Научная статья на тему 'Специфика работы с образовательным запросом взрослых в рамках психоло-педагогического консультирования (содержательный аспект)'

Специфика работы с образовательным запросом взрослых в рамках психоло-педагогического консультирования (содержательный аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ / МОДЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ЗАПРОСУ / EDUCATIONAL INQUIRY / COUNSELING / MODEL OF COUNSELING OF ADULTS ON EDUCATIONAL INQUIRY / PURPOSES AND TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горнякова Мария Валерьевна

В статье обсуждаются характеристики работы с образовательным запросом современного взрослого человека в рамках психолого-педагогического консультирования. Рассматриваются проблематика, цели и задачи консультативного взаимодействия при работе с образовательным запросом на основе сравнительного анализа современных видов психологического консультирования и первичного содержательного анализа проведенных консультаций. Впервые даются формулировка целей и задач консультирования по образовательному запросу как самостоятельного вида психолого-педагогического консультирования, аргументация и практическое подтверждение целесообразности и особенностей консультативной работы с образовательными запросами взрослых людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горнякова Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF WORK WITH EDUCATIONAL INQUIRY OF ADULTS WITHIN THE FRAMEWORK OF COUNSELING (SUBSTANTIVE ASPECT)

The article describes the characteristics of work with an educational inquiry of a modern adult within the framework of counseling. The problems, purposes and tasks of counseling interaction while working with an educational inquiry based on a comparative analysis of contemporary forms of counseling and a primary substantive analysis of carried counseling services are considered. For the first time the author gives the definition of the purposes and tasks of counseling on an educational inquiry as an independent type of counseling, reasoning and practical confirmation of the feasibility and features of counseling work with educational inquiries of adults

Текст научной работы на тему «Специфика работы с образовательным запросом взрослых в рамках психоло-педагогического консультирования (содержательный аспект)»

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЗАПРОСОМ ВЗРОСЛЫХ В РАМКАХ ОСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

SPECIFICITY OF WORK WITH EDUCATIONAL INQUIRY OF ADULTS WITHIN THE FRAMEWORK OF COUNSELING (SUBSTANTIVE ASPECT)

M.B, Горнякова M.V. Gornyakova

Образовательный запрос, психологическое консультирование, цели и задачи, модель консультирования взрослых по образовательному запросу.

В статье обсуждаются характеристики работы с образовательным запросом современного взрослого человека в рамках психолого-педагогического консультирования. Рассматриваются проблематика, цели и задачи консультативного взаимодействия при работе с образовательным запросом на основе сравнительного анализа современных видов психологического консультирования и первичного содержательного анализа проведенных консультаций. Впервые даются формулировка целей и задач консультирования по образовательному запросу как самостоятельного вида психолого-педагогического консультирования, аргументация и практическое подтверждение целесообразности и особенностей консультативной работы с образовательными запросами взрослых людей.

Educational inquiry, counseling, purposes and tasks, model of counseling of adults on educational inquiry.

The article describes the characteristics of work with an educational inquiry of a modern adult within the framework of cou nseling. The problems, purposes and tasks of counseling interaction while working with an educational inquiry based on a comparative analysis of contemporary forms of counseling and a primary substantive analysis of carried counseling services are considered. For the first time the author gives the definition of the purposes and tasks of counseling on an educational inquiry as an independent type of counseling, reasoning and practical confirmation of the feasibility and features of counseling work with educational inquiries of adults.

Одним из центральных понятий, определяющих развитие концепции непрерывного образования в современном обществе, является понятие «образовательная потребность», которое отражает необходимость построения целенаправленной работы по оказанию поддержки человеку в решении трудностей образования в ходе адаптации в изменяющихся социальных условиях [Степанова, 2005, с. 34].

В нашем исследовании изучаются особенности применения психолого-педагогического консультирования в работе с образовательными потребностями взрослых людей и возможности выделения консультирования взрослых по вопросам образования как самостоятельного вида психологического консультирования. Исследование

имеет два аспекта: содержательный и организационный. Содержательный аспект связан с изучением и описанием центрального понятия «образовательный запрос» как предмета консультирования, с определением сферы проблематики, направленности, цели и задач работы с ним и дает, таким образом, теоретико-эмпирические основания для выделения консультирования по образовательному запросу в самостоятельный вид психолого-педагогического консультирования. Организационный аспект рассматривает алгоритм построения консультативной работы при решении вопросов образования, определяет соотношение этапов консультативной беседы и технологии взаимодействия с клиентом на каждом этапе, формируя в итоге целостную модель

психолого-педагогического консультирования по образовательному запросу.

Рассматривая особенности работы по решению вопросов образования взрослых людей с помощью психолого-педагогического консультирования, мы провели сравнительный анализ теоретических положений и практического опыта разных видов психологического консультирования (интимно-личностное, профессиональное, карьерное, психолого-педагогическое, возрастно-психологическое, экзистенциальное) по ряду ключевых критериев: направленность проблематики (сфера жизни человека, в которой возникают противоречия); предмет консультирования - запрос (основные источники возникновения, т. е. группы противоречий [Образование взрослых..., 1998], и степеньадекватности,т. е. характеросознания клиентами наличия противоречий, уровень эмоциональных переживаний и готовность брать ответственность на себя за возникновение и решение этих трудностей); обобщенный портрет клиента; ключевые ориентиры работы в консультировании (узконаправленные задачи) [Абрамова, 1995].

Итоги сравнительного анализа представлены ниже в таблице. Данные показывают, что консультирование по вопросам образования имеет ряд общих и отличительных черт в сравнении

с другими видами консультирования. Например, направленность противоречий и задачи работы схожи с областью экзистенциального, интимно-личностного и семейного консультирования, предмет консультирования и обобщенный портрет клиента - с областями карьерного, профессионального и экзистенциального консультирования. Вместе с тем консультирование по вопросам образования имеет более широкий спектр трудностей и более глубокую степень проработки проблематики, чем деловое, карьерное и профессиональное консультирование, т. к. оно связано со смысловыми ориентирами личности, следовательно, будет отличаться большей глубиной, чем в данных направлениях.

С другой стороны, консультирование по вопросам образования имеет более ограниченные возможности в сравнении с интимно-личностным, кризисным или экзистенциальным консультированием, поскольку работа с трудностями образования предполагает большую степень «разумности», рациональности и конкретности, чем перечисленные выше виды консультирования. Фокусировка усилий личности и деятельности консультанта происходит главным образом на принятии решения, проработке стратегии образования, нежели на работе с эмоциональными переживаниями.

Сравнительная характеристика основных видов психологического консультирования

(содержательный аспект)

Виды Направлен- Предмет консультирования - запрос Обобщенный Ключевые ориентиры

ность проблематики Область противоречий Адекват «портрет» клиента и цели работы

1 2 3 4 5 6

Ин-тим-но-лич-ност-ное Сфера отношения человека к самому себе Понимание собственных желаний, потребностей, ресурсов. Принятие себя, в том числе и в объективных ситуациях возрастных изменений. Определение ресурсов и путей саморазвития. Сложности принятия себя, обусловленные влиянием окружения 30-50 % -средняя Разновозрастные -от подростков до пожилых людей. Разного уровня образования и профессиональной принадлежности. Часто встречаются косвенные запросы. Проработка внутриличност-ных противоречий (выявление причин и поиск путей преодоления) предотвращение подобных проблем в будущем. Снятие защитных механизмов. Осознание и отреагирова-

Семейное Близкое социальное окружение, детско-родитель-ские, супружеские отношения Вопросы, связанные с пониманием и регулированием родственных отношений. Трудности освоения социальных ролей (принятие материнства и / или иных ролей в семье). Противоречия разных семейных установок и традиций 10-30 % -низкая Более образованные люди, связанные с интеллектуальным трудом чаще приходят с адекватным запросом ние незавершенных переживаний. Активация собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Формирование и укрепление способности клиента к адекватным действиям, овладение техниками улучшения самоконтроля

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6

Про-фес-сио-наль-ное Область профессиональной деятельности Трудности самоопределения в профессии. Сложности обстоятельств трудовой деятельности: адаптация, освоение особенностей и практических навыков деятельности. Личные переживания, связанные с периодами профессиональной деятельности: начало трудовой деятельности, кризисы профессионализма, окончание трудовой деятельности. Личностные проблемы, возникающие в профессиональном взаимодействии 50-70 % - выше среднего Разновозрастные люди, находящиеся в периоде профессионального самоопределения (старшие школьники, студенты), в активной трудовой деятельности или в стадии завершения активной трудовой деятельности Активация собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Расширение представлений о профессии. Овладение специфическими навыками (составление портфолио, резюме, прохождение собеседования и т. п.). Определение интересов, способностей, склонностей к выполнению определенной деятельности

Карьерное и деловое Пересечение профессиональной сферы и социального общения Вопросы достижения социального положения, статуса Противоречия между желаемым и действительным статусом Выше 70% Взрослые люди от 25 лет, имеющие определенные достижения в карьерном росте Развитие отдельных функций или деловых навыков (принятие решений, планирование и корректировка карьеры и т. п.)

Пси-холо-го- педагогическое Сфера обучения, воспитания Трудности восприятия и усвоения учебного материала. Сложности взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса 30-50 % -средняя Подростки, взрослые люди. Уровень образования и профессиональной принадлежности - разный Большой процент косвенных обращений Информирование о закономерностях процессов, возрастных периодов. Профилактика и коррекция реальных нарушений. Снятие напряжения во взаимодействии. Активация внутренних ресурсов клиента на принятие своих особенностей. Поиск эффективных решений сложных ситуаций и профилактика их повторного возникновения

Воз-раст-но-психо-логиче-ское Сфера соци-ально- биологическо-го развития, закономерности и особенности возраста в онтогенезе Рассогласование нормативного и реального уровня развития Противоречия между знаниями, представлениями о нормах, правилах развития и реальным положением вещей Трудности принятия возрастных особенностей как собственных, так и участников близкого социального окружения 30-50%-средняя

Экзи-стен-циаль-ное Сфера глобальных проблем миропонимания, особенности базового отношения человека к миру, осознание места и роли в нем Поиск смысла жизни Противоречия между достигнутым уровнем жизни (статус, образ жизни и т. п.) и степенью удовлетворенности от достигнутого. Трудности определения путей творческой реализации, дальнейшего совершенствования. Сложности принятия себя, обусловленные влиянием окружения 50-70 % и более 70% Молодые люди от 18 до 20 лет, находящиеся в ситуации самоопределения. Взрослые люди от 25 лет, имеющие определенные достижения в жизни, с высоким уровнем интеллекта, склонные к самоанализу и рефлексии Оказание помощи в поисках причин возникновения противоречия. Активация собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль

Кризисное Разные сферы Острые противоречия, осложненные сильными эмоциональными переживаниями Менее 10% Разновозрастные, включая детей в сложной жизненной ситуации Снятие острых эмоциональных переживаний, оказание помощи в их от-реагировании

По вопросам образования Сфера образования {формальное и ин~ формальное значение) Диспропорция между реальным уровнем знаний и уровнем, необходимым для успешной профессиональной деятельности или освоения социальных условий и ролей. Стремление глубже осмыслить глобальные проблемы, реализовать свой потенциал, к дальнейшему развитию и совершенствованию. Противоречия между уровнем ЗУН и новыми познавательными задачами, стремление самостоятельно находить новую информацию Выше 70% Взрослые люди от 25 лет, имеющие разный уровень образования, оказавшиеся в ситуации необходимости продолжения или смены образования под влиянием личных потребностей или внешних обстоятельств Осознание смысловых ориентиров личности. Проработка понимания образования в соответствии с жизненными установками клиента. Определение оптимальных путей получения желаемого образования в соответствии с жизненной ситуацией клиента

В целях наиболее полного представления возможностей работы с образовательным запросом взрослого человека в современной сфере образования необходимо сравнить консультирование с такими формами, как коучинг и тьюторство. Сходство прослеживается в плане реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала человека с целью повышения результативности и эффективности своей жизни, с одной стороны, и выстраивания индивидуальной образовательной траектории - с другой [Костина, 2007]. Вместе с тем содержательно образовательное консультирование предполагает сочетание указанных ориентиров работы, а организационно - более сжатые сроки взаимодействия с клиентом и отсутствие длительного сопровождения деятельности клиента на пути его изменений.

Таким образом, результаты проведенного сравнительного анализа в целом позволяют предполагать следующее.

1. Применение психолого-педагогического консультирования целесообразно и эффективно в решении трудностей образования взрослых людей.

2. Консультирование по вопросам образования обладает собственными содержательными ориентирами и спецификой направлений работы, затрагивая сферу образования взрослого человека, которая в полной мере не отражена ни в одном из существующих видов консультирования и, следовательно, оно решает ряд узконаправленных конкретных задач.

3. Консультирование по вопросам образования имеет свой предмет - образовательный запрос, который отличается от других видов запросов особым содержанием и внешними характеристиками (подробно этот критерий рассмотрен и описан нами в ряде предыдущих статей [Горнякова, 2012; 2013]).

Правомерность сделанных выводов подтверждается практическими эмпирическими данными, полученными в ходе первичного анализа проведенных нами индивидуальных и групповых консультаций по обращениям, связанным с трудностями образования.

На данный момент нами проанализировано 32 индивидуальные консультации и 13 групповых консультаций. Выборка составлена случай-

ным образом, на основании естественных обращений взрослых людей к консультанту, консультаций, инициированных нами на базе Института повышения квалификации работников образования среди директоров школ, обучающихся по направлению Менеджмент в образовании, а также в ходе работы с группами сотрудников разных коммерческих организаций г. Красноярска и Красноярского края, являющихся участниками тематических бизнес-тренингов.

Всего в исследовании на данном этапе приняло участие порядка 165 человек. В состав выборки вошли как женщины, так и мужчины в возрасте от 23 до 62 лет. В процентном соотношении количество мужчин составило около 45 %, женщин около 55 %. Возрастная характеристика выборки выглядит следующим образом: 23-30 лет - около 45 %; 31-37 лет - 35 %; 38 - 43 года - 13 человек, около 15 %; 44 - 62 года -5%.

Следует отметить, что условия индивидуальных и групповых консультаций существенно отличались по типу формирования запроса: индивидуальные консультации организовывались по инициативе самих клиентов (взрослые люди обращались самостоятельно к консультанту и имели, соответственно, высокий уровень мотивации на решение трудностей образования). Групповое консультирование организовывалось в условиях, когда предстоящее обучение инициировано не самими участниками, а руководством или требованиями должности и группы имели первоначально низкий уровень мотивации на обучение и на взаимодействие с консультантом.

По итогам работы с консультантом 100 % участников индивидуальных консультаций отметили, что им удалось решить затруднения, связанные с дальнейшим собственным развитием и образованием. В групповых консультациях 75 % участников смогли определить зоны своих интересов, сформулировать затруднения, которые хотелось бы решить, и определить для себя наиболее значимые и актуальные задачи предстоящего обучения. Это, в свою очередь, позволило значительно усилить заинтересованность членов групп в предстоящем обучении и нарастить в последствии эффективность данного обучения.

Проблематика реальных обращений клиентов в действительности относится к сфере

информального и / или формального образования и может быть классифицирована по соответствующим группам противоречий. Так, большинство обращений и в условиях индивидуальных консультаций, и при работе с группами связано с диспропорцией между реальным уровнем знаний и уровнем, необходимым для успешной профессиональной деятельности или спешного освоения социальных условий и ролей (более 43 % обращений). Следующая группа обращений - запросы, возникшие в результате противоречия между уровнем ЗУН и новыми познавательными задачами, стремление самостоятельно находить новую информацию, ставить и решать творческие задачи (35 %), и далее - обращения, продиктованные стремлением глубже осмыслить глобальные проблемы, реализовать свой потенциал к дальнейшему развитию и совершенствованию (22 %).

Обратившиеся за консультацией или приглашенные к работе с консультантом взрослые люди, в действительности осознают наличие внутри-личностных противоречий, выражают сомнения в своих действиях и говорят о собственных затруднениях (93 % участников индивидуальных и групповых консультаций), демонстрируя, таким образом, достаточно высокую степень личной ответственности в стремлении осознать и решить возникшие трудности. Это подтверждает одну из основных характеристик образовательного запроса как предмета консультирования - его адекватность. Более подробные результаты исследования в данном направлении представлены нами в ряде статей, посвященных подробному изучению специфики образовательных запросов взрослых людей.

Учитывая все перечисленные особенности работы с вопросами образования взрослых людей, оставаясь при этом в границах понимания специфики консультативного взаимодействия, мы можем дать точное определение цели консультирования по образовательному запросу как предоставление возможности взрослому человеку в процессе взаимодействия с консультантом найти внутренние ресурсы и объективные возможности для определения цели, содержания и оптимальных способов получения дальнейшего образования, интегрированного в жизненную стратегию личности.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи.

1. Активизация духовно-смысловой сферы личности для понимания ею источников противоречий, вызывающих образовательный запрос, и осознания образовательной потребности.

2. Оказание поддержки в ходе исследования личностью собственной жизненной стратегии, поля ценностей и жизненных приоритетов, влияющих на принятие решений, для выявления и актуализации внутренних ресурсов по решению трудностей дальнейшего образования.

3. Повышение психолого-педагогической компетентности для понимания общих закономерностей и индивидуальных особенностей развития личности и расширения представлений о возможностях современного образования.

4. Стимулирование принятия решения в процессе определения направления и ключевых содержательных ориентиров в дальнейшем образовании для максимального раскрытия личностного потенциала, обеспечения дальнейшего саморазвития и самосовершенствования и улучшения качества жизни.

5. Содействие в выборе способов удовлетворения образовательных потребностей, соответствующих ресурсам и возможностям личности и оптимальных для ее жизненных условий для повышения продуктивности и успешности личности и степени удовлетворенности собственной жизнью.

Учитывая специфику содержания консультирования по образовательному запросу, организация взаимодействия консультанта с клиентом должна строиться также по особой схеме. Именно решению данного вопроса посвящен организационный аспект нашего исследования, в рамках которого дается не только теоретическое описание алгоритма построения консультативной беседы, но и практические подтверждения его эффективности.

Библиографический описок

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

2. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд.

2-е. М.: Класс, 2000. 208 с. (Библиотека психологии и психотерапии).

3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб.: Питер, 2002, 528 с.

4. Горнякова М.В. Выявление образовательных потребностей взрослого человека как один из факторов адаптации личности в современных социальных условиях // Личность в современных социальных условиях: материалы конференции / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012.

5. Горнякова М.В. Практические аспекты выявления особенностей образовательных запросов взрослых // Вестник КГПУ. 2013. № 3.

6. Костина H.A. Становление профессиональной субъектности педагога: учеб.-метод. пособие для методистов, руководителей методических объединений, тьюторов. Красноярск: ККИПКРО, 2007. 52 с.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический Проект, 1999. 240 с.(Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии).

8. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / С.Г. Вершловский и др.; под ред. С.Г. Вершловского; Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования, С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, лаб. социологии, каф. теории и практики упр. образованием. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1998. 161с.

9. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998.

10. Степанова М.А. Прошлое и настоящее психологии образования (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопр. психол. 2005. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.