УДК 159.98 © О. А. Ульянина, С. Н. Федотов, М. И. Марьин, 2017
Психологическое консультирование в деятельности психологов образовательных организаций МВД России
Ульянина Ольга Александровна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России
Москва, Россия. e-mail: [email protected]
Федотов Сергей Николаевич,
доктор психологических наук, профессор, начальник учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета
МВД России им. В. Я. Кикотя Москва, Россия. е-mail: [email protected]
Марьин Михаил Иванович,
доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Москва, Россия. e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению теоретико-методологических и прикладных аспектов психологического консультирования курсантов образовательных организаций МВД России. В работе представлены подходы к пониманию сущности психологического консультирования в зарубежной и отечественной психологии, дано авторское определение. Описываются достоинства и особенности трансконцептуального методологического подхода в психологическом консультировании. Приведены результаты анализа причин обращения за помощью к психологу в Волгоградской академии МВД России. Наиболее распространены запросы на оказание психологической помощи в таких сферах, как мотивационная, ценностно-потребностная, развитие и самосовершенствование, самооценка и самоотношение и т. д. Типологизацией запросов обосновывается необходимость комплексного подхода к решению проблем курсантов, включающего элементы профориентационного, возрастно-психологического и семейного консультирования. Описывается технология психологического консультирования курсантов.
Ключевые слова: психологическое консультирование, курсанты, трансконцептуальный подход, психологический запрос, технология психологического консультирования.
Для цитирования: Ульянина О. А., Федотов С. Н, Марьин М. И. Психологическое консультирование в деятельности психологов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 4(71). С. 67- 72.
Психологическое сопровождение обучения курсантов образовательных организаций МВД России является неотъемлемым элементом подготовки компетентных специалистов, самостоятельных и способных находить решения в сложных профессиональных и жизненных ситуациях. Центральное место здесь, безусловно, занимает психологическое консультирование, ориентированное как на разрешение актуальных проблем курсантов, так и на поиск личных ресурсов, формирование необходимых компетенций и самореализацию личности в целом
На сегодняшний день не существует единой концепции оказания психологической помощи курсантам, не систематизированы наиболее эффективные техники и методики консультативной практики, ориентированные на специфику запросов курсантов образовательных организаций МВД России На основании выше обозначенной проблематики цель данной работы — провести теоретико-методологический анализ сущности, подходов, видов, моделей и техник психологического консультирования с учетом актуальных запросов курсантов на оказание психологической помощи
Психологическое консультирование является одним из основных инструментариев профилактической, коррекционной и обучающее-информационной работы практического психолога Несмотря на определенную
проработанность теоретико-прикладных вопросов консультативной психологии (Г. С. Абрамовой, Ф. Майлено-вой, Н. И . Олифирович, Р. Нельсон-Джоунс [1-5] и др.), проблем психологического консультирования в системе психологической службы вуза (А. В. Юпитов, Н. Л. Шеле-гацкая, Е. А. Бакланова [6; 7] и др.), особенностей психологического консультирования в органах внутренних дел (Т. В . Мальцева, В . Е . Петров, И . Е . Реуцкая [8; 9] и др .), проблематика психологического консультирования курсантов образовательных организаций МВД России по-прежнему остается актуальной
Различные аспекты психологического консультирования студентов (курсантов) в вузе являются предметом изучения ряда исследователей Так, технология использования психологического консультирования для разрешения конфликтных ситуаций в курсантской среде рассматривается С . В . Баклановским и Е . О . Русиной [10]. Изучением проблемы обеспечения психологической безопасности в психологическом консультировании занимается М . Р. Арпентьева [11]. Психологическое консультирование как инструмент формирования профессиональной идентичности и профессионально-личностной компетентности описывается в работах М. В. Горняковой и В. В. Диковой [12; 13]. Проблемы преодоления жизненных трудностей средствами психологического консультирования исследуются Л. П. Набатниковой [14].
В рамках настоящей работы наше внимание обращено к анализу эффективных методологических подходов и соответствующего методического инструментария психологического консультирования. Выбор методического инструментария должен осуществляться исходя из целей образования и потребностей самих курсантов . Соответственно, специфика содержания и методов психологического консультирования зависит от типологи-зации наиболее распространенных проблем, присущих конкретному возрастному периоду, и должна быть направлена на поиск потенциала, ресурсов формирования личностной компетентности будущих специалистов
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы выбора эффективных психотехнологий консультирования, следует остановиться на определении понятия «психологическое консультирование». В рамках зарубежной психологии его определяют как совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем принятия решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Иногда процесс рассматривают как систему отношений консультанта и клиента, где цель клиента — достичь желаемого результата на основе разрешения проблем эмоционального и межличностного характера [15-18].
В отечественной психологии принято несколько иное определение психологического консультирования Во многих источниках оно понимается как специально организованный процесс, который способен актуализировать резервы человека для поиска новых возможностей и выхода из той или иной ситуации Психологическое консультирование — это средство оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач, а также феномен культуры, формирующийся в обществе и отличающийся особой «психологической экологией» [3, с. 264]. Психологическое консультирование направлено на изменение мировосприятия и поведения с использованием вербальных средств и невербальной коммуникации [1].
Анализ научных подходов к понятию «психологическое консультирование» позволяет определить его как форму оказания психологической помощи, основанной на межличностной коммуникации психолога-консультанта и клиента в целях решения внутриличностных, социальных, профессиональных проблем человека и определения стратегии развития личности на основании собственных ресурсов и потенциала
Базой психологического консультирования являются традиционно выделяемые основные теоретические подходы в психотерапии: психо-динамический, когнитивно-бихевиоральный и экзистенциально-гуманистический. Это обусловлено историческим развитием психологического консультирования из теории и практики психотерапии [2; 19]. Кроме того, выделяются неклассические направления психологической помощи: психосинтез, трансперсональная концепция, психодрама и пр . [20-22].
Современное психологическое консультирование усилиями ученых и психологов-практиков стремится сформировать универсальный подход. Так, в настоящее время в консультационной практике широкое применение находит мультимодальное консультирование [4, с. 363], представляющее собой «технически эклектический подход, который подразумевает использование техник, скорее выбранных на основе эмпирических данных и потребностей клиентов, чем теоретически предопределенных». Подобное во многом обусловлено сложностью психологически значимых проблем, предъявляемых клиентом, и вариативностью путей их решения [8, с 53]
Ведомственными психологами также разрабатывается трансконцептуальный подход [9, с. 78; 23, с . 68] психоконсультационной деятельности, подразумевающий использование в работе психолога-практика комплекс средств из современных научных школ
Трансконцептуальный подход свидетельствует об интеграции лучших сторон различных теоретических школ и психологических практик, выработке на основе наблюдений и опыта гибкой, работоспособной и последовательной позиции психолога, собственной объяснительной и коррекционной системы Таким образом, фактически реализуемый теоретико-концептуальный подход и методико-технологическая база консультирования остаются прерогативой психолога.
Причем истинная интеграция предполагает построение новой метатеории, объединяющей все существующие концепции психопрактики [24]. По мнению К. Уилбера и В В Козлова, интегративная методология также заключается в консолидации множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологического консультирования [25, с. 84].
Методики и техники психологического консультирования в рамках трансконцептуального подхода включают в себя широкий спектр психологических техник, обобщают их поиск собственных ресурсов и реализация личностно-профессионального потенциала Трансконцептуальный подход является принципиально новым смысловым пространством как для психологов, так и для клиентов [25, с 85]
Критерий адекватности используемых средств, методов и приемов заключается в эффективности психологического консультирования сразу в двух ракурсах: результативность и приемлемость для конструктивного развития клиента как субъекта деятельности
Таким образом, реализация трансконцептуального подхода в рамках психологического консультирования курсантов позволит осуществлять выбор методов и приемов консультирования с учетом индивидуальных особенностей и запросов, варьировать длительность и количество консультативных сессий, способствуя при этом личностному и профессиональному становлению будущих специалистов
Возвращаясь к организационным и содержательным аспектам психологического консультирования такой категории клиентов, как курсанты образовательных орга-
низаций МВД России, следует еще раз остановиться на социально-психологических особенностях, сопряженных с ведомственной спецификой. В процессе обучения в образовательной организации на формирование курсантов влияют различные объективные и субъективные факторы, которые можно объединить в три наиболее значимые группы: особенности образовательного процесса; коммуникативная среда вуза; индивидуально-психологические особенности самой личности курсанта.
К особенностям образовательного процесса можно отнести: тип организации учебного процесса; профессиональные знания, получаемые в период обучения; систему оценивания знаний курсантов преподавателями; психологическое воздействие педагогов, психологов, курсовых офицеров на личность курсантов; строгую субординацию и требования к служебной дисциплине; регламентированный распорядок дня и т. д. Выше обозначенные характеристики создают особую социальную ситуацию развития личности курсантов
Факторы коммуникативной среды образовательной организации — это содержание и стиль общения курсантов в группах однокурсников; их участие в общественной и культурной жизни вуза; особенности совместного обучения. Среди них можно выделить специфику уставных взаимоотношений; многонациональный состав курсантов, совместное проживание и исполнение служебных обязанностей (наряды, хозяйственные работы и т. д . ).
Назовем индивидуально-психологические факторы: уровень личностной, мотивационной зрелости к моменту поступления в образовательную организацию; личностные способности и успешность овладения профессиональными знаниями; опыт самостоятельной жизни без родительской опеки в казармах (общежитии); усвоенные родительские установки и «предписания» и т. д .
Поскольку данный возрастной этап развития личности является наиболее сенситивным к внешнему воздействию и характеризуется формированием ценностных ориентаций и жизненных мировоззренческих позиций, то выбор индивидуальных психологических форм работы является наиболее эффективным и безопасным. Поэтому именно психологическое консультирование способно помочь как в коррекции возникающих психологических проблем, так и в определении зоны ближайшего развития индивидуально для каждого курсанта
Основной целью консультирования является обеспечение полноценного психического и личностного развития курсантов в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
— психологическое сопровождение адаптации первокурсников, формирования профессиональной направленности курсантов в ходе обучения;
— решение проблем межличностной коммуникации;
— психологическая помощь курсантам в сложных жизненных ситуациях;
— помощь в формировании готовности к осуществлению личностного и профессионального выбора
Технологии деятельности по психологическому консультированию разрабатываются и подбираются на основе анализа жизненных трудностей, т е запросов, с которыми курсант обращается к психологу.
В процессе обучения в образовательной организации МВД России курсанты имеют дополнительные трудности, о которых уже было сказано выше Прежде всего, это переживания, обусловленные особым режимом обучения, неумение организовать деятельность в условиях вуза и др [26, с. 20-27]. Однако наиболее значимой чертой психологической помощи в ведомственном вузе является то, что запрос на работу может исходить не только от самих курсантов, но и от родителей, преподавателей, курсовых офицеров Причиной для встречи с психологом может стать и включение курсанта в группу повышенного психолого-педагогического внимания Соответственно, принцип добровольности оказания психологической помощи не всегда соблюдается, что усложняет задачу психолога и накладывает на специалиста дополнительные функции по формированию заинтересованности курсанта в совместной работе и стимулированию инициативы при составлении запроса в психологическом консультировании Учитывая данную специфику при типологизации наиболее распространенных запросов на оказание психологической помощи, остановимся именно на тех из них, которые исходят непосредственно от самих курсантов
Анализ причин обращения за помощью к психологу был проведен на базе Центра психологической работы Волгоградской академии МВД России . За период с 2013 г. по 2016 г. было зафиксировано 1938 обращений курсантов с различными запросами на оказание психологической помощи (табл )
Таблица . Типологизация запросов в психологическом консультировании курсантов
Типы запросов Доля, %
1. Мотивационная сфера 9
2 . Ценностно-потребностная 7
сфера личности
3 . Развитие и самосовершенствование 29
4. Самооценка, самоотношение 18
5 . Психоэмоциональные состояния 19
(тревожность, агрессия, переживание горя)
6 . Брачно-семейные отношения 13
7 . Структурирование личного времени 5
Часть запросов обусловлена различными аспектами мотивации учебно-профессиональной деятельности [27] Среди них наиболее распространенными являются проблемы отсутствия мотивации в связи с тем, что выбор учебного заведения осуществлялся без участия будущего курсанта под директивным влиянием родителей; представления об учебе в образовательной организации или о будущей специальности не соответствуют реальности; отсутствует определенность профессионального развития, а также желание выполнять домашние задания (или мотивы учебно-профессиональной деятельности осознаются, но не становятся реально действующим фактором)
Относительная успешность на занятиях в аудитории не поддерживается самостоятельной работой дома
Очень важным для курсантов является самоутверждение среди сверстников и социально значимых взрослых, поэтому одна из распространенных проблем курсантов — несоответствие уровня достижений в учебной служебной деятельности с собственными ожиданиями [28]
Некоторые запросы косвенно или напрямую связаны с потребностью в развитии коммуникативных компетенций, когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления), способности к саморегуляции психоэмоциональных состояний. Заниженная самооценка молодых людей или ее нестабильность, отсутствие уверенности в себе и стеснительность также являются поводом для обращения за помощью к психологу Актуальны запросы на снятие таких симптомов, как тревожность и мнительность, переживание в связи со смертью родителей и близких, раздражительность и агрессивность Запросы, связанные с детско-родительскими отношениями, касаются следующих сфер: переживания невозможности/нежелания в полной мере соответствовать требованиям и ожиданиям родителей; авторитарность родителей; гиперопека; неблагоприятная семейная среда; неспособность родителей эмоционально реагировать на проблемы детей
В данном возрастном периоде нередко происходит зарождение и становление молодых семей, поэтому имеют место запросы, связанные с особенностью выстраивания брачно-семейных отношений курсантов Среди них наиболее распространены следующие: нестабильность отношений в диаде, трудности в построении долгосрочных отношений; расставание с партнером как остро переживаемое событие; трудности совместного проживания молодой семьи с родителями; недостаточная готовность молодых людей к семейной жизни; психологическое сопровождение разводов; несовпадение интересов и жизненных ценностей в диаде; ревность к партнеру; воспитание детей дошкольного возраста в молодой семье
Курсанты, поступая в образовательные организации МВД России, с одной стороны, приобретают большую свободу от родителей и самостоятельность, с другой — насыщенный распорядок дня, нагрузки в учебной и служебной деятельности требуют от них высокого уровня самоорганизации и способности структурировать и распределять временные ресурсы, с чем у многих возникают сложности, которые успешно решаются в психологическом консультировании
Существуют психологические проблемы курсантов, сопряженные с периодом обучения Например, сложности адаптационного характера или выстраивание взаимоотношений с новыми субъектами общения характерны для курсантов первых курсов . Однако большая часть проблем не зависит от срока обучения.
Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми обучающиеся обращаются к психологу, позволяет не только корректировать направление других видов психологического сопровождения учебного процесса, но и изучать некоторые феномены личностного развития курсантов [6]
Психологическое консультирование курсантов включает элементы профориентационного и возрастно-психологического, а иногда и семейного консультирования Поэтому психологическая помощь ориентирована и на решение личностных проблем клиентов, обусловленных развитием человека на определенном возрастном периоде, и на реализацию личностно-профессионального потенциала человека
Методологический поход при таком комплексном консультировании должен быть ориентирован на формирование у курсантов индивидуального опыта, адекватного задачам его возрастного периода При этом успешность консультационной работы во многом детерминируется тем, насколько объективно исследованы и учитываются:
— определенные черты личности, характерные для данного возрастного периода (16-23);
— индивидуально-психологические особенности конкретного человека;
— сферы проявления возрастных кризисов;
— исходные причины и жизненная ситуация, связанные с возрастным кризисом;
— факторы психического развития человека (наследственный фактор);
— средовой фактор (окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования);
— деятельностный фактор;
— факторы обучения и воспитания;
— личностное отношение клиента к актуальной проблематике (сила и глубина переживаний, значимость проблемы и т п )
Технология консультирования включает в себя [13, с. 131]:
— изучение проблемы курсанта, его запроса;
— демонстрацию значимости для психолога проблемы курсанта, готовности оказания помощи в ее решении;
— определение длительности (одна сессия, несколько консультационных сессий), периодичности, характера (справочно-информационный, ориентаци-онный, диагностико-рекомендательный, профессио-нально-коррекционный, формирующий, развивающе-обучающий) консультационной работы;
— предварительное изучение индивидуально-психологических особенностей личности человека;
— формирование толерантности к жизненным (социальным, профессиональным) и возрастным кризисам, развитие компетенций, способствующих их преодолению;
— психологическую помощь курсантам в развитии самосознания, формировании «внутренней позиции», перестройке сферы потребностей и побуждений, интеллектуальной и эмоциональной сфер;
— укрепление ресурсности личности, повышение личностно-профессионального потенциала;
— гармонизацию развития личности курсантов;
— коррекцию негативных личностных черт, формирование морально-нравственных качеств личности как внутреннего регулятора поведения;
— преодоление проблемы девиантного поведения и депривации;
— помощь в коррекции жизненного стиля, моти-вационной сферы личности, выработке новых ценностей и установок, принятии личностно значимых решений, поиске мотиваторов самосовершенствования личности;
— проведение профессио- и психографического описания будущей профессиональной деятельности;
— соотнесение индивидуально-личностных особенностей курсанта, уровня сформированности необходимых компетенций с профессиографическим паспортом будущей специальности, на основании проведенного анализа определение индивидуальной стратегии развития и плана формирования личностной компетентности курсанта;
— корректировку стратегии и плана при значимых расхождениях между желаниями индивида и реальными возможностями;
— формирование готовности и уверенности курсанта в способности справляться с профессиональными трудностями, проблемами адаптации на новом месте работы, смены профессии;
— психологическую поддержку активности курсанта как неотъемлемого условия преодоления трудностей, связанных с ориентацией в профессии;
— усвоение курсантами социальных ролей, формирование навыков ролевого поведения;
— компенсацию особенностей полоролевого поведения в неполных семьях;
— психологическую поддержку усвоения первого опыта в приобщении к молодежной культуре, в любви, сексуальной сфере и т п ;
— психологическую поддержку преодоления трудностей обучения, социальной адаптации, построения взаимоотношений с однокурсниками, лицами противоположного пола, родителями и другими социально значимыми взрослыми (профессорско-преподавательский состав, курсовые офицеры и др );
— консультирование родителей, лиц социального окружения, курсовых офицеров, преподавателей по психологически значимым проблемам курсанта, обучение эффективным подходам работы с курсантами
Психологическое консультирование курсантов охватывает не только непосредственную работу с ними, но и с родителями, социальным окружением, курсовыми офицерами, преподавателями
Все технологии психологического консультирования опосредствованы совместной деятельностью курсанта и психолога Диалогическая форма существования личности означает, что компетенции приобретаются людьми Отсюда диалогичность общения, присоединение к курсанту, безоценочное отношение к нему определяют стиль взаимодействия на всех этапах осуществления психологической помощи
Психологическое консультирование позволяет организовать вузовское образование как среду, формирующую личность с широкими возможностями и жизненными компетенциями [7, с . 30]. Психологиче-
ское консультирование раскрывает индивидуальные возможности личности, обеспечивающие творческую адаптацию посредством нахождения и использования эффективного способа разрешения трудных жизненных ситуаций.
В современном мире спектр психологических проблем, с которыми сталкиваются молодые люди, стремительно расширяется. В этих условиях существенно возрастает необходимость как в постоянном мониторинге актуальных запросов курсантов, так и в разработке практического инструментария психологического консультирования. На основании трансконцептуального подхода перспективным видится в дальнейшем анализ и описание комплекса эффективных техник и приемов, направленных на разрешение конкретного типа запроса, как некоего алгоритма оказания психологической помощи курсантам в определенном проблемном поле
Список литературы
1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. , 2001. 240 с.
2. Майленова Ф. Выбор и ответственность в психологическом консультировании. М. , 2002. 416 с.
3. Олифирович Н. И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика. М. , 2005. 264 с.
4 . Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб . , 2002. 464 с.
5 . Nelson-Jones Richard. The Theory and Practice of Counsenselling . Cassell, 2000. 456 p .
6 . Юпитов А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии . 1995. № 4. С. 50-55.
7. Шелегацкая Н. Л., Бакланова Е. А. Роль психологического консультирования в работе психологической службы вуза // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы гетерогенных групп и инклюзивного образования : сб мат-лов 6-й меж-дунар . науч. -практ. конф . к 100-летию РГУ им. С. А. Есенина / под ред . Л. А. Байковой, Н . В . Евтешиной, И . С. Исаевой, Э . В . Самариной . Рязань, 2014. С . 29-32.
8 . Петров В. Е., Мальцева Т. В. Психологическое консультирование сотрудников органов внутренних дел : монография. Домодедово, 2013. 168 с.
9. Поздняков В. М., Реуцкая И. Е. Проблемы в профессионально-личностном росте руководителей органов внутренних дел и психологическая помощь при их разрешении : науч -практ пособие М , 2005 245 с
10 . Баклановский С. В., Русина Е. О. Опыт использования психологического консультирования курсантов военных вузов в конфликтных ситуациях // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире . 2017. № 1. С. 27-32.
11. Арпентьева М. Р. Психологическое консультирование: теория и практика психологической безопасности // Вестник Прикамского социального института 2017. № 1(76). С. 128-136.
12. Горнякова М. В. Психологическое консультирование как форма содействия в становлении профессиональ-
ной идентичности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2017. № 2(40) . С 160-164.
13. Дикова В. В. Карьерное консультирование — инструмент прогнозирования профессионального будущего молодого специалиста // Профессиональное образование и рынок труда. 2016 . № 2. С. 24-27.
14. Набатникова Л. П. Формирование у студентов мотивации преодоления жизненных трудностей средствами психологического консультирования // Мотивация в современном мире : мат-лы междунар . науч. -практ. конф . М. , 2011. С 205-208.
15 . Charles C. J., Williams E. N., Fretz B. R. Counseling Psychology, Third Edition. Washington, 2014. 648 p.
16 . Cottone R. R. Theories and paradigms of counseling and psychotherapy. Boston, 1992. 223 p.
17 . Kirst-Ashman K. K., Hill G. H. Understanding generalist practice Chicago, 1995 217 p
18 . Roy Moodley, Uwe P. Gielen, Rosa Wu Handbook of Counseling and Psychotherapy in an International Context. Routledge, 2013.438 p.
19. Jeffrey A. Kottler, Robert W. Brown. Introduction to Therapeutic Counseling. Voices from the Field. Spira, 1999. 448 p.
20 . Farrell B. A. The standing of psychoanalysis. Oxford, 1981 240 p
21. Shulman L. The skills of helping individuals, families, and grups Itasca, 1997 324 р
22. Levy K. N., Scala, J. Transference, transference interpretations, and transference-focused psychotherapies // Psychotherapy. 2012, Vol. 49, No. 3, 391-403.
23. Мальцева Т. В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличност-ных конфликтов профессионального становления : монография. М. , 2005. 144 с.
24 . Холмогорова А. Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М. , 2011. 474 с.
25 . Козлов В. В., Пермина С. В. Интегративная арт-терапия. Ярославль, 2014. Вып. 2. 136 с.
26 . Грозная Т. А. Кризисные ситуации жизнедеятельности курсантов образовательных учреждений МВД России в проективных методиках // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2011. № 2. С. 20-27.
27. Басина Т. А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации // Психопедагогика в правоохранительных органах 2017. № 1(68). С 18-21.
28 . Антилогова Л. Н. Ценностные ориентации как форма выражения нравственной активности личности // Психопедагогика в правоохранительных органах 2016 . № 4(67). С 23-25.
Поступила 30.09.2017
Psychological counseling in the activities of psychologists of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Ulyanina Olga А.,
Candidate of Sociological Sciences, Associate-Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Moscow, Russia. e-mail: [email protected].
Fedotov Sergey N.,
doctor of psychological Sciences, Professor, head of Department of juridical psychology MVD Rossii Moscow University named V. Kikotja Moscow, Russia. е-mail: [email protected]
Marin Michail I.,
doctor of psychological Sciences, associate professor, professor of the department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia" Moscow, Russia. e-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the consideration of theoretical-methodological and applied aspects of psychological counseling of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The work presents approaches to understanding the essence of psychological counseling in foreign and domestic psychology, and the author's definition of this concept is given. The advantages and peculiarities of the transconceptual methodological approach in psychological counseling are described. The results of the analysis of the reasons for applying for help to a psychologist at the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia are given. The most common requests for psychological assistance in such areas as motivational, value-demand, development and self-improvement, self-esteem and self-esteem, etc. On the basis of typology of requests, the necessity of an integrated approach to the solution of problems of cadets, including elements of career guidance, age-psychological, and family counseling, is substantiated. In conclusion, the technology of psychological counseling of cadets is described.
Keywords: psychological counseling, cadets, transconceptual approach, psychological inquiry, technology of psychological counseling.
Citation: Ulyanina O. k, Fedotov S. N, Marin M. I. Psychological counseling in the activities of psychologists of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 4(71) 2017. P 67-72.