и научный редактор сборника - В.П. Шалаев. - 2016. - С. 40
3. Ихисонова В.В. Пожилые люди как особая социально-демографическая группа населения / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 171-173.
4. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М., 1985.
5. Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип / В.П. Козырьков / Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 73-76.
6. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально- психологической адаптации в позднем возрасте / О.В. Краснова, Т.Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения. - 1998. - № 3. - С. 34-59.
7. Либерман Я. Л., Либерман М. Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. Екатеринбург, 2001. - 102 с.
8. Логинова Н. А. Биографический метод в свете идей Б. Г. Ананьева // Вопр. психологии. № 5(1986). С. 104-113
9. Скорик Т.В. Социальная адаптация людей пожилого возраста после выхода на пенсию /Молодой ученый. - 2014. - № 11 (14). - С. 235-238
10. Халфина Р.Р. Выход на пенсию как психологическая проблема // В сборнике: Человек в условиях социальных изменений Сборник научных статей очной Международной научно-практической конференции, Уфа. - 2018. - С. 133-136.
11. Халфина Р.Р., Данилов Е.В. Психологические особенности личности человека в период выхода на пенсию // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-3. - С. 249-255.
12. Чернякова С.С. Отечественный и зарубежный опыт социально- психологической поддержки людей старшей возрастной группы / С.С. Чернякова / Актуальные проблемы современной психологии: учебные записки. СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2003. - Т. 8. - Вып. 1. - С. 152-154.
13. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей / Н.Ф. Шахматов / Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 67-72.
Психология
УДК: 159.92
кандидат психологических наук, доцент Савенкова Ирина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (г. Орел); магистрант Беликов Вениамин Игоревич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (г. Орел)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ И ИХ ПОТРЕБНОСТИ В
ПОМОЩИ ПСИХОЛОГА
Аннотация. Статья посвящена изучению психологических проблем и потребности в помощи психолога студентов вуза. Выявлены наиболее значимые проблемы студентов первого и четвертого курсов; приводятся данные о готовности обучающихся обратиться за помощью к психологу при наличии психологических проблем; рассмотрены причины, которые мешают студентам получить психологическую помощь.
Ключевые слова: психологические проблемы, студенты, психологическая служба вуза, психологическая помощь.
Annotation. The article is devoted to the study of psychological problems and the need for help of a psychologist of university students. The most significant problems of first and fourth year students are revealed; provides data on the readiness of students to seek help from a psychologist in the presence of psychological problems; the reasons that prevent students from getting psychological help are considered.
Keywords: psychological problems, students, University psychological service, psychological help.
Введение. Психологическая служба вуза, на сегодняшний день, является относительно новым видом психологической службы образования. Изучением проблем психологической службы в вузе занимаются такие исследователи, как Чиркова Т.И., Копосов Е., Набатникова Л.П., Олифирович Н.И., Рубцов В.В. и др. В результате разработаны разные модели психологической службы, каждая из которых по-своему определяет цели, задачи и содержание профессиональной деятельности психолога. Большинство исследователей сходятся во мнении, что среди различных видов психологической помощи в системе психологической службы образования, ведущее место занимает психологическое консультирование. В теоретическом плане содержание психологических проблем обучающихся описано на основе возрастных задач развития в юношеском возрасте или на основе обобщения различных случаев консультативной практики. Однако исследований, направленных на изучение реальных потребностей студентов в профессиональной помощи психолога, крайне мало. В этой связи является актуальным изучение содержания и выраженности психологических проблем современных студентов, обучающихся в вузе.
Изложение основного материала статьи. Служба психологической помощи в вузах развивалась в контексте становления психологической службы образования Российской федерации. Впервые психологическая служба в вузе появилась в конце 70-х годов XX века. Теоретические основания для создания психологической службы представил Н.М. Пейсахов [4]. Одной из главных задач стало снижение высокого уровня тревожности студентов перед сессией. В начале 90-х годов в университетах возникает практика индивидуального психологического консультирования [3]. Л.П. Набатникова [3] отмечает, что психологическое консультирование позволяет раскрыть индивидуальные возможности личности, обеспечивающие творческую адаптацию посредством нахождения и использования эффективного способа разрешения трудных жизненных ситуаций. Предметом психологического консультирования являются актуальные и потенциальные свойства психической реальности студента, способствующие нахождению новых возможностей решения возникших проблем.
Мы поставили цель изучить психологические проблемы студентов, обучающихся на первом и четвертом курсах вуза, а также выявить их потребность в профессиональной психологической помощи.
Исследование проводилось на базе института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». В исследовании участвовали студенты первого (п=60) и четвертого курсов (п=60) института педагогики и психологии, а также физико-математического факультета.
Основной методикой исследования стал опросник для старшеклассников Савиной Е.А. [6], который был модифицирован для студенческого возраста. Опросник содержит 10 утверждений (шкал) о возможных трудностях или проблемах обучающихся: 1) проблемы в отношениях с родителями (конфликты, непонимание); 2) проблемы с однокурсниками (конфликты, непонимание, нет друзей); трудности в учёбе (плохое понимание учебного материала, плохое запоминание, проблемы с вниманием); 4) сильное волнение перед сессией, экзаменами; 5) плохое настроение; 6) суицидальные мысли; 7) проблемы во взаимоотношениях с преподавателями (несправедливо ставят оценки, не понимают, не уважают мнение студента); 8) проблемы с выбором профессии (сомнения в правильности выбора профессии, разочарование); 9) проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом (нет парня, девушки; не знает, как познакомиться и т.п.); 10) тревога перед будущим (нет плана на будущее, нет целей, не знает к чему стремиться). Частота возникновения указанных проблем определялась по 5-ти бальной шкале. Также студенты отмечали по каждой шкале, обратятся они или нет за помощью к психологу при наличии или возникновении данных проблем.
Кроме того студентов, получивших раннее психологическую помощь, просили оценить удовлетворенность оказанной им помощью по 10-балльной шкале. В завершении, испытуемым предлагалось отметить причины, которые могли бы им помешать обратиться за помощью к психологу. Был представлен перечень из следующих утверждений:
1) опасения по поводу конфиденциальности;
2) опасения, что другие будет думать обо мне, если я обращусь к психологу;
3) психолог будет рассматривать меня как психически больного;
4) я не знаю, где найти психолога;
5) я сам(сама) могу справиться с проблемами;
6) я скорее посоветуюсь с друзьями, нежели с психологом;
7) я скорее посоветуюсь с родителями, нежели с психологом.
Студенты были опрошены в групповой форме.
В таблице 1 отражены психологические проблемы и их выраженность у студентов первого и четвертого курсов.
Таблица 1
Средние значения по психологическим проблемам, отмеченным студентами (5-ти балльная шкала оценки)
Психологические проблемы 1 курс 4 курс
Сильные волнения перед сессией, экзаменами 2,5 3,1
Плохое настроение 2,5 2
Трудности в учебе 1,7 1,8
Тревога перед будущим 1,3 2,4
Неуверенность в выборе профессии 1,3 2
Проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом 1,2 1,2
Проблемы во взаимоотношениях с родителями 1 1,5
Проблемы во взаимоотношениях с однокурсниками 0,7 0,9
Посещение мыслей о смерти 0,5 0,9
Проблемы во взаимоотношениях с преподавателями 0,4 1,3
Оказалось, что для студентов первого курса наиболее значимыми проблемами являются «сильное волнение перед сессией и экзаменами», «плохое настроение», «трудности в учебе», наименее выраженные проблемы - «посещение мыслей о смерти», «проблемы во взаимоотношениях с однокурсниками» и «проблемы во взаимоотношениях с преподавателями». Для студентов четвертого курса наиболее значимыми проблемами являются «сильное волнение перед сессией и экзаменами», «плохое настроение», «трудности в учебе», «тревога перед будущим», наименее выраженные проблемы - «посещение мыслей о смерти» и «проблемы во взаимоотношениях с однокурсниками».
Статистический анализ различий показал, что для студентов первого курса проблемы, связанные с плохим настроением, более значимы, чем для студентов четвертого курса. В то же время у выпускников бакалавриата, по сравнению с первокурсниками, более значимыми проблемами оказались «волнение в экзаменационную сессию», «неуверенность в выборе профессии» и «тревога перед будущим».
В нашем исследовании были обнаружены различия в выраженности психологических проблем у студентов, обучающихся на разных факультетах. Так, для студентов первого курса института педагогики и психологии проблемы во взаимоотношениях с родителями оказались более значимыми, чем для студентов первого курса физико-математического факультета. В то же время, для студентов первого курса физико-математического факультета более значимыми проблемами являются проблемы межличностных взаимоотношений с противоположным полом. Также они испытывают больше трудностей во время экзаменационной сессии, и им свойственно больше сомневаться в правильности выбранной профессии. Студентам четвертого курса института педагогики и психологии свойственно больше переживать во время экзаменационной сессии. Также у них более выражена тревога перед будущим. Для выпускников физико-математического факультета проблемы, связанные с обучением, оказались более значимыми, чем для студентов института педагогики и психологии. Полученные результаты позволяют говорить о том, что направление подготовки в вузе может определять содержание и специфику психологических трудностей молодых людей.
Данные по наличию обращений за психологической помощью и степени удовлетворенности полученной профессиональной помощью у студентов первого и четвертого курсов являются схожими. Из всех опрошенных студентов за помощью к психологу обращалось только 20% обучающихся. Из них 16,7% не были удовлетворены помощью психолога, 66,7% студентов получили частичное удовлетворение, 16,6% студентов получили полное удовлетворение оказанной помощью.
Анализ ответов студентов на вопрос о возможных причинах, которые могут им помешать обратиться за помощью к психологу, показал, что большая часть студентов (66,7%) считают, что они сами могут справиться со своими проблемами или прибегнут к помощи родителей и друзей; 30% опрошенных не знают, где найти психолога; 25% испытуемых боятся обращаться за профессиональной психологической помощью, так как опасаются негативной реакции окружающих, и столько же испытуемых переживают, что их запрос не останется конфиденциальным.
Выводы. Результаты проведенного исследования показали, что для студентов 1 и 4 курсов вуза наиболее значимыми проблемами являются: сильное волнение перед сессией и экзаменами, плохое настроение, трудности в учебе. Для студентов 4 курса, в отличие от первокурсников, также выраженной проблемой является тревога перед будущим и неуверенность в выборе профессии. В меньшей степени и первокурсников, и выпускников вуза беспокоят такие проблемы, как наличие суицидальных мыслей и проблемы во взаимоотношениях с однокурсниками и преподавателями.
Оказалось, что только 20% опрошенных студентов обращались за помощью к психологу, большинство из них частично или полностью удовлетворены оказанной им помощью. Анализ причин, которые мешают студентам обратиться за помощью к психологу, позволяет предположить, что обучающиеся плохо осведомлены о деятельности психолога в вузе и основных принципах его работы.
Литература:
1. Копосов, Е. Психологическая служба вуза: теория и практика / Е. Копосов, В. Бобылев., В. Кручинин // Высшее образование России. - 2007. - №3. - С. 10-13.
2. Кузнецова, Л.Э. Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза [Электронный ресурс] / Л.Э. Кузнецова, И.С. Юшина, // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 289-291. - URL https://moluch.ru/archive/142/40017/ (дата обращения: 11.11.2018).
3. Набатникова, Л.П. Психологическое консультирование в системе службы психологической помощи в вузе / Л.П. Набатникова // Системная психология и социология. - 2011. - №4. - С. 289-291. - URL http://systempsychology.ru/journal/2011_4/ (дата обращения: 11.11.2018).
4. Олифирович, Н.И. Психологическая служба образования: консультативная работа психолога в вузе / Н.И. Олифирович, С.И. Коптева, Т.В. Уласевич. - Минск: БГПУ, 2010. - 132 с.
5. Рубцов, В.В. Проблемы создания организационных моделей психологической службы в российской высшей школе / В.В. Рубцов, Е.И. Метелькова, Т.Н. Арсеньева // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. - М., 2005. - С. 148-149.
6. Савенкова, И.А. Школьные проблемы учащихся средних и старших классов Орла и Самары / И.А. Савенкова, Е.А. Савина, А.Е Эстерле // Теоретические и прикладные проблемы психологии. - 2016. - №1. -С. 102-105.
7. Савина, Е.А. Исследование потребности в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей / Е.А. Савина, И.А. Савенкова, А.Э. Эстерле, Е.А. Овсянникова, М.Ю. Худаева // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - Том 9. - №4. - С. 1-11.
8. Чиркова, Т.И. Психологическая служба вуза: иллюзия или стратегическая возможность решения проблем профессиональной подготовки студентов? / Т.И. Чиркова // Проблемы современного образования. -2011. - №1. - С. 82-93.
Психология
УДК: 159.922, 159.922.1, 159.922.6
кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)
ПОВСЕДНЕВНЫЙ СТРЕСС И КОПИНГ-РЕСУРСЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ: РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ12
Аннотация. Исследование направлено на изучение особенностей и взаимосвязи переживаемого и повседневного стресса и копинг-ресурсов у мужчин и женщин в период взрослости, с учетом факторов возраста и семейного статуса. В исследовании приняло участие 400 человек, из них 137 мужчин и 267 женщин в возрасте 20-62 года. Изучение взаимосвязей параметров переживаемого и повседневного стресса и копинг-ресурсов показало, что у мужчин наибольшее количество положительных взаимосвязей показателей стресса обнаруживается с копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки», а у женщин с копинг-стратегий избегания проблем.
Ключевые слова: стресс, повседневный стресс, копинг-стратегии, период взрослости. Annotation. The study is aimed at studying the characteristics and relations of experienced and daily stress and coping resources in men and women in the period of adulthood, taking into account factors of age and marital status. The study involved 400 people, including 137 men and 267 women aged 20-62 years. The study of the relation of the parameters of experienced and daily stress and coping resources showed that men have the greatest number of positive links of stress indicators with the "Search for social support" coping strategies, and in women with coping strategies to avoid problems.
Keywords: stress, daily stress, coping strategies, adulthood.
12 Исследование выполнено при поддержке грантом №16-18-10088 Российского Научного Фонда «Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсы их преодоления в разные периоды взрослости» 2016-2018 гг.