Научная статья на тему 'Выездные практические занятия как форма практико-ориентированного обучения сотрудников ГИБДД'

Выездные практические занятия как форма практико-ориентированного обучения сотрудников ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫЕЗДНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / PRAKTIKO-ORIENTED TEACHING / SKILLED SPECIALIST / COMPETENT SPECIALIST / PROFESSIONAL COMPETENCE / DEPARTURE PRACTICAL EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеров Юрий Николаевич, Димитров Александр Николаевич, Сотников Сергей Сергеевич

В статье рассматриваются формы практико-ориентированного обучения сотрудников полиции впервые принимаемых на службу в подразделения ГИБДД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочеров Юрий Николаевич, Димитров Александр Николаевич, Сотников Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTURE PRACTICAL EMPLOYMENTS AS FORM of the PRAKTIKO-ORIENTED TEACHING of EMPLOYEES of GIBDD

In the article the forms of the praktiko-oriented teaching of employees of police are examined first accepted on service in subdivisions of GIBDD.

Текст научной работы на тему «Выездные практические занятия как форма практико-ориентированного обучения сотрудников ГИБДД»

4. Коруковец А.П. Совершенствование техники передачи двумя руками сверху в волейболе. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях, - сборник статей XIII международной научной конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2017. С. 208-213.

5. Коруковец А.П. Задачи спортивной тренировки: Наукоемкие технологии и инновации:- сборник докладов международной научно-практической конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2016. С. 157-162.

6. Клевцов В.А. Попова Р.Ф. Технические приёмы игры в волейбол; учебное пособие, Белгород 2005 с. 30.

7. Кутергин Н.Б., Горбатенко А.В. Психологические механизмы адаптационных процессов у спортсменов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 1 (17). С. 49-50.

8. Попова Р.Ф.Клевцов В.А.Начальное обучение технике верхних передач мяча в волейболе; методическая разработка, Белгород 1991 с. 7.

9. Рыцарева В.В. Волейбол: теория и практика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта / под общей редакцией В.В. Рыцарева - М.: Спорт, 2016. - с. 456.

10. Фурманов А.Г. Волейбол. - Минск: Соврем. шк., 2009. - С. 127.

Педагогика

УДК: 377

кандидат педагогических наук Кочеров Юрий Николаевич

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь); старший преподаватель Димитров Александр Николаевич

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь); преподаватель Сотников Сергей Сергеевич

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь)

ВЫЕЗДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО

ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД

Аннотация. В статье рассматриваются формы практико-ориентированного обучения сотрудников полиции впервые принимаемых на службу в подразделения ГИБДД.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, квалифицированный специалист, компетентный специалист, профессиональная компетентность, выездное практическое занятие.

Annotation. In the article the forms of the praktiko-oriented teaching of employees of police are examined first accepted on service in subdivisions of GIBDD.

Keywords: Praktiko-oriented teaching, skilled specialist, competent specialist, professional competence, departure practical employment.

Введение. Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последние десятилетия, как в России, так и во всем мире, предъявляют все более высокие требования к носителям любой профессии - их интеллектуальному, нравственному и профессиональному уровню развития. Это развитие выступает в качестве одной из главных задач современной модели образования, основанной на принципе непрерывности и предполагающей обеспечение условий для реализации разнообразных образовательных потребностей личности на всех ее возрастных этапах [2, 3].

Изложение основного материала статьи. В своей статье «Теория подкреплена практикой» опубликованной в журнале Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полиция России» за июль 2016 года начальник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова Синенко С.А. указывает, что «одним из существенных показателей качества и эффективности деятельности органов внутренних дел является состояние профессиональной подготовки сотрудников полиции. Сегодня молодой специалист должен быть подготовлен в вузе таким образом, чтобы он мог без особых проблем включаться в практическую деятельность подразделений, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения» [9].

Для достижения этой цели необходимо решить главную задачу стоящую перед органами внутренних дел - подготовка квалифицированного специалиста.

На сегодняшний день органы внутренних дел нуждаются не только в специалистах квалифицированных, но первую очередь, в специалистах компетентных. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного состоит в том, что компетентный специалист не только обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и способен реализовать их в практической деятельности. Отсюда и рост требований к практической направленности обучения и адаптированности выпускника к будущей профессиональной деятельности, к его готовности самостоятельно приобретать знания, умения и навыки в условиях изменяющейся действительности [1, 5].

В своей диссертации «Формирование готовности сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности (на материале профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД РФ)» мною рассматривалась «компетентность как - комплексное понятие, которое объединяет знания (общие и специальные), умения и навыки осуществления профессиональной деятельности, качества личности и, наконец, готовность ее к самореализации в профессиональном плане. Будучи моделью подготовки специалистов, профессиональная компетентность является, безусловно, эталоном, к которому необходимо стремиться уже в процессе профессионального обучения. Но поскольку

одной из составляющих профессиональной компетентности является готовность к самореализации и наличие многих умений, формирование которых требует некоторого опыта практической деятельности, мы не можем считать период обучения в любом профессиональном учебном заведении как конечный этап ее формирования» [6, 8].

Исходя из того, что основой профессиональной компетентности слушателей впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения является опыт практической деятельности, приобретаемый непосредственно при осуществлении практической деятельности в подразделениях и службах ГИБДД МВД России, перед нами встает задача - как добиться в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки) указанной категории слушателей получения ими минимально необходимого опыта практической деятельности?

Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующих составов ОВД, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения для служб и подразделений ГИБДД имеет специфическую особенность, которая связана с изучением не только общепрофессиональных дисциплин, но и профессионально специализированных дисциплин[4, 7] таких как: «Организационно-правовые основы и структурное построение ГИБДД МВД России»; «Деятельность дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции»; «Деятельность службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России»; «Технический надзор и регистрационная деятельность подразделений Госавтоинспекции»; «Приём экзаменов и выдача водительских удостоверений подразделениями Госавтоинспекции»; «Информационно-аналитическая деятельность подразделений Госавтоинспекции»; «Контрольно-профилактическая деятельность подразделений Госавтоинспекции»; «Деятельность Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения» и другие.

«Изучение дисциплин специализации позволяет сформировать у обучающихся знания требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения государственных функций, осуществляемых Госавтоинспекцией, профессиональные и специализированные компетенции по осуществлению служебных обязанностей сотрудников ГИБДД и исполнения ими отдельных административных процедур. А также помогает приобрести практические навыки предупреждения и пресечения административных правонарушений в области дорожного движения» [9, 10].

Для решения задачи подготовки сотрудников ГИБДД как специалистов обладающих профессиональной компетентностью, необходимо применение в обучении современных педагогических технологий таких как -практико-ориентированного обучения.

Как указано Синенко С.А. «практико-ориентированное обучение позволяет преодолеть отчуждение науки от практики, раскрывает связи между знаниями и повседневной деятельностью подразделений Госавтоинспекции, проблемами возникающими перед выпускниками в процессе их практической деятельности. Обозначенные задачи в основной своей совокупности реализуются посредством проведения практических занятий с использованием возможностей межкафедрального многофункционального учебно-полигонного комплекса».

В Орловском юридическом институте МВД России имеющего статус учебно-научного центра по реализации приоритетного профиля подготовки - «деятельность подразделений ГИБДД» согласно приказа МВД России №820 от 29 августа 2012 года «О профилизации образовательных учреждений МВД России» обозначенные задачи в основной своей совокупности реализуются посредством проведения практических занятий с использованием возможностей межкафедрального многофункционального учебно-полигонного комплекса расположенного на загородной учебной базе института, который включает более 25 специализированных полигонов и рабочих мест.

Конечно имея такую многофункциональную материальную базу и высокотехнологичный аудиторный фонд, а также квалифицированный профессорско-преподавательский состав узкой специализации ГИБДД Орловскому юридическому институту МВД России добиться подготовки специалистов обладающих профессиональной компетентностью, на мой взгляд, намного легче, чем остальным образовательным учреждениям МВД России, которые помимо своей профилизации осуществляют обучение слушателей по программам профессиональной подготовки на должности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения для служб и подразделений ГИБДД и не имеют таких специализированных комплексов.

Какой же видится выход из этой ситуации?

Учитывая опыт по применению практико-ориентированного обучения Орловского юридического института МВД России озвученного Синенко С.А., нами при подготовке лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования) по должности служащего Полицейский начиная с 2015 года была опробована одна из форм практико-ориентированного обучения как выездные практические занятия в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю, по каждой специализированной дисциплине в отделы и подразделения Управления ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю с отработкой индивидуальных практических задач поставленных сотрудниками служб и подразделений ГИБДД (например при проведении занятий в службе дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю - отрабатывался вопрос по практическому развертыванию технической лаборатории дорожной инспекции и организации движения, а также выезд по маршрутам патрулирования ДПС г. Ставрополя и составлением актов комплексной проверки участков автомобильных дорог, фиксацией выявленных нарушений по дисциплине «Деятельность службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД России»), такая подготовка сотрудников ГИБДД продолжается и на сегодняшний момент.

При проведении выездных практических занятий по дисциплине «Деятельность дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции» слушателями осуществлялось выполнение поставленных задач под руководством инспекторов ДПС при совместном несении службы на маршрутах патрулирования с выполнением мер безопасности согласно нормативных правовых актов.

При проведении выездных практических занятий по дисциплине «Приём экзаменов и выдача водительских удостоверений подразделениями Госавтоинспекции» слушателями посещалось подразделение межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД (дислокация г. Ставрополь) ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

По дисциплине «Контрольно-профилактическая деятельность подразделений Госавтоинспекции» были организованы встречи с сотрудниками контрольно-профилактических подразделений и доводилась информация по их направлению деятельности.

По дисциплине «Деятельность Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения» были организованы встречи с сотрудниками этих подразделений и оказана помощь по пропаганде безопасности дорожного движения среди несовершеннолетних.

При проведении практико-ориентированного обучения слушателей огромную поддержку оказало руководство Управления ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю в лице начальника Управления ГИБДД Сафонова Алексея Николаевича, и начальников служб и подразделений УГИБДД, которые высоко оценили проделанную работу нашей кафедры.

Выводы. В заключении хотелось бы отметить, что нам удалось осуществить подготовку слушателей данной категории посредством неразрывной взаимосвязи теории и практики, что безусловно оказало огромное влияние на качество подготовки слушателей, не имея при этом специализированных полигонов и рабочих мест, путем изменения подхода к содержанию и организации образовательного процесса, формам и методам обучения слушателей профессиональной подготовки.

Оценивая результаты сдачи экзаменов по дисциплинам профессионально специализированного цикла можно отметить, что по дисциплинам «Автомобильная подготовка», «Организация деятельности подразделений ГАИ», которая включает в себя 8 поддисциплин, слушателями получены оценки «хорошо» и «отлично».

Хотелось бы также отметить, что проведение выездных практических занятий те только положительно сказывается на подготовке сотрудников ГИБДД, но и направлено на воспитание и дисциплинированность слушателей, а также возможность вести диалог напрямую между руководством ГИБДД и молодыми сотрудниками недавно пришедших на службу в ОВД.

Литература:

1. Димитров А.Н., Кочеров Ю.Н. Проблемные вопросы производства по делам об административных правонарушениях при реализации отдельных направлений административно-юрисдикционной деятельности подразделений полиции // Социально-экономические, психолого-педагогические, философские и правовые аспекты развития общества Сборник материалов всероссийского научно-практического круглого стола. 2016. С. 166-170.

2. Кочеров Ю.Н. Психолого-педагогические условия, детерминирующие готовность сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 64-66.

3. Кочеров Ю.Н. Самообразование и профессионально-личностное развитие сотрудника органов внутренних дел: монография. Ставрополь, 2015.

4. Кочеров Ю.Н., Димитров А.Н. Проблемы профессиональной обучения лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности участкового уполномоченного полиции // В сборнике: Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества сборник научных трудов по итогам региональной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД РФ. 2017. С. 77-81.

5. Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А. Самовоспитание будущих сотрудников ОВД: структура и содержание. Журнал гуманитарных наук. 2016; 13: 15-17.

6. Кочеров Ю.Н., Сотников С.С., Димитров А.Н. Индивидуально-дифференцированный подход в профилактической работе участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 79 -80.

7. Кочерова Л.А., Кочеров Ю.Н., Димитров А.Н. Проблемные вопросы организации профессиональной подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу в ОВД и пути их решения. Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017; 3 (23): 161-166.

8. Кочерова Л.А., Кочеров Ю.Н., Медведщикова Л.В. Индивидуально-дифференцированный подход как педагогическая технология в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2017; 1 (21): 249 -253.

9. Синенко С. Теория подкреплена практикой // Полиция России №7 2016. - С. 22-25.

10. Трусов А.И., Кочеров Ю.Н., Димитров А.Н. Административно-юрисдикционная деятельность полиции: проблемы теории и практики//Российская юстиция. 2017. - № 10. - С. 57-60.

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Белова Татьяна Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ИКТ-ИНСТРУМЕНТЫ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

Аннотация. В статье обсуждаются инновационные модели использования ИКТ для реализации системно-деятельностного подхода в образовании. Рассматриваются такие модели, как «1 ученик : 1 компьютер», «образование вне стен классной комнаты», «принеси свое устройство», «перевернутое обучение». Обсуждаются особенности каждой модели, преимущества использования, сложности реализации. Приведены примеры ИКТ-инструментов для реализации данных моделей.

Ключевые слова: «1 ученик - 1 компьютер», «перевернутое обучение», «принеси свое устройство», ИКТ-инструменты.

Annotation. The article discusses innovative models of using ICT for implementing the system-activity approach in education. Such models as «one to one», «outside education», «bring your own device», «flipped learning» are considered. The features of each model, the advantages of using and the complexity of implementation are discussed. Examples of ICT tools for implementing these models are given.

Keywords: «one to one», «flipped learning», «bring your own device», ICT tools.

Введение. В связи внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в педагогическом сообществе обсуждается вопрос применения инновационных моделей использования ИКТ на занятиях для реализации системно-деятельностного подхода. Изменяются формы организации образовательного процесса. Появляются примеры обучения с мобильными устройствами вне стен классной комнаты. Меняются средства получения информации и способы ее транслирования. Педагоги начинают использовать модель BYOD (англ. bring your own device - принеси свое устройство). Меняются способы взаимодействия педагогов и обучающихся. Педагогическое сообщество активно обсуждает возможности смешанного обучения, отличительной чертой которого является обязательное использование электронных средств обучения.

И это требование времени. Причем, инициатива активного использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе исходит как «сверху» (что, связано с реализацией требований ФГОС), так и «снизу» (исходя из потребностей обучающихся и вследствие инновационной деятельности педагогов). Технологической основой реализации инновационных образовательных моделей являются современные ИКТ-инструменты: электронные формы учебников, цифровые образовательные ресурсы, и, конечно, социальные сервисы сети Интернет.

Изложение основного материала статьи. Модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» - это образовательная ситуация, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого обучающегося и каждого педагога имеется собственный ноутбук, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и выход в сеть Интернет [15]. Сегодня мобильные классы используются во многих образовательных организациях. Опыт использования модели «1:1» в нижегородских школах обобщен в [3, 4, 6].

Внедрение образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер», создание среды электронного обучения в классе (школе) позволяет ключевым образом изменить образовательную парадигму, создать условия для реализации принципов личностно ориентированного обучения, дает возможность «учиться всегда и везде».

При использовании модели «1 ученик : 1 компьютер» спектр заданий и учебных ситуаций значительно расширяется при наличии доступа к сети Интернет. Обучающимся может быть предложено:

• самостоятельно работать с информационными источниками;

• создавать различного рода информационные продукты, в т.ч. совместно;

• выполнять задания с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) и отрабатывать определенные учебные навыки с использованием интерактивных тренажеров;

• работать с электронными формами учебников;

• выполнять интерактивные задания, работать с интерактивными рабочими листами;

• исследовать свойства различных объектов, процессов и явлений, используя компьютерные модели и получая опыт экспериментально-исследовательской деятельности;

• участвовать в проектной деятельности.

При использовании модели «1 ученик: 1 компьютер» появляются дополнительные возможности для организации продуктивной совместной деятельности, создания коллективных информационных продуктов с помощью сетевых социальных сервисов (сервисов Веб 2.0). Обучающиеся могут совместно подготовить вики-статью, представить материал в виде ментальной карты, ленты времени, использовать инфографику и возможности социальных сетей, применять электронную форму учебника [5, 7, 9, 10, 11, 12, 13].

При подготовке к уроку педагог должен продумать способ трансляции контента обучающимся, систематизировать ресурсы, добавить к ним комментарии, задания. Материалы можно разместить на сайте или в блоге учителя, в вики-среде школы, на Яндекс-диске, в социальной сети, школьной информационной системе и т.п.

Для эффективного использования модели «1 ученик: 1 компьютер» важными являются: технологическая готовность педагога к реализации модели; организационные аспекты деятельности учителя на уроке; дидактическое обеспечение деятельности обучающихся.

Для обеспечения комфортной обстановки на уроке педагог должен уметь оперативно решать проблемы технического характера, связанные с загрузкой компьютера, отсутствием доступа к локальной сети или сети

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.