Научная статья на тему 'Психологическая поддержка жизненной позиции пожилого человека средствами фитнеса'

Психологическая поддержка жизненной позиции пожилого человека средствами фитнеса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
690
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / HEALTH OF THE ELDERLY PERSON / VALUABLE ORIENTATIONS / A VITAL POSITION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Лариса Викторовна, Рямова Ксения Александровна

В статье рассматривается возможности использования в условиях фитнес-клуба комплекса психологических и физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих пожилому человеку поддержку жизненной позиции. Определены наиболее типичные проблемы, препятствующие пожилым людям иметь позитивную жизненную позицию и продуктивно участвовать в общественной жизни. Таковыми являются: развитие неадекватного восприятия себя как личности; переживание состояния тревоги и депрессии; ухудшение состояния здоровья обусловленное естественными процессами старения; плохая адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим условиям; нарушение системы межличностных коммуникаций; наличие личностных, кризисных ситуаций и др. Вышеперечисленные проблемы изменяют ценностные ориентации пожилых людей, что негативно отражается на их восприятии, эмоциональной сфере, выборе действий, а соответственно и жизненной позиции. Выявленные проблемы явились мотивом для проектирования и внедрения в образовательный процесс фитнес клуба модели и организационных условий «психологической поддержки жизненной позиции пожилого человека». При разработке данной модели и ее содержательном наполнении мы руководствовались основными положениями геронтологического, аксиологического и системно-деятельностного подходов. Внедрение модели в образовательное пространство фитнес-клуба создало необходимые организационно-психологические условия решающие здоровьесберегающую функцию и активирующую «конструктивную» жизненную позицию. Соответственно, мы «здоровьесбережение» понимаем как процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер занимающегося, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчинникова Лариса Викторовна, Рямова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of the vital position of the elderly person by fitness

In article, it is considered use possibilities in the conditions of fitness club of a complex of the psychological and sports and improving actions, providing to the elderly person support of a living position. The most typical problems interfering elderly people to have a positive living position are defined and it is productive to participate in public life. There are developments of inadequate perception of as persons, experience of a condition of alarm and depression, deterioration of a state of health caused by natural processes of aging, bad adaptation to quickly changing social and economic conditions, violation of system of interpersonal communications, existence of personal, crises, etc. Above-mentioned problems change valuable orientations of elderly people that are negatively reflected in their perception, the emotional sphere, a choice of actions, and respectively a living position. The revealed problems were motive for design and introduction in educational process fitness of club of model and organizational conditions of «psychological support of the position of the elderly person». Developing this model and its substantial filling, we were guided by basic provisions gerontological, axiological and system doing approaches. Model introduction in educational space of fitness club created necessary organizational and psychological conditions solving health savings function and activating "constructive" living position. Respectively, we understand «health savings» as a process of preservation and the health strengthening, directed on transformation of intellectual and emotional spheres engaged, increase of the valuable relation to own health and health of people around.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка жизненной позиции пожилого человека средствами фитнеса»

cators of physical readiness of the qualified fighters of freestyle”, Innovative technologies in combat sports: materials IV of the international scientific and practical conference devoted to memory of Chumakov E.M., Moscow, publishing house RGUFKS, pp. 115-118.

2. Tarakanov, B.I. (2000), Pedagogical bases of management: monograph, publishing house Lesgaft University, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.07.2012.

УДК 613.98: 621.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ ФИТНЕСА

Лариса Викторовна Овчинникова, старший преподаватель,

Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ), Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматривается возможности использования в условиях фитнес-клуба комплекса психологических и физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих пожилому человеку поддержку жизненной позиции. Определены наиболее типичные проблемы, препятствующие пожилым людям иметь позитивную жизненную позицию и продуктивно участвовать в общественной жизни. Таковыми являются: развитие неадекватного восприятия себя как личности; переживание состояния тревоги и депрессии; ухудшение состояния здоровья обусловленное естественными процессами старения; плохая адаптация к быстро меняющимся социальноэкономическим условиям; нарушение системы межличностных коммуникаций; наличие личностных, кризисных ситуаций и др. Вышеперечисленные проблемы изменяют ценностные ориентации пожилых людей, что негативно отражается на их восприятии, эмоциональной сфере, выборе действий, а соответственно и жизненной позиции. Выявленные проблемы явились мотивом для проектирования и внедрения в образовательный процесс фитнес клуба модели и организационных условий «психологической поддержки жизненной позиции пожилого человека». При разработке данной модели и ее содержательном наполнении мы руководствовались основными положениями геронтологического, аксиологического и системно-деятельностного подходов. Внедрение модели в образовательное пространство фитнес-клуба создало необходимые организационно-психологические условия решающие здоровьесберегающую функцию и активирующую «конструктивную» жизненную позицию. Соответственно, мы «здоровьесбережение» понимаем как процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер занимающегося, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Ключевые слова: здоровье пожилого человека, ценностные ориентации, жизненная позиция, психологическая поддержка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p103-109

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE VITAL POSITION OF THE ELDERLY

PERSON BY FITNESS

Larisa Viktorovna Ovchinnikova, the senior teacher,

Russian State is Professional-Pedagogical University, Yekaterinburg,

Kseniya Aleksandrovna Ryamova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Ural Juridical Institute of Ministry ofInternal Affairs of the Russian Federation, Yekaterinburg

Annotation

In article, it is considered use possibilities in the conditions of fitness club of a complex of the psychological and sports and improving actions, providing to the elderly person support of a living position.

The most typical problems interfering elderly people to have a positive living position are defined and it is productive to participate in public life. There are developments of inadequate perception of as persons, experience of a condition of alarm and depression, deterioration of a state of health caused by natural processes of aging, bad adaptation to quickly changing social and economic conditions, violation of system of interpersonal communications, existence of personal, crises, etc. Above-mentioned problems change valuable orientations of elderly people that are negatively reflected in their perception, the emotional sphere, a choice of actions, and respectively a living position. The revealed problems were motive for design and introduction in educational process fitness of club of model and organizational conditions of «psychological support of the position of the elderly person». Developing this model and its substantial filling, we were guided by basic provisions gerontological, axiological and system doing approaches. Model introduction in educational space of fitness club created necessary organizational and psychological conditions solving health savings function and activating "constructive" living position. Respectively, we understand «health savings» as a process of preservation and the health strengthening, directed on transformation of intellectual and emotional spheres engaged, increase of the valuable relation to own health and health of people around.

Keywords: health of the elderly person, valuable orientations, a vital position, psychological support.

ВВЕДЕНИЕ

В течение последних тридцати лет, количество лиц в возрасте 60 лет и старше, на земном шаре, увеличилось почти в два раза, а в России, численность людей пожилого возраста сейчас составляет почти 22% населения страны. У этой социальной группы населения, ввиду изменений состояния здоровья, социального статуса и образа жизни, возникают затруднения в социально-бытовой сфере и психологической адаптации к новым условиям. Это невольно отражается на их жизненной позиции, стиле общения, ценностных ориентациях и аффективно-эмоциональной сфере.

По мнению Т.Б. Гершкович, Н.С. Глухонюк, О.Е. Сурниной, поддержание аффективно-эмоциональной сферы и сохранение активной жизненной позиции пожилого человека становится одной из актуальных тем современных научных исследований[1,5].

Вопросы сохранения активной жизненной позиции, здоровья и социального статуса пожилого человека активно рассматривались в научных исследованиях М. Д. Александровой, Л.И. Анциферовой, О.В. Красновой. Поддержание активной жизненной позиции пожилых людей обсуждается в работах Р.А. Литвак, И.В. Резанович К.А Рямовой. Они подчеркивают, что решение данной проблемы, в современном социальном контексте, необходимо искать в сфере досуга [2,4] Это обусловлено тем, что в пожилом возрасте в большинстве случаев изменяется структура жизнедеятельности. Из-за прекращения трудовой деятельности, из неё могут полностью выпадать образовательная и профессионально-трудовая сфера, а бытовая - значительно сокращаться из-за прогресса в медицинском и бытовом обслуживании. Всё это приводит к значительному увеличению объёма свободного времени.

Для наших исследований наиболее актуальным является высказывание В. И. Ильи-нича о роли фитнес клубов в современном социуме. По его мнению: «фитнес клуб это общественно культурно-просветительная организация, в которой образовательный процесс направлен на формирование навыков здорового образа жизни, самообразование и развитие творческих способностей личности».

Для успешного выбора стратегии поддержки следует учитывать, что старение представляет собой не только прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, но и наличие ряда психологических новообразований со специфическими изменениями, в интеллектуальной, эмоциональной и ценностно-мотивационной сфере И.В. Шаповаленко [6].

Д. Б. Бромлей выделяет пять видов стратегий приспособительных реакций в пожилом возрасте [7] : конструктивная стратегия; стратегия пассивной зависимости; стратегия оборонительно-приспособительная; враждебная стратегия; стратегия самобичевания.

Под воздействием накопившихся психологических и социальных травм формируется ряд разнонаправленных адаптивно-приспособительных реакций. Многие из этих реакций последовательно закреплены, а выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения и продолжительность жизни в целом.

Задачи исследования: определить, какие социальные факторы на фоне снижения показателей соматического здоровья вызывают у пожилых людей изменения эмоциональной и ценностно-потребностной сферы, мешая им продуктивно участвовать в жизни социума; создать методику поддержки жизненной позиции пожилого человека и внедрить ее в образовательное пространство фитнес-клуба.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие 120 женщин в возрасте 62-75 лет. До выхода на пенсию участники исследования были заняты интеллектуальным трудом (в основном педагогической деятельностью). Исследования проводились на базе «Российского государственного профессионально-педагогического университета», в МБОУ 151, 144, 68 и в негосударственных культурно-оздоровительных учреждениях связанных с фитнес услугами: фитнес-клуб «Фаворит», «Витязь», «Олимп», «Калининец» г. Екатеринбург.

Соответственно задаче исследования нам была предпринята попытка выявить, какие факторы в наибольшей мере тревожат и усложняют жизнь пожилым людям.

Пожилым людям был предложен ранговый тест, где они самостоятельно оценивали свое состояние, отвечая на вопрос: «Что больше всего вас тревожит?».

Детальный анализ ранжирования отражен в одной из наших статей и позволил определить наиболее типичные проблемы, препятствующие пожилым людям продуктивно участвовать в общественной жизни, заниматься самообразованием, иметь позитивную жизненную позицию [3]. Таковыми являются:

- развитие неадекватного восприятия себя как личности в период смены социального статуса;

- переживание состояния эмоционального неблагополучия (постоянное присутствие чувства тревоги, социальной ненужности, наличие состояния эмоционального стресса и депрессии);

- ухудшение состояния здоровья обусловленное естественными процессами старения;

- плохая адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим, общественно-политическим и ментальным особенностям общества;

- нарушение системы межличностных, личностно-групповых, личностносоциальных коммуникаций;

- наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций и др.

На основании выявленных проблем мы разработали и внедрили в образовательный процесс фитнес клуба модель «психологическая поддержка жизненной позиции пожилого человека». При разработке данной модели и ее содержательном наполнении мы руководствовались основными положениями геронтологического, аксиологического и системно-деятельностного подходов.

В структуру модели входит: целевая, содержательная, организационная и оценочно-результативная подструктуры.

Целевая подструктура обозначает цель и совокупность задач, направленных на поддержание жизненной позиции пожилых людей.

Содержательная подструктура является отражением предмета деятельности и осуществляется через образовательное пространство фитнес-клубов, которое включает образовательные программы способствующие овладению знаниями и умениями в области ценностных ориентаций, мотиваций, социально-психологических проявлений. Содержательная подструктура имеет три блока: мотивационно-ценностный, когнитивный и

деятельностно-практический.

Организационная подструктура образована такими организационными элементами, как методы, формы и средства обучения.

Оценочно-результативная подструктура отражает промежуточные и конечные ожидаемые результаты поддержания жизненной позиции пожилых людей в образовательном пространстве фитнес-клуба, и рассматривается через оценивание на основе уровневого подхода.

Эффективность функционирования и развития спроектированной модели определяется совокупностью организационных условий, которые выполняют роль движущих сил в поддержании жизненной позиции пожилого человека.

Первое условие - целенаправленная мотивация пожилого человека к позитивному самовосприятию в изменившихся социальных условиях.

Второе условие - стимулирование у пожилых людей процессов самопознания, самоопределения и самоанализа через включение механизмов самореализации в досуговой деятельности фитнес-клуба.

Третье условие - использования в образовательном пространстве фитнес-клуба комплекса социальных мероприятий, поддерживающего позитивный эмоциональный настрой пожилого человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На констатирующем и формирующем этапах экспериментальной работы у пожилых людей определялся их тип жизненной позиции, диагностировался уровень личностных качеств, ценностных ориентаций, социально-психологических проявлений, потребностей и интересов. Полученные результаты оценивались экспертами, что дало возможность их систематизировать и определить уровень развития исследуемых качеств.

В качестве информационных показателей жизненной позиции пожилых людей выступали ценностно-ориентационные, эмоционально-оценочные, когнитивно-

рефлексивные компоненты. Уровень развития качеств личности (рефлексия, коммуникативность, толерантность, эстетические качества, эмоциональная устойчивость, нравственные качества) оценивали по четырехбальной системе: когнитивный уровень (знание, узнавание) - 1 балл; репродуктивный уровень (воспроизведение, имитация, повторение, описание) - 2 балла; трансфертный уровень (сознательное применение при решении частных, узких задач, частичная интериоризация) - 3 балла; креативный уровень (сознательное применение в любых ситуациях, полная интериоризация) - 4 балла.

Результаты, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили констатировать у пожилых людей: высокий уровень тревожности с признаками депрессии, наличие синдрома «эмоционального выгорания», повышенный уровень враждебности, снижение когнитивных способностей, низкий уровень рефлексии и самооценки, сниженный уровень аэробной производительности и гипоксической устойчивости. Все эти проявления зафиксированы на фоне снижения показателей физического здоровья и ценностных ориентаций, что неблаготворно отражается на жизненной позиции пожилых людей.

Полученные результаты указали на необходимость внедрения в образовательный процесс фитнес клуба модели «психологическая поддержка пожилого человека». С этой целью была разработана программа и методика по реализации модели. Программа эксперимента рассчитана на 1-1,5 года.

Методика психологического поддержания жизненной позиции пожилых людей представлена тремя этапами: пропедевтический, деятельностно-поддерживающий и стабилизационный.

На первом - пропедевтическом этапе, который по времени продолжается до полу-года, основной целью являлась мотивация пожилого человека к досуговой деятельности и получению необходимых для него знаний. Задачами этапа были: актуализация мотивов

пожилых людей к познанию в области ценностных ориентации, рефлексивной деятельности, мотиваций, социально-психологических проявлений, физкультурнооздоровительных технологий; поддержание ценностного отношения пожилого человека к своему здоровью.

Нами были определены основные направления пропедевтического этапа: диагностическое, организационное и информационно-мотивационное. Эти направления работы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и могли осуществляться параллельно.

На диагностическом направлении, у занимающихся проводился мониторинг уровня личностных качеств.

Организационное направление было обусловлено важной отличительной особенностью - внедрением новых форм досуговой деятельности. Были использованы инновационные и информационные технологии, и расширено социальное партнерство. В проведении и организации клубных занятий привлекались специалисты из разных сфер деятельности: психолог, медик, педагог, социальный педагог. В нашей работе одной из целей организационного направления является обеспечение работников фитнес-клуба актуальной научной информацией в сфере здоровьесбережения и поддержания активной жизненной позиции пожилого человека.

В результате организационного этапа специалистами были разработаны образовательные программы для пожилых людей, а так же схематически была отображена система психологической поддержки жизненной позиции пожилого человека.

Для реализации организационных условий, на этом направлении были организованы мероприятия, позволяющие обеспечить пожилых людей нужной информацией об особенностях психофизической поддержки его жизненной позиции. Мероприятия включали: беседы, тренинги, консультации, лекции, семинары, индивидуальные занятия, тематические вечера и т.д. Помимо этого внедрялись групповые формы исследовательской деятельности, аутотренинг, биографический метод, музыкотерапия, мемуаротерапия, На данном этапе были включены упражнения общей физической подготовки и лечебной физической культуры.

На втором - деятельностно-поддерживающем этапе (продолжительностью в год), основной целью стало овладение пожилыми людьми навыками рефлексивной деятельности, мотиваций, социально-психологических проявлений, физкультурно-

оздоровительных технологий; самостоятельно принимать решения; активно участвовать в коммуникативной деятельности.

При реализации внедрялись: метод арт-терапии и кинотерапии; методы поддерживающие коммуникативные способности; системы упражнений (для снятия чувства тревожности и стресса, поддержания и стабилизации физических качеств); семинары по темам здоровья.

Так же были запланированы и реализованы социальные мероприятия: тематические вечера, концерты.

На третьем стабилизационном этапе - (продолжительностью от 3 месяцев до нескольких лет), основными задачами являлось: применение пожилыми людьми знаний по позиционированию своих действий при выборе решений, деятельностное проявление своей позиции в новых социальных ситуациях; выбор модели поведения, осознанный выбор действий, возможности самореализации в новой социальной ситуации.

Одним из методов реализации этого этапа было применение «ситуативных задач» при этом приобретались важные коммуникативные навыки. Так же этот метод использовался для определения жизненной позиции пожилого человека.

Через 10-12 месяцев (формирующий этап), организованных занятий у большинства пожилых людей достоверно повысилась мотивация к здоровому образу жизни, вырос уровень самооценки, снизился уровень тревожности, исчезли признаки депрессии и враждебности, увеличились показатели кондиционных физических качеств. На 24% вы-

росли показатели РWClзo, и на 18% устойчивость к гипоксии. У многих активно включается рефлексивно-оценочная деятельность. Развиваются и коммуникативные умения, что проявляется в межличностном и личностно-групповом общении.

Следовательно, разработанные нами мероприятия улучшили ценностноориентационную, эмоционально-оценочную и когнитивно-рефлексивную сферу пожилого человека, делая его активным субъектом самоподдержания собственной жизненной позицию. Это же подтверждают и данные представленные в таблице.

Так на констатирующем этапе большинство исследуемых придерживались депрессивной или оборонительной позиции (это 85-87%). И только 14%-18% имели «здоровую позицию», которой можно присвоить уровень проактивный (то есть оценивали себя и других положительно).

Таблица

Жизненная позиция пожилых людей и их процентное соотношение на констатиру-

ющем и формирующем этапе исследования (результаты в %)

Позиция Баллы Констатирующий Формирующий

Бесплодная 1 0,8 0

Депрессивная 2 45 9,8

Оборонительная 3 40,2 34,5

Конструктивная 4 14 55,7

В конце формирующего этапа 55,7% исследуемых придерживаются при решении ситуативных задач «конструктивной позиции», 34,5% остались на принципах оборонительной позиции. И лишь 9,8%, решают ситуативные задачи на принципах «депрессивной позиции».

Проведенная работа показала, что организованная нами методика поддержания жизненной позиции пожилого человека в фитнес-клубе положительно отразилась на всех трех компонентах жизненной позиции пожилого человека: ценностно-ориентационном, эмоционально-оценочном и когнитивно-рефлексивном и успешно ее поддерживает на активном и проактивном уровнях.

Таким образом, нами выявлены наиболее типичные физические и духовнонравственные проблемы, препятствующие пожилым людям моделировать прогрессивное личностное развитие. Таковыми являются: естественные процессы старения, трудности в адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим, общественнополитическим и ментальным особенностям общества, что приводит к разрушению внутренних ценностей, личностных ориентиров, блокировке коммуникативной компетенции, ухудшению здоровья.

Теоретически обоснованы и практически реализованы условия психологической поддержки жизненной позиции пожилого человека в образовательном пространстве фитнес-клуба, а внедрение модели и соответствующих организационных условий обеспечивает пожилым людям сохранение здоровья, активируя их «конструктивную» жизненную позицию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глуханюк, Н.С. Поздний возраст и стратегии его освоения [Текст] / Н.С. Глу-ханюк, Т.Б. Гершкович. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та - 2003. - 112 с.

2. Литвак, Р.А. Организация досуговой деятельности пожилых людей в фитнес-клубе [эл. ресурс] / Литвак Р. А., Резанович И.В // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6 // иКЬ: http://www.science-education.rU/pdf/2011/6/262.pdf - Дата обращения 30.07.2012.

3. Овчинникова, Л.В. Психофизиологическое состояние пожилого человека в период его выхода на пенсию [Текст] / Л.В. Овчинникова // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета -2012. - № 8 (267) - С.22-28.

4. Рямова, К.А. Социально-педагогическая поддержка жизненной позиции пожилого человека в образовательном пространстве фитнес-клуба: автореф. дис...канд. пед. наук 13.00.01 / К.А. Рямова; Челябинск, 2010. - 25 с.

5. Сурнина, О.Е. Геронтология (медико-биологический и психологический аспекты), учеб. пособие [Текст] / О.Е. Сурнина. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф. - пед. ун-т» - 2009. - 234с.

6. Шаповаленко, И.В. Социальная ситуация развития в позднем возрасте [Текст] / И.В. Шаповаленко // Психология зрелости и старения. 1999.- № 2. - C. 27-40.

7. Bromley, D.B. The Psychology of Human Ageing [Text] / D.B. Bromley - London : Pelican, 1996. - 201 p.

REFERENCES

1. Glukhanyuk, N.S. and Gershkovich, T.B. (2003), Late age and strategy of its development, publishing house of Russian State. prof. - ped. University, Yekaterinburg, Russian Federation.

2. Litvak, R.A. and Rezanovich, T.V. (2011), “The organization of leisure activity of elderly people in fitness club”, Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://www.science-education.ru/pdf/2011/6/262.pdf.

3. Ovchinnikova, L.V. (2012), “Psycho physiological a condition of the elderly person in his retirement”, Messenger of the Southern Ural State University, Vol. 267, No. 8, pp. 22-28.

4. Ryamova, K.A. (2010), Social-support of a vital position of the elderly person in educational space of fitness-club: dissertation, Chelyabinsk, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Surnina O. E. (2009), Gerontology (medico biological and psychological aspects) studies: textbook, publishing house of Russian the state. the prof. - ped. University, Yekaterinburg, Russian Federation.

6. Shapovalenko, L.V. (1999), “Social a development situation at late age”, Maturity and aging Psychology, No. 2, pp. 27-40.

7. Bromley, D.B. (1996), The Psychology of Human Ageing, Pelican, London, UK.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.07.2012.

УДК 159.9:355.01

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ, УБЫВАЮЩИХ В ЗОНУ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Наталья Петровна Расписенко, адъюнкт,

Академия управления МВД России, г. Москва

Аннотация

В статье выявлены проблемы, с которыми сталкиваются молодые сотрудники в период профессионально-психологической подготовки к несению службы в зоне антитеррористических действий. Деятельность сотрудников отрядов мобильных особого назначения имеет большую общественную значимость, связана с осознанной ответственностью за результаты выполнения профессиональных задач (не сопоставимой с ответственностью сотрудников в обычных условиях), высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья. От качества общения в коллективе, убывающем в служебную командировку на Северный Кавказ зависит успех понимания важности выполнения оперативно-служебных задач, стоящих перед отрядом. Поэтому в статье мы предлагаем ряд мероприятий, имеющих практическую значимость в подготовке молодых сотрудников к предстоящей служебной командировке для выполнения оперативно-служебных (боевых) задач.

Ключевые слова: молодые сотрудники, профессионально-психологическая подготовка, служебная командировка, зона антитеррористических действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.