школы, закономерности проектирования и конструирования предметно-развивающей среды в начальной школе станет предметом наших следующих изысканий. Литература:
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: AkademiA,
2000. - 414 c.
2. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение — Москва: АСТ, 2010.
3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /Сост М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. - Москва: Карапуз, 2001. - 272 с.
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. -2011. - 16 фев. - N 5408.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 // Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
6. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа - Москва: Просвещение, 1979. - 423 с.
7. Субботина Е.С., Захарова Л.М. Образовательная среда как условие поддержки мира детства // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2017. — № 1. — С. 143-152.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — Москва: Смысл,
2001. — 365 с.
9. Neuman, S. B. The Preschool Educational Environment Rating System (PEERS). NY, The Shanker Institute, 2014. 24 p. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED557991.pdf
Педагогика
УДК 37.01
аспирант Комогорцева Татьяна Витальевна
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧИТЕЛЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОДЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Аннотация. В современной России большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. В данной статье рассматривается личностный рост учителя как одна из составляющих модели духовно-нравственного воспитания в православно-ориентированной школе. Методическая работа школы должна быть способствовать развитию учителя, так как он оказывает большое влияние на воспитание ребенка. Профессиональный рост педагога возможен благодаря гибкости и оперативности методического сопровождения. Высокий методический, культурный и духовный уровень учителя является залогом успеха при реализации модели духовно-нравственного воспитания в православно-ориентированной школе.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, православно-ориентированная школа, общеобразовательная школа, учитель, личностный рост учителя.
An^tatton. Significant attention is given to the spiritual and moral development of schoolchildren in modern Russia. In this article personal growth of the teacher is considered as one of the components of the spiritual and moral development in Orthodox Christian-oriented schools. Methodological work of the school should nurture the development of the teacher, as it has a great influence on the education of a child. Professional advancement of the educator is possible due to the flexibility and efficiency of methodological support. The high methodological, cultural and spiritual level of the teacher is the key to the success in implementing the model of spiritual and moral education in Orthodox-oriented school.
Keyword: spiritual and moral development, Orthodox-oriented school, school, teacher, personal growth of the teacher.
Введение. Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда актуальны в философской и педагогической мысли. Соответствие педагогических систем вызовам времени делает эту вечной и всегда значительной. Большое количество научных исследований посвящены проблемам духовно-нравственного воспитания. Значимость вопросов воспитания подчеркивается в различных государственных документах. Актуальность духовно-нравственного воспитания отмечена в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" [1], в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [2], в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы" [3], в 2016 году Российским институтом стратегических исследований разработан проект «Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления» [4]. В вышеперечисленных документах подчеркивается, что духовно-нравственное воспитание, базирующееся на традиционных культурных традициях России задача системы образования, а также одна из государственных стратегий национальной безопасности. Таким образом, духовно-нравственное воспитание школьников одна из приоритетных идей современной педагогической мысли.
Изложение основного материала статьи. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» [5].
Важная роль в системе духовно-нравственного воспитания отводиться школе. В современной России мы наблюдаем продуктивное взаимодействие государства и традиционных религиозных организаций в вопросах
духовно-нравственного воспитания. В тоже время, учитывая позитивные изменения в отношении к духовно-нравственному воспитанию декларацию светскости и отказа от атеизма, современная система образования с трудом принимает духовно-нравственное воспитание, ориентированное на цивилизационные доминанты традиционной религии [системный кризис, 14] Таким образом, реализуя православно-ориентированное духовно-нравственное воспитание, сталкиваемся с проблемой, что по своему содержанию, структуре и организации образование атеистическое и не приемлет элементы этноконфессионального образования.
Философско-богословские подходы к решению проблемы выбора методов, организации условий духовно-нравственного воспитания в коллективе искали В. В. Зеньковский [6] И. А. Ильин [7] и др.
Исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования В.И. Слободчиков, [8] архим. Г. Шестун, [9] Р.Янушкявичюс, О.Янушкявичене [10].
Моделирование образовательных процессов изучали: В.П. Беспалько, Т.А. Каплунович, В.А. Сластенина, Г.А. Федотовой, Р.М. Шерайзиной, и др.
Православно-ориентированная школа № 20 имени Кирилла и Мефодия появилась в 1998 году путем реорганизации центра Христианской культуры имени Кирилла и Мефодия. На протяжении 20 лет школа является примером позитивного взаимодействия государства и Русской Православной Церкви на муниципальном уровне в вопросах воспитания подрастающего поколения. В конце 90-х годов по всей стране создавались национальные (этнокультурные) школы, в которых ученики осваивали «культуру этноса», которая неразрывно связана с «культурообразующей религией».
Модель духовно-нравственного воспитания реализуется в православно-ориентированной школе на протяжении 20 лет. При построении модели использовались культурологический, личностно-ориентированный и антропологический подходы, а также принципы: метапредметности, субъективности, вариативности.
Цель, которую необходимо достигнуть при реализации модели: создать православно-ориентированную среду, которая будет оказывать позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание школьников.
Задачи, направленные на достижение цели: во-первых, создать психолого-педагогические и организационные условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей через учебную внеурочную деятельность, дополнительное образование и воспитательную работу; во-вторых, создать постоянно действующую систему непрерывного образования и просвещения педагогов, сформировать коллектив учителей, способных на современном уровне решать педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с приоритетными направлениями образования в РФ; в-третьих, создать систему активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями и национального семейного воспитания, ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание путем ознакомления родителей с основами православной педагогики и психологии.
Большое внимание при реализации модели духовно-нравственного воспитания уделяется работе личностному росту учителя. Работа методической службы нацелена на личностный рост учителя. Администрация школы обеспечивает научно-методическое сопровождение учителя по трем основным уровням: общие, особенные, индивидуальные. Гибкость и оперативность сопровождения позволяет учитывать уровень профессионального развития учителя [11]. Гибкость реализуется через:
• Семинары;
• Теоретические и практические занятия в группах;
• Целевые краткосрочные курсы;
• Участие в исследовательских группах;
• Индивидуальное консультирование;
• Работа в функциональных командах;
• Самообразование и осмысление опыта.
Для успешной реализации духовно-нравственного воспитания большое значение имеет методический, культурный и духовный уровень учителя. Методическое сопровождение учителям школы оказывают высококвалифицированные специалисты. На протяжении трех лет в школе работает творческая группа «Работа с одаренными детьми в современной школе» под руководством профессора, доктора психологических наук и кандидата педагогических наук А.С. Гормина, преподавателя Государственное областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный институт профессионального развития» (далее РИПР). Целевые краткосрочные курсы провели для учителей кандидаты педагогических наук О.В. Орлова и Н.И. Белова преподаватели ГБУ ДПО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Теоретические, практические и индивидуальные консультации для учителей школы по вопросам сопровождения детей с ОВЗ проводит кандидат педагогических наук, директор государственного областного бюджетного учреждения «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Е.И. Крайнева. 10% педагогов проходят обучение в НовГУ, 5% обучаются по программам переподготовки и 15% повышают свой научно-методический уровень, через обучение по программам аспирантуры и соискательство.
Учителя школы имеют возможность не только обобщения своего опыта, но и активно транслируют имеющиеся наработки. Школа является на протяжении 3 лет центром результативного опыта по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников» в системе методической работы для учителей Великого Новгорода муниципальным автономным образовательным учреждением повышения квалификации специалистов "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов".
Приходя к детям, педагог передает не только знания, но и культурные и нравственные ценности. К этому нельзя подходить формально, поэтому духовно-нравственный уровень педагога не менее важен, чем знания и методика преподаваемого предмета. Знаменские образовательные чтения заполняют эту нишу. Региональные Знаменские образовательные Чтения проходят на базе школы на протяжении 14 лет, это встречи единомышленников. В конференции принимают участие известные ученые в области педагогики, филологии, истории, богословия, лучшие педагоги страны, победители всероссийского конкурса «Учитель года», региональных и всероссийских этапов конкурса «За нравственный подвиг учителя», духовенство, учителя и руководители городских и сельских школ. В рамках Чтений педагоги знакомятся с новыми педагогическими идеями, а также с достижениями и открытиями других гуманитарных наук. Учителя посещают выставки,
спектакли, концерты духовной музыки. Все это способствует повышению культурного уровня педагога, а также является мощной эмоционально-психологической поддержкой.
Уровень общей культуры, знание истории и православных традиций своего народа очень важны для современного педагога. Учитель должен быть духовно и культурно богат, он должен читать не только методическую, но и художественную литературу, посещать выставки, музеи, театр. В школе часто проходят праздники для педагогов в форме музыкально-литературных гостиных по произведениям русских классиков, два раза в год бывают паломнические поездки, регулярно посещение выставок, музеев, театра. Традиционно библиотека школы пополняется произведениями художественной и духовной литературы. Часто в учительской коллеги обсуждают новую книгу или рекомендуют друг другу посетить выставку. Все это оказывает влияние на культуру речи и общую культуру педагога.
Школьная модель методической службы представлена на рисунке.
Личностный рост учителя
Конференции, конкурсы, чтения
Методический
Культурный
Духовный
РИПР СпБАППО ИОМиКР
Музеи Музыкальноли Театр тературные Библиотека гостиные
Беседы с Паломничес духовенством киепоезки
Современные Духовно- ^ Сопровожд
Одаренные г ' аспирантура, к г
^ педагогические нравственное ение детей
дети соискательство,
технологии воспитание сОВЗ
„ переподготовка
школьников
Выводы. Отмечаем, что педагогов МАОУ «Школа №20 имени Кирилла и Мефодия» отличает особый уровень культуры. Это дает им больше возможностей в работе с детьми с разными способностями. Они умеют искренне, открыто, с любовью и смирением учить в одном классе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, демонстрирующих максимальные результаты на государственной итоговой аттестации. Опыт работы педагогов школы ежегодно представляется педагогической общественности и многократно получил высокую оценку.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Москва: Проспект, 2015 - 160 с.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 28.09.2017).
3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. // Сайт Правительства Российской Федерации.ШЬ: http://static.government.ru (дата обращения 19.07.2018).
4. Авторский коллектив (разработчики проекта): Слободчиков В.И., Королькова И.В., Остапенко А.А., Захарченко М.В., Шестун Е.В., Рыбаков С.Ю., Моисеев Д.А., Коротких С.Н. Системный кризис отечественного образования как угроза национальной безопасности России и пути его преодоления. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2016 - 142 с.
5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009. // URL: http://textarchive.ru (дата обращения: 28.09.2017).
6. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Часть I Общие принципы. Ymca Pressparis 1934 - 69 с.
7. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1996. - С. 62
8. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009 - 264 с.
9. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика // Учебное пособие. Рекомендовано Министерством образования РФ для студентов. -М.: «Про-Пресс», 2002. - 560 с.
10. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности // Учебное пособие для школьников и студентов. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Про-Пресс», 2000. - 456 с.
11. Педагогика открытости и диалога культур/Под ред. М.Н. Певзнера, В.О. Букетова, О.М.Зайченко. -М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 265 с.
Педагогика
УДК: 796.325
доцент кафедры физического воспитания и спорта Коруковец Александра Петровна
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта Кутергин Николай Борисович
Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова (г. Белгород); старший преподаватель кафедры физической подготовки Горбатенко Андрей Васильевич
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ МЯЧА В ВОЛЕЙБОЛЕ
Аннотация. Раскрывается специфика тренировочного процесса при использовании техники подачи мяча. Обосновывается актуальность подачи мяча как средства нападения. Выполняется анализ необходимости психологической подготовки, целью которой является воспитание волевой личности, умеющей преодолевать трудности; виды подач и правильное исполнение элементов подачи мяча в волейболе.
Ключевые слова: волейбол, передача мяча, подача мяча, техника, спортсмены, команда.
Annotation. The specifics of the training process are revealed when using the ball delivery technique. The urgency of the ball as a means of attack is substantiated. An analysis is conducted of the need for psychological preparation, the purpose of which is the education of a strong-willed person who can overcome difficulties; The types of innings and the correct execution of the elements of the ball in volleyball.
Keywords: volleyball, ball transfer, ball feed, equipment, athletes, team.
Введение. Волейбол, несомненно, является лидером по популярности среди подвижных игр. Почему? Главным образом потому, что волейбол прост в обучении, широкодоступен и динамичен при проведении. Именно поэтому рассматриваемая игра включается в учебные программы. Волейбол в достаточной степени способен развить и усовершенствовать физические показатели учеников. В целях освоения навыков игры в волейбол для начала важно изучить технику.
В недавнем прошлом подача мяча в волейболе была средством ввести мяч в игру. Сейчас это иное понятие. Подача в волейболе - это одно из средств нападения, затрудняющее противникам проведении атаки, которое также может принести команде очко.
Любой вид спорта и волейбол не исключение, должен был технически правильным. Это очень важно. Меньшее количество таких ошибок, дадут тренеру команды возможность правильно организовать игру, в то время как сами игроки смогут выполнить любое тактическое указание тренера, будь то подача в нужную зону, передача мяча ниже, выше, быстрее или дальше от сетки, нападающий удар по ходу или по линии. Правильное техническое исполнение элементов позволяет игроку получать удовольствие от сделанного сразу, вовремя и точно, а болельщикам, доставляет истинное наслаждение созерцать, с какой лёгкостью игроки управляют мячом. И когда играют большие мастера, всегда кажется, что нет ничего проще, чем выполнить красивейший нападающий удар на тройном блоке или не жалея себя броситься в падении под мяч и оставить его в игре [4].
Безусловно, такие моменты в игре как - силовое нападение, хороший прием мяча, точная верхняя подача очень важны. Однако сама игра берет свое начало именно с подачи, поскольку это первоначальный ее элемент. Хорошее владение техникой подачи с параллельной грамотной техникой позволит команде выиграть игру, партию, принесет команде дополнительные очки, в итоге вся команда будет блистать на пьедестале первенства.
Изложение основного материала статьи. Подача - это единственный элемент в волейболе, где игрок находится за площадкой, наедине с мячом, на подготовку даётся 8 секунд и от морального состояния волейболиста, от его умения зависит эффективность выполнения элемента.
Представьте себе, вы стоите с мячом в руках на лицевой линии волейбольной площадки и смотрите на сторону, где стоит соперник. Перед вами несколько принимающих игроков, ваша задача «максимум» выиграть очко сразу, или затруднить приём, что тоже помогло бы вашей команде. Если вы будете подавать очень просто, соперник легко примет мяч и проведёт сильнейшую контратаку. А вот при потере подачи вы не просто теряете очко, вы теряете морально - волевой дух свой и ваших товарищей по команде [2].
Опытный тренер требует от подающего игрока, выполнять более сложную подачу, иногда указывая номер зоны, в которую он обязан подать. А если это конец партии или игры и тебе ещё мешает волнение, то твоё спасение - это до автоматизма отточенная техника подачи. По нашему мнению, подача является одним из самых основных и важных элементов в волейболе - это оружие, которое можно использовать в достижении общей цели команды - победе!
Как указывает Агинако Л. В. своей статье, посвященной обучению техническим составляющим волейбола, с технической точки зрения волейбол важно рассматривать комплексно, то есть изучать специальные приемы и способы, необходимые игрокам в волейболе, для того, чтобы игра прошла успешно.
Кроме того автором указано, что под спортивной техникой понимается целая система движений, элементов движений, которые направлены на решение задач поставленных в ходе игры. В качестве техники рассматривается этакая борьба в спорте, благодаря которой игроки обретают возможность, при соблюдении правил удачно разрешать те или иные технические задачи стоящие перед ними. Для того, чтобы добиться поставленной задачи, особенно при изменении положений игроков в ходе игрового процесса, игроки должны профессионально владеть разнообразными техническими приемами. Наивысшие результаты могут быть достигнуты при помощи отличной координации, экономичности.
Что понимается под подачей? Под подачей понимается действие игроков, или игрока направленное на перемещение мяча из-за лицевой линии через сетку, на противоположную сторону. При подаче мяч направлен на сторону соперника с определённым образом рассчитанной скоростью и направлением движения.
На сегодняшний день волейбол рассматривает следующие такие виды подачи как: силовая, планирующая, точностная (нацеленная или тактическая) и с вращением. Что их объединяет? Все они