Научная статья на тему 'Личностные изменения, вызванные выходом на пенсию'

Личностные изменения, вызванные выходом на пенсию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
329
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕЖИВАНИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / АКТИВНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / AGE / ADAPTATION / PERSONALITY / ACTIVITY / EXPERIENCES / CHANGES / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахильгова Марэм Тухановна

В статье представлены формы личностных изменений, вызванных выходом на пенсию. Выход человека на пенсию рассматривается как травмирующее событие, порождающее огромное количество проблем в разных сферах жизни. Доказано, что выход на пенсию вузовских преподавателей сопровождается рядом личностных изменений в мотивационной и эмоционально-волевой сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахильгова Марэм Тухановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHANGES CAUSED BY RETIREMENT

The article presents the forms of personal changes caused by retirement. A person’s retirement is seen as a traumatic event that generates a huge number of problems in different spheres of life. It is proved that a number of personal changes in the motivational and emotional and volitional spheres accompanies the retirement of University teachers.

Текст научной работы на тему «Личностные изменения, вызванные выходом на пенсию»

психология

Ахильгова М.Т.

ЛИЧНОСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ ВЫХОДОМ НА ПЕНСИЮ

Наступление пенсионного возраста и выход человека на пенсию порождает огромное количество проблем в разных сферах жизни не только отдельного человека, но и государства. Выход на пенсию - важное, большей частью травмирующее жизненное событие, однако в литературе по возрастной психологии, это событие рассматривается преимущественно как переходный этап от одного возрастного периода жизни к другому и его травмирующему эффекту придается недостаточное значение. Поскольку выход на пенсию сопряжено с изменениями внутреннего и внешнего мира личности, связанными с различного рода физиологическими изменениями организма, то состояние человека поддается качественному измерению.

Выход на пенсию считается одним из кризисных периодов в жизни человека [4]. Происходящие изменения связанны как с внешними факторами (потеря каждодневной модели поведения и появления избыточного свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (снижение физической и психической активности, зависимое положение от семьи).

Пожилому человеку очень трудно найти новые способы самореализации, найти адекватные себе способы деятельности, выстроить новый круг знакомств. В этой связи данные переживания сопровождаются депрессией, пассивностью, отсутствием желания вообще что-либо делать. Здесь, на наш взгляд, необходимо отметить, что важным моментом является еще и отношение к такому человеку его ближайшего окружения: родственников, детей, внуков. Насколько они оказываются готовы приять новое социальное положение своего близкого родственника.

Тарнавский Ю.Б отмечает, что старость - крайне критичный период времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособиться к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу [8]. Смена социального статуса может иметь травматичный характер, так как сопряжена с обрывом привычных социальных и психологических связей

и отношений, что может приводить к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность.

Основным психологическим механизмом, травмирующим психику, является изменение образа самого себя. Из психологии известно насколько важно для сохранения личностного и эмоционального равновесия поддержание постоянного представления о собственном «Я». многие авторы, занимающиеся клинической геронтологией, отмечают, что внезапное разрушение самооценки и восприятие собственного «Я» может проявляться в виде неврозов и даже психозов.

Распространенные в обществе отрицательные стереотипы старости оказывают влияние на формирование отношения к себе людей, вышедших на пенсию. под воздействием негативных мнений, многие обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность[2].

Изменения статуса человека, вызванного, прежде всего, прекращением трудовой деятельности, связано с трансформацией ценностных ориентиров при оценивании самого себя, образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и психологической адаптации к новым условиям.

Анализ литературы показывает, что выход на пенсию, может сравниться с такими важными жизненными событиями, как вступление в брак, наличие серьезной травмы или болезни и т.п. Но отличия существует лишь в том, что люди боятся старости, так как большинство людей ожидают от нее слабости, дряхлости, одиночества, социальной бесполезности. многие испытывают страх перед собственной беспомощностью.

Отсутствие психологической готовности к своему новому статусу пенсионера очень негативно сказывается на социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности [6].

Необходимо признать, что существует и такая часть лиц пенсионного возраста, которая оказывается готовой к адаптации, к новому образу жизни, они оказываются готовы полноценно использовать свободное время, заводят новый круг знакомых и друзей.

Наиболее характерными психическими особенностями человека в данный период являются: «уход» во внутренний мир, стратегическая ценностная переориентация, критическая переоценка ранее принятых ценностей, умиротворенность и успокоенность, умудренность жизненным опытом.

В этой связи, ряд авторов считает, что основным новообразованием этого возраста как раз и является возникновение мудрости, связанное с изменением отношения к собственной жизни и к собственной смерти. Однако, данная особенность характерна в большей мере для людей, привыкших заниматься интеллектуальным трудом, с высоким уровнем развития когнитивных способностей, гибкостью и подвижностью ума.

Выход на пенсию вузовских преподавателей сопровождается рядом личностных изменений, обнаруживающихся по сравнению с их характеристиками

предпенсионного периода обследования. «Наиболее масштабные негативные изменения - в мотивационной и эмоционально-волевой сфере», - объясняются их психической природой как наиболее динамичных явлений психики человека, в значительной степени связанных с событиями его жизнедеятельности.

Выход на пенсию, изменяя жизненные приоритеты человека, его образ жизни, отношение к нему окружающих, не могли не повлиять на его мотиваци-онную сферу. Важно учитывать и то, что изменения коснулись мотивационных образований разной направленности - связанной с получением результата (мотивация достижения) и регулированием социального пространства (стремление к доминированию, стремление к принятию со стороны социума).

Полученные результаты в достаточной мере согласуются с материалами других исследователей проблематики, посвящёнными психическим особенностям человека в пенсионный период. Авторы сходятся в признании того, что выход на пенсию сопровождается переосмыслением человеком всей системы своих ценностей, интересов, стремлений, желаний. Для значительной части субъектов происходит сужение значимого социального пространства. На смену ценностям делания карьеры для многих приходят ценности социального взаимодействия, передачи накопленного опыта новому поколению - детям (внукам), ученикам, преемникам. На смену приоритетов кипучей поисковой деятельностной активности, зачастую, приходят приоритеты аналитико-синтетической деятельности, позволяющей обобщать, систематизировать, выводить закономерности из собственного и чужого опыта [1].

Перестройка деятельностных приоритетов и стиля организации жизни приводят к кардинальной перестройке мотивационно-потребностной сферы. Если в период активной трудовой деятельности у человека достаточно сильно выражается стремление ставить перед собой глобальные цели и ориентироваться на более высокие результаты без учёта необходимого для этого времени жизни и, возможно, за счёт других (доминирование, достижение успеха), то выход на пенсию многое меняет. Меняется восприятие времени жизни, достойных её приоритетов, ожидаемой социальной среды и др. с большой вероятностью выход на пенсию влечёт за собой появление потребности получать признание достигнутого мастерства, сделанных в дело и других людей вложений, реализованных свершений и т.д. в форме социального признания, уважения, принятия, любви [3; 5].

сказанное достаточно чётко проявилось на выборке обследованных нами вузовских преподавателей. Проведённые беседы позволили собрать качественную информацию, свидетельствующую о расхождении содержания их мотивацион-но-потребностной сферы, обнаруживающегося за два года до выхода и при выходе на пенсию. В допенсионный период преподавателями проявлялось больше, чем при выходе на пенсию, честолюбия и неравнодушия к успеху, похвале, уверенности в собственном превосходстве над другими; в период выхода на пенсию - больше, чем ранее, желания получить поддержку, сомнения в своей готовности продолжать трудовую деятельность.

В эмоционально-волевой сфере личностные изменения вузовских препода-

вателей при выходе на пенсию также обнаружили себя достаточно существенно. Наблюдения за вузовскими преподавателями показали, что в предпенсионный период ими проявлялось больше инициативности, напористости, наступательности и неуступчивости, т.е. всего того, что относится к позитивной агрессивности. Сопоставление двух периодов наблюдения позволило утверждать, что до выхода на пенсию они в большей мере были склонны не стесняться своих чувств и открыто их выражать. Выход на пенсию привёл к снижению уровня позитивной агрессивности в пользу самозащиты, закрепления достигнутых статусных позиций. Кроме того, результаты наблюдения и сопоставления эмоционально-волевых проявлений вузовских преподавателей на двух его периодах показали, что в предпенсионный период ими проявлялось больше оптимизма, уравновешенности и спокойствия, чем позднее, при выходе на пенсию. Выход на пенсию привёл к определённым изменениям.

Наши наблюдения позволили зафиксировать, что вузовские преподаватели стали чаще попадать в ситуации, в которых они чувствуют и определяют себя оскорблёнными, униженными. Было также зафиксировано, что наступление события выхода на пенсию привело к снижению у преподавателей уровня доверия своим чувствам. Данный вывод подтверждается появившимися среди них высказываниями, в соответствии с которыми чувства их иногда подводят. На поведенческом уровне снижение уровня эмоционального комфорта вузовских преподавателей при их выходе на пенсию обнаруживалось признаками встрево-женности, обеспокоенности, напряженности, неуверенности в себе в, казалось бы, хорошо известных ситуациях (например, при публичных выступлениях).

Обозначенные изменения в эмоционально-волевой сфере вузовских преподавателей при выходе на пенсию могут объясняться тем, что это событие существенно снижает их социальную востребованность, а с ней - и возможность удовлетворять свои потребности в различных сферах.

Согласно информационно-потребностной теории П.В. Симонова, недостаточность ресурсов для удовлетворения своих потребностей приводит к появлению отрицательных эмоций [7]. Эти эмоции тем сильнее, чем больше потребностей требуют своего удовлетворения и чем меньше возможностей имеется для этого у субъекта. Большая часть вузовских преподавателей при выходе на пенсию попадают, в силу разных обстоятельств, в ситуации, уменьшающие возможность удовлетворения ими своих потребностей. Результатом этого и может быть появление выявленной нами тенденции к снижению у них позитивной агрессивности и уровня эмоционального комфорта.

Наряду с обозначенными изменениями, была зафиксирована достаточно высокая стабильность коммуникативной сферы испытуемых, не изменившаяся при выходе на пенсию вузовских преподавателей, по сравнению с предпенсионным периодом. Результаты тестирования подтвердились наблюдениями за вузовскими преподавателями, вошедшими в выборку. И в предпенсионный период, и при выходе на пенсию ими демонстрировалось развитое умение скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными

качествами студентов. Не прослеживалась склонность к оценке людей, исходя из собственного «Я». У большинства испытуемых вне зависимости от периода наблюдения обнаруживались теплые, добрые отношения с окружающими. Они обнаруживали себя в качестве высоко терпимых к людям и способных принимать каждого таким, каков он есть.

Данный результат подтверждает, что личностные изменения, произошедшие с вузовскими преподавателями при выходе на пенсию, были результатом именно принятия решения о выходе на пенсию и связанными с ним обстоятельствами, а не действиями каких-то побочных переменных. следовательно, все полученные нами результаты в виде выявленных личностных изменений вузовских преподавателей являются следствием принимаемого ими решения о выходе на пенсию.

Таким образом, сопоставление результатов обследования вузовских преподавателей в предпенсионный период и через два года, при выходе на пенсию, позволило установить, что личностные изменения распространяются, в основном, на их мотивационную (стремление к доминированию, мотивацию к достижению цели, стремление к принятию) и эмоционально-волевую сферы (позитивную агрессивность, эмоциональный комфорт). Коммуникативные свойства вузовских преподавателей сохраняют высокий уровень своего развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие. - Москва: Академия, 2014. - 329 с.

2. Безработица. Причины и виды безработицы. Последствия безработицы. - http:///ereport.ru>articles/macro/macro12.htm.

3. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции. - Москва : URSS, Либроком, 2018. - 366 с.

4. Гришина, Н. Психология конфликта: учебное пособие. - Питер, Питер пресс, 2018. - 574 с.

5. Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер Пресс, 2018. - 939 с.

6. Прокопец И.О. Особенности эмоционального состояния и психологическое благополучие мужчин и женщин пенсионного возраста с разным рабочим статусом: Дисс...канд.пс.н. - Ростов-на-Дону, 2017.

7. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - 216 с.

8. Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. - М. 1988. - 110 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.