Научная статья на тему 'Психологическое консультирование как форма содействия в становлении профессиональной идентичности'

Психологическое консультирование как форма содействия в становлении профессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL IDENTITY / SOCIAL ENVIRONMENT / VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL DEMAND / EDUCATIONAL INQUIRY / COUNSELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горнякова Мария Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы становления и развития профессиональной идентичности современного человека. Дается анализ взглядов на феномен профессиональной идентичности в социально-психологическом и философско-гуманитарном контекстах, обозначаются основные направления современных исследований по изучению степени осознанности профессионального выбора, включенности современного человека в собственное профессиональное развитие. Автор предлагает в качестве одной из форм оказания содействия становлению и развитию профессиональной идентичности в вузе введение в образовательный процесс технологий психологического консультирования по образовательному запросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горнякова Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNSELING AND THE ISSUES OF PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT

The article deals with the issues of the formation and development of modern man professional identity. It also analyses the views of the phenomenon of professional identity in sociopsychological and philosophical-humanitarian contexts, indicates the main trends in modern studies of the degree of professional choice awareness and the involvement of modern people in their own professional development. The author offers the introduction of counseling technologies on an educational inquiry to the educational process as one of the forms of rendering assistance in the formation and development of professional identity in university.

Текст научной работы на тему «Психологическое консультирование как форма содействия в становлении профессиональной идентичности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА СОДЕЙСТВИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

COUNSELING AND THE ISSUES OF PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT

М.В. Горнякова M.V. Gornykova

Профессиональная идентичность, социальная среда, профессиональное образование, образовательная потребность, образовательный запрос, психологическое консультирование.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития профессиональной идентичности современного человека. Дается анализ взглядов на феномен профессиональной идентичности в социально-психологическом и философско-гуманитарном контекстах, обозначаются основные направления современных исследований по изучению степени осознанности профессионального выбора, включенности современного человека в собственное профессиональное развитие. Автор предлагает в качестве одной из форм оказания содействия становлению и развитию профессиональной идентичности в вузе введение в образовательный процесс технологий психологического консультирования по образовательному запросу.

Professional identity, social environment, vocational education, educational demand, educational inquiry, counseling. The article deals with the issues of the formation and development of modern man professional identity. It also analyses the views of the phenomenon of professional identity in socio-psychological and philosophical-humanitarian contexts, indicates the main trends in modern studies of the degree of professional choice awareness and the involvement of modern people in their own professional development. The author offers the introduction of counseling technologies on an educational inquiry to the educational process as one of the forms of rendering assistance in the formation and development of professional identity in university.

Вопросы становления профессиональной идентичности приобретают все большую актуальность в контексте современной реальности. Для новой социальной реальности, описываемой исследователями как «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «супериндустриальное общество» (Э. Тоффлер), «информа-циональное общество» (М. Кастельс), характерны усиление интенсивности изменений, ускоряющийся темп жизни, ориентация на успешность, выраженная в достижении определенного материального благосостояния. «Наш век - это период стремительных трансформаций, происходящих в современном обществе. Человеку становится все сложнее поддерживать внутреннюю согласованность и устойчивость "Я". В настоящее время происходит утрата устоявшихся границ, ценностей социальных категорий, посредством которых чело-

век определяет себя, свое место в изменяющемся социуме» [Патырбаева, 2012, с. 5]. Иными словами, наблюдается кризис идентичности личности, затрагивающий все ее структурные элементы.

Естественно предположить, что профессиональная идентичность в этом смысле не является исключением. Широкий спектр образовательных возможностей, наполненность образовательной среды вариативными формами и структурами, предоставляющими образовательные услуги разного уровня, содержания и качества, с одной стороны, и потеря четких ориентиров профессионального самоопределения - с другой, приводят все чаще к хаотичному, бессистемному подходу личности к выбору своего профессионального пути.

Проблема становления и развития профессиональной идентичности представляет сегодня

одну из фундаментальных проблем гуманитарных наук: философии, социологии, психологии - и связана с целым спектром актуальных вопросов. Так, профессиональная идентичность рассматривается как одна из сущностных интегратив-ных характеристик субъектности человека (Е.П. Ермолаева, Д.И. Завалишина, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан, Д.В. Ронзин, Л.Б. Шнейдер); в неразрывной связи с вопросами жизненного самоосуществления и жизнестойкости личности (И.О. Логинова, О.В. Лукьянов, Н.Т. Селезнева, Н.В. Ру-бленко); как центральный элемент зрелости и целостности личности взрослого человека (К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев).

Обобщение понимания профессиональной идентичности в социально-психологическом и философско-гуманитарном контекстах приводит к выходу на такие категории, как притязания субъекта, выражающие его потребности и охватывающие смысловое пространство, в котором происходит выбор профессионального пути; самооценка как показатель реального и прогнозируемого профессионального самоотношения; ценностные ориентации, выступающие в качестве ключевых ориентиров профессионального самоопределения и развития и оказывающие непосредственное влияние на становление профессиональной идентичности через принятие норм и ценностей профессионального сообщества. Одним из важных личностных качеств, детерминирующих становление профессиональной идентичности, является ответственность, проявление которой выражается в способности личности реализовать основанную на субъективных критериях деятельность [Красникова, 2013, с. 167]. Как проявление личностной зрелости ответственность определяет способность личности к разрешению возникающих проблем, нахождению смысла в профессии, принятию ее ценности в отношении значимости для собственной реализации и в контексте общественной социальной ценности. В конченом итоге, по мнению Л.Б. Шнейдер, определяет свободу личности в профессиональной самореализации.

В этом смысле становление и развитие профессиональной идентичности видятся во

взаимосвязи с проблемами самоопределения, осуществления выбора, осмысленного и ответственного построения жизненного пути. Осознанный, детерминированный личностно значимыми мотивами на основе индивидуальных образовательных потребностей профессиональный выбор позволяет человеку на много легче преодолевать трудности, гармоничнее и более глубоко формировать собственную профессиональную компетентность. «Если деятельность выступает как личностно значимая, жизненно важная, то регуляция текущих состояний практически не требуется - происходит общая мобилизация, подъем всех сил человека, в иных случаях преодоление усталости требует особых волевых усилий» [Абульханова, 2016, с. 165].

Постулирование профессиональной идентичности в категориях ответственности и личностной свободы позволяет определить этап получения высшего образования как выстраивание функционального и экзистенциального соответствия человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять профессиональные функции. Образовательный маршрут здесь определяется как движение от формирования отношения личности к себе как субъекту определенной деятельности и профессиональной направленности через формирование установок на развитие профессионально значимых качеств к дальнейшему активному осознанному поиску оптимальных способов профессиональной самореализации.

Современная система высшего образования требует от молодого человека высокого уровня мотивации и целеустремленности в получении значимого уровня профессиональной квалификации, дающего возможность полноценной профессиональной реализации в современном обществе. Обучение на ступенях бакалавриата и магистратуры предполагает достаточную осознанность профессионального выбора и высокую степень личностной включенности в процесс саморазвития и самообразования.

Актуальная ситуация в сфере высшего образования характеризуется дисбалансом

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

[161]

д

н и

м

между внешними и внутренними детерминантами, определяющими формирование профессиональной идентичности. Как отмечает Т.В. Малютина, в качестве детерминирующего фактора развития профессиональной идентичности приоритетными сегодня выступают внешние источники информации, а именно информационно насыщенная окружающая среда. Следует признать, что влияние этих факторов во многом сохраняется на протяжении всего периода получения профессионального образования. Современные исследования, направленные на изучение степени осознанности профессионального выбора, включенности студентов в собственное профессиональное развитие показывают в большинстве своем слабую ориентацию на собственные интересы и жизненные установки (О.М. Краснорядцева, 2007); низкий уровень осознанности собственных образовательных потребностей (М.В. Горнякова, 2012, 2014); недостаточное понимание значимости работы над собой и постоянного самосовершенствования для профессиональной реализации, развития жизнестойкости и повышения уровня социальной успешности [Селезнева, Рубленко, 2015].

Думается, что выход на образовательные запросы - один из путей гармонизации сложившейся ситуации и содействия становлению и развитию профессиональной идентичности. Формой такого содействия может выступать психологическое консультирование по образовательному запросу. Под образовательным запросом нами понимается «наличие у человека трудностей, связанных с пониманием содержания и определения способов получения дальнейшего образования и / или развития, которые имеют в своей основе сочетание педагогических и психологических противоречий». При этом термин «образование» употребляется в его инфор-мальном значении [Горнякова, 2014 а, с. 177]. Осознание таких трудностей, выход на ключевое противоречие определяют вектор дальнейшего развития человека и позволяют строить свой образовательный маршрут в соответствии с истинными образовательными потребностями и сообразно актуальной жизненной ситуации.

Эффективность работы по прояснению ключевых противоречий в сфере образования, выход на истинные образовательные потребности в рамках специальным образом организованной консультативной работы как в индивидуальном, так и в групповом формате доказана в рамках исследования возможностей психологического консультирования в решении образовательных запросов взрослых людей (М.В. Горнякова, 2015).

В условиях высшего образования логика развертывания консультативной работы по сопровождению становления и развития профессиональной идентичности определяется этапами, стадиями и закономерностями этого процесса. Мы предлагаем вытроить ее в соотнесении с уровнями профессиональной идентичности, разработанными Л.Б. Шнейдер. Триада выделенных ей критериев, позволяет в первом приближении обозначить сферу возможных противоречий и определить мишени консультативной работы.

Так, на I курсе, в период активного профессионального самоопределения, когда имеет место ориентировка в профессии, постепенное атрибутирование себя к выбранной профессии, вычленение образовательного запроса в ходе психологического консультирования может оказывать содействие в согласовании личностных ожиданий, представлений с реальной образовательной ситуацией, в поиске своего места в системе профессиональных отношений. Дальнейшее расширение когнитивного компонента профессионального самоопределения приводит к противоречиям, вызванным соотнесением личностных качеств и профессионального потенциала с некими идеальными профессиональными образами и образцами. Здесь образовательный запрос может определяться через противоречие между требованиями профессии и актуальным уровнем профессионального развития, между существующими установками и ценностями, принципами, определяющими профессию. Психологическое консультирование в данном контексте выявляет наиболее проблемные зоны, работает с уровнем притязаний, самооценкой и позволяет субъекту выходить на адекватный уровень осведомленности в профессиональной сфере, способствуя

тем самым становлению выраженной пассивной идентичности. Далее по мере усиления активности в освоении профессиональной деятельности, связанной с получением первого практического опыта, возникают противоречия, определяющие модальность «могу». На этом этапе (Ш-М курс) студент обладает достаточным уровнем рефлексии, способностью к самоанализу, что позволяет выходить на более глубокий уровень осознания противоречий. Мишенями консультирования в контексте работы с образовательным запросом выступают мотивационные факторы, уверенность и самопринятие.

Целенаправленная работа по прояснению, актуализации и удовлетворению образовательных потребностей позволит оказать поддержку профессионального самоопределения и обеспечит подготовку к избранной профессиональной деятельности на этапе получения высшего образования.

Таким образом, нам видится правомерным рассмотрение вопросов становления и развития профессиональной идентичности во взаимосвязи с проблематикой образовательных запросов. Технологии психологического консультирования вполне вписываются в практику образовательного процесса вуза. Сбор ожиданий от образовательной программы, получение информации об особенностях видения возможностей собственной профессиональной реализации, рефлексия актуальных образовательных затруднений в контексте жизненной ситуации и в соотнесении с жизненными перспективами могут быть осуществлены разными способами. На первоначальном этапе ведение подобной работы возможно с помощью специализированных опросников [Горнякова, 2013, 2014]; через групповые беседы в рамках семинарских и практических занятий; через специальные рефлексивные задания в рамках самостоятельной работы студентов (рефлексивные эссе, решение специализированных кейсов, выполнение профессионально ориентированных практических заданий). Частично подобные форматы уже реализуются в рамках существующих образовательных программ, важно обобщить, систематизи-

ровать имеющимся опыт и выстроить системную работу в том направлении.

Подводя итог, следует сказать, что современные тенденции в современном профессиональном образовании диктуют необходимость включения в образовательные программы элементов работы, направленной на прояснение и актуализацию образовательных запросов как способа развития осознанного и ответственного отношения к профессиональному образованию студентов и магистрантов вузов. Такая работа может быть выстроена на основе технологий психологического консультирования по образовательному запросу.

Библиографический список

1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и значение категории субъекта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. № 4. С. 162-168.

2. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 3-19.

3. Бодалев А.А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости // Мир психологии. 2004. № 2 (38).

4. Горнякова М.В. Вопросы образования и возможности их решения как необходимое условие адаптации взрослого человека в изменяющейся социальной среде // Развитие личности в условиях обновленного образования: кол. монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014 а. С. 171-189.

5. Горнякова М.В. Практические аспекты выявления особенностей образовательных запросов взрослых // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4.

6. Горнякова М.В. Проблема непрерывности образования в современном обществе и возможность применения психологического консультирования в рамках ее решения // Современная психология: теория и практика: матер. III Междунар. науч.-практич. конф. Москва, 2011 г. М.: Спецкнига, 2011. С. 66-71.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о й

2S

ш Е-

S

о

Рч

W

13

о §

к

%

о W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

7. Горнякова М.В. Структура и содержание модели психологического консультирования взрослых по образовательному запросу // Вестник КГПУ. 2014 б. № 3. С. 192-196.

8. Красникова Ю.В. Профессиональная идентичность как основной элемент профессионального воспитания // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. IV Меж-дунар. науч. конф. (Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 167-169.

9. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность и ее компоненты // Омский научный вестник. 2014. № 5. С. 149-152.

10. Патырбаева К.В. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: кол. монография / В.В. Козлов,

Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Патырбаева. Пермь.: Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. 250 с.

11. Поваренков Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека // Идея системности в современной психологии. М.: ПИРАО, 2005. С. 260-285.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Селезнева Н.Т., Рубленко Н.В. Динамика формирования жизнеспособности личности в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 4. С. 116-120.

13. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.