УДК: 37.371
DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-6
МИССИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
МОЛОДЕЖИ
В. А. Малинин1, Т. Г. Мухина2 , Н. Ю. Елисеева3
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: [email protected] ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: [email protected] 3Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ «Школа №187») Советского района г.
Нижнего Новгорода, Российская Федерация *e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: неблагоприятные явления в обществе предъявляют новые требования к воспитанию и развитию личности ребенка, трансформированию его взглядов на окружающую действительность, изменению его отношения к людям, себе и собственной деятельности. Однако некоторые теоретики и практики образования отстаивают позицию отрицания необходимости в школе воспитательной работы и переносят все свое внимание только на проблемы обучения, в частности на технологизацию образования. Однако совершенно очевидно, что школа всегда была, есть и будет учебно-воспитательным учреждением, ответственным не только за обучение детей, но и за становление личности ребенка. В современных условиях актуализируется необходимость ориентации содержания образовательных программ на российскую культуру, традиции народной жизни, краеведение. Цель научной статьи - на основе результатов многолетнего опыта работы МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород) раскрыть особенности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся. Материалы и методы: разнообразие исследуемого материала потребовало использования различных подходов и комплекса взаимодополняющих методов, которые обеспечили объективность и научную достоверность результатов исследования: теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; метод научного синтеза фактических материалов; индуктивный и дедуктивный методы в их единстве при обобщении материалов; педагогический мониторинг: оценка и анализ продуктов деятельности. Методологическую основу составляют системный, личностно-деятельностный и культурологический подходы.
Результаты исследования: в научном исследовании раскрыты концептуальные основы духовно-нравственной системы воспитания школы; обоснован современный подход к разработке и реализации учебно-воспитательного процесса на основе православных ценностей и культурных традиций. Доказана целесообразность внедрения административно-организационных, педагогических, психологических, технологических условий внедрения системы воспитания в школе. Развитие личности учителя в духе традиционных православных ценностей определено основополагающим условием реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в школе. Рассмотрены особенности
внедрения инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса. Представлены критерии эффективности духовно-нравственного воспитания в образовательной организации, диагностический инструментарий.
Обсуждение и заключения: многолетний опыт школы доказывает готовность школы эффективно обеспечивать формирование у воспитанников духовной, нравственной, гражданской безопасности личности, успешную социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся, что в конечном итоге способствует повышению у молодежи гражданской ответственности за судьбу страны, повышению уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны.
Ключевые слова: миссия школы, духовно-нравственное воспитание, образовательная организация, православные ценности, центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования.
Благодарности: выражаем благодарность за сотрудничество администрации г. Н. Новгорода, Нижегородской Епархии Русской православной церкви, педагогическому коллективу МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов», рецензентам.
MISSION OF MODERN SCHOOL - SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF YOUTH
V. A. Malinin1, TG Mukhina2, N. Yu. Eliseeva3
1FGAOU VO "National Research Nizhny Novgorod State University. NI Lobachevsky",
Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected]
л
FGAOU VO "National Research Nizhny Novgorod State University. NI Lobachevsky",
Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: tg-muhina@yandex. ru 3Municipal autonomous general educational institution "SchoolNo. 187 with in-depth study of
individual subjects" (MAOU "SchoolNo. 187") of Sovetskiy district of Nizhny Novgorod
*e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction: unfavorable phenomena in society make new demands for the upbringing and development of the child's personality, for transforming his views on the surrounding reality, for changing his attitude towards people, himself and his own activity. However, some theorists and practitioners of education defend the position of denying the need for a school of educational work and shift their entire attention only to the problems of teaching, focusing on the technological development of education. However, it is quite obvious that the school has always been, is and will be a teaching and educational institution responsible not only for educating children, but also for the development of the child's personality. In modern conditions, the need to focus the content of educational programs on Russian culture, traditions of people's life, local history is actualized. The purpose of the article is to present the results of the long-term experience of one of the leading schools of Nizhny Novgorod, MAOU "School No. 187 with in-depth study of individual subjects".. Materials and methods: the diversity of the material studied required the use of different approaches and a set of complementary methods that ensured the objectivity and scientific validity of the research results: theoretical methods: comparative-comparative analysis of philosophical, psychological, pedagogical, methodological literature; method of scientific synthesis of factual materials; inductive and deductive methods in their unity in the generalization of materials;
pedagogical monitoring: evaluation and analysis of products of activity. Methodological basis is system, personality-activity and culturological approaches.
Results: in the scientific research, the conceptual foundations of the spiritual and moral system of the upbringing of the school are revealed; the modern approach to development and realization of educational process on the basis of orthodox values and cultural traditions is proved. The expediency of introduction of administrative-organizational, pedagogical, psychological, technological conditions of introduction of the system of education in school is proved. The development of the personality of the teacher in the spirit of traditional Orthodox values is determined by the fundamental condition for the realization of the tasks of spiritual and moral education of students in school. Features of introduction of innovative forms of the organization of educational process are considered. The criteria for the effectiveness of spiritual and moral education in the educational organization, diagnostic tools are presented.
Discussion and Conclusions: the long-term experience of the school proves the readiness of the school to effectively ensure the formation of spiritual, moral, and civil security of the individual in pupils, successful socialization and professional self-determination of students, which ultimately contributes to increasing civil responsibility for the fate of the country, security and sustainable development of the country.
Keywords: mission of the school, spiritual and moral education, educational organization, Orthodox values, the center of spiritual and moral education and civic education.
Acknowledgements: We express our gratitude for the cooperation of the administration of Nizhny Novgorod, the Nizhny Novgorod Diocese of the Russian Orthodox Church, the teaching staff of the IAOU "School No. 187 with in-depth study of individual subjects", and reviewers.
Введение
В настоящее время наблюдается нарастание кризиса, который охватил большинство стран на всех континентах и выражен в утрате системы общечеловеческих ценностей. Если не противостоять данному явлению, то это может со временем привести мировое сообщество к гуманитарной катастрофе - утрате жизнеспособности человеческого сообщества.
В современных условиях стихийное негативное влияние на школьников оказывают и криминальная среда, и распадающиеся семьи, и аморальное поведение взрослых, находящихся рядом с ребенком, и некоторые средства массовой информации и т.д.
Такие неблагоприятные явления в обществе предъявляют новые требования к воспитанию и развитию личности ребенка, трансформированию его взглядов на окружающую действительность, изменению его отношения к людям, себе и собственной деятельности. Возрастает необходимость в стабильном развитии гражданского общества, закреплении и сохранении социально-политических аспектов, характеризующих гражданское общество, а именно: стремление к определенным идеалам, активность и участие в общественной и политической жизни государства [13]. Однако некоторые теоретики и практики образования отстаивают позицию отрицания необходимости в школе воспитательной работы и переносят все свое внимание только на проблемы обучения, акцентируя внимание на технологизации образования. Однако совершенно очевидно, что школа всегда была, есть и будет учебно-воспитательным учреждением, ответственным не только за обучение детей, но и за становление личности ребенка.
Миссия школы - социально значимая цель - заключается в подготовке молодого поколения к жизни и успешной самореализации в обществе, социализации личности, трансляции культурного наследия. Ученые отмечают, что на концептуальном уровне и в повседневной практике школа опиралась и опирается на традиционные гуманистические
ценности и на имеющий глубокие историко-культурные основания образ всесторонне развитой личности, человека, обладающего широким кругозором, разнообразными навыками и интересами [3]. На современном этапе развития образования данная цель реализуется в условиях, связанных с социально-структурными изменениями в обществе, усилением элитарности образования, модификацией социально-профессиональной структуры общества, поликультурностью среды, что актуализирует целый ряд задач, решаемых школой как педагогической системой на уровне администрации, социального партнерства, преподавателей, обучающихся и родителей.
Многообразие задач, стоящих перед современной школой, решается образовательными организациями по-разному. В частности, многие школы рассматривают миссию школы как «уникальное предложение», специфическое позиционирование школы, как ее выгодное отличие от других школ и т.п. Цель научной статьи - на основе результатов многолетнего опыта работы МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород) раскрыть особенности системы духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Обзор литературы
Теоретическую основу исследования составили работы В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, JI.C. Выготского, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. Общей идеей данных исследований является «драгоценная человеческая жизнь с определенными стремлениями к развитию» как главная ценность воспитательной системы. Индивидуальность ребенка - это «святыня», которую надо развивать и оберегать; ребенок - «unicum в своем роде», оригинал, а не копия, и одарен разными способностями [1; 18].
В последнее время возрастает интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания с позиций соотношения религии и культуры. Мы разделяем мнение Л.Е. Шапошникова о том, что религия теснейшим образом связана с культурой и во многом предопределяет ее своеобразие и пути развития. Такое значение религии объясняется, прежде всего, тем, что религия формирует у человека определенное мировоззрение и ценностные ориентации, которые затем реализуются и в его культурном творчестве [24]. Являясь знаковыми системами со специфическим содержанием и способами его передачи, язык и религия представляют две формы общественного сознания, отображающие мир в сознании людей: «язык выступает как универсальная оболочка всех других форм общественного сознания, а религия - как универсальное содержание, т.е. как универсальные смыслы, передаваемые в общении» [26; 29]
И в этой связи особое значение для нашего исследования имеют работы Е.В. Шестуна, который отмечает, что православная традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. Это проявляется в нравственных мучениях, или мучениях совести, у людей, преступивших нормы естественного нравственного закона и не признающих его объективности [25]. А.И. Осипов в книге «Путь разума в поисках истины» пишет, что «исполнение нравственных обязанностей без Бога равносильно плаванию корабля "без руля и без ветрил"» [12; 16].
Многие ученые решают вопросы воспитания развития личности средствами привлечения зарубежных концепций, ориентированных на расширение коучинговой работы, введение трансформационного обучения и т.д. [37]. Мы придерживаемся концепции, в которой образование из способа обучения и просвещения индивида должно перерасти в
способ развития его общекультурного потенциала, формирования в нем образа мира, человека в этом мире и человечности в себе самом, которая немыслима без духовности. При этом воспитание духовности, гражданственности, патриотизма невозможно, если содержание образования в школе не будет отражать российскую культуру и опираться на местные традиции народной жизни.
Анализ зарубежной и отечественной научной литературы по проблеме исследования позволил подобрать диагностический инструментарий для проведения многоаспектного мониторинга. Важную роль оказали работы междисциплинарных исследований в области психофизиологии, психологии и педагогики. В частности, при изучении особенностей взаимодействия личности со средой нами используются работы Г.И. Ефремова [28; 30], Р.Л. Кричевского [5], С.Н. Сорокоумовой [33; 36], Е.А. Трифоновой [23], Дж. Роттера [34], B. Wallston, K. Wallston [38; 39]; исследуя самоэффективность как ожидание индивида в отношении осуществления определенных действий и в достижении определенных результатов, мы опираемся на исследования А. Бандура [2]; используется шкала экзистенции, разработанная А. Лэнгле [31] и К. Орглер [32], С.В. Кривцовой [4]; в определении уровней духовно-нравственного развития личности - методика «Иерархия личности» (Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская [25]) и др.
Данные идеи реализуются педагогическим коллективом в рамках реализации образовательной программы муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода (далее - МАОУ «Школа №187»). Эффективность реализации миссии школы обеспечивается совместной работой школы с администрацией города, Нижегородской Епархией Русской православной церкви (Московский патриархат), ведущими вузами (Мининский университет, Национальный научно-исследовательский университет им. Н.И. Лобачевского и др.), школами и детскими дошкольными учреждениями Н. Новгорода и Нижегородской области [6; 7].
Остановимся подробнее на некоторых концептуальных основах организации образовательного процесса в контексте духовно-нравственного воспитания обучающихся:
- прежде всего, реализация образовательного процесса базируется на воспитании у обучающихся приверженности к общечеловеческим ценностям, которые являются наиболее общими, универсальными, выражающими интересы всего человеческого сообщества. Они присущи жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов и в этом качестве выступают императивом сохранения и развития человеческой цивилизации. Данные ценности представляют собой моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности [7];
- основой педагогической деятельности участников образовательного процесса является знание возрастных психологических особенностей обучающихся, понимание механизмов активной мыслительной деятельности, поведенческих моделей и реакций. Педагогическая деятельность направлена на раскрытие способностей каждого ученика, включение в процесс осмысления себя и своего места в обществе, формирование активной гражданской позиции, воспитание личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, обществом, государством. В связи с этим развитие экзистенциальной сферы, которая выполняет функцию отбора идей и ценностных ориентаций, определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей своих поведенческих актов, через которые человек на протяжении всей жизни постигает свою сущность и характеризуется умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела, и является важной воспитательной задачей (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Ж. Шалканова [36]);
- формирование в процессе воспитания и обучения твердых мировоззренческих
позиций и морально-нравственных убеждений, предполагающих эрудированность в различных областях знаний, прежде всего в области гуманитарных наук, изучающих человека в разных его проявлениях, что позволяет привести к позитивному трансформированию взглядов обучающихся на окружающую действительность, изменению отношения к окружающим людям и себе. Решение данных задач осуществляется на основе изучения национальной культуры, православных традиций духовно-нравственного становления личности. Создание подобных условий способствует укреплению чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре, обеспечивает преемственность поколений россиян, воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [8; 15];
- направленность на развитие готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности обеспечивается посредством развития ценностного отношения к людям, общению, семье, культуре и религии своего народа. Отметим, что понятие «отношение к людям» тесно связано с межличностными отношениями, которые возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Чувства могут быть как позитивными - солидарность, согласие, снятие напряжения, так и негативными -демонстрация антагонизма, несогласие, создание напряжения. И в этой связи возникает необходимость освоения обучающимися форм общественного поведения, отражающих гуманистическую направленность его личности; «общение» как ценность мы рассматриваем как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности и включающий в себя три основные функции - коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера); семья - культивируемая в обществе совокупность представлений, влияющих на выбор целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия между родственниками, связанными тесными семейными узами. Традиционными семейными ценностями принято считать любовь и доверие, уважение и взаимопонимание, поддержку и заботу, честность и искренность между членами семьи; «досуг» - свободное время, предназначенное для рекреационной и восстановительной деятельности человека по его собственному усмотрению.
Изложенные концептуальные положения являются ориентиром для создания модели системы духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении, которая включает следующие компоненты: цель, задачи, концептуальные основы, методологические подходы, учебно-воспитательный процесс (условия, формы и методы работы, обеспечивающие достижение результата) (рисунок 1).
Рисунок 1 - Модель процесса воспитания в образовательной организации Figure 1 - Model of the process of education in educational organization
Данная модель отражает системность и логику воспитательной работы, позволяющей эффективно осуществлять помощь ребенку на пути его восхождения от социального индивида к духовной и высоконравственной личности.
Системообразующим фактором любой системной организации принято считать результат, содержание которого формируется в виде определенной «умозрительной модели» как цели деятельности, являющейся регулирующим фактором, на основе которого происходит «взаимоСОдействие» всех компонентов системы, направленное на достижение необходимого результата.
В процессе разработки системы воспитания МАОУ «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» была сформулирована цель, отражающая ключевое направление учебно-воспитательной работы образовательного учреждения - формирование гуманистически направленной личности обучающихся.
Под гуманистически направленной личностью понимается человек, различающий добро и зло, обладающий высоким уровнем духовно-нравственного развития, проявляющегося в самоотверженном служении на благо Отечеству и его гражданам.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Определить содержательный аспект к построению системы воспитания, формирующей гуманистическую направленность личности.
2. Спроектировать учебно-воспитательный процесс и внедрить условия, формы и методы, составляющие основу учебно-воспитательной работы педагогов с обучающимися и направленные на достижение поставленной цели.
3. Оценить эффективность предложенной системы воспитания, нацеленной на формирование гуманистической направленности личности.
Методологическую базу организации воспитательной работы оставляют: системный, личностно-деятельностный и культурологический подходы.
Системный подход к анализу представленных исследований обуславливает рассмотрение системы базовых понятий, выявление существующих взаимосвязей. На основе системного подхода все компоненты образовательной среды образовательной организации проектируются и реализуются в контексте идей духовно-нравственного воспитания личности. Личностно-деятельностный подход предполагает направленность обучения на развитие свойств, характерных для творческого индивида. Это умения размышлять, выстраивать, созидать и др. [14].
Культурологический подход состоит в признании приоритета культуры в образовательном процессе, где в процессе воспитания и обучения вырабатывается поведение с учетом национальных и гражданских образцов поведения. Обучающийся не просто изучает культуру, но проживает ее как специфическую культурную среду и продолжает ее развивать, обогащая знания, формируя психические образы [11].
Содержательный компонент модели включает наполнение базовых и вариативных дисциплин и разработку учебно-методического оснащения учебно-воспитательного процесса, отбор учебной и методической литературы на основе идей духовно-нравственного развития личности. Основой реализации идей духовно-нравственного воспитания в контексте приобщения к национальной культуре и религии, православным ценностям является курс «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс введен во всех школах Российской Федерации в 2012-2013 учебном году. Из содержания названного курса был выбран модуль «Основы православной культуры», и выстроены курсы с учетом принципов преемственности и природосообразности. В частности, в начальной школе обучающиеся 2-х и 4-х классов осваивают курс «Азбука маленького нижегородца», где знакомятся с архитектурой и внутреннем убранством православных храмов и монастырей города Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Продолжением курса «Азбука маленького нижегородца» является курс для 5-х и 6-х классов «Ступени», который изучается в рамках кружковой работы. Комплекс данных программ готовит детей к элективным курсам в старших классах. Так, с 7-го класса обучающиеся начинают осваивать курс «Краеведение», продолжением которого в 8-м классе является элективный курс «Краеведение Нижегородского края (духовное наследие)». Школьники 9-х классов продолжают изучение основ православной культуры по теме: «Религии России». Обучающиеся 10-х - 11-х классов изучают следующие темы: «История российской государственности и церкви», «Православные мотивы в русской литературе 19-20 вв.» [19; 20; 21]. Содержание данных дисциплин разрабатывалось с учетом исследований доктора педагогических наук Г. Шестуна на основе следующих подходов: краеведческий, религиоведческий, церковно-этический и культурологический, - что позволило обеспечить мировоззренческую направленность курсов.
Спецификой создания образовательного пространства школы является развитие личности всех субъектов образовательного процесса. Так, развитие личности учителя в духе традиционных православных ценностей является основополагающим условием реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в школе, так как «личность учителя, как считает К.Д. Ушинский, - это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно». В современных социокультурных условиях общество выделяет качественно новые требования к педагогу, уровню его образования, профессионализму, ценностным ориентациям, духовно-нравственной и коммуникативной культуре, которые становятся неотъемлемой частью его жизнедеятельности [22]. Учителя школы и администрация ежегодно участвуют в семинарах, научно-практических конференциях по проблемам духовно-нравственного воспитания, обучаются на курсах повышения квалификации. Эффективность педагогической деятельности коллектива подтверждается отзывами со стороны обучающихся и родителей, признанием администрации города [7; 10; 17]. В 2015 г. коллектив школы успешно прошел процедуру государственной аккредитации, получив 100 баллов по ее результатам. Кроме того, в 2017 г. коллектив принял участие в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», получив Грант Губернатора Нижегородской области и заняв в рейтинге лучших 5-е место среди 10-ти школ области. Сегодня школа является Городским ресурсным центром, в котором реализуются программы духовно-нравственного, патриотического, здоровье-сберегающего воспитания.
Процесс формирования гуманистически направленной личности предполагает создание определенных условий в образовательном процессе.
К таким условиям могут быть отнесены: административно-организационные, педагогические, психологические, технические.
К административно-организационным условиям можно отнести такие формы организации духовно-нравственного воспитания, как осуществление социального партнерства, а также делегирование функций между участниками образовательного процесса, включая все структурные подразделения школы и органы управления: департамент образования администрации г. Нижнего Новгорода, директор школы, заместители директора школы, наблюдательный совет, общее собрание работников, педагогический совет, совет родителей, совет обучающихся, научно-методический совет, методические объединения учителей.
Основой для взаимодействия всех перечисленных структур является создание «Центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» и «Георгиевского зала - зала славы русского воинства!», открытого к 70-летию Победы в Великой отечественной войне. Данные центры обеспечивают институциализацию воспитательных взаимоотношений школы и социума при ведущей роли школы в формировании у подрастающего поколения ценностей православного национального нравственного идеала; построения системы методического сопровождения деятельности педагогов и социальных партнёров по формированию и развитию ценностно-нормативной и гражданской основы личности будущих граждан России; обеспечения преемственности и непрерывности воспитания школьников в едином пространстве «семья -школа - общество» [6; 7]. К педагогическим условиям относится программно-методическая оснащенность образовательной деятельности, которая определяется качеством разработанных педагогами школы авторских программ с учетом ФГОС, обеспечивающих духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, «становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества... »
Психологические условия предполагают создание на занятиях, посвященных изучению основ православной культуры, атмосферы доверия, открытости, позитивного настроя с помощью установления между педагогом и обучающимися субъект-субъектных отношений и использования различных форм организации образовательной деятельности.
Технические условия предусматривают оснащенность образовательной деятельности техническими средствами обучения (интерактивные доски, компьютеры, магнитофоны, диктофоны, телевизоры, проекторы, кинокамеры, фотоаппараты и пр.).
Еще одним важным компонентом системы являются формы организации учебно-воспитательной работы с обучающимися, которые осуществляют ряд важных функций. К ним относятся:
- обучающе-образовательная - создание наилучших условий для передачи обучающимся учебного материала и его освоения ими;
- воспитательная — последовательное введение обучающихся в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;
- развивающая - последовательное усложнение содержания учебно-воспитательных занятий в совокупности с активными методами подачи учебного материала;
- психологическая - выработка, исходя из индивидуальных особенностей психики ребенка определенного деятельностного биоритма;
- стимулирующая — мобилизация обучающихся на активное усвоение учебного материала;
- организационная - четкая организация методической подачи учебного материала, строгий отбор вспомогательных средств обучения;
- интегрирующе-дифференцирующая - коллективная и индивидуальная
деятельность детей, обмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся;
- систематизирующая и структурирующая - разбивка всего учебного материала по темам, часам и формам организации.
- дополняющая и координирующая функция - формы организации дополняют и корректируют друг с другом.
Выбор форм образовательной деятельности зависит от специфики поставленных перед педагогами цели и задач. К коллективным формам работы относятся: урок, факультатив, кружок, семинар, практикум, конкурс, олимпиада, конференция, праздники, учебные экскурсии и пр. Как известно, экскурсии, в свою очередь, делятся по месту в учебной программе: вводные, текущие, обобщающие; по содержанию: предметные (один объект), комплексные (несколько объектов); по месту проведения: природоведческие, производственные, культурологические. Они используются на любом этапе образовательной деятельности с целью введения в тему, как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.
Например, в программу образовательной деятельности включены экскурсионные и паломнические поездки по историческим и святым местам Нижегородской области и России. Большой популярностью среди обучающихся пользуются епархиальные конкурсы изобразительного искусства и прикладного творчества «Свет Рождественской звезды», «Иллюстрируем православную книгу»; епархиальный конкурс «Рождественская елка», фестиваль-конкурс детского творчества «Пасха Красная», на которых обучающиеся школы ежегодно занимают призовые места. Члены кружка «Хоровое пение» ежегодно участвуют в епархиальном конкурсе вокалистов. Работа данного кружка ориентирована на поддержание традиций хорового православного пения и позволяет участникам проникнуться красотой вокального православного искусства.
Включение обучающихся в поисково-исследовательскую работу осуществляется в процессе подготовки к детским Рождественским чтениям, конференциям НОУ (секция «Православная культура»), а также к участию в школьном, муниципальном, региональном и всероссийском этапах Всероссийской олимпиады по основам православной культуры.
Для достижения наилучших результатов в учебно-воспитательной работе необходимым условием является реализация принципа единства обучения и воспитания, который предполагает оптимальный подбор методов, приемов и технологий, составляющих основу образовательной деятельности, а также принципа метапредметной интеграции содержания, мотивационно-творческой активности обучающихся [15].
К таким методам мы можем отнести:
- монологический (метод монологического изложения);
- показательный (метод показательного изложения);
- диалогический (метод диалогического изложения);
- эвристический (метод эвристических заданий);
- исследовательский (метод исследовательских заданий);
- алгоритмический (метод алгоритмических предписаний);
- программированный (метод программированных заданий);
- погружения (активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и
игры).
Не менее 25% времени на занятиях отводится активным и интерактивным методам и формам проведения занятий. Активные и интерактивные формы и методы в процессе воспитания и обучения неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться
значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер [9]. Вместе с тем использование активных и интерактивных образовательных технологий развивает критическое мышление и умения давать оценку и рациональные решения сложным общественно-гражданским процессам [27].
Умелое сочетание педагогом вышеназванных методов позволяет:
- выявить школьникам в содержании учебного материала ведущую мировоззренческую идею;
- дает возможность учителю верно выделить значимые качества личности, подлежащие формированию в процессе освоения детьми того или иного учебного курса;
- подобрать необходимую совокупность фактов и примеров, обеспечивающих достижение воспитательных целей;
- установить преемственную связь между воспитательными целями данного, предыдущего и последующего курсов;
- установить органическую связь учебного материала с жизнью;
- широко использовать средства наглядности и ТСО для воспитания у обучающихся интереса к знаниям;
- формировать у обучающихся положительное отношение к учебной деятельности;
- воспитывать на уроке культуру умственного труда;
- формировать коллективные взаимоотношения между обучающимися.
Все эти формы и методы позволяют эффективно и плодотворно решать задачи, направленные на реализацию цели воспитания, воссоздавать национальные традиции, осуществлять профилактику асоциального поведения обучающихся, противодействовать проникновению негативных социальных явлений в среду подростков и молодежи.
Отметим, что перед любым образовательным учреждением, предполагающим организацию качественного управления образовательной деятельностью, закономерно встают два вопроса - выбор критериев, опираясь на которые можно эффективно управлять этим процессом, и выбор диагностического инструментария, с помощью которого можно делать выводы об уровне духовно-нравственного развития личности ребенка.
Материалы и методы
Для выявления эффективности системы учебно-воспитательной работы по духовно-нравственному развитию личности обучающихся в старших классах МАОУ «Школа №187» мы в течение нескольких лет активно используем разработанный нами диагностический инструментарий, который включал методы опроса, наблюдением и конкретные методики: «Психологическая культура личности» (по О.И. Моткову), «Оценка уровня развития морального сознания обучающихся» (дилеммы Л. Колберга), методика «Иерархия личности» (Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская) и др. [12; 25].
Важнейшей составляющей мониторинга результатов духовно-нравственного воспитания является определение критериев эффективности на основе критериально-ориентированной модели иерархии личности, описанной в методике «Иерархия личности» (Е.В. Шестун, Е.А. Морозова, И.А. Подоровская [25]) (рисунок 2).
Ступень духовности (высокий уровень иерархии) — включает в себя стремление к духовному росту и развитию человека, а также определение и реализацию своего истинного предназначения в деле служения своему народу и Отечеству.
Ступень душевности (средний уровень иерархии) — отражает творческое, интеллектуальное и эмоциональное развитие и саморазвитие человека, его отношение к социальным ценностям (семья, учеба, работа, общественная деятельность, здоровье, досуг и т.д.)
Ступень телесности (низкий уровень иерархии) — данное понятие включает в себя доминирование физических аспектов жизнедеятельности человека: стремление к бытовому комфорту, развлечениям, удовольствиям и т.д.
Рисунок 2 - Критериально-ориентированная модель иерархии личности Figure 2 - the Criterion-based model of the hierarchy of personality
На основе данной методики в МАОУ «Школа №187» проводилось мониторинговое исследование, позволяющее судить о принадлежности респондента (обучающегося) к той или иной (духовной, душевной или телесной ступени) критериально-ориентированной модели, представленной ниже.
Приведем сравнительные результаты мониторинга за 2015/2016 и 2016/2017 гг. В исследовании участвовали 152 учащихся старших классов.
В опросном листе представленной методики были выделены сферы жизнедеятельности человека, в рамках которых и определялась принадлежность испытуемого к определенной ступени иерархии: экзистенциальная сфера, отношение к общечеловеческим ценностям, к людям, к семье, сфера общения, сфера досуга.
Опросный лист включает 31 утверждение. К каждому из утверждений предлагается три суждения на выбор и один свободный пункт, который предполагал четвертое суждение, принадлежащее самому респонденту.
Из предложенных вариантов респондент выбирал один ответ, имеющий для него наибольшую значимость. Содержание выбранного суждения и определяло принадлежность испытуемого к тому или иному уровню (ступени иерархии) духовно-нравственной воспитанности.
Результаты исследования
Результаты мониторингового исследования и по методике «Иерархия личности» обучающихся 10-х классов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сферы жизнедеятельности обучающихся (2015/2016 уч. г.)
Table 1 - Spheres of students (academic year 2015/2016)
Сферы жизнедеятельности Духовный уровень Душевный уровень Телесный уровень
Экзистенциальная 34,00% 66,00% 0,00%
Семейная 59,00% 41,00% 0,00%
Свободное время, отдых 3,00% 90,00% 7,00%
Отношение к людям 53,00% 47,00% 0,00%
Общение 11,00% 85,00% 4,00%
Ценности 21,00% 76,00% 3,00%
Результаты мониторингового исследования и по методике «Иерархия личности» обучающихся 11-х классов представлены в таблице №2.
Таблица 2 - Сферы жизнедеятельности обучающихся (2016/2017 уч. г.)
Table 2 - Spheres of students (academic year 2016/2017)
Сферы жизнедеятельности Духовный уровень Душевный уровень Телесный уровень
Экзистенциальная 43,00% 57,00% 0,00%
Семейная 64,00% 36,00% 0,00%
Свободное время, отдых 15,00% 78,00% 7,00%
Отношение к людям 68,00% 32,00% 0,00%
Общение 12,00% 88,00% 0,00%
Ценности 25,00% 75,00% 0,00%
Рисунок 3 - Сравнительные показатели духовного уровня воспитанности обучающихся 10-х классов за 2015/2016 уч. г. и 11-х классов за 2016/2017 уч.г. Figure 3 - Comparative indicators of the spiritual level of intelligence of students 10 classes for the 2015/2016 academic year and 11 classes for the 2016/2017 academic year
Рисунок 4 - Сравнительные показатели душевного уровня воспитанности обучающихся 10-х классов за 2015-2016 уч.г. и 11-х классов за 2016-2017 уч.г. Figure 4 - Comparative indicators of mental level of intelligence of students of the 10th grade for the 2015-2016 academic year and 11th grade for the 2016-2017 school year
Экзистенциальная Общечеловеческие цен.
Отношение к людям Общение Семейная Досуг
0,00% 2 ]00% 4,00% 6J00% 8,00%
Рисунок 5 - Сравнительные показатели телесного уровня воспитанности обучающихся 10-х классов за 2015/2016 уч.г. и 11-х классов за 2016/2017 уч.г.
Figure 5 - Comparative figures of bodily level of education of students 10 classes for the 2015/2016 academic year and 11 classes for the 2016/2017 academic year
Как видно из показателей сравнительных таблиц и диаграмм, наиболее высокий или духовный уровень развития личности обучающихся в 2016/2017 учебном году проявился в сфере отношения к людям и составил 68% от общего числа испытуемых, по сравнению с 2015/2016 учебным годом этот показатель вырос на 15%.
Для всесторонней оценки показателей духовно-нравственного воспитания также приведем результаты исследований, полученных в процессе изучения обучающихся 4 -х -9-х классов.
Душевный уровень развития обучающихся с высокими результатами за 2016/2017 учебный год присутствует в таких сферах жизнедеятельности, как: общение -88%, что по сравнению с 2015/2016 учебным годом составило +3%; досуг - 78%. Данный показатель снизился на 12% за счет его увеличения на ступени духовного уровня; общечеловеческие ценности - 75%. Данный показатель снизился на 1% по сравнению с 2015/2016 учебным годом за счет перехода 4% обучающихся с душевного и телесного уровня на духовный уровень.
Мониторинг заинтересованности вопросами православной культуры как показателя уровня духовно-нравственного развития обучающихся группы А (4-е - 5- е классы), группы Б (5-е - 6-е классы) и группы В (8-е - 9-е классы) опирался на изучение ответов на вопросы анкет, составленных сотрудником городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования О.Ю. Серовой в соавторстве с кандидатом педагогических наук В.А. Малининым. Результаты мониторингов представлены в таблицах 3,4,5,6.
■ 10-е кл.
■ 11-е классы
Таблица 3 - Результаты исследования заинтересованности вопросами православной культуры
обучающихся 4-х и 5-х классов Table 3 - Results of the study interest questions of Orthodox culture to the students of 4 and 5 grades
Анкетирование обучающихся группы А
Вопросы анкеты Варианты ответов 2015/2016 2016/2017
4-е кл. 5-е кл.
кол. чел. % кол. чел. %
Нравятся ли тебе уроки «Основ православной культуры»? да 136 98% 107 97%
нет 3 2% 3 3%
Что тебе больше нравится: слушать учителя 123 88% 81 74%
изучать учебник 60 43% 28 25%
смотреть фильмы 124 89% 66 60%
отвечать на вопросы 55 40% 24 22%
Всё ли ты понимаешь из пройденного на уроках? всё понятно 83 60% 73 66%
непонятно, но учитель объясняет 55 40% 37 34%
совсем непонятно 1 1% 0 0%
Что для тебя важно на этом уроке? получать новые знания, узнать больше о культуре нашей страны 62 45% 62 56%
изучать культуру православия 47 34% 47 43%
на этом уроке можно говорить от души и о душе 30 22% 30 27%
Хочешь ли ты пойти на экскурсию в храм? да 126 91% 100 91%
нет 13 9% 10 9%
Хочешь ли ты поехать в паломническую поездку в монастырь? да 119 86% 91 83%
нет 21 15% 19 17%
Хочешь ли ты участвовать в олимпиаде по православию? да 87 63% 50 45%
нет 52 37% 60 55%
Хотел бы ты, чтобы такой урок был в 5 классе? да 128 92% 104 95%
нет 11 8% 6 5%
Среднее значение коэффициента заинтересованности учащихся православной культурой как показатель уровня их духовно-нравственного развития 48% 45%
Таблица 4 - Результаты исследования заинтересованности вопросами православной культуры
обучающихся 5-х и 6-х классов Table 4 - the results of the study interest questions of Orthodox culture to the students of 5th and
6th classes
Анкети рование обучающихся группы Б
Вопросы анкеты Варианты ответов 2015/2016 2016/2017
5-е кл. 6-е кл.
Кол. чел. % Кол. чел. %
Понравился ли тебе предмет «Основы православной культуры» в прошлом году? да 96 92% 154 93%
нет 8 8% 11 7%
Что показалось тебе интересным? разговор по душам 19 18% 65 39%
интересные факты 67 64% 122 74%
ты получал ответы на вопросы, которые тебя беспокоили 23 22% 44 27%
Пригодились ли тебе знания, полученные на уроке, в жизни? да 75 72% 132 80%
нет 29 28% 33 20%
Хотел бы ты изучать этот предмет в 5 классе и дальше? да 68 65% 130 79%
нет 36 35% 35 21%
Посещаешь ли ты храмы, монастыри? да, с семьёй 68 65% 109 66%
да, с одноклассниками, друзьями 3 3% 12 7%
нет 33 32% 49 30%
Читаешь ли ты православную литературу, смотришь ли православные фильмы? да 52 50% 79 48%
нет 52 50% 86 52%
Участвуешь ли в конкурсах, олимпиадах, посвящённых православию? да 19 18% 47 28%
нет 85 82% 118 72%
Нравятся ли тебе экскурсии в школе в Георгиевский зал, в кабинет православной культуры? да 84 81% 152 92%
нет 18 17% 13 8%
Был ли ты в паломнических поездках по святым местам Н.Новгорода, области? да 53 51% 74 45%
нет 51 49% 91 55%
Нравится ли тебе слушать учителя, экскурсовода с рассказами о православии, истории своей страны? да 62 60% 144 87%
нет 42 40% 21 13%
Среднее значение коэффициента заинтересованности учащихся
православной культурой как показатель уровня их духовно- 46% 47%
нравственного развития
Таблица 5 - Результаты исследования заинтересованности вопросами православной культуры
обучающихся 8-х и 9-х классов
Table 5 - the results of the study interest questions of Orthodox culture to the students of 8th and
9th grade
Анкетирование обучающихся группы В
Вопросы анкеты Варианты ответов 2015/2016 2016/2017
8-е кл. 9-е кл.
Кол. - % Кол. - %
Какой предмет из предложенных тебе понравился? «Религии России» 20 21% 77 89%
«Духовное краеведение» 8 8% 10 11%
Эти предметы мне неинтересны 29 30% 15 17%
Что показалось тебе интересным в этих предметах? глубина изложения, интересные факты 10 10% 67 77%
ответы на вопросы, которые тебя беспокоят 3 3% 7 8%
Эти предметы мне неинтересны 51 53% 15 17%
Пригодились ли тебе знания, полученные на уроке, в жизни? да 24 25% 57 66%
нет 40 41% 30 34%
Хотел бы ты изучать предметы православной тематики и дальше? да 7 7% 40 46%
нет 64 66% 47 54%
Нравятся ли тебе экскурсии? в Георгиевский зал, кабинет православной культуры в школе 8 8% 48 55%
паломничество по городу, области, в другие города 56 58% 27 31%
мне это неинтересно 8 8% 12 14%
Посещаешь ли ты храмы, монастыри? с семьёй 16 16% 44 51%
с одноклассниками 5 5% 20 23%
мне это неинтересно 51 53% 23 26%
Читаешь ли ты литературу православной тематики? да 5 5% 12 14%
нет 67 69% 75 86%
Смотришь ли ты фильмы православной тематики? да 3 3% 22 25%
нет 69 71% 65 75%
Нравится ли тебе рассказы педагога, экскурсовода об истории твоей да 41 42% 82 94%
нет 31 32% 5 6%
страны?
Участвуешь ли в конкурсах, олимпиадах, посвященных православию? да 3 3% 5 6%
нет 69 71% 82 94%
Среднее значение коэффициента заинтересованности учащихся православной культурой как показатель уровня их духовно-нравственного развития Группа А Группа Б Группа В
2015/ 2016 уч. год 2016/ 2017 уч. год 2015/ 2016 уч. год 2016/ 2017 уч. год 2015/ 2016 уч. год 2016/ 2017 уч. год
48% 45% 46% 47% 30% 42%
Среднее значение коэффициента заинтересованности учащихся православной культурой как показатель уровня их духовно-нравственного развития
30%
42%
Таблица 6 - Среднее значение коэффициента заинтересованности учащихся православной культурой как показатель уровня их духовно-нравственного развития
Table 6 - Average value of the coefficient of interest of students of the Orthodox culture as an indicator of the level of their spiritual and moral development
Группа учащихся Среднее значение коэффициента заинтересованности учащихся православной культурой как показатель уровня их духовно-нравственного развития
2015/2016уч. год 2016/2017уч. год
Группа А 48% 45%
Группа Б 46% 47%
Группа В 30% 42%
Рисунок 6 - Сравнительные показатели заинтересованности обучающихся вопросами
православной культуры как показатель уровня духовно-нравственного развития Figure 6 - Comparative indicators of interest of students issues of the Orthodox culture as an indicator level of spiritual and moral development
Обсуждение и заключения
Опираясь на полученные результаты мониторинга духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся можно сделать следующий вывод: учебно-воспитательная система, направленная на формирование гуманистической направленности личности обучающихся посредством изучения основ православной культуры в образовательном процессе МАОУ «Школа №187», является вполне эффективной. В данной системе заложен прочный потенциал для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной работы школы. Перспективным направлением работы является оказание помощи школьникам в умении организовать свое свободное время.
Таким образом, многолетний опыт школы доказывает ее готовность эффективно обеспечивать формирование у воспитанников духовной, нравственной, гражданской безопасности личности, успешную социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся, что в конечном итоге способствует повышению у молодежи гражданской ответственности за судьбу страны, повышению уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. 400с.
2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с.
3. Дудина Е.А. Миссия, видение и ценности современной школы // Молодой ученый. 2014. №19. С. 528-530. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22549601 (дата обращения: 20.09.2017).
4. Кривцова С.В., Лэнгле А, Орглер К. Экзистенциальный анализ. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер // Бюллетень. 2009. №1. С. 141-170. DOI: http://laengle.info.
5. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2001. №1. С. 47-52.
6. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Лебедева О.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе гуманистических ценностей // Инициативы XXI века. 2016. №1. С. 66-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26021964 (дата обращения: 20.09.2017).
7. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе православных ценностей (из опыта работы МАОУ «Школа №187» г. Нижнего Новгорода) // Образ России в русской религиозной мысли: XXV рождественские православно-философские чтения». Н. Новгород, 2016. С. 234-243. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27499086 (дата обращения: 20.09.2017).
8. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная Ф.В., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования. Н. Новгород: ООО «ЗУМ_НН», 2016. 92 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26335113 (дата обращения: 20.09.2017).
9. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные формы проведения занятий // Великие реки-2013: труды конгресса 15-го Международного научно-промышленного форума. Н. Новгород, 2014. С. 42-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24385062 (дата обращения: 20.09.2017).
10. Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития
дополнительного профессионального образования в России // Приволжский научный журнал. 2013. №3(27). С. 123-128.
11. Мухина Т.Г., Лукичев И.Г., Сутугин А.Ю. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С.41-45. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 29423887 62225930.pdf (дата обращения: 20.09.2017).
12. Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. К вопросу об оценке эффективности духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях школьного образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. С. 233. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27181856 (дата обращения: 20.09.2017).
13. Мухина Т.Г., Старова Т.Э. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. №4. С. 46-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29144587 (дата обращения: 20.09.2017).
14. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. С. 82-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27208259 (дата обращения: 20.09.2017).
15. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Формирование креативности студентов-дизайнеров в условиях уровневого образования в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2014. №1(29). С. 215-219. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21306155 (дата обращения: 20.09.2017).
16. Осипов А.И. Путь разума. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 202.
17. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе «школа - вуз» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород, 2015. С. 172-176. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24301309 (дата обращения: 20.09.2017).
18. Россова Ю.И. «Новая педагогика» В.П. Вахтерова: личность ребенка как высшая ценность // Приволжский научный вестник. 2014. №8-2(36). С. 105-107.
19. Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодёжи: материалы конкурса «Серафимовский учитель - 2012»: в 2-х томах / под общ. ред. О. Бараевой. Т. 1. Н. Новгород, 2013.
20. Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодёжи: материалы конкурса «Серафимовский учитель - 2013»: в 2-х томах / под общ. ред. О. Бараевой. Т. 2. Н. Новгород, 2014.
21. Серова О.Ю., Елисеева Н.Ю. Взаимодействие городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования в семье // Православие и семейные ценности: XXIV Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2015. С.195-198.
22. Сутугин А.Ю., Мухина Т.Г. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогических направлений в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 276-281. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 23819060 41945168.pdf (дата обращения: 20.09.2017).
23. Трифонова Е. А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. С. 71-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18962002 (дата обращения: 20.09.2017).
24. Шапошников Л.Е. Понимание культуры в современном православном богословии //
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2006. Т. 7, №2. С. 9-16.
25. Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): автореф. дис. ... д-ра пед наук. Казань, 2006 . 41 с.
26. Beisembayev A.R. Elective course "Pragmatics of the religious discourse" as a fragment of the new knowledge paradigm (MASTERCLASS) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2017 (March). Vol. 2, Is. I. P. 37-48. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1826924 (accessed: 20.09.2017).
27. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. №10. P. 3463-3467. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27588020 (accessed: 20.09.2017).
28. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. Diagnostics of psychosomatic risk in psychotherapeutic practice. Available at: http://www.ij ese.net/makale/1727 (accessed: 20.09.2017).
29. Mechkovsaya N.B. Yazyk i religiya. M.: "Fair" Agency, 1998. 352 p. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1826924 (accessed: 20.09.2017).
30. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. Diagnostics Of Psychosomatic Risk in Psychotherapeutic Practice // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Is. 18. P. 12566-12575. Article Number: ijese.2016.930 (accessed: 20.09.2017).
31. Langle A., Orgler C., Kundi M. Die Existenzskala. Manual. Gottingen: Hogrefe, 2000.
32. Langle A., Orgler Ch., Kundi M. The Existence Scale. A new approach to assess the ability to find personal meaning in life and to reach existential fulfilment // European Psychotherapy. 2003. Vol. 4. Is. 1. P. 135-151.
33. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern functions of a textbook on social sciences and humanities as an informational management tool of university education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Is. 10. P. 3764-3774. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26465518 (accessed: 20.09.2017).
34. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80 (Whole No. 609).
35. Salkhanova Zh. Competence in the context of modern 7 educational system // Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). 2016. Issue III, November. P.20-26. Available at: http://sites.middlebury.edu/ccses/files/2016/11/A4-girq-new.pdf (accessed: 20.09.2017).
36. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The projective study of the impact of the vertical position of a person on the nosological specificity of psychosomatic risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7. No 6. P. 685-691. Available at: http://scieuro.com/en/articles-2 (accessed: 20.09.2017).
37. Sedova-Hotaling E., DLI, Monterey CA, Soboleva V. Transformative learning: from theory 20 to practice // Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). 2016. Is. III, November. P.20-26. Available at: http://sites.middlebury.edu/ccses/files/2016/11/A4-girq-new.pdf (accessed: 20.09.2017).
38. Wallston B.S., Wallston K.A. Health locus of control // Lefcourt H. (Ed.). Research with the Locus of Control Construct New York: Academic Press. 1981. Vol. 1. P. 189-243. Available at: https://lib.herzen.spb.ru/text/trifonova 155 71 83.pdf (accessed: 20.09.2017).
39. World Health Organization. Global status report on noncommunicable diseases. 2010. Available at: http://www.who.int/nmh/publications/ncd_report_full_en.pdf (accessed: 20.09.2017).
REFERENCES
1. Vakhterov V.P. Selected pedagogical compositions / Comp. L.N. Litvin, N.T. Britaeva. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 400 p. (In Russian)
2. Bandura A. The theory of social learning. St. Petersburg, Eurasia, 2000. 320 p. (In Russian)
3. Dudina EA Mission, vision and values of the modern school. Molodoj uchenyj, 2014, no. 19, pp. 528-530. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22549601 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
4. Krivcova S.V., Ljengle A, Orgler K. Existential analysis. Scale of Existence (Existenzskala) A. Langle and K. Orgler. Bjulleten', 2009, no. 1, pp. 141-170. Available at: http://laengle.info. (in Russian).
5. Krichevskij R.L. Self-efficacy and akmeologichsky approach to the study of personality. Akmeologiya, 2001, no. 1, pp. 47-52 (in Russian).
6. Malinin V.A., Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Lebedeva O.V. Spiritual and moral development of personality based on humanistic values. Iniciativy XXI veka, 2016, no. 1, pp. 66-72 (in Russian).
7. Malinin V.A., Mukhina T.G., Tyntyaeva Ye.M. Spiritual and moral upbringing and personal development on the basis of Orthodox values (from the experience of IAOU School No. 187 in Nizhny Novgorod). Obraz Rossii v russkoj religioznoj mysli: XXV rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chtenija». N. Novgorod, 2016, pp. 234-243. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27499086 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
8. Malinin V.A., Muhina T.G., Povshednaja F.V., Sorokoumova S.N. Evaluation of the effectiveness of spiritual and moral education and development of the personality of the learner in the conditions of modern education. N. Novgorod, OOO ZUM_NN Publ., 2016. 92 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26335113 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
9. Muhina T.G. Active and interactive forms of conducting classes. Velikie reki-2013: trudy kongressa 15-go Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma [Great rivers-2013: Proceedings of the Congress of the 15th International Scientific and Industrial Forum]. N. Novgorod, 2014, pp. 42-44. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24385062 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
10. Muhina T.G., Koposov E.V., Borodachev V.V. History and perspectives of development of additional vocational education in Russia. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2013, no. 3(27), pp. 123128 (in Russian).
11. Muhina T.G., Lukichev I.G, Sutugin A.Ju. Designing the development of the communicative culture of students in the process of studying in the university. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, 2017, no. 6, pp.41-45. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary 29423887 62225930.pdf (accessed 20.09.2017) (in Russian).
12. Muhina T.G., Malinin V.A., Sorokoumova S.N. On the issue of assessing the effectiveness of spiritual and moral education of students in school education. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2016, no. 5, p. 233. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27181856 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
13. Muhina T.G., Starova T.Je. A retrospective analysis of the organization of civic education of youth in Russian universities. Vysshee obrazovanie segodnja, 2017, no. 4, pp. 46-51. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29144587 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
14. Muhina T.G., Sutugin A.Ju. Pedagogization of the multicultural educational environment of the university as a condition for the formation of a communicative culture of students. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, 2016, no. 10, pp. 82-83. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27208259 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
15. Muhina T.G., Shherbakova M.V. Formation of creativity of students-designers in conditions of level education in higher education. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2014, no. 1(29), pp. 215-219.
Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21306155 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
16. Osipov A.I. The path of the mind. Moscow, Publishing House of the Sretensky Monastery, 2010. P. 202 (in Russian).
17. Povshednaja F.V., Malinin V.A., Muhina T.G., Gurikov A.V. The role of the innovative university in the system "school - university". Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika» [Modernization of the pedagogical education in the context of the global educational agenda: a collection of articles on the materials of the All-Russian scientific and practical conference on the problems of development and approbation of new modules of bachelor programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy"]. N. Novgorod, 2015, pp. 172-176. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24301309 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
18. Rossova Ju.I. "New pedagogy" V.P. Vakhterova: the personality of the child as the highest value. Privolzhskij nauchnyj vestnik, 2014, no. 8-2(36), pp. 105-107 (in Russian).
19. Collection of educational programs on the spiritual and moral development of children and youth: materials of the competition "Seraphim Teacher - 2012": in 2 volumes. Under the total. Ed. O. Baraeva. T. 1. N. Novgorod, 2013 (in Russian).
20. Collection of educational programs on the spiritual and moral development of children and youth: materials of the competition "Seraphim Teacher - 2013": in 2 volumes. Under the total. Ed. O. Baraeva. T. 2. N. Novgorod, 2014 (in Russian).
21. Serova O.Ju., Eliseeva N.Ju. Interaction of the city resource center of spiritual and moral education and civic education in the family. Pravoslavie i semejnye cennosti: XXIVRozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chtenija. N. Novgorod, 2015, pp.195-198 (in Russian).
22. Sutugin A.Ju., Muhina T.G. Formation of communicative culture of students of pedagogical directions in higher education. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2015, no. 2(34), pp. 276-281. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary 23819060 41945168.pdf (accessed 20.09.2017) (in Russian).
23. Trifonova E.A. Adaptive potential of the individual and psychosomatic risk: the problem of coping competence. Izvestija rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2013, pp. 71-83. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18962002 (accessed 20.09.2017) (in Russian).
24. Shaposhnikov L.E. Understanding culture in contemporary Orthodox theology. Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, 2006, t. 7, no. 2, pp. 9-16 (in Russian).
25. Shestun E.V. Pravoslavnye tradicii duhovno-nravstvennogo stanovlenija lichnosti (istoriko-teoreticheskij aspekt). Diss. dokt. ped. nauk. [Orthodox traditions of the spiritual and moral formation of personality (historical and theoretical aspect). Dr. ped. sci. diss.]. Kazan, 2006. 41 p. (in Russian).
26. Beisembayev A.R. Elective course "Pragmatics of the religious discourse" as a fragment of the new knowledge paradigm (MASTERCLASS) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2017 (March). Vol. 2, Is. I.P. 37-48. Available at: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1826924 (accessed 20.09.2017).
27. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. №10. P. 3463-3467. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27588020 (accessed 20.09.2017).
28. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. Diagnostics of psychosomatic risk in psychotherapeutic practice. Available at: http://www.ijese.net/makale/1727 (accessed 20.09.2017).
29. Mechkovsaya N.B. Yazyk i religiya. M.: "Fair" Agency, 1998. 352 p. Available at:
https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1826924 (accessed 20.09.2017).
30. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. Diagnostics Of Psychosomatic Risk in Psychotherapeutic Practice // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Is. 18. P. 12566-12575. Article Number: ijese.2016.930 (accessed 20.09.2017).
31. Langle A., Orgler C., Kundi M. Die Existenzskala. Manual. Gottingen: Hogrefe, 2000.
32. Langle A., Orgler Ch., Kundi M. The Existence Scale. A new approach to assess the ability to find personal meaning in life and to reach existential fulfilment // European Psychotherapy. 2003. Vol. 4. Is. 1. P. 135-151.
33. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern functions of a textbook on social sciences and humanities as an informational management tool of university education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Is. 10. P. 3764-3774. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26465518 (accessed 20.09.2017).
34. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80 (Whole No. 609).
35. Salkhanova Zh. Competence in the context of modern 7 educational system // Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). 2016. Issue III, November. Р.20-26. Available at: http://sites.middlebury.edu/ccses/files/2016/11/A4-girq-new.pdf (accessed 20.09.2017).
36. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The projective study of the impact of the vertical position of a person on the nosological specificity of psychosomatic risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7. No 6. P. 685-691. Available at: http://scieuro.com/en/articles-2 (accessed 20.09.2017).
37. Sedova-Hotaling E., DLI, Monterey CA, Soboleva V. Transformative learning: from theory 20 to practice // Cross-Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). 2016. Is. III, November. Р.20-26. Available at: http://sites.middlebury.edu/ccses/files/2016/11/A4-girq-new.pdf (accessed 20.09.2017).
38. Wallston B.S., Wallston K.A. Health locus of control // Lefcourt H. (Ed.). Research with the Locus of Control Construct New York: Academic Press. 1981. Vol. 1. P. 189-243. Available at: https://lib.herzen.spb.ru/text/trifonova 155 71 83.pdf (accessed 20.09.2017).
39. World Health Organization. Global status report on noncommunicable diseases. 2010. Available at: http://www.who.int/nmh/publications/ncd report full en.pdf (accessed 20.09.2017).
Информация об авторах
Малинин Валерий Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected] Мухина Татьяна Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Елисеева Нина Юрьевна - кандидат психологических наук, педагог-психолог, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №187 с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ «Школа №187») Советского района г. Нижнего Новгорода, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
General Issues of Education Information about authors
Malinin Valery Anatolievich - сandidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Chair of University Management and Innovations in Education, FGAOU VO "National Research Nizhny Novgorod State University. NI Lobachevsky ", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Mukhina Tatyana Gennadievna - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Culture and Psychology of Entrepreneurship, FGAOU VO "National Research Nizhny Novgorod State University. NI Lobachevsky », Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Eliseeva Nina Yurievna - psychologist. Sciences, teacher-psychologist, Municipal autonomous general educational institution "School 187 with in-depth study of individual subjects" (MAOU "School No. 187") of Sovetskiy district of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: zam.dir-inform@mail .ru
Вклад соавторов
Малинин В.А. - обеспечение ресурсами; подготовка начального варианта текста; проведение экспериментов; администратор проекта; изучение концепции; курирование данных; обеспечение финансирования и т. п.
Мухина Т.Г. - представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста; научное руководство; развитие методологии; сбор данных и доказательств; формализованный анализ данных.
Елисеева Н.Ю. - обеспечение ресурсами; подготовка начального варианта текста; проведение экспериментов.
Contribution of authors
Malinin V.A. - Provision of resources; preparation of the initial version of the text; conducting experiments; project administrator; study of the concept; data management; securing financing, etc.). Mukhina T.G. - presentation of data in the text; critical analysis and revision of the text; scientific management; development of methodology; collection of data and evidence; formalized data analysis.
Eliseeva N.Yu. - Provision of resources; preparation of the initial version of the text; conducting experiments.