Научная статья на тему 'Проблема психологической адаптации личности в период выхода на пенсию'

Проблема психологической адаптации личности в период выхода на пенсию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3073
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИЯ / СТРЕСС / КРИЗИС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / RETIREMENT AGE / ADAPTATION / STRESS / CRISIS / PSYCHOLOGICAL READINESS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шакурова Лиана Винеровна, Халфина Регина Робертовна, Нухова Марина Владимировна

В данной статье рассмотрены особенности пожилого возраста, основные трудности, возникающие при выходе на пенсию, а также варианты вхождения в пенсионный возраст. Особое внимание уделяется проблеме адаптации к выходу на пенсию, обозначены основные стратегии адаптации и ее особенности в зависимости от пола, личностных характеристик, социального статуса. Проанализирована специфика подготовки к выходу на пенсию и адаптации за рубежом и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PERSONALITY IN THE PERIOD OF RETIREMENT

This article describes the features of the elderly, the main difficulties encountered in retirement, as well as options for entering the retirement age. Particular attention is paid to the problem of adaptation to retirement, identified the main strategies of adaptation and its features depending on gender, personal characteristics, social status. The specificity of preparation for retirement and adaptation abroad and in Russia is analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблема психологической адаптации личности в период выхода на пенсию»

Психология

УДК 370

магистр 2 года обучения факультета психологии Шакурова Лиана Винеровна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа);

доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры психологического

сопровождения и клинической психологии Халфина Регина Робертовна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа);

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой

общей и социальной психологии Нухова Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЫХОДА НА

ПЕНСИЮ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности пожилого возраста, основные трудности, возникающие при выходе на пенсию, а также варианты вхождения в пенсионный возраст. Особое внимание уделяется проблеме адаптации к выходу на пенсию, обозначены основные стратегии адаптации и ее особенности в зависимости от пола, личностных характеристик, социального статуса. Проанализирована специфика подготовки к выходу на пенсию и адаптации за рубежом и в России.

Ключевые слова: пенсионный возраст, адаптация, стресс, кризис, психологическая готовность, психологическое сопровождение.

Annotation. This article describes the features of the elderly, the main difficulties encountered in retirement, as well as options for entering the retirement age. Particular attention is paid to the problem of adaptation to retirement, identified the main strategies of adaptation and its features depending on gender, personal characteristics, social status. The specificity of preparation for retirement and adaptation abroad and in Russia is analyzed.

Keywords: retirement age, adaptation, stress, crisis, psychological readiness, psychological support.

Введение. В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительностью жизни человека заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам [3, 4, 6, 7, 9, 10].

В трудах Анцыферовой Л.И. (1996) пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации, связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи).

Рядом авторов (Анцыферова Л.И.,1996; Ихисонова В.В.,2013; Скорик Т.В.,2014), выделяется категория пенсионеров, которая, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

В.П. Козырьков (2003) пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой, падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение.

Как отмечает Анцыферова Л.И.(1996) вхождение в пенсионный возраст практически всегда сопровождается возникновением различного рода и уровня выраженности психологических проблем, связанных с переживанием стрессов, тревоги, депрессий, вплоть до суицидальных состояний.

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

Изложение основного материала статьи. В психологической литературе авторами [3, 10] выделяется несколько вариантов вхождения в пенсионный возраст. Во-первых, несмотря на достижение пенсионного возраста, часть людей продолжает заниматься своей прежней профессиональной деятельностью. Причем, желание продолжать работать, вовсе не всегда связано с материальными соображениями, оно может быть продиктовано желанием сохранить свое социальное положение и оставаться в профессии. Это, как правило, относится к специалистам, добившимся высокого уровня профессионализма и определенной, связанной с этим репутации. Во-вторых, этап вхождения в пенсионный возраст может сопровождаться принудительным, вынужденным увольнением по возрасту, несмотря на то, что профессиональная деятельность для них была главным смыслом жизни. Такая ситуация сопровождается большой нагрузкой на человека и может повлечь за собой различного рода нервно-психические и невротические нарушения. Естественно, что такой резкий и часто неожиданный переход от активной профессиональной деятельности к полной невостребованности является одним из самых стрессогенных факторов для людей, достигших пенсионного возраста. Такое развитие событий некоторые авторы классифицируют как «пенсионный стресс», который, как правило, сопровождается пагубными последствиями, связанными с резким ухудшением соматического и физического здоровья, обуславливающим ускорение процессов старения и дряхления (Благодарова Д.В., Абдрахманова З.Р., 2016).

Выход на пенсию в отечественной психологии рассматривается как кризисный период, связанный с резким изменением образа жизни. При этом, практически, все авторы [1, 2, 8] сходятся во мнении, что выход на пенсию - важный и сложный шаг в жизни человека, который требует перестройки, как образа жизни, так и сознания, пожилой и старческий возраст часто сопровождается многочисленными стрессами. Поэтому выделяются различные факторы риска или стрессоры, характерные для данного возрастного периода. Наиболее известен перечень стрессоров, характерных для пожилого и старческого возраста, предложенный М.В. Гамезо и В.С. Герасимовой: отсутствие четкого жизненного ритма; резкое сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «отпущения гнезда»; ощущение дискомфорта и замкнутого пространства; одиночество.

Как показал анализ литературных источников [3, 9, 10], наиболее характерными психическими

особенностями человека в данный период являются: «уход» во внутренний мир, стратегическая ценностная переориентация, критическая переоценка ранее принятых ценностей, умиротворенность и успокоенность, умудренность жизненным опытом. В этой связи, ряд авторов считает, что основным новообразованием этого возраста как раз и является возникновение Мудрости, связанное с изменением отношения к собственной жизни и к собственной смерти. Однако, данная особенность характерна в большей мере для людей, привыкших заниматься интеллектуальным трудом, с высоким уровнем развития когнитивных способностей, гибкостью и подвижностью ума.

Л.И. Анцыферова (1996) по совокупности характеристик перестройки человека к новому социальному положению, которые были перечислены выше, выделяет два личностных типа пожилых людей: первый тип -это пожилые люди, которые смогли мужественно и ответственно пережить выход на пенсию, нашли новые для себя занятия, завели новые дружеские отношения, по иному осмыслили новые обстоятельства жизни. У этой группы пенсионеров в результате возникает чувство удовлетворенности жизнью, которое во многом может влиять на ее продолжительность; второй тип - это пожилые люди, которые после выхода на пенсию, не смогли приспособиться к новому образу жизни. Их отличает пассивность, равнодушие, отчуждение от социальных связей, сужение интересов. Л.И. Анцыферова отмечает, что по тестам, показателей интеллекта, наблюдается потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекватности (Анцыферова Л.И., 1996).

По мнению Скорик Т.В. (2014), Черняковой С.С. (2003) наиболее эффективной стратегией совладающего поведения в кризисной ситуацией является техника «антиципирующего совладания». Она связана с разработкой стратегии адаптации и готовности к жизни в новых условиях, с планированием нового образа жизни, который включает распределение свободного времени, привыкания к другому жизненному укладу, поиску альтернативных путей взаимодействия с социальным окружением, а также со стремлением принять новый образ жизни с позиции позитива, предполагающий освобождение от жестких ограничений по содержанию и времени, позволяющее проявиться новым способностям человека.

Лица пенсионного возраста, продолжающие свою трудовую деятельность, чувствуют себя более уверенно, имеют более высокую самооценку, в большей мере испытывают удовлетворенность жизнью в целом. Данная категория пенсионеров отличается большим психологическим равновесием, чувствуют себя востребованными и достойными людьми. Многие люди пенсионного возраста, работающие по государственным и частным контрактам в странах дальнего зарубежья ощущают себя профессионалами более высокого уровне, чем их коллеги соотечественники, финансово более защищены и уверены (Благодарова Д.В., Абдрахманова З.Р., 2016).

Социальное и психологическое состояние лиц пенсионного возраста усугубляется тем фактом, что в нашей стране не разработана система психологического консультирования по вопросам как подготовки к выходу на пенсию, так и по вопросам профессионального самоопределения или профессиональной переподготовки после выхода на пенсию. В США психологическое сопровождение профессиональной карьеры человека является актуальной в любом возрасте. В Америке разработано и введено в действие множество программ по обучению пенсионеров. В Колледжах и институтах стран Европы на студенческой скамье можно встретить людей пенсионного возраста, которые получают второе или третье высшее образование. Для них это не просто переподготовка, но и способ дальнейшего интеллектуального развития, позволяющий замедлить процессы угасания когнитивных функций (Ерошенков С.Г., 2007).

По мнению Скорик Т.В. (2014) Успешность и скорость адаптации не одинаковы у разных людей, во многом зависят от типологических особенностей и от степени социальной адаптированности (дезадаптированности) индивида. Причем степень адаптированности индивида может определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды (однородностью группы, значимостью и компетентностью ее членов, их социальным положением, единообразием предъявляемых требований), а с другой - его собственными свойствами и качествами (компетентностью человека, его самооценкой, степенью идентификации себя с группой, приверженностью ей, а также полом, возрастом и др.).

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения человека. Именно эти критерии характеризуют качество жизни пожилого человека.

Частые в старости социальные утраты, такие, как смерть супруга, выход на пенсию, вынужденное сужение круга социальных контактов, ситуации семейных конфликтов, необходимость изменения привычного уклада жизни и т. д., должны оцениваться с точки зрения их значимости для индивида; чем выше их субъективная ценность, тем больше влияние этих факторов на психическое состояние и адаптацию к старости. Степень социальной адаптации отражает личностную удовлетворенность человека своим положением (Чернякова С.С., 2001). Оказывается, что люди, уходящие на пенсию по собственной воле, редко испытывают трудности в приспособлении. Однако уходящие на пенсию из-за достижения пенсионного возраста, как правило, сначала испытывают неудовлетворение, хотя постепенно привыкают к новому положению. Менее всего удовлетворены те, у кого плохое здоровье при выходе на пенсию (что и служит ее причиной), хотя состояние здоровья часто затем улучшается [6].

Вхождение в пенсионный возраст может сопровождаться различными жизненными сценариями, связанными с разными вариантами дальнейшего жизнеосуществления. Можно выделить пять вариантов адаптации к новым условиям жизни при выходе на пенсию: адаптант принимает изменившуюся жизненную ситуацию, расширяет привычную жизненную сферу, изменяет окружение; адаптант растерян, не может определить линию своего поведения, предпочитает не действовать, не понимает своих проблем; адаптант преднамеренно закрывает глаза на необходимость решения проблем; адаптант осознает свои проблемы, однако не испытывает удовлетворения существующим положением вещей, своими действиями обостряет ситуацию, не принимает изменившуюся жизненную ситуацию; адаптант принимает изменившуюся ситуацию, строит всю жизнь в соответствии с изменившимися условиями, но не ведет поиск новых сфер реализации (Краснова О.В., Марцинковская Т.Д., 1998).

В нашей стране, отсутствуют соответствующие службы, занимающиеся подготовкой человека к выходу на пенсию, а потому пожилые люди выходят на пенсию чаще всего психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности, что негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Кроме этого, многие авторы даже в учебниках отождествляют наступление пожилого возраста с выходом на пенсию, а понятия «пожилой» и «пенсионный» возраст используются как синонимы. В экономически развитых странах

существуют службы, специализирующиеся на помощи пенсионерам. Как отмечается в некоторых зарубежных исследованиях, некоторые консультанты по пенсионным вопросам, выявляют так называемый индекс «пенсионной зрелости» - как показатель того, насколько человек готов к выходу на пенсию. При этом осуществляется специальная подготовка к выходу на пенсию, которая состоит из трех этапов: а) «сбрасывание оборотов» - освобождение с возрастом от ряда трудовых обязанностей и сужение сферы ответственности, ради избегания резкого спада активности при выходе на пенсию; б) «планирование» будущей жизни на пенсии; в) жизнь в ожидании пенсии - заботы о завершении работы (Чернякова С.С., 2003). В зарубежной литературе иногда используются такие термины, как «третий возраст» и «четвертый возраст».

Ролевую определенность следует рассматривать в качестве одной из многих составляющих социальной адаптации личности в силу ее несомненного вклада в успешность ориентации в социальном пространстве. Важное событие в жизни человека - выход на пенсию и переход в группу пожилых - ставит новые задачи перед личностью. В случае их успешного решения личность будет адаптирована к новой социальной ситуации.

Пожилой человек может успешно выполнять социальные роли пенсионера, дедушки и др., усвоить групповые нормы, но при этом не достичь адаптации, так как он идентифицирует себя с человеком зрелого возраста, полного желания трудиться, а не с немощным пенсионером. Успешность адаптации зависит от статусной и ролевой определенности, которая прямо пропорционально связана с социальной идентификацией [2, 101.

Социальную адаптацию нельзя исследовать вне связи с общественными отношениями в целом, вне объективных социальных процессов. Другим фактором, определяющим социальную адаптацию в позднем возрасте, являются ценностные нормы, эталоны, традиции общества в целом и пожилых людей в нем. Успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью (скоростью, объемом, «точностью») овладения стереотипами новой группы. При этом процессы групповой идентификации и усвоение групповых стереотипов идут параллельно и обусловливают один другой, т. е. стереотипы начинают усваиваться, как только человек идентифицирует себя с группой, в полной мере осознает себя ее членом. Научное обоснование и практическое внедрение постоянного (непрерывного) образования применительно к пожилым людям будут важным условием поддержки социальных связей, выявления и сохранения духовного потенциала личности, рационализации образа жизни после выхода на пенсию для успешной социализации пожилых.

Проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщения. Во- первых, выход на пенсию - это важное жизненное событие пожилого человека, которое требует от него большой мобилизации сил для адаптации к новому образу жизни. Во-вторых, выход на пенсию всегда связан со стрессом, разрушающим физическое, психологическое и социальное здоровье человека. В- третьих, к выходу на пенсию человеку необходимо готовиться. В-четвертых, при выходе на пенсию человек может испытывать стресс разной интенсивности, и это может зависеть от сложившейся ситуации при выходе на пенсию. Главную роль здесь играет желательность выхода на пенсию или выход на пенсию является насильственным. В-четвертых, люди пенсионного возраста, продолжающие работать, меньше подвергнуты стрессам, лучше сохраняют здоровье, и, как правило, дольше живут. В-пятых существенным фактором адаптации является рациональная организация и правильный выбор занятий. Выход на пенсию является одним из первых социальных вопросов, которые изучались в отношении проблем пожилых людей. В качестве проблем, сопровождающих выход на пенсию, указываются: перестройка ролей, адаптация индивида к роли пенсионера, возрастная дискриминация.

Выводы. Разработка вопросов социальной адаптации пожилых людей находится пока в начальной стадии: обсуждаются понятия, анализируются виды и типы социальной адаптации, идет поиск критериев и показателей. Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей является в настоящее время одной из самых актуальных не только для социологической и психологической науки, но и для общества в целом.

Литература:

1. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1996. - Т. 6. - № 17. - С. 17-22.

2. Благодарова Д.В., Абдрахманова З.Р. Проблемы профессионального старения и выхода на пенсию / Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике: материалы международной междисциплинарной научной конференции. Составитель, ответственный и научный редактор сборника - В.П. Шалаев. - 2016. - С. 40

3. Ихисонова В.В. Пожилые люди как особая социально-демографическая группа населения / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 171-173.

4. Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип / В.П. Козырьков / Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 73-76.

5. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально- психологической адаптации в позднем возрасте / О.В. Краснова, Т.Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения. - 1998. - № 3. - С. 34-59.

6. Скорик Т.В. Социальная адаптация людей пожилого возраста после выхода на пенсию / Молодой ученый. - 2014. - № 11 (14). - С. 235-238

7. Халфина Р.Р. Выход на пенсию как психологическая проблема // В сборнике: Человек в условиях социальных изменений Сборник научных статей очной Международной научно-практической конференции, Уфа. - 2018. - С. 133-136.

8. Халфина Р.Р., Данилов Е.В. Психологические особенности личности человека в период выхода на пенсию // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-3. - С. 249-255.

9. Чернякова С.С. Отечественный и зарубежный опыт социально- психологической поддержки людей старшей возрастной группы / С.С. Чернякова / Актуальные проблемы современной психологии: учебные записки. СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2003. - Т. 8. - Вып. 1. - С. 152-154.

10. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей / Н.Ф. Шахматов / Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 67-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.