References
1. Ankvab M.F. Educational potential of traditions in the context of Abkhazian folk pedagogy. Vestnik Bryanskogogosudarstvennogo universiteta, 2015. № 1. P. 15-18. [in Russian].
2. Biryukova L.M. Pedagogicalpotential of culture as thefactor oftheprofessionalformation offuture teacher. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Petropavlovsk-Kamchatka, 2008. P. 19. [in Russian].
3. Bozhinskaya T.L. Pedagogical potential of regional culture in the contemporary Russian education. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Krasnodar, 2010. P. 32. [in Russian].
4. Gavrilova A.O. Content of the pedagogical potential of Russian folk culture. Fundamentalnyie nauki. 2015. № 2. P. 4280-4285. [in Russian].
5. Koychuev A. A-G. Pedagogical potential ofIslam in the secular educational practice. Dis. ... doctor of sciences (Education). Stavropol, 2008. P. 326. [in Russian].
6. Stolitsa A.A. Pedagogical potential of spiritual choral music of orthodox tradition. Sovremennyie problemy nauki i obrazovania 2015. № 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21972. [in Russian].
7. Teplova A.B. Pedagogical potential of maternal folklore and traditional toy for the formation of the picture of the peace of contemporary child. Author's abstract. Dis. . cand. of sciences (Education). M., 2013. P. 23. [in Russian].
Сведение об авторе Гусакова Виктория Олеговна,
кандидат искусствоведения, старший преподаватель, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: victoryspb78@mail.ru
Information about the author: Gusakova Victoria Olegovna,
Candidate of Sciences (Art), Senior lecturer, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education,
St. Petersburg, Russia. E-mail: victoryspb78@mail.ru
УДК 151.8:378 ББК 88.492:74.480
Л.Е. Идиатуллина
РОЛЬ ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается возможность применения базовых принципов психологического консультирования на практических занятиях со студентами по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование. Консультативная практика в рамках дисциплины предоставляет студентам возможность получить непосредственный опыт работы с клиентами и освоить профессиональные компетенции.
Ключевые слова: психологическое консультирование, принципы психологического консультирования, профессиональная деятельность, компетенции.
L.E. Idiatullina
THE ROLE OF COUNSELLING PRINCIPLES IN PRACTICAL TRAINING OF STUDENTS
The article considers the possibility of applying the basic principles of psychological counseling in practical classes with students in psychological and pedagogical educational programs. Consultative
practice in the discipline provides students the opportunity to gain direct experience with clients and master professional competencies.
Key words: psychological counseling, principles of psychological counseling, professional activity, competence.
Психологическое консультирование относится к одному из важнейших направлений профессиональной деятельности практического психолога. В период обучения бакалавров в вузе психологическое консультирование, как и психодиагностика, психотерапия входит в перечень преподаваемых дисциплин по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Данная дисциплина направлена на формирование в процессе обучения у студентов профессиональных компетенций, а также навыков самостоятельной работы в области психологического консультирования.
Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога в сфере образования опирается на теоретические и методологические принципы, которые можно представить как некий норматив для практической деятельности специалистов в этой области. Прежде чем рассматривать значение базовых принципов в практике психологического консультирования, рассмотрим позиции ученых относительно сущности данного вида деятельности психолога. По мнению Г.С. Абрамовой [1], Р. Кочюнаса [2], Р.С. Немова [3] и других исследователей, психологическое консультирование имеет отличие от индивидуальной и групповой психотерапии, психологической коррекции, но в то же время связано со всеми видами деятельности практического психолога.
Как считают исследователи, во многих профессиях существуют принципы, нормы, правила и требования, регламентирующие деятельность специалиста в гуманитарной сфере [5, с. 18]. В ближнем и дальнем зарубежье действуют этические стандарты, этические кодексы психолога, например, в Российской Федерации эти требования отражены в документах различных уровней: от федеральных до локальных. Принципы и правила работы практического психолога, нормы по-
ведения психолога-консультанта также отражены в документальной базе. Далее рассмотрим некоторые требования и правила консультативной практики (сессии) и их взаимосвязь с базовыми принципами.
1. Принцип причинности. Данный принцип необходим для того, чтобы психолог анализировал проблему и предлагал программу ее решений. Следует помнить, что каждая проблема уникальна и пока она «дошла» до консультанта у нее была своя история. Студентам во время практических занятий необходимо показать следующее: насколько блокированная потребность значима в жизни клиента (как она расположена в иерархии потребностей), в какой степени она блокирована, сколько времени существует, а точное наименование проблемы устраняет ее эфемерность.
2. Консультативный альянс - предполагает высокий уровень открытости и доверия. Данный принцип показывает, прежде всего, уважение к личности клиента, а также те решения, которые принимает субъект в ситуации консультативной сессии. Главная задача состоит в том, чтобы не изменить клиента, а помочь найти выход из сложившейся жизненной ситуации. На данном этапе существенную роль играют технологии присоединения и персонализации для построения продуктивного контакта и контракта.
3. Проблемная диагностика - определение причинно-следственых связей, которые обусловили психологические трудности клиента, возможности диагностических методик, их применение в практике для подтверждения или опровержения гипотезы.
4. Условие эффективности - ориентация на понимание, ценности и мировоззрение клиента; задача преподавателя - показать студентам, что одинаковых случаев не бывает. Данное условие работает в совокупности со следующими базовыми принципами: принцип мета-
ш о
IX
ф
Ii
н
о ф
¡£ СО О
н о
ч о с >s о
О Ф т
Ё
го ^
с
X
го ш о
Sä
о
X
о
о ц
о
X S
о с
СО
о с
S J X
S ^
с
-О
о CL
LU
языка, который включает приемы активного слушания, установление раппорта, подстройки к клиенту на вербальном и невербальном уровнях общения и поведения, выделение репрезентативной системы. Предоставление рекомендаций в соответствии с ситуацией (например, по вопросу воспитания и обучения ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию межличностных отношений и т.д.). Форма рекомендаций должна быть, с одной стороны, четкой и конкретной, с другой - нейтральной, для того чтобы клиент мог определиться и сделать выводы, принять самостоятельное решение. Следующий нюанс данного условия заключается в том, чтобы не давать клиенту излишней информации и использовать проверенные и конструктивные методы согласно актуальной ситуации. Данный принцип можно сформулировать как принцип избыточности информации по сравнению с запросом клиента. В процессе работы важно сфокусировать внимание на доверительных отношениях, проверке и поддержании мотивации.
5. Психологическое посредничество, нахождение компромисса. Помимо посредничества необходимо выделить и нейтральную позиции психолога по отношению к участникам консультативной сессии.
6. Неманипулятивный подход - здесь важно показать различные варианты решения актуальной ситуации и ориентировать клиента на принятие собственного решения. Когда субъект в безопасности, то он может находить пути решения проблемы.
7. Принцип принятия - спокойное доброжелательное отношение, независимо от того, как ведет себя клиент во время психологической сессии. Данный принцип, как мы считаем, показывает, что принятие и откровенность клиента - это двухсторонний процесс. Если оценивание клиента не происходит, то формируется безоценочность. Здесь также важна нейтрализация в отношении мимических проявлений (например, насколько субъект контролирует нижнюю и верхнюю части лица).
8. Фиксирование результатов консультации, что способствует качественно анализировать проблему, отслеживать динамику работы, учит психолога-консультанта профессиональной саморефлексии.
9. Ориентация клиента на самого себя. Локус контроля должен быть внутренний (интернальный), а не внешний (экстернальный) [5, с.18-20].
Также можно согласиться с подходом Р. Кочюнаса, что основными принципами психологического консультирования называются такие условия, без которых психологическое консультирование не может состояться. Три необходимых условия - это консультант, клиент и терапевтические отношения между ними. Взаимодействие психолога и клиента в процессе психологического консультирования состоится, если образуются эти отношения [2, с. 37].
По мнению И.М. Пономаревой, например, важно создать такие условия, при которых клиент будет расположен посмотреть со стороны на свои жизненные трудности, осознать деструктивные способы поведения и способность найти адекватные подходы, позволяющие ему получить новый личностный опыт и позитивный эмоциональный настрой для решения проблемы [4, с. 33].
Данные профессионально-научные знания непосредственной психологической помощи клиентам необходимо знать студентам, владеть необходимыми компетенциями, которые следует сформировать на практических занятиях. В качестве основы можно применить алгоритм решения данных задач психологом-консультантом, предложенных Р.С. Немовым [3]. Далее рассмотрим некоторые задачи, которые необходимо решить психологу во время психологической консультации, возможности применения базовых принципов психологического консультирования на практике и мнение студентов о том, насколько они готовы к данному виду деятельности:
1. Конкретизация (выяснение) проблемы, с которой встретился клиент. Здесь важно выслушать клиента, проявить наблюдательность за вербальными
и невербальными реакциями. Применяя технологии слушания и задавания вопросов, психолог приходит к выводу о том, в чем именно состоит проблема клиента. На практических занятиях студенты отмечают, что на данном этапе работы им необходимо четко знать и отслеживать, с одной стороны, последовательность (алгоритм, схему) интервью с клиентом, а с другой стороны, чтобы была возможность выслушать клиента, отследить вербальные и невербальные сигналы в поведении и общении как субъекта, так и свои собственные.
2. Информирование клиента о сущности возникшей у клиента проблемы. То есть психолог аргументированно объясняет клиенту, в чем заключается возникшая ситуация, объясняет причины возникшей проблемы и возможные способы ее решения. На данном этапе работы студенты констатируют, что находить причинно-следственные связи сложившейся проблемы и быть параллельно в ситуации консультирования сложно, так как нет навыка для распределения внимания на формулирование гипотез о природе актуальной проблемы клиента и ее проверки посредством сбора дополнительной информации и применения уместных психотехнологий.
3. Изучение личности клиента, что позволяет прояснить степень осознания клиентом своей проблемы и готовность над ней работать. Как далее отмечают студенты, именно технология вопроса позволяет получить ответ на проблемную ситуацию, а также отследить невербальное поведение клиента. Невербальное взаимодействие труднее контролировать, чем вербальное, оно передает то, что субъект желает выразить и также выдает то, что человек хотел бы скрыть от собеседника. Через «язык тела», на бессознательном уровне проявляются личностные особенности клиента, чувства, эмоции, потребности, отношения.
4. Четкая формулировка рекомендаций (советов) клиенту по поводу того, как лучше решить проблему. Психолог, применяя различные методы, технологии, должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности клиента и то,
как понимает решение проблемы сам психолог. Рекомендации (советы) должны быть четкими, конкретными, понятными, доступными и с соответствующим контролем со стороны клиента. Можно согласиться с тем, что рекомендации необходимы в ситуации консультирования, что сложно подтвердить в отношении советов. Личность нельзя изменить советами, опыт дающего советы иной, чем у того, кто его получает (этически психолог не может взять на себя право решать за другого человека, иначе он берет на себя ответственность за выбор другого человека или решает собственные проблемы) и, таким образом, нарушается автономность личности. Лучше всего себя понимает сам клиент. В случае если клиент не понимает и не знает чего хочет, то психологу важно применить психотехнологии, которые будут способствовать осознанию и пониманию клиентом своих потребностей. В то же время, студентам важно показать ситуации, когда клиенту необходимо дать совет, например, когда клиент знает, чего хочет добиться, но не знает, как это сделать. В данном пункте ярко проявляется требование соблюдения этических правил и принципов в практической деятельности специалиста. Именно здесь студенты сталкиваются со всей сложностью и противоречивостью выдачи советов клиенту. Задача компетентного специалиста заключается, прежде всего, в том, чтобы создать необходимые условия клиенту, при которых он должен быть готов взять ответственность за собственное решение на себя. Необходимо также проверить, совпадают ли внутренние и внешние запросы клиента, важно знать истинную проблему, которую хочет решить клиент. Таким образом, вопрос клиента должен быть локальным и конкретным, и тогда предоставляется возможность психологу дать конкретные профессиональные рекомендации или совет. В следующих пунктах более детально будут показаны ситуации с выдачей рекомендаций и советов, и степени ответственности каждой из сторон консультирования.
5. Необходимо время, чтобы клиент перешел от обсуждения ситуации к
ш О IX
ф
н
о ф
¡£ ей о н о
ч о с >5
о ¡£
о ф
т
Ё
го ^
с
X
го ей о
£
о
X
о
о ^
о
X ^
о с ей о
с ^
X
с .0
о о.
ш
реализации рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Возможна и помощь клиенту в виде практических советов, когда возникают сложности.
6. В случаях, когда клиент отказывается от выполнения рекомендаций, психолог показывает возможное развитие событий и ответственность за принятое решение лежит на субъекте, а психолог несет ответственность за правильность данных рекомендаций.
7. Обучение клиента самостоятельному поиску решения возникших трудностей. Решая проблему в специально созданных условиях, клиент приобретает опыт и возможность решить ее в реальных жизненных условиях.,
8. В ходе психологического консультирования происходит психопрофилактика посредством информирования клиента. Она заключается в трансляции жизненно необходимых психологических знаний и умений. Все, что происходит на консультации, имеет положительное значение. Эта установка должна быть у психолога с самого начала работы с клиентом.
Следует отметить, что поведение субъекта консультирования детерминировано его опытом и способностью осуществлять свой выбор: как думать, как поступать, что и как делать. У него есть заложенная от природы потребность в реализации ресурсов и потенциала в личностном росте. Таким образом, психолог-консультант видит свою задачу в том, чтобы помочь клиенту осуществить личностные изменения, проявить поддержку и эмпатию во время принятия ответственного решения. Ответственность за соблюдение психологических принципов в ситуации консультативной сессии полностью лежит на специалисте.
Одним из критериев эффективности психологического консультирования, по мнению Г.С. Абрамовой, является появление у клиента новых переживаний (незнакомых чувств и эмоций) по поводу решения своей проблемы [1, с. 127].
Как показывает наше исследование, психологу необходимо соблюдать базовые психологические принципы, которые являются универсальными и не за-
висят от методологической и научной ориентации специалиста:
1. Принцип уважения к личности клиента, предусматривающий умение психолога принять клиента таким, какой он есть и те решения, которые он принимает.
2. Конфиденциальность встреч. Этот принцип означает, что психолог уважает пространство личной жизни клиента (кроме случаев, предусмотренных законом, о чем клиента предупреждает психолог во время консультации).
3. Принцип добровольности означает, что клиент сам обращается к психологу за психологической помощью.
4. Принцип уважения к сопротивлениям клиента. В процессе работы может возникнуть сопротивление как своеобразная оппозиция, включающая все контролируемые силы клиента, которые стремятся к выздоровлению и те, что ему противоречат.
5. Принцип отказа психолога от советов. Рекомендации и советы отличаются тем, что в случае совета может возникнуть снятие ответственности с себя у клиента, и как следствие начнется психологическая игра «да, но...». Возможно, что клиент до того как обратился к психологу смог накопить много противоречивых советов и следующий только усилит путаницу в когнитивной сфере. Часто клиенты просят дать совет уже тогда, когда решили что делать, и в этом случае любой совет воспринимается неправильно и клиент начинает сомневаться в компетентности специалиста.
6. Разграничение личных и профессиональных отношений. Психолог не может вступать в личные (интимные) отношения с клиентом, консультировать друзей и родственников, оказывать материальную помощь клиентам. На наш взгляд, во время психологической консультации студентам следует обратить внимание на применение нормативной лексики, понятной терминологии, избегать жаргона, прояснять слова и фразы, которые могут иметь один смысл для консультанта, и совершенно иной для клиента. Соблюдение базовых психологических принципов во время работы
способствуют соблюдению профессиональных отношений между консультантом и клиентом.
Таким образом, практические занятия по дисциплине «Психологическое консультирование (с практикумом)» показали, что: психолог должен иметь соответствующую профессиональную психологическую подготовленность, опыт психологического консультирования, работать над собственным профессиональным кредо. Применение на практических занятиях базовых принципов психологического консультирования позволяет студентам расширить репертуар профессиональных компетенций в дальнейшей профессиональной деятельности. Наибольшую сложность для внедрения в практику, по мнению студентов, вызывают такие принципы, как: уважение к сопротивлениям клиента; отказ от советов; анализ подтекста; негативные чувства по отношению к клиенту; принцип принятия клиента; принцип «стереоскопического диагноза»; принцип формирования объяснительного мифа; принцип снятия
катастрофичности события; принцип переключения внимания; принцип нейтральности; принцип неравенства позиций; принцип системности. Наиболее доступными для усвоения и применения в практике, по мнению студентов, являются следующие принципы: уважение к личности клиента; целостности и доверия; позитивности событий в ситуации психологического консультирования.
Согласно проведенному исследованию можно сделать следующий вывод: существуют разные модели психологического консультирования, различные теоретические школы и направления. Представленные в статье базовые психологические принципы могут использоваться вне зависимости от теоретических предпочтений консультанта. Следует отметить, что применение данных принципов не происходит изолированно от модели (алгоритма, схемы) психологического консультирования и являются составной частью целостного процесса, способствуют формированию компетенций у студентов в процессе изучения дисциплины.
Библиографический список
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 2014. - 224 с.
2. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2009. - 151 с.
3. Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2013. - 394 с.
4. Пономарева, И.М. Теория и методы психологического консультирования: учеб.-методическое пособие [Текст] / И.М. Пономарева. - СПб.: СПбГИПСР, 2012. - 84 с.
5. Шнейдер, Л.Б. Психологическое консультирование [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Б. Шнейдер, Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова. - М.: Ижица, 2002. - 224 с.
ш о
I-х
ф
I-
о
О)
са о
I-
о
4 о с >s о
О ф
т
5
Ё
го ^
с
X
го ей о
Ss.
о
X
о
References
1. Abramova G.S. Introduction to practical psychology. M.: Mezhdunarodnaia Pedagogicheskaia Akademia, 2014. P. 224. [in Russian].
2. Kochyunas R. Fundamentals of psychological counseling. M.: Akademicheskii Proect, 2009. P. 151. [in Russian].
3. Nemov R.S. Psychological counseling. M.: Vlados, 2013. P. 394. [in Russian].
4. Ponomareva I.M. Theory and methods of psychological counseling. St. Petersburg: SPbGIPSR, 2012. P. 84. [in Russian].
5. Schneider L.B., Volnova G.V., Zykova M.N. Psychological Counseling. M.: Izhitsa, 2002. P. 224. [in Russian].
о
О Ф T
о с; о
X s о с ей о с
S ^
X ^
с
-О
с; о CL
Сведения об авторах: Идиатуллина Лилия Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: Liliya_idia@mail.ru
Information about the authors: Idiatullina Liliya Evgenjevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Life Safety, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia E-mail: Liliya_idia@mail.ru
УДК 371.373 ББК 74:74.24
Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
В статье дается сравнительный анализ различных систем оценивания учебной деятельности обучаемых в России и за рубежом, выявляются современные подходы к оцениванию, выделяются особенности и тенденции организации контроля на современном этапе.
Ключевые слова: отметка, оценка, система оценивания, методы и средства оценивания, безотметочное обучение, мотив, стимул.
3
0
1
к го
15
s ф
I
ш
(О X
s
H го о го
0
1
N.S. Kasatkina, E.Yu. Nemudraya, N.S. Shkitina
COMPARATIVE ANALYSIS OF GRADING AND CONTROL SYSTEMS OF EDUCATIONAL RESULTS
IN RUSSIA AND ABROAD
The authors give a comparative analysis of different systems of grading educational activity of students in Russia and abroad, pick out modern approaches to a grade, reveal peculiarities and tendencies control organizing nowadays.
Key words: grade, mark, grading system, methods and means of grading, education without marks, motive, stimulus.
Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта.
Сравнительный анализ различных систем оценивания в России и за рубежом, выявление современных подходов к оцениванию позволяют выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.
Современное общество нуждается в высококвалифицированных специали-
стах, которые способны решать задачи различного уровня сложности и проводить все необходимые преобразования в соответствии с требованиями профессии и особенностями современного периода [5].
Современный образовательный процесс предполагает формирование ключевых компетенций, что оказывает существенное влияние на систему оценки и контроля результатов обучения. Совершенно очевидно, что на данном эта-