Научная статья на тему 'Криминологическая диагностика суицидальной активности'

Криминологическая диагностика суицидальной активности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
336
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
СУИЦИД / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВРЕДОНОСНЫЙ КОНТЕНТ / "ГРУППЫ СМЕРТИ" / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / SUICIDE / SOCIAL NETWORKS / MALICIOUS CONTENT / "DEATH GROUPS" / CRIMINOLOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пучнина Маргарита Юрьевна

В статье представлены материалы эмпирического исследования проблемы суицидальной активности, которые основываются на данных, полученных в результате проведенного интернет-опроса. Рассматриваются основные причины суицидального поведения. Анализируется степень распространенности суицидальной тематики в сети Интернет.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пучнина Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article materials of an empirical research of a problem of suicide activity which are based on the data obtained as a result of the held Internet poll are provided. Basic reasons of suicide behavior are considered. Degree of prevalence of suicide subject on the Internet is analyzed.

Текст научной работы на тему «Криминологическая диагностика суицидальной активности»

Пучнина Маргарита Юрьевна

Криминологическая диагностика суицидальной активности

В статье представлены материалы эмпирического исследования проблемы суицидальной активности, которые основываются на данных, полученных в результате проведенного интернет-опроса. Рассматриваются основные причины суицидального поведения. Анализируется степень распространенности суицидальной тематики в сети Интернет.

Ключевые слова: суицид, социальные сети, вредоносный контент, «группы смерти», криминологическая диагностика.

Criminological diagnostics of suicidal activity

In article materials of an empirical research of a problem of suicide activity which are based on the data obtained as a result of the held Internet poll are provided. Basic reasons of suicide behavior are considered. Degree of prevalence of suicide subject on the Internet is analyzed.

Key words: suicide, social networks, malicious content, «death groups», criminological diagnostics.

Самоубийство - это относительно устойчивое социальное явление негативного характера, имеющее высокую степень общественной опасности, наряду с наркоманией, алкоголизмом и проституцией. Самоубийство как крайняя форма отрицательного девиантного поведения [1, с. 22] входит в сферу интересов криминологии. В исследованиях, посвященных суициду, с точки зрения юриспруденции рассматривается причастность иных лиц к совершению самоубийства.

Рост случаев суицида вызывает большой научный интерес. Для выработки эффективной системы профилактики любых негативных социальных явлений, в том числе суицидальных, необходим их глубокий криминологический анализ, частью которого является криминологическая диагностика [2, с. 221]. Она позволяет оценить масштабы, частоту суицидальных проявлений, отношение и реакцию со стороны экспертов в области предупреждения суицидов, общественное мнение по данному вопросу, что в конечном итоге может послужить основой предупредительных мер. К криминологическим методам изучения самоубийства относят: системно-структурный анализ, исторический (ретроспективный) метод, методы сравнения, моделирования, экспертных оценок, статистические методы, метод «Дельфи» и т.д. В эмпирических исследованиях повышенное внимание уделяется изучению мнения экспертов, однако таким образом можно проанализировать лишь одну сторону проблемы. Не менее важно взглянуть на эту проблему глазами общества.

Для криминологической диагностики масштабов суицидальных проявлений, а также вы-

явления основных детерминант суицидального поведения в период с сентября по декабрь 2017 г. нами были проведены анонимные интернет-опросы среди общих и специальных субъектов.

К общим субъектам были отнесены: несовершеннолетние (школьники различных общеобразовательных организаций, воспитанники детских домов, подростки из центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей) и лица, достигшие совершеннолетия. Информация была получена от представителей разных групп и слоев населения всех федеральных округов (600 человек).

К специальным субъектам были отнесены: учителя, социальные педагоги и психологи (150 человек); представители судебной системы, прокуратуры, Следственного комитета РФ, территориальных органов МВД России (далее - представители судебных и правоохранительных органов); сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники ПДН). Данная группа респондентов была выделена с целью более детального изучения суицидальной ситуации, складывающейся среди несовершеннолетних. Две последние категории включили в себя 450 человек из различных субъектов Российской Федерации.

Цель исследования состояла в выявлении частоты проявления суицидальных настроений; информированности о суицидальных интернет-сообществах; получении сведений о встречающейся в Интернете информации суицидального характера (как часто, на каких

51

ресурсах или в каких группах); определении отношения государственных служащих к изменениям, внесенным в УК РФ по вопросам противодействия криминальному суициду. Был задан ряд вопросов, касающихся выявления суицидального уровня, в том числе среди несовершеннолетних, а также совершенствования профилактических мер по снижению суицидальных проявлений.

В ходе исследования было опрошено 1200 человек, участвовавших в пяти интернет-опросах, каждый из которых имел свои особенности.

Анкеты для общих субъектов включали три основных блока вопросов. Первый блок содержал вопросы по личностным характеристикам субъекта (человек депрессивный или жизнерадостный, интроверт или экстраверт, конфликтный или нет и т.д.). Второй блок состоял из специальных вопросов, посвященных именно суицидальной тематике (наличие друзей или родных, которые добровольно ушли из жизни, отношение к суициду вообще, способность оправдать самоубийство, причины рассматриваемого явления и т.д.). Третий блок был связан с интернет-средой и включал ряд общих вопросов (какие социальные сети чаще всего используются? сколько времени в среднем затрачивается на использование интернет-ресурсов? и т.д.) и специфических, обращенных к нашей проблематике (о встречаемой в интернете информации суицидального характера). В исследовании также содержался ряд социально-демографических вопросов (пол, возраст, место проживания, социальный статус, наличие детей и т.д.).

Анкеты для специальных субъектов включали в себя также три блока и два вопроса, касающихся места и стажа работы. Первый блок - это исследование практического опыта респондентов (вопросы о том, сталкивались ли они со случаями самоубийств, как характеризовались при жизни суициденты, какой возраст наиболее подвержен суицидальному риску и т.д.). Второй блок включал ряд вопросов по профилактической деятельности опрашиваемых лиц, а третий касался их отношения к изменениям уголовного законодательства.

Рассмотрим результаты опроса специальных субъектов общей категории респондентов, а также ответы субъектов на идентичные вопросы.

Большинство специалистов считают, что самоубийство - это общественно опасное явление (75%-84%). С данной точкой зрения трудно поспорить, поскольку статистические

сведения, заявления представителей государственных учреждений, СМИ, общественное мнение, а также мнения ученых это подтверждают. 80% представителей судебных и правоохранительных органов и 76% сотрудников ПДН сталкивались с самоубийствами в практической деятельности. Среди представителей общеобразовательных организаций лишь 25% встречались с подобными инцидентами, но это объясняется иной спецификой их деятельности.

В ряд вопросов был заложен диагностический конструкт склонности к суицидальному риску на основе уже апробированных опросников (тесты А.Г. Шмелева, В. Войцеха, А.А. Кучера, В.П. Костюкевича, Ю.Р. Вагина, Л.Б. Шнейдера и др.) [3].

На вопрос: «Может ли жизнь потерять свою ценность?» - 25% лиц, достигших совершеннолетия, ответили: «Да, может, жизнь сложна и трудна»; 55% ответили отрицательно; 20% не смогли дать однозначного ответа. Среди несовершеннолетних мнение по данному вопросу разделилось следующим образом: 42% ответили положительно; 45% - отрицательно, остальные воздержались от ответа. Большинство положительных ответов пришлось на возрастные категории 16-17, 18-25 лет. Это можно объяснить следующим образом: у подростков в этом возрасте наблюдается период становления личности, половое созревание достигает наивысшего пика, возникают первые любовные потрясения, которые зачастую приводят к резким изменениям эмоционального фона. В период 18-25 лет человек впервые испытывает трудности взрослой жизни, он только начинает получать профессиональное образование, работать, у некоторых появляется семья, неудачи в этих сферах воспринимаются более болезненно, чем старшей возрастной группой.

На вопрос: «Можно ли оправдать самоубийцу?» - 34% взрослых и 30% детей ответили, что нельзя; 10% взрослых и 29% детей дали положительный ответ. 45% и 30% соответственно считают, что можно при определенных обстоятельствах (тяжелая болезнь, физические недостатки, смерть близкого человека и т.д.). Несовершеннолетним был также задан вопрос, направленный на выяснение их отношения к людям, совершившим самоубийство или его попытку. 30% ответили, что могут понять их; 29% безразлично относятся к данной категории; 25% осуждают; 16% не имеют однозначного мнения на этот счет.

52

У 15% совершеннолетних и 45% подростков есть друзья или знакомые, которые интересуются темой смерти, при этом 7% совершеннолетних и 21% несовершеннолетних сами интересуются суицидальной тематикой.

У 13% совершеннолетних есть родственники, которые добровольно ушли из жизни либо совершали попытки самоубийства, у 8% это друзья либо коллеги, 4% опрошенных сами пытались совершить суицид. Большинство (75%) не имеют таких знакомых. Стоит отметить, что наличие среди близких родственников самоубийц увеличивает суицидальный риск в шесть раз. Наследственный фактор суицида составляет от 30% до 50%, но не выяснено, что является основной причиной - генетика (включая наследование психических заболеваний) либо сам факт самоубийства близкого человека [4, Р. 23].

Среди несовершеннолетних картина несколько иная. Подростки были поделены на три основные группы: привлекавшиеся к административной ответственности, привлекавшиеся к уголовной (либо и к уголовной, и к административной) ответственности, не привлекавшиеся к ответственности. Это позволяет проследить некую взаимосвязь двух девиант-ных явлений - преступности и самоубийства. Наличие друзей и родственников, ушедших добровольно из жизни либо предпринимавших попытку сделать это, у представителей данных категорий колеблется от 15% до 25%, при этом наиболее низкие показатели у тех, кто не привлекался к ответственности (15% ответили, что у них есть друзья, покончившие или пытавшиеся покончить жизнь самоубийством, и столько же - родственники). Не имеют в своем окружении таких людей 60% несовершеннолетних, не привлекавшихся к ответственности, 40% - привлекавшихся к административной ответственности и 20% -к уголовной. Сами пытались совершить суицид 35% лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, 25% - к административной и лишь 10% - не привлекавшихся к ответственности. Проведя сравнительный анализ представленных сведений, можно сделать вывод о том, что потенциальных суицидентов гораздо больше среди несовершеннолетних, привлекавшихся к ответственности, что объясняется боязнью наказания, чувством стыда за содеянное перед самим собой, родными или близкими, перед обществом в целом, чувством страха за свое будущее и т.д. В отечественной криминологической науке устоялось мнение о том, что основной причиной преступности не-

совершеннолетних является их незанятость [5, с. 215], этот же фактор влияет на их деструктивное поведение, а также вовлечение подростков в суицидальные игры и группы [6, с. 12].

Большинство опрошенных специалистов (88% представителей судебных и правоохранительных органов; 80% сотрудников ПДН; 62% учителей, социальных педагогов и психологов) указывают в качестве одной из основных причин роста суицидов среди детей и подростков лавинообразное распространение в сети Интернет «групп смерти», а также игр типа «Синий кит» в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Твиттер», «Фейс-бук», «Инстраграм».

На вопрос: «Что может подтолкнуть человека к самоубийству?» - самыми распространенными ответами среди подростков оказались физические недостатки (уродство, инвалидность) - 31%, нестерпимая физическая боль, неизлечимая болезнь - 25%, психологическое давление и унижение - 25%. Лица, достигшие совершеннолетия, так же, как и подростки, считают главными причинами самоубийства нестерпимую физическую боль, неизлечимую болезнь - 28% и психологическое давление, унижение - 23%. Кроме того, к основным причинам они относят психическое расстройство/ заболевание - 25%, смерть близкого человека - 20%. Представители категории специальных субъектов, помимо аналогичных причин, на первый план выносят алкоголизм и наркоманию. Так ответили 34% представителей судебных и правоохранительных органов, 31% сотрудников ПДН, 30% представителей общеобразовательных организаций.

Кроме того, респондентам было предложено ответить на вопрос: «Каковы причины активного вовлечения в суицидальные группы несовершеннолетних?». Лидирующими оказались следующие причины:

попытка привлечения внимания (так ответили 66% лиц, достигших совершеннолетия, 38% представителей судебных и правоохранительных органов, 45% сотрудников ПДН и 40% представителей общеобразовательных организаций);

внешнее психологическое давление и унижение (соответственно 33%, 31%, 33%, 29%);

чувство одиночества из-за комплекса неполноценности (18%, 26%, 30%, 33%);

недопонимание в семье (32%, 23%, 27%, 28%);

незанятость молодежи (35%, 17%, 19%, 31%).

53

Так как одной из причин роста суицидальных проявлений в обществе специалисты считают «группы смерти», в рамках проведенного анкетирования ряд вопросов был посвящен сети Интернет.

В результате исследования было установлено, что 38% детей и 32% взрослых проводят в сети Интернет около 4 часов в день. 24% и 30% респондентов соответственно постоянно находятся онлайн. Лица, которые пользуются сетью Интернет несколько раз в неделю, среди достигших совершеннолетия составили 6%, а среди подростков всего лишь 2%. Информационно-телекоммуникационное пространство с избытком компенсирует недостаток общения в реальной жизни, и в виртуальном мире человек легко находит поддержку и понимание у абсолютно незнакомых людей. Однако если взрослые в силу возраста уже способны противостоять влиянию извне, то отсутствие жизненного опыта у детей зачастую исключает возможность критически оценить поступающую информацию и обусловливает их подверженность внешнему негативному влиянию.

Опрос показал, что представители категории общих субъектов наиболее часто используют одни и те же социальные сети: «ВКонтакте», «Инстаграм», YouTube ^иТиЬе), «Одноклассники».

На вопрос, почему они проводят время в социальных сетях, наиболее популярными были следующие ответы: общение с людьми, которые далеко живут (21% - взрослые, 22% -дети); общение с друзьями, родными (16% и 22% соответственно); получение интересной и полезной информации (20% и 23%); привычка, переросшая в потребность (18% и 22%).

Основные занятия в социальных сетях идентичны в обеих опрошенных группах: просмотр видеороликов, фильмов, прослушивание аудиозаписей (28% и 29%); чтение интересующей информации о каком-либо увлечении (28% и 24%); просмотр ленты новостей (21% и 19%). Около 9% в обеих группах ответили, что, как правило, в социальных сетях они только общаются.

Исследование показало, что среди подростков больше активных пользователей социальных сетей (44%), чем среди лиц, достигших совершеннолетия (24%). Основная масса оценивает происходящие события, ставя «лайки» (условное выражение одобрения материалу), мало комментирует, своих записей не делает (53% - взрослые, 46% - дети).

В ходе интернет-опроса респондентам предлагалось ответить на вопрос о том, встречались

ли они в социальных сетях, видеохостингах, мобильных приложениях, на отдельных сайтах с информацией суицидального характера. 43% не сталкивались с информацией подобного рода, 56% опрошенных, достигших совершеннолетия, ответили положительно, из них: 23% респондентов довольно часто сталкиваются с подобными материалами, 31% - время от времени, 46% - в единичных случаях. Среди несовершеннолетних 27% не сталкивались с такой информацией, 72% опрошенных встречали подобный контент, из них: 26% - довольно часто, 30% - время от времени, 44% -в единичных случаях. Процентное соотношение было рассчитано исходя из положительно ответивших лиц.

Всем положительно ответившим на предыдущий вопрос было предложено конкретизировать встречаемый контент. Так, информацию, принижающую смысл человеческой жизни, встречали 24% взрослых и 22% детей, призывающую к нанесению себе телесных повреждений - 22% и 29% соответственно, о способах совершения самоубийства - 20% и 26%, пропагандирующую культ смерти (поклонение умершим, экзорцизм, оккультизм) - 15% и 17%, призывающую к совершению самоубийства - 21% и 29%, связанную со склонением, вовлечением, вербовкой людей для участия в реальных террористических актах (в качестве террористов-смертников) - 35% и 24%.

При ответе на вопрос: «В какой форме была выражена информация суицидального характера?» - большинство опрошенных указали графические изображения, чуть меньше - текстовые сообщения и видеофильмы, видеоролики. С аудиоинформацией подобного содержания сталкивались единицы.

44% несовершеннолетних респондентов, встретившись с информацией суицидального характера, никому об этом не рассказали, 18% поделились этим с родителями, 38% - с друзьями. При этом 31% ничего не испытали при встрече с таким контентом, 23% испугались, у 25% возникло чувство интереса к данной проблематике, а 21% задумались о смысле жизни и смерти.

Как видно из представленных данных, тема суицида очень популярна, особенно среди несовершеннолетних, которые примерно в 1,5 раза чаще встречаются в сети Интернет с информацией суицидального характера, что вызывает беспокойство.

Итак, рассмотрев основные точки зрения на проблему самоубийства, исходя из опыта зарубежных и отечественных исследователей, а

54

также опираясь на собственное исследование, мы можем сделать определенные выводы об основных причинах распространения суицида в современном обществе. Суицид, как и любая другая форма девиации, зависит от ряда общих причин, в основе которых лежат процессы, происходящие в социуме, а также ряда частных (индивидуальных) причин, зависящих прежде всего от психологических черт личности суицидента и мотивации его поведения. На

1. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2007.

2. Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Право. 2014. № 4. С. 220-231.

3. Пакулина С.А. Психодиагностика суицидального поведения детей и подростков: метод. пособие. Челябинск, 2014.

4. Goldsmith S.K., Pellmar T.C., Kleinman A.M., Bunney W.E. Reducing Suicide: A National Imperative (англ.) // Institute of Medicine (US). 2002.

5. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Ювенальная криминология: учеб. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2017.

6. Валеева М. Дети предоставлены сами себе // Маяк Сысолы. 2014. № 19. С. 78-83.

наш взгляд, подобное деление причин самоубийства на группы носит условный характер, потому что на решение человека добровольно уйти из жизни могут одновременно влиять несколько причин и условий, что, в свою очередь, увеличивает вероятность завершенной попытки. По нашему мнению, изучение детерминант рассматриваемого негативного явления необходимо для организации дальнейшей работы по его профилактике в обществе.

1. Gilinsky Ya.I. Deviantology: sociology of crime, drug addiction, prostitution, suicides and other «deviations». 2nd ed., corr. and augm. St. Petersburg, 2007.

2. Soloviev US. Criminological diagnostics of scales of school violence (on materials of anonymous Internet poll of school students) // Bull. of Voronezh State University. Ser.: Law. 2014. № 4. P. 220-231.

3. Pakulina S.A. Psychodiagnostics of suicide behavior of children and teenagers: methodical manual. Chelyabinsk, 2014.

4. Goldsmith S.K., Pellmar T.C., Kleinman A.M., Bunney W.E. Reducing Suicide: A National Imperative (englis.) // Institute of Medicine (US). 2002.

5. Lelekov V.A., Kosheleva E.V. Juvenile criminology: textbook. 3rd ed., augm. and rev. Moscow, 2017.

6. Valeeva M. Children are provided to themselves //Sysoly Mayak. 2014. № 19. P. 78-83.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Пучнина Маргарита Юрьевна, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России; e-mail: masloy100@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

M.Yu. Puchnina, Adjunct of the Chair of Criminal Law and Criminology of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: masloy100@mail.ru

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.