Научная статья на тему 'Психологические особенности психокоррекции лиц пожилого возраста'

Психологические особенности психокоррекции лиц пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1793
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ПСИХОТЕРАПИЯ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ELDERLY PEOPLE / PSYCHOTHERAPY / BIOGRAPHICAL METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Политика Оксана Ивановна, Нагуманова Эльвира Рауфатовна, Валитова Алия Исхаковна

В статье представлены психологические особенности психотерапевтической работы с лицами пожилого возраста и наиболее эффективные методы психокоррекции. Например, такой метод как биографический метод. При проведении психокоррекции с лицами пожилого возраста необходимо учитывать, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Психологические особенности пожилых людей: крайне негативное отношение к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. Все это необходимо учитывать при психотерапевтической работе с лицами пожилого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Политика Оксана Ивановна, Нагуманова Эльвира Рауфатовна, Валитова Алия Исхаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PSYCHOTHERAPY OF THE ELDERLY

The article presents the psychological features of psychotherapeutic work with the elderly and the most effective methods of psychocorrection. For example, such a method as biographical method. When carrying out psychocorrection with the elderly, it is necessary to take into account that in the structure of the needs of the latter, the need for independence and the need to project on their other mental manifestations are of great importance. Psychological features of older people: extremely negative attitude to the attempt to lead them, to give them advice, to the attempt to design their lives. They are often ambitious, touchy, so the imperative tone of communication with them is unacceptable. All this should be taken into account when psychotherapeutic work with the elderly.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности психокоррекции лиц пожилого возраста»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент, кафедры психологического сопровождения и клинической психологии Политика Оксана Ивановна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент, кафедры психологического сопровождения и клинической психологии Нагуманова Эльвира Рауфатовна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент,

заведующая кафедрой Общей и социальной психологии Валитова Алия Исхаковна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлены психологические особенности психотерапевтической работы с лицами пожилого возраста и наиболее эффективные методы психокоррекции. Например, такой метод как -биографический метод. При проведении психокоррекции с лицами пожилого возраста необходимо учитывать, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Психологические особенности пожилых людей: крайне негативное отношение к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. Все это необходимо учитывать при психотерапевтической работе с лицами пожилого возраста.

Ключевые слова: пожилые люди, психотерапия, биографический метод.

Annotation. The article presents the psychological features of psychotherapeutic work with the elderly and the most effective methods of psychocorrection. For example, such a method as - biographical method. When carrying out psychocorrection with the elderly, it is necessary to take into account that in the structure of the needs of the latter, the need for independence and the need to project on their other mental manifestations are of great importance. Psychological features of older people: extremely negative attitude to the attempt to lead them, to give them advice, to the attempt to design their lives. They are often ambitious, touchy, so the imperative tone of communication with them is unacceptable. All this should be taken into account when psychotherapeutic work with the elderly.

Keywords: elderly people, psychotherapy, biographical method.

Введение. С каждым годом возрастает число пожилых людей, обращающихся за психотерапевтической помощью, даже несмотря на то, что это дело все-таки требует определенных материальных затрат.

В первую очередь это связано с тем, что психотерапия понемногу входит в нашу российскую действительность, становится все более заметной социальной практикой. Также обычная клинико-психиатрическая модель лечения эмоционально-аффективных расстройств устраивает уже не всех пациентов, в том числе и людей старших возрастных групп.

Порой инициаторами обращения пожилых людей к психотерапевту, зачастую, являются их дети, уже имеющие опыт работы с психотерапевтом вообще, или же с этим конкретным психотерапевтом в частности.

В какой-то степени беседы с психотерапевтом могут быть своеобразной формой преодоления экзистенциальной пустоты и одиночества. И множество других частных причин, побуждающих лиц пожилого возраста обратиться за психотерапевтической помощью.

Цель стати - раскрыть психологические особенности оказания психотерапевтичепской помощи лицам пожилого возраста.

Изложение основного материала статьи. В начале психотерапевтической работы с лицами пожилого возраста необходимо проводить детальную и скрупулезную психопатологическую диагностику. Это связано с тем, что психотерапевту нужно обязательно учитывать возможность органических изменений, связанных, прежде всего, с атеросклерозом сосудов головного мозга и приводящих к развитию когнитивных и поведенческих расстройств, а, также, к изменению характера пожилого человека. Вязкость, обидчивость, чрезмерное поучательство — это, к сожалению, почти непременные признаки старения человека.

Помимо этого, у многих пожилых людей есть хронические болезни, а хроническая болезнь всегда сопровождается «невротическим шлейфом».

Наиболее частовстречаеме запросы от лиц пожилого возраста - классические панические атаки, невротическое удушье, навязчивые страхи не удержать физиологические отправления в публичных местах, хроническое болевое расстройство, ситуационный тремор.

Необходимо учитывать, что пожилой человек живет в прошлом и перестает развиваться как личность. В работе с подобными проблемами рекомендуют использовать следующие способы консультирования: сценарий на будущее, усиление ресурсов, позитивное использование ситуации.

В немногочисленной литературе, посвященной психотерапевтическим методам в консультировании пожилых, отмечается, что речь идет главным образом о подходах, разработанных и успешно применяемых в зарубежной практике. Для отечественной геронтопсихологии характерны их заимствование и, по возможности, адаптация к российским условиям. Естественно, что конкретные примеры применения тех или иных методов единичны, и для массовой практики на сегодняшний день не характерны. Ниже представлены некоторые апробированные методы мотивирования жизненной активности пожилых, более подробно описанные в отечественной литературе:

- биографический метод и мемуаротерапию;

- арт-терапию;

- кинотерапию;

- музыкальную психотерапию [8].

Мы хотели бы более подробно остановиться на биографическом методе. На сегодняшний день биографический метод - это один из наиболее эффективных методов индивидуального мотивирования жизненной активности людей, вступивших в период поздней взрослости. Он имеет несомненную

коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него.

Наиболее перспективный в нашей стране биографический метод, основанный на том, что прикосновение человека к своему прошлому само по себе, даже без его глубинного психологического анализа, без глубинного исследования внутренней жизни, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению стойкого позитивного мироощущения.

В реализации биографический метод начинается с разговора с человеком о его детстве, о его родителях и родственниках. Большинство пожилых людей вспоминают свое детство с готовностью и охотой. Возвращаясь в него в своих воспоминаниях, они вновь начинают ощущать свое Я, еще не отягощенное жизненными трудностями, и в них оживает способность чувственного и образного видения мира. Для усиления этой способности человеку стоит предложить создать свой «музей детства» из уцелевших предметов, напоминающих о детстве вещей, детских фотографий. Раскладывая их в хронологическом порядке и помещая в альбомы, человек как бы вновь проживает свою жизнь. Психолог помогает ему в этом, задавая вопросы о людях, изображенных на фотографиях, о сопутствующих событиях, об участии в них его самого. Полезно иллюстрировать все это не только фотографиями, но и открытками, вырезками из журналов и газет, снабжать фотографии и иллюстрации подписями и комментариями. Занимаясь подобной работой, человек вспомнит, как любили его родители, как дружили с ним соученики, как уважали его коллеги по работе, что полезного он создал в результате своего многолетнего труда. Постепенно в его представлении выстроится цепочка ощущений, каждое из которых в той или иной форме есть ощущение собственной нужности кому-либо, необходимости и полезности [8].

Работу с фотографиями, иллюстрациями из журналов, сопровождение их подписями и комментариями можно развивать дальше в двух направлениях: в направлении изучения человеком своей генеалогии и в направлении изучения исторического контекста, в котором протекала его жизнь, жизнь его родных и предков. Пожилой человек начинает чувствовать себя «принадлежащим к роду». Это усиливает ощущение своей нужности, придает дополнительный смысл жизни, мотивирует составление записок о своих родителях и более далеких предках, сбережение услышанного, запомнившегося, стремление передать семейный жизненный опыт своим детям.

В одной терапевтической сессии можно объединить два метода: биографический метод и мемуаротерапию.

Мемуаротерапия - это написание мемуаров, которое может являться мощным психотерапевтическим средством, способным излечить человека от депрессии, побудить его к активной деятельности по подбору и чтению литературы, работе в архивах, к встречам с людьми. Занятие подобного рода включает человека в общественную жизнь и позволяет ему отвлечься от мыслей о болезнях и прошедшей молодости. Это настолько сильное средство, что его правомерно рассматривать как особое ответвление биографического метода и назвать мемуаротерапией.

Практически возможны следующие подходы к реализации мемуаротерапии:

- описание последовательно каждого года своей жизни;

- описание событий, которые особо привлекли внимание автора мемуаров;

- описание только позитивных для автора событий. Мемуаротерапия допускает любые подходы. Главное - писать о своей жизни так, чтобы автор чувствовал, что он делает важное и нужное дело.

Мемуаротерапия может эксплицироваться в следующих формах:

- написание дневников «для внутреннего пользования», служащих своего рода «полуфабрикатом», из которого в дальнейшем выкристаллизовываются настоящие мемуары;

- написание статей, ориентированных на публикацию в местных газетах. Это более эффективная форма, поскольку связь между авторами мемуаров и их читателями реализуется уже на внешнем уровне;

- создание книги воспоминаний. Такие книги могут храниться в семье или публиковаться, если это позволяют их литературные достоинства;

- участие в работе литературной студии.

Выводы. Консультанту, работающему с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Пожилые люди крайне негативно относятся к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. В связи с этим консультант при работе с пожилыми людьми должен:

- демонстрировать безусловное уважение к пожилым клиентам;

- апеллировать к их жизненному опыту;

- следить за созданием и поддержанием необходимого психологического климата, способствующего обоюдному доверию и обсуждению значимых проблем;

- подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им;

- предоставлять максимальную возможность высказаться;

- говорить просто и понятно, в частности не увлекаться психологической терминологией;

- ограничивать контакт 25-30 минутами, так как пожилому человеку трудно выдержать 50-минутную беседу;

- использовать в процессе работы приемы одобрения и успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую.

И, наконец, самое главное в консультировании пожилого - создание корпоративной формы психологической работы, отведение пожилому клиенту равноценной роли в консультативном процессе наряду с консультантом, подчеркивание веры в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определять свой жизненный путь и нести ответственность за принятые решения.

Литература:

1. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1996. - Т. 6. - № 17. - С. 17-22.

2. Благодарова Д.В., Абдрахманова З.Р. Проблемы профессионального старения и выхода на пенсию / Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике: материалы международной междисциплинарной научной конференции. Составитель, ответственный

и научный редактор сборника - В.П. Шалаев. - 2016. - С. 40

3. Ихисонова В.В. Пожилые люди как особая социально-демографическая группа населения / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 171-173.

4. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М., 1985.

5. Козырьков В.П. Пожилой человек как социокультурный тип / В.П. Козырьков / Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 73-76.

6. Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально- психологической адаптации в позднем возрасте / О.В. Краснова, Т.Д. Марцинковская // Психология зрелости и старения. - 1998. - № 3. - С. 34-59.

7. Либерман Я. Л., Либерман М. Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости. Екатеринбург, 2001. - 102 с.

8. Логинова Н. А. Биографический метод в свете идей Б. Г. Ананьева // Вопр. психологии. № 5(1986). С. 104-113

9. Скорик Т.В. Социальная адаптация людей пожилого возраста после выхода на пенсию /Молодой ученый. - 2014. - № 11 (14). - С. 235-238

10. Халфина Р.Р. Выход на пенсию как психологическая проблема // В сборнике: Человек в условиях социальных изменений Сборник научных статей очной Международной научно-практической конференции, Уфа. - 2018. - С. 133-136.

11. Халфина Р.Р., Данилов Е.В. Психологические особенности личности человека в период выхода на пенсию // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-3. - С. 249-255.

12. Чернякова С.С. Отечественный и зарубежный опыт социально- психологической поддержки людей старшей возрастной группы / С.С. Чернякова / Актуальные проблемы современной психологии: учебные записки. СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2003. - Т. 8. - Вып. 1. - С. 152-154.

13. Шахматов Н.Ф. Старение - время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей / Н.Ф. Шахматов / Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 67-72.

Психология

УДК: 159.92

кандидат психологических наук, доцент Савенкова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (г. Орел); магистрант Беликов Вениамин Игоревич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» (г. Орел)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ И ИХ ПОТРЕБНОСТИ В

ПОМОЩИ ПСИХОЛОГА

Аннотация. Статья посвящена изучению психологических проблем и потребности в помощи психолога студентов вуза. Выявлены наиболее значимые проблемы студентов первого и четвертого курсов; приводятся данные о готовности обучающихся обратиться за помощью к психологу при наличии психологических проблем; рассмотрены причины, которые мешают студентам получить психологическую помощь.

Ключевые слова: психологические проблемы, студенты, психологическая служба вуза, психологическая помощь.

Annotation. The article is devoted to the study of psychological problems and the need for help of a psychologist of university students. The most significant problems of first and fourth year students are revealed; provides data on the readiness of students to seek help from a psychologist in the presence of psychological problems; the reasons that prevent students from getting psychological help are considered.

Keywords: psychological problems, students, University psychological service, psychological help.

Введение. Психологическая служба вуза, на сегодняшний день, является относительно новым видом психологической службы образования. Изучением проблем психологической службы в вузе занимаются такие исследователи, как Чиркова Т.И., Копосов Е., Набатникова Л.П., Олифирович Н.И., Рубцов В.В. и др. В результате разработаны разные модели психологической службы, каждая из которых по-своему определяет цели, задачи и содержание профессиональной деятельности психолога. Большинство исследователей сходятся во мнении, что среди различных видов психологической помощи в системе психологической службы образования, ведущее место занимает психологическое консультирование. В теоретическом плане содержание психологических проблем обучающихся описано на основе возрастных задач развития в юношеском возрасте или на основе обобщения различных случаев консультативной практики. Однако исследований, направленных на изучение реальных потребностей студентов в профессиональной помощи психолога, крайне мало. В этой связи является актуальным изучение содержания и выраженности психологических проблем современных студентов, обучающихся в вузе.

Изложение основного материала статьи. Служба психологической помощи в вузах развивалась в контексте становления психологической службы образования Российской федерации. Впервые психологическая служба в вузе появилась в конце 70-х годов XX века. Теоретические основания для создания психологической службы представил Н.М. Пейсахов [4]. Одной из главных задач стало снижение высокого уровня тревожности студентов перед сессией. В начале 90-х годов в университетах возникает практика индивидуального психологического консультирования [3]. Л.П. Набатникова [3] отмечает, что психологическое консультирование позволяет раскрыть индивидуальные возможности личности, обеспечивающие творческую адаптацию посредством нахождения и использования эффективного способа разрешения трудных жизненных ситуаций. Предметом психологического консультирования являются актуальные и потенциальные свойства психической реальности студента, способствующие нахождению новых возможностей решения возникших проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.