Научная статья на тему 'Особенности отношения субъектов профессиональной подготовки к взаимодействию будущего учителя с коллегами в начальной школе'

Особенности отношения субъектов профессиональной подготовки к взаимодействию будущего учителя с коллегами в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРЕПОДАВАТЕЛИ И СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL OBJECTIVE / COMPETENCY-BASED APPROACH / COLLABORATION WITH COLLEAGUES / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / PRIMARY SCHOOL / PROFESSORS AND STUDENTS OF TEACHERS EDUCATION UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кропачева Соболевская Мария Владимировна

В статье представлены результаты исследования отношения преподавателей и студентов педагогического вуза к профессиональному взаимодействию будущих учителей с коллегами в начальной школе. Раскрыто многообразие факторов, влияющих на формирование готовности к взаимодействию с коллегами у студентов различных образовательных программ направления подготовки «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кропачева Соболевская Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional pre-service training participants'' attitude toward collaboration of a teacher-to-be with colleagues in the primary school

The article presents the research of academic staff members' and students' attitudes toward collaboration of a teacher-to-be with colleagues in the primary school. The research analysis reveals a variety of factors influencing the collaboration competency level, developed by students completing different educational programmes in Pedagogy.

Текст научной работы на тему «Особенности отношения субъектов профессиональной подготовки к взаимодействию будущего учителя с коллегами в начальной школе»

УДК 371.034:378.1:373.3

Кропачева Соболевская Мария Владимировна

ассистент кафедры раннего обучения иностранным языкам

Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ С КОЛЛЕГАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования отношения преподавателей и студентов педагогического вуза к профессиональному взаимодействию будущих учителей с коллегами в начальной школе. Раскрыто многообразие факторов, влияющих на формирование готовности к взаимодействию с коллегами у студентов различных образовательных программ направления подготовки «Педагогическое образование».

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, профессиональная задача, компетентностный подход, взаимодействие с коллегами, учитель иностранного языка, начальная школа, преподаватели и студенты педагогического вуза.

Kropacheva Sobolevskaya Maria Vladimirovna

Assistant, Department of Teaching Modern Languages to Young Learners, Herzen State Pedagogical University of Russia

PROFESSIONAL PRE-SERVICE TRAINING PARTICIPANTS' ATTITUDE TOWARD COLLABORATION OF A TEACHER-TO-BE WITH COLLEAGUES IN THE PRIMARY SCHOOL

Summary:

The article presents the research of academic staff members' and students' attitudes toward collaboration of a teacher-to-be with colleagues in the primary school. The research analysis reveals a variety of factors influencing the collaboration competency level, developed by students completing different educational programmes in Pedagogy.

Keywords:

professional training, professional objective, competency-based approach, collaboration with colleagues, foreign language teacher, primary school, professors and students of teachers education university.

Анализ особенностей деятельности учителя иностранного языка в начальной школе актуализировал проблему готовности данного специалиста к взаимодействию с коллегами. Проблема обрела особую значимость в связи с недавним включением предмета «Иностранный язык» в обязательную образовательную программу для начальных классов.

Профессиональное педагогическое взаимодействие с коллегами рассматривается нами как совместная деятельность, направленная на ценностные согласования и реализацию профессиональных позиций, отвечающая за качество педагогического процесса и его результатов в начальной школе [1]. Взаимодействие с коллегами для учителя, работающего в начальной школе, - важная профессиональная задача, решение которой обеспечивает целостность педагогического процесса сообразно возрастным особенностям становления младших школьников [2].

Несмотря на неоспоримую актуальность исследования способов подготовки будущих учителей иностранного языка к взаимодействию с коллегами в начальной школе, в отечественных научных трудах эта проблема освещена недостаточно. Важные заключения в своих работах о профессиональном взаимодействии между учителями делают ученые А.А. Бастрон [3], А.И. Готская [4], С.В. Дмитриченкова [5], В.А. Таранов [6]. Однако наибольшее внимание российских исследователей привлекают особенности профессионального взаимодействия в системе «ученик - учитель». Исключение составляют набирающие популярность исследования сетевого взаимодействия между коллегами-учителями.

Авторы зарубежных публикаций все чаще обращаются к теме профессионального взаимодействия между коллегами в начальной школе - сотрудничества педагогов начального образования, учителей иностранных языков, воспитателей, библиотекарей, педагогов инклюзивного образования, администрации школы и представителей районных образовательных организаций [7]. В таких исследованиях немалое внимание уделяется роли взаимодействия в системе представлений будущего учителя (preservice teacher) о его профессии.

Актуальность подготовки педагогов к профессиональному взаимодействию в ФГОС ВО [8] отражена в необходимости овладения такими компетенциями, как способность к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4), способность ра-

ботать в команде (ОК-5), готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6). Таким образом, мы рассматриваем готовность взаимодействовать с коллегами как составляющую нескольких компетенций.

Компетентность подразумевает не только владение соответствующей компетенцией, но и наличие личностного отношения к ней [9]. Мы рассматриваем отношение к профессиональной задаче взаимодействия в качестве необходимого условия для формирования у студентов готовности к профессиональному взаимодействию с коллегами. Именно формирование осознанного отношения, понимание ценности взаимодействия на стадии обучения выступают фундаментом дальнейшей успешной профессиональной деятельности педагога.

С целью диагностики особенностей подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональному взаимодействию с коллегами в начальной школе нами была составлена экспериментальная программа, которая включает несколько этапов:

- изучение задачи профессионального взаимодействия с коллегами в образовательных стандартах и программах подготовки будущего учителя иностранного языка в начальной школе;

- выявление отношения субъектов профессиональной подготовки к взаимодействию с коллегами;

- исследование опыта взаимодействия с коллегами учителей иностранного языка в начальной школе.

В статье представлены результаты второго этапа экспериментальной программы - исследования отношения преподавателей и студентов Института детства РГПУ им. А.И. Герцена к профессиональному взаимодействию с коллегами в начальной школе.

В исследовании приняли участие субъекты профессиональной подготовки педагогического вуза: преподаватели кафедр раннего обучения иностранным языкам, начального естественно-математического образования, возрастной педагогики и психологии семьи, педагогики начального образования и художественного развития ребенка (26 чел.), студенты 3-4-х курсов бакалавриата (направление «Педагогическое образование», образовательные программы «Начальное образование», «Раннее обучение иностранным языкам») (36 чел.), среди которых лишь у нескольких респондентов имеется педагогический стаж 1,5-3 года, и учащиеся 1-2-х курсов магистратуры (образовательные программы «Управление качеством начального образования», «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация», «Интенсивное обучение детей иностранным языкам») (20 чел.) со стажем педагогической деятельности от 1 до 7 лет. Общее количество респондентов - 82 чел.

Основные методы исследования - анкетирование и беседа. Анкета включила в себя ряд закрытых и открытых вопросов с вариациями в зависимости от специфики группы респондентов (преподавательской или студенческой аудитории). В беседе обсуждалась проблема взаимодействия учителя с коллегами в начальной школе. Для статистической обработки и анализа данных использовалась программа Microsoft Excel.

Ответы респондентов проанализированы по следующим критериям:

- значимость профессиональной задачи взаимодействия с коллегами;

- влияние умения взаимодействовать с коллегами на решение других профессиональных задач;

- наиболее значимая группа коллег в профессиональном взаимодействии;

- наиболее трудный этап решения профессиональной задачи взаимодействия с коллегами;

- наиболее удачные формы подготовки к профессиональному взаимодействию с коллегами;

- степень готовности выпускников вуза к профессиональному взаимодействию с коллегами.

Для выявления значимости профессиональной задачи взаимодействия респондентам

было предложено определить, считают ли они подготовку к решению данной задачи основополагающим условием успешной педагогической деятельности в будущем или же сомневаются в ее актуальности. 48 % респондентов среди преподавателей признали умение взаимодействовать с коллегами основополагающим условием успешной педагогической деятельности в начальной школе, такое же количество опрошенных определили данное умение как «полезную информацию в курсе базовой подготовки». Лишь 2 % опрошенных сочли такое умение неактуальным, 2 % воздержались от ответа. В ряде ответов прослеживалась закономерная ориентация на особенности возраста младших школьников, понимание их потребности во взаимодействии со сплоченным педагогическим коллективом.

Студенты оказались солидарны с профессорско-преподавательским составом по данному вопросу. Так, абсолютное большинство респондентов признали задачу профессионального взаимодействия «основополагающим условием» и «полезной информацией» (лишь 2 % сочли задачу незначимой).

Нами были диагностированы некоторые особенности, отличающие восприятие задачи студентами бакалавриата и магистрантами. 50 % студентов бакалавриата отметили умение решать

профессиональную задачу взаимодействия с коллегами как основополагающее условие успешности своей профессиональной деятельности в будущем, среди магистрантов лишь 35 % респондентов указали на его первостепенную значимость. Любопытно, что магистранты, принявшие участие в опросе, как уже упоминалось ранее, имеют опыт работы в различных образовательных организациях и неоднократно сталкивались с необходимостью решения исследуемой профессиональной задачи на практике. Получается, что не имеющие опыта работы в школе бакалавры демонстрируют больше позитивных ожиданий в отношении профессионального взаимодействия в отличие от их практикующих коллег-магистрантов.

Для анализа этого феномена мы обратились к примерам затруднений во взаимодействии, которые приводили магистранты в анкетах и беседе. Было установлено, что многие респонденты сталкивались с различными трудностями в процессе взаимодействия с коллегами. Среди выявленных факторов, негативно повлиявших на восприятие опрошенных, встречались такие, как «нехватка времени, недостаточное желание взаимодействовать у других коллег», трудности в совместном «создании и использовании образовательной среды», «завышенная самооценка у коллег, нежелание помогать», проблемы, связанные с особенностями гендерного состава педагогического коллектива («женский коллектив»), «злоупотребление властью со стороны более опытных коллег и администрации», «слишком вертикальное взаимодействие, отсутствие взаимопомощи, желания поддержать молодого специалиста», «расхождение во мнениях по поводу путей и средств обучения», «конкуренция между учителями, отсутствие качественного наставничества», «разрыв в теории и практике подготовки к взаимодействию с коллегами».

Далее мы выявили, какие другие педагогические задачи помогает решать умение взаимодействовать с коллегами в профессиональной деятельности. Преподавателям и студентам было предложено указать, в каких областях деятельности педагога это умение больше способствует успешному результату, а также определить ранг для каждой области по степени значимости.

Наибольшее число респондентов во всех группах отметили взаимосвязь умения взаимодействовать с задачей командной работы в педагогическом коллективе. Однако, в отличие от преподавателей, поставивших на второе место задачу совместного решения предметных задач, студенты оказались в большей степени ориентированы на повышение квалификации (бакалавры) и проектирование своего индивидуального маршрута (магистранты), чем продемонстрировали видение потенциала для саморазвития, заложенного в профессиональном взаимодействии с коллегами. Наименее важной областью во всех группах была признана взаимосвязь задачи взаимодействия с карьерным ростом, что частично перекликается с предыдущим выводом о влиянии негативного опыта на установки в профессиональной деятельности.

При выборе наиболее значимой группы коллег в профессиональном взаимодействии преподаватели и студенты выделили работников администрации школы и учителей начальных классов. Все три группы респондентов оставили без внимания учителей-предметников, преподающих в начальной школе. Можно предположить, что будущие учителя недооценивают значимость профессионального взаимодействия между педагогами, важную роль активной позиции каждого его участника, что способствует формированию определенного отношения. Такое отношение препятствует развитию интегрированного, взаимодополняющего коллектива и нарушает целостность педагогического процесса.

Взгляды преподавателей и студентов частично совпали при выборе наиболее трудного этапа решения профессиональной задачи взаимодействия с коллегами. Для преподавателей и бакалавров это конструирование способа педагогического взаимодействия. Выбор магистрантов - осуществление плана решения педагогической задачи на практике. Возможно, это свидетельствует о том, что формы, которые применяются при подготовке к решению профессиональных задач в вузе, недостаточно практикоориентированны. Об этом свидетельствует опыт педагогической деятельности магистрантов. Второй вывод, который можно сделать: при прохождении педагогической практики в школе студенты не всегда получают возможность проявить себя в решении задачи взаимодействия из-за особенностей содержания программы практики.

В качестве наиболее удачных форм подготовки к решению профессиональной задачи взаимодействия преподаватели отметили (в порядке частотности упоминания) учебно-методические семинары, мастер-классы, дискуссионные клубы. Бакалавры и магистранты единогласно выбрали мастер-классы. Студенты выразили большую заинтересованность в индивидуальном консультировании, обнаружив потребность в грамотном профессиональном наставничестве. Реже респонденты выбирали такие формы, как издание совместного периодического издания, конференции, сетевое взаимодействие, открытые лекции. Любопытно, что сетевое взаимодействие преподаватели в отличие от студентов считают более привлекательной формой. Все респонденты чаще обращались к интерактивным формам подготовки, в основе которых лежит сама идея взаимодействия.

Большинство преподавателей (60 %) полагают, что выпускники испытывают потребность, но не всегда готовы к решению задачи взаимодействия. Такого же мнения придерживаются и студенты (также 60 % из всех опрошенных). Часть респондентов считает, что выпускники не испытывают потребности и не готовы к взаимодействию, что является особенно тревожным сигналом.

Анализ особенностей отношения субъектов профессиональной подготовки к профессиональному взаимодействию с коллегами показал, что:

- преподаватели в целом признают актуальность подготовки студентов к профессиональному взаимодействию с коллективом школы, однако особенности образовательного процесса часто не подразумевают использование всего арсенала приемов для такой подготовки. В связи с этим преподаватели часто не информированы о представлениях и пожеланиях студентов;

- будущие педагоги начального образования имеют некоторые знания о взаимодействии с коллегами. При этом обнаружены достаточная степень осознания значимости профессионального взаимодействия с коллегами в начальной школе, неполное представление о группах коллег, с которыми возможно профессиональное взаимодействие, недооценка степени влияния профессионального взаимодействия на педагогическую деятельность учителя;

- студенты заинтересованы в освоении умения взаимодействовать с коллегами, однако ответы магистрантов свидетельствуют о существующих трудностях в восприятии и реализации профессионального взаимодействия;

- в ходе самоанализа успешности овладения навыками взаимодействия с коллегами студенты ощущают недостаточную компетентность и неуверенность. При этом у многих респондентов закономерно слабо проявляется стабильное ценностное отношение к профессиональному взаимодействию с коллегами.

На основании приведенных эмпирических данных можно полагать, что в случае недостаточной личностной значимости педагогической задачи взаимодействия для будущего педагога его путь к овладению способами ее решения будет затруднен. Важную роль играет позиция преподавателей в вузе, а также пример, который они подают, взаимодействуя с представителями других кафедр. Формирование личностного отношения к профессиональному взаимодействию с коллегами на этапе профессиональной подготовки влияет на процесс становления готовности будущего учителя к решению данной задачи.

Ссылки:

1. Радионова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1991. 470 с.

2. Компетентностная модель современного педагога : учеб.-метод. пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. СПб., 2007. 158 с.

3. Бастрон А.А. Профессиональное взаимодействие в школе инновационного типа как условие обеспечения преемственности образовательного процесса : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2000. 173 с.

4. Готская А.И. Учебно-методическое обеспечение подготовки учителей к профессиональному педагогическому взаимодействию посредством сети Интернет : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010. 301 с.

5. Дмитриченкова С.В. Формирование компетентности будущего специалиста в профессиональном взаимодействии : дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2005. 282 с.

6. Таранов В.А. Подготовка студентов педагогического вуза к профессионально-педагогическому взаимодействию в школе : монография. Пятигорск, 2011. 184 с.

7. Durbin D.N. The Effect of Pre-Service Training on Collaboration Between Classroom Teachers and Media Specialists : a Master's Paper for the M.S. in L.S degree. Chapel Hill, 2007. 51 p. ; Nagamine T. Exploring Teachers' Beliefs Through Collaborative Journaling: A Qualitative Case Study of Japanese Preservice Teachers' Transformative Development Processes in an EFL Teacher Education Program : thesis/dissertation. Pennsylvania, 2007. 307 p. ; Shoffner M., Wachter C.A. On the Same Side: Preparing Preservice English Teachers and School Counselor Interns for Future Collaboration // Teaching Education. 2010. Vol. 21, issue 2. P. 185-197 ; Wang L.Y. Non-native EFL Teacher Trainees' Attitude Towards the Recruitment of NESTs and Teacher Collaboration in Language Classrooms // Journal of Language Teaching and Research. 2013. No. 4 (1). P. 12-20.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/upload-files/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 26.09.2016).

9. Компетентностная модель современного педагога.

References:

Akulova, OV, Zair-Bek, ES, Pisareva, SA, Piskunova, EV, Radionova, NF & Tryapitsyna, AP 2007, Competence model of the modern teacher, St. Petersburg, 158 p., (in Russian).

Bastron, AA 2000, Professional interaction in the school of innovative type as a condition to ensure the continuity of the educational process, PhD thesis, Barnaul, 173 p., (in Russian).

Dmitrichenkova, SV 2005, Formation of competence of the future expert in professional interaction, PhD thesis, Saratov, 282 p., (in Russian).

Durbin, DN 2007, The Effect of Pre-Service Training on Collaboration Between Classroom Teachers and Media Specialists: a Master's Paper for the M.S. in L.S degree, Chapel Hill, 51 p.

Gotskaya, AI 2010, Educational and methodological support the training of teachers to professional pedagogical interaction via the Internet, PhD thesis, St. Petersburg, 301 p., (in Russian).

Nagamine, T 2007, Exploring Teachers 'Beliefs Through Collaborative Journaling: A Qualitative Case Study of Japanese Preservice Teachers' Transformative Development Processes in an EFL Teacher Education Program: thesis / dissertation, Pennsylvania, 307 p.

Radionova, NF 1991, Pedagogical bases of interaction between teachers and high school students in the educational process, D.Phil. thesis, Leningrad, 470 p., (in Russian).

Shoffner, M & Wachter, CA 2010, 'On the Same Side: Preparing Preservice English Teachers and School Counselor Interns for Future Collaboration', Teaching Education, vol. 21, issue 2, pp. 185-197.

Taranov, VA 2011, Preparation of students of pedagogical high school to professional-pedagogical interaction at school: a monograph, Pyatigorsk, 184 p., (in Russian).

Wang, lY 2013, 'Non-native EFL Teacher Trainees' Attitude Towards the Recruitment of NESTs and Teacher Collaboration in Language Classrooms', Journal of Language Teaching and Research, no. 4 (1), pp. 12-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.