Научная статья на тему 'Психофизиологическое состояние пожилого человека в период его выхода на пенсию'

Психофизиологическое состояние пожилого человека в период его выхода на пенсию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2067
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ / ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ЗДОРОВЬЕПОДДЕРЖАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ADVANCED AGE / LIVE POSITION / HEALTH-PRESSERVATIONS / VALUABLE ORIENTATIONS / FUNCTIONAL POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Л. В.

В ходе исследования были выявлены наиболее типичные физические и духовнонравственные проблемы пожилых людей, приводящие к разрушению личностных ориентиров, блокировке коммуникативной компетенции, снижению функциональных возможностей, что препятствует их поступательному развитию и сохранению активной жизненной позиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчинникова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological a condition of the elderly person during his retirement

During research the most typical physical and spiritually-moral problems of older people leading to destruction of personal reference points, to blocking of the communicative competence, decrease in functionality that interferes with their forward development and preservation of an active vital position have been revealed

Текст научной работы на тему «Психофизиологическое состояние пожилого человека в период его выхода на пенсию»

Интегративная физиология

УДК 316.345.32-053.9

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ЕГО ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ

Л.В. Овчинникова

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

В ходе исследования были выявлены наиболее типичные физические и духовнонравственные проблемы пожилых людей, приводящие к разрушению личностных ориентиров, блокировке коммуникативной компетенции, снижению функциональных возможностей, что препятствует их поступательному развитию и сохранению активной жизненной позиции.

Ключевые слова: пожилой возраст, жизненная позиция, здоровьеподдержание, ценностные ориентации, функциональные возможности.

Старость - завершающий этап в жизни человека. В европейской культуре старость традиционно связывают с процессами инволюции, с угасанием, деструктивными изменениями, неизменно сопутствующими пожилому человеку. Сегодня много известно о механизмах старения, действующих на всех уровнях организма. С выходом на пенсию положение и роль людей изменяется. Они приобретают новый социальный статус. Теперь из группы, которую условно называют поколением руководителей, они переходят в так называемую группу людей «на заслуженном отдыхе», предполагающую снижение социальной активности. Начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или снижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к нововведениям с последующей социальной изоляцией и одиночеством. Э.Ф. Зеер называет это кризисом социально-психологической адекватности [4]. Такие изменения невольно отражается на аффективно-эмоциональной сфере пожилых, что накладывает свой отпечаток на настроение, стиль общения, поведение и потребностные предпочтения. Соответственно перед врачами, психологами и работниками социальной сферы ставится задача -поддержать аффективно-эмоциональную сферу пожилого человека и его жизненную позицию в быстро меняющихся социально-экономических условиях, сделав его активным участником развивающегося социума. Соответственно поддержание аффективно-эмоциональной сферы и сохранение активной жизненной позиции пожилого человека становится одной из актуальных тем современных научных исследований.

По мнению И. В. Шаповаленко, для успешно-

го поддержания аффективно-эмоциональной сферы пожилого человека и его жизненной позиции следует учитывать, что старение представляет собой не только прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, но и наличие ряда психологических новообразований со специфическими изменениями в интеллектуальной, эмоциональной и ценностно-мотивационной сфере [15]. И.А. Аршавский под старением понимает физиологические процессы, которые первично не являются заболеваниями, однако приводят к ограничению функциональных возможностей организма и снижению его устойчивости к внешним воздействиям [2]. Их сущность не сводится просто к количественным изменениям. Речь идет о возникновении качественно новых психо-физиологических корреляций [3].

Т.А. Немчин исследуя эмоциональную сферу пожилых находит изменение динамичности эмоциональных состояний, выражающееся либо в инертности, либо в лабильности эмоций, когда снижается контроль за проявлением радости, горя, печали и т. п. Нередко наблюдается и эмоциональная черствость, снижение эмпатийности.

К частным признакам эмоциональной сферы у пожилых людей Т. А. Немчин относит устойчивое преобладание той или иной модальности переживаний: тревоги, грусти, раздраженного недовольства. Однако имеется большая категория лиц, у которой до глубокой старости сохраняются оптимистическое настроение, бодрость духа [10].

Характер, типы и интенсивность старческих изменений ассоциируют обычно с именем английского философа Ф. Бэкона, который особенности старения связывает с влиянием средовых факторов: «... образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений» [16, с. 50].

И. Кон определил шесть типов старости в зависимости от характера деятельности человека. Первые четыре типа являются психологически благополучными, так как наделены хорошей социальной и психологической приспособленностью. К оставшимся отрицательным типам старости он относит «агрессивных старых ворчунов», критикующих все, кроме себя, и «одиноких грустных неудачников», которые винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности [6].

В работах С.И. Г авриловой, А.Я. Иванюшки-на, В.Я Семке условно выделяют три типа старости: «счастливая», «несчастливая» и «психопатологическая». «Счастливая» старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием. Так называемая «несчастливая» старость обуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти. «Психопатологическая старость» проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдается снижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитием разнообразных дезадаптационных реакций [5, 13].

Д.Б. Бромлей выделяет пять видов стратегий приспособительных реакций в пожилом возрасте [17]: конструктивная стратегия; стратегия пассивной зависимости; стратегия оборонительноприспособительная; враждебная стратегия; стратегия самобичевания.

Вышеперечисленные стратегии находят свое отражение в работах Е.С. Авербуха, А.Н. Леонтьева, Д. Ж. Курцмена. Они считают, что у пожилых людей под воздействием накопившихся психологических и социальных травм формируется ряд разнонаправленных адаптивно-приспособитель-

ных реакций.

Многие из этих реакций последовательно закреплены, а выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения и продолжительность жизни в целом.

Задачи исследования. Определить, какие социальные факторы на фоне снижения показателей соматического здоровья вызывают у пожилых людей изменения эмоциональной и ценностно-потребностной сферы, мешая им продуктивно участвовать в жизни социума.

Контингент и методы исследования. В исследовании принимали участие 170 женщин в возрасте 56-75 лет. До выхода на пенсию были заняты интеллектуальным трудом (в основном педагогической деятельностью).

Исследования проводились на базе «Российского государственного профессионально-педаго-

гического университета»; в негосударственных культурно-оздоровительных учреждениях (фитнес-клубах «Фаворит», «Витязь»), общественном благотворительном центре «Хесед», в МБОУ 151, 144, спортивно-оздоровительном комплексе «Ка-лининец».

Для исследования функционального статуса применялись следующие тесты:

- PWC130;

- тест Ромберга (координационные способности);

- проба Штанге (устойчивость к гипоксии).

Для исследования психологического статуса

применялись следующие методики:

- тип направленности личности (В. Смейкал и М. Кучер «Ориентировочная анкета»);

- уровни реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин);

- уровень агрессивности и враждебности -опросник Баса-Дарки;

- ценностные ориентации (метод М. Рокича);

- уровень самооценки (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М Мануйлов);

- типы жизненных позиций (Э. Берн);

- диагностика уровня эмоционального выгорания (В .В. Бойко).

Обработку результатов эксперимента мы осуществляли в электронных таблицах MS Excel и программного обеспечения STATISTICA V.6.0.

Результаты и их обсуждение. Соответственно задаче исследования нами была предпринята попытка выявить, какие факторы в наибольшей мере тревожат и усложняют жизнь пожилым людям. С этой целью им был предложен ранговый тест, где они самостоятельно оценивали свое состояние, отвечая на вопрос: «Что больше всего вас тревожит?».

Из приведенных данных (табл. 1) видно, что в этот период личностного развития для данного социального слоя исследуемых доминирующими факторами в их жизневосприятии становятся потеря прежних социальных связей и ухудшение здоровья.

Детальный анализ представленного ранжирования позволил нам сформулировать наиболее типичные проблемы, препятствующие пожилым людям продуктивно участвовать в общественной жизни, поддерживая активную жизненную позицию. Таковыми являются:

- развитие неадекватного восприятия себя как личности в период смены социального статуса;

- переживание состояния эмоционального неблагополучия (постоянное присутствие чувства тревоги, одиночества, наличие состояния эмоционального стресса и депрессии);

- ухудшение состояния здоровья, обусловленное естественными процессами старения;

- плохая адаптация к быстро меняющимся социально-экономическим, общественно-политическим и ментальным особенностям общества;

Интегративная физиология

Таблица 1

Обобщенные ранги ответов пожилых людей на вопрос: «Что больше всего вас тревожит?»

Варианты ответов Ранги

Потеря прежних социальных связей (работа, друзья) 1

Плохое самочувствие (здоровье) 2

Неуверенность в себе 3

Отсутствие перспектив в будущем 4

Чувствовать себя ненужным, чужим 5

Низкая заработная плата (пенсия) 6

Наличие чувства тревоги, одиночества, стресса, депрессии 7

Наличие экстремальных (неблагоприятных) жизненных ситуаций 8

Недостаток личного времени 9

Неприятие монетизации и других социальных нововведений 10

Отсутствие возможности проявить свои профессиональные знания и навыки 11

Отсутствие общих интересов и контактов с другой возрастной группой 12

- нарушение системы межличностных, личностно-групповых, личностно-социальных коммуникаций;

- наличие экстремальных, кризисных жизненных ситуаций и др.

По сути дела, данные ответы на вопросы анкеты есть не что другое, как самооценка пожилыми людьми своего внутреннего состояния, то есть своего «Я».

По мнению К. А. Абульхановой-Славской, внешнее проявление своего «Я» есть не что иное, как жизненная позиция человека, которая проявляется не просто через характеристику личности, ее внутреннего мира, через направленность или совокупность ролей, а есть форма бытия, общественный способ осуществления своей жизни [1]. По Р.С. Немову «жизненная позиция» - наиболее выраженные компоненты личности в ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности [9]. По данным А.Н. Леонтьева, мотивы деятельности и активность деятельности во многом зависит от направленности личности пожилого человека [7].

Для получения информации о преобладающих типах направленности личности, использовался метод «Ориентировочная анкета».

Из приведенных данных (табл. 2) видно, что у 44 % обследуемых преобладает направленность личности на задачу. Полученные результаты мы объясняем тем, что, даже выйдя на пенсию, эти люди по-прежнему проявляют интерес к трудовой деятельности, внутренне ощущая себя социально востребованными.

Таблица 2 Преобладающий тип направленности у пожилых людей

Преобладающий тип направленности Испытуемые, %

Направленность на задачу 44

Направленность на взаимные действия 35

Направленность на себя 21

21 % обследованных относятся к группе, где преобладает «направленность на себя». Обычно такие люди легче и быстрее адаптируются к пенсионному периоду жизни, так как направлены больше на свои чувства, считая свободное времяпрепровождение на пенсии заслуженным отдыхом. Лица с направленностью на взаимные действия (таких в нашем исследовании 35 %) тоже нередко встречаются среди пожилых людей. Для них характерны поступки, которые определяются потребностью в общении и стремлением поддерживать хорошие отношения с другими людьми.

Любая направленность личности имеет определенную систему ценностей и образует ее ценностную ориентацию. В одной из своих работ М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Это деление соответствует традиционному делению на ценности -цели и ценности - средства.

Для определения ценностных ориентаций нами был выбран метод, основанный на принципе личностного (прямого) ранжирования списков ценностей. Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Из приведенных рангов (табл. 3) видно, что основной жизненной ценностью для исследуемой группы людей пожилого возраста является здоровье. В число значимых терминальных ценностей вошли: семейная жизнь, дружба, уважение окружающих, материально обеспеченная жизнь.

В качестве значимых инструментальных ценностей: чуткость, заботливость, трудолюбие, ответственность, воспитанность.

Таблица 3

Ценностные предпочтения пожилых людей

Терминальные Инструментальные

ценности ценности

Здоровье (физическое и психическое) Чуткость

Семейная жизнь Заботливость

Дружба Трудолюбие

Уважение окружающих Ответственность

Интеллектуальные ценности и ценности принятия других (терпимость к мнениям других, умение понять чужую точку зрения), ценности самоутверждения (способность действовать самостоятельно, непримиримость к недостаткам в себе и других, умение настоять на своем) не являются определяющими для этой группы людей.

Таким образом, мы смогли определить не только ценностные приоритеты пожилых людей, но и косвенно судить об их «Я концепции», которая, отражая «Я образ», проявляется в самооценке. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Из результатов, представленных в (табл. 4), видно, что заниженная самооценка наблюдается у большинства исследуемых.

Таблица 4 Уровень самооценки пожилых людей, участвующих в исследовании

С нашей точки зрения это происходит в связи с частичной социальной изоляцией пенсионеров, выпадением из профессиональной деятельности и ухудшением самочувствия в связи с естественным фактором старения. Все это не может не влиять на эмоционально-оценочную сферу человека, которая во многом определяет уровень тревожности. В нашем случае уровень реактивной (ситуативной) и личностной тревожности пожилых людей выходит за рамки нормативных параметров (табл. 5). Такое состояние согласно классификации Ч.Д. Спилбер-гера, можно охарактеризовать как «высокая тревожность».

Таблица 5

Показатели уровня тревожности пожилых людей, участвующих в исследовании

Примечание. Оценка осуществлялась в баллах: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-45 баллов - умеренная тревожность; 46 и выше - высокая тревожность.

Повышенный уровень личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) согласно данным Ю.Л. Ханина тесно коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями [14]. При этом личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг си-

туаций как угрозу, тем самым влияя на модель поведения, зачастую провоцируя человека на агрессию, направленную как на других, так и на себя.

Опросник Басса-Дарки дает возможность определить уровень враждебности и агрессивности в различных ее проявлениях. Враждебность - это реакция отношения, скрытовербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства (злая воля) и негативная оценка людей и событий. Агрессия - ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому.

Результаты исследований уровня агрессии и враждебности приведены в табл. 6 (норма индекса агрессии 21; норма индекса враждебности 6-7).

Таблица 6

Уровень агрессии и враждебности пожилых людей

Индекс агрессии 21,7 ± 2,0

Индекс враждебности 14,4 ± 1,3

Из табличных данных видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии у пожилых людей находятся в пределах нормы, зато уровень враждебности значительно превышает норму. По мнению К. А. Рямовой, это происходит от недостатка любви и внимания, отсутствия положительных эмоций, при этом возникает враждебность, направленная против всего мира, окружающих, а бывает и против себя самого [12].

Следует особо подчеркнуть, что эти свойства личности во многом определяют поведение и поступки людей при выборе действий, а действие, по мнению Р. С. Немова, - отражение жизненной позиции [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами (с помощью опросника «жизненной позиции» по Э. Берну) были определены типы жизненных позиций с последующим переводом полученных результатов в балльную систему оценок и присвоением уровней активности (табл. 7). Обследовалось 170 человек.

Таблица 7 Жизненная позиция пожилых людей в процентном соотношении

Жизненная позиция Баллы Испытуемые, %

Бесплодная 1 0,8

Депрессивная 2 45

Оборонительная 3 40,2

Конструктивная 4 14

Из приведенных данных видно, что большинство испытуемых придерживается депрессивной или оборонительной позиции (это 85 %). И только 14 % имеют «конструктивную позицию», которую можно оценить на 4 в избранной нами балльной системе. Следовательно, большинство пожилых людей относятся к себе или к другим людям со значительной долей скепсиса (отрицательно).

Приведенные данные свидетельствуют о значительных изменениях в деятельности аффективной сферы пожилых людей.

Параметр Оценка Испытуемые, %

Самооценка Завышенная 23

Адекватная 18

Заниженная 59

Виды тревожности Испытуемые

Реактивная тревожность М±т 53,22±4,03

Личностная тревожность М±т 52,70±4,92

Интегративная физиология

В связи с тем, что большинство исследуемых пожилых людей ранее выполняли функции педагогов, а некоторые и по сей день учительствуют, мы обратились к работам Л.М. Аболина, Г.Ф. За-ремба, Э.Ф Зеера, в которых преподавательская деятельность отнесена к наиболее напряженным в психологическом плане видов социальной активности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, где эмоциональная напряженность и часто повторяющиеся отрицательные эмоции снижают фрустрационную толерантность, повышают тревожность, раздражительность, приводя к перевозбуждению и нервным срывам. И как результат со временем формируется «синдром эмоционального сгорания» - один из видов профессиональной деформации личности. По словам К. Маслач, выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения [8].

В нашем случае с помощью методики

В.В. Бойко было показано: у 26 % исследуемых выявлен «сложившийся синдром эмоционального выгорания»; у 53 % - «синдром профессионального выгорания в фазе формирования»; у 21 % синдром не выявлен. Полученные результаты подтверждают наши предположения и данные К. Маслач о роли стресса в формировании синдрома «эмоционального выгорания».

Соответственно фазам «адаптационного синдрома» (Г. Селье) и сформированности «синдрома эмоционального выгорания» происходит перестройка энергетических механизмов с характерным нерациональным расходованием энергетического пула АТФ при сниженном его воспроизводстве ввиду активации гликолиза и ухудшения аэробных функций. В одной из своих работ

В.В. Фролькис приводит данные, убедительно показывающие, что у пожилых людей (60-75 лет) развивается старческая гипоксия. В этот период максимальное потребление кислорода снижается более чем в два с половиной раза относительно 40летнего возраста. Старческая гипоксия является результатом сдвигов, возникающих в разных звеньях обеспечения организма кислородом [11]. Ухудшаются окислительные процессы в миокарде, головном мозге, почках и др. Снижается интенсивность фосфорилирования в клетках. Уменьшается число митохондрий, изменяется их структура, увеличивается их размер, нарушается проницаемость различных мембран. Замедляется обновляе-мость макроэргических молекул, их кругооборот в энергетическом обеспечении функции клетки. Соответственно уменьшение энергоемкости заставляет целый ряд наших систем и органов работать в режиме энергетической экономии.

Тест PWC130, проведенный нами (табл. 8), только подтверждает данные В.В. Фролькиса, указывая на снижение потребления кислорода и ухудшение общей работоспособности пожилых.

При этом состояние практически всех двигательных качеств в большинстве случаев оценивается как «низкое», что, по мнению Н.М. Амосова,

Н.А. Фомина, во многом определяет здоровье человека в целом.

Таблица 8

Уровень физического состояния женщин 60-70 лет, %

Тесты Низкий Сред- ний Высо- кий

PWC130 81 19 0

Гибкость 93 6 1

Координация 52 40 8

Проба Штанге 79 20 1

Сила правой руки 60 32 8

Таким образом, полученные результаты дополняют наше представление о проблемах, которые негативно влияют на эмоциональную сферу пожилых людей. К ним относятся: неадекватное восприятие себя как личности; переживание состояния эмоционального неблагополучия; плохая адаптация к быстро меняющимся социальноэкономическим условиям; нарушение системы межличностных и личностно-групповых коммуникаций.

Все эти факторы на фоне снижения показателей соматического здоровья ценностных ориентаций и низкой самооценки формируют у пожилых людей высокий уровень тревожности с признаками депрессии и повышенной враждебности, что в конечном итоге определяет их депрессивнооборонительную позицию.

Таким образом, нами были расширены некоторые представления о тех социальных и личностных проблемах людей пожилого возраста, вышедших на пенсию, что и определило постановку цели дальнейшего исследования: разработать методику психофизиологической поддержки жизненной позиции пожилого человека в условиях активного досуга.

Литература

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Аршавский, И.А. Очерки по возрастной физиологии / И.А. Аршавский. - М.: Политиздат, 1967. - 118 с.

3. Ермолаева, М.В. Практическая психология старости / М.В. Ермолаева. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 320 с.

4. Зеер, Э. Ф. Профориентология: учеб. пособие / Э.Ф Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. -186 с.

5. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека /

А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. -Т. 45. - № 1. - С. 49-58; № 4 - С. 29-33.

6. Кон, И.С. Социологическая психология / И. С. Кон. - М.: Моск. псих.-соц. ин-т.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 317 с.

7. Леонтьев, А.Н. Потребности мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Восток, 1971. -84 с.

8. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. - По материалам сайта http://hr-land.com

9. Немов, Р.С. Основы психологического консультирования: учеб. для студентов педвузов / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. издат. центр «ВЛАДОС», 1999. - 394 с.

10. Немчин, Т.А. Специфика социально-

психологических факторов генезиса эмоций и их проявление в пожилом возрасте / Т.А. Немчин // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. «История КПСС. Научный коммунизм. Философия. Право». - 1987. -Вып. 4. - С. 14.

11. Руководство по геронтологии / под ред. Д.Ф. Чеботарева, В.В. Фролькиса. - М.: Медицина, 1978 - 503 с.

12. Рямова, К.А. Физическая культура и про-

блемы здоровьесбережения людей пожилого возраста / К.А. Рямова // Образование в Уральском регионе: науч. основы развития: тез. докл. III науч.-практ. конф., Екатеринбург, 11-15 апр. 2005 г. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. -2005. - С. 133-134.

13. Семке, В.Я. Модификация оценочной шкалы жизненных событий для применения в геронтопсихиатрической практике / В.Я. Семке / Современные проблемы пограничных и аддиктивных состояний: материалы конф. - Томск, 1996. -

С. 44-45.

14. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера /Ю.Л. Ханин. - М.: ФиС, 1976. - 28 с.

15. Шаповаленко, И. В. Социальная ситуация развития в позднем возрасте / И.В. Шаповаленко // Психология зрелости и старения. - 1999.- № 2. -

C. 27-40.

16. Шахматов, Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное / Н. Ф. Шахматов. - М.: Медицина, 1996. - 303 с.

17 . Bromley, D.B. The Psychology of Human Ageing /D.B. Bromley. - London, 1996. - 201 p.

Поступила в редакцию 22 октября 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.