Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НАУКОМЕТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ'

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НАУКОМЕТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
quality of complex work of the teaching staff. Ключевые слова: социальная адаптация / преподаватели вузов / предпенсионный возраст / наукометрические системы / social adaptation / professors / pre-retirement age / scientometric systems

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федосюк Д.В.

Для современной социологической науки и социальной практики является актуальной проблема социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста в условиях внедрения наукометрических систем оценки эффективности их работы. Цель работы – выявление специфики социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста в условиях внедрения в вузы наукометрических систем. Объект исследования – социальная адаптация преподавателей. Предмет исследования – специфика социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста в условиях внедрения наукометрических систем. Использованный метод: фокусированное интервью. В результате исследования выявлено, что наиболее сложными элементами социально-профессиональной адаптации преподавателей вузов являются: адаптация к постоянным стрессогенным изменениям в вузе; адаптация к сочетанию сравнительно большого объема учебной деятельности, методического обеспечения, научных исследований и воспитательной работы; адаптация к выполнению высоких наукометрических показателей качества комплексной работы профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SOCIAL ADAPTATION OF UNIVERSITY TEACHERS OF PRE-RETIREMENT AGE IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF SCIENTOMETRIC SYSTEMS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THEIR WORK

For modern sociological science and social practice, the problem of social adaptation of professors of pre-retirement age is an urgent one. This issue is especially relevant in the context of the introduction of scientometric systems for evaluating the effectiveness of their work. The purpose of the work is to identify the specifics of social adaptation of professors of pre – retirement age in the context of the introduction of scientometric systems in universities. The object of research is the social adaptation of professors. The subject of the research is the specifics of social adaptation of professors of pre-retirement age in the conditions of introduction of scientometric systems. Method used: focused interview. The study revealed that the most difficult elements of social and professional adaptation for professors are: adaptation to constant stressful changes in the University; adaptation to a combination of a relatively large amount of educational activities, methodological support, research and educational work; adaptation to the implementation of high scientometric indicators of the quality of complex work of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НАУКОМЕТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ РАБОТЫ»

13. Gogan L.M., Artene A., Sarca I., Draghici A. The impact of intellectual capital on organizational perfomance // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2006. - Vol. 221. - P. 194-202. DOI: https://doi.org/10.10167j.sbspro.2016.05.106

14. Волков Ю.Г. Социология будущего: социологическое знание и социальный проект: монография. - Москва.: КНОРУС, 2017. - 178 с.

УДК 316.4

Федосюк Д.В.,

аспирант НИУ «БелГУ», г. Белгород, РФ

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НАУКОМЕТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ

РАБОТЫ

SPECIFICS OF SOCIAL ADAPTATION OF UNIVERSITY TEACHERS OF PRE-RETIREMENT AGE IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF SCIENTOMETRIC SYSTEMS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS

OF THEIR WORK

Аннотация. Для современной социологической науки и социальной практики является актуальной проблема социальной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста в условиях внедрения наукометрических систем оценки эффективности их работы. Цель работы - выявление специфики социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста в условиях внедрения в вузы наукометрических систем. Объект исследования -социальная адаптация преподавателей. Предмет исследования - специфика социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста в условиях внедрения наукометрических систем. Использованный метод: фокусированное интервью. В результате исследования выявлено, что наиболее сложными элементами социально-профессиональной адаптации преподавателей вузов являются: адаптация к постоянным стрессогенным изменениям в вузе; адаптация к сочетанию сравнительно большого объема учебной деятельности, методического обеспечения, научных исследований и воспитательной работы; адаптация к выполнению высоких наукометрических показателей качества комплексной работы профессорско-преподавательского состава.

Abstract. For modern sociological science and social practice, the problem of social adaptation of professors of pre-retirement age is an urgent one. This issue is especially relevant in the context of the introduction of scientometric systems for evaluating the effectiveness of their work. The purpose of the work is to identify the specifics of social adaptation of professors of pre -retirement age in the context of the introduction of scientometric systems in universities. The object of research is the social adaptation of professors. The subject of the research is the specifics of social adaptation of professors of pre-retirement age in the conditions of introduction of scientometric systems. Method used: focused interview. The study revealed that the most difficult elements of social and professional adaptation for professors are: adaptation to constant stressful changes in the University; adaptation to a combination of a relatively large amount of educational activities,

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

methodological support, research and educational work; adaptation to the implementation of high scientometric indicators of the quality of complex work of the teaching staff.

Ключевые слова: социальная адаптация, преподаватели вузов, предпенсионный возраст, наукометрические системы.

Keywords: social adaptation, professors, pre-retirement age, scientometric systems.

В настоящее время актуальной становится проблема изучения и совершенствования процесса социальной адаптации преподавателей предпенсионного возраста, оказавшихся в современных условиях внедрения наукометрических систем в оценку эффективности их работы.

Профессиональная деятельность преподавателя вуза «характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала» [1, с. 46]. Помимо того. А.М. Дмитраков, В.А. Хрисанов, В.Ю. Дубровский, Е.Н. Чирков пишут: «преподавателям необходимо помнить, что курсанты (слушатели) многому учатся, следуя их примерам, примерам командиров, сокурсников» [3, с. 31]. А в целом в условиях быстрых и резких социальных изменений «востребованность профессиональной культуры особенно возрастает в профессиях, в которых становится важным коллективное действие, реализуемое на различных уровнях организации» [2, с. 140]. Это положение особенно актуально для преподавателей высших учебных заведений, студентов и аспирантов, которые задействованы в едином научно-образовательном процессе.

Приведем некоторые результаты рассмотрения проблемы социальной адаптации российских преподавателей вузов предпенсионного возраста, оказавшихся в современных условиях внедрения наукометрических систем в оценку эффективности работы сотрудников. Поскольку фокусированное интервью является качественным методом исследования, то мы не концентрировались на получении собственно количественной информации. Однако многие высказывания респондентов были сходными по содержанию, мы типизировали их мнения по критерию частоты упоминания в фокусированных интервью. Таким образом, в ответах мы получили более чем 100 % по каждой исследуемой позиции.

Согласно анализу данных фокусированного интервью респондентов, проблемы социально-профессиональной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста типизированы нами следующим образом:

- адаптация к активному использованию компьютерных технологий в научной. методической, учебной работе (70,0 %); цитата из интервью респондентов: «Ну, все на компьютере. Так же невозможно привыкнуть. Личное общение с молодежью лучше, конечно» (61 год, муж., докт. наук);

- адаптация к дистанционному (удаленному) рабочему месту, к виртуальной форме общения с коллегами и студентами (90,0 %); цитата из интервью респондентов: «Коронавирус этот, безусловно, просто лишил общения со студентами. Все по компьютеру. Профанация какая-то. Да и очень сложно это технически» (58 лет, жен., докт. наук);

- адаптация научно-педагогических работников к постоянным стрессогенным изменениям в вузе, связанным с частыми изменениями требований и шаблонов оформления документации (100,0 %); цитата из интервью респондентов: «Да каждый почти день изменения какие-то. Только одну форму шаблонную освоишь, так другую придумают. Ежедневно в стрессе нахожусь, иногда уснуть не удается» (63 года, муж., докт. наук);

- адаптация к сочетанию сравнительно большого объема учебной деятельности, методического обеспечения, научных исследований и воспитательной работы (100,0 %); цитата из интервью респондентов: «Но сочетание всего на свете - это на грани возможного. Постоянно на грани срыва. И к занятию подготовься, и методичку сделай, и грант выиграй» (60 лет, жен., докт. наук);

- адаптация к выполнению высоких наукометрических показателей качества комплексной работы профессорско-преподавательского состава (100,0 %); цитата из интервью респондентов: «Все должны делать рядовые преподаватели. Проверяющих очень много. И всем мы должны сдать отчет. И все считают, и все требуют. Теперь еще и эти скопусы разные» (62 года, муж., канд. наук).

Соответственно, наиболее сложными элементами социально-профессиональной адаптации преподавателей вузов предпенсионного возраста в современных условиях внедрения наукометрических систем в оценку эффективности работы сотрудников являются три последних.

Библиографический список:

1. Волкова О.А. Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности индивидов и социальных групп // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2007. - № 3 (21). - С. 45-48.

2. Волкова О.А. Проблемы трансформации профессиональной культуры в монографии Л.Н. Максимовой // Труд и социальные отношения. 2013. № 12. С. 138-142.

3. Дмитраков А.М. Основные направления воспитания дисциплинированности у курсантов Белгородского юридического института МВД России / А.М. Дмитраков, В.А. Хрисанов, В.Ю. Дубровский, Е.Н. Чирков // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2014. - № 4. - С. 29-33.

© Федосюк Д.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.