4. Семенов, М.В. Особенности реализации индивидуального подхода при блочно-модульном построении процесса физической подготовки в пограничном институте / М.В. Семенов // Межвуз. сб. науч.-метод, статей: Физическая подготовка к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время. - СПб. : ГЛТА, ВИФК, 2006. - С. 148-155.
5. Скачков, Ю.А. Индивидуальная физическая тренировка спортсменов высокой квалификации в силовых видах спорта на основе научного контроля за состояние опорно-двигательного аппарата : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.А. Скачков. - СПб., 1992. - 13 с.
REFERENCES
1. Agadzhanyan, N.A., Stupakov G.P. and Ushakov, I.B. (1996), Ecology, health, quality of life: manual, publishing house AGMA, Astrakhan.
2. Anokhin, P.K. (1978), Philosophical aspects of the theory of functional system, Science, Moscow.
3. Raschetina, S.A. (1990), Purposes and methods of individual approach in educational process: manual, publishing house LGPI, Leningrad.
4. Semenov, M.V. (2006), "Features of realization of individual approach at block and modular creation of process of physical training at boundary institute", Interhigher education institution, collection articles: Physical training to military professional activity in peace and wartime, GLTA, VIFK, St. Petersburg, pp. 148-155.
5. Skachkov, Yu.A. (1992), Individual physical training of athletes of high qualification in power sports on the basis of scientific control of condition of the musculoskeletal device, dissertation, St: Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.07.2017
УДК 796.011:379.8
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФИТНЕС-КЛУБОВ
Ксения Александровна Рямова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург,
Александр Семенович Розенфельд, доктор биологических наук, профессор,
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Аннотация
Анализ научной литературы показал, что саморазвитие это личностно-ориентированный процесс, направленный на самопреобразование индивида. Степень успешности самопреобразования личности человека обусловлена следующими факторами: социокультурной средой обитания, унаследованными генетическими особенностями и, суммой собственных усилий всех субъектов воспитания и обучения. В нашем случае образовательно-развивающая деятельность фитнес-клубов выступает в качестве базовой педагогической компоненты, обеспечивающей саморазвитие людей пожилого возраста. Сконструирована структурная модель, которая воспроизводит основные базовые принципы организации и функционирования фитнес клубов. При разработке данной модели и ее содержательном наполнении мы руководствовались основными положениями геронтологиче-ского, аксиологического и системно-деятельностного подходов.
Ключевые слова: педагогическая модель, пожилой человек, фитнес-клуб, непрерывное образование, саморазвитие.
MODELLING OF PROCESS OF SELF-DEVELOPMENT OF PEOPLE OF ADVANCED AGE IN THE CONDITIONS OF FITNESS-CLUBS
Kseniya Aleksandrovna Ryamova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural Legal institute of Russian Ministry of Internal Affairs, Yekaterinburg, Alexander Semenovich Rosenfeld, the doctor of biological sciences, professor, Ural state university of means of communication, Yekaterinburg
Annotation
The analysis of scientific literature has showed that self-development is the personal focused process, directed at self-transformation of the individual. Degree of success of self-transformation of the identity of the person is caused by the following factors: the sociocultural habitat, inherited genetic features and, the sum of own efforts of all subjects of the education and training. In our case, the educational developing activity of the fitness clubs acts as the basic pedagogical system providing self-development of the people at advanced age. The authors designed the structural model, which reproduces the basic principles of the organization and functioning of the fitness of clubs. When developing this model and its substantial filling, the basic provisions of the gerontological, axiological, system and activity approaches have guided us.
Keywords: pedagogical model, elderly person, fitness club, continuous education, self-development.
Современный этап социально-экономического развития ведущих стран мира, сопровождается неуклонным ростом численности пожилого населения. Эта проблема не обошла стороной и Россию. Если в 2006 году социальный слой пожилых людей нашей страны составлял 16,2%, то в 2016 году процентное соотношение данной возрастной группы достигло 27% (пожилой возраст согласно классификации Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения у мужчин соответствует 61-74 годам, у женщин 55-74 годам).
Следует принять во внимание, что данный этап онтогенеза связан с целым рядом изменений обусловленных процессами старения, которые проявляется на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. В этот период снижаются адаптивные и резервные возможности человека, трансформируются ценностно-потребностные ориентации, а аффективно-эмоциональная сфера индивида, ввиду резкого изменения социального статуса претерпевает жесточайший внутренний конфликт. Естественно, что в такой ситуации, поддержание и сохранение психосоматических и социокультурных функций пожилого человека является одной из насущных проблем изучаемых специалистами в области гуманитарных и естественных наук.
Учитывая социальную значимость проблемы, научное сообщество, при содействии правительства, разработало целевую программу «Старшее поколение». Значительная часть программы посвящена социальным мерам по улучшению качества жизни пожилых людей. Предполагалось, что внедрение программы в социокультурную среду социальных, образовательных, культурно-просветительских центров и учреждений обеспечит условия для поддержания жизненной активности и саморазвития пожилого человека.
В Википедии дефиниция саморазвитие рассматривается как способность индивида или системы к преодолению внутренних противоречий при организации образовательного процесса за счет активации собственных усилий. Или способность к самоуправлению, постановке целей, проектированию нового состояния. Близкое по смыслу толкование понятия «саморазвитие» мы находим в работе К.А. Абульхановой-Славской: - «саморазвитие есть процесс самостоятельного определения личностью стратегии своей жизни» [1].
В педагогической науке проблема саморазвития личности человека активно исследовалась П.П. Блонским, А.В. Дистервергом, Я.А. Коменским, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинским, К. Д. Ушинским, С.Т. Шацким. В своих работах они доказательно подтвердили, что эффективность саморазвития человека зависит от целого комплекса факторов, которые обусловлены наследственностью, средой обитания, воспитанием, обучением.
Соответственно мы заключили, что «саморазвитие» это личностно-ориентированный процесс, направленный человеком на самопреобразование, а степень успешности - результативности этого процесса обусловлен социокультурной средой обитания индивида, его унаследованными генетическими свойствами и, суммой собственных усилий всех субъектов воспитания и обучения.
Л.Н. Куликова в одной из своих работ несколько расширяет толкование понятия «саморазвитие», она показывает, что в основе саморазвития лежит творческий процесс целенаправленного преобразования человеком личностных ценностей: деятельностных, нравственных, этических, чувственных, интеллектуальных и характерологических, необходимых индивиду для достижения намеченных целей и эффективной самореализации
[4].
А.В. Мудрик представляет данные педагогических исследований раскрывающих структуру саморазвития личности. Для нашей работы, согласно его разработкам, наиболее значимым фактором, обеспечивающим эффективное преобразование личности, является образовательная деятельность. Именно она, образовательная деятельность, по мнению А. В. Мудрика, может пожизненно обеспечить личность эффективной формой саморазвития через включение субъекта в непрерывный учебный процесс [5]. Для нас этот постулат особенно важен, так как в своей работе мы пытаемся исследовать проблему саморазвития пожилого человека в современном социуме посредством их привлечения к образовательной деятельности.
Теоретические и практические аспекты образования, обучения и воспитания взрослых людей изучает наука андрогогика, которая возникла как ответ общества на социальные вызовы современности. Значительный вклад в развитие этой науки внесли С.И. Змеев С.Г. Вершловский, Ю.И. Калиновский и др.
В настоящий момент образование взрослых является социально значимой проблемой, от решения которой во многом зависит уровень экономического и социального развития государства, так как почти пятая часть трудовых ресурсов страны составляют люди пенсионного возраста. Естественно, что в этой ситуации главенствующей задачей андра-гогики является создание пожилому человеку достаточных педагогических условий для поддержания и развития его личностных качеств, дающих ему возможность быть активным участником экономической и социальной жизни социума.
В 80-х годах ХХ столетия в России сложилась адекватная образования система взрослого населения, которая носила в основном заочно-вечернюю форму обучения. Эта система включала в себя целый ряд образовательных и культурно-просветительских организаций: школы рабочей молодежи, техникумы, вузы, курсы и факультеты по повышению профессиональной квалификации, и другие, тому подобные учреждения. При этом, значительный вклад в интеллектуальное и социокультурное развитие взрослого населения вносили клубные формы работы организованные при: заводах, фабриках, жилищно-коммунальных конторах, Домах Культуры и тому подобных государственных структурах. Следует упомянуть, что все перечисленные структуры были доступны, а занятия в них бесплатны, что давало возможность человеку, достигшему пенсионного возраста, осознано выбирать стратегию личностного развития, создавая модель своего собственного научения, становясь при этом активным участником процесса саморазвития.
В современной России значительная часть вышеперечисленных структур ввиду финансовых кризисов и проводимых реформ в образовании, культуре и социальной сфере, вынуждены в большей мере заниматься проблемой собственного выживания, оказывая за деньги так называемые, образовательные, социально-культурные; и досугово-развивающие услуги. Естественно, что для людей старшей возрастной группы, а тем более находящихся на пенсии, степень доступности к образовательным и культурно-развивающим услугам становится ограниченным. В этой ситуации перед пожилым человеком возникает вопрос, где найти ему ту сферу деятельности, которая обеспечит ему
условия личностного саморазвития.
Исследование научно-методической литературы и наш собственный опыт позволил заключить, что ряд базовых видов деятельности (игровая, учебная, профессиональная и досуговая) сопровождают человека по всей его жизни, формируя необходимые личностные качества и условия для саморазвития и самореализации. У людей пожилого возраста, по тем или иным причинам, из их жизнедеятельности может фрагментарно, а иногда и полностью выпадать семейная, профессиональная, или бытовая сфера деятельности. Естественно, что для полноценного жизневосприятия и жизнедеятельности, пожилому человеку необходимо переориентировать структуру своей деятельности, что создаст достаточные условия для его дальнейшего саморазвития. По данным А.П. Исаева, такой вид деятельности характерен для клубных форм организации досуга. Именно они способствуют творческому развитию личности и, создают предпосылки для эффективного саморазвития индивида [3]. В настоящее время к клубным формам организации досуга, и культурно-просветительской деятельности привлечено около 5% людей старшего поколения. Хотя в Екатеринбурге с 2008 по 2016 год количество пожилых людей занимающихся клубными формами досуга стало достоверно больше. Данному обстоятельству способствует благотворительность и спонсорство, которое оказывают как частные лица, так и ряд следующих конфессиональных центров: грузинский центр культуры «Руставели»; общественно-культурное объединение «Киргизия-Урал» и «Биримдик»; свердловское общество корейской культуры «Мунхва», еврейское объединение «Хесед»; армянский благотворительный центр «Ротари-клуб» и т.д. Благодаря этим конфессиональным центрам и усилиям спонсоров в досуговую деятельность пожилых людей активно начала внедрятся «фитнес культура». По мнению В.И. Ильинича, именно «фитнес» и его клубные формы организации, должны становиться центрами культурно-просветительской и образовательной деятельности граждан пожилого возраста. При этом устремленность этих центров должна быть сфокусирована на вырабатывании у индивида навыков здорового образа жизни и творческих способностей к саморазвитию [2].
Однако, эффективность образовательно-развивающей деятельности фитнес центров на данный момент желает быть лучшей (данные Национального института здоровья - Санкт-Петербург). Для большинства характерен низкий уровень технологических и образовательных услуг, отсутствует персонификация и индивидуализация образовательно-развивающего процесса. Практически отсутствуют технологические инновации, направленные на саморазвитие людей пожилого возраста [6]. Данное обстоятельство указывает на острую потребность в создании инструментария необходимого для разработки и внедрения в образовательное пространство фитнес клубов педагогических технологий направленных на саморазвитие людей пожилого возраста. Базовым компонентом такого инструментария по данным В. А. Чистякова и соавторов является процесс имитационного моделирования [8].
При определении метода моделирования мы обратились к работе И. Т. Фролова, который моделирование рассматривает как процесс конструирования предполагаемой системы, в которой воспроизводятся все базовые принципы организации и функционирования этой системы [7, с. 20]. При обращении к методу моделирования мы опирались на понимание того, что общим свойством всех моделей является их способность, отображать действительность. В нашем случае мы поставили перед собой задачу: создать структурную модель, которая бы воспроизводила основные базовые принципы организации и функционирования фитнес клубов, культурно-образовательная среда, которых создает достаточные условия для саморазвития людей пожилого возраста (рисунок). При разработке данной модели и ее содержательном наполнении мы руководствовались основными положениями геронтологического, аксиологического и системно-деятельностного подходов.
Реализация этих подходов, по нашему мнению, даст возможность определить структурные, содержательные и процессуальные особенности саморазвития пожилого человека, что обеспечит выбор форм, методов и средств педагогического взаимодействия (рисунок).
Цель: организация совместной деятельности педагог <-> пожилой человек, в процессе которой выясняются проблемы пожилого человека, активизируются его резервные возможности и формируются педагогические условия для эффективного саморазвития пожилого индивида в условиях образовательного
пространства фитнес клуба.__
+ Задачи ♦
1. Определить методологические подходы, обеспечивающие теоретике практическую базу реализации саморазвития пожилого человека.
2. Выявить совокупность педагогических условий направленных на самореализацию и саморазвитие пожилого человека в образовательном пространстве фитнес-клуба.
3. Создать педагогические условия для мотивации пожилых людей к образовательно-досуговой деятельности.
5. Разработать программы практических занятий направленных на саморазвитие пожилого человека.
Мотивационно- Когнитивный блок и его Деятельности о-
ценностный блок и его функции практический блок и
функции его функции
+ 1 1
Пропедевтическая, Аналитическая и Познавательная,
организаторская, познавательная. организаторская,
практико- практико-
ориеитационная. ориентационная,
контрол ьно-оценоч ная,
аналитическая.
Методы: наблюдение, беседа, создание ситуаций выбора и успеха, обращение к личному опыту, упражнения, игры, тестирование, анализ продуктов деятельности, самооценка, мониторинг._
Формы: беседы, лекции семинарские занятия тренинги, практические занятия, консультации, самостоятельная работа, педагогическая практика._
Средства: научно-популярная и учебная литература; рабочие учебные программы, вопросы для самоконтроля, сборники ситуативных задач и упражнений, методические рекомендации, библиотечные фонды, иллюстративные материалы, арт-задания, компьютеры, видеокамера, аудиоустановки, тренажеры.
Результат: положительная динамика уровня саморазвития пожилого человека.
Рисунок - Структурная модель саморазвития пожилого человека в условиях фитнес-клубов
Структура модели четырёхкомпонентная. Каждая компонента (подструктура), характеризуется специфичным содержанием, автономностью и функциональной интегра-тивностью. В качестве подструктур модели выделены: целевая, содержательная, организационная и оценочно-результативная. В качестве ожидаемого результата, реализации модели, выступает позитивная динамика уровня саморазвития пожилого человека.
Необходимо отметить, что любая педагогическая модель (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.М. Яковлева и др.) может успешно функционировать
только при соответствующих педагогических условиях. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность необходимых и достаточных мер, обеспечивающих саморазвитие пожилого человека в условиях фитнес-клуба.
В комплекс педагогических условий включены следующие положения: целенаправленная мотивация пожилого человека к регулярным занятиям «фитнесом»; стимулирование у пожилых людей процессов самопознания, самоопределения и самоанализа; использование комплекса культурно-просветительских и образовательно-развивающих мероприятий, инициирующих творческий процесс саморазвития личности пожилого человека в условиях фитнес клубов.
Представленный материал позволяет заключить: конструирование педагогической модели (саморазвитие людей пожилого возраста в условиях фитнес клубов) должно опираться на методологическую взаимосвязь геронтологического, аксиологического и си-стемно-деятельностного подходов, что даст возможность разработчикам определить структурные, содержательные и процессуальные особенности процесса саморазвития человека пожилого возраста и, обеспечит адекватный выбор форм, методов и средств педагогического взаимодействия.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Жизненная позиция пожилого человека: проблемы и возможности их решения», проект № 15-06-10129
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская - Москва : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента : учебник / В.И. Ильинича. - Москва : Гардарики, 2003. - 448с.
3. Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека : уч.пособие. / А.П. Исаев, С.А. Личагина, Т.В. Потапова. - Тюмень: Из-во Тюменского государственного университета, 2003. - 248 с.
4. Куликова, Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя - основа гуманистической педагогики / Л.Н. Куликова // Педагогика развития, 2001.- № 5. - С. 64.
5. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. - Москва : Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
6. Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы. Национальный доклад. - Москва : Права человека, 2002. - С. 54.
7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - Москва: Политиздат, 1987. -
590с.
8. Чистяков, В.А. Ретроспективный анализ имитационного моделирования в сфере физической культуры и спорта / В.А. Чистяков, А.А. Михонин, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 203-207.
REFERENCES
1. Abulkhanov-Slavskaya, K.A. (1991), Strategy of life, Thought, Moscow.
2. Ilyinich, V.I. Physical culture of the student: Textbook, Gardarika, Moscow.
3. Isaev, A.P., Lichagina S.A. and Potapova, T.V. (20030, Strategy of adaptation of the person, publishing house of the Tyumen state university, Tyumen.
4. Kulikova, L.N. (2001), "Personal self-development of the pupil and teacher - fundamentals of humanistic pedagogics", development Pedagogics, No. 5, pp. 64
5. Mudrik, A.V. (2001), Communication in the course of education, Pedagogical society of Russia, Moscow.
6. Elderly people in the Russian Federation: situation, problems, prospects (2002), National report, Human rights, Moscow.
7. Ed. Frolov, I.T. (1987), The philosophical dictionary, Politizdat, Moscow.
8. Chistyakov, V.A., Mikhonin, A.A. and Novoseltsev, O.V. (2016), "The retrospective analysis of imitating modeling in the sphere of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp. 203-207.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.07.2017
УДК 796.011
ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ УРОВНЕМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск; Иван Владимирович Катаев, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта РФ, Виталий Николаевич Деянышев, слушатель, Алексей Алексеевич Лесняк, слушатель Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе рассматриваются темпы прироста результатов в контрольных упражнениях выполняемых курсантами во взаимосвязи с исходным уровнем их физической подготовленности и личностными особенностями. Выявлено, что взаимосвязь темпа прироста в контрольных упражнениях различна в соответствии уровня их физической подготовленности. Если в первой группе динамика связей имеет положительную направленность, то во второй отрицательную. Связи темпов прироста результатов в тестовых испытаниях с личностными особенностями курсантов в группе с более низким уровнем подготовленности более дифференцированы, во второй более интегрированы.
Ключевые слова: физическая подготовленность, контрольные упражнения, личностные особенности, темпы прироста, скоростные способности.
DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CADETS, DIFFERENT BY LEVEL
OF PREPAREDNESS AND INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES
Victor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, senior lecturer, Omsk tank-automotive engineering Institute, Omsk; Ivan Vladimirovich Kataev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, master of sports of the Russian Federation, Vitaly Nikolaevich Deyanishev, the listener, Alexey Alekseevich Lesnyak, the listener of the Military Academy of logistics support named after General A.V. Khrulyov, St. Petersburg
Annotation
The article considers the growth rate of results in test exercises performed by the cadets in conjunction with the initial level of their physical fitness and personal characteristics. It is revealed that the correlation of the growth rate in the control exercises differ according to their level of physical fitness. If in the first group the dynamics of the correlations has positive direction, the second shows the negative. Growth results correlations in tests with the personal characteristics of the trainees in the group with lower levels of proficiency are more differentiated, therefore, being more integrated in the second.
Keywords: physical fitness, exercises control, personality traits, growth rates, speed capabilities.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образование в сфере физической культуры (физическая подготовка), рассматривается как триединство таких компонентов, как: образовательного, аксиологического и потребностного. Это обеспечивает не только приобретение новых знаний курсантами в области физической культуры, двигательных умений и навыков, развитие положительного мотивационного отношения к физической культуре. Но и проявиться в повороте их к саморазвитию, самовоспитанию, к формированию широкого круга потребностей, а в конечном варианте и в приобретении личностной культуры (В .И. Столяров и др., 1998).