7. Никитина, Е.Ю. Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учителя иностранного языка: теоретико-методологическое сопровождение: монография Е.Ю. Никитина, A.JI. Тихонова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛА-ДОС, 2009.-234 с.
8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
9. Armstrong, А.-М.Instructional Design in the Real World: A View from the Trenches [Текст] / A.-M Armstrong. - California: Issue. - 642 p.
Bibliography
1. Armstrong, A.-M. Instructional Design in the Real World: A View from the Trenches [Text] / And. - Armstrong M. - California: Issue. - 642 p.
2. Bogoslovsky, V.I. Information and Educational Space Is the Area of Pedagogical Information Technologies Functioning [Electronic Resource] / V.I.Bogoslovsky, V.A.Izvozchikov. - Access Mode http://www.ito.su/2000/IV/IV4.html
3. Kolesnikov, I.A. Pedagogical Design /1.A. Kolesnikov, M.P.Gorchakova-Sibirskaya. - М.: Akademiya Publishing Centre, 2007. - 595 p.
4. Krasnyansky, M.N. Bases of Pedagogical Design and Multimedia Audio/Video Training Materials Creating: Guidance Manual /M.N. Krasnyansky, I.M.Radchenko. - Tambov: TSTU, Pedagogical Internet Club, 2006. - 55 p.
5. Kurnosova, S.A. Information Support of Students’ Training for Pedagogical Design / S. A.Kurnosova // Science and Education. News of UO of the Russian Joint Stock Company. Magazine of Theoretical and Applied Researches. - 2010. - No. 9 (77). - P. 68-77.
6. Mamatov, A.V. Techniques of Distance Educational Technologies Application by Higher
Education Institution Teachers: [Text] / A.V. Mamatov, A.N.Nemtsev, A.G.Klepikov,
A.I.Shtifanov. - Belgorod: Publishing House of BELSU. - 2006. - 161 p.
7. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Projecting of Digital Educational Resources While Future Foreign Language Teachers’ Training: Theoretical-and-Methodological Accompaniment: Monograph / E.Yu. Nikitina, A..L. Tikhonova. - М.: Humanitarian Publishing Centre Vlados, 2009. - P.234.
8. Serikov, V.V. Education and Personality. Theory and Practice of Pedagogical Systems Design [Text] / V. V. Serikov. — М.: Publishing Corporation "Lagos", 1999. — 272 p.
9. Speech of the President of the Russian Federation on the Enlarged Meeting of the State Council «About Strategy of Russia Development till 2020» [Electronic Resource], - Access Mode: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml (Date of the address 18.04.2011).
УДК 316.345.32-053.9 ББК С542.18
Овчинникова Лариса Викторовна
преподаватель кафедра физического воспитания Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Розенфельд Александр Семёнович доктор биологических наук, профессор кафедра спортивных дисциплин Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Ovchinnikova Larisa Viktorovna Lecturer Chair of Physical Training Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg Rozenfeld Alexandr Semyonovich Doctor of Biology,
Professor Chair of Sports Disciplines Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg
Состояние аффективно-эмоциональной и ценностно-потребностной сферы пожилого человека в период его выхода на пенсию An Elderly Person’s Affective-and-Emotional and Value-and-Needs Spheres Condition During the Retirement Period
Тема исследования обусловлена необходимостью сохранения активной жизненной позиции пожилых людей в виду вынужденных изменений их социального статуса, образа жизни, структуры жизнедеятельности, отражающихся на их аффективно-эмоциональной сфере.
В ходе исследования были выявлены наиболее типичные физические и духовно-нравственные проблемы пожилых людей, приводящие к разрушению личностных ориентиров, блокировке коммуникативной компетенции, ухудшению здоровья, что препятствует их поступательному развитию и сохранению активной жизненной позиции.
The theme of research is inspired by the necessity to preserve the elderly people’s active vital position caused by the changes of their social status, a way of life, structure of their living that is involuntarily reflected in their affective and emotional sphere.
During the research the most typical physical and spiritual-and-moral problems of elderly people have been defined, that leads to destruction of personal reference
points, communicative competence blocking, health's deterioration. All that interferes into their progressive advance and active live position preservation.
Ключевые слова: пожилой возраст, жизненная позиция, здоровьеподдер-жание, ценностные ориентации.
Key words: elderly age, live position, health preservation, value orientations.
У пожилых людей, ввиду изменений состояния здоровья, социального статуса и образа жизни, меняется стиль общения, поведение и потребностные предпочтения. Соответственно, поддержание аффективно-эмоциональной сферы и сохранение активной жизненной позиции пожилого человека становится одной из актуальных тем современных научных исследований.
По мнению И. В. Шаповаленко, для успешного поддержания аффективноэмоциональной сферы пожилого человека и его жизненной позиции следует учитывать, что старение представляет собой не только прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, но и наличие ряда психологических новообразований со специфическими изменениями, в интеллектуальной, эмоциональной и ценностно-мотивационной сфере [10].
К частным особенностям эмоциональной сферы у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа [5].
И. Кон, определил шесть типов старости в зависимости от характера деятельности человека. Первые четыре типа являются психологически благополучными так как наделены хорошей социальной и психологической приспособленностью. К отрицательным типам старости он относит «агрессивных старых ворчунов», критикующие все, кроме себя и «одиноких грустных неудачников» которые винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности [3].
В работах С.И. Гавриловой, А.Я. Иванюшкина, В.Я Семке условно выделяют три типа старости: «счастливая», «несчастливая» и «психопатологическая». «Счастливая» старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием. Так называемая «несчастливая» старость обуславлива-
ется повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья [2, 8].
Д.Б. Бромлей выделяет пять видов стратегий приспособительных реакций в пожилом возрасте [12]: конструктивная стратегия; стратегия пассивной зависимости; стратегия оборонительно-приспособительная; враждебная стратегия; стратегия самобичевания.
Вышеперечисленные стратегии находят свое отражение в работах Е.С. Авербуха, А.Н. Леонтьева, Д.Ж. Курцмена. Они считают, что у пожилых людей под воздействием накопившихся психологических и социальных травм формируется ряд разнонаправленных адаптивно-приспособительных реакций.
Многие из этих реакций последовательно закреплены, а выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения и продолжительность жизни в целом.
Задачи исследования: определить, какие социальные факторы на фоне снижения показателей соматического здоровья вызывают у пожилых людей изменения эмоциональной и ценностно-потребностной сферы, мешая им продуктивно участвовать в жизни социума.
Контингент и методы исследования.
В исследовании принимали участие 170 женщин в возрасте 56-75 лет. До выхода на пенсию были заняты интеллектуальным трудом (в основном педагогической деятельностью).
Исследования проводились на базе «Российского государственного профес-сионально-педагогического университета»; в негосударственных культурнооздоровительных учреждениях (фитнес-клубах «Фаворит», «Витязь»), общественном благотворительный центре «Хесед», в МБОУ 151, 144, спортивно-оздоровительный комплекс - «Калининец».
Для исследования функционального статуса применялись следующие тесты: Р\УСш; тест Ромберга (координационные способности); проба Штанге (устойчивость к гипоксии).
Для исследования психологического статуса применялись следующие методики: тип направленности личности (В. Смейкал и М. Кучер «Ориентировочная анкета»); уровни реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергер и Ю. JI. Ханин); уровень агрессивности и враждебности - опросник Баса-Дарки; ценностные ориентации, метод М. Рокича; уровень самооценки (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М Мануйлов); типы жизненных позиций (Э. Берн).
Обработку результатов эксперимента мы осуществляли в электронных таблицах MS Excel и программного обеспечения STATISTICA V.6.O. Результаты и их обсуждение.
Соответственно задаче исследования нам была предпринята попытка выявить, какие факторы в наибольшей мере тревожат и усложняют жизнь пожилым людям.
Пожилым людям был предложен ранговый тест, где они самостоятельно оценивали свое состояние отвечая на вопрос: «Что больше всего вас тревожит?».
Из приведенных данных (табл. 1) видно, что в этот период личностного развития для данного социального слоя исследуемых доминирующими факторами в их жизневосприятии становятся потеря прежних социальных связей и ухудшение здоровья.
Детальный анализ представленного ранжирования позволил нам сформулировать наиболее типичные проблемы препятствующие пожилым людям продуктивно участвовать в общественной жизни, поддерживая активную жизненную позицию.
Таковыми являются: развитие неадекватного восприятия себя как личности в период смены социального статуса; переживание состояния эмоционального неблагополучия (постоянное присутствие чувства тревоги, одиночества, наличие состояния эмоционального стресса и депрессии); ухудшение состояния здоровья обусловленное естественными процессами старения; плохая адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим, общественно-
политическим и ментальным особенностям общества; нарушение системы межличностных, личностно-групповых, личностно-социальных коммуникаций; наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций и др. По сути дела, данные ответы на вопросы анкеты, есть ни что другое как самооценка пожилых людей своего внутреннего состояния, то есть, своего «Я».
Таблица 1
Обобщенные ранги ответов пожилых людей на вопрос:
«Что больше всего вас тревожит?»
Варианты ответов Ранги
Потеря прежних социальных связей (работа, друзья) 1
Плохое самочувствие (здоровье) 2
Неуверенность в себе 3
Отсутствие перспектив в будущем 4
Чувствовать себя ненужным, чужим. 5
Низкая заработная плата (пенсия) 6
Наличие чувства тревоги, одиночества, стресса, депрессии 7
Наличие экстремальных (неблагоприятных), жизненных ситуаций 8
Недостаток личного времени 9
Неприятие монетизации и других социальных нововведений 10
Отсутствие возможности проявить свои профессиональные знания и навыки 11
Отсутствие общих интересов и контактов с другой возрастной группой 12
По мнению К. А. Абульханов ой-Слав ской, внешнее проявление своего «Я» есть ни что другое, как жизненная позиция человека, которая проявляется не просто через характеристику личности, ее внутреннего мира, через направленность или совокупность ролей, а есть форма бытия, общественный способ осуществления своей жизни [!]• По Р. С. Немову «жизненная позиция» - наиболее выраженные компоненты личности в ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности
Для получения информации о преобладающих типах направленности личности, использовался метод - «Ориентировочная анкета».
Из приведенных данных (табл. 2) видно, что у 44% обследуемых преобладает направленность личности на задачу. Полученные результаты, мы объясняем тем, что, даже выйдя на пенсию эти люди, по-прежнему проявляют интерес к трудовой деятельности, внутренне ощущая себя социально востребованными.
Таблица 2
Преобладающий тип направленности у пожилых людей
№ Преобладающий тип направленности Испытуемые (%)
1 направленность на задачу 44
2 направленность на взаимные действия 35
3 направленность на себя 21
Двадцать один процент обследованных, относятся к группе где преобладает «направленность на себя». Обычно такие люди легче и быстрее адаптируются к пенсионному периоду жизни, так как направлены больше на свои чувства, считая свободное времяпрепровождение на пенсии заслуженным отдыхом. Лица с направленностью на взаимные действия (таких в нашем исследовании 35%) тоже не редко встречаются среди пожилых людей. Для них характерны поступки, которые определяются потребностью в общении и стремлением поддерживать хорошие отношения с другими людьми.
Любая направленность личности имеет определенную систему ценностей и образует ее ценностную ориентацию. Для определения ценностных ориентаций, нами была выбран метод М. Рокича, основанный на принципе личностного (прямого) ранжирования списков ценностей. Из приведенных рангов (табл. 3) видно, что основной жизненной ценностью для исследуемой группы людей пожилого возраста, является здоровье. В число значимых терминальных ценностей вошли: семейная жизнь, дружба, уважение окружающих, материально обеспеченная жизнь.
В качестве значимых инструментальных ценностей: чуткость, заботливость, трудолюбие, ответственность, воспитанность.
Таблица 3
Ценностные предпочтения пожилых людей
Терминальные ценности Инструментальные ценности
1 здоровье (физическое и психическое) чуткость
2 семейная жизнь заботливость
3 дружба трудолюбие
4 уважение окружающих ответственность
5 материально обеспеченная жизнь воспитанность
Таким образом, мы смогли определить не только ценностные приоритеты пожилых людей, но и косвенно судить об их «Я концепции», которая отражая «Я образ» проявляется в самооценке. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Из результатов представленных в (табл. 4) видно, что заниженная самооценка наблюдается у большинства исследуемых.
Таблица 4
Уровень самооценки пожилых людей участвующих в исследовании
Параметр Оценка Испытуемые
Самооценка Завышенная 23%
Адекватная 18%
Заниженная 59%
С нашей точки зрения это происходит в связи с частичной социальной изоляцией пенсионеров, выпадением из профессиональной деятельности и ухудшением самочувствия в связи с естественным фактором старения. Все это не может не влиять на эмоционально-оценочную сферу человека, которая во многом определяет уровень тревожности. В нашем случае, уровень реактивной (ситуативной) и личностной тревожности пожилых людей выходят за рамки нормативных параметров (табл. 5). Такое состояние согласно классификации Ч. Д. Спилбергера, можно охарактеризовать как «высокая тревожность».
Таблица 5
Показатели уровня тревожности пожилых людей участвующих в исследовании
Виды тревожности Испытуемые
Реактивная тревожность 53,22±4,03
Личностная тревожность 52,70±4,92
Примечание: Оценка осуществлялась в баллах: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-45 баллов - умеренная тревожность; 46 и выше - высокая тревожность
Повышенный уровень личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) согласно данным Ю. Л. Ханина тесно коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями [9]. При этом личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрозу, тем самым влияя на модель поведения, зачастую провоцируя человека на агрессию, направленную как на других, так и на себя.
Опросник Басса-Дарки дает возможность определить уровень враждебности и агрессивности в различных ее проявлениях (табл. 6).
Таблица 6
Уровень агрессии и враждебности пожилых людей
Индекс агрессии 21,7 ±2,0
Индекс враждебности 14,4±1,3
Приложение: норма индекса агрессии 21; норма индекса враждебности 6-7
Из приведенных данных видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии у пожилых людей находятся в пределах нормы, зато уровень враждебности значительно превышает норму. По мнению К. А. Рямовой это происходит от недостатка любви и внимания, отсутствия положительных эмоций, при этом возникает враждебность, направленная против всего мира, окружающих, а бывает, что и против себя самого [7].
Следует особо подчеркнуть, что эти свойства личности во многом определяют поведение и поступки людей при выборе действий, а действие, по мнению Р. С. Немова, - отражение жизненной позиции [4].
Нами (с помощью опросника «жизненной позиции» по Э. Берну) были определены типы жизненных позиций занимающихся с последующим переводом полученных результатов в балльную систему оценок и присвоением уровней активности (табл. 7).
Таблица 7
Жизненная позиция пожилых людей и их процентное соотношение
(результаты приведены в %)
Жизненная позиция Баллы Испытуемые(%)
Бесплодная 1 0,8
Депрессивная 2 45
Оборонительная 3 40,2
Конструктивная 4 14
Примечание: кол-во обследованных - 170 человек.
Из приведенных данных видно, большинство испытуемых придерживается депрессивной или оборонительной позиции (это 85%). И только 14% имеют «конструктивную позицию», которую можно оценить на 4 в избранной нами балльной системе. Следовательно, большинство пожилых людей относятся к себе или к другим людям со значительной долей скепсиса (отрицательно).
Приведенные данные свидетельствуют о значительных изменениях в деятельности аффективной сферы пожилых людей, подтверждая наличие эмоционального выгорания. С нашей точки зрения, наблюдаемый процесс может быть обусловлен и нерациональным расходованием энергетического пула АТФ при сниженном его воспроизводстве в стареющем организме, ввиду ухудшения его аэробных функций. В одной из своих работ В. В. Фролькис приводит данные убедительно показывающие, что у пожилых людей (60-75 лет) развивается старческая гипоксия [6]. В этот период максимальное потребление кислорода снижается более чем в два с половиной раза относительно 40 летнего возраста.
Старческая гипоксия является результатом уменьшения числа митохондрий, и изменениями их структуры. Соответственно, уменьшение энергоемкости заставляет целый ряд наших систем и органов работать в режиме энергетического дефецита.
Тест Р\УСш, проведенные нами (табл. 8), только подтверждает данные В. В. Фролькиса, указывая на снижение потребления кислорода и ухудшение общей работоспособности пожилых. При этом, состояние практически всех двигательных качеств, в большинстве случаев, оценивается как «низкое», что, по мнению Н. М. Амосова, Н. А. Фомина, во многом определяет здоровье человека в целом.
Таблица 8
Уровень физического состояния женщин 60-70 лет (результаты приведены в %)
№ Тесты низкий средний высокий
1 Р\УСш 81 19 0
2 Г ибкость 93 6 1
3 Координация 52 40 8
4 Проба Штанге 79 20 1
5 Сила правой руки 60 32 8
Все эти факторы, на фоне снижения показателей соматического здоровья, ценностных ориентаций и низкий самооценки, формируют у пожилых людей высокий уровень тревожности с признаками депрессии и повышенной враждебности, что в конечном итоге определяет их депрессивно-оборонительную жизненную ПОЗИЦИЮ.
Таким образом, полученные результаты дополняют наше представление о проблемах, которые негативно влияют на психофизическую сферу пожилых людей. К ним относятся: неадекватное восприятие себя как личности; переживание состояния эмоционального неблагополучия; плохая адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим, условиям; нарушение системы межличностных и личностно-групповых коммуникаций.
Библиографический список
1. Абулъханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абулъханова-Славская М.: Мысль, 1991. -299 с.
2. Иванюшкин. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека [Текст] / А Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. - Т.45. - №1. - С. 49-58, №4 - С. 29-33.
3. Кон, И.С. Социологическая психология. [Текст] /И.С. Кон. - М.: Моск. псих.-соц. инст.; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 317с.
4. Немов Р.С. Основы психологического консультирования [Текст] / Р.С Немов Учеб. для студ. Педвузов — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
5.НемчинТ.А. Специфика социально-психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в пожилом возрасте [Текст] / Т. А. Немчин // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер.6. История КПСС. Научный коммунизм. Философия. Право. Вып. 4. (1987).
6. Руководство по геронтологии [Текст] / под ред. Д.Ф. Чеботарева, В.В Фролькиса. - М.: Медицина, 1978 - 503 с.
7. Рямова, К.А. Физическая культура и проблемы здоровьесбережения людей пожилого возраста // Образование в Уральском регионе: науч. основы развития: тез. докл. Ш науч.-практ. конф. Екатеринбург, 11-15 апр. 2005 г. Екатеринбург: Изд-воРос. гос. проф.-пед. ун-та. 2005. С. 133-134.
8. Семке, В.Я. Модификация оценочной шкалы жизненных событий для применения в геронтопсихиатрической практике [Текст] / В.Я.Семке / Современные проблемы пограничных и аддиктивных состояний: Материалы конференции /. - Томск, 1996. - С.44-45.
9. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера [Текст] / Ханин, Ю.Л. - М.: ФиС, 1976. - 28 с.
10. Шаповаленко, И.В. Социальная ситуация развития в позднем возрасте [Текст]
/ И.В. Шаповаленко // Психология зрелости и старения. 1999- № 2. - С. 27-40.
11. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное [Текст]
/ Н.Ф. Шахматов - М.: Медицина, 1996. - 303с.
12. Bromley, D.B. The Psychology of Human Ageing [Text] / D.B. Bromley - London, 1996. -201p.
Bibliography
1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Strategy of Life [Text] /К.А. Abulkhanova-Slavskaya. - M: Thought, 1991. - 299 p.
2. Bromley, D.B. The Psychology of Human Ageing / D.B. Bromley - London. 1996 - 201p.
3. Con, I.S. Sociological Psychology [Text] /1.S. Con. - М.: Moscow Psych.-Soc. Inst.; Voronezh: Publishing House SPS "MODEK", 1999. - 317 p.
4. Khanin, Yu.L. Compendium to Application the Scale of Reaction and Personal Uneasiness by Spilberger [Text] / Yu.L. Khanin. - M: F&S, 1976. - 28 p.
5. Ivanyushkin, A.Ya. «Health» and «Illness» in the System of a Person’s Value Orientations [Text] / AYa.Ivanyushkin // Bulletin of AMS USSR. - 1982. - T.45. - №1. - P. 49-58, №4 - P. 29-33.
6. Manual on Gerontology [Text] / Under the Editorship of D.F. Tchebotaryov, V.V. Frolkis. -M: Medicine, 1978 - 503 p.
7. Nemov, R.S. Bases of Psychological Consultation: Study Guide for the Students of Pedagogical Higher Schools [Text] / R.S. Nemov. - M: Humanit. Publish. Centre VLADOS, 1999. - 394 p.
8. Nemchin, T.A. Specific Character of Socio-Psychological Factors of Emotions Genesis and Their Expression at Elderly Age / T.A.Nemchin [Text] // Herals of Leningr. Un - ty. Seies 6. History of the CPSU. Scientific Communism. Philosophy. Law. Part 4. (1987).
9. Ryamova, K.A. Physical Training and Problems of Health Saving for Senior People [Text] /К.А. Riamova // Education in Ural Region: Scientific Bases of Development: Theses and Reports of III Scientific-and-Practical Conference. Yekaterinburg, April, 11-15, 2005. - Yekaterinburg: Publishing House of the Rus. State Prof.-pted. Un-y. - 2005. - P. 133-134.
10. Semke, V.Ya. Modification of Vital Events Estimated Scale for Application in Gerontological Practice [Text] / V.Ya. Semke / Modem Problems of Borderline and Addiction State: Conference Materials. - Tomsk. 1996. - P.44-45.
11. Shapovalenko, I.V. Social Situation Development at Seniour Age [Text] / I.V.Shapovalenko // Maturity Ageing Psychology. - 1999. - № 2. - P. 27-40.
12. Shakhmatov, N.F Mental Ageing: Happy and Painful [Text] /N.F. Shakhmatov -M: Medicine, 1996. - 303 p.