УДК 374.7 ББК 74.324 У 45
И.И. Украинцева
Кандидат технических наук, доцент кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, проректор по непрерывному образованию и связям с общественностью Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
И.А. Мушкина
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики и педагогики начального образования Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
H.B. Бородина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики начального образования Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматривается процесс консультирования современного взрослого человека с образовательным запросом. Дается аргументация необходимости специальной консультативной работы с образовательными запросами взрослых людей. Описываются основные характеристики образовательной потребности и образовательного запроса взрослого человека. Рассматриваются различные виды консультирования и структурные элементы модели консультирования по образовательному запросу.
Ключевые слова: консультирование, цель консультирования, образовательная потребность, образовательный запрос, модель консультирования по образовательному запросу, виды консультирования.
I.I. Ukraintseva
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Department of Management and Technologies in Tourism and Service, Vice Rector for the continuous education and public relations of Sochi State University; E-mail: [email protected]
I.A. Mushkina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Pedagogy and Pedagogy of Primary Education, the Sochi State University; E-mail: [email protected]
N.V. Borodina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Pedagogy of Primary Education, the Sochi State University; E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF COUNSELLING IN THE COURSE OF THE CONTINUOUS EDUCATION OF ADULTS
Abstract. The paper discusses the process of counselling of the contemporary adult with educational inquiry. The argument of need of express advisory work with educational inquiries of adults is given. The main characteristics of educational requirement and educational inquiry of the adult are described. Different types of counselling and building blocks of model of counselling on educational inquiry are considered.
Keywords: counselling, purpose of counselling, educational requirement, educational inquiry, model of counselling on educational inquiry, types of counselling.
Проблема консультирования взрослого человека в процессе непрерывного образования представляется сегодня, бесспорно, актуальной. В современных условиях развитие личности происходит на фоне быстрой смены социальной реальности, поэтому человеку необходимо поддерживать свою социальную компетентность, а для этого постоянно обновлять свое образование. Как следствие, взрослый человек нуждается в поддержке при выявлении и осознании собственных образовательных потребностей.
М.А. Гулина, Р. Кочюнас, Ю.Е. Алешина, исследуя предмет психологического консультирования, обращают внимание на то, что его возникновение определяется потребностями людей, не имеющих клинические нарушения и нуждающиеся в психологической помощи, поэтому консультативная психология акцентирована на оказание практической помощи человеку в сложных жизненных ситуациях [2-4]. Человек, обращающийся за помощью к консультанту, формулирует свое обращение в виде запроса, при этом испытывает определенные переживания в той или иной проблемной ситуации. Следовательно, можно считать, что возникающий из многообразия проблемных ситуаций психологический запрос, в котором человеку необходима профессиональная психологическая помощь и поддержка, является предметом консультирования.
По мнению М.А. Степановой [12: 34-40], источником психологического запроса является определенное противоречие, мешающее
удовлетворению той или иной актуальной потребности человека. Академическое толкование образовательной потребности сводится к запросам личности по улучшению своего образовательного уровня, направленности и качества [там же: 34]. Очевидно, что образовательная потребность современного человека является одной из его актуальных, так как создает условия для непрерывного развития и интегрирования полученного образования в свою жизненную стратегию.
Проблема удовлетворения образовательной потребности взрослого человека рассматривается в контексте современного научного акмео-логического подхода (И.В. Аренда-чук, В.В. Белаус, И.В. Боязитова, В.И. Слободчиков и др.). Исследователи В.В. Белоус, И.В. Боязитова [5: 74-84] считают необходимым выбор наиболее подходящих средств и способов самореализации в учебной деятельности, целенаправленного развития профессиональных и личностных компетенций, необходимых для построения и развития карьеры. В этом аспекте образование выступает как процесс взаимодействия личности с социумом. В условиях глобализации от человека требуется готовность к жизнедеятельности в условиях неопределенности и конкуренции, ответственного отношения к себе, другим, к результатам и продуктам своей жизнедеятельности [1: 9-13].
Для взрослого человека процесс принятия новой реальности осложняется возникающими противоречиями несоответствия имеющихся у него знаний, умений и навыков
нормам профессиональной среды, а также успешной деятельности в различных сферах жизни. Характер противоречий лежит в основе формирования конкретной потребности в образовании взрослого человека.
В научных исследованиях [6: 43] этой сферы имеется теоретический анализ психологических и педагогических противоречий у современного взрослого человека, вызывающих трудности образования. Основные противоречия с характеристикой содержания формулировок образовательных запросов образуют пять основных групп:
1 группа противоречий: несоответствие между реальным уровнем знаний и уровнем, необходимым для успешной профессиональной деятельности. Содержание формулировок: настоящий уровень знаний не соответствует актуальным требованиям профессиональной деятельности; необходимо развить свой уровень до требований профессии.
2 группа противоречий: между реальным уровнем знаний, умений, навыков и необходимым для успешного освоения социальных условий и ролей. Содержание формулировок: я чувствую, что не совсем понимаю, что происходит вокруг, несколько отстал(-а) от жизни; нужно более современное образование, чтобы идти в ногу со временем.
3 группа противоречий: стремление глубже осмыслить масштабные проблемы, реализовать свой потенциал. Содержание формулировок: мне важно реализовать себя; раскрыть потенциал, но не знаю способы достижения желаемого.
4 группа противоречий саморефлекторного характера, стремление к дальнейшему развитию и совершенствованию. Содержание формулировок: хочу разобраться в себе и развиваться дальше, получать информацию о возможных путях расширения собственного жизненного опыта, обретения новых знаний.
5 группа противоречий между уровнем знаний, умений, навыков и новыми познавательными задачами, стремление самостоятельно находить новую информацию, ставить и решать креативные задачи. Содержание формулировок: хочу самостоятельно находить новую информацию, определять пути и способы получения новых знаний, понимать то, какая область новых современных знаний действительно необходима в соответствии с моими профессиональными и жизненными интересами.
Очевидно, что образовательные потребности большинства взрослых людей находятся в области бессознательного или осознаются частично, поэтому так необходима квалифицированная поддержка взрослым людям для получения желаемого образования.
М.В. Сафонова считает, что «грамотно организованное психологическое консультирование, позволяющее взрослому прояснить свои потребности и противоречия, сформулировать цель получения образования и принять соответствующее решение о содержании образования, режиме и формах его получения, дает человеку возможность самому сформулировать свое образование и его траекторию и осознать свою личную ответственность за это, сформировать устойчивую мотивацию к учению» [11: 83-87].
Таким образом, психологическое консультирование позволяет выявлять образовательные потребности людей, составлять индивидуальную образовательную траекторию. Следовательно, психологическое консультирование естественным образом отражает новые потребности современного человека и активно способствует решению задач образования, а это, в свою очередь, создает новую форму психологического запроса - образовательный запрос [7: 232-236].
Очевидно, что из образовательной потребности возникает
образовательный запрос (Степанова М.А.). М.В. Горнякова определяет образовательный запрос как «... адекватный запрос, характеризующийся наличием у взрослого человека трудностей, связанных с пониманием содержания и определения способов получения дальнейшего образования и /или развития и имеющий в своей основе сочетание педагогических и психологических противоречий» [8: 247].
В качестве цели консультирования по образовательному запросу автор обозначает - «...предоставление возможности взрослому человеку в процессе взаимодействия с консультантом найти внутренние ресурсы и объективные возможности для определения цели, содержания и оптимальных способов получения дальнейшего образования, интегрированного в жизненную стратегию личности» [там же: 248].
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
- активизация духовно-смысловой сферы личности для осознания причинно-следственных связей, формирующая образовательный запрос и мотивирующие образовательные потребности;
- поддержка в принятии решений по изменению личностью жизненной стратегии, ценностей и приоритетов для актуализации внутренних и внешних ресурсов по дальнейшему образованию;
- формирование психолого-педагогической компетентности для максимального использования личностью возможностей современного образования с учетом своих индивидуальных особенностей;
- определение содержания дальнейшего образования для развития, совершенствования и улучшения качества жизни;
- определение оптимальных способов удовлетворения образовательных потребностей, соответствующих индивидуальным возможностям личности и удовлетворенности качеством собственной жизни.
Выступая в качестве предмета психологического консультирования, запрос взрослого человека обладает набором специфических характеристик, определяющихся через проблемные ситуации и ожидания в обращении клиентов, а именно:
- область проблематики, определяющая группу запроса;
- тип клиента через описание социально-демографических характеристик человека (основные: пол, возраст, уровень образования, профессия);
- ориентация клиента (уровень осознанности трудностей и степень адекватности запроса).
Обозначенные характеристики образовательного запроса лежат в основе содержания консультативной работы, определяя цели, задачи, этапы взаимодействия с клиентом, алгоритм построения этапов консультативной беседы, технологии взаимодействия с клиентом на каждом этапе.
Представленная в научной литературе (М.В. Горнякова) модель процесса консультирования взрослого человека с образовательным запросом существенно отличается от классической пятишаговой модели процесса консультирования (Кочюнас Р., 1999).
Будучи отдельным самостоятельным видом психологического консультирования, консультирование по образовательному запросу — это целенаправленный, особым образом упорядоченный процесс взаимодействия с консультируемым по оказанию ему психологической помощи и поддержки средствами адекватной психотехнологии, обеспечивающей воздействие на ценностно-смысловую, когнитивно-мотивационную и поведенческую сферы личности с целью активации ее внутренних ресурсов для осмысления источников возникновения трудностей, связанных с обучением, образованием и развитием, и дальнейшего
изменения стратегии выбора направления развития и построения индивидуального образовательного маршрута, интегрированного в жизненную стратегию личности [8; 9]. Отличительной особенностью процесса консультирования по образовательному запросу является создание особой конфигурации этапов построения взаимодействия с клиентом, их временных и структурных границ, а также сочетание методов и приемов работы.
В структуру модели консультирования по образовательному запросу входят элементы: «Установление контакта», «Прояснение запроса и определение причин противоречий», «Осознание клиентом желаемого состояния. Выдвижение альтернатив», «Выбор оптимального решения», «Резюмирование, подведение итогов». Все элементы имеют вертикально-горизонтальные связи и могут быть представлены следующим образом:
Резюмирование. Подведение итогов
Рис. 1. Модель консультирования по образовательному запросу
Основным структурным элементом представленной модели является этап выяснения основной образовательной потребности, который определяет эффективность всего консультативного процесса. Осознание клиентом противоречий и источников трудностей происходит на стыке данного этапа с последующим. Этапы разработки альтернатив и выбора оптимального варианта решения образовательных затруднений находятся в единой цепи причинно-следственных связей с этапом прояснения запроса, являясь неотъемлемой его частью, с одной стороны, и его логическим следствием - с другой.
Иногда выработка альтернатив и определение оптимального решения, в свою очередь, способствуют детализации образовательного запроса, систематизируя для клиента его
собственные представления о том результате, которого он хочет достичь не только в ходе консультирования, но и в ходе получения образования.
Временными характеристиками модели являются: 60 минут - продолжительность одной консультации по образовательному запросу, 1-3 встречи - общая продолжительность процесса консультирования. Причинами временных рамок являются:
- достаточная степень адекватности образовательного запроса и высокая мотивация клиента на его решение позволяют достаточно оперативно продвигаться в работе над гипотезой консультирования, уточнять ее и выходить на противоречие - источник запроса. В результате консультативная беседа становится компактной и позволяет достигать промежуточных и конечных результатов за короткие сроки;
- тесное переплетение этапов прояснения потребностей, осознание противоречий, выработка альтернатив и выбора оптимального решения диктует необходимость организации консультативной работы таким образом, чтобы ее итоги оставляли целостное впечатление у клиента и стимулировали к конкретным и практическим решениям;
- интенсивность и актуальность задач для клиента при решении образовательных запросов не позволяют растягивать общее количество встреч более трех, так как есть риск возникновения ощущения «за-цикленности на проблемах», утомляемости и в итоге снижение мотивации к решению образовательного запроса.
Консультативная работа проходит в три ключевых цикла:
- прояснение и осознание противоречий как источника запроса;
- соотнесение желаемого результата с содержанием образовательного запроса и выработка альтернатив его достижения;
- определение оптимального решения и его проверка.
Внутри каждого цикла существует определенная логическая завершенность, что позволяет консультанту легко скоординировать работу и распределить задачи на 1-3 встречи, обеспечив целостность и завершенность работы в рамках промежуточных и итоговых задач, сохранив логику всего консультативного процесса.
Рассматривая вопросы консультирования взрослых людей по образовательным потребностям, обратим внимание на представленные в научной литературе (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, С. Глэддинг, Р. Кочюнас и мн. др.) виды психологического консультирования: психолого-педагогическое, интимно-личностное, профессиональное, карьерное, возрастно-психологическое, по вопросам образования, семейное, экзистенциональное, кризисное.
В основном классификация видов консультирования осуществляется по четырем критериям:
- направленность проблематики (сфера жизни человека, в которой возникают противоречия);
- предмет консультирования - запрос (основные источники возникновения, т.е. группы противоречий и степень адекватности, т.е. характер осознания клиентами наличия противоречий, уровень эмоциональных переживаний и готовность брать ответственность на себя за возникновение и решение этих трудностей);
- обобщенный портрет клиента;
- ключевые ориентиры работы в консультировании (узконаправленные задачи).
Особый познавательный интерес, на наш взгляд, вызывает сравнительный содержательный анализ видов психологического консультирования в работах М.В. Горняко-вой: [9: 224-229].
Из табличных данных видно, что консультирование по вопросам образования имеет как общие, так и отличительные черты с другими видами консультирования. Так, направленность противоречий и задачи работы одинаковы с экзистен-циональным, интимно-личностным и семейным видами консультирования; предмет консультирования и портрет клиента схожи с карьерным, профессиональным и экзистенциальным консультированием. Однако консультирование по вопросам образования имеет больше трудностей и степень проработки проблемы, чем деловое, карьерное и профессиональное консультирование, т.к. оно связано со смысловыми ориентирами личности и отличается глубиной.
Вместе с тем консультирование по вопросам образования имеет ограничения по сравнению с интимно-личностным, кризисным или экзистенциальным консультированием, т.к. работа с трудностями образования предполагает большую
Сравнительный содержательный анализ видов психологического консультирования
Таблица 1
Виды консультирования
Направленность проблематики
Предмет консультирования (запрос)
Портрет клиента
Цели работы
Щ
о
к
Ен
О
О
к ?
к
4 о к s к
Ен »
5
Щ
о »
« Щ
s
ш
о
Сфера отношения человека к самому себе
Понимание собственных желаний, потребностей, ресурсов. Принятие себя, в том числе и в объективных ситуациях возрастных изменений. Определение ресурсов и путей саморазвития. Сложности принятия себя, обусловленные влиянием окружения.
Близкое социальное окружение, детско-родительские, супружеские отношения
Вопросы, связанные с пониманием и регулированием родственных отношений. Трудности освоения социальных ролей (принятие ролей в семье). Противоречия разных семейных установок и различий.
Разновозрастные - от подростков до пожилых людей. Разного уровня образования и профессиональной принадлежности. Часто встречаются косвенные запросы. Более образованные люди, связанные с интеллектуальным трудом, чаще приходят с адекватным запросом.
Проработка вну-триличностных противоречий (выявление причин и поиск путей преодоления), предотвращение подобных проблем в будущем. Снятие защитных механизмов. Осознание и отреа-гирование незавершенных переживаний. Активация собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Формирование и укрепление способности клиента к адекватным действиям, овладение техниками улучшения самоконтроля.
ш ф А о
|3 и
Пересечение профессиональной сферы и социального общения
Вопросы достижения социального положения, статуса. Противоречия между желаемым и действительным статусом
Взрослые люди от 25 лет, имеющие определенные достижения в карьерном росте.
Развитие отдельных функций или деловых навыков (принятие решений, планирование и корректировка карьеры и т.п.).
Щ
о
к
и
Ш
F К и о и cd
Ч щ
G
щ О
к
и
Щ
F К и о ч о х к
а G о
К Ен
ä а
п о И
Сфера обучения, воспитания
Сложности при восприятии и усвоении дидактических единиц. Барьеры при взаимодействии субъектов образовательного процесса.
Подростки, взрослые люди. Уровень образования и профессиональной принадлежности -разный. Большой процент косвенных обращений.
Сфера социально-биологического развития, закономерности и особенности возраста в онтогенезе
Несоответствие нормативного и объективного уровня развития. Противоречия между знаниями, представлениями о нормах, правилах развития и объективной реальностью. Сложности в согласовании собственных возрастных особенностей и возрастных особенностей субъектов микросоциума.
Информирование о закономерностях процессов, возрастных периодов. Профилактика и коррекция реальных нарушений. Снижение напряжения во взаимодействии. Активация внутренних ресурсов клиента на принятие своих особенностей. Поиск эффективных решений сложных ситуаций и профилактика их повторного возникновения.
степень осознанной рациональности и предметности, чем другие виды. Фокусом консультативной помощи является принятие решения, стратегические ресурсы образования, а не работа с эмоциями, чувствами и переживаниями.
Очевидно, что для эффективности образования взрослых людей
целесообразно применять психолого-педагогическое консультирование. Консультирование взрослых по вопросам образования имеет содержательный и организационный ориентиры, а также специфические направления работы, узконаправленные задачи и свой предмет - образовательный запрос.
Примечания:
1. Адольф В.А. Вызовы времени — становление профессионального образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 9-13.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. 2-е изд. М.: Класс, 2000. 208 с.
3. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Речь, 2001. 352 с.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
5. Белоус В.В., Боязитова И.В. Интегральная индивидуальность и ее системные инварианты // Психология обучения. 2014. № 11. С. 74-84.
6. Вершловский С.Г. Непрерывное образование. Историко-теоретический анализ феномена: монография. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2008. 151 с.
7. Горнякова М.В. Образовательный запрос: специфика проблематики и возможности решения в рамках психологического консультирования // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Невинномысск: Изд-во НИУЭП, 2011. Т. 2. С. 232-236.
8. Горнякова М.В. Практические аспекты выявления особенностей образовательных запросов взрослых // Вестник КГПУ. 2013. № 3. С. 247.
9. Горнякова М.В. Специфика работы с образовательным запросом взрослых в рамках психолого-педагогического консультирования (содержательный аспект) // Вестник КГПУ. 2014. № 7. С. 224-229.
10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
11. Сафонова М.В. Консультирование по образовательному запросу как важный элемент в системе непрерывного образования // Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1. С. 83-87.
12. Степанова М.А. Прошлое и настоящее психологии образования (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 34-40.
References:
1. Adolf V.A. Time Challenges: formation of professional educational community // Siberian Pedagogical Journal. 2013. No. 3. P. 9-13.
2. Alyoshina Yu.E. Individual and family psychological counseling. 2nd ed. M.: Class, 2000. 208 pp.
3. Gulina M.A. Therapeutic and counseling psychology. SPb.: Rech, 2001. 352 pp.
4. Kochyunas R. Fundamentals of psychological counseling. M.: Academic Project, 1999. 240 pp.
5. Belous V.V., Boyazitova I.V. The integrated personality and its system invariants // Psychology of education. 2014. No. 11. P. 74-84.
6. Vershlovsky S.G. Continuing education. Historical and theoretical analysis of the phenomenon: a monograph. SPb.: SPbAPPO publishing house, 2008. 151 pp.
7. Gornyakova M.V. Educational request: the specifics of problems and possible solutions within the framework of psychological counseling // Youth and Science: reality and future: Proceedings of the IV International scient. and pract. conf. Nevinnomyssk: NIUEP publishing house, 2011. Vol. 2. P. 232-236.
8. Gornyakova M.V. Practical aspects of detection of characteristics of the educational needs of adults // KSPU Bulletin. 2013. No. 3. P. 247.
9. Gornyakova M.V. The specifics of working with the educational needs of adults in the framework of psycho-pedagogical counseling (a substantial aspect) // KSPU Bulletin. 2014. No. 7. P. 224-229.
10. Kochyunas R. Fundamentals of psychological counseling. M.: Academic Project, 1999. 240 pp.
11. Safonova M.V. Counselling on the educational needs as an important element in continuing education system // Innovations in continuing education. 2010. No. 1. P. 83-87.
12. Stepanova M.A. The past and the present of education psychology (based on the journal Problems of Psychology) // Problems of Psychology. 2005. No. 2. P. 34-40.