Научная статья на тему 'Связь асоциальных стратегий совладающего поведения студентов с психологической защитой личности'

Связь асоциальных стратегий совладающего поведения студентов с психологической защитой личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / COPING BEHAVIOR / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / PSYCHOLOGICAL DEFENSES / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ASOCIAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бусарова О.Р.

В статье рассматривается связь механизмов психологической защиты и совладающего поведения студентов. Установлено, что асоциальные стратегии преодолевающего поведения более выражены у лиц с повышенным функционированием психической защиты. Выявлены конкретные защитные механизмы, коррелирующие с асоциальными копинг-стратегиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бусарова О.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the connection of mechanisms of psychological defenses and coping behavior of students. It is stated that asocial strategy of coping behavior is more expressed in people with the increased functioning of psychological defenses. The concrete psychological defenses correlating with asocial coping-strategy are revealed.

Текст научной работы на тему «Связь асоциальных стратегий совладающего поведения студентов с психологической защитой личности»

СВЯЗЬ АСОЦИАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Н О.Р. Бусарова

Аннотация. В статье рассматривается связь механизмов психологической защиты и совладающего поведения студентов. Установлено, что асоциальные стратегии преодолевающего поведения более выражены у лиц с повышенным функционированием психической защиты. Выявлены конкретные защитные механизмы, коррелирующие с асоциальными копинг-стратегиями.

Ключевые слова: совладающее поведение, психологическая защита, студенты, асоциальное поведение.

Summary. The article studies the connection of mechanisms of psychological defenses and coping behavior of students. It is stated that asocial strategy ofcoping behavior is more expressed in people with the increased functioning of psychological defenses. The concrete psychological defenses correlating with asocial coping-strategy are revealed.

Keywords: coping behavior, psychological defenses, students, asocial behavior.

216

Студенты как социальная группа помимо решения сложнейших возрастных задач развития, встающих в юности, - завоевание эмоциональной независимости от родителей, обретение ген-дерной идентичности, подготовка к профессиональной карьере, подготовка к браку и семейной жизни, принятие роли гражданина, формирование системы ценностей и этического сознания [1] -поставлены перед необходимостью достижения собственно академических целей, при этом многие из них сталкиваются с дополнительной проблемой - адаптацией к самостоятельной жизни в чужом для себя городе. Жизненную ситуацию современного российского студенчества осложняют нестабильность социально-экономических условий последних десятилетий и ценностная дезориентация

значительной части нашего общества. К сожалению, у некоторых юношей и девушек не хватает личностных ресурсов, чтобы избежать социально-психологической дезадаптации. По оценке В.В. Красновой и А.Б. Холмогоровой, основанной на данных эпидемиологических исследований, аффективные расстройства в российской студенческой популяции достигают 20-30% всех опрошенных [2].

Трудная (стрессовая) ситуация, как правило, активизирует функционирование психологической защиты человека и побуждает его к выбору стратегий со-владания (копинг-стратегий). Н. Хаан отождествляет феномены психологической защиты и совладающего поведения [3, с. 23], но большинство специалистов разделяют эти понятия: под защитными механизмами понимается искажение

когнитивнои и эмоциональной составляющих образа реальности для ослабления тревоги, а копинг-стратегии рассматриваются прежде всего как поведенческие усилия, затрачиваемые индивидом для ослабления влияния стресса (Р. Лаза-рус) или, в более современной трактовке, - проблемной ситуации вообще [там же, с. 22]. В некоторых концепциях, например, в многоосевой модели преодолевающего поведения С. Хобфолла [4], анализируются исключительно действия человека в трудной ситуации.

В данном исследовании нас интересовало, как восприятие трудной ситуации студентами связано с действиями по ее преодолению. Цель исследования: выяснить, существует ли связь между асоциальными стратегиями совладающего поведения и интенсивностью психологической защиты личности. Гипотеза: асоциальные стратегии преодолевающего поведения более выражены у лиц с повышенными показателями функционирования психической защиты как источника искаженного отражения реальности.

В исследовании приняли участие 42 студента-психолога, среди них 36 девушек и 6 юношей: 21 студент второго курса факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета; 13 студентов, обучающихся на втором и третьем курсах Гуманитарного института Московского государственного университета путей сообщения; 8 студентов третьего курса филологического факультета Московского педагогического государственного университета, получающих дополнительную специальность «Педагогика и психология». Возраст участников исследования - от 18 до 20 лет.

Испытуемым предлагались опросник SACS С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченко-вой [5] для диагностики стратегий преодолевающего поведения и опросник LSI Р. Плутчика в адаптации Л.Р. Гребенникова и Е.С. Романовой [6] для оценки выраженности механизмов психологической защиты.

Таблица 1

Сравнение выраженности стратегий совладающего поведения испытуемых с нормальным и повышенным функционированием механизмов психологической защиты

217

Стратегии совладающего поведения Средние значения по опроснику Хобфолла (в скобках — стандартное отклонение) Значение U

Группа с нормальным функционированием психологической защиты N = 9 Группа с повышенным функционированием психологической защиты N = 33

Уверенные действия 21,56 (3,88) 19,61 (3,58) 104,5

Вступление в соц. контакт 23,33 (2,45) 21,79 (4,99) 122

Поиск соц. поддержки 21,78 (4,45) 21,21 (4,88) 133,5

Осторожные действия 22,44 (3,36) 19,94 (3,42) 88,5

Импульсивные действия 16,67 (6,20) 17,42 (3,92) 128

Избегание 17,33 (3,35) 18,28 (4,39) 127,5

Манипулятивные действия 20,67 (3,28) 21,76 (3,66) 123,5

Асоциальные действия 14,56 (3,21) 18,42 (4,34) 71*

Агрессивные действия 16,22 (3,03) 20,39 (5,06) 77*

* p < 0,05

4 / 2013

Преподаватель ^

Таблица 2

Коэффициенты корреляции Спирмена между стратегиями совладающего поведения и механизмами психологической защиты. N=42.

Копинг-стратегии Ф * ! и S2 ф g =т 5 0 s Ф i * 6 S (К » Р и 0 Ф S I m 5 * Р 5 G Ф * 3 Ф * §

Механизмы I е Ф G а >х Ф Ф Ф 0 ц. X с »1 о F S £ >5 ^ ® С * S Ф X 3 I о Ф \о s И J 1 с 2 о S s Р и G о >х & I

защиты ш ц ^ Ь 0 m и с !? и ч 0 X 8 4 < В- 4 <

Отрицание 0,08 0,37* 0,40** 0,17 -0,05 0,02 0,19 0 0,01

Подавление 0,16 0,04 -0,24 -0,29 -0,07 -0,03 -0,06 -0,08 -0,03

Регрессия -0,37* 0,13 0,21 -0,18 0,35* 0,45** -0,04 0,10 0,39*

Компенсация -0,13 0,34* 0,33* -0,01 0,09 0,48** 0,30 0,33* 0,21

Проекция -0,11 0,20 0,06 0,09 0,11 0,23 0,18 0,20 0,46**

Замещение 0,18 -0,07 -0,05 -0,14 0,08 0,02 0,28 0,44** 0,54***

Интеллектуализация 0,14 0,04 -0,08 0,43** -0,09 -0,27 0,17 -0,06 -0,45**

Реактивные образования -0,14 0,11 0,20 -0,08 -0,16 -0,14 -0,08 -0,24 -0,09

* p < 0,05; ** p < 0,01; *** p < 0,001

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке, для чего использовался компьютерный пакет SPSS Statistics 17.0.

По результатам тестирования выборка была разделена на две группы: с нормальным функционированием психоло-11П гической защиты (ни один из защитных 218 механизмов не превышает норму) и повышенным (выше нормы находится хотя бы один механизм психологической защиты). В первой группе оказались 9 человек, во второй - 33. Для сравнения результатов этих групп по показателям стратегий совладающего поведения применялся U-критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в табл. 1.

Как следует из табл. 1, гипотеза подтвердилась: в группе студентов, имеющих высокие значения одного или нескольких защитных механизмов, баллы по асоциальным и агрессивным действиям в трудных ситуациях достоверно выше, чем в группе с механизмами защиты, не превышающими статистическую

норму. При этом по другим стратегиям совладающего поведения значимых различий между группами не обнаружено.

Далее мы проанализировали связь между стратегиями совладающего поведения и отдельными защитными механизмами. Итоги корреляционного анализа приведены в табл. 2.

Представленные в табл. 2 данные показывают, что из рассматриваемых девяти стратегий совладающего поведения наиболее тесно с защитными механизмами связаны агрессивные действия. Высокозначимую положительную связь (р<0,001) с этой копинг-стратегией обнаружил механизм замещения, что вполне ожидаемо, так как он состоит в нанесении умышленного вреда, правда, переадресованного со стрессора на более доступный объект. Выявленная положительная корреляция с проекцией объясняется тем, что этот защитный механизм позволяет снизить тревогу по поводу своих недостатков с помощью приписывания их

другим людям и, следовательно, порождает враждебность к последним.

Наконец, положительная корреляция с регрессией указывает на менее эффективную блокировку и канализацию агрессивных импульсов, свойственную личностям, проявляющим инфантильные черты в поведении. Помимо положительных корреляций агрессивного совладающего поведения с рядом защитных механизмов обнаружена его отрицательная связь с интеллектуализацией. Попытки взглянуть на трудную ситуацию с разных сторон, найти в ней положительные стороны, инициируемые этим защитным механизмом, снижают вероятность проявления открытой агрессии.

Другая асоциальная стратегия совладающего поведения - собственно асоциальные действия (жесткие, догматические, циничные, негуманные действия, как они определяются Хобфоллом) -оказалась не столь тесно связана с механизмами защиты, в этом отношении она ближе к большинству других стратегий, имеющих одну-две значимые корреляции со шкалами опросника Плутчика, чем к агрессивным действиям. Асоциальные действия положительно коррелируют с замещением и компенсацией.

Все четыре защитных механизма, обнаружившие положительные корреляции с агрессивными и асоциальными действиями в трудных ситуациях, - регрессия, компенсация, проекция и замещение - объединяет то, что они представляют из себя группу теоретически неполярных (с точки зрения общей психоэволюционной теории эмоций Плутчика) и преимущественно внешне направленных механизмов защиты. При проведении факторного анализа в процессе валидизации российской версии опросника Плутчика, как отмечают ее создатели, эти защитные механизмы

вошли со значимыми величинами в один варимакс-фактор [7, с. 101].

Наиболее зрелая и социально одобряемая стратегия совладания - уверенные самостоятельные (ассертивные) действия - имеет единственную корреляцию: она отрицательно связана с защитным механизмом регрессии, что неудивительно, так как ассертивность предполагает определенную личностную зрелость. Обе копинг-стратегии, именуемые в многоосевой модели Хобфолла просо-циальными, - вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки - положительно связаны с механизмами отрицания и компенсации. Кооперация с другими людьми и принятие от них помощи в стрессовой ситуации, видимо, облегчаются оптимизмом, порожденным игнорированием неприятной информации (защитное отрицание) и компенсаторным поддержанием высокой самооценки вопреки трудностям.

Единственной из рассматриваемых нами стратегий совладания, не обнаружившей статистической связи с механизмами защиты, оказались манипулятивные действия. Вероятно, это связано с тем, что данная стратегия основана на рациональном анализе ситуации и прогнозировании действий контрагентов, что делает избавление от тревоги менее актуальным.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. У студентов-психологов с умеренно выраженными механизмами психологической защиты достоверно ниже показатели по таким стратегиям совла-дающего поведения, как асоциальные и агрессивные действия (p<0,05) по сравнению с теми, у кого хотя бы один защитный механизм превышает норму. По другим стратегиям совладающего поведения различий между этими группами не выявлено.

219

4 / 2013

Преподаватель

220

2. Агрессивные действия как стратегия преодоления напряженных (стрессовых) ситуаций в выборке студентов положительно коррелируют со следующими механизмами психологической защиты: замещением (p < 0,001), проекцией (p < 0,01) и регрессией (p < 0,05) и отрицательно - с механизмом интеллектуализации (p < 0,01).

3. Обнаружены положительные корреляции собственно асоциальных действий как стратегии совладающего поведения с механизмами замещения (p<0,01) и компенсации (p<0,05).

Ввиду того, что в нашем исследовании участвовали преимущественно девушки, вопрос о справедливости выводов для других групп студентов остается открытым, так как гендерная специфика отмечается как в структуре психологической защиты [7-9], так и в профиле стратегий совладающего поведения [10-11].

Практическое значение данного исследования состоит в том, что его результаты позволяют наметить контуры работы администрации, про фес сор ско-преподавательского состава, психологической службы и общественных организаций вузов по профилактике асоциальных стратегий совладания студентов с трудными ситуациями. Помимо хорошо зарекомендовавших себя тренингов ас-сертивного поведения, описанных Т.В. Маликовой с соавт. [12], особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на минимизацию неблагоприятных факторов вузовской среды, провоцирующих механизм замещения как наиболее тесно связанный с асоциальными копинг-стратегиями. Другим объектом коррек-ционной работы может стать защитная регрессия, по которой у российских студентов отмечаются высокие показатели [6]. Наши результаты говорят о том, что регрессия связана с агрессивными со-

владающими действиями. В связи с этим работа по формированию личностной зрелости будущих специалистов, готовности уже в студенческие годы заниматься общественно-значимой деятельностью и принимать на себя ответственность за свои поступки приобретает дополнительную значимость.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / пер. с нем. - М, 1994.

2. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2011. - № 1. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 06.05.2013).

3. Нартова-Бочавер С.К. Coping behavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 21-30.

4. Hobfoll S.H. The Ecology of Stress. - New York: Hemisphere, 1988.

5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2003.

6. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. - Мытищи, 1996.

7. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2002.

8. Грановская Р.М. Психологическая защита. - СПб., 2007.

9. Носов С.С. Взаимосвязь психологических защит и полоролевой идентификации (на примере подростков): дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011.

10. Водопьянова Н.Е. Психология стресса. -СПб., 2009.

11. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Кострома, 2004.

12. Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая защита. Направления и методы. -СПб., 2008. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.