Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

291
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильность / профессиональная мобильность / личность / молодежь / индивидуальная траектория развития / mobility / professional mobility / personality / youth / individual development trajectory

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефремова Евгения Анатольевна

В статье рассмотрены некоторые вопросы профессиональной мобильности молодежи. В настоящее время актуализируется интерес к этой проблеме в связи с новыми социальными реальностями. В заключении подчеркивается необходимость управления профессиональной мобильностью в условиях различных социальных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ефремова Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOBILITY OF YOUTH AND TRENDS OF MODERN SOCIETY

The article deals with some issues of professional mobility of youth. At present, interest in this problem is being actualized in connection with new social realities. The conclusion stresses the need to manage professional mobility in the context of various social practices.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

- № 3. - С. 37-46. - URL: http://npsyj.ru/pdf/npj-no31-2018/npj_m31_2018_037-046.pdf (дата обращения: 26.04.2020). - Текст : электронный.

11. Максимов, А. С. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов / А. С. Максимов, Л. М. Мануйлова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - №. 1 - С. 94-100.

© В.В. Антоненко, 2020

УДК 316.444.5

Ефремова Евгения Анатольевна Efremova Evgeniya Anatolievna

Аспирант Graduate student

Новосибирский государственный университет экономики и управления Novosibirsk State University of Economics and Management

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ И ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

PROFESSIONAL MOBILITY OF YOUTH AND TRENDS OF MODERN

SOCIETY

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые вопросы профессиональной мобильности молодежи. В настоящее время актуализируется интерес к этой проблеме в связи с новыми социальными реальностями. В заключении подчеркивается необходимость управления профессиональной мобильностью в условиях различных социальных практик.

Abstract: The article deals with some issues of professional mobility of youth. At present, interest in this problem is being actualized in connection with new social realities. The conclusion stresses the need to manage professional mobility in the context of various social practices.

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, личность, молодежь, индивидуальная траектория развития.

Key words: mobility, professional mobility, personality, youth, individual development trajectory.

Проблема исследования сущностных аспектов профессиональной мобильности неизбежно связана с изменениями, происходящими в социуме. Современное общество характеризуется высокой степенью динамичности, неопределенности, непредсказуемости, сложности [1; 2; 3; 4], отсутствием единого вектора социального развития для молодежи, что обуславливает многовариативность тенденций, влияющих на профессиональную мобильность. Но если раньше социальные перспективы для молодежи были достаточно определёнными, то сейчас быстрые изменения обуславливают необходимость

постоянного уточнения траектории развития личности, каждый социальный субъект имеет собственные потребности, запросы, интересы, отличные от государственных, которые ему важно реализовать.

Важно учитывать и ситуацию быстро меняющегося социума, в котором идет становление личности: растет необходимость не только адаптироваться, но и воплощать свои способности, изменять этот социум. В этих условиях востребованной становится парадигма социальных изменений (3. Бауман, Э. Гидденс, Э. Тоффлер, П. Штомпка, В.А. Ядов, Ю.Г. Волков, Н.Е. Покровский, А.Г.Асмолов и др.). Во внимании этого подхода личность видится как субъект социальных отношений, с социальными связями и практиками.

На современном этапе управление профессиональной мобильностью молодежи представлено целенаправленным влиянием на социальные практики. Однако они связаны как с институционализированными, так и неинституционализированными формами, что в свою очередь актуализирует проблему несоответствия между административно-правовой и социокультурной частью различных общественных институтов (Т.И. Заславская, О.Ю. Посухова).

Таким образом, противоречия, обусловленные многогранностью общественных изменений, оказывают влияние и на тенденции рынка труда, и на профессиональную мобильность молодежи. Остановимся на некоторых их них.

Мобильность с позиции социологии рассматривается как подвижность, способность к быстрому изменению состояния [5, с. 185]. Мобильность отражает изменения в положении людей в экономике и на рынке труда, способность адаптироваться к изменениям в различных ситуациях [6, с. 9]. Профессиональная мобильность берет свое начало в социальной мобильности, которая подразумевает готовность человека поменять свой статус в обществе. Профессиональная мобильность рассматривается как смена индивидом одной профессии на другую [5, с. 185], как перемещение человека в социально-профессиональной структуре общества с изменением или без изменения социального статуса [7, с. 298]. Понятие «профессиональной мобильности» приобретает особую значимость в связи с анализом функционирования рынка труда и дефицитом молодых специалистов [6; 8; 9], с усилением тенденций индивидуализации в этом процессе [7, с. 298]. Поэтому, есть мнение, что профессиональная мобильность теряет социологический характер и становится междисциплинарным понятием [10]. Оно означает не только готовность человека к смене профессии или специальности, должности или места работы, как это понималось ранее, а предполагает интеграцию различных знаний, готовность к профессиональному росту, овладению новыми технологиями, различными навыками и компетенциями. Наибольшим потенциалом при этом обладает молодежь. Однако вступая на профессиональный путь они, как правило, оказываются в зоне риска: невостребованность специальности на рынке труда, отсутствие возможности для самореализации, предпочтение работодателей молодым специалистам более опытных соискателей.

Отметим и тот факт, что сегодня инновационные технологии обуславливают спрос на высококвалифицированных специалистов [11], человек становится важнейшим ресурсом современного общества [8, с. 3]. Результаты

зарубежных работ свидетельствуют о том, что общим показателем, который важен на всех уровнях управления в организации, является квалификация человека [12, а 14], также обнаружена значимая взаимосвязь между интеллектуальным капиталом и эффективностью деятельности организации [13, а 7]. Появление наукоемких технологий предъявляет и особые требования к подготовке конкурентоспособной личности [11, а 53], которой посвящены многие научные работы и диссертационные исследования (В.Г. Немировский, В.И. Андреев, Ф.Р. Туктаров, М.С. Лебедев, Е.Б. Сотникова, С.Н. Рохмистов и др.). Т.е. повышается спрос на личность, обладающую более высокими навыками, знаниями, информацией, креативностью, готовностью к внедрению инноваций, самостоятельно осваивать новые профессиональные умения в различных видах деятельности. Таким образом, личностный потенциал человека, способность быстро адаптироваться различным изменениям на рынке труда, становится важнейшим каналом профессиональной мобильности.

Уместным будет привести мнение Ю.Г. Волкова о том, что новые социальные реальности (формирование креативного класса и др.), обуславливают повышенное внимание к будущему, которое становится ресурсом, как отдельной личности, так и социальных групп [14, а 172]. А общество и личность, ориентированные на будущее, становятся конкурентными. Поэтому, одной из задач управления профессиональной мобильностью молодежи на допрофессиональном этапе может являться обучение построению индивидуальной траектории развития своего профессионального будущего, включающее практики планирования и целеполагания, подготовки к самоопределению и осознанному выбору профессии, готовности к профессиональной мобильности, вариативности различных сценариев профессиональной карьеры. Человек должен сделать правильный выбор, оказавшись перед многочисленными альтернативами, выбрать тот путь, который в большей степени совпадает с его системой ценностей [3, с. 456]. Однако люди отличаются друг от друга тем, насколько далеко они способны заходить в проектировании своего будущего вектора развития [3, с. 455]. Э. Тоффлер говорит об этом как о «стратегии будущности»», которое выполняет важную роль в способности индивида преодолевать трудности [3, с. 456]. Умение прогнозировать связано и с социальным воображением и умением создать образ будущего. Кроме этого, любая траектория развития является своеобразной моделью, которая может конструироваться, детализироваться, устанавливать системы социальных связей, а также иметь перспективу социальных отношений. Вопрос о взаимосвязи социального воображения и индивидуальной траектории развития личности в процессе профессиональной мобильности является крайне интересным.

Таким образом, социологические подходы к феномену профессиональной мобильности не стоят на месте. Они приобретают все более новые грани, обусловленные динамикой современного общества, параллельно расширяя взгляды и требования к этой категории. Очевидно, что проблему профессиональной мобильности молодежи необходимо рассматривать с учетом постоянно меняющихся тенденций в обществе и требований рынка труда.

Социологическая составляющая этого процесса заключается в поиске такой стратегии управления, которая бы решала бы различные противоречия профессиональной мобильности молодежи, основываясь на многообразии социальных практик.

Библиографический список:

1. Гидденс Э. Последствия современности. Пер.с англ. Г.К. Ольховикова; Д.А. Кибальчича; вст.статья Т.А. Дмитриев. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - 352 с.

2. Психология формирования личности и коллектива в мире неопределённости: Коллективная монография / Под ред. Е.Э. Кригер. М. : РГГУ,

3. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.

4. Штомпка П. Социология социальных изменений; пер. с англ., под ред. В.А. Ядова. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

5. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов. - М., Издательская группа ИНФА. М-НОРМА, 1998. - 488 с.

6. Мобильность и стабильность на российском рынке труда : моногр./ под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова ; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2017. - 529 с.

7. Ковалева А.И. Профессиональная мобильность. [Электронный документ] // Знание. Понимание. Умение. - 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-mobilnost (дата обращения: 15.10.2020).

8. Молодежь индустриальных регионов России: образ социального будущего и инновационный потенциал: монография / Я. В. Дидковская, Л. Н. Банникова, Л. Н. Боронина, Ю. Р. Вишневский и др.; под общ. ред. проф. Я. В. Дидковской, ст. преп. Д. В. Трынова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018.

— 215 с.

9. Немировский В. Г., Немировская А. В. Социальная конкурентоспособность: шансы на успех у молодежи и взрослых // Социологический журнал. 2018. Том. 24. № 2. С. 135-149.

10. Мищенко В. А. Сущностные характеристики профессиональной мобильности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.

- 2010. №. 9. С.61-66.

11. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Рефлексивные принципы развития личности в условиях изменяющегося информационного содержания // Science for Education Today. 2019. № 2. С. 52-66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.04

12. Pasban M., Nojedeh S. H. A review of the role of human capital in the organization // Pricedia - Social and Behavioral Sciences. - 2016. - Vol. 230. P. 249253. DOI: https://doi.org/10.1016/jsbspro.2016.09.032

13. Gogan L.M., Artene A., Sarca I., Draghici A. The impact of intellectual capital on organizational perfomance // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2006. - Vol. 221. - P. 194-202. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.05.106

14. Волков Ю.Г. Социология будущего: социологическое знание и социальный проект: монография. - Москва.: КНОРУС, 2017. - 178 с.

УДК 316.4

Федосюк Д.В.,

аспирант НИУ «БелГУ», г. Белгород, РФ

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НАУКОМЕТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ

РАБОТЫ

SPECIFICS OF SOCIAL ADAPTATION OF UNIVERSITY TEACHERS OF PRE-RETIREMENT AGE IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF SCIENTOMETRIC SYSTEMS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS

OF THEIR WORK

Аннотация. Для современной социологической науки и социальной практики является актуальной проблема социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста в условиях внедрения наукометрических систем оценки эффективности их работы. Цель работы - выявление специфики социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста в условиях внедрения в вузы наукометрических систем. Объект исследования -социальная адаптация преподавателей. Предмет исследования - специфика социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста в условиях внедрения наукометрических систем. Использованный метод: фокусированное интервью. В результате исследования выявлено, что наиболее сложными элементами социально-профессиональной адаптации преподавателей вузов являются: адаптация к постоянным стрессогенным изменениям в вузе; адаптация к сочетанию сравнительно большого объема учебной деятельности, методического обеспечения, научных исследований и воспитательной работы; адаптация к выполнению высоких наукометрических показателей качества комплексной работы профессорско-преподавательского состава.

Abstract. For modern sociological science and social practice, the problem of social adaptation of professors of pre-retirement age is an urgent one. This issue is especially relevant in the context of the introduction of scientometric systems for evaluating the effectiveness of their work. The purpose of the work is to identify the specifics of social adaptation of professors of pre -retirement age in the context of the introduction of scientometric systems in universities. The object of research is the social adaptation of professors. The subject of the research is the specifics of social adaptation of professors of pre-retirement age in the conditions of introduction of scientometric systems. Method used: focused interview. The study revealed that the most difficult elements of social and professional adaptation for professors are: adaptation to constant stressful changes in the University; adaptation to a combination of a relatively large amount of educational activities,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.