УДК 159.9:34 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10065
ББК 88.4 © И.С. Кузнецова, 2018
Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Инна Сергеевна Кузнецова, преподаватель кафедры кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел
ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» (625049, Тюмень, ул. Амурская, д. 75) E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются возможности психологического консультирования, рассматривается применение метода эксперимента в процессе индивидуального консультирования сотрудников органов внутренних дел. Излагается процесс и результаты проведения индивидуального психологического консультирования на примере конкретного сотрудника органов внутренних дел с применением метода эксперимента в рамках направления гештальт-терапии. Показаны возможности эффективного применения индивидуального консультирования как формы работы по формированию психологической устойчивости сотрудника органов внутренних дел.
Ключевые слова: органы внутренних дел, индивидуальное психологическое консультирование, сотрудники органов внутренних дел, психологическая устойчивость, гештальт-терапия, метод эксперимента.
INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL COUNSELING AS A FORM OF WORK TO IMPROVE THE PSYCHOLOGICAL STABILITY OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Inna S. Kuznetsova, lecturer at the department of personnel, moral and psychological support for the activities of Internal Affairs
FGOU DPO «Tyumen Institute of advanced training of employees of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation» (625049, Tyumen, ul. Amurskaya, d. 75) E-mail: [email protected]
Annotation. The author analyzes the possibilities of psychological counseling, consider the use of the experimental method in the process of individual counseling of employees of the internal Affairs bodies. The article describes the process and results of individual psychological counseling on the example of a particular employee of the internal Affairs bodies using the experimental method in the direction of Gestalt therapy. The possibilities of effective application of individual counseling as a form of work on the formation of psychological stability of the employee of the internal Affairs bodies are shown.
Keywords: internal Affairs bodies, individual psychological counseling, employees of internal Affairs bodies, psychological stability, Gestalt therapy, experimental method.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кузнецова И.С. Индивидуальное психологическое консультирование как форма работы по повышению психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):326-329.
Нестабильность экономической и политической ситуации современного общества обусловливает высокую потребность в профессиональных и надежных сотрудниках органов внутренних дел. В этой связи перед ведомственными психологами стоит актуальная задача оптимизации работы с сотрудниками с целью повышения их устойчивости к негативным факторам. Одной из эффективных форм работы в данном направлении является индивидуальное психологическое консультирование, в процессе которого открываются возможности активизации ресурсов личности с целью осознания и решения возникающих трудностей.
В современной практической психологии методы, направленные на достижение осознания и в целом осознанности, являются наиболее признанными и эффективными. В тоже время, психологами органов внутренних дел им не уделяется должного внимания. Кроме того, отмечается недостаточное методическое обеспечение организации и проведения психологического консультирования сотрудников органов внутренних дел с учетом внедрения новых эффективных методик.
Психологическое консультирование — область практической психологии, целью которой является
оказание консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способа ее решения. Главная идея, лежащая в основе психологического консультирования, заключается в том, что практически любой психологически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем [1, с. 7].
Рассмотрим различные направления психологического консультирования. Так, психоаналитическое направление, основанное З. Фрейдом, ориентировано на проработку бессознательных структур личности. Адлерианское консультирование касается вопросов достижения жизненных целей и задач. В рамках бихевиоризма, основоположниками которого являются Э. Торндайк, Дж.Б. Уотсон, Б.Ф Скиннер, делается акцент на формировании конструктивного поведения личности. Основная идея рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса — наличие рационального мышления, создающего основу поведения. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса базируется на теории о стремлении личности к самоактуализации и совершенству. Экзистенциальная психотерапия, основоположником которой считают С. Кьеркегора, направлена на поиск и обретение смысла жизни.
В современной психологии гештальт-терапия занимает одно из ведущих мест, в большинстве стран мира это направление относят к высокоэффективным методам психотерапии. Гештальт-терапия базируется на концепции осознания. Как полагает один из основателей направления Ф. Перлз, осознание само по себе целебно. Ответственность психолога-консультанта состоит в усилении познания клиента здесь и сейчас на разных уровнях (физическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и духовном). Эту цель можно достичь в процессе эксперимента. Эксперимент — одно из ведущих понятий гештальт-психологии. Это событие, происходящее «здесь и теперь», позволяющее прикоснуться к новому опыту и для клиента, и для психолога.
Эксперимент, по мнению И. Польстера, не требует сценария и является импровизацией, он развивается из обычного взаимодействия между психологом и клиентом. Основой гештальт-эксперимента является действие. Основная цель эксперимента — расширить или повысить «сознавание-замечание того, что вы делаете и как вы это делаете» [2, с. 207]. Метод
эксперимента, в отличие от жизни, предлагает особую безопасную среду взаимодействия, в которой травма-тизация клиента может быть предупреждена или предотвращена.
И. Польстер и М. Польстер отмечают, что в ситуации эксперимента человек может мобилизовать себя перед лицом актуальных требований жизни, отыгрывая свои невыношенные чувства и действия в относительной безопасности. Безопасность достигается тем, что рискованные действия пациента получают поддержку от консультанта, который поощряет его или побуждает к риску, в зависимости от того, что уместно в конкретный момент [3, с. 7].
Гештальт-эксперимент может начинаться при соблюдении следующих условий: во-первых, когда между психологом и клиентом состоялся контакт, во-вторых, после того, как психолог и клиент пришли к взаимопониманию того, в чем именно заключается сложность, проблема, затруднение последнего, в-третьих — по выявлении запроса клиента и его фрустрированной потребности. Наконец, четвертым условием является понимание цели клиентом и формулировка им желаемого результата работы.
Эксперимент направлен на то, чтобы клиент получил новый опыт. Как действовать и чувствовать по-старому, он уже знает, на эти «грабли» неоднократно наступал. Но он не знает, как можно по-другому. В жизни попробовать что-то другое он не может, иначе давно бы уже это сделал. Поэтому важно ощутить новый опыт, прожить его в безопасной ситуации, с психологом, который обязательно поддержит.
Психолог выделяет несколько компонентов и фигур из числа названных клиентом и привлекает к ним внимание, создавая композицию эксперимента. Эксперимент позволяет сделать композиции достаточно абстрактных эпизодов душевной жизни предметно обозначенными, размещенными в физическом пространстве (используются игрушки, специальные подушки, предметы мебели). Эффект проецирования переживания в физическое пространство соответствует идее «посмотреть на ситуацию со стороны».
Терапевт во время экспериментирования наблюдает за происходящим и дает клиенту одобрение и поощрение нового поведения и новой инициативы, одновременно помогая прояснять и называть переживания. Клиент сталкивается с неожиданной ситуацией, когда его фрустрируют в его защитном поведении, но поддерживают в его человеческих пережива-
ниях. В результате клиент обнаруживает, что он пошел на риск и получил новый опыт.
Следствием успешного эксперимента становится возможность выбора: подчиняться обстоятельствам или настаивать на своем. При этом клиент принимает решение: хочет ли он быть рядом с тем, кто вот так к нему относится, или что с ним не так, если он таким образом воспринимает эту ситуацию.
Как итог, для клиента откроется новая возможность поиска такого компромисса, который позволит и сохранить безопасность, т.е. отношения привязанности с объектом, и проявить свою инициативу, т.е. внести изменения в «правила игры», в результате чего может быть заключен новый «договор» с объектом, учитывающий обнаружившиеся различия между партнерами и интересами каждого. Клиент начинает все глубже осознавать, каким образом он сам формирует отношения и затевает конфликты.
Рассмотрим пример применения эксперимента в работе психолога органов внутренних дел с клиентом А., 28 лет. А. в основном занимает в коллективе пассивную позицию наблюдателя, сдержан в проявлении чувств. При этом заметна его эмоциональная заинтересованность — в процессе групповых форм работы он внимательно следит за событиями в группе, иногда принимает участие в групповых дискуссиях. В моменты эмоционального напряжения в группе у А. отмечаются вегетативные проявления, усиление тонуса мышц. А. отмечает, что иногда по завершении рабочего дня плохо себя чувствует.
Свою проблему А. обозначил следующим образом: во взаимоотношениях с коллегами имеются сложности, коллеги плохо говорят о нем, не уважают его; есть трудности во взаимоотношениях с девушками. При этом необходимо отметить, что сам себя А. постоянно обесценивает.
— А.: У меня такое состояние, когда здесь (показывает на солнечное сплетение) бывают неприятные ощущения. Это какой-то комок, плотный, неприятный, склизкий.
— Психолог: Что ты чувствуешь?
— А.: Похоже на страх... не знаю.
— Психолог: Если бы твой страх мог говорить, что бы он сказал?
— А.: Не знаю, мне кажется, у меня не получится. (Молчит). Мне трудно. какое-то напряжение в этой области солнечного сплетения. Страх. Хочется сделать глубокий вздох и потя-
нутся. (Улыбается, смущается, опускает глаза). Хочется как-то лечь. (Улыбается, смущается).
— Психолог: Делай то, что тебе сейчас хочется.
— А.: ложится на диван, улыбается, потягивается. через некоторое время обращает внимание на психолога и, встрепенувшись, встает.
— А.: Опять какое-то неприятное ощущение, да, похожее на страх (Ложится на диван, потягивается, улыбается).
— А.: Мне так хорошо, в груди появляется тепло, очень приятное тепло, напряжение уходит, страх уходит. Я понял, что это страх, я боюсь не соответствовать ожиданиям окружающих, быть не таким, каким меня хотят видеть. Я себя постоянно сдерживаю (Рассказывает эпизоды из своей жизни, связанные со взаимоотношениями с родителями, сверстниками, коллегами). Мне приходится быть таким, каким хочет меня видеть отец: исполнительным, послушным, сдержанным, скромным и ориентироваться исключительно на мнение родителей.
Другой эпизод работы с А.:
— А.: Я после предыдущей сессии чувствую себя каким-то растерянным, особенно трудно находиться рядом с девушками.
— Психолог: А до предыдущей работы ты был сильным?
— А.: Да.
— Психолог: Покажи, пожалуйста, позицию «сильную» и «слабую».
А. сел на стул, выпрямил спину, напрягся, и стал смотреть прямо, в никуда. (А. продемонстрировал уход от реального контакта).
А представил «слабую» позицию, где А. сидит рядом девушкой и смотрит в глаза. (А. демонстрировал реальный контакт).
— А.: Первая позиция, мне она не показалась сильной, даже наоборот, я вообще какой-то отстраненный, нет возможности общаться. А вторая, наоборот, мне теперь кажется сильной. Да, еще я понял, откуда страх. Я боюсь быть самим собой. И то, что я считал силой, оказывается, рассматривается девушками как слабость . так ведет себя мой отец.
— А.: стало ясно, что есть неуверенность во взаимоотношениях с противоположным полом, ее часто приходится скрывать, не выдавать под маской отсутствия или агрессии.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Из данных примеров наглядно видно, что в результате работы клиенту удается посмотреть на себя и проблему по-новому, достичь осознания причин имеющихся проблем, найти собственные способы и ресурсы их разрешения. Уместно здесь отметить убеждение Ф. Перлза о том, что зрелость и устойчивость личности представлены как переход от опоры на окружение к опоре на самого себя.
Подводя итог, отметим, что автор проанализировал возможности эффективного применения индивидуального консультирования как формы работы по формированию психологической устойчивости сотрудника органов внутренних дел. Перспективами работы в данном направлении является активное внедрение методов гештальт-психологии в практику работы психологов органов внутренних дел.
Литература
1. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
2. Практикум по гештальттерапии / Перлз Ф., ГудменП., ХефферлинР. [и др.]. СПб., 1995.
3. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М.: Независимая фирма «Класс», 2017.
References
1. Kolesnikova G.I. Psychological counseling. Textbook. Rostov n/D.: Phoenix, 2016.
2. Workshop on gestalttherapie / F. Perls, P. Goodman, Hefferline R. [and others]. SPb., 1995.
3. Polster I., Polster M. Integrated Gestalt therapy: Contours of theory and practice. M: Independent firm «Class», 2017.
Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В.Л. Цветков и др.]; под ред. И.А. Калиниченко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. — 207 с.
Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности для сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессио-графическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.
Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-пси-хологической экспертизе.
Для курсантов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности и юридической психологии.
Психология
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru
ЮН ити UNITY