Научная статья на тему 'Поздний онтогенез: некоторые аспекты исследования'

Поздний онтогенез: некоторые аспекты исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1715
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНИЙ ОНТОГЕНЕЗ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА / ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / АДАПТАЦИЯ К НОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ / LATE ONTOGENESIS / AGE / GENDER AND AGE DIFFERENCES / SUBJECTIVE FEELING OF LONELINESS / ANXIETY / PERSONAL SELF-CONCEPTION / LOCUS OF CONTROL / VALUE SYSTEM / ADAPTATION TO THE NEW WAY OF LIFE AFTER RETIREMENT AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Татьяна Ананьевна

В статье представлены результаты исследований самоотношения и ценностных ориентаций, личностных качеств, эмоциональной сферы и адаптационных механизмов личности в позднем онтогенезе. Выявлены различия в проявлениях тревожности и субъективного переживания одиночества, в отношении к себе, локусе контроля и системе ценностей пожилых людей в зависимости от возраста, пола, профессиональной занятости. В позднем онтогенезе не всегда проявляются негативные переживания и снижается самоценность. Удовлетворенность жизнью, ее осмысленность, понимание жизненных целей позволяют говорить о пожилом возрасте не только как возрасте угасания, но и как о возрасте развития и позитивных изменений личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveales the research results of personal self-conception, value system, personal qualities, emotional sphere as well as psychological adaptation during the stages of late ontogenesis. The next indexes studied in the article are the following: anxiety, subjective feeling of loneliness, personal selfconception, locus of control and system of values of the elderly depending on age, gender and occupation. During late ontogenesis negative feelings as well as the decrease of personal self-conception is established. Due to the understanding of life goals, satisfaction with life and comprehension retirement ages include not only the period of fading but also the period of self-development and positive shifts in personality.

Текст научной работы на тему «Поздний онтогенез: некоторые аспекты исследования»

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 159.922.63

Попова Татьяна Ананьевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail: [email protected]

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342) 212-85-90

ПОЗДНИЙ ОНТОГЕНЕЗ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тatiana A. Popova

Ph.D., Assistant Professor of Psychology

e-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24 Sibirskaja St., 614990, Perm, Russia

LATE ONTOGENESIS: SOME ASPECTS OF INVESTIGATION

Аннотация. В статье представлены результаты исследований самоотношения и ценностных ориентаций, личностных качеств, эмоциональной сферы и адаптационных механизмов личности в позднем онтогенезе. Выявлены различия в проявлениях тревожности и субъективного переживания одиночества, в отношении к себе, локусе контроля и системе ценностей пожилых людей в зависимости от возраста, пола, профессиональной занятости. В позднем онтогенезе не всегда проявляются негативные переживания и снижается самоценность. Удовлетворенность жизнью, ее осмысленность, понимание жизненных целей позволяют говорить о пожилом возрасте не только как возрасте угасания, но и как о возрасте развития и позитивных изменений личности.

Ключевые слова: поздний онтогенез; ценностные ориентации; субъективное переживание одиночества; тревожность; самоотношение; локус контроля; адаптация к новому образу жизни после выхода на пенсию.

Abstract. The article reveales the research results of personal self-conception, value system, personal qualities, emotional sphere as well as psychological adaptation during the stages of late ontogenesis. The next indexes studied in the

© Попова Т.А., 2017

article are the following: anxiety, subjective feeling of loneliness, personal self-conception, locus of control and system of values of the elderly depending on age, gender and occupation. During late ontogenesis negative feelings as well as the decrease of personal self-conception is established. Due to the understanding of life goals, satisfaction with life and comprehension retirement ages include not only the period of fading but also the period of self-development and positive shifts in personality.

Key words: late ontogenesis; age, gender and age differences; subjective feeling of loneliness; anxiety; personal self-conception; locus of control; value system; adaptation to the new way of life after retirement age.

В последние десятилетия современная психология развития все чаще обращается к исследованию позднего онтогенеза. Интерес к проблемам пожилого возраста обусловлен не только социально-экономическими причинами. В зарубежной и отечественной литературе в последнее время старение рассматривается не как простая инволюция, угасание или регресс, а как продолжающееся становление человека, которое включает не только многие приспособительные и компенсаторные механизмы жизнедеятельности, но и способы активного взаимодействия с миром [2]. Это объясняется не только резким повышением продолжительности жизни в развитых странах, но и изменением общественного мнения, которое все чаще склонно видеть в пожилом возрасте потенциал развития [2; 5; 8]. О реальности возрастного, онтогенетического опосредования личностного развития писал еще Б.Г. Ананьев [3]. Он одним из первых стал говорить о том, что личностные трансформации, происходящие в период поздней взрослости, переструктурирование системы самоотношения, переоценка наиболее актуальных жизненных проблем, изменения в восприятии своего жизненного пути могут быть теми самыми трансформациями, которые позволяют человеку продолжить дивергентное развитие на более поздних этапах онтогенеза. Ученый указывал на то, что в старости наряду с инволюционными процессами происходит своеобразная качественная перестройка организма с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада [3].

В современном понимании поздний онтогенез все чаще ассоциируется с аккумуляцией опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей, адаптивных к возрастным переменам [8]. Закон метаморфозы Л.С. Выготского, когда развитие понимается как цепочка качественных изменений, вполне применим и к пожилому возрасту [6], в котором продолжается становление человека, происходит включение иных приспособительных и компенсаторных механизмов жизнедеятельности, способов активного взаимодействия с миром [2; 4; 5]. Период позднего онтогенеза как насыщенный переменами, отмечали Г. Шихи и Р. Пек. Л. Торнстам называл геротрансцедентность аналогом зрелой личности в период старения [Цит. по: 8]. Новое понимание механизмов онтогенетического развития в изучении проблем идентичности и эгоинтеграции, решения жизненных задач представлены в работах

Э. Эриксона [14], теории активности - у Р. Хавигхурста и Ф. Маддокса, стратегии жизни и старения описаны у К.А. Абульхановой-Славской [1] и Л.И. Анцыферовой [4; 5], пожилой возраст как кризисный рассматривают О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, Т.Д. Марцинковская [11]. Последние исследования Л.А. Головей о возрастном и профессиональном развитии личности [10], И.Б. Дермановой. о формировании личностной зрелости [10], изучение стратегий освоения позднего возраста в работах Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович [7], подтверждают современное представление о позднем онтогенезе как возрасте развития, позволяя формировать образ позитивного старения. Только с позиций позднего возраста можно «глубоко понять и объяснить жизнь как целое, ее сущность и смысл, ее обязательства перед предшествующими и последующими поколениями. Этот возраст отличает особое предназначение, специфическая роль в системе жизненного цикла человека» [8, с. 7].

И все же с повышением возраста неизменно ухудшается здоровье, что требует перестройки жизни пожилого человека, необходимости изменения прежнего образа жизни, принятия на себя новой социальной роли, изменения самовосприятия. В связи с этим перестраивается и субъективная картина мира, который становится опасным, неизвестным, не позволяющим управлять собой [8; 11]. Пожилой человек начинает чувствовать себя беспомощным, слабым, тревожным и зависимым от других. Традиционно считается, что одиночество, тревожность, депрессия, психологический дискомфорт чаще всего предстают как атрибуты старости и проявления «синдрома отставки» [2; 7]. Потеря работы, ухудшение здоровья, уход из жизни близких людей, сужение социальных ролей и изменение статусов могут вызвать (и вызывают) у пожилых людей негативные переживания.

В то же время Л.И. Анцыферова [4; 5] и другие исследователи отмечают, что негативные переживания могут обернуться в будущем как более эффективные стратегии взаимодействия человека с миром, как результат духовной работы и переосмысления собственной жизни. Ощущение тревоги и переживание одиночества пожилыми людьми зависит от многих факторов: личностных особенностей, характера деятельности и общения, степени активности воздействия на окружающий мир. На эмоциональные состояния пожилых людей влияют внешняя среда, социальное окружение, условия проживания, уровень материального благополучия, увлечения, стратегия жизни и старение. Известно, что мужчины более подвержены переживаниям одиночества: согласно данным, овдовевшие мужчины ощущают себя более одинокими, чем мужчины, состоящие в браке. Среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, существенного различия в их ощущении одиночества не обнаружено [8]. Переживание одиночества пожилыми людьми связано с осмыслением и оценкой ими социальных отношений [11].

В нашем исследовании изучались особенности проявлений тревожности и субъективного переживания одиночества в пожилом возрасте на разных возрастных выборках (60-70 и 71-80 лет). Общая выборка составила 120 чел. (по 60 человек в каждой возрастной группе). Цель исследования заключалась

в изучении тревожности и субъективного переживания одиночества в группах пожилых людей разного возраста, пола и семейного положения (одиноких и семейных). Выборка была весьма гетерогенна по составу, поэтому учесть все факторы, влияющие на особенности эмоционально-личностной сферы испытуемых, их проявления и различия в разных возрастных группах, было невозможно.

Тем не менее для сравнительного анализа мы выделили следующие подгруппы: семейные мужчины и женщины 60-70 лет, одинокие мужчины и женщины 60-70 лет, семейные мужчины и женщины 71-80 лет, одинокие мужчины и женщины 71-80 лет, одинокие и семейные женщины 60-70 лет, одинокие и семейные женщины 71-80 лет, семейные женщины 60-70 и 71-80 лет, одинокие женщины 60-70 лет и 71-80 лет, одинокие и семейные мужчины 60-70 лет, одинокие и семейные мужчины 71-80 лет, семейные мужчины 60-70 и 71-80 лет, одинокие мужчины 60-70 и 71-80 лет. Были использованы методика изучения уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и методика Дж. Тейлора «Шкала тревожности» (вариант В.Г. Норакидзе).

При сравнении средних значений изучаемых показателей по ^критерию Стьюдента выявлено следующее.

1. Пожилые семейные женщины менее ощущают свое одиночество и тревогу, нежели семейные мужчины этого возраста.

2. Одинокие женщины 60-70 лет более общительны, эмоционально стабильны, более доминантны, нормативны, более социально смелы и эмпатийны, у них выше уровень самоконтроля, чем у одиноких мужчин такого же возраста, которые чувствуют себя более тревожными и одинокими.

3. Семейные мужчины 71-80 лет более общительны, независимы, чем семейные женщины, но и менее эмпатийны, более тревожны и субъективно одиноки, чем семейные женщины.

4. Одинокие мужчины и женщины 71-80 лет имеют высокий уровень одиночества и тревоги, но у мужчин эти показатели выше. Семейные женщины 71-80 лет по сравнению с одинокими этого же возраста более эмоционально стабильны, доминантны, эмпатийны.

5. Одинокие женщины 71-80 лет более переживают одиночество и тревогу, чем семейные женщины такого же возраста.

6. В то же время семейные женщины 71-80 лет менее общительны, самостоятельны, независимы и активны, чем семейные женщины 60-70 лет, у которых ниже показатели чувства одиночества и тревоги.

7. Одинокие женщины 60-70 лет более общительны, критичны, эмоционально стабильны и доминантны, чем одинокие женщины 71-80 лет, которые более осторожны, тревожны и озабочены, более наивны и консервативны, более зависимы, чем одинокие женщины 60-70 лет. У одиноких пожилых женщин 71-80 лет более выражено чувство одиночества и тревожность.

8. Семейные мужчины 60-70 лет более открыты, общительны, доминантны, более критичны, более эмоционально стабильны, эмпатийны, чем

одинокие мужчины этого возраста. Также семейные мужчины менее переживают одиночество и тревогу, чем одинокие.

9. Семейные мужчины 71-80 лет также более общительны и критичны, более эмоционально стабильны и спокойны, самостоятельны и ответственны, менее озабочены и осторожны, чем одинокие мужчины этого же возраста. И у семейных, и у одиноких мужчин 71-80 лет высокие показатели субъективного переживания одиночества и тревожности, тогда как у одиноких мужчин эти показатели значимо выше. Семейные мужчины 60-70 лет более общительны, эмоционально стабильны, доминантны, активны, чем их одинокие сверстники. Семейные мужчины этого возраста менее переживают чувство одиночества и тревожности, чем одинокие мужчины.

10. Одинокие пожилые мужчины 60-70 лет более критичны и эмоционально стабильны, более самостоятельны и социально смелы, менее зависимы от группы, у них выше уровень самоконтроля, чем у одиноких мужчин 71-80 лет. В то же время одинокие мужчины 71-80 лет более доверчивы, открыты, более наивны и консервативны. Одинокие мужчины и того и другого возраста имеют высокий уровень одиночества и тревожности, но у одиноких мужчин 71-80 лет эти показатели значимо выше.

Таким образом, одинокие пожилые мужчины и женщины разного возраста имеют выраженные различия в личностных свойствах, а также одинокие более тревожны и более остро переживают свое одиночество, чем семейные. Кроме того, показатели тревожности и субъективного переживания одиночества пожилыми людьми увеличиваются с возрастом, хотя и имеют различные инварианты. Большую роль играют характер деятельности и общения, социальное окружение, стратегии жизни и старения, система ценностей, личностные качества, индивидуальные особенности, состояние здоровья и др.

Старые люди, живущие в супружестве, испытывают «групповую солидарность», «взаимную зависимость» (по Т. Харевен), чувство общности с ровесниками, им легче совладать с общими трудностями и переживаниями пожилых людей [7; 11].

Знаменитые Боннский и Берклинский лонгитюды, проводившиеся в 60-80-е гг. прошлого века, показали, что внутрисемейные роли весьма стабильны, а значимым предиктором активности в супружеской роли является социоэкономический статус [10; 11]. Главный вывод обоих лонгитюдов заключался в том, что геронтологические исследования не должны игнорировать индивидуальные различия.

В психологии известны различные типы приспособления к старости (по Д. Бромлей): конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности, и установка враждебности, направленная на самого себя [4]. Д. Бромлей называет возраст 65-70 как «удаление от дел». Эта стадия характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким

людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни. Большое значение придается половым различиям в протекании старения человека, подчеркиваются гендерные различия: женщина в разное время выполняет роли дочери, матери, бабушки, жены или родственницы. Ее положение существенно зависит от структуры семьи, для мужчины более важны перемены в деловых отношениях, профессиональном статусе, уровне дохода [2]. Люди пожилого возраста остро переживают одиночество как атрибут старости, «синдром отставки». Для многих пожилых людей «отставка» - выход на пенсию -воспринимается как потеря будущего, как неопределенность и бессодержательность дальнейшей жизни, которая вызывает опасения и страхи. Как отмечает Л.И. Анцыферова, только психологическое будущее с его перспективами позволяет личности пожилого человека развиваться [5]. Многие пожилые люди обращаются к стратегиям «антиципирующего совладания». Для того чтобы справиться с кризисной ситуацией, пожилым людям необходимо формировать позитивные установки на будущее, проявлять активность в поиске новых смыслов. Автор выделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью. Если представители первого типа без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию, включаются в социальную жизнь, планируют будущее, исходя из ситуации, реализуют свои интересы и увлечения, то вторые тяжело переживают свой поздний возраст, отчуждаются от окружения, переживают собственную ненужность и нереализованность. Вероятно, потеря личностной идентичности связана с отсутствием опыта активного совладания с проблемами в привычных жизненных стратегиях.

Изучение защитно-совладающего поведения в позднем онтогенезе позволяет говорить об его обусловленности не только жизненной ситуацией, но и личностными качествами, полом, образованием. По мнению Л.А. Головей [10], защитно-совладающее поведение изменяется в разные периоды жизни человека. В частности, в период поздней взрослости оно становится более гибким. Особую роль начинает играть позитивное самоотношение и Я-концепция, ощущение субъективного благополучия.

М.В. Ермолаева считает, что субъективное отношение к выходу на пенсию связано с отсутствием общего и единоличного способа реагирования на старение. Одними людьми выход на пенсию переживается как трагическая изоляция от общества, а другими - как возможность заняться наконец тем, к чему всегда лежала душа [8]. Выработка адаптивных механизмов при этом определяется не только внешними факторами, но и - в большей степени зависит от личных установок пожилого человека, его «умения строить свою жизнь» [7].

Это нашло подтверждение в нашем исследовании, направленном на изучение личностных свойств, отношения к себе, копинг-стратегий

поведения и эмоциональных состояний (субъективное переживание одиночества) у работающих и неработающих пенсионеров. В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте от 60 до 75 лет (25 работающих и 25 неработающих пенсионеров). Для решения поставленных задач были использованы: методика Р. Кеттелла «16-факторный личностный опросник», методика изучения копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, методика исследования самоотношения (МИС Р.С. Пантилеева).

Т-критерий Стьюдента позволил нам выделить значимые различия в изучаемых выборках в зависимости от занятости пожилых людей профессиональной деятельностью. При сравнении личностных качеств, показателей отношения к себе и копинг-стратегий выявлены следующие различия.

1. Работающие люди пожилого возраста более проницательны и дипломатичны в общении (фактор N Кеттелла), чем неработающие.

2. Работающие пожилые люди более критичны и восприимчивы к новым идеям (фактор Ql Кеттелла).

3. Работающие пожилые люди менее открыты для общения, потребность во взаимодействии с другими у них ниже, чем у неработающих пенсионеров (фактор «открытость» (МИС)). Потребность в коммуникации, установлении и поддержании социальных связей для неработающих пожилых людей является более значимой из-за ограничения групп общения в изменившейся социальной ситуации.

4. Выявлены различия в выборе копинг-стратегий на стрессовые ситуации. Неработающие пожилые люди в стрессовой ситуации более ориентированы на решение задачи, а работающие - на отвлечение от стрессовой ситуации.

5. В личности работающих пожилых людей представлены корреляционные связи между такими личностными свойствами, как экспрессивность, социальная смелость, самоконтроль, радикализм и тревожность, а в выборке неработающих - радикализм, социальная смелость, жизнерадостность, нормативность, общительность.

6. В выборке работающих пожилых людей наиболее ярко представлена корреляция показателей социальной смелости, самоуважения, внутренней неустроенности, чувствительности, зеркального «Я» и самообвинения. В выборке неработающих установлены следующие корреляты свойств личности и самоотношения: нормативность, открытость, самообвинение, зеркальное «Я», самоценность, конфликтность и аутосимпатия.

7. В выборке работающих пенсионеров представлены корреляции показателей материального, физического и деятельного «Я» с показателями самоотношения (самоуважение и самопривязанность), а в выборке неработающих испытуемых наиболее выражены интеркорреляции показателей социального и деятельного «Я» практически со всеми показателями самоотношения.

8. В группе работающих пожилых людей не обнаружено корреляционных связей между субъективным переживанием одиночества, самоотношением, самовосприятием и копинг-стратегиями. В выборке неработающих испытуемых показатель субъективного переживания одиночества коррелирует с показателями самоотношения и самовосприятия, а также с копингом, ориентированным на задачу.

9. Выявлено сходство и различие факторных структур изучаемых свойств у людей пожилого возраста. В выборке работающих испытуемых структура личности включает такие факторы, как: критическое отношение к себе, эмоциональное спокойствие и стабильность, психическое равновесие, а в выборке неработающих - ценностно-критическое отношение к себе, социальную робость и консерватизм, неудовлетворение собой.

Таким образом, значимость проблемы социально-психологической адаптации после прекращения пожилыми людьми трудовой деятельности является весьма актуальной не только в психологическом, но и социальном плане. Выход на пенсию некоторыми пожилыми людьми воспринимается как сигнал конца своей полезности, безвозвратной потери главного смыслообразующего мотива всей жизни. Переход к жизни пенсионера может служить сигналом «утраты власти, беспомощности и автономии» [11]. В пожилом возрасте, особенно с сужением ролевого поведения, перестраивается вся потребностно-мотивационная сфера.

В связи с этим мы поставили цель изучить особенности социально-психологической адаптации, локуса контроля и степень удовлетворенности основных потребностей неработающих пожилых людей в возрасте 55-65 лет. В качестве психологического инструментария использовались методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (по А. Маслоу), методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адаптация Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда). Выборка составила 98 чел. С помощью кластерного анализа было получено три группы испытуемых с высоким, средним и низким уровнем СПА.

Сравнение по t-критерию Стьюдента средних значений показателей адаптации, локуса контроля и удовлетворенности основных потребностей в группах с высоким (23 чел.) и низким уровнем адаптации (17 чел.) показало целый ряд различий средних показателей в изучаемых выборках.

1. У пожилых людей с высоким уровнем СПА более согласованы цели и результаты жизнедеятельности, у них выше показатели принятия себя и принятия других. Испытуемые данной выборки в большей степени испытывают эмоциональный комфорт, чаще стремятся к доминированию в делах и отношениях, не уходят от решения проблем.

2. Пожилые люди с высоким уровнем адаптации отличаются по ряду показателей локуса контроля: они более интернальны в семейных и межличностных отношениях, у них выше показатели локуса контроля здоровья.

3. Степень удовлетворенности основных потребностей пожилых людей с высоким и низким уровнем социально-психологической адаптации также имеет значимые различия. В группе с высоким уровнем адаптации в большей степени выражена потребность в самовыражении, более высок интерес к содержанию деятельности, более удовлетворена потребность в безопасности.

Таким образом, высокий уровень приспособления к изменившейся социальной ситуации развития при выходе на пенсию позволяет пожилым людям развиваться личностно, реализовать себя в новых для них видах деятельности, строить перспективные жизненные планы. По утверждению Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович, детерминанты толерантного отношения к собственному старению и выбор продуктивных стратегий адаптации отражаются в понятии готовности к освоению возрастно-временных изменений [7], что косвенно подтвердили полученные нами результаты.

В исследовании, направленном на изучение некоторых индивидных и личностных свойств, ценностных ориентаций, были задействованы две выборки людей пожилого возраста (50-60 лет, 110 чел.) и (60-70 лет, 80 чел.), в основном - женщины. Были использованы диагностические методики для изучения психодинамических и личностных свойств: опросник ОСТ В.М. Русалова, методика изучения смысложизненных ориентаций личности (методика СЖО Д.А. Леонтьева), опросник изучения личностных качеств опросник 16 PF Р. Кеттелла, методика изучения сформированности готовности к освоению возрастно-временных изменений (опросник Н.С. Глуханюк и Т.Б. Гершкович).

С помощью ^критерия Стъюдента были обнаружены следующие значимые отличия психодинамических и личностных свойств в изучаемых возрастах.

1. Установлено, что у 50-60-летних по сравнению с 60-70-летними пожилыми людьми более выражены психодинамические показатели интеллектуальной и коммуникативной пластичности и интеллектуальной скорости.

2. У 50-60-летних при исследовании свойств личности обнаружены большая выраженность общительности (А), интеллекта (В), эмоциональной устойчивости и силы Я (С), сдержанности (Р) и конформизма ^2) по сравнению с выборкой испытуемых более старшего возраста.

У 60-70-летних более выражены факторы нормативности поведения (О), робости (Н), (I), прямолинейности (Ы), тревожности (О), самоконтроля ^з) и напряженности ^4).

3. По шкалам СЖО 60-70-летние испытуемые имеют более высокие показатели, т.е. они в большей мере осознают жизненные цели, проявляют интерес к эмоциональной и процессуальной стороне насыщенности жизни, удовлетворены результатом самореализации, у них более высок показатель локуса контроля управлением жизни.

4. Наиболее существенным является то, что в изучаемом возрастном диапазоне отчетливо проявляются возрастные и индивидуальные различия в свойствах темперамента и личности и взаимосвязях между ними, становится более отчетливым психологический портрет возраста [12].

Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о разных стратегиях освоения и проживания данного периода жизни, требуют глубокого осмысления и исследования психологических проблем и условий генезиса личности в пожилом возрасте.

В проведенном нами сравнительном исследовании свойств личности, смысложизненных ориентаций и удовлетворенности браком на разных этапах онтогенеза ранней взрослости (29-34 года, работающие, состоящие в браке; 46 чел.) и пожилом возрасте (60-65 лет, неработающие, состоящие в браке, 35 чел.). В качестве психологического инструментария использовались методика исследования личностных свойств 16 PF Р. Кеттела, методика исследования смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева и методика «Исследование удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.

Сравнение по ^критерию Стьюдента средних значений показателей позволило выявить значимые различия свойств личности, смысложизненных ориентаций и удовлетворенности браком в изучаемых возрастных выборках. В результате выяснилось следующее:

1. Тридцатилетние испытуемые более общительны и готовы к сотрудничеству (фактор А Кеттела), более эмоционально стабильны (фактор С Кеттела), более доминантны и настойчивы (фактор Е Кеттела), чем пожилые люди.

2. Обнаружено, что тридцатилетние менее наивны, более проницательны (фактор N Кеттела), менее тревожны (фактор О Кеттела).

3. Пожилые люди более консервативны, менее склонны к нововведениям, чем люди среднего возраста (фактор Ql).

4. У пожилых людей более высокие показатели субъективной картины жизненного пути и осмысленности жизни по шкалам СЖО «цели в жизни», «локус контроля - Я» и «локус контроля - жизнь»

5. Также выявлено, что люди пожилого возраста более удовлетворены браком, чем тридцатилетние.

Представленные результаты показали, что в среднем и пожилом возрасте не только по-разному осмысливается жизнь, ценности, отношение к браку и удовлетворенности им, но и проявляются различные свойства личности. Фактор возраста, времени жизни, ее ценности и необратимости включен в мотивационную сферу пожилых людей. Личностные изменения могут быть связаны с дивергентным развитием на поздних этапах онтогенеза, с субъективным переживанием благополучия (неблагополучия), которое неизменно зависит от качества жизни, ее психологических, социальных и соматических факторов. Пожилые люди в процессе жизни приобретают стратегические знания и опыт. Аккумуляция опыта позволяет выстроить не только стратегию собственной жизни, но и выработать механизмы безопасности, копинги, которые позволяют справиться со стрессом и ухудшающимся здоровьем [1; 9].

Э. Эриксон, называя старость поздней взрослостью, подчеркивал дихотомичность ее развития. С одной стороны, эгоинтеграция, подведение

итогов собственной жизни, прогрессивное развитие личности; с другой -регрессивные изменения, понимание необратимости и конечности бытия, приводящие к эго-отчаянию [14]. Возможность выбора новых смыслов оставшейся жизни позволяет говорить о поздней взрослости как возрасте развития, возрасте позитивных изменений личности, новых возможностей, позволяющих противостоять угасанию [13]. Именно поиск новых смыслов позволяет вырабатывать эффективные стратегии адаптации и копинги, сохранять и развивать личность в системе социальных отношений.

Список литературы

1. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психол. журнал. - 2014. - № 2. - С. 5-18.

2. Александрова Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13. - М., 2000. - С. 33.

3. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М., 1973. -С. 280.

4. Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психология старости и старения. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов психол. факультетов высш. учеб. заведений / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 119-127.

5. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии. - М.: Ин-т психологии РАН. - 2004. - С. 415.

6. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. - М: ИПП, 1996. - С. 4-20.

7. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2003. - С. 112.

8. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие. - М.: Воронеж, 2004. - С. 280.

9. Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. - 1999. - № 2. -С. 133-141.

10. Психологическая зрелость личности / под общ. ред. Л.А. Головей. -СПб.: Скифия - принт, 2014. - С. 240.

11. Психология старости и старения. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов психол. факультетов высш. учеб. заведений / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - С. 416.

12. Силивоник Е.В. Психологический аспект личности пожилого человека // Учен. Зап. РГСУ «Социальная педагогика и психология». - 2013. - № 2, Т. 2. - С. 169-174.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Смысл, 1993. - С. 368.

14. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПБ.: Ленато, 1996. - С. 592.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.