меры по подтягиванию оплаты труда преподавателей государственных вузов до уровня средней по регионам.

Но когда контингент студентов стал уменьшаться, а с 2009/2010 по 2018/2019 учебный год он сократился на 40%, упали и доходы преподавателей. Практически одновременно под эгидой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки была организована работа по упорядочению сети вузов,в результате которой только за последние пять лет их число уменьшилось вдвое (!). Последствия известны. Во многих, если не в большинстве высших учебных заведений развернулся процесс сокращения профессорско-преподавательского

персонала, жертвой которого пали прежде всего преподаватели старших возрастов. В высшей школе получили распространение так называемые эффективные контракты продолжительностью в один учебный год, на которые чаще всего переводились работающие пенсионеры. Парадоксальным образом это сочеталось и сочетается с увеличением реальной нагрузки преподавателей, выражающейся как в продолжительности проводимых ими аудиторных занятий, так и в объеме подготавливаемой учебно-методической документации. Конечно, картина разнится от региона к региону и от вуза к вузу, но, например, в Москве учителя школ в среднем получают больше (около 100 тыс. руб. против 80 тыс.), а работают меньше преподавателей большинства столичных вузов.

Таким образом, за последние десятилетия условия профессиональной деятельности, уровень жизни профессорско-преподавательского состава существенно ухудшились. Заметно снизился социальный

Время учить

статус научно-педагогических работников, по меньшей мере он перестал считаться высоким. А их реальные доходы по сравнению с советским периодом сократились, по нашим расчетам, от полутора до двух раз. В итоге даже доктора наук, профессора оказались за пределами элиты российского общества, превратились в заурядных «работников бюджетной сферы». Надо ли доказывать, что и деловой климат, и самочувствие нашей профессуры год от года изменяются по нисходящей?

Кое-что о пенсионном обеспечении

В глобальном пенсионном индексе, в котором представлены 43 страны, Россия в 2018 году заняла 38-е место, уступая Мексике и Кипру, не говоря уже о странах Северной Америки и Западной Европы [8].

Если учесть, что по объему промышленного производства наша страна занимает 5-6-е место в мире, а по масштабам экономики входит в первую десятку, отставание пенсионного обеспечения в нашем

отечестве вряд ли можно считать оправданным.

При активной роли Пенсионного фонда и Центрального банка России среди населения распространялся миф, согласно которому пенсию можно накопить, да еще на старость надо откладывать. Между тем именно монетарные власти нашей страны реализуют меры, направленные на снижение курса рубля и обесценивание трудовых накоплений. Денежная масса в нашей стране планомерно «стерилизуется». Следовательно, тот, кто откладывает сегодня, обязательно потеряет свои сбережения завтра. Никакой «накопительной» пенсии у нас нет, не было и в нынешних условиях быть не может.

Утверждается, что пенсия зависит от реального стажа и от суммы отчислений в Пенсионный фонд. Тогда почему же заморожены пенсии работающих пенсионеров, за которых в этот фонд исправно отчисляются немалые средства?

Проведение так называемой пенсионной реформы было увязано с повышением продолжительности жизни и увеличением доли пенсионеров в составе населения.

Так ли это?

Многие ученые, в том числе демографы и экономисты, считают, что нет. Тем более что, например, в 2018 году Россия по продолжительности жизни заняла 129-е место в мире из 192 возможных [6]. Мужчины в среднем жили 59 лет и два месяца с небольшим, то есть на 5 лет 10 месяцев меньше нового срока выхода на пенсию, а средняя продолжительность жизни для мужчин и женщин составляла всего 66,05 года. Доля лиц старших возрастов в населении России существенно ниже, чем во всех без исключения

странах Евросоюза, Северной Америки и Японии. Да, в большинстве этих стран на пенсию можно рассчитывать лишь в 65 лет, но и продолжительность жизни превышает сложившуюся в нашей стране на 7, а то и на 15 лет.

Различные категории населения существенно различаются по объективным и субъективным показателям, определяющим их пенсионное обеспечение. Согласно данным социологических исследований, среди лиц пожилого возраста 21% можно отнести к группе «благополучных» пенсионеров, состоящих из числа представителей профессий с преобладанием умственного труда. Категория «неблагополучных» пенсионеров, охватывающая 28%, представлена работниками физического труда. Выделяется и так называемая промежуточная группа, куда входят все остальные пенсионеры [4].

Пенсионеры из числа преподавателей вузов до недавнего времени были наиболее благополучными. Более того, работающие пенсионеры, вышедшие на пенсию в возрасте 60 лет, в настоящее время представляют собой наиболее квалифицированную и дееспособную часть коллективов высшей школы. Большинство из них получили образование, опыт практической деятельности, защитили диссертации в советский, то есть относительно стабильный период. Благодаря одновременному получению заработной платы и пенсии они в большей мере, чем их младшие коллеги, защищены от житейских невзгод. Как правило, преподаватели из их числа меньше отвлекаются на приработки и, соответственно больше внимания уделяют научно-исследовательской и методической

работе. Это из них формируется руководящий состав вузов, прежде всего заведующие кафедрами и деканы факультетов. Работающие пенсионеры осуществляют научное руководство аспирантами и магистрантами.

Подчеркнем: именно преподаватели вузов еще недавно относились к той относительно небольшой части занятых старшего возраста, которые без особых опасений встречали пенсионный возраст. Зная, что без них не просто обойтись, они связывали с выходом на пенсию не увольнение с работы, а улучшение своего материального положения.

Во втором десятилетии XXI века ситуация начала меняться. Преподавателям пенсионного возраста все чаще дают понять, что пора уступить место молодым. Их переводят на эффективные контракты. Тема омоложения профессорско-преподавательского состава все чаще обсуждается и в так называемых верхах, и в первичных коллективах вузов. Наконец, ее появление в составе показателей мониторингов вузов и их государственной аккредитации дает преподавателям старшего возраста недвусмысленный сигнал.

Надо также учитывать, что научно-педагогические работники вузов в меньшей мере, чем другие категории населения, живут в плену повседневных забот. Рефлексивное мышление относится к числу их профессиональных качеств. Поэтому они лучше представителей других групп населения понимают суть сложившейся пенсионной системы, а также хорошо представляют те риски, которые связаны с повышением возраста выхода на пенсию.

Это позволяет нам утверждать, что научно-педагогические работники вузов с особой остротой отреагировали на проведение пенсионной реформы. Они утратили последние иллюзии и надежды, связанные с ощутимыми положительными сдвигами в деле наведения порядка в стране. Окончательно разрушилась мифология всевидящего патерналистского государства. Более очевидным стало общее направление проводимых в высшей школе реформ, нацеленных на усиление административного регулирования деятельности вузов и экономию денежных средств.

В настоящее время доля работающих пенсионеров среди преподавателей превышает 25% [5, с. 48]. После проведения пенсионной реформы, если возрастная структура преподавательского состава существенно не изменится, их доля сократится до 15-17%. А примерно 10% преподавателей пенсий будут лишены, то есть будут дожидаться своего 65-летия.

Таким образом, можно констатировать, что преподаватели вузов вместе с другими категориями занятых на себе испытывают все недостатки отечественной пенсионной системы. Более того, их пенсионное обеспечение не улучшается, а ухудшается. С проведением очередной пенсионной реформы преподаватели лишатся и тех скромных бонусов, которыми они обладали благодаря относительно большой продолжительности периода трудовой активности. На наш взгляд, это приведет к дальнейшему снижению привлекательности научно-педагогической деятельности в высшей школе, а значит, скажется на качественном составе преподавателей, уров-

Таблица 1

Шкала оценки стрессогенных событий Т. Холмса и Р. Рея

Жизненные события Баллы

Увольнение с работы 47

Уход на пенсию 45

Перемена места работы 39

Изменение финансового положения 38

Изменение профессиональной ориентации, смена 36

места работы

Усиление конфликтности отношений с супругом 35

Изменение должности, служебной ответственности 29

Супруг бросает работу (или приступает к работе) 26

Проблемы и конфликты с начальством 23

Изменение условий работы или рабочего времени 20

Изменение привычек, связанных с проведением 19

досуга или отпуска

Изменения в общественной деятельности 18

Отпуск 13

не подготовки кадров в вузах, развитии отечественной науки. Как очевидно, это противоречит реальным потребностям нашей страны в условиях становления общества и экономики знаний.

И еще одна деталь. Констатируя трудности, с которыми сталкиваются работающие по найму и пенсионеры, наши монетарные власти сетуют на не-

достаточную финансовую грамотность населения и видят своего рода панацею в ее повышении. Но проблема состоит совсем не в том, что люди не умеют грамотно распорядиться тем, что имеют, а в том, что им нечем распорядиться. А для того, чтобы экономить, чтобы сводить концы с концами, никакая финансовая грамотность не нужна, здесь требуются иные

качества, а именно скаредность и сознательный отказ от удовлетворения потребностей за пределами того, что необходимо для элементарного выживания.

Выход на пенсию в психологическом измерении

Выше мы рассматривали проблемы преподавателей вузов, связанные с их пенсионным обеспечением, на основе анализа социальных и экономических показателей. Но макросо-циальные показатели - это одно, а реальное эмоционально-психологическое самочувствие конкретных людей это нечто иное. Это другое измерение жизненных проблем, раскрывающее внутренний мир преподавателей.

Выход на пенсию является для человека психической травмой, так как он связан с психической адаптацией к новому укладу жизни. Психическая адаптация - это установление оптимального соответствия личности и окружающей среды. Любая адаптация личности к новой ситуации вызывает стресс [1]. В этой связи данный период жизни человека является одним из стрессо-генных периодов.

Для выявления психологических проблем преподавателей вузов, связанных с выходом на пенсию, мы провели исследование, в котором приняли участие 80 человек, в том числе 30 мужчин и 50 женщин в возрасте от 55 до 65 лет.

Респонденты были разбиты на две группы. Первую из них составили 50 человек, достигших пенсионного возраста и продолжающих свою трудовую деятельность (работающие пенсионеры), имеющих высокий рейтинг. А во вторую группу вошли 30 преподавателей со средним рейтингом, находящиеся на грани увольнения в связи с наступлением пенсионного возраста.

Таблица 2

Результаты оценки шкалы Холмса и Рея респондентами

Жизненные события Баллы

Увольнение с работы 47

Уход на пенсию 47

Перемена места работы 47

Изменение финансового положения 35

Изменение профессиональной ориентации, смена 46

места работы

Усиление конфликтности отношений с супругом 5

Изменение должности, служебной ответственности 47

Супруг бросает работу (или приступает к работе) 25

Проблемы и конфликты с начальством 25

Изменение условий работы или рабочего времени 47

Изменение привычек, связанных с проведением 40

досуга или отпуска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения в общественной деятельности 10

Отпуск 15

В нашем исследовании мы использовали методику американских ученых Т. Холмса и Р. Рея, которые изучили взаимосвязь между различными заболеваниями и стрессогенными жизненными событиями и выяснили, что все психические и физические болезни человека, как правило, возникают после каких-либо серьезных изменений в жизни, связанных с негативными переживаниями. На основе экспериментальных данных учеными была составлена градуированная шкала, отражающая соответствие баллов степени стрессо-генности определенным жизненным событиям или изменениям в жизни, в которую вошли и ситуации, связанные с работой [2, 4]. Данная шкала, которую для целей нашего исследования мы будем считать нормальной, представлена в табл. 1.

Мы попросили преподавателей заполнить таблицу и выставить баллы от 0 до 50 в зависимости от их оценки переживания конкретных стрессогенных событий. Полученные результаты представ-

лены в табл. 2. Полученные нами результаты по ряду показателей ощутимо превышают баллы, соответствующие степени стрессоген-ности в исходной шкале американских ученых по определенным жизненным событиям или изменениям. В первую очередь это относится к ситуациям, связанным с работой, что, по нашему мнению, вызвано экономическим кризисом и нестабильной финансовой ситуацией, связанной с пенсионной реформой, проводимой в нашей стране.

При сокращении штатов высших учебных заведений под угрозой увольнения в первую очередь оказываются лица пенсионного возраста, многие из которых являются высококвалифицированными специалистами, у которых практически отсутствует перспектива устроиться на работу в другом месте. Как показывают результаты исследований, в этом возрасте преподаватели не готовы к коренным изменениям в жизни, связанным с переменой работы.

Для диагностики самочувствия преподавателей вузов в связи с выходом на пенсию нами был составлен опросник, который включает 10 вопросов (последний вопрос предполагает развернутый ответ).

Проведенный опрос работающих преподавателей позволяет констатировать, что лица пенсионного возраста, продолжающие свою трудовую деятельность, чувствуют себя незащищенными, так как пенсионная реформа может сказаться на них, и невзирая на профессионализм, опыт работы, востребованность, они составляют группу риска и могут быть уволены с работы.

В последнее время работающие пенсионеры из числа преподавателей вузов показывают низкую самооценку, вызванную тенденцией негативного отношения к возрасту и установкой на омоложение кадрового состава. Исследуемая категория работников в меньшей степени испытывает удовлетворенность ка-

Таблица 3

Опросник

для диагностики самочувствия преподавателей вуза в связи с выходом на пенсию

Вопросы Да Нет Другое

1. Чувствуете ли вы себя защищенным с наступлением пенсионного возраста?

2. Изменилась ли ваша самооценка с изменением статуса?

3. Удовлетворены ли вы качеством жизни после выхода на пенсию?

4. Изменилось ли ваше самочувствие?

5. Сможете ли вы самореализоваться после выхода на пенсию?

6. Испытываете ли вы стресс в связи с выходом на пенсию?

7. Востребованы ли ваши профессиональные компетенции в обществе?

8. Испытываете ли вы дефицит общения с выходом на пенсию?

9. Хотели бы вы продолжать работать после выхода на пенсию?

10. Что вам мешает продолжать работать и соответствовать новым стандартам образования?

чеством жизни после выхода на пенсию и жизнью в целом, характеризуется большим психологическим дискомфортом, чувствует себя уязвимой.

На вопрос «Сможете ли вы самореализоваться после выхода на пенсию?» большинство респондентов ответили «нет». Это определяется тем, что педагогическая деятельность являлась их единственным занятием, в редких случаях совмещенным с практикой. Они не готовы менять педагогическую деятельность на какую-либо иную, в редких случаях как возможный вариант рассматривается занятие репетиторством.

По данным опросника, стресс в связи с выходом на пенсию испытывают все. Как оказалось, это связано с невостребованностью в обществе их профессиональных компетенций и дефицитом общения. На вопрос «Хотели бы вы продолжать работать после выхода на пенсию?», все респонденты ответили «да». Преподаватели хотели бы с новыми силами увлеченно транслировать накопленный опыт, знания и компетенции.

У преподавателей, с одной стороны, больше шансов на самореализацию в сфере занятости, так как они являются наиболее подготовленной частью соискателей рабочих мест. Но, с другой стороны, преподаватели старших возрастов не всегда готовы к освоению тех новых требований, которые диктуют федеральные государственные стандарты высшего образования третьего поколения, реализация компетентностного подхода к подготовке кадров, информатизация учебного процесса.

Самая большая проблема для преподавателей пенсионного возраста, которая мешает про-

должению педагогической деятельности, - необходимость освоения новых информационно-коммуникационных технологий, овладения компьютером в качестве продвинутого пользователя, включая умение пользоваться личным кабинетом на сайте вуза, создавать слайды к каждому занятию, записывать и монтировать видеолекции, задавать домашнее задание и получать ответы в личном кабинете, вести переписку с использованием электронной почты и мессенджеров. Эту проблему усугубляет отсутствие либо сокращение живого общения со студентами, когда все действия преподавателя (дать задание, получить ответ, проанализировать и в переписке указать на недостатки) переходят в интерактивный виртуальный формат.

Наше исследование показало, что большинство преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста не просто испытывают конкретные финансовые и социальные трудности, но и глубоко переживают проблемы, связанные с выходом на пенсию, что негативно сказывается на их физическом здоровье и психи-

Когда возраст не помеха

ческом состоянии. В результате у многих возникает тяжелая личная психологическая ситуация, которая дестабилизирует привычный образ жизни, снижает самооценку. Тем более что экономическое положение, сложившееся в стране, не гарантирует людям пенсионного возраста достойного уровня жизни. Дискриминация лиц предпенсионного и пенсионного возраста при попытках устроиться на работу подчас приводит к необратимым психологическим травмам и проблемам, сопровождающимся разнообразными стрессовыми состояниями.

Как и представители других категорий лиц наемного труда, преподаватели высшей школы не располагают сколько-нибудь серьезными возможностями для предупреждения и преодоления тех трудностей, которые сулят старение и выход на пенсию. В связи с этим они остро переживают свою социальную беззащитность.

Понятно, что старение -дело обыкновенное. Ведь все мы рождаемся в муках, живем в трудах и невзгодах, уходим из жизни в страданиях. Но человек не только страдающее, но и творческое, как показал Альбер

Камю, бунтующее существо. И в заключительный период своей жизни он проявляет способность к самореализации, в том числе и в возвышенной и креативной форме акме, когда личность освобождается от суетных желаний и со всей самоотдачей служит истине и добру. Именно в этом, по нашему мнению, состоит миссия профессуры высшей школы.

Но существует и другая точка зрения. Коль скоро на этапе становления общества знаний инновации начинают преобладать над традициями, то и доминирование профессуры становится тормозом в развитии высшей школы. Идущая из Средневековья геронтократия профессорской мантии должна уступить свое место динамичному потоку грантов и стар-тапов для молодых. Поэтому и сокращение среди препо-

давателей доли работающих пенсионеров - это естественный и благотворный процесс, который не только укрепляет сложившуюся систему пенсионного обеспечения, но и в максимально щадящем, растянутом во времени виде способствует устранению субъективных предпосылок академического консерватизма.

Мы считаем эту точку зрения наивной. Традиции - стержень социокультурного развития, без них невозможны перемены, их разрыв ведет к упадку. Традиции всегда поддерживаются конкретными людьми, образующими сплоченные страты любого общества. И ущемление академического сообщества, выступающего в нашей стране в роли такой страты, уже привело к свертыванию отечественной науки и к экономической стаг-

нации. Конечно, это не единственный, но весьма влиятельный фактор нынешних трудностей.

Хотелось бы закончить настоящую статью в оптимистическом ключе, например, высказать конструктивные предложения. Однако никаких оснований для этого авторам найти не удалось. Все, что делается сегодня в сфере пенсионного обеспечения и высшего образования, говорит о том, что проблемы подбора, расстановки, оплаты труда и пенсионного обеспечения преподавателей вузов будут не решаться, а накапливаться.

Будем надеяться хотя бы на то, что мы привлекли внимание к некоторым из этих проблем, что стимулирует их обсуждение и в конечном счете побудит и к их решению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. Психология. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.

2. Немов Р. С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1. М.: Владос, 2002. С. 445-452.

3. Работающие пенсионеры как особая подгруппа пенсионеров. URL: https://gendocs.ru (дата обращения: 17.11.2018).

4. Прокопец И.О. Особенности эмоционального состояния и психологическое благополучие мужчин и женщин пенсионного возраста с разным рабочим статусом: дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2017.

5. Пугач В.Ф. Возраст преподавателей в российских вузах: в чем проблема? // Высшее образование в России. 2017. № 208(1). С. 47-55.

6. Средняя продолжительность жизни в России и в мире. URL: http://bs-Life.ru/makroekonomika/ prodolzitelnost-zizni2013.html (дата обращения: 07.04.2019).

7 Щербатых Ю.В. Психология стресса: популярная энциклопедия. М.: Эксмо, 2008.

8. 2018 GLobaL Retirement Index URL: http://pensionreform.ru/fiLes/124598/GLobaL-Retirement-Index-2018-Report-FinaL_1.pdf (дата обращения: 07.04.2019).

LITERATURA

1. ii'in E.P. Psixologiya. E'mocii i chuvstva. SPb.: Piter, 2001.

2. Nemov R.S. Psixologiya: v 3-x kn. Kn. 1. M.: Vlados, 2002. S. 445-452.

3. Rabotayushhie pensionery* kak osobaya podgruppa pensionerov. URL: https//gendocs.ru (data obrashheniya: 17.11.2018).

4. Prokopecz i.O. Osobennosti e'mocionaTnogo sostoyaniya i psixologicheskoe blagopoluchie muzhchin i zhenshhin pensionnogo vozrasta s razny'm rabochim statusom: dis. ... kand. psixol. nauk. Rostov n/D, 2017.

5. Pugach V.F. Vozrast prepodavatelej v rossijskix vuzah: v chem problema?// Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 208(1). S. 47-55.

6. Srednyaya prodoLzhiteL'nost* zhizni v Rossii i v mire. URL: http://bs-Life.ru/makroekonomika/ prodolzitelnost-zizni2013.html (data obrashheniya: 07.04.2019).

7. Shherbaty'x Yu.V. Psixologiya stressa: populyarnaya e'nciklopediya. M.: E'ksmo, 2008.

8. 2018 Global Retirement Index URL: http://pensionreform.ru/files/124598/Global-Retirement-Index-2018-Report-Final_1.pdf (дата обращения: 07.04.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.