Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА С КОЛЛЕГАМИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА С КОЛЛЕГАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное взаимодействие / научно-педагогические работники / предпенсионный возраст / professional interaction / research and teaching staff / pre-retirement age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосюк Денис Владимирович

Проблема профессиональных взаимодействий научно-педагогических работников предпенсионного возраста является актуальной для современной социологической науки и социальной практики. Цель работы – выявление специфики профессиональных взаимодействий научно-педагогических работников предпенсионного возраста с коллегами – представителями различных поколений. Объект исследования – профессиональные взаимодействия научно-педагогических работников. Предмет исследования – специфика социально-профессиональных взаимодействий научно-педагогических работников предпенсионного возраста с коллегами в условиях внедрения наукометрических систем. Использованный метод: фокусированное интервью с преподавателями вузов. В результате исследования, осуществленного в 2020 году, выявлены наиболее проблемные элементы социально-профессиональных взаимодействий научно-педагогических работников: конфликтные социально-профессиональные взаимоотношения в условиях внедрения наукометрических показателей качества работы профессорско-преподавательского состава; риски межличностных социально-профессиональных взаимодействий в кризисных условиях, связанные с угрозой профессионального выгорания и развития психосоматических расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосюк Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL INTERACTION OF RESEARCH AND TEACHING STAFF OF PRE-RETIREMENT AGE WITH COLLEAGUES

The problem of professional interactions between research and teaching staff of pre-retirement age is relevant for modern sociological science and social practice. The purpose of the work is to identify the specifics of professional interactions of research and teaching staff of preretirement age with colleagues from different generations. The object of research is professional interaction of scientific and pedagogical workers. The subject of the study is the specifics of social and professional interactions of research and teaching staff of pre – retirement age with colleagues in the context of the introduction of scientometric systems. Method used: focused interviews with professors. The study, carried out in the year 2020, identified the most problematic elements of social and professional interactions of scientific and pedagogical workers: conflict socio-professional relationships in the implementation of scientometric indicators of the quality of the teaching staff; the risks of interpersonal social and professional interactions in crisis conditions associated with the threat of professional burnout and the development of psychosomatic disorders.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА С КОЛЛЕГАМИ»

Международная научно-практическая конференция

УДК 316.4

Федосюк Денис Владимирович Fedosuk Denis Vladimirovich

аспирант graduate student

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod state national research University

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО

ВОЗРАСТА С КОЛЛЕГАМИ

PROFESSIONAL INTERACTION OF RESEARCH AND TEACHING STAFF OF PRE-RETIREMENT AGE WITH COLLEAGUES

Аннотация: Проблема профессиональных взаимодействий научно-педагогических работников предпенсионного возраста является актуальной для современной социологической науки и социальной практики. Цель работы - выявление специфики профессиональных взаимодействий научно-педагогических работников предпенсионного возраста с коллегами - представителями различных поколений. Объект исследования -профессиональные взаимодействия научно-педагогических работников. Предмет исследования - специфика социально-профессиональных взаимодействий научно-педагогических работников предпенсионного возраста с коллегами в условиях внедрения наукометрических систем. Использованный метод: фокусированное интервью с преподавателями вузов. В результате исследования, осуществленного в 2020 году, выявлены наиболее проблемные элементы социально-профессиональных взаимодействий научно-педагогических работников: конфликтные социально-профессиональные взаимоотношения в условиях внедрения наукометрических показателей качества работы профессорско-преподавательского состава; риски межличностных социально-профессиональных взаимодействий в кризисных условиях, связанные с угрозой профессионального выгорания и развития психосоматических расстройств.

Ключевые слова: профессиональное взаимодействие, научно-педагогические работники, предпенсионный возраст.

Abstract: The problem of professional interactions between research and teaching staff of preretirement age is relevant for modern sociological science and social practice. The purpose of the work is to identify the specifics of professional interactions of research and teaching staff of pre -

Международная научно-практическая конференция retirement age with colleagues from different generations. The object of research is professional interaction of scientific and pedagogical workers. The subject of the study is the specifics of social and professional interactions of research and teaching staff of pre - retirement age with colleagues in the context of the introduction of scientometric systems. Method used: focused interviews with professors. The study, carried out in the year 2020, identified the most problematic elements of social and professional interactions of scientific and pedagogical workers: conflict socio-professional relationships in the implementation of scientometric indicators of the quality of the teaching staff; the risks of interpersonal social and professional interactions in crisis conditions associated with the threat of professional burnout and the development of psychosomatic disorders.

Keywords: professional interaction, research and teaching staff, pre-retirement age.

В современном мире некоторые «профессии, на которых ранняя (по возрасту) пенсия социально обусловлена: шахтеры, летчики, металлурги, артисты балета, водолазы» [4]. А.М. Дмитраков, В.А. Хрисанов, В.Ю. Дубровский, Е.Н. Чирков пишут: «преподавателям необходимо помнить, что курсанты (слушатели) многому учатся, следуя их примерам, примерам командиров, сокурсников» [3, с. 31]. Поэтому сами представители профессорско-преподавательского состава должны ориентироваться в условиях быстрых социально-профессиональных перемен, в том числе подстраиваться под требования новых наукометрических систем. В настоящее время «востребованность профессиональной культуры особенно возрастает в профессиях, в которых становится важным коллективное действие, реализуемое на различных уровнях организации» [2, с. 140].

Соответствие современным требованиям наукометрики «характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала» [1, с. 46]. В связи с этим разработанный нами бланк фокусированного интервью включал несколько блоков вопросов, направленных на рассмотрение следующих проблемных зон: трансформация социально-профессиональных взаимодействий в условиях внедрения наукометрических показателей качества работы профессорско-

Международная научно-практическая конференция преподавательского состава; риски межличностных социально-профессиональных взаимодействий с коллегами различных возрастов и с разным опытом работы.

Выявлены сложности в социально-профессиональных взаимодействиях научно-педагогических работников предпенсионного возраста с представителями своего поколения и с коллегами других возрастов. Среди наиболее проблемных отмечены следующие элементы социально-профессиональных взаимодействий научно-педагогических работников:

- конфликтные социально-профессиональные взаимоотношения в условиях внедрения наукометрических показателей качества работы профессорско-преподавательского состава (80,0 %); цитата из интервью респондента: «Конкуренция высокая. Кто больше статей напишет, то и зарплату получит больше. Психологически часто бывают коллеги на грани срыва, и я тоже. Зависти много. А молодежь зачастую амбициозная, не особо признающая авторитеты. Английский язык если парень знает, компьютером легко владеет, то нам, преподавателям с большим опытом, уже не угнаться за ним. Это неправильно. И взаимоотношения перестали на кафедре быть доброжелательными. Все на соперничестве» (60 лет, жен., докт. наук)

- риски межличностных социально-профессиональных взаимодействий в кризисных условиях (100,0 %); (риски связаны с угрозой профессионального выгорания и развития психосоматических расстройств); цитата из интервью респондента: «Смотрю на своих сверстников. Мы близки к профессиональному выгоранию. Слишком много рисков, самых разных. Я даже могу говорить о рисках психических и психосоматических расстройств, которые близки многим преподавателям моего возраста и старше» (60 лет, муж., канд. наук).

Библиографический список:

1. Волкова О.А. Проблемы профессиональной идентичности и марги-нальности индивидов и социальных групп // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2007. - № 3 (21). - С. 45-48.

Международная научно-практическая конференция

2. Волкова О.А. Проблемы трансформации профессиональной культуры в монографии Л.Н. Максимовой // Труд и социальные отношения. - 2013. -№ 12. - С. 138-142.

3. Дмитраков А.М. Основные направления воспитания дисциплинированности у курсантов Белгородского юридического института МВД России / А.М. Дмитраков, В.А. Хрисанов, В.Ю. Дубровский, Е.Н. Чирков // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2014. - № 4. - С. 29-33.

4. Stages of socialization of the person. 2020. - URL: https://testmyprep.com (date of views: 10.10.2020).

(©) Федосюк Д.В., (2020).

УДК 338.486:711.2

Калоева Зарина Юрьевна Kaloeva Zarina Yurevna

Кандидат географических наук, доцент Candidate of geographical Sciences, associate Professor

Туаева Кристина Маратовна Tyaeva Kristina Maratovna

Студент Student

Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ

North Ossetian State University, Vladikavkaz

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОМ

КОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА

EXTREME TOURISM IN THE TOURIST AND RECREATIONAL

COMPLEX OF THE REGION

Аннотация: В статье рассматриваются возможности развития активных видов туризма как средство привлечения в туристскую дестинацию. Основное внимание уделено видам и направлениям экстремального и приключенческого туризма в РСО-Алания. Республика обладает существенным потенциалом развития наземных видов экстремального туризма: альпинизма, скалолазания, трекинга, маунтинбайкинга и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.