Научная статья на тему 'Структура и содержание модели психологического консультирования взрослых по образовательному запросу'

Структура и содержание модели психологического консультирования взрослых по образовательному запросу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1030
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРОС / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ЗАПРОСУ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / EDUCATIONAL INQUIRY / COUNSELING / MODEL / THE MODEL OF COUNSELING OF ADULTS ON EDUCATIONAL INQUIRY / INDIVIDUAL COUNSELING / GROUP COUNSELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горнякова Мария Валерьевна

В статье рассматривается модель консультирования по образовательному запросу как самостоятельного вида психологического консультирования. Описываются структурные особенности пятишаговой модели консультативной беседы в аспекте работы с образовательным запросом, а также специфика содержательного наполнения каждого этапа взаимодействия консультанта с клиентом при решении трудностей обучения и развития. Впервые комплексно и детально определены содержательно-организационные особенности описанной модели и представлены предварительные результаты ее апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горнякова Мария Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF THE MODEL OF COUNSELING OF ADULTS ON EDUCATIONAL INQUIRY

The article considers the model of counseling on educational inquiry as an independent kind of psychological counseling. It describes the structural features of the five-stage model of counseling in terms of dealing with educational inquiry, and also the specificity of the content of each stage of interaction between the counselor and the client while solving the problems of training and development. For the first time the content and organizational features of the described model are all determined in details, the preliminary results of its approbation are presented.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание модели психологического консультирования взрослых по образовательному запросу»

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ, Научный дебют

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ЗАПРОСУ

STRUCTURE AND CONTENT OF THE MODEL OF COUNSELING OF ADULTS ON EDUCATIONAL INQUIRY

M.B. Горнякова M.V. Gornyakova

Образовательный запрос, психологическое консультирование, модель, модель консультирования взрослых по образовательному запросу, индивидуальное консультирование, групповое консультирование. В статье рассматривается модель консультирования по образовательному запросу как самостоятельного вида психологического консультирования. Описываются структурные особенности пятишаговой модели консультативной беседы в аспекте работы с образовательным запросом, а также специфика содержательного наполнения каждого этапа взаимодействия консультанта с клиентом при решении трудностей обучения и развития. Впервые комплексно и детально определены содержательно-организационные особенности описанной модели и представлены предварительные результаты ее апробации.

Educational inquiry, counseling, model, the model of counseling of adults on educational inquiry, individual counseling, group counseling. The article considers the model of counseling on educational inquiry as an independent kind of psychological counseling. It describes the structural features of the five-stage model of counseling in terms of dealing with educational inquiry, and also the specificity of the content of each stage of interaction between the counselor and the client while solving the problems of training and development.

For the first time the content and organizational features of the described model are all determined in details, the preliminary results of its approbation are presented.

Развернутый анализ внешних факторов и внутренних специфических характеристик феномена образовательного запроса как одного из центральных понятий современного непрерывного образования в рамках информаль-ного аспекта [Образование..., 1998] дает основания для более детального изучения возможности, целесообразности и результативности применения психологического консультирования для его решения [Горнякова, 2012]. Особенности психологического консультирования, его центрированность на индивидуальных потребностях, уникальность построения консультативной беседы [Абрамова, 1995] создают оптимальные условия для работы с образовательным запросом и позволяют рассматривать его как предмет психологического консультирования [Горнякова, 2011]. В свою очередь, образовательный запрос, возни-

кая из образовательной потребности [Степанова, 2005], обладает рядом специфических характеристик, что рождает необходимость пересмотра и доработки классической пятишаговой модели процесса консультирования [Кочюнас, 1999] с целью ее максимальной адаптации для работы с образовательным запросом и определения консультирования по образовательному запросу как отдельного самостоятельного вида психологического консультирования.

Системно представленное теоретико-мето-дологическое основание исследования данной проблемы позволило установить, что консультирование по образовательному запросу - это целенаправленный, особым образом упорядоченный процесс взаимодействия с консультируемым по оказанию ему психологической помощи и поддержки средствами адекватной психотехноло-

гии, обеспечивающей воздействие на ценностно-сысловую, когнитивно-мотивационную и поведенческую сферы личности с целью активации ее внутренних ресурсов для осмысления источников возникновения трудностей, связанных с обучением, образованием и развитием, и дальнейшего изменения стратегии выбора направления развития и построения индивидуального образовательного маршрута, интегрированного в жизненную стратегию личности. При этом структура консультативного взаимодействия сохраняет классический пятишаговый алгоритм, эффективность которого в работе по решению вопросов образования взрослых людей была подтверждена эмпирическими данными [Горнякова, 2013] и определяет свою специфику через создание особой конфигурации этапов построения взаимодействия с клиентом, их временной и структурной регламентации, а также через сочетание методов и способов работы.

Ключевым структурным элементом модели является этап прояснения образовательной по-

требности, который определяет успешность и результативность всего консультативного процесса. Осознание клиентом противоречий и источников трудностей происходит на стыке данного этапа с последующим. Этапы разработки альтернатив и выбора оптимального варианта решения образовательных затруднений находятся в единой цепи причинно-следственных связей с этапом прояснения запроса, являясь неотъемлемой его частью, с одной стороны, и его логическим следствием - с другой. В некоторых случаях выработка альтернатив и определение оптимального решения, в свою очередь, способствуют детализации образовательного запроса, систематизируя для клиента его собственные представления о том результате, которого он хочет достичь, не только в ходе консультирования, но и в ходе получения образования. Соотношение всех этапов консультирования по вопросам образования и их взаимосвязь определяются системой вертикально-горизотальных связей и выглядят следующим образом (рис.).

<

га м л

I ^

с га

о |

о 3 В Б

Ж с-,

м £

га н о

о

Рч

м га S к

о ^

Рч К

3 2

х Ь

4 ¡$

Рч Й

« с

В X

Н

и «

Рис.

Модель имеет следующие временные характеристики: продолжительность одной консультации по образовательному запросу - 60 минут, общая продолжительность цикла - от одной до трех встреч (максимум). Такие рамки установлены не случайно и обусловлены рядом причин.

Во-первых, достаточная степень адекватности образовательного запроса и высокая мотивация клиента на его решение позволяют достаточно оперативно продвигаться в работе над гипотезой консультирования, уточнять ее и выходить на противоречия - источник запроса. Это делает консультативную беседу более компактной и позволяет

достигать промежуточных и конечных результатов за более короткие сроки.

Во-вторых, тесное переплетение этапов прояснения потребностей, осознания противоречий, выработки альтернатив и выбора оптимального решения в их содержательном аспекте диктует необходимость организации консультативной работы таким образом, чтобы ее итоги (промежуточные или конечные) оставляли целостное впечатление у клиента и стимулировали к конкретным и практичным решениям. Заинтересованность в таких решениях клиента позволяет удерживать его в оптимальном адекватном взаимодействии

[193]

# АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ. Научный дебют

более продолжительное время и раздвинуть рамки продуктивной работы до 30-40 минут, обеспечив возможность перехода к достижению целей консультирования в одной встрече, продлив ее с 45 минут до одного часа.

В-третьих, интенсивность и актуальность задач для клиента при решении образовательных запросов не позволяют «растягивать» общее количество встреч более трех, т. к. есть риск возникновения ощущения «зациклинности на проблемах», утомляемости и в итоге снижения мотивации к решению образовательного запроса. В логике работы консультанта с клиентом ясно прослеживаются три ключевых цикла: прояснение и осознание противоречий как источника запроса; соотнесение желаемого результата с содержанием образовательного запроса и выработка альтернатив его достижения; определение оптимального решения и его проверка. Внутри каждого цикла существует определенная логическая завершенность, что позволяет консультанту легко скоординировать работу и распределить задачи на 1-3 встречи, обеспечив целостность и завершенность работы в рамках промежуточных и итоговых задач, сохранив логику всего консультативного процесса.

Содержательное наполнение модели структурировано в таблице.

Апробация модели проводилась через организацию и проведение индивидуальных и групповых консультаций на базе Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования (заочное отделение. II курс. Директора школ) и на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (II курс магистерской программы), а также на базе разных частных компаний города Красноярска в рамках профессиональной деятельности. Всего было проведено 37 индивидуальных и 23 групповых консультации. Количество человек 258.

Состав консультируемых разнообразен по возрастным характеристикам, по уровню образования, профессиональной принадлежности и социальному статусу, что делает выборку репрезентативной в отношении достоверности практической части исследования.

Анализ результатов апробации проводился по трем параметрам: соответствие структуры кон-

сультаций описанной теоретической модели (временная продолжительность и смысловое соотношение этапов); содержательное наполнение (особенности и эффективность применения техник, приемов работы на каждом этапе); общая результативность консультаций (степень удовлетворенности клиентов по итогу консультирования от работы, характер принятых решений, отсроченные результаты консультаций).

Временные интервалы и структурно-смыс-ловое сочетание этапов консультирования в 92 % случаев полностью соответствуют описанной модели: большинство консультаций проходило в рамках одной встречи (60 мин): 21 индивидуальная и 19 групповых; 11 индивидуальных и 4 групповых консультации были реализованы в течение двух встреч; в остальных пяти индивидуальных консультациях потребовалось три встречи. Этап установления контакта действительно является минимальным по времени: от 2-3 минут в условиях индивидуальных консультаций до 5-7 минут в условиях работы с группой, и в 100 % консультаций имеет четкие границы, которые определяются консультантом конкретными речевыми конструкциями. Следующие два шага в реальных консультациях сливаются, сосредоточивая усилия консультанта на моменте проработки проблемы через ее прояснение и осознание клиентом. Они также являются самыми затратными по времени, занимая 2/3 общего консультативного цикла. Переход к этапу выбора оптимального решения на практике также достаточно формален и является логическим продолжением предыдущих этапов (90 % случаев) или их неотъемлемой частью (около 10 %). Завершение консультирования - краткосрочный и вполне определенный с точки зрения смысловых границ этап консультирования при работе с образовательным (7-10 мин в индивидуальной работе и 12-15 мин - в групповой).

Содержательное наполнение модели отражается в особенностях применения различных консультативных техник и требует более детального изложения, что затруднительно в рамках данной статьи. Отметим лишь основную статистику их применения в рамках работы с образовательным запросом: «общеконсультативные» техники, техники клиент-центрированной и гештальт-терапии -100 % консультаций; техники карьерно-

делового и профессионального консультирования (преимущественно диагностические) - 75 % консультаций; когнитивно-бихевиоральные техники - порядка 70 % консультаций; техники семейного, экзистенциального консультирования - порядка 35 % консультаций. Приведенная статистика показательна в отношении одной из ключевых особенностей консультирования по образовательному запросоу: удержание баланса между рациональным и эмоциональным уровнем проработки проблематики обращения.

Целесообразность и эффективность применения рекомендуемых в модели техник подтверждается при оценке общей результативности модели, где ключевым критерием являются удовлетворенность клиентов консультацией, наличие у них четких осознанных решений в отношении своего дальнейшего образования, а также отсроченные результаты консультирования, заключающиеся в особенностях выполнения клиентами этих решений. В этом отношении результативными являются 98 % индивидуальных и 100 % групповых консультаций. Сбор данных об отсроченных результатах консультирования (в течение 1-2 меся- 3 цев) показал - порядка 80 % участников консультаций остались верны принятым решениям, успешно и гармонично развиваясь в желаемом для себя русле. Эффективность модели отражается также А в высокой степени соответствия результатов консультирования темам обращений / пожеланиям участников (89 % случаев), которые, в свою очередь, определяются рамками классификации запросов и противоречий, описанными в теоретической и эмпирической частях нашего исследования 5 [Горнякова, 2011].

Результаты апробации модели консультирования по образовательному запросу наглядно демонстрируют структурно-содержательные осо- 6 бенности работы с образовательными запросами взрослых и показательно характеризуют ее как результативную и эффективную, подтверждая, целесообразность использования консультативной формы работы с образовательными потребностями взрослых людей и, следовательно, правомерность определения консультирования по образо- 7 вательному запросу как самостоятельного вида психологического консультирования.

Сама модель консультирования по вопросам

[195]

образования в условиях ее практического применения позволит решить многие проблемы на пути развития и совершенствования системы непрерывного образования, давая возможность взрослому человеку точно определить свои образовательные потребности и выработать индивидуальный образовательный маршрут. Консультативная работа, построенная на основе предложенной модели, может стать соединительным звеном в формальной структуре системы образования, интегрируя в нее индивидуально-личностный аспект.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

2. Горнякова М.В. Образовательный запрос: специфика проблематики и возможности решения в рамках психологического консультирования // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы IV Межд. науч.-практич. конф. / Не-виномысский институт экономики и управления. 2011.

3. Горнякова М.В. Практические аспекты выявления особенностей образовательных запросов взрослых // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. №3.

4. Горнякова М.В. Проблема непрерывности образования в современном обществе и возможность применения психологического консультирования в рамках ее решения: матер, к конф., посвященной юбилею ф-та начальных классов. 2012.

5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с. (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии).

6. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / С.Г. Вершловский и др.; под ред. С.Г. Вершловского; Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования, С.-петерб. гос. ун-т пед. мастерства, лаб. социологии, каф. теории и практики упр. образованием. СПб.: С.-петерб. гос. ун-т пед. мастерства, 1998.161 с.

7. Степанова М.А. Прошлое и настоящее психологии образования (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопр. психол. 2005. № 2. С. 34.

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н

U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.