Педагогика
УДК: 796.325
доцент кафедры физического воспитания и спорта Коруковец Александра Петровна
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Кутергин Николай Борисович
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); старший преподаватель кафедры физической подготовки Горбатенко Андрей Васильевич
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ МЯЧА В ВОЛЕЙБОЛЕ
Аннотация. Раскрывается специфика тренировочного процесса при использовании техники подачи мяча. Обосновывается актуальность подачи мяча как средства нападения. Выполняется анализ необходимости психологической подготовки, целью которой является воспитание волевой личности, умеющей преодолевать трудности; виды подач и правильное исполнение элементов подачи мяча в волейболе.
Ключевые слова: волейбол, передача мяча, подача мяча, техника, спортсмены, команда.
Annotation. The specifics of the training process are revealed when using the ball delivery technique. The urgency of the ball as a means of attack is substantiated. An analysis is conducted of the need for psychological preparation, the purpose of which is the education of a strong-willed person who can overcome difficulties; The types of innings and the correct execution of the elements of the ball in volleyball.
Keywords: volleyball, ball transfer, ball feed, equipment, athletes, team.
Введение. Волейбол, несомненно, является лидером по популярности среди подвижных игр. Почему? Главным образом потому, что волейбол прост в обучении, широкодоступен и динамичен при проведении. Именно поэтому рассматриваемая игра включается в учебные программы. Волейбол в достаточной степени способен развить и усовершенствовать физические показатели учеников. В целях освоения навыков игры в волейбол для начала важно изучить технику.
В недавнем прошлом подача мяча в волейболе была средством ввести мяч в игру. Сейчас это иное понятие. Подача в волейболе - это одно из средств нападения, затрудняющее противникам проведении атаки, которое также может принести команде очко.
Любой вид спорта и волейбол не исключение, должен был технически правильным. Это очень важно. Меньшее количество таких ошибок, дадут тренеру команды возможность правильно организовать игру, в то время как сами игроки смогут выполнить любое тактическое указание тренера, будь то подача в нужную зону, передача мяча ниже, выше, быстрее или дальше от сетки, нападающий удар по ходу или по линии. Правильное техническое исполнение элементов позволяет игроку получать удовольствие от сделанного сразу, вовремя и точно, а болельщикам, доставляет истинное наслаждение созерцать, с какой лёгкостью игроки управляют мячом. И когда играют большие мастера, всегда кажется, что нет ничего проще, чем выполнить красивейший нападающий удар на тройном блоке или не жалея себя броситься в падении под мяч и оставить его в игре [4].
Безусловно, такие моменты в игре как - силовое нападение, хороший прием мяча, точная верхняя подача очень важны. Однако сама игра берет свое начало именно с подачи, поскольку это первоначальный ее элемент. Хорошее владение техникой подачи с параллельной грамотной техникой позволит команде выиграть игру, партию, принесет команде дополнительные очки, в итоге вся команда будет блистать на пьедестале первенства.
Изложение основного материала статьи. Подача - это единственный элемент в волейболе, где игрок находится за площадкой, наедине с мячом, на подготовку даётся 8 секунд и от морального состояния волейболиста, от его умения зависит эффективность выполнения элемента.
Представьте себе, вы стоите с мячом в руках на лицевой линии волейбольной площадки и смотрите на сторону, где стоит соперник. Перед вами несколько принимающих игроков, ваша задача «максимум» выиграть очко сразу, или затруднить приём, что тоже помогло бы вашей команде. Если вы будете подавать очень просто, соперник легко примет мяч и проведёт сильнейшую контратаку. А вот при потере подачи вы не просто теряете очко, вы теряете морально - волевой дух свой и ваших товарищей по команде [2].
Опытный тренер требует от подающего игрока, выполнять более сложную подачу, иногда указывая номер зоны, в которую он обязан подать. А если это конец партии или игры и тебе ещё мешает волнение, то твоё спасение - это до автоматизма отточенная техника подачи. По нашему мнению, подача является одним из самых основных и важных элементов в волейболе - это оружие, которое можно использовать в достижении общей цели команды - победе!
Как указывает Агинако Л. В. своей статье, посвященной обучению техническим составляющим волейбола, с технической точки зрения волейбол важно рассматривать комплексно, то есть изучать специальные приемы и способы, необходимые игрокам в волейболе, для того, чтобы игра прошла успешно.
Кроме того автором указано, что под спортивной техникой понимается целая система движений, элементов движений, которые направлены на решение задач поставленных в ходе игры. В качестве техники рассматривается этакая борьба в спорте, благодаря которой игроки обретают возможность, при соблюдении правил удачно разрешать те или иные технические задачи стоящие перед ними. Для того, чтобы добиться поставленной задачи, особенно при изменении положений игроков в ходе игрового процесса, игроки должны профессионально владеть разнообразными техническими приемами. Наивысшие результаты могут быть достигнуты при помощи отличной координации, экономичности.
Что понимается под подачей? Под подачей понимается действие игроков, или игрока направленное на перемещение мяча из-за лицевой линии через сетку, на противоположную сторону. При подаче мяч направлен на сторону соперника с определённым образом рассчитанной скоростью и направлением движения.
На сегодняшний день волейбол рассматривает следующие такие виды подачи как: силовая, планирующая, точностная (нацеленная или тактическая) и с вращением. Что их объединяет? Все они
подаются сверху. Классификация признаком подачи проводится по главным отличительным признакам, которые используются практиками в процессе работы [8].
Какую подачу будет выполнять тот или иной игрок вопрос индивидуальный, который разрешается по средствам оценки его физических данных и возможностей, роста и силы. С технической точки зрения силовая подача в прыжке практически не отличается от нападающего удара с отведенных от сетки передач или ударов с задней линии. Особенность техники заключается в том, что необходимо подбросить мяч вверх и чуть вперед, чтобы была возможность сделать небольшой разбег и оттолкнуться для прыжка, замахнуться, отклонив корпус назад [5]. И в процессе полета выполнить удар по мячу таким образом, чтобы он летел максимально быстро, при этом вращаясь и доставляя противнику неудобство. Такая подача, как правило, используется в мужской игре. Это достаточно трудоёмкий элемент с физической точки зрения, который требует от игрока определенной степени выносливости, силовых затрат и что наиболее важно идеального технического исполнения.
Очень важную роль в игре имеет точность полета мяча при силовом ударе, поскольку мяч должен попасть на территорию противника, не пересекая ее. В целях достижения поставленной цели, целесообразно снизить силу удара. Увеличение силы удара провоцирует допущение ошибки при подаче, однако волейболисты нередко рискуют, что вызвано игровой ситуацией, поскольку слабая подача создаёт трудности при обороне в процессе игры. [7].
Верхняя прямая планирующая подача выполняется с упором не на силу, а на точность достижения поставленной цели. В данном случае удар производится по центральной точке поверхности мяча.
Особенностью такого удара является то, что мяч летит без вращения, в конце полета теряет свою первоначальную скорость, по средствам чего меняется его траектория, смена которой происходит перед встречей мяча с руками игрока, который был готов принять его. Такая подача нередко приносит дополнительное очко подающей команде, в связи с тем, что противники попросту застаются врасплох мячом, который в процессе полета меняет свою траекторию. Верхняя прямая подача ставит перед подающим игроком главную задачу - определить дистанцию, после которой мяч изменит траекторию. Также в данном случае очень важно не допустить вращение мяча, в связи, с чем удар должен быть коротким, отрывистым, мощным и приходиться четко по центру мяча. Каждый волейболист определяет для себя расстояние от лицевой линии, с которого он будет эту подачу выполнять. Как правило, подача выполняется с расстояния не менее 3-х метров от лицевой линии сильным ударом по мячу [3].
Возможна и планирующая подача в прыжке, она выполняется при невысоком подбрасывании мяча, коротком разбеге и прыжке, при котором рука отводится на минимальное расстояние. Удар производится по центру мяча. Такая подача, как правило, используется в женском волейболе.
При выполнении точностных подач, не столько важна техника исполнения, сколько решение тактических задач команды. На стороне соперника обязательно есть игроки, которые слабее других владеют приемами. На них и нацелены такие подачи. Также подающие стараются найти незащищенные места площадки, подать подачу на выходящего связующего игрока или укороченную, летящую прямо под сетку, на игрока передней линии. Вот почему точностные подачи еще называют-тактическими или нацеленными.
Подача с вращением мяча требует силы, гибкости и эластичности грудных мышц. Лучше всего удается спортсменам с высоким ростом и хорошо развитым, крепким плечевым поясом. Игрок встает на комфортное индивидуально для него расстояние от лицевой линии, при выставленной вперед ноге, разноименной ударяющей руке, он подбрасывает мяч. Одновременно туловище отклоняется назад, согнутая в локтевом суставе правая рука (если игрок правша) отводится назад за голову, центр тяжести переносится на правую ногу. При ударе туловище подается вперед, правая рука резко разгибается вперед-вверх, тяжесть тела переносится на левую ногу. Кисть ударяющей руки накладывается на мяч несколько сверху, удар выполняется выпрямленной и напряженной рукой. При правильном выполнении подачи данного вида, мячу придается вращение с большой скоростью, что заметно затрудняет прием соперника.
Возможно, вы хотите отработать подачу свойственную только вам, она будет отличаться от классической, описанной во многих учебниках техники. Вы выберите свою излюбленную зону на лицевой линии, вы будете наносить удар по мячу так, что никто не сможет повторить ваш удар, и такого рода подача будет ассоциироваться только с вашим именем. Помните, за вами стоит команда, и подачей вы можете, переломить ход игры, сделать так, что ваши партнёры по команде воспрянут духом, а чтобы не думать про ошибки, работайте вдумчиво, настойчиво и упорно [9].
Несомненно, только комплексная подготовка спортсмена, может привести к положительным результатам в поставленной задаче. Физическую подготовку мы всегда берём, как основу обучения. Новичков в первую очередь, обучают такому элементу, как подача. При этом оценивается техническая подготовка тех, кто пришел только в зал. Если говорить о группах совершенствования, то самое главное -применять технические приёмы в зависимости от игровых условий, мы говорим о тактической подготовке. В тренировочном процессе у групп совершенствования для эффективного повышения уровня мастерства, необходимо не менее тридцати процентов времени уделять подаче. Включая разнообразные упражнения на точность, на внимание, на скорость. Нельзя забывать и о психологической подготовке, она ставит перед собой цель воспитания волевой личности, умеющей преодолевать трудности [10].
Выводы. В целях достижения наивысших результатов, подготовка игрока делится на части, которые представляют собой физическую, техническую, тактическую и психологическую. Каждая из вышеуказанных частей индивидуальна, не взаимозаменяема. Исключение какой-либо части отразится на остальных. Комплекс задач отражает общую цель, которая заключается в воспитании сильного спортсмена, владеющего мастерством игры в волейбол и являющегося высокоразвитой личностью с большим интеллектуальным потенциалом и высокими моральными ориентирами.
Литература:
1. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. Академия, 2001. - 376 с.
2. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. Академия, 2004. - 400 с.
3. Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении / Л.М.Иванова // Омский научный вестник.2006. - №6 (41), сентябрь. - С. 260-262.
4. Коруковец А.П. Совершенствование техники передачи двумя руками сверху в волейболе. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях, - сборник статей XIII международной научной конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2017. С. 208-213.
5. Коруковец А.П. Задачи спортивной тренировки: Наукоемкие технологии и инновации:- сборник докладов международной научно-практической конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2016. С. 157-162.
6. Клевцов В.А. Попова Р.Ф. Технические приёмы игры в волейбол; учебное пособие, Белгород 2005 с. 30.
7. Кутергин Н.Б., Горбатенко А.В. Психологические механизмы адаптационных процессов у спортсменов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 1 (17). С. 49-50.
8. Попова Р.Ф.Клевцов В.А.Начальное обучение технике верхних передач мяча в волейболе; методическая разработка, Белгород 1991 с. 7.
9. Рыцарева В.В. Волейбол: теория и практика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта / под общей редакцией В.В. Рыцарева - М.: Спорт, 2016. - с. 456.
10. Фурманов А.Г. Волейбол. - Минск: Соврем. шк., 2009. - С. 127.
Педагогика
УДК: 377
кандидат педагогических наук Кочеров Юрий Николаевич
Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования
«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь); старший преподаватель Димитров Александр Николаевич
Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования
«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь); преподаватель Сотников Сергей Сергеевич
Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования
«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь)
ВЫЕЗДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК ФОРМА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД
Аннотация. В статье рассматриваются формы практико-ориентированного обучения сотрудников полиции впервые принимаемых на службу в подразделения ГИБДД.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, квалифицированный специалист, компетентный специалист, профессиональная компетентность, выездное практическое занятие.
Annotation. In the article the forms of the praktiko-oriented teaching of employees of police are examined first accepted on service in subdivisions of GIBDD.
Keywords: Praktiko-oriented teaching, skilled specialist, competent specialist, professional competence, departure practical employment.
Введение. Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последние десятилетия, как в России, так и во всем мире, предъявляют все более высокие требования к носителям любой профессии - их интеллектуальному, нравственному и профессиональному уровню развития. Это развитие выступает в качестве одной из главных задач современной модели образования, основанной на принципе непрерывности и предполагающей обеспечение условий для реализации разнообразных образовательных потребностей личности на всех ее возрастных этапах [2, 3].
Изложение основного материала статьи. В своей статье «Теория подкреплена практикой» опубликованной в журнале Министерства внутренних дел Российской Федерации «Полиция России» за июль 2016 года начальник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова Синенко С.А. указывает, что «одним из существенных показателей качества и эффективности деятельности органов внутренних дел является состояние профессиональной подготовки сотрудников полиции. Сегодня молодой специалист должен быть подготовлен в вузе таким образом, чтобы он мог без особых проблем включаться в практическую деятельность подразделений, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения» [9].
Для достижения этой цели необходимо решить главную задачу стоящую перед органами внутренних дел - подготовка квалифицированного специалиста.
На сегодняшний день органы внутренних дел нуждаются не только в специалистах квалифицированных, но первую очередь, в специалистах компетентных. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного состоит в том, что компетентный специалист не только обладает определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и способен реализовать их в практической деятельности. Отсюда и рост требований к практической направленности обучения и адаптированности выпускника к будущей профессиональной деятельности, к его готовности самостоятельно приобретать знания, умения и навыки в условиях изменяющейся действительности [1, 5].
В своей диссертации «Формирование готовности сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности (на материале профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД РФ)» мною рассматривалась «компетентность как - комплексное понятие, которое объединяет знания (общие и специальные), умения и навыки осуществления профессиональной деятельности, качества личности и, наконец, готовность ее к самореализации в профессиональном плане. Будучи моделью подготовки специалистов, профессиональная компетентность является, безусловно, эталоном, к которому необходимо стремиться уже в процессе профессионального обучения. Но поскольку