Научная статья на тему 'Влияние сети Интернет на молодое поколение'

Влияние сети Интернет на молодое поколение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
305
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / СУИЦИДАЛЬНЫЕ ЗАМЫСЛЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ДЕСТРУКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / САЙТ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ДЕСТРУКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / TEENAGE AGE / SUICIDE / SUICIDE BEHAVIOUR / SUICIDE ACTIONS / SUICIDE DISPLAYS / SUICIDE PLANS / PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL PREVENTIVE MAINTENANCE / THE DESTRUCTIVE ORGANISATION / INTERNET / A SITE OF A NETWORK THE INTERNET / SOCIAL NETWORK / THE DESTRUCTIVE ORGANISATION OF A SUICIDE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоров Александр Федорович

Данная статья посвящена предотвращению вовлечения молодежи в деструктивные организации суицидальной направленности сети Интернет. Для того чтобы создать программу психолого-педагогической профилактики, был проведен теоретический анализ психологических и педагогических исследований суицидального поведения. Представлены результаты диагностики, направленной на выявление факторов риска. Описана программа психолого-педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные организации суицидальной направленности в сети Интернет и результаты проверки ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федоров Александр Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE INTERNET ON THE YOUNGER GENERATION

Given article is devoted prevention of involving of youth in the destructive organisations of a suicide orientation of a network the Internet. To create the program of psihologo-pedagogical preventive maintenance, the theoretical analysis of psychological and pedagogical researches of suicide behaviour has been carried out. Results of diagnostics directed on revealing of risk factors are presented. The program of psihologo-pedagogical preventive maintenance of involving of youth in the destructive organisations of a suicide orientation in a network the Internet and results of check of its efficiency is described.

Текст научной работы на тему «Влияние сети Интернет на молодое поколение»

УДК 316.6

кандидат психологических наук, доцент Федоров Александр Федорович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир)

ВЛИЯНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация. Данная статья посвящена предотвращению вовлечения молодежи в деструктивные организации суицидальной направленности сети Интернет. Для того чтобы создать программу психолого-педагогической профилактики, был проведен теоретический анализ психологических и педагогических исследований суицидального поведения. Представлены результаты диагностики, направленной на выявление факторов риска. Описана программа психолого-педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные организации суицидальной направленности в сети Интернет и результаты проверки ее эффективности.

Ключевые слова: подростковый возраст, суицид, суицидальное поведение, суицидальные действия, суицидальные проявления, суицидальные замыслы, психолого-педагогическая профилактика, деструктивная организация, Интернет, сайт сети Интернет, социальная сеть, деструктивная организация суицидальной направленности.

Annotation. Given article is devoted prevention of involving of youth in the destructive organisations of a suicide orientation of a network the Internet. To create the program of psihologo-pedagogical preventive maintenance, the theoretical analysis of psychological and pedagogical researches of suicide behaviour has been carried out. Results of diagnostics directed on revealing of risk factors are presented. The program of psihologo-pedagogical preventive maintenance of involving of youth in the destructive organisations of a suicide orientation in a network the Internet and results of check of its efficiency is described.

Keywords: teenage age, a suicide, suicide behaviour, suicide actions, suicide displays, suicide plans, psihologo-pedagogical preventive maintenance, the destructive organisation, the Internet, a site of a network the Internet, a social network, the destructive organisation of a suicide orientation.

Статья публикуется в рамках гранта РФФИ № 17-36-000-10 «Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей из неблагополучных семей - воспитанников специальных учебно-

воспитательных учреждений»

Введение. В последние годы, в связи с увеличением количества сайтов, посвященных клубам самоубийц, большое внимание общественности, в том числе средств массовой информации, обращается на влияние сети Интернет, которая способствует вовлечению молодого поколения в деструктивное поведение подростков. В связи с развитием нашего общества поведение молодежи постепенно изменяется. Виртуальное общение может вызвать депрессии у молодых людей в связи с тем, что отсутствуют «живые» человеческие взаимоотношения, которые необходимы в реальных жизненных ситуациях. Происходит подмена реального общения, а в виртуальном мире не обязательно добиваться успеха, можно его придумать и показать. А в момент «кризиса», подросток находит выход для решения своих проблем в виртуальном мире и, как правило, это деструктивный.

Суицидальное поведение стало большой проблемой нашего общества именно в подростковой среде, необходимо дать понятие возраста подростка. Возраст подростка, как пишет О.В. Хухлаева, находится в пределах от 10 до16 лет [2]. Этот возрастной промежуток по научным данным, как правило, считается кризисным. Однако подросток - еще не считается взрослым человеком, но уже и не ребенок. Общаться со сверстниками подростку необходимо, но во время своего общения они хотят показать, что они «взрослые». Сложность кризисного периода подросткового возраста заключается в том, что стремление к «взрослости» приводит подростков к конфликтным ситуациям между собой [1]. В результате конфликтов подростки, не найдя конструктивный выход, могут оказаться вовлеченными в сети Интернет в «группы смерти».

Нами проведено исследование на изучение процесса вовлечения подростков в деструктивные организации, которые имеют суицидальную направленность в сети Интернет.

База исследования: Владимирский строительный колледж.

Изложение основного материала статьи. В качестве предмета исследования выступает профилактическая работа по вовлечению подростков в организации, которые имеют суицидальную направленность в сети Интернет. Исследуемые респонденты подростки в количестве 51 человека (26 девушек, 25 юношей) в возрасте от 15 до 16 лет. Работа по данному направлению состоит в том, что нами была разработана программа, направленная на комплексную профилактическую работу по вовлечению подростков в организации сети Интернет суицидального характера, которые имеют деструктивную направленность через актуализацию личностных ресурсов подростков и привлечение родителей и педагогов.

Был проведен опрос с помощью анкеты «Отношение к сети Интернет». Результаты, которые были получены путем анкетирования указывают, что 63% подростков проводят время за компьютером более 6 часов каждый день. 28% посвящают Сети от 3-х до 6 часов в сутки. 9% испытуемых проводит в Интернете от 1 до 3-х часов куждый день. 100% опрошенных ответили утвердительно по поводу регистрации их в социальной сети.

100% респондентов пользуются Интернетом для того, чтобы общаться. 93% используют его для учебной деятельности. 78% испытуемых - для мультимедиа (музыка, фильмы и т.д.), 33% опрошенных ответило, что для игр онлайн. В качестве положительного момента можно выделить то, что, согласно анкете, у 85% опрошенных не возникало ситуаций, когда было не выполнено задание из-за того, что пользовались компьютером . У 15% такие ситуации возникали.

43% респондентов считают, что учиться хорошо можно и без компьютера. 57% ответили, что Интернет помогает учиться.

Большее количество респондентов (90%) ответили, что Интернет нужен для общения с друзьями, с которыми они видятся в реальной жизни. 70% указали на знакомство через Интернет. Интернет необходим

для общего развития - так ответило 39% респондентов. 12% указали ответ «иное», где замечено, что Интернет нужен для того, чтобы слушать музыку и осуществлять просмотр видеоматериалов.

На вопрос, влияют ли социальные сети на поступки в реальной жизни, 87% опрошенных ответили отрицательно. 13% отметили, что да, влияют. Также социальной сети влияют на настроение 9% респондентов (91% - не влияют).

Среди наиболее интересующих групп в социальных сетях подростки назвали группы коллективов из реальной жизни (81%), группы по интересам (39%), а также развлекательные группы (21%).

Большинство (91%) опрошенных утверждают, что не ощущают, будто другие пользователи интернета оказывают на них негативное влияние. 9% опрошенных такое влияние чувствуют. На вопрос, играете ли Вы в компьютерные игры, 60% респондентов ответило, что играют, 40% - нет. 48% опрошенных предпочитают играть в массовые многопользовательские ролевые игры, 42% - в шутеры, 18% - в военные стратегии, всего 3% любят викторины. На вопрос, попадались ли Вам сайты в сети Интернет, посвященные самоубийству, положительно ответило 25% опрошенных. 75% указало, что такие сайты им не попадались. 36% респондентов указывают, что на сайтах, посещенных ими, были описаны аргументы против совершения самоубийства. 6% указали, что данные интернет-ресурсы содержали информацию о местах и способах совершения самоубийства. 12% подростков посещали оба типа сайтов. 46% опрошенных указали, что не посещали сайтов, посвященных самоубийству. Для 60% опрошенных была интересна информация, почему стоит жить. Никто не указал, что с интересом прочитал о способах совершения самоубийства. 40% респондентов ответили, что их не интересует данная тема. На вопрос, попадались ли подросткам «группы смерти» в сети Интернет, 100% опрошенных ответили положительно.

Проведенная психодиагностика позволила выявить группу риска (69% опрошенных), для которой присуща высокая вероятность формирования суицидального поведения, а, следовательно, вовлечение в деструктивные организации суицидальной направленности сети Интернет. По результатам анализа литературы и проведенного психодиагностического обследования определены показатели риска, а также протективные факторы. Среди выявленных протективных факторов можно выделить следующие. 87% опрошенных отмечают, что на их поступки в реальной жизни не влияют социальные сети. На настроение 91% учащихся социальной сети также не влияют. 81% подростков в социальных сетях больше всего интересуют группы коллективов из реальной жизни. 91% опрошенных отметили, что другие пользователи Интернета не оказывают на них негативное влияние. 46% учащихся не посещали сайты, посвященные самоубийству. 40% подростков отметили, что тема суицида их не интересует. Для 15% испытуемых характерна уверенность в собственных силах и возможностях. 12% респондентов высоко оценивают богатство своего внутреннего мира, собственную неповторимость. Также 12% учащихся принимают себя как есть. 12% респондентов довольны собой.

Обратимся к факторам риска. Социальные сети влияют на поступки в реальной жизни 13% подростков, а также на настроение 9% респондентов. 9% испытуемых ощущают, что другие пользователи Интернета оказывают на них негативное влияние. 25% учащихся встречались в Сети сайты, посвященные самоубийству. 6% респондентов посещали сетевые ресурсы, содержащие информацию и способах и местах совершения суицида. 12% подростков посещали как сайты с информацией о жизнеутверждающих факторах, так и интернет-ресурсы, на которых описаны способы совершения самоубийства. 35% учащихся обладают тенденцией к высокой, либо высокую степень эмоциональной возбудимости. 67% респондентов имеют выраженные акцентуации характера демонстративного, тревожного, аффективного и эмотивного типов. 3% подростков испытывают неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях. 3% чересчур чувствительны к чужим замечаниям, испытывают сомнения в ценности своей личности. Для 9% респондентов характерно негативное восприятие себя. 15% испытуемых часто сталкиваются с внутриличностными конфликтами. 3% учащихся видят в себе только негативные моменты.

Таким образом, у 69% учащихся данной группы выделены отдельные характеристики, которые рассматриваются как факторы риска формирования деструктивного поведения. Очевидна необходимость проведения психолого-педагогической профилактической работы по вовлечению подростков в организации суицидальной направленности в социальных сетях. Программа профилактической работы с молодежью состояла из трех частей: практической (подростки обсуждают и делают выводы, усвоенные навыки и знания применяют на практике), теоретической (проводились тренинги и обсуждения данной проблемы), адаптационная часть формировала их направленность в действиях. Было изучено отношение учащихся деструктивным организациям суицидальной направленности и уровень выраженности у них качеств личности, способствующих формированию деструктивного поведения. На основе результатов психодиагностики у обследуемых были выделены протективные факторы и факторы риска.

Среди протективных факторов отметим то, что на поступки и настроение большинства подростков в реальной жизни не влияют социальные сети. В социальных сетях учащихся больше всего интересуют группы коллективов из реальной жизни. На значительную часть респондентов не оказывают негативное влияние другие пользователи Интернета. Большинство опрошенных не посещали сайты, посвященные самоубийству. Почти половину подростков тема суицида не интересует. «Группы смерти» не попадались в сети Интернет ни одному из учащихся. В области защитных факторов также можно отметить уверенность в собственных силах и возможностях, высокую оценку богатства своего внутреннего мира, собственную неповторимость; принятие себя такими, какие они есть, все стороны своего «Я», а также ощущение баланса между требованиями окружающего мира и собственными возможностями.

Выводы. Эффективность разработанной программы психолого- педагогической работы по борьбе с вовлечением молодых людей в сеть Интернета очевидна. Профилактические меры, которые имеют несколько направлений, связанных с созданием условий для успешной адаптации молодежи в современном обществе, обеспечили развитие положительной установки на поведение испытуемых. Эти мероприятия против вовлечения молодежи в деструктивные организации суицидальной направленности сети Интернет дали положительные результаты.

Литература:

1. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. -Барнаул, 2014. - 100 с. [Электронный ресурс]

2. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2008. - 160 с.

УДК 370

магистр 2 года обучения факультета психологии Шакурова Лиана Винеровна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа);

доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры психологического

сопровождения и клинической психологии Халфина Регина Робертовна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа);

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой

общей и социальной психологии Нухова Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ВЫХОДА НА

ПЕНСИЮ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности пожилого возраста, основные трудности, возникающие при выходе на пенсию, а также варианты вхождения в пенсионный возраст. Особое внимание уделяется проблеме адаптации к выходу на пенсию, обозначены основные стратегии адаптации и ее особенности в зависимости от пола, личностных характеристик, социального статуса. Проанализирована специфика подготовки к выходу на пенсию и адаптации за рубежом и в России.

Ключевые слова: пенсионный возраст, адаптация, стресс, кризис, психологическая готовность, психологическое сопровождение.

Annotation. This article describes the features of the elderly, the main difficulties encountered in retirement, as well as options for entering the retirement age. Particular attention is paid to the problem of adaptation to retirement, identified the main strategies of adaptation and its features depending on gender, personal characteristics, social status. The specificity of preparation for retirement and adaptation abroad and in Russia is analyzed.

Keywords: retirement age, adaptation, stress, crisis, psychological readiness, psychological support.

Введение. В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительностью жизни человека заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам [3, 4, 6, 7, 9, 10].

В трудах Анцыферовой Л.И. (1996) пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации, связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи).

Рядом авторов (Анцыферова Л.И.,1996; Ихисонова В.В.,2013; Скорик Т.В.,2014), выделяется категория пенсионеров, которая, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

В.П. Козырьков (2003) пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой, падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение.

Как отмечает Анцыферова Л.И.(1996) вхождение в пенсионный возраст практически всегда сопровождается возникновением различного рода и уровня выраженности психологических проблем, связанных с переживанием стрессов, тревоги, депрессий, вплоть до суицидальных состояний.

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

Изложение основного материала статьи. В психологической литературе авторами [3, 10] выделяется несколько вариантов вхождения в пенсионный возраст. Во-первых, несмотря на достижение пенсионного возраста, часть людей продолжает заниматься своей прежней профессиональной деятельностью. Причем, желание продолжать работать, вовсе не всегда связано с материальными соображениями, оно может быть продиктовано желанием сохранить свое социальное положение и оставаться в профессии. Это, как правило, относится к специалистам, добившимся высокого уровня профессионализма и определенной, связанной с этим репутации. Во-вторых, этап вхождения в пенсионный возраст может сопровождаться принудительным, вынужденным увольнением по возрасту, несмотря на то, что профессиональная деятельность для них была главным смыслом жизни. Такая ситуация сопровождается большой нагрузкой на человека и может повлечь за собой различного рода нервно-психические и невротические нарушения. Естественно, что такой резкий и часто неожиданный переход от активной профессиональной деятельности к полной невостребованности является одним из самых стрессогенных факторов для людей, достигших пенсионного возраста. Такое развитие событий некоторые авторы классифицируют как «пенсионный стресс», который, как правило, сопровождается пагубными последствиями, связанными с резким ухудшением соматического и физического здоровья, обуславливающим ускорение процессов старения и дряхления (Благодарова Д.В., Абдрахманова З.Р., 2016).

Выход на пенсию в отечественной психологии рассматривается как кризисный период, связанный с резким изменением образа жизни. При этом, практически, все авторы [1, 2, 8] сходятся во мнении, что выход на пенсию - важный и сложный шаг в жизни человека, который требует перестройки, как образа жизни, так и сознания, пожилой и старческий возраст часто сопровождается многочисленными стрессами. Поэтому выделяются различные факторы риска или стрессоры, характерные для данного возрастного периода. Наиболее известен перечень стрессоров, характерных для пожилого и старческого возраста, предложенный М.В. Гамезо и В.С. Герасимовой: отсутствие четкого жизненного ритма; резкое сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «отпущения гнезда»; ощущение дискомфорта и замкнутого пространства; одиночество.

Как показал анализ литературных источников [3, 9, 10], наиболее характерными психическими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.