Научная статья на тему 'Образовательный запрос современного взрослого человека как предмет психологического консультирования'

Образовательный запрос современного взрослого человека как предмет психологического консультирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
596
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПРОС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ / АДЕКВАТНОСТЬ ЗАПРОСА / ОСОБЫЙ ТИП КЛИЕНТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горнякова Мария Валерьевна, Сафонова Марина Вадимовна

В статье рассматривается образовательный запрос современного взрослого человека как специфический предмет психологического консультирования. Описываются основные его характеристики по трем основным параметрам: содержание (направленность проблематики в рамках определенных психологических противоречий); тип клиента (определенные возрастные и социально-демографические характеристики); степень адекватности (степень осознанности трудностей образования, характер отношения человека к собственному образованию). Впервые описываются практические результаты, подтверждающие особенности образовательного запроса как уникального предмета психологического консультирования на основе статистической обработки данных эмпирического исследования, в котором приняли участие 315 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горнякова Мария Валерьевна, Сафонова Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный запрос современного взрослого человека как предмет психологического консультирования»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 159.99

Горнякова Мария Валерьевна

Cпециалист по оценке, обучению и развитию персонала консалтинговой компании Business and Business, mvg_s@mail.ru, Красноярск

Сафонова Марина Вадимовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, marina.safonova@mail.ru, Красноярск

образовательный запрос современного взрослого

человека как предмет психологического

консультирования

Аннотация. В статье рассматривается образовательный запрос современного взрослого человека как специфический предмет психологического консультирования. Описываются основные его характеристики по трем основным параметрам: содержание (направленность проблематики в рамках определенных психологических противоречий); тип клиента (определенные возрастные и социально-демографические характеристики); степень адекватности (степень осознанности трудностей образования, характер отношения человека к собственному образованию). Впервые описываются практические результаты, подтверждающие особенности образовательного запроса как уникального предмета психологического консультирования на основе статистической обработки данных эмпирического исследования, в котором приняли участие 315 человек.

Ключевые слова: образовательный запрос, психологическое консультирование, психологический запрос, образовательная потребность, психологическое противоречие, адекватность запроса, особый тип клиента.

Понимание предмета психологического консультирования сегодня представляет собой достаточно актуальную проблему. Возникая «...в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, нуждались в психологической помощи» [11, с. 5], консультативная психология в своем развитии делает акцент на оказании практической помощи человеку в сложных жизненных ситуациях [3; 7]. Обращаясь за помощью к консультанту, определенным образом переживая, понимая и представляя ту или иную проблемную ситуацию, каждый человек по-своему формулирует свое обращение, определяя, тем самым свой запрос. Под запросом в психологическом консультировании традиционно понимается тематика обращений людей, связанная с возникновением у них определенных затруднений в разных жизненных сферах. Таким образом, можно сказать, что запрос, возникающий из многообразия проблемных ситуаций, в решении которых человеку необходима профессиональная психологическая помощь и поддержка, и является, по сути, предметом психологического консультирования.

Отражая проблемную ситуацию, психо-

логический запрос имеет своим источником определенное противоречие, мешающее удовлетворению той или иной актуальной потребности человека. Одной из актуальных потребностей современной личности в условиях быстроменяющейся среды сегодня является образовательная потребность [16]. Значимость проблемы верного понимания и удовлетворения образовательной потребности личности возрастает в контексте общих современных научных тенденций изучения развития личности, ее индивидуальности и профессионального становления в контексте акмеологического подхода (И. В. Арендачук, В. В. Белоус, И. В. Боязи-това, В. И. Слободчиков и др.). Ряд ученых отмечают важность активного поиска наиболее подходящих средств и способов самореализации в учебной деятельности, целенаправленного развития профессиональных и личностных компетенций, необходимых для построения и развития карьеры [5]. В этом смысле образование видится, прежде всего, как процесс взаимодействия человека с миром. Современная постиндустриальная культура требует от человека готовности к жизнедеятельности в условиях неопре-

деленности и конкуренции, ответственного отношения к себе, к Другому, к Миру, к результатам и продуктам своей жизнедеятельности, к будущему [2]. Особенно остро эта проблема стоит в отношении взрослого человека, для которого процесс принятия новой социальной реальности осложняется целым рядом противоречий, касающихся не только соответствия имеющихся у него определенных знаний, умений и навыков требуемым нормам в той или иной профессиональной среде, но и в целом эффективности деятельности в разных жизненных сферах. В зависимости от характера противоречий формируется и определенная потребность в образовании.

Грамотно организованное психологическое консультирование, позволяющее взрослому прояснить свои потребности и противоречия, сформулировать цель получения образования и принять соответствующее решение о содержании образования, режиме и формах его получения, дает человеку возможность самому сформировать свое образование и его траекторию и осознать свою личную ответственность за это, сформировать устойчивую мотивацию к учению [14].

Естественным образом отражая новые потребности современного взрослого человека, психологическое консультирование активно способствует решению задач образования, что, в свою очередь, порождает новую форму психологического запроса - образовательный запрос [9].

Запрос клиента как предмет психологического консультирования обладает рядом характеристик, которые определяются через проблемные ситуации и ожидания в обращениях клиентов: область проблематики; тип клиента; ориентация клиента (уровень осознанности трудностей и степень адекватности запроса) [12]. Теоретическое описание отличительных характеристик образовательного запроса как предмета психологического консультирования подробно представлено в ряде предыдущих статей [8; 9].

Образовательный запрос определяется нами как адекватный психологический запрос, характеризующийся наличием у взрослого человека трудностей, связанных с пониманием содержания и определения способов получения дальнейшего образования и/или развития, который имеет в своей

основе сочетание педагогических и психологических противоречий. В данном случае термин «образование» употребляется в его информальном значении.

В данной статье мы представляем практические аспекты изучения образовательного запроса как предмета психологического консультирования на основе корреляционного анализа по методу Пирсона с помощью прикладного пакета SPSS.13.0 по следующим параметрам и критериям:

- область проблематики, определяющая группу запроса (во взаимосвязях определяется через тип противоречия - центральный критерий в схемах корреляции);

- социально-демографические характеристики взрослого человека, определяющие особый тип клиента (выражены в показателях пола, возраста, уровня образования и профессиональной принадлежности);

- степень осознанности трудностей образования и характер отношения человека к собственному образованию, определяющие ориентацию клиента, и степень адекватности образовательного запроса (во взаимосвязях выражается через наличие дефицита образования, факторы, влияющие на выбор взрослым человеком своего образовательного маршрута, особенности индивидуального понимания целей и возможностей продолжения образования, а также через предыдущий опыт получения образования).

Всего в исследовании приняли участие 315 человек. Эмпирические данные собраны разными методами: с помощью разведывательных интервью, контент-анализа реальных обращений взрослых к психологам-консультантам и специально разработанных опросников [8]. Совокупность собранных данных подтверждает, что, действительно, не осознавая до конца свои образовательные потребности, участники исследования отмечают важность и даже необходимость повышения своего образовательного уровня для того, чтобы успевать за современным темпом жизни. Это наглядно показывают положительные корреляции таких критериев, как «дефицит образования», «наличие разных противоречий», «стремление к получению новых знаний», «мотивация успеха в профессии и в жизни» почти со всеми социально-демографическими характеристиками: возраст ближе к началу и к середине

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

взрослости; разный уровень образования и разная профессиональная сфера. Коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,118 до 0,187.

Формулируется образовательный запрос в основном в сочетании с выдвижением педагогических затруднений, связанных с потребностью понять, возможно ли получение желаемого и какими способами этого можно достичь. Основная проблематика реальных запросов клиентов в действительности относится к сфере информального и/или формального образования, может быть соотнесена с определенными педагогическими и психологическими противоречиями [9; 13].

Группа психологических противоречий определяется личностными характеристиками человека и, главным образом, его мотивацией. Здесь вопросы образования, понимания его ценности и смысла для каждого конкретного человека могут иметь своим источником целый ряд проблем, одна из которых, первостепенная - экзистенциальная проблема поиска смысла жизни. Более частными трудностями, связанными с вопросами образования для человека, могут выступать понимание человеком своей роли и места в той или иной сфере общества (материально-производственной, социальной, политической и духовной) и наращивание знаний, умений, навыков, позволяющих повысить свою личностную эффективность в рамках значимой для него сферы. Педагогические противоречия связаны с характеристиками образования: выбором содержания, форм и методов (способов) его получения. Противоречия данной группы отражают вопросы «встраивания» желаемого человеком образования в жизненную стратегию: выявление содержания образования, овладение которым способствует улучшению качества жизни; определение оптимальных путей получения желаемого и интеграция нового опыта в структуру привычных устоявшихся социальных связей.

Так, большинство обращений, пожеланий, как в условиях индивидуальных консультаций, так и при работе с группами, связано с диспропорцией между реальным уровнем знаний и уровнем, необходимым для успешной профессиональной деятельности или успешного освоения социальных условий и ролей - 135 человек (порядка 52 %). Сле-

дующая группа обращений - запросы, возникшие в результате противоречия между уровнем ЗУН и новыми познавательными задачами, стремление самостоятельно находить новую информацию, ставить и решать творческие задачи - 62 человека (около 24 %), и далее - обращения, продиктованные стремлением глубже осмыслить глобальные проблемы, реализовать свой потенциал, к дальнейшему развитию и совершенствованию - 61 человек (более 23 %).

Каждая группа образовательных запросов коррелирует с определенным типом клиента, характеризующимся достаточно четкими критериями, описанными в рамках возрастной психологии [17], что доказано при помощи статистической обработки данных, собранных в ходе разведывательных интервью, ознакомительных бесед, анкетирования и проведения реальных психологических консультаций.

Образовательный запрос в действительности является конструктивным и адекватным, не требующим детальной и глубокой работы с эмоциональными переживаниями. Результаты статистической обработки данных показывают положительные корреляции основных социально-демографических характеристик (возраст, пол, уровень образования и профессиональная принадлежность) с такими параметрами, как «личные цели и ценности как факторы выбора образования» (г = 0,118), «направленность на личные и профессиональные интересы» (г = 0,164), «ценностно-смысловое понимание образования» (г = 0,146) и отрицательные связи с такими параметрами, как «не свое решение и влияние внешних обстоятельств на выбор образования» (г = - 0,117), «зря потраченное время на дополнительное обучение» (г = 0,181). В рамках консультаций образовательный запрос формулируется при помощи рационально оформленных лингвистических конструкций и не вызывает ярких поведенческих реакций клиента (93 %).

Таким образом, статистический анализ эмпирических данных наглядно подтверждает на практике основные характеристики образовательного запроса как уникального предмета психологического консультирования.

Образовательный запрос современного взрослого человека как один из ключевых феноменов непрерывного образования воз-

никает на фоне актуализации его инфор-мального аспекта, имеет особую специфику, базирующуюся на индивидуальных образовательных потребностях личности, и может быть рассмотрен в рамках психологического консультирования. Как предмет психологического консультирования образовательный запрос определяется на основе трех основных психологических параметров: область проблематики на стыке двух типов противоречий, обозначаемых как «психологические» и «педагогические» противоречия; тип клиента, определяемый рядом социально-демографических и возрастно-психоло-гических характеристик, и ориентация клиента, определяющая адекватную, деловую позицию взрослого человека в консультативном процессе.

Ключевые особенности образовательного запроса взаимосвязаны и взаимообусловлены, определяют его типологические характеристики.

Особенности образовательного запроса в сочетании с первичными данными по результатам консультаций, нацеленных на решение трудностей образования, которые показывают эффективность такого способа работы со взрослыми людьми, дают возможность рассматривать образовательный запрос как уникальный предмет психологического консультирования.

Характеристики образовательного запроса определяют содержательные особенности консультирования (цели, задачи в целом и на каждом этапе взаимодействия с клиентом), диктуют определенные условия построения консультативной беседы и определяют переход к дальнейшему проведению исследования в направлении создания особой модели консультативной работы и рассмотрению нового самостоятельного вида психологического консультирования - консультирования по образовательному запросу.

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 119 с.

2. Адольф В. А. Вызовы времени - становление профессионального образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 3. - С. 9-13.

3. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е изд. -

М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с.

4. Арендачук И. В. Жизненные стратегии личности в контексте профессиональной самоактуализации: психолого-акмеологический подход // Психология обучения. - 2014. - № 11. - С. 74-84.

5. Белоус В. В., Боязитова И. В. Интегральная индивидуальность и ее системные инварианты // Психология обучения. - 2014. - № 9. - С. 4-13.

6. Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 68-73.

7. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь, 2001. - 352 с.

8. Горнякова М. В. Практические аспекты выявления особенностей образовательных запросов взрослых // Вестник КГПУ - 2013. - № 3. -С. 244-249.

9. Горнякова М. В. Образовательный запрос: специфика проблематики и возможности решения в рамках психологического консультирования // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Невинномысск: НИУЭП, 2011. - Т. 2. - С. 232-236.

10. ГорняковаМ. В. Проблема непрерывности образования в современном обществе и возможность применения психологического консультирования в рамках ее решения // Личность в изменяющихся социальных условиях: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию факультета начальных классов. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2012. - С. 115-122.

11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.

12. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл, 2000. - 109 с.

13. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1998. - 161 с.

14. Сафонова М. В. Консультирование по образовательному запросу как важный элемент в системе непрерывного образования // Инновации в непрерывном образовании. - 2010. - № 1. -С. 83-87.

15. Слободчиков В. И. Теория и диагностика развития в контексте психологической антропологии // Психология образования. - 2014. -№ 1. - С. 4-34.

16. Степанова М. А. Прошлое и настоящее психологии образования (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 34-40.

17. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. - М.: ГАРДАРИКИ, 2005. - 353 с.

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Gornyakova Maria Valeryevna

Specialist in an assessment, training and development ofthe personnel of the consulting company Business and Business, mvg_s@mail.ru, Krasnoyarsk

Safonova Marina Vadimovna

Cand. Sci. (Psychol.), Assist. Prof., Department of Pedagogics and Psychology of Primary Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, marina.safonova@mail.ru, Krasnoyarsk

educational inquiry of the modern adult man as a subject of psychological consultation

Abstract. In clause the educational inquiry of the modem adult as a specific subject of psychological consultation is considered. Its basic characteristics on three basic parameters are described: the contents (orientation of a problematics within the framework of the certain psychological contradictions); a type of the client (certain age and social-demographic characteristics); a degree of adequacy (degree of sensibleness of difficulties of education, character of the attitude (relation) of the man to own education). Practical results confirming features of educational inquiry as unique subject of psychological consultation for the first time are given on the basis of statistical data processing of empirical research, in which 315 men take part.

Keywords: educational inquiry, psychological consultation, psychological inquiry, educational requirement, psychological contradiction, adequacy of inquiry, special type of the client.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.