ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ ВЗРОСЛЫХ
PRACTICAL ASPECTS OF REVEALING THE FEATURES OF EDUCATIONAL REQUIREMENTS OF ADULTS
M.B. Горнякова
M.V. Gornyakova
Непрерывное образование, образовательная потребность современного взрослого человека, образовательный запрос, модель консультирования взрослых по образовательному запросу.
В статье обсуждаются актуальные вопросы образования взрослых в контексте современной парадигмы непрерывного образования. Рассматриваются возможности решения данных вопросов в рамках психолого-педагогического консультирования. Представляется авторское видение особенностей проблематики образовательных потребностей взрослого человека в современных социальных условиях. Впервые дается аргументация необходимости и возможности организации специальной консультативной работы с образовательными запросами взрослых людей на основе содержательного анализа результатов специально разработанного анкетирования.
Continuous education, educational need of a modern adult person, educational requirement, model of the consulting of adults on educational requirements.
The paper discusses the current issues of education of adults in the context of the modern paradigm of continuing education. The possibilities for solving these issues within the framework of psycho-pedagogical consulting are considered. The author's vision of the features of educational requirements of an adult in modern social conditions is presented. For the first time the argument of the necessity and the possibility of the organizing of specific consulting work with the educational requirements of adults on the basis of the content analysis of the results of a specially designed questionnaire is given.
В нашем исследовании по теме «Модель консультирования взрослых по образовательному запросу как самостоятельного направления психолого-педагогического консультирования» в связи с рассмотрением содержательного аспекта гипотезы исследования уделяется большое внимание проблеме выявления образовательных потребностей современного взрослого человека. Эта проблема имеет особую значимость при понимании особенностей развития личности в современных условиях.
Как отмечают современные социологические исследования, социальная среда сегодня меняется настолько быстро, что взрослому человеку для поддержания своей социальной компетентности необходимо обновлять свое образование минимум 1 раз в 4 года. Образование становится одним из важнейших факторов развития и социализации личности и не может больше «рассматриваться как подготовка к жизни. Оно само - часть жизни» [Вершловский, 1994, с. 12]. Центральной проблемой в этом отношении становится проблема ока-
зания поддержки взрослому человеку в понимании, выявлении, осознании собственных образовательных потребностей. Рассмотрение этой проблемы способствовало возникновению таких понятий, как «образовательная потребность», «образовательный запрос». В классическом понимании образовательная потребность определяется как потребность личности в получении образования определенного уровня, направленности и качества [Степанова, 2005, с. 34]. С этой точки зрения существующие образовательные структуры не всегда могут дать возможность человеку стабильно и непрерывно развиваться и получать образование, интегрированное в его жизненную стратегию.
В нашем исследовании рассматриваются возможности психологического консультирования как одного из способов решения данного вопроса [Горнякова, 2012]. Выявляя образовательные потребности, оно позволит целенаправленно и осмысленно находить варианты построения индивидуального образовательного марш-
рута взрослому человеку. Исследование дает новые данные об особенностях образовательных потребностей современных взрослых людей и специфике работы с ними, которые позволяют значительно расширить возможности решения вопросов, связанных с реализацией принципов непрерывного образования.
Мы провели теоретический анализ имеющихся исследований в этой сфере и определили круг психологических и педагогических противоречий, вызывающих трудности образования у современного взрослого человека. За основу была взята классификация мотивов возникновения образовательных запросов у взрослых людей, которую дает в своих работах С.Г. Вершловский [Вершлов-ский, 2008, с. 43].
В рамках экспериментальной работы был проведен ряд разведывательных интервью, бесед с профессионалами разных сфер деятельности организаций г. Красноярска, желающими продолжить свое образование. Анализ результатов показывает, что вопрос продолжения образования (по разным причинам) актуален для взрослых людей (97%). Более того, были получены первые практические подтверждения основных противоречий, с которыми сталкиваются взрослые люди при принятии решения о продолжении своего образования.
В табл. 1 представлена классификация противоречий с обобщенной характеристикой содержания формулировок образовательных запросов, которые давались взрослыми людьми.
Таблица 1
Классификация образовательных запросов взрослых людей по группам противоречий
Группа противоречий Кол-во, % Содержание формулировок
1. Диспропорция между реальным уровнем знаний и уровнем, необходимым для успешной профессиональной деятельности 28 Настоящий уровень знаний не соответствует актуальным требованиям профессиональной деятельности: необходимо «подтянуть» свой уровень до требований профессии
2. Противоречие между реальным уровнем ЗУН и необходимым для успешного освоения социальных условий и ролей 15 Я чувствую, что не совсем понимаю, что происходит вокруг, несколько «отстал(а) от жизни». Необходимо более современное образование, чтобы «идти в ногу со временем»
3. Стремление глубже осмыслить глобальные проблемы, реализовать свой потенциал 17 Для меня важно реализовать себя. Раскрыть потенциал, однако не знаю способы достижения желаемого
4. Противоречия саморефлекторного характера, стремление к дальнейшему развитию и совершенствованию 18 Есть необходимость разобраться в себе и развиваться дальше, получать информацию о возможных путях расширения собственного жизненного опыта, обретения новых знаний
5. Противоречия между уровнем ЗУН и новыми познавательными задачами, стремление самостоятельно находить новую информацию, ставить и решать творческие задачи 22 Существует актуальная потребность в самостоятельном поиске новой информации, определении путей и способов получения новых знаний, понимание того, какая область новых современных знаний действительно необходима в соответствии с моими профессиональными и жизненными интересами
В целях более детального и углубленного содержательного анализа образовательных потребностей и интересов взрослых был проведен следующий этап эмпирического исследования - анкетирование. Нами были составлены три анкеты, каждая из которых с разных аспектов позволяет собрать информацию о том, как люди разных профессий и интересов понимают образование, какое значение ему придают в соотношении со своим жизненными и профессиональными приорите-
тами, какие цели перед собой ставят в рамках своего развития и с какими трудностями сталкиваются в процессе их достижения [Горнякова, 2012]. Содержательное наполнение анкет и их дальнейший анализ определяются четырьмя ключевыми параметрами, каждый из которых включает в себя 3-5 критериев. Подробное описание содержательного наполнения анкет и результаты количественного анализа ответов респондентов представлены ниже в табл. 2.
Таблица 2
Результаты анкетирования взрослых людей по вопросам образования
Факторы, влияющие Имеющийся у респон- Особенности индивиду- Группы противоречий, определя-
на выбор взрослым че- дентов практический ального понимания це- ющих особенности формирова-
ловеком своего обра- опыт продолжения об- лей и возможностей про- ния образовательных запросов
зовательного маршрута разования должения образования
для взрослого человека
Критерии % Критерии % Критерии % Критерии / противоречия %
Личностные ори- 17 Направленность Особенности понима- Могу определить, что около
ентиры, цели и содержание до- ния взрослыми людь- нужно в развитии и знаю, 10
и ценности чело- полнительного об- ми самого понятия где получить
века при решении разования: «образование»:
вопросов образо- - проф.интересы; 87 -формальное; 67
вания -жизненные инте- 13 - ценностно- 20
ресы смысловое
Внешние обстоя- 73 Способы и формы Отношение к своему Примерно знаю, чего около
тельства, социаль- продолжения обра- дальнейшему разви- хочу, но не знаю, где и ка- 35
ная ситуация и пр. зования взрослы- тию и образованию: кими способами получить
ми людьми: -дефицит 91
- курсы повышения 30 образования;
квалификации; - нет дефицита 9
-тематические 15
семинары;
- интернет- 15
ресурсы, кружки,
сообщества
Ожидания от ре- Соответствие ре- Мотивы, подвигаю- Чувствую, что надо чему- около
зультатов продол- альных результа- щие взрослого чело- то учиться, но не знаю, 65
жения образова- тов ожиданиям по- века на продолжение чему и как
ния: требностям и це- образования:
- новые знания; 98 лям респондентов: - быть лучше 60
- успех 70 - профессиональ- 30 в профессии;
в профессии; ным; - быть успешнее 25
- новый опыт; 12 - жизненным; 20 в жизни
- статус 18 - зря потраченное 30 - решение начальства 15
время; / проф.сообщества /
- интерес общения 20 близких людей
(только он), обмен
опытом
В анкетировании приняли участие порядка 100 человек: женщины и мужчины в возрасте от 20 до 51 года. Респонденты различаются по сфере профессиональной деятельности и уровню имеющегося у них образования, что, на наш взгляд, является необходимым условием для получения более достоверных данных. Условно всех респондентов, принявших участие в анкетировании, можно разделить на 4 группы.
1. Люди с высшим или средним специальным образованием, работающие в сфере государственного образования (педагоги, психологи детских учреждений, социальные работники, в том числе занимающие руководящие должности)-около 47 % респондентов.
2. Люди с высшим или средним специальным образованием, работающие в различных коммерческих структурах города (риэлторы, менеджеры, офисные работники, юристы, бухгалтеры и т. п.)-около 33 % респондентов.
3. Люди со средним специальным образованием, занимающие рабочие специальности (начальники участков на заводе, кладовщики, оператор видеонаблюдения и т. п.) - около 13 % респондентов.
4. Люди с разным уровнем образования, работающие в разных структурах и сферах профессиональной деятельности (инспектор полка ППС, охранники, вахтер, дорожный инспектор и т. п.) -7 % респондентов.
Контент-анализ полученной информации показывает схожесть позиций и представлений взрослых людей по определенным выше критериям.
В отношении факторов, определяющих выбор образования, результаты показывают, что большинство респондентов в каждой группе (73%) осуществляют выбор под влиянием внешних факторов: влияние социальной ситуации, жизненных обстоятельств, социальной конкуренции, требования профессионального сообщества или руководства. Важность внутренних факторов (установок, ценностных ориентиров и стремлений) отмечают 17 % респондентов.
В отношении практического опыта образования подавляющее большинство респондентов (87 %) указывают на дополнительное образование в рамках профессиональной деятельности, которой они занимаются на данный момент. Получение такого образования происходит, как правило, на курсах и семинарах, на которые «отправляет руководство». При этом полученное образование не всегда отмечается как истинно ценное и важное (около 30 % респондентов отметили, что «просто потратили время» или «еще раз услышали то, что и так знают»).
Понимание смысла, целей, ценностей и возможностей продолжения собственного образования взрослыми людьми и определение его ценности для себя происходят главным образом в формальном аспекте. Основные ориентиры - наличие образования определенного уровня, подтвержденного наличием документа, уровень сформированное™ профессиональных компетенций и / или общей осведомленности - 67 %. Образование как развитие, формирование определенной культуры личности и возможность планировать и организовывать в целом свою жизнь понимают лишь около 20 % респондентов. Остальные респонденты преимущественно затруднились с ответом на вопросы, связанные со смысловыми ориентирами образования. При этом большинство респондентов указали на то, что на данный момент испытывают дефицит образования («Да» - 18 % и «Скорее да»-63%).
В отношении выявления групп противоречий, лежащих в основе возникновения образовательных потребностей и особенностей их пони-
мания и осознания респондентами можно сказать, что результаты анкет в целом аналогичны результатам бесед в рамках первого этапа эмпирического исследования, о котором мы писали выше (см. табл. 1). Это подтверждает предположение о том, что образовательные потребности взрослых людей в современном обществе могут быть классифицированы определенным образом.
Мы считаем, что полученные в ходе анкетирования данные в целом позволяют сделать следующие выводы.
Вопросы, связанные с образованием для взрослых в современной социальной ситуации, актуальны. При этом причины их возникновения в большинстве случаев не осознаются или осознаются частично, что, в свою очередь, говорит о необходимости оказания квалифицированной помощи и поддержки взрослым людям в понимании, выявлении, осознании собственных образовательных потребностей. Мы увидели также, что у взрослых людей нет четких, системных представлений о современных возможностях, способах и средствах получения желаемого образования.
Практические аспекты исследования на уровне эмпирических данных подтверждают правомерность выбора основания для классификаци-ии основных противоречий, порождающих образовательные потребности современных взрослых людей.
Полученные результаты подтверждают актуальность возникновения такого феномена в области образования взрослых, как «образовательный запрос», под которым мы будем понимать адекватный запрос, характеризующийся наличием у взрослого человека трудностей, связанных с пониманием содержания и определения способов получения дальнейшего образования и / или развития, и имеющий в своей основе сочетание педагогических и психологических противоречий.
В силу своей специфики психолого-педагогическое консультирование дает оптимальные возможности работы по выявлению образовательных потребностей взрослых людей и принятию решения относительно индивидуальной образовательной траектории, что позволяет рассматривать образовательный запрос как специфический предмет психологического консультирования.
Цель консультирования по образовательному запросу можно предварительно обозначить как предоставление возможности взрослому человеку в процессе взаимодействия с консультантом найти внутренние ресурсы и объективные возможности для определения цели, содержания и оптимальных способов получения дальнейшего образования, интегрированного в жизненную стратегию личности.
Именно изучению возможностей психологического консультирования в работе с образовательными запросами, выявлению особенностей организации консультативного контакта и определению ключевых моментов построения психологической консультации при оказании помощи в решении вопросов образования взрослых посвящено наше дальнейшее исследование.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение // Вопросы психологии. 1999. №4. С. 106.
2. Вершловский С.Г. Непрерывное образование. Историко-теоретический анализ феномена: монография/Ком. по образованию Правительства Санкт-Петербурга; С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования. СПб.: СПбАППО, 2008. 151. (Научные школы Академии).
3. Вершловский С.Г. Стимулирование общего образования взрослых как социально-педагогическая проблема: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Л., 1994. 40 с.
4. Горнякова М.В. Выявление образовательных потребностей взрослого человека как один из факторов адаптации личности в современ-
ных социальных условиях: материалы конф. «Личность в современных социальных условиях»/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012.
5. Горнякова М.В. Проблема непрерывности образования в современном обществе и возможность применения психологического консультирования в рамках ее решения: материалы V Междунар. науч.-практич. дистанционной конференции «Современная психология: теория и практика». Красноярск, 2012.
6. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. URL: http://www.znanie.org/ docs/memorandum.html
7. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз/ С.Г. Вершловский и др.; под ред. С.Г. Вершловского; Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования, С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. СПб.: С. -Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1998. 161 с
8. Степанова М.А. Прошлое и настоящее психологии образования (по материалам журнала «Вопросы психологии») //Вопросы психологии. 2005. № 2.
9. Технологии образования взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / О.В. Агапова и др.; под общ. ред. О.В. Агаповой. СПб.: Каро, 2008. 171 с.
10. Evolution of the Lifelong Learning Movemenf URL: http://www.answers.com/topic/lifelong-learning
11. SYSTEMS INQUIRY AND ITS APPLICATION IN EDUCATION Bela H. Banathy, Saybrook Graduate School and Research Center, Patrick M. Jenlink, Stephen Austin University. URL: http://www.aect org/edtech/edl/Q2.pdf