Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА'

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА / ПРЕДПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / SOCIAL ADAPTATION / UNIVERSITY TEACHERS / PRE-RETIREMENT AGE / SCIENTOMETRIC INDICATORS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федосюк Денис Владимирович

В статье представлен социологический анализ актуальной проблемы исследования, связанной с изучением специфики социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста. Применялся метод фокусированного интервью (использована качественная стратегия). Респондентами являлись преподаватели вузов в возрасте от 58-ми до 64-х лет (женщины и мужчины соответственно предпенсионному возрасту). Исследование имело пилотный характер, оно преследовало цель сбора предварительной первичной информации о проблеме социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста, работающих в высших учебных заведениях. В итоге исследования достигнуты следующие результаты: респондентов в гораздо большей степени беспокоят трудности адаптации к статусу «преподаватель предпенсионного возраста», чем к происходящим изменениям в состоянии здоровья; подавляющее большинство респондентов хотели бы продолжать профессиональную деятельность по достижении ими пенсионного возраста; основным фактором, влияющим на выполнение преподавателями обязательных наукометрических показателей, является благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе и сотрудничество между членами профессорско-преподавательского состава разных возрастных групп. Потенциал кадрового развития системы высшего образования состоит, в том числе, в успешной социально-профессиональной адаптации и сотрудничестве преподавателей, имеющих разный стаж педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федосюк Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF SOCIAL ADAPTATION OF UNIVERSITY TEACHERS APPROACHING RETIREMENT AGE

The article presents a sociological analysis of a topical research problem related to the study of the specifics of social adaptation of university teachers of pre-retirement age. A focused interview method was used (a qualitative strategy was used). The respondents were university professors aged 58 to 64 (women and men, respectively, of pre-retirement age). The research was of a pilot nature; it pursued the goal of collecting preliminary primary information on the problem of social adaptation of teachers of pre-retirement age working in higher educational institutions. As a result of the study, the following results were achieved: respondents are much more concerned about the difficulties of adapting to the status of a «teacher of pre-retirement age» than to the changes in their health status; the overwhelming majority of respondents would like to continue their professional activities when they reach retirement age; the main factor influencing the fulfillment of the obligatory scientometric indicators by teachers is a favorable moral and psychological climate in the work collective and cooperation between members of the teaching staff of different age groups. The potential of personnel development in the higher education system is, among other things, in the successful social and professional adaptation and cooperation of teachers with different teaching experience.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА»

УДК 378.12:316.6

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130 Федосюк Д.В.

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Федосюк Денис Владимирович,

аспирант направления подготовки «Социальная структура, сог^иальные институты и процессы»

ФГАОУВО «Белгородский государственный националbubiii исследователь-скийуниверситет», Белгород, Россия, e-mail: d31121983(ciyandex. г и, тел.: +7 (904) 099 58 77

Аннотация

В статье представлен социологический анализ актуальной проблемы исследования, связанной с изучением специфики социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста. Применялся метод фокусированного интервью (использована качественная стратегия). Респондентами являлись преподаватели вузов в возрасте от 58-ми до 64-х лет (женщины и мужчины соответственно предпенсионному возрасту). Исследование имело пилотный характер, оно преследовало цель сбора предварительной первичной информации о проблеме социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста, работающих в высших учебных заведениях. В итоге исследования достигнуты следующие результаты: респондентов в гораздо большей степени беспокоят трудности адаптации к статусу «преподаватель предпенсионного возраста», чем к происходящим изменениям в состоянии здоровья; подавляющее большинство респондентов хотели бы продолжать профессиональную деятельность по достижении ими пенсионного возраста; основным фактором, влияющим на выполнение преподавателями обязательных наукометрических показателей, является благоприятный морально-психологический климат в трудовом коллективе и сотрудничество между членами профессорско-преподавательского состава разных возрастных групп. Потенциал кадрового развития системы высшего образования состоит, в том числе, в успешной социально-профессиональной адаптации и сотрудничестве преподавателей, имеющих разный стаж педагогической деятельности.

Ключевые слова: социальная адаптация, преподаватели вуза, предпенсионный возраст, наукометрические показатели.

Для цитирования: Федосюк Д.В. Специфика согцюлъной аОаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Том 12, № 4. С. 124-130. Imps: doi. org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130.

Fedosyuk D.V.

SPECIFICITYOF SOCIAL ADAPTATION OF UNIVERSITYTEACHERS APPROACHING RETIREMENT AGE

Fedosyuk Denis Vladimirovich,

a postgraduate student of the direction of training of «Social structure, social institutions and<processes»

FSAEI HE' «Belgorodi State National Research University», Belgorod\ Russia, e-mail: d31121983@yandex. ru, tel.: +7 (904) 099 58 77

Annotation

The article presents a sociological analysis of a topical research problem related to the study of the specifics of social adaptation of university teachers of pre-retirement age. A focused interview method was used (a qualitative strategy was used). The respondents were university professors aged 58 to 64 (women and men, respectively, of pre-retirement age). The research was of a pilot nature; it pursued the goal of collecting preliminary primary information on the problem of social adaptation of teachers of pre-retirement age working in higher educational institutions. As a result of the study, the following results were achieved: respondents are much more concerned about the difficulties of adapting to the status of a «teacher of pre-retirement age» than to the changes in their health status; the overwhelming majority of respondents would like to continue their professional activities when they reach retirement age; the main factor influencing the fulfillment of the obligatory scientometric indicators by teachers is a favorable moral and psychological climate in the work collective and cooperation between members of the teaching staffiof different age groups. The potential of personnel development in the higher education system is, among other things, in the successful social and professional adaptation and cooperation of teachers with different teaching experience.

Keywords: social adaptation, university teachers, pre-retirement age, scientometric indicators.

For citation: Fedosyuk D.V. Specificity of social adaptation of university teachers approaching re tire mentage VestnikMajkopskogoGosudarstvennogo TehnologiceskogoUniver-siteta. 2020. Vol. 12, No 4. P. 124-130. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130.

Актуальность исследования состоит в рассмотрении специфики социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста, работающих в высших учебных заведениях. Согласно «среднему прогнозу, на 2036 год численность населения России за границами трудоспособного возраста достигнет 43,31 миллиона человек, или 30% от общей численности населения страны» [2, с. 5]. «Аналогичная ситуация будет происходить в динамике численности лиц предпенсионного возраста начиная с 2024 года с переходом на новые границы пенсионного возраста» [1, с. 5], связанного с постепенным

повышением границ возраста выхода трудящихся людей на пенсию.

Существуют «профессии, на которых ранняя (по возрасту) пенсия социально обусловлена: шахтеры, летчики, металлурги, артисты балета, водолазы» [10]. В данном же исследовании акцент ставился на изучение особенностей социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста, работающих в высших учебных заведениях.

Исследование проводилось в Белгородской области. Была выбрана качественная стратегия социологического исследования. Применялся метод

фокусированного интервью. Респондентами являлись преподаватели четырех вузов в возрасте от 58-ми до 64-х лет (женщины и мужчины соответственно предпенсионному возрасту). Выборка составила 10 преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Белгородской области. Исследование имело пилотный характер, оно способствовало сбору предварительной первичной информации о проблеме социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста, работающих в высших учебных заведениях.

Результаты пилотного социологического исследования позволили выявить некоторые особенности медико-социальной и психосоциальной адаптации респондентов, по отношению к которым применялся метод фокусированного интервью (таблица 1).

Полученные нами результаты в некоторой степени перекликаются с

данными, полученными другими исследователями. Например, Е.М. Тищенко, В.В. Кудло, Т.А. Мармыш, Е.П. Скочи-ковская, А.Н. Морголь отмечают, что «62,5% опрошенных обозначили свое здоровье как абсолютно здоровы» [8, с. 66]. В современных условиях необходимы выпускники вузов, способные представлять «комплексный характер процесса оказания интеллектуальных услуг» [7, с. 217]. Здесь важны и междисциплинарные связи при освоении студентами конкретной профессии, что обеспечивается преподавателями, представляющими различные половозрастные и социально-статусные группы. Потенциал развития высшего образования состоит в том числе и в успешной социально-профессиональной адаптации преподавателей, имеющих разный опыт педагогической деятельности. Мы в своем исследовании концентрируемся на респондентах предпенсионного возраста. Социальная адаптация представляет

Таблица 1

Проблемы медико-социальной и психосоциальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста (общее число процентов в столбцах таблиц превышает 100%, поскольку респонденты упоминали не один, а несколько параметров)

Составные элементы медико-социальной и психосоциальной адаптации Упоминание в фокусированном интервью респондентов

№ п/п По частоте упоминаний в фокусированном интервью, % По выдержкам из фокусированного интервью

1 Адаптация к состоянию здоровья 50,0 «Мое здоровье для моего возраста, я считаю, нормальное. Во всяком случае, очень редко бывает такое, что я не в состоянии провести занятие со студентами» (60 лет, жен., д-р наук)

2 Адаптация к статусу «преподаватель предпенсионного возраста» 90,0 «Теперь труднее работать. Много бюрократии. Прежде мы рабочую программу на шести страницах умещали, сейчас на шестидесяти еле-еле. Чуть что, так и слышно, что раз, мол, не можете работать, идите уже на пенсию, отдыхайте. Возраст да... Раньше такой бессмысленной нагрузки не было. Отстаем от молодежи, конечно...» (61 год, муж., канд. наук)

собой процесс, длящийся всю жизнь. профессиональной деятельности по до-Он характеризуется и изменением от- стижении ими предпенсионного возраста ношения человека к продолжению им (таблица 2).

Таблица 2

Отношение к продолжению профессиональной деятельности преподавателей по достижении ими пенсионного возраста

№ п/п Намерение продолжать профессиональную деятельность Упоминание в фокусированном интервью респондентов

По частоте упоминаний в фокусированном интервью, % По выдержкам из фокусированного интервью

1 Хотели бы продолжать профессиональную деятельность 80,0 «Зарплата невысокая. А пенсия будет и того ниже. Жить на что-то нужно, поэтому если я уйду с работы, то на пенсию жить будет крайне сложно» (62 года, муж., канд. наук)

2 Не хотели бы продолжать профессиональную деятельность 0,0 «Ну, дело в том, что с каждым годом возрастают не вполне понятные требования. Они явно завышенные. Не может человек выполнять подобный объем работы. Да и с компьютером часть преподавателей на «Вы». Опасаюсь, что не справлюсь» (62 года, жен., канд. наук)

3 Сомневаются в своем желании 20,0 «Преподаватели устают от высоких требований. Иной раз хочется все бросить. Даже отпуск частично занят работой. Профессиональное выгорание какое-то» (61 год, муж., д-р наук)

Бадараев Д.Д. на основании исследований подтверждает, что «гипотетически большинство пенсионеров хотят как можно дольше оставаться в «рабочем строю» и лишь незначительная их часть воспринимает переход на пенсию как желаемое основание ухода на заслуженный отдых» [1, с. 240]. Дело в том, что профессиональная идентичность преподавателя и ученого «характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала» [4, с. 46] практически в любом возрасте. Как показывают результаты исследований, проведенных в стационарных условиях, трудотерапия положительно влияет на сохранение физических и психических функций

стареющего организма. К примеру, проведение специальных «мероприятий позволяет улучшать психоэмоциональное и физическое состояние жителей дома-интерната, развивать моторику, речь, память и внимание, повышать активность» [6, с. 59]. В контексте данного исследования речь идет и о выполнении работниками предпенсионного возраста наукометрических показателей (таблица 3).

A.A. Бальников, М.В. Джумкова и В.Б. Бабарико-Омельченко выявили, что «прямой зависимости наукометрических показателей от возраста не установлено. Молодые кандидаты (до 40 лет) публикуются активнее, чем более опытные (старше 61 года), но цитируют последних чаще» [3, с. 15]. К недостаткам наукометрических

Таблица 3

Факторы, влияющие на выполнение преподавателями наукометрических показателей (выполнение научных исследований и публикация их результатов)

№ п/п Факторы Упоминание в фокусированном интервью респондентов

По частоте упоминаний в фокусированном интервью, % По выдержкам из фокусированного интервью

1 Выполнение условий эффективного контракта 80,0 «У нас уже несколько лет введен эффективный контракт. Если не выполнить его требования, например, по количеству публикаций, то можно запросто остаться без работы» (61 год, муж., канд. наук)

2 Материальное стимулирование автора 70,0 «Ректор стимулирует публикационную активность преподавателей. За каждую статью в Scopus или в Web of Science он назначает и выплачивает премиальные. У нас есть четкий мотив» (63 года, муж., д-р наук)

3 Благоприятный морально-психоло-гический климат в трудовом коллективе, сотрудничество 100,0 «У нас работают и молодые, и старые. Сам собой как-то сложился коллектив соавторов. Я, например, методологическую часть готовлю. Молодой парень обрабатывает данные в компьютере. Кто-то обрабатывает информацию. Это плодотворно» (58 лет, жен., д-р наук)

4 Индивидуальные социально-психологические характеристики преподавателя 20,0 «Мне нравится писать статьи. Я занималась этим даже тогда, когда еще не было жестких требований и стимулирующих выплат. Это доставляет удовольствие» (59 лет, жен., д-р наук)

5 Другое 10,0 «У меня сын учится в аспирантуре, от него тоже требуются публикации, как видите. Готовим вместе, в соавторстве» (60 лет, муж., канд. наук)

показателей, согласно мнению ученых, можно отнести «смещение приоритета с качества статей в сторону количественных характеристик из-за требования к ученым как можно чаще публиковать результаты исследований» [9]. К такому результату приходит Дж. Вил-сдон. Ведь на самом деле востребованность в профессионализме и особенно в профессиональной культуре «особенно возрастает в профессиях, в которых становится важным коллективное

действие, реализуемое на различных уровнях организации» [5, с. 140], - отмечает Л.Н. Максимова.

Таким образом, исследование позволило сделать некоторые выводы: 1) респондентов в гораздо большей степени беспокоят трудности адаптации к статусу «преподаватель предпенсионного возраста», чем к происходящим изменениям в состоянии здоровья; 2) подавляющее большинство респондентов хотели бы продолжать профессиональную

деятельность по достижении ими пенсионного возраста; 3) основным фактором, влияющим на выполнение преподавателями обязательных наукометрических показателей, является благоприятный

морально-психологический климат в трудовом коллективе и сотрудничество между членами профессорско-преподавательского состава разных возрастных групп.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бадараев Д.Д. К проблеме трудоустройства лиц пенсионного и предпенсионного возраста // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 239-243.

2. Бажанова Г.Е., Сафина J1.M. Занятость лиц предпенсионного возраста // Materials of the

V international scientific conference. 2019. C. 5-7.

3. Бальников A.A., Джумкова M.B., Бабарико-Омельченко В.Б. Публикационная активность учёных: анализ данных РИНЦ в разрезе статуса и возраста // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий: доклады III Международной научной конференции. Москва: Ковчег, 2018. С. 11-22.

4. Волкова О.А. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности индивидов и социальных групп // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 3 (21). С. 45-48.

5. Волкова О.А. Проблемы трансформации профессиональной культуры в монографии JI.H. Максимовой // Труд и социальные отношения. 2013. № 12. С. 138-142.

6. Волкова О.А. Теория социальной терапии в практике интернатных учреждений для престарелых и инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 57-59.

7. Овсянникова Т.А. Сектор интеллектуальных услуг в системе формирования «экономики знаний» // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Т. 2. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 215-220.

8. Самооценка качества жизни лиц предпенсионного возраста (по материалам анкетирования пациентов стационаров терапевтического профиля) / Е.М. Тищенко [и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2012. № 2 (71). С. 65-67.

9. Wilsdon J. The metric tide: Independent review of the role of metrics in Research Assessment and Management. London: SAGE Publications Ltd. 2015. 192 p. DOI: http:// dx.doi. org/10.4135/9781473978782.

10. Stages of socialization of the person [Электронный ресурс]. 2020. URL: https://testmyprep.

REFERENCES:

1. Badaraev D.D. On the problem of employment of workers of retirement and pre-retirement age // Bulletin of the Buryat State University. 2010. No. 5. P. 239-243.

2. Bazhanova G.E., Safina L.M. Employment of persons of pre-retirement age // Materials of the

V international scientific conference. 2019. P. 5-7.

3. Balnikov A.A., Dzhumkova M.V., Babariko-Omelchenko V.B. Publication activity of scientists: analysis of RSCI data in the context of status and age // Libraries in the information society: preserving traditions and developing new technologies: reports of the III International Scientific Conference. M.: Kovcheg, 2018. P. 11-22.

4. Volkova O.A. Problems of professional identity and marginality of individuals and social groups // Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2007. No. 3 (21). P. 45-48.

5. Volkova O.A. Problems of transformation of professional culture in the monograph by L.N. Maximova // Labor and social relations. 2013. No. 12. P. 138-142.

6. Volkova O.A. The theory of social therapy in the practice of residential institutions for elderly and disabled // Theory and practice of social development. 2012. No. 11. P. 57-59.

7. Ovsyannikova T.A. The sector of intellectual services in the system of formation of the «knowledge economy» // Management of socio-economic development of regions: problems and ways to solve them: a collection of scientific articles of the IX International Scientific and Practical Conference: in 3 volumes. Y. 2. Kursk: South-Western State University, 2019. P. 215-220.

8. Self-assessment of the quality of life of persons of pre-retirement age (based on materials from a survey of patients in hospitals with a therapeutic profile) / E.M. Tishchenko [et al.] // Issues of organization and informatization of health care. 2012. No. 2 (71). P. 65-67.

9. Wilsdon J. The metric tide: Independent review of the role of metrics in Research Assessment and Management. London: SAGE Publications Ltd. 2015. 192 p. DOI: http: // dx.doi. org/10.4135/9781473978782.

10. Stages of socialization of the person [Electronic resource]. 2020. URL: https://testmyprep.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.