ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ
ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА НИКОЛАЕВА,
доцент кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России
имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Психологическое консультирование, целью которого является оказание психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, является одним из приоритетных направлений деятельности психологов. За длительный период существования психологической службы МВД России в практике психологического консультирования накоплен большой объем практического опыта работы с сотрудниками, имеющий специфику, связанную с особенностями их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: психологическая служба, психологическое консультирование, техники психологического консультирования, приемы психологического консультирования, этапы психологического консультирования, личностный рост, специфика психологического консультирования.
Annotation. Psychological counseling, which aims to provide psychological assistance to a person in making him a productive person with a high level of self-consciousness, capable of its own, self-chosen life strategy, is one of the priority activities of psychologists. For a long time the existence of the psychological service of the MIA of Russia in the practice of counseling has accumulated a large amount of practical experience with employees with specifics related to their professional activity.
Keywords: psychological services, psychological counseling, techniques of psychological counseling, techniques of counseling, stages of psychological counseling, personal growth, specific counseling.
Психологическое консультирование — это процесс взаимодействия психолога и клиента, направленный на помощь в решении проблемной ситуации и дальнейшее развитие его личности. Современный уровень развития психологического консультирования в России рассматривается одновременно и как этап теоретико-методологического осмысления (В.М. Поздняков, 1999; Р.С. Немов, 1999, А.Ф. Бондаренко, 2000; Г.С. Абрамова, 2001; В.Ю. Слабинский, 2003; Г.А. Берулава, 2003; М.К. Тутушкина, 2000; Л.Б. Шнейдер, 2003; Ю.М. Забродин, 2010; С.Л. Соловьева, 2010 и др.), и как этап расширения консультативной практики.
К организации и осуществлению психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел обращено повышенное внимание. Это подчеркивается во многих нормативных документах МВД РФ [1]. При организации психологической работы в подразделениях МВД России существует определенный порядок обращения к психологу по личной инициативе сотрудника или же по рекомендации его начальника, специфичны также проблемы, с которыми личный состав обращается к психологу: от личных проблем, семейных, до вопросов адаптации в ведомствен-
ной системе и эффективности решения поставленных служебных задач. Нормативность деятельности психолога, при осуществлении психологической работы в подразделениях, определяет использование одних определенных техник и приемов консультирования и исключает применение других.
Техника психологического консультирования — это специальные приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования [6]. Правильное использование техник консультирования обеспечивает эффективность психологического воздействия, возможность установления и развития контакта клиента и консультанта.
Анализ литературы показал, что ученые выделяют следующие универсальные техники, применяемые в процессе психологического консультирования, вне зависимости от теоретической ориентации консультанта:
1) встреча клиента в психологической консультации;
2) начало беседы с клиентом;
3) снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди;
4) техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента;
5) техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации.
Техники и приемы психологического консультирования могут носить универсальный характер, одинаково успешно применяться на каждом этапе психологического консультирования. Существуют также специфические техники и приемы, более подходящие для того или иного этапа психологического кон-сультир ов ания.
С целью изучения частоты использования основных приемов психологического консультирования практическими психологами подразделений МОВД нами было проведено анкетирование сотрудников отделов морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом ряда подразделений МВД России. В данном анкетировании приняло участие 23 практических психолога в возрасте от 22 до 53 лет. Все сотрудники имеют высшее психологическое/педагогическое образование, среди них два имеют степень кандидата психологических наук (табл. 1).
Результаты проведенного исследования показали, что активнее всего психологи используют техники и приемы консультирования во взаимодействии с кли-
Таблица 1.
Практическое исследование применяемых психологами приемов психологического консультирования
Этап психологического консультирования Прием психологического консультирования Частота применения приема, %
Подготовительный знакомство с клиентом по предварительной записи 15%
знакомство с клиентом по информации, полученной от третьих лиц 85%
Настроечный выбор места своего расположения при встрече клиента 0%
учет внешнего вида (одежды) психолога-консультанта 2%
приглашение третьих лиц для поддержки клиента (родителей, знакомых) 0%
дать клиенту возможность некоторое время побыть одному 24%
включить в помещении консультации негромкую и приятную музыку 0%
одобрение и успокоение 34%
дать в руки клиенту во время беседы какой-либо предмет 0%
Диагностический «зеркализация» 23%
«перифраза» 62%
«обобщение» 38%
прием эмоциональной поддержки клиента 100%
прием постановки перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов 92%
эмпатийное слушание 100%
использование в разговоре с клиентом особенностей его языка 100%
использование приемов конфронтации 12%
психодиагностические процедуры 32%
Рекомендательный избегание явного предпочтения какой-либо одной теории или интерпретации перед другими 100%
разработка нескольких интерпретаций 100%
собственные оценки советов с точки зрения легкости или трудности следования им в решении возникшей проблемы 69%
предоставление возможности самостоятельно выбирать способ поведения 100%
обеспечение клиента действенными средствами самостоятельного контроля 100%
убедиться в действительном принятии выбранного способа поведения клиентом и его готовности действовать в нужном направлении 100%
Контрольный совместно с клиентом кратко проговорить результаты консультирования 54%
наметить план реализации выработанных рекомендаций 85%
эмоционально-положительное стимулирование клиента 100%
318
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 / 2014
ентами на этапе дачи рекомендаций и разработки стратегии поведения для решения проблемы. На настроечном этапе указанные приемы консультирования практически не используются. Это объясняется тем, что при проведении психологических консультаций в подразделениях МОВД психологи уже знакомы с сотрудниками, которые обращаются к ним за помощью, а также владеют информацией, полученной в результате диагностики при поступлении на службу, а также ранее проведенных исследований. Поэтому, приемы настроечного этапа, подразумевающего знакомство и налаживание контакта с клиентом психологи используют в меньшей степени, акцентируя свое внимание на выслушивании исповеди консультируемого и на эффективности решения его проблем.
Овладение приемами и техниками консультирования во многом определяется опытом и знакомством профессионала с различного рода теоретическими работами по психотерапии и консультированию, а также его профессиональным общением с коллегами. Использование приемов во многом определяется теоретической ориентацией консультанта, а также характером проблем, с которыми обращается клиент. Профессиональное знакомство с широким перечнем подобных техник в каком-то смысле является критерием мастерства консультанта, его профессиональной компетентности [5].
За длительный период времени существования психологической службы МВД России в практике психологического консультирования накоплен большой объем практического опыта работы с сотрудниками, имеющий особенности, отличающие его от обычной практики работы психолога. Это определяется тем, что специфика профессиональной деятельности сотрудников МОВД (экстремальность, наличие стресс-факторов и т.д.) оказывает существенное влияние на личностные качества человека, тем самым, определяя круг проблем и ситуаций, с которыми приходится сталкиваться в работе психологам подразделений, что определяет использование специфических форм и методов работы. Принимая участие в работе научно-практических конференций и семинаров, психологи различных подразделений и служб обмениваются практическим опытом помощи, решения проблемных ситуаций, возникающих в жизнедеятельности сотрудников, что способствует совершенствованию психологической работы.
Психологическое консультирование личного состава МОВД, кроме решения проблемных вопросов,
должно быть направлено на осознание сотрудником своих индивидуальных особенностей, желаний, целей, потенциальных способностей, чувств, мыслей и действий. Это может помочь углублению и интеграции различных аспектов «Я», расширению границ моти-вационного, эмоционального и интеллектуального компонентов личности, что, в конечном итоге, будет способствовать повышению психологической культуры и личностному росту сотрудников.
Литература
1. Приказ МВД РФ от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
2. Приказ МВД РФ от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
3. Приказ МВД РФ от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел РФ».
5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2005.
6. Кочунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М., 2010.
7. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2011.
References
1. The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation dated 11.02.2010 № 80 «On the moral and psychological ensuring operational activity of bodies of Internal Affairs of the Russian Federation».
2. The order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from 10.08.2012 № 777 «On the organization of psychological preparation in the Internal Affairs of the Russian Federation».
3. The order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation dated 02.09.2013 № 660 «On approval of Provisions on the organization of the psychological work in the bodies of Internal Affairs of the Russian Federation».
4. The RF Government decree of 6 December 2012 № 1259 «On approval of the rules of professional psychological selection on service in bodies of Internal Affairs of the Russian Federation».
5. Aleshina Yu.E. Individual and family counseling. M., 2005.
6. Kochunas R. Psychological counseling. Group psychotherapy. M., 2010.
7. Huhlaeva O.V. Basics of psychological counseling and psychological adjustment. M., 2011.