ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
И ЗАЧЕМ ОНО НУЖНО В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ?
Ю.Ю. Растяпина,
инспектор отдела учета, анализа и контроля качества учебного процесса Управления учебно-методической работы Научная специальность: 19.00.03 -психология труда, инженерная психология, эргономика E-mail: rastiapina.julya@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема оказания психологического консультирования в органах внутренних дел. Обосновывается вывод о том, что сложность и напряженность деятельности сотрудников полиции определяет необходимость психологического консультирования в органах внутренних дел.
Ключевые слова: психологическое консультирование, органы внутренних дел, консультативное взаимодействие, психологическая служба, консультативная помощь.
WHAT IS THE PSYCHOLOGICAL CONSULTATION AND
WHY IT IS NECESSARY IN LAW-ENFORCEMENT BODIES?
Yu.Yu. Rastyapina,
inspector of the department of the account, analysis and quality control of educational management process
of educational and methodical work
Annotation. In article the problem of rendering of psychological consultation in law-enforcement bodies is considered. The conclusion that complexity and intensity of activity of police officers defines need of psychological consultation for law-enforcement bodies locates.
Keywords: psychological consultation, law-enforcement bodies, advisory interaction, psychological service, advisory help.
Психологическое консультирование как про- поддержании межличностных отношений и т. п. С фессия является относительно новой областью другой стороны, психологическое консультирова-психологической практики, выделившейся из пси- ние, как молодая область психологической практи-хотерапии. Эта профессия возникла в ответ на по- ки, пока еще не имеет строго очерченных границ, требности людей, не имеющих клинических нару- в его поле зрения попадают самые разнообразные шений, однако ищущих психологическую помощь. проблемы.
Поэтому в психологическом консультировании мы Некоторая неопределенность предмета психо-сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытыва- логического консультирования отражается в разно-ющими трудности в повседневной жизни. Спектр образии определений. Так, лицензионная комиссия проблем поистине широк: трудности на работе (не- Ассоциации служащих и менеджеров США, выда-удовлетворенность работой, конфликты с коллегами ющая разрешения на частную практику, предлагает и руководителями, возможность увольнения), не- следующее определение: "Консультирование — это устроенность личной жизни и неурядицы в семье, совокупность процедур, направленных на помощь плохая успеваемость в вузе, недостаток уверенно- человеку в разрешении проблем и принятии реше-сти в себе и самоуважения, мучительные колебания ний относительно профессиональной карьеры, брав принятии решений, трудности в завязывании и ка, семьи, совершенствования личности и межлич-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".
Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
Консультирование помогает обучаться новому поведению.
Консультирование способствует развитию личности.
В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.
Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:
— каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
— каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
— каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.
Цели психологического консультирования
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологиче-
ской помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, следуя за George и Cristiani (1990), несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:
Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения подростков, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
Хотелось бы подробнее остановиться на психологическом консультировании сотрудников органов внутренних дел. Происходящие сегодня в нашей стране социально-экономические преобразования существенно повлияли на возрастание требований, предъявляемых обществом к профессионалу правоохранительных органов. Индикатором имеющегося неблагополучия профессионального становления сотрудников МВД России служат факты увольнения молодых сотрудников из органов внутренних дел, неукомплектованность ведущих служб, отчисления из образовательных учреждений и пр. В итоге решением Коллегии МВД России от 22.10.2003г. подчеркнута необходимость совершенствования работы по оптимизации процесса профессионального становления курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России [4].
В последнее десятилетие проблема профессионализации личности активно разрабатывается гуманитарными науками: социологией, психологией, педагогикой и акмеологией. В психологии появился ряд концепций профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, 1997; Е.А. Климов, 1992; А.К. Марко-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ва, 1997; ГС. Никифоров, 1991, 1997; Е.С. Романова, 1992; Ю.П. Поваренков, 1999; Л.Б. Шнейдер, 2003). Анализ исследований по психологии в нашей стране, связанных с изучением человека с точки зрения его формирования как субъекта труда, показывает непрерывное увеличение количества подобных исследований, особенно в последние два десятилетия. Однако круг проблем, подлежащих психологическому изучению, здесь еще весьма широк.
Создание психологической службы в МВД России послужило толчком к активизации исследований, объектами которых стали сотрудники органов внутренних дел, обучающиеся в ведомственных образовательных учреждениях. Оказание психологической помощи и поддержки в процессе профессионального и личностного становления сотрудника ОВД, внедрение современных психологических технологий в образовательный процесс, создание благоприятной социальной и профессиональной среды — эти актуальные задачи ежедневно решает психологическая служба Московского университета МВД России. Роль психологической службы в повышении эффективности служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний день очень велика. Психодиагностическая, консультативная, психокоррекционная и тренинговая работа с курсантами, слушателями, сотрудниками университета, а также членами их семей — все это способствует решению психологических проблем и затруднений во взаимоотношениях, повышению личностной эффективности, развитию профессионально-важных качеств и навыков саморегуляции, предотвращению негативного влияния на личность сотрудника повышенных нагрузок служебной деятельности (профилактика профессиональной деформации и эмоционального выгорания, стресса и дезадаптивных состояний). Психологический прогноз и рекомендации в обязательном порядке учитываются при решении таких служебных вопросов, как приём кандидатов на учебу и службу, назначение и расстановка кадров, допуск к несению службы с оружием или в особых условиях. Так, например, все без исключения курсанты и сотрудники университета, заступающие на дежурство с оружием проходят процедуру психологического тестирования и собеседования. Психологи оказывают помощь руководителям подразделений в принятии управленческих и кадровых решений, в трудных ситуациях служебного и личного взаимодействия, в разработке стратегий профессионального развития, формировании благоприятного климата в подразделениях и во многом другом. Исследование внутриличностных противоречий, обусловленных взаимодействием личности и профессии, уже более двадцати лет является предметом ряда психологических исследований (Л.И.
Анцыферова, 1981; В.Е. Василюк, 1984; О.А. Гав-рилица, 1998; А.А. Головачев, 2000; В.О. Жданов, 2000; Е.С. Калмыкова, 1986; О.В. Кузменкова, 1998; Л.М.Митина, 1994, 1998; Э.Э. Сыманюк, 1999; Е.Б. Фанталова, 1992, 2001; А.И. Шипилов, 2000; Ю.Н. Юрлов, 1996 и др.). Однако на сегодняшний день не разработаны полноценный диагностический комплекс, предназначенный для определения сути и уровня внутриличностной конфликтности человека, а также оптимальная методика оказания психологической помощи при внутриличностных конфликтов профессионального становления.
Юридическими психологами исследованы психологические особенности труда сотрудников ряда служб правоохранительных органов и личностные качества, обеспечивающие успешную адаптацию и готовность к различным видам оперативно-служебной деятельности (Н.Р. Битянова, 1995, 1998; В.Л. Васильев, 1976, 1983; М.В. Кроз, 1999; В.М. Поздняков, 1989, 1994; А.Р. Ратинов, 1967; В.В. Романов, 1998; A.M. Столяренко, 1982, 1987, 2000 и др.). Вместе с тем проблематика профессионализации будущих специалистов правоохранительных органов, связанная с выявлением условий и факторов, которые предопределяют их успешность в профессионально-личностном росте, считается недостаточно разработанной. При определенной проработке вопросов теории и методики психологического консультирования сотрудников правоохранительных органов, проблемы конфликтов в их деятельности (М.Г. Дебольский, 1995, 2001; А.В. Пищелко, 1999; В.М. Поздняков, 1994, 1999; И.Б. Пономарев, 1996; Н.А. Токарев, 1999; В.П. Трубочкин, 1996 и др.) специальных исследований в области психологического консультирования сотрудников правоохранительных органов при внутриличностных конфликтах профессионального становления не проводилось. Психологами преимущественно затрагивались вопросы профессиональной ориентации, психологического отбора и адаптации молодых сотрудников правоохранительных органов. Однако психологические особенности процесса профессионального становления личности сотрудника правоохранительных органов и возникающих при этом внутриличностных конфликтов не подлежали целенаправленному исследованию. В то же время со стороны сотрудников психологической службы высших образовательных учреждений МВД России испытывается потребность в современных технологиях психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Профессиональные и социально-психологические проблемы и трудности службы сотрудников МВД России обусловливают высокий уровень психологического стресса, нервно-психического напряжения, психосоматических заболе-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ваний среди сотрудников органов внутренних дел, определяют необходимость их психологического отбора, сопровождения и реабилитации. Для этого в системе МВД России создана система психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, с помощью которой и осуществляется психологическая помощь сотрудникам. Существуют различные виды психологической помощи, но мне хотелось бы остановиться на психологическом консультировании.
В органах внутренних дел психолог проводит консультирование по следующим направлениям:
- психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России по вопросам совершенствования организации и проведения индивидуальной профилактической и воспитательной работы с личным составом;
- консультирование сотрудников органов внутренних дел по психологическим аспектам оперативно-служебной деятельности, участие в составлении психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществление различных видов психологических экспертиз;
- оказание консультативной помощи в выработке стратегии и тактики ведения переговоров, участие в психологическом обеспечении переговорной деятельности по освобождению заложников.
- психологическое консультирование сотрудников (курсантов, слушателей) и членов их семей по профилактике и разрешению межличностных конфликтов и особенностям профессиональной деятельности.
- оказание консультативной помощи сотрудникам в решении личных и семейных психологических проблем, а также при их подготовке к выходу на пенсию.
Проблема психологического консультирования курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутрилич-ностных конфликтов профессионального становления многоаспектна. Ее успешное решение связано с теоретическими достижениями в фундаментальных исследованиях по психологии личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, 1991; Б.Г. Ананьев, 1969; Л.И. Анцыферова, 1981; А.Н. Леонтьев, 1975; В.Д.Шадриков, 1980 и др.), а также с разноплановыми прикладными исследованиями: по психологии труда и профессий (Э.Ф. Зеер, 1988, 1997; Е.А. Климов, 1966, 2002; Т.В. Кудрявцев, 1985; А.К. Маркова, 1997; Т.Л. Миронова, 1999; Г.С. Никифоров, 1991, 1997; Ю.П. Поваренков, 1999, 2002; Н.С. Пряжников, 1996; Е. С. Романова, 1992; А.Р. Фонарев, 1997 и др.); педагогической и возрастной психологии (Е.М. Борисова, 1995; С.Г. Вершловский, 1987; А.Б. Каганов, 1993; О.В. Куз-
менкова, 1998; Л.М. Митина, 1994, 1998 и др.); психологии развития и акмеологии (А.А. Деркач, 1991; В.Г. Зазыкин, 1993; Н.В. Кузьмина, 1991; А.Л. Реан, 1993; Е.М. Таболова, 1996; А.В. Щербина, 1996; З.И. Рябикина, 1997; В.Е. Орел, 1999 и др.). Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что учитывая сложность и напряженность деятельности сотрудников полиции, психологическое консультирование им просто необходимо
Литература
1. Р. Кочюнас «Основы психологического консультирования 1999г. 240с.»
2. Blocher D. Н. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.
3. Bramer L. M., Shostrom E. L. Therapeutic Psychology: Fundamentals of Counseling and Psychotherapy. 4th Ed. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1982.
4. Burks Н. M., Steffire B. Theories of Counseling, 3rd Ed. N. Y.: McGraw-Hill, 1979.
5. Gelso С. J., Fretz. В. С. Counseling Psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992.
6. George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990.
7. Gilliland В. E., James R. K., Bowman J. T. Theories and Strategies in Counseling and Psychotherapy. 2nd Ed. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1989.
8. May R. The Art of Counseling. N. Y.: Abingdon Press, 1967.
9. Myers R. A., Layton W. C., Morgan Н. Н. The Counseling Psychologist. Washington, D. C.: American Psychological Association, 1968.