Интегративная физиология
УДК 316.345.32-053.9
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ЕГО ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ
Л.В. Овчинникова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
В ходе исследования были выявлены наиболее типичные физические и духовнонравственные проблемы пожилых людей, приводящие к разрушению личностных ориентиров, блокировке коммуникативной компетенции, снижению функциональных возможностей, что препятствует их поступательному развитию и сохранению активной жизненной позиции.
Ключевые слова: пожилой возраст, жизненная позиция, здоровьеподдержание, ценностные ориентации, функциональные возможности.
Старость - завершающий этап в жизни человека. В европейской культуре старость традиционно связывают с процессами инволюции, с угасанием, деструктивными изменениями, неизменно сопутствующими пожилому человеку. Сегодня много известно о механизмах старения, действующих на всех уровнях организма. С выходом на пенсию положение и роль людей изменяется. Они приобретают новый социальный статус. Теперь из группы, которую условно называют поколением руководителей, они переходят в так называемую группу людей «на заслуженном отдыхе», предполагающую снижение социальной активности. Начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям с последующей социальной изоляцией и одиночеством. Э.Ф. Зеер называет это кризисом социально-психологической адекватности [4]. Такие изменения невольно отражается на аффективно-эмоциональной сфере пожилых, что накладывает свой отпечаток на настроение, стиль общения, поведение и потребностные предпочтения. Соответственно перед врачами, психологами и работниками социальной сферы ставится задача -поддержать аффективно-эмоциональную сферу пожилого человека и его жизненную позицию в быстро меняющихся социально-экономических условиях, сделав его активным участником развивающегося социума. Соответственно поддержание аффективно-эмоциональной сферы и сохранение активной жизненной позиции пожилого человека становится одной из актуальных тем современных научных исследований.
По мнению И. В. Шаповаленко, для успешно-
го поддержания аффективно-эмоциональной сферы пожилого человека и его жизненной позиции следует учитывать, что старение представляет собой не только прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, но и наличие ряда психологических новообразований со специфическими изменениями в интеллектуальной, эмоциональной и ценностно-мотивационной сфере [15]. И.А. Аршавский под старением понимает физиологические процессы, которые первично не являются заболеваниями, однако приводят к ограничению функциональных возможностей организма и снижению его устойчивости к внешним воздействиям [2]. Их сущность не сводится просто к количественным изменениям. Речь идет о возникновении качественно новых психо-физиологических корреляций [3].
Т.А. Немчин исследуя эмоциональную сферу пожилых находит изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций, когда снижается контроль за проявлением радости, горя, печали и т. п. Нередко наблюдается и эмоциональная черствость, снижение эмпатийности.
К частным признакам эмоциональной сферы у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа [10].
Характер, типы и интенсивность старческих изменений ассоциируют обычно с именем английского философа Ф. Бэкона, который особенности старения связывает с влиянием средовых факторов: «... образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений» [16, с. 50].
И. Кон определил шесть типов старости в зависимости от характера деятельности человека. Первые четыре типа являются психологически благополучными, так как наделены хорошей социальной и психологической приспособленностью. К оставшимся отрицательным типам старости он относит «агрессивных старых ворчунов», критикующих все, кроме себя, и «одиноких грустных неудачников», которые винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности [6].
В работах С.И. Г авриловой, А.Я. Иванюшки-на, В.Я Семке условно выделяют три типа старости: «счастливая», «несчастливая» и «психопатологическая». «Счастливая» старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием. Так называемая «несчастливая» старость обуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти. «Психопатологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций [5, 13].
Д.Б. Бромлей выделяет пять видов стратегий приспособительных реакций в пожилом возрасте [17]: конструктивная стратегия; стратегия пассивной зависимости; стратегия оборонительноприспособительная; враждебная стратегия; стратегия самобичевания.
Вышеперечисленные стратегии находят свое отражение в работах Е.С. Авербуха, А.Н. Леонтьева, Д. Ж. Курцмена. Они считают, что у пожилых людей под воздействием накопившихся психологических и социальных травм формируется ряд разнонаправленных адаптивно-приспособитель-
ных реакций.
Многие из этих реакций последовательно закреплены, а выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения и продолжительность жизни в целом.
Задачи исследования. Определить, какие социальные факторы на фоне снижения показателей соматического здоровья вызывают у пожилых людей изменения эмоциональной и ценностно-потребностной сферы, мешая им продуктивно участвовать в жизни социума.
Контингент и методы исследования. В исследовании принимали участие 170 женщин в возрасте 56-75 лет. До выхода на пенсию были заняты интеллектуальным трудом (в основном педагогической деятельностью).
Исследования проводились на базе «Российского государственного профессионально-педаго-
гического университета»; в негосударственных культурно-оздоровительных учреждениях (фитнес-клубах «Фаворит», «Витязь»), общественном благотворительном центре «Хесед», в МБОУ 151, 144, спортивно-оздоровительном комплексе «Ка-лининец».
Для исследования функционального статуса применялись следующие тесты:
- PWC130;
- тест Ромберга (координационные способности);
- проба Штанге (устойчивость к гипоксии).
Для исследования психологического статуса
применялись следующие методики:
- тип направленности личности (В. Смейкал и М. Кучер «Ориентировочная анкета»);
- уровни реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин);
- уровень агрессивности и враждебности -опросник Баса-Дарки;
- ценностные ориентации (метод М. Рокича);
- уровень самооценки (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М Мануйлов);
- типы жизненных позиций (Э. Берн);
- диагностика уровня эмоционального выгорания (В .В. Бойко).
Обработку результатов эксперимента мы осуществляли в электронных таблицах MS Excel и программного обеспечения STATISTICA V.6.0.
Результаты и их обсуждение. Соответственно задаче исследования нами была предпринята попытка выявить, какие факторы в наибольшей мере тревожат и усложняют жизнь пожилым людям. С этой целью им был предложен ранговый тест, где они самостоятельно оценивали свое состояние, отвечая на вопрос: «Что больше всего вас тревожит?».
Из приведенных данных (табл. 1) видно, что в этот период личностного развития для данного социального слоя исследуемых доминирующими факторами в их жизневосприятии становятся потеря прежних социальных связей и ухудшение здоровья.
Детальный анализ представленного ранжирования позволил нам сформулировать наиболее типичные проблемы, препятствующие пожилым людям продуктивно участвовать в общественной жизни, поддерживая активную жизненную позицию. Таковыми являются:
- развитие неадекватного восприятия себя как личности в период смены социального статуса;
- переживание состояния эмоционального неблагополучия (постоянное присутствие чувства тревоги, одиночества, наличие состояния эмоционального стресса и депрессии);
- ухудшение состояния здоровья, обусловленное естественными процессами старения;
- плохая адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим, общественно-политическим и ментальным особенностям общества;
Интегративная физиология
Таблица 1
Обобщенные ранги ответов пожилых людей на вопрос: «Что больше всего вас тревожит?»
Варианты ответов Ранги
Потеря прежних социальных связей (работа, друзья) 1
Плохое самочувствие (здоровье) 2
Неуверенность в себе 3
Отсутствие перспектив в будущем 4
Чувствовать себя ненужным, чужим 5
Низкая заработная плата (пенсия) 6
Наличие чувства тревоги, одиночества, стресса, депрессии 7
Наличие экстремальных (неблагоприятных) жизненных ситуаций 8
Недостаток личного времени 9
Неприятие монетизации и других социальных нововведений 10
Отсутствие возможности проявить свои профессиональные знания и навыки 11
Отсутствие общих интересов и контактов с другой возрастной группой 12
- нарушение системы межличностных, личностно-групповых, личностно-социальных коммуникаций;
- наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций и др.
По сути дела, данные ответы на вопросы анкеты есть не что другое, как самооценка пожилыми людьми своего внутреннего состояния, то есть своего «Я».
По мнению К. А. Абульхановой-Славской, внешнее проявление своего «Я» есть не что иное, как жизненная позиция человека, которая проявляется не просто через характеристику личности, ее внутреннего мира, через направленность или совокупность ролей, а есть форма бытия, общественный способ осуществления своей жизни [1]. По Р.С. Немову «жизненная позиция» - наиболее выраженные компоненты личности в ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности [9]. По данным А.Н. Леонтьева, мотивы деятельности и активность деятельности во многом зависит от направленности личности пожилого человека [7].
Для получения информации о преобладающих типах направленности личности, использовался метод «Ориентировочная анкета».
Из приведенных данных (табл. 2) видно, что у 44 % обследуемых преобладает направленность личности на задачу. Полученные результаты мы объясняем тем, что, даже выйдя на пенсию, эти люди по-прежнему проявляют интерес к трудовой деятельности, внутренне ощущая себя социально востребованными.
Таблица 2 Преобладающий тип направленности у пожилых людей
Преобладающий тип направленности Испытуемые, %
Направленность на задачу 44
Направленность на взаимные действия 35
Направленность на себя 21
21 % обследованных относятся к группе, где преобладает «направленность на себя». Обычно такие люди легче и быстрее адаптируются к пенсионному периоду жизни, так как направлены больше на свои чувства, считая свободное времяпрепровождение на пенсии заслуженным отдыхом. Лица с направленностью на взаимные действия (таких в нашем исследовании 35 %) тоже нередко встречаются среди пожилых людей. Для них характерны поступки, которые определяются потребностью в общении и стремлением поддерживать хорошие отношения с другими людьми.
Любая направленность личности имеет определенную систему ценностей и образует ее ценностную ориентацию. В одной из своих работ М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Это деление соответствует традиционному делению на ценности -цели и ценности - средства.
Для определения ценностных ориентаций нами был выбран метод, основанный на принципе личностного (прямого) ранжирования списков ценностей. Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Из приведенных рангов (табл. 3) видно, что основной жизненной ценностью для исследуемой группы людей пожилого возраста является здоровье. В число значимых терминальных ценностей вошли: семейная жизнь, дружба, уважение окружающих, материально обеспеченная жизнь.
В качестве значимых инструментальных ценностей: чуткость, заботливость, трудолюбие, ответственность, воспитанность.
Таблица 3
Ценностные предпочтения пожилых людей
Терминальные Инструментальные
ценности ценности
Здоровье (физическое и психическое) Чуткость
Семейная жизнь Заботливость
Дружба Трудолюбие
Уважение окружающих Ответственность
Интеллектуальные ценности и ценности принятия других (терпимость к мнениям других, умение понять чужую точку зрения), ценности самоутверждения (способность действовать самостоятельно, непримиримость к недостаткам в себе и других, умение настоять на своем) не являются определяющими для этой группы людей.
Таким образом, мы смогли определить не только ценностные приоритеты пожилых людей, но и косвенно судить об их «Я концепции», которая, отражая «Я образ», проявляется в самооценке. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Из результатов, представленных в (табл. 4), видно, что заниженная самооценка наблюдается у большинства исследуемых.
Таблица 4 Уровень самооценки пожилых людей, участвующих в исследовании
С нашей точки зрения это происходит в связи с частичной социальной изоляцией пенсионеров, выпадением из профессиональной деятельности и ухудшением самочувствия в связи с естественным фактором старения. Все это не может не влиять на эмоционально-оценочную сферу человека, которая во многом определяет уровень тревожности. В нашем случае уровень реактивной (ситуативной) и личностной тревожности пожилых людей выходит за рамки нормативных параметров (табл. 5). Такое состояние согласно классификации Ч.Д. Спилбер-гера, можно охарактеризовать как «высокая тревожность».
Таблица 5
Показатели уровня тревожности пожилых людей, участвующих в исследовании
Примечание. Оценка осуществлялась в баллах: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-45 баллов - умеренная тревожность; 46 и выше - высокая тревожность.
Повышенный уровень личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) согласно данным Ю.Л. Ханина тесно коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями [14]. При этом личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг си-
туаций как угрозу, тем самым влияя на модель поведения, зачастую провоцируя человека на агрессию, направленную как на других, так и на себя.
Опросник Басса-Дарки дает возможность определить уровень враждебности и агрессивности в различных ее проявлениях. Враждебность - это реакция отношения, скрытовербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства (злая воля) и негативная оценка людей и событий. Агрессия - ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому.
Результаты исследований уровня агрессии и враждебности приведены в табл. 6 (норма индекса агрессии 21; норма индекса враждебности 6-7).
Таблица 6
Уровень агрессии и враждебности пожилых людей
Индекс агрессии 21,7 ± 2,0
Индекс враждебности 14,4 ± 1,3
Из табличных данных видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии у пожилых людей находятся в пределах нормы, зато уровень враждебности значительно превышает норму. По мнению К. А. Рямовой, это происходит от недостатка любви и внимания, отсутствия положительных эмоций, при этом возникает враждебность, направленная против всего мира, окружающих, а бывает и против себя самого [12].
Следует особо подчеркнуть, что эти свойства личности во многом определяют поведение и поступки людей при выборе действий, а действие, по мнению Р. С. Немова, - отражение жизненной позиции [9].
Нами (с помощью опросника «жизненной позиции» по Э. Берну) были определены типы жизненных позиций с последующим переводом полученных результатов в балльную систему оценок и присвоением уровней активности (табл. 7). Обследовалось 170 человек.
Таблица 7 Жизненная позиция пожилых людей в процентном соотношении
Жизненная позиция Баллы Испытуемые, %
Бесплодная 1 0,8
Депрессивная 2 45
Оборонительная 3 40,2
Конструктивная 4 14
Из приведенных данных видно, что большинство испытуемых придерживается депрессивной или оборонительной позиции (это 85 %). И только 14 % имеют «конструктивную позицию», которую можно оценить на 4 в избранной нами балльной системе. Следовательно, большинство пожилых людей относятся к себе или к другим людям со значительной долей скепсиса (отрицательно).
Приведенные данные свидетельствуют о значительных изменениях в деятельности аффективной сферы пожилых людей.
Параметр Оценка Испытуемые, %
Самооценка Завышенная 23
Адекватная 18
Заниженная 59
Виды тревожности Испытуемые
Реактивная тревожность М±т 53,22±4,03
Личностная тревожность М±т 52,70±4,92
Интегративная физиология
В связи с тем, что большинство исследуемых пожилых людей ранее выполняли функции педагогов, а некоторые и по сей день учительствуют, мы обратились к работам Л.М. Аболина, Г.Ф. За-ремба, Э.Ф Зеера, в которых преподавательская деятельность отнесена к наиболее напряженным в психологическом плане видов социальной активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, где эмоциональная напряженность и часто повторяющиеся отрицательные эмоции снижают фрустрационную толерантность, повышают тревожность, раздражительность, приводя к перевозбуждению и нервным срывам. И как результат со временем формируется «синдром эмоционального сгорания» - один из видов профессиональной деформации личности. По словам К. Маслач, выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения [8].
В нашем случае с помощью методики
В.В. Бойко было показано: у 26 % исследуемых выявлен «сложившийся синдром эмоционального выгорания»; у 53 % - «синдром профессионального выгорания в фазе формирования»; у 21 % синдром не выявлен. Полученные результаты подтверждают наши предположения и данные К. Маслач о роли стресса в формировании синдрома «эмоционального выгорания».
Соответственно фазам «адаптационного синдрома» (Г. Селье) и сформированности «синдрома эмоционального выгорания» происходит перестройка энергетических механизмов с характерным нерациональным расходованием энергетического пула АТФ при сниженном его воспроизводстве ввиду активации гликолиза и ухудшения аэробных функций. В одной из своих работ
В.В. Фролькис приводит данные, убедительно показывающие, что у пожилых людей (60-75 лет) развивается старческая гипоксия. В этот период максимальное потребление кислорода снижается более чем в два с половиной раза относительно 40летнего возраста. Старческая гипоксия является результатом сдвигов, возникающих в разных звеньях обеспечения организма кислородом [11]. Ухудшаются окислительные процессы в миокарде, головном мозге, почках и др. Снижается интенсивность фосфорилирования в клетках. Уменьшается число митохондрий, изменяется их структура, увеличивается их размер, нарушается проницаемость различных мембран. Замедляется обновляе-мость макроэргических молекул, их кругооборот в энергетическом обеспечении функции клетки. Соответственно уменьшение энергоемкости заставляет целый ряд наших систем и органов работать в режиме энергетической экономии.
Тест PWC130, проведенный нами (табл. 8), только подтверждает данные В.В. Фролькиса, указывая на снижение потребления кислорода и ухудшение общей работоспособности пожилых.
При этом состояние практически всех двигательных качеств в большинстве случаев оценивается как «низкое», что, по мнению Н.М. Амосова,
Н.А. Фомина, во многом определяет здоровье человека в целом.
Таблица 8
Уровень физического состояния женщин 60-70 лет, %
Тесты Низкий Сред- ний Высо- кий
PWC130 81 19 0
Гибкость 93 6 1
Координация 52 40 8
Проба Штанге 79 20 1
Сила правой руки 60 32 8
Таким образом, полученные результаты дополняют наше представление о проблемах, которые негативно влияют на эмоциональную сферу пожилых людей. К ним относятся: неадекватное восприятие себя как личности; переживание состояния эмоционального неблагополучия; плохая адаптация к быстро меняющимся социальноэкономическим условиям; нарушение системы межличностных и личностно-групповых коммуникаций.
Все эти факторы на фоне снижения показателей соматического здоровья ценностных ориентаций и низкой самооценки формируют у пожилых людей высокий уровень тревожности с признаками депрессии и повышенной враждебности, что в конечном итоге определяет их депрессивнооборонительную позицию.
Таким образом, нами были расширены некоторые представления о тех социальных и личностных проблемах людей пожилого возраста, вышедших на пенсию, что и определило постановку цели дальнейшего исследования: разработать методику психофизиологической поддержки жизненной позиции пожилого человека в условиях активного досуга.
Литература
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршавский. - М.: Политиздат, 1967. - 118 с.
3. Ермолаева, М.В. Практическая психология старости / М.В. Ермолаева. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 320 с.
4. Зеер, Э. Ф. Профориентология: учеб. пособие / Э.Ф Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. -186 с.
5. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека /
А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. -Т. 45. - № 1. - С. 49-58; № 4 - С. 29-33.
6. Кон, И.С. Социологическая психология / И. С. Кон. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 317 с.
7. Леонтьев, А.Н. Потребности мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Восток, 1971. -84 с.
8. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. - По материалам сайта http://hr-land.com
9. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования: учеб. для студентов педвузов / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. издат. центр «ВЛАДОС», 1999. - 394 с.
10. Немчин, Т.А. Специфика социально-
психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в пожилом возрасте / Т.А. Немчин // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. «История КПСС. Научный коммунизм. Философия. Право». - 1987. -Вып. 4. - С. 14.
11. Руководство по геронтологии / под ред. Д.Ф. Чеботарева, В.В. Фролькиса. - М.: Медицина, 1978 - 503 с.
12. Рямова, К.А. Физическая культура и про-
блемы здоровьесбережения людей пожилого возраста / К.А. Рямова // Образование в Уральском регионе: науч. основы развития: тез. докл. III науч.-практ. конф., Екатеринбург, 11-15 апр. 2005 г. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. -2005. - С. 133-134.
13. Семке, В.Я. Модификация оценочной шкалы жизненных событий для применения в геронтопсихиатрической практике / В.Я. Семке / Современные проблемы пограничных и аддиктивных состояний: материалы конф. - Томск, 1996. -
С. 44-45.
14. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера /Ю.Л. Ханин. - М.: ФиС, 1976. - 28 с.
15. Шаповаленко, И. В. Социальная ситуация развития в позднем возрасте / И.В. Шаповаленко // Психология зрелости и старения. - 1999.- № 2. -
C. 27-40.
16. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное / Н. Ф. Шахматов. - М.: Медицина, 1996. - 303 с.
17 . Bromley, D.B. The Psychology of Human Ageing /D.B. Bromley. - London, 1996. - 201 p.
Поступила в редакцию 22 октября 2011 г