Статья/Article
УДК 378.811
DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-1-3
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА МВД РОССИИ К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Т. Г. Мухина1*, Н. И. Мусина2*
1 Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии,
Москва, Российская Федерация *e-mail: tg-muhina@yandex.ru Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
*e-mail: ravilmusinamail. ru
АННОТАЦИЯ
Введение: в данной статье рассматривается проблема формирования готовности будущих сотрудников полиции к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды в образовательном процессе ведомственного вуза МВД России. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. Теоретическую основу исследования составили работы В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Б.Ф. Ломова о системном подходе и системном анализе как направлении методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение процесса формирования готовности курсантов к межличностному взаимодействию как системы. Фундаментальные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и их применение в концепциях учебно-профессиональной деятельности в высшей школе. Концепция деятельностно-компетентностного подхода в процессе разработки и реализации образовательных программ высшего образования, ориентированных на современные ФГОС (Т.П. Афанасьева, Е.В. Караваева, А.Ш. Канукоева и др.). Проведенный анализ литературы по вопросам влияния образовательной среды позволил определить сущность образовательной среды ведомственного вуза МВД России на современном этапе развития образования как многонациональную, об этом свидетельствует география и количество обучающихся в образовательных организациях МВД России как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан. Ведомственный вуз МВД России принимает за основу общепринятые индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые психологические и педагогические тенденции развития личностного функционала. В связи с этим в нашем исследовании мы рассматриваем межличностное взаимодействие в многонациональной среде как многофакторное психологическое и педагогическое явление, которое состоит из различных форм и методов в условиях конкретной территориальной единицы, учитывающих диалогичность, равноправность и одновременно многообразие межличностного взаимодействия. Введение этнопедагогических знаний в содержание образования является для будущих правоохранителей особым элементом процесса подготовки к межличностному общению, который формируется на базе анализа общего и
особенного в жизнедеятельности другой нации, объективного оценивания явлений общественной жизни. В след за В.И. Матисом в исследовании актуализируется необходимость включения поликультурных аспектов в содержание образовательного процесса, что позволит обеспечить сохранение культурной самобытности личности в многонациональном обществе, воспитать культуру межличностного общения. Особенностью исследования является понимание межличностного общения в многонациональной среде как общечеловеческой ценности, обеспечивающей социальное сотрудничество и партнерство субъектов межличностного взаимодействия; актуальное содержание и непрерывное обновление образовательной среды на основе комплексной интеграции гуманитарных и профессиональных составляющих образовательных программ и активизация жизнедеятельности курсантов; деятельность педагогов, направленная на поддержку и сопровождение нахождения курсантов в образовательной многонациональной среде, обеспечение ее обновления и актуальности информационного, функционального содержания, осуществление мониторинга эффективности образовательного процесса. Обращено внимание на особенности образовательной среды ведомственного вуза МВД России. Акцентируется внимание на основных составляющих готовности к межличностному взаимодействию в межнациональной среде. Описано содержание компонентов готовности курсантов к межличностному взаимодействию.
Материалы и методы: представлена описательная модель формирования готовности к межличностному общению в условиях многонациональной среды, базовыми компонентами которой являются: целевой, где раскрываются цель и ведущие задачи образовательного процесса, деятельностный - включает требования и принципы предстоящей профессиональной деятельности будущего специалиста МВД России, возможностей ведомственного вуза по формированию готовности, диагностико-результативный -результаты мониторинговой работы. Раскрываются педагогические условия реализации предложенной модели. Ведущими педагогическими условиями, направленными на организацию образовательной среды, включая деятельность профессорско-преподавательского состава, определены следующие: включение этнопедагогических знаний в содержание дисциплин базовых и вариативных блоков учебного плана; внедрение активных и интерактивных форм проведения занятий, обеспечивающих развитие познавательного интереса к изучению проблем межличностного общения в многонациональной среде; организация научно-исследовательской работы с учетом этнопедагогических знаний, включая организацию работы научных кружков; внедрение ситуационных задач в процесс проведения всех видов практик; организация помощи в подготовке деятельности курсантов в составе Совета курсантов; организация воспитательной работы на базе Центра профессионально-нравственного воспитания курсантов академии МВД Российской Федерации; организация взаимодействия по вопросам готовности к межличностному общению непосредственно с представителями органов внутренних дел; обеспечение контроля с помощью педагогического мониторинга.
В соответствии с выделенными компонентами готовности курсантов к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды разработан диагностический инструментарий. Основу диагностического инструментария составляют методики: «Изучение мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина), «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова), «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко), «Методика определения уровня рефлексивности» (по В.В. Пономаревой).
Результаты исследования: полученные данные сравнительного анализа результатов мониторинговой работы за 2016/2017 учебный год и 2017/2018 учебный год на базе ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД Российской Федерации» показывают, что внедренная модель и разработанные педагогические условия соответствуют указанным цели и задачам исследования и позволяют эффективно готовить курсантов к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды.
Обсуждение и заключения: реализация современной стратегии образования и задач по обеспечению прав и свобод граждан, защите правопорядка, борьба с преступностью невозможна без эффективного межличностного общения в условиях многонациональной среды. Этнопедагогические знания разрешают задачи кросс-культурного общения, формирования готовности к межличностному общению, а также ориентируют на выявление общности духовных истоков различных наций, но подчеркивают, что многонациональный диалог формирует направленность на общегуманистические ценности и национальное самосознание в целях осуществления основных направлений деятельности полиции, а также на обеспечение национальной безопасности государства.
Ключевые слова: многонациональная среда, межличностное взаимодействие, формирование готовности, ведомственный вуз МВД России, модель, педагогические условия.
Благодарности: выражаем благодарность за сотрудничество профессорско-преподавательскому составу ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД Российской Федерации», рецензентам.
Для цитирования: Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С.3.
FORMATION OF READINESS OF FUTURE SPECIALIST OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO THE INTERPERSONAL INTERACTION IN A
MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT
T. G Mukhina1*, N. I. Musina2*
1Federal Research Clinical Center for Resuscitation and Rehabilitation, Moscow, Russian Federation *e-mail: tg-muhina@yandex.ru Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: ravilmusin@,mail.ru
ABSTRACT
Introduction: this article deals with the problem of forming the readiness of future police officers for interpersonal interaction in a multinational environment in the educational process of a departmental university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Analyzed the theoretical and methodological approaches to this problem. The theoretical basis of the study was the work of V.G.
Afanasyev, I.V. Blauberg, B.F. Lomov about the systems approach and systems analysis as a direction of the methodology of scientific knowledge and social practice, which is based on consideration of the process of forming the readiness of cadets for interpersonal interaction as a system. Fundamental principles of the theory of activity (L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, S.L. Rubinstein) and their application in the concepts of educational and professional activities in higher education. The concept of the activity-competence approach in the development and implementation of educational programs of higher education focused on modern GEF (TP Afanasyev, E.V. Karavaeva, A.Sh. Kanukoeva, etc.). The analysis of the literature on the influence of the educational environment made it possible to determine the nature of the educational environment of a departmental university of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage of development of education as multinational, this is evidenced by the geography and number of students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia both citizens of the Russian Federation and foreign citizens. The departmental institution of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia takes as a basis the generally accepted individual, national, all-Russian and world psychological and pedagogical tendencies of the development of the personal functional. In this regard, in our study, we consider interpersonal interaction in a multinational environment as a multifactorial psychological and pedagogical phenomenon, which consists of various forms and methods in a particular territorial unit, taking into account the dialogue, equality and, at the same time, the diversity of interpersonal interaction. The introduction of ethnopedagogical knowledge into the content of education is for future law enforcement officers a special element of the process of preparing for interpersonal communication, which is formed on the basis of an analysis of the general and particular in the life of another nation, an objective assessment of the phenomena of social life. In the wake of V.I. Mathis, the study actualizes the need to include multicultural aspects in the content of the educational process, which will ensure the preservation of the cultural identity of the individual in a multi-ethnic society, foster a culture of interpersonal communication. The peculiarity of the research is the understanding of interpersonal communication in a multinational environment as a universal value, ensuring social cooperation and partnership of subjects of interpersonal interaction; the current content and continuous updating of the educational environment on the basis of the integrated integration of humanitarian and professional components of educational programs and the intensification of the life of the cadets; the activities of teachers aimed at supporting and maintaining the cadets in a multinational educational environment, ensuring its updating and relevance of informational and functional content, monitoring the effectiveness of the educational process. Attention is drawn to the features of the educational environment of the departmental university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Attention is focused on the main components of readiness for interpersonal interaction in an inter-ethnic environment. The content of the components of the readiness of students for interpersonal interaction is described.
Materials and methods: a descriptive model of the formation of readiness for interpersonal communication in a multinational environment is presented. The basic components of which are: the target, where the goal and the main tasks of the educational process are revealed; diagnostic result - the results of monitoring work. Discloses the pedagogical conditions for the implementation of the proposed model. The leading pedagogical conditions aimed at the organization of the educational environment, including the activities of faculty members, are as follows: the inclusion of ethno-pedagogical knowledge in the content of the disciplines of basic and variable blocks of the curriculum; introduction of active and interactive forms of conducting classes, ensuring the development of cognitive interest in the study of problems of interpersonal communication in a
multinational environment; the organization of research work taking into account ethnopedagogical knowledge, including the organization of work of scientific circles; implementation of situational tasks in the process of conducting all types of practices; organization of assistance in the preparation of the activities of students in the composition of the Council of students; organization of educational work. on the basis of the Center of professional and moral education of cadets of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; organization of interaction on issues of readiness for interpersonal communication directly with representatives of internal affairs bodies; providing control through pedagogical monitoring.
In accordance with the selected components of student readiness for interpersonal interaction in a multinational environment, diagnostic tools have been developed: («Study of the motivation of learning in high school» (T. I. Ilyina), «Types of ethnic identity» by G. U. Soldatova, «Orientation of personality in communication» (S. L. Bratchenko), «Methods of determining the level of reflexivity» (by V. Ponomareva).
Results: the obtained data of a comparative analysis of the results of monitoring work for the 2016/2017 academic year and the 2017/2018 academic year. y on the basis of FGKOU HE "Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation," show that the implemented model and the developed pedagogical conditions correspond to the stated goals and objectives of the study and allow you to effectively prepare students for interpersonal interaction in a multinational environment.
Discussion and Conclusions: the implementation of modern education strategies and the tasks of ensuring the rights and freedoms of citizens, protecting the rule of law, and combating crime is impossible without effective interpersonal communication in a multi-ethnic environment. Ethnopedagogical knowledge solves the problem of cross-cultural communication, the formation of readiness for interpersonal communication, as well as orienting to identify common spiritual sources of various nations, but emphasizes that the multinational dialogue forms a focus on common human values and national self-consciousness in order to implement the main directions of the police, ensuring national security of the state.
Keywords: multinational environment, interpersonal interaction, readiness formation, departmental university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, model, pedagogical conditions.
Acknowledgments: we are grateful for the cooperation of the faculty of FGKOU VO "Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", to the reviewers.
For citation: Mukhina T.G., Musina N.I. Formation of readiness of future specialist of the ministry of internal affairs of russia to the interpersonal interaction in a multi-ethnic environment // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 1. Р.3.
Введение
Социально-экономические, политические и духовные преобразования, происходящие в нашей стране, существенно изменили демографическую ситуацию и структуру общества. Это привело к смещению системы человеческих ценностей и духовных идеалов в русло демократичности и поликультурности. Как следствие, меняются сущностные и структурные основы современной системы образования, разрабатываются подходы к проектированию поликультурной образовательной среды и пространства [43].
«Мы - многонациональный народ». Именно так закреплено в Конституции Российской Федерации [1]. Один из принципов деятельности полиции гласит, что взаимодействие и сотрудничество является важным стратегическим звеном развития Министерства внутренних дел Российской Федерации [2] на современном этапе. Результативность профессиональной подготовки в практической деятельности сотрудника органа внутренних дел в многонациональной среде напрямую связана с коммуникативной компетенцией, знаниями, умениями и навыками в области межличностного общения. «Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие» [3]. Среди мер, предусмотренных Правительством Российской Федерации, заявлено о разработке комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений [4]. Данные аспекты актуализируют интерес ведомственного профессионального образования к проблеме многонациональных взаимоотношений [60].
В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов МВД России в ведомственном вузе среди общих стратегий направления подготовки ставится задача сформировать у курсантов готовность к межличностному общению в условиях многонациональной среды, которая обязана учитывать многонациональные особенности субъекта Российской Федерации и специфику профессиональной деятельности сотрудника полиции, где он будет служить. В связи с этим целью нашего научного исследования являлась разработка и внедрение модели формирования готовности к межличностному взаимодействию в образовательный процесс подготовки будущих специалистов МВД России.
Сущность готовности как психолого-педагогической категории мы рассматриваем на основе трудов Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна как определенный комплекс способностей личности, включающий в себя различные личностные свойства и качества [42]. При формировании структурной целостности процесса готовности к межличностному общению в многонациональной образовательной среде большую роль приобретает учет специфики правоохранительной деятельности и элементов, влияющих на структурные компоненты готовности при конструировании образовательной среды ведомственного вуза МВД России. Качественная подготовка курсантов к будущей профессиональной деятельности опирается на понятие готовности как многофакторного качества личности специалиста-профессионала. Мы разделяем позиции В.С. Мерлина, А.А. Смирнова, И.С. Якиманской и др. о сущности готовности как состоянии личности. С точки зрения М.И. Дьяченко и Л.Н. Кандыбович, готовность выступает как предпосылка эффективной профессиональной деятельности и является профессионально важным качеством личности, сложным психологическим состоянием [8]. А.А. Деркач описывает готовность как целостное проявление всех сторон личности, указывая познавательные, эмоциональные, мотивационные компоненты [6]. На эти теоретико-методологические аспекты мы опирались в данном исследовании проблемы
готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды.
В нашем исследовании готовность будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды мы рассматриваем как интегративное качество личности, которое проявляется во внутренней направленности на межличностное общение в многонациональной среде, в способности определять собственное понимание межличностного общения в многонациональной среде, в стремлении и умении отыскивать новые знания о способах и формах межличностного общения с представителями различных этносоциальных групп граждан, их оптимальном применении в практической деятельности сотрудника полиции для решения возникающих проблем на основе диалога культур, взаимодействия и сотрудничества с учетом особенностей национальных традиций, обычаев, языка, уважительного отношения к гражданам, в применении возможностей межличностного общения в многонациональной среде в целях развития личностного потенциала.
Повышение уровня сформированности готовности к межличностному взаимодействию в многонациональной среде может быть обеспечено путем разработки и внедрения модели формирования готовности к межличностному общению в условиях многонациональной среды и реализации комплекса педагогических условий. Научное исследование проводится на базе ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД Российской Федерации» с 2016 г. по настоящее время.
Обзор литературы
Теоретическую основу исследования составили работы В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, В.П. Кузьмина, Б.Ф. Ломова и др. о системном подходе и системном анализе как направлении методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение процесса формирования готовности курсантов к межличностному взаимодействию как системы. Фундаментальные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и их применение в концепциях учебно-профессиональной деятельности в высшей школе (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Теория непрерывного профессионального и педагогического образования в системе многоуровневой подготовки специалиста (Г.А. Бордовский, А.А. Вербицкий, В.В. Николина, А.П. Тряпицына и др.). Концепция деятельностно-компетентностного подхода в процессе разработки и реализации образовательных программ высшего образования, ориентированных на современные ФГОС (Т.П. Афанасьева, Е.В. Караваева, А.Ш. Канукоева и др.); концепции практико-ориентированного образования (Ю.П. Ветров, А.А. Вербицкий Т.А. Дмитриенко, Н.П. Клушина, П.И. Образцов, Ф.Г. Ялалов) с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин [22, с. 16; 21, с. 24]
Теоретико-методологическую основу разработки модели формирования готовности к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды составили научные исследования М.М. Бахтина, В.П. Беспалько, А.И. Бурова, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Н.М. Лейзерова, Е.В. Романова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. «Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению),
отображает и воспроизводит в более простом и огрублённом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [5]. Теоретики в области моделирования (Л.В. Ительсон, Г.П. Щедровский и др.) подчеркивают, что модели во всех случаях выступают аналогами объектов исследования [21, с. 47; 22, с. 13]. Именно модель ориентирует на получение ответов на некоторую общность вопросов, которые могут быть озвучены в процессе успешного моделирования. Она наиболее полно и точно позволяет описать педагогическую систему, которая имеет специфическую цель.
Организация образовательного процесса на основе личностно-деятельностного подхода предполагает направленность обучения на развитие свойств, характерных для творческого индивида. Это умения размышлять, выстраивать речь, созидать и др. В связи с этим используются педагогические условия поэтапного включения студентов в творческую деятельность, научно-исследовательскую работу [36, с. 82].
Особое значение для нашего исследования имели работы ученых, раскрывающих педагогический потенциал образовательной среды. Педагогический потенциал образовательной среды описан в трудах В.В. Давыдова, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Личность - продукт исторического развития; все ее свойства, качества формируются под влиянием определенной среды [44, с. 314.]. В образовательной среде расширяется понимание сущности как национального, так и многонационального самосознания. Влияние социальной среды на формирование личности отмечено в работах В.Г. Бочаровой, В.Н. Гурова, А.В. Мудрика. В научной литературе указывается, что если среда стимулирует развитие высоких моральных качеств, то они необходимо реализуются в поведении людей, и, наоборот, деформированные общественные отношения будут расширенно воспроизводить адекватные себе типы поведения [22, с. 74]. В связи с этим в процессе обучения актуализируются вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях [8, с.97; 14, с. 146; 15, с. 6; 16; 17; 18, с. 234; 35. с. 46], профессионально-этической культуры [8, с.97], активизация речевого общения [10, с. 181], формирование коммуникативной культуры [37, с. 201; 38, с. 234].
В современных педагогических исследованиях изучаются различные аспекты влияния среды. Например, «этнопедагогическая среда» рассматривается в работах Л.Н. Давыдовой, В.А. Пятина, А.М. Трещева, И.Я. Яцуковой. По мнению С.В. Яйлаханова, понятие «среда» в общем смысле - это совокупность условий, обеспечивающих развитие, социализацию и воспитание человека» [45]. Л.М. Иватова считает, что понятие «многонациональная среда» связано с понятием «социальная среда» [13] и содержит микро- и макроуровни. Среда состоит из множества элементов, оказывающих прямое влияние на жизнедеятельность людей, и изменяется под воздействием деятельности человека, его творческой активности [49].
Образовательная среда ведомственного вуза МВД России - это многонациональная среда, об этом свидетельствует география и количество обучающихся в образовательных организациях МВД России как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан. Ведомственный вуз МВД России принимает за основу общепринятые индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые психологические и педагогические тенденции развития личностного функционала [53]. «Межличностные национальные отношения -результат взаимного восприятия, познания, оценки людьми различных национальностей друг друга. Их возникновение обусловлено фактом непосредственного взаимодействия в процессе совместной деятельности и складывающимся на его основе процессом общения» [6].
Для будущих правоохранителей особым элементом процесса межличностного общения должен стать анализ общего и особенного в жизнедеятельности другой нации, объективное оценивание явлений общественной жизни, документарные свидетельства или события других, объяснение и соотношение их с явлениями собственной жизнедеятельности с точки зрения общих методологических принципов [20, с. 68].
В связи с этим в нашем исследовании мы рассматриваем межличностное взаимодействие в многонациональной среде как многофакторное психологическое и педагогическое явление, которое состоит из различных форм и методов в условиях конкретной территориальной единицы, учитывающих диалогичность, равноправность и одновременно многообразие межличностного взаимодействия. Мы разделяем мнение В.И. Матиса о том, что «благодаря включению поликультурных аспектов в образовательную деятельность обеспечивается сохранение культурной самобытности личности в многонациональном обществе, позволяющее воспитать толерантные отношения между представителями разных национальностей, передав им основу знаний в области формирования культуры межнационального общения» [19, с. 32]. Образовательная среда -это «система условий и влияний, содержащихся в учебно-воспитательном, профессионально-деятельностном и организационно-корпоративном окружении образовательной организации, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности курсантов в процессе обучения [12]. Данные научные положения составили научную базу в процессе разработки и реализации педагогических условий внедрения модели формирования готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды.
Материалы и методы
Разработанная описательная модель формирования готовности к межличностному общению в условиях многонациональной среды представлена нами в данном исследовании как структурно-содержательное образование, где базовыми компонентами модели выступают: цель, компоненты готовности, критерии сформированности готовности, собственно содержание процесса формирования, организационно-педагогические условия, уровни сформированности готовности.
Формирование готовности будущих специалистов МВД России к межличностному общению в условиях многонациональной среды мы рассматриваем как поэтапный процесс, где ключевым образованием на первом этапе является актуализация и обновление психолого-педагогических знаний по проблемам межличностного взаимодействия, на втором этапе - приобретение и закрепление опыта межличностного общения будущих специалистов МВД России в многонациональной среде, а также анализ и самоанализ опыта межличностного общения на третьем. В структуре модели выделяются следующие взаимосвязанные блоки: 1) целевой, где раскрываются цель и ведущие задачи образовательного процесса, 2) деятельностный - включает требования предстоящей профессиональной деятельности будущего специалиста МВД России, возможностей ведомственного вуза по формированию готовности, 3) диагностико-результативный -результаты мониторинговой работы.
Целью разрабатываемой модели является формирование готовности будущих специалистов МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды. При определении целевого блока модели мы исходили из того,
что конструируемая нами модель определяется ведомственным заказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Поставленная цель позволяет сформулировать следующие принципы проектирования процесса формирования готовности к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды у будущих специалистов МВД России: системности и последовательности, научности, индивидуализации и дифференциации, активности и деятельности, связи теории и практики. Цель определяет следующие задачи:
— актуализировать и расширить знания об особенностях межличностного взаимодействия в условиях многонациональной среды;
— развивать профессионально значимую позицию в овладении практическим опытом межличностного взаимодействия в условиях многонациональной среды;
— формировать и развивать способности к конструктивному диалогу и сотрудничеству в процессе межличностного взаимодействия в условиях многонациональной среды;
— развивать рефлексию как способность к самоанализу результатов собственной деятельности, готовности и подготовленности к межличностному взаимодействию.
Деятельностный блок включает в себя основные этапы формирования готовности будущих специалистов МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды. Они состоят из актуализации и непрерывного обновления этнопедагогических знаний, приобретения и закрепления опыта межличностного взаимодействия будущих сотрудников МВД России в условиях многонациональной среды, расширения и анализа данного опыта.
Основными направлениями деятельности профессорско-преподавательского состава ведомственного вуза в рамках внедрения разработанной нами модели являются: организация теоретического обучения [54], освоение практических умений межличностного взаимодействия в условиях многонациональной среды в ходе учебной (ознакомительной) практики, сопровождение анализа приобретенного опыта межличностного взаимодействия в многонациональной среде в ходе учебно-производственной практики.
Анализ научной литературы, многолетний опыт работы позволил выявить следующие педагогические условия реализации модели формирования готовности к межличностному общению в условиях многонациональной среды.
Первое условие - включение этнопедагогических знаний в содержание дисциплин базовых и вариативных блоков учебного плана. В рамках теоретического обучения разработан вариативный курс «Основы межличностного взаимодействия в многонациональной среде в деятельности сотрудника полиции». Теоретические занятия по данным дисциплинам, а также дисциплинам базового блока «Основы теории национальной безопасности», «Психология в деятельности следователя», «Основы профессиональной деятельности», «Административная деятельность полиции» проводятся с активным использованием этнопедагогических знаний, особенностей межличностного общения в условиях многонациональной среды, в том числе с применением форм и методов профессионального взаимодействия сотрудника полиции.
Второе условие - внедрение активных и интерактивных форм обучения. Особая роль в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ВО отводится использованию профессионально-творческих заданий для самостоятельной работы [52], ориентированных на
выявление причин и условий, приводящих к конфликтному межличностному взаимодействию в практической деятельности сотрудника полиции. Важна разработка содержания и проведения различных видов учебных занятий, в том числе лекций-бесед, лекций-семинаров, обеспечивающих развитие познавательного интереса к изучению проблем межличностного общения в многонациональной среде.
Третье условие - организация научно-исследовательской работы с учетом этнопедагогических знаний. Организована работа научно-практического кружка «Профессионал». В содержание плана работы заседаний научно-практического кружка включено изучение особенностей, методов и приемов межличностного взаимодействия в условиях многонациональной среды, организованы встречи с практическими сотрудниками, представителями различных религиозных конфессий, этнопедагогами, представителями различных национальных диаспор для понимания актуальных проблем, стоящих перед многонациональным обществом на территории, обслуживаемой сотрудниками полиции. Следует обратить внимание, что научно-исследовательскую работу мы рассматриваем как творческую составляющую образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность позволяет формировать научный, коммуникативный и культурно-образовательный опыт [29, с. 418; 30, с. 268; 31, с. 121; 32, с. 238; 33, с. 41].
Четвертое условие - организация освоения практических умений межличностного взаимодействия в условиях многонациональной среды в ходе учебной практики. За счёт внедрения ситуационных задач в процесс обсуждения у курсантов формируются коммуникативные компетенции, обеспечивающие качественное межличностное взаимодействие с представителями этносоциальных групп, разработка содержания и проведение практических занятий с элементами деловой игры для освоения принципов межличностного взаимодействия в многонациональной среде, организация анализа и самоанализа его первичного опыта. В процессе решения задач и заданий курсанты разрабатывают совместно выработанные методические рекомендации межличностного взаимодействия в многонациональной среде для начинающего служебную деятельность сотрудника полиции. Внедрение упражнений на развитие активного слушания позволяет развивать эмпатию, умения конструктивного, диалогового общения с представителями различных многонациональных групп, с учетом возрастных особенностей и обстоятельств поступающей информации, времени, места, оперативной обстановки в регионе.
Пятое условие - организация помощи в подготовке деятельности курсантов в Совете курсантов. Целью Совета курсантов является участие в реализации государственной молодежной политики и решение следующих задач: обеспечение развития потенциала обучающихся, содействие их эффективной самореализации, повышение уровня культуры обучающихся, а также обеспечение поддержки и реализации общественно значимых инициатив обучающихся, соответствующих цели Совета. В него включен актив представителей курсантов и слушателей с первого до пятого курса обучения включительно, различных мест проживания, что позволяет проводить целенаправленную работу по организации межличностного общения российских и иностранных слушателей.
Шестое условие - организация воспитательной работы. Координирующая функция в воспитательной работе принадлежит Центру профессионально-нравственного воспитания курсантов академии МВД Российской Федерации. Центр осуществляет помощь в подготовке и организации культурно-досуговых мероприятий с представителями различных этнических диаспор. Сопровождение анализа приобретенного опыта межличностного взаимодействия в условиях многонациональной среды в ходе учебно-производственной практики
характеризуется как индивидуальной, так и групповой помощью курсантам в межличностном взаимодействии с различными категориями граждан. Стратегически важными аспектами в данной работе являются: обеспечение помощи в анализе приобретенного курсантами в ходе учебно-производственной практики опыта межличностного взаимодействия в многонациональной среде; оказание помощи в самооценке уровня подготовленности к межличностному взаимодействию с различными многонациональными коллективами; осуществление подготовки и консультирование курсантов по предоставлению результатов учебно-производственной практики, а также изучение уровня развития коммуникативных и организаторских способностей будущих специалистов МВД России. С этой целью разработана и внедрена комплексная программа развития межличностного взаимодействия в многонациональной образовательной среде по двум ведущим направлениям педагогической деятельности профессорско-педагогического состава вуза: 1) расширение представлений о многообразии народов, культуры, традиций и обычаев; 2) формирование практических умений выстраивать межличностное взаимодействие с позиций эмпатии и доверия, осуществлять выбор позитивных стратегий разрешения конфликтных ситуаций в отношениях со сверстниками вне зависимости от их принадлежности к какому-либо этносу.
Седьмое условие - организация взаимодействия по вопросам готовности к межличностному общению непосредственно с представителями органов внутренних дел. Особое внимание отводится разработке рекомендаций начинающим сотрудникам полиции по замечаниям, отзывам, заключениям, поступившим с мест прохождения практики.
Диагностико-результативный блок содержит критерии и уровни сформированности готовности. Мы выделяем следующие критерии готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в многонациональной среде: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.
В структуре готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды, согласно исследованиям А.В. Верещак, В.В. Михайлова, мы выделяем мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент включает как национальные, так и общечеловеческие ценности, которые позволяют дать оценку своих поступков, действий и поведения других со стороны определенных представлений, выбирать оптимальный способ межличностного общения, полагает характеристику ценностей, мотивов участия курсанта в межличностном общении в многонациональной среде; положительное отношение к будущей профессиональной деятельности; сформированность гуманно-личностной ориентации как базовой компоненты межличностного общения в многонациональной среде; осознание значения межличностного взаимодействия для организации правоохранительной деятельности, осознание значения межличностного взаимодействия в многонациональной среде для успешной профессиональной деятельности и самореализации сотрудника-правоохранителя. Ведущим критерием сформированности данного компонента является положительное отношение к будущей профессиональной деятельности.
Когнитивный компонент содержит знания, убеждения курсанта. К когнитивному компоненту относятся знания о методах межличностного взаимодействия, знание теоретических концепций, умения по определению цели и задач деятельности, поиску разнообразной информации, по усвоению методики диагностики уровня межличностного общения в многонациональной среде, планирование на данном основании деятельности,
способствующей развитию функционала личности. Именно на основе знаний появляются убеждения, отображающие мотивацию, стимулирующие поведение курсанта [59].
Содержание деятельностного компонента составляют гностические умения (добывать, пополнять и расширять свои знания, изучать личность социального партнера по взаимодействию, себя, использовать систематизированные теоретические и практические знания этнопедагогики для определения и решения задач межличностного взаимодействия, работать с информацией любого вида), проектировочные умения (планировать собственные межличностные контакты в многонациональной среде), конструктивные умения (ставить цели межличностного взаимодействия, планировать их достижение, решать комплекс задач, связанных с различными сферами правоохранительной деятельности, применять в практической деятельности), организационные умения (владеть методикой организации межличностного взаимодействия, оценивать их результаты) и коммуникативные умения (готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе при организации межличностного общения, соблюдение норм правоохранительной этики). К данному компоненту относятся владение умениями, направленными на сотрудничество и взаимодействие с представителями различных этносоциальных групп, стремление к расширению практических навыков и умений в области социального партнерства, направленного на активное межличностное взаимодействие в многонациональной среде.
Рефлексивный компонент - совокупность умений осмысления контроля, анализа любой деятельности, умения анализировать успешность достижений обучающихся, потребность в самоанализе личного опыта по формированию готовности межличностного взаимодействия в многонациональной среде, умения определять потенциал, цели и задачи своей профессиональной деятельности на основе полученных результатов.
В соответствии с выделенными компонентами разработан диагностический инструментарий и критерии сформированности (представлен в таблице 1).
Таблица 1 - Диагностический инструментарий изучения готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию / Table 1 - Diagnostic tools for studying the readiness of a future specialist of the Ministry of Internal Affairs of Russia for interpersonal interaction
№ Компоненты готовности / Readiness components Критерии сформированное™ / Criteria of Formation Диагностические методики / Diagnostic Techniques Показатели / Indicators
1 Мотивационно-ценностный / Motivational and value Положительное отношение к будущей профессиональной деятельности / Positive attitude towards future professional activities «Изучение мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильина), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), ориента-ционная анкета В. Смекала и М. Кучера / "Studying the motivation of learning in high school" (T. I. Ilina), "Value orientations" (M. Rokich), orientation questionnaire V. Smekal and M. Kucher наличие потребности и стабильного интереса к выбранному виду деятельности; признание социального значения и содержания профессиональной деятельности; преобладание отношений субъект-субъектного характера; работа над собой / presence of need and stable interest in the chosen type of activity; recognition of the social significance and content of professional activities; prevalence of subject-subject relations; work on yourself
2 Когнитивный / Cognitive Оценка знаний об этнической идентичности, навыков применения этих знаний на практике / Assessment of knowledge about ethnic identity, skills of applying this knowledge in practice «Типы этнической идентичности» (ТЭИ) Г.У.Солдатовой; «Анкета биполярных профилей» / "Types of Ethnic Identity" (TEI) by G. U. Soldatova; "Questionnaire bipolar profiles" Полнота, глубина, систематизированность знаний (этнопедагогических, общеобразовательных), понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях служебной обстановки / Completeness, depth, systematization of knowledge (ethnopedagogical, general educational), understanding of professional tasks, assessment of their significance, knowledge of solutions, understanding of likely changes in the work environment
3 Деятельностный / Activity Умения общения и взаимодействия в многонациональ- Методика «Направленность личности в общении» (С. Л. Братченко) / Планирование и осуществление собственной системы коммуникаций; социализированность
Vestnik of Minin University. 2019. Volume 7, no. 1
ной среде / Communication skills and interaction in a multinational environment The method of "orientation of the person in communication" (S.L. Bratchenko) субъекта общения и взаимодействия в многонациональной среде; способность к сотрудничеству, применение средств общения и эффективных техник разрешения конфликтных ситуаций / Planning and implementing your own communications system; socialization of the subject of communication and interaction in a multinational environment; the ability to cooperate, the use of communication tools and effective techniques for resolving conflict situations
4 Рефлексивный / Reflective Уровень самооценки / Self-esteem level Методика определения уровня рефлексивности (по В.В.Пономаревой), Методика диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов) / Method of determining the level of reflexivity (according to V.V. Ponomareva), Method of diagnosing the level of development of reflexivity (A.V. Karpov) Характер оценки обучающимся себя как субъекта межличностного взаимодействия / The nature of the assessment of the student himself as a subject of interpersonal interaction
Вестник Мининского университета. 2019. Том 7, №1
Результаты исследования
С целью выявления эффективности внедрения разработанной нами модели формирования готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию проведен мониторинг анализа результатов работы за 2016/2017 учебный год и 2017- 2018 учебный год.
В исследовании приняли участие 134 курсанта 1, 3, 5 курсов очной формы обучения. Результаты исследования представлены на рисунках 1-4.
2016/2017
2017/2018
Рисунок 1 - Показатели мотивационно-ценностного компонента готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в многонациональной среде / Figure 1 - Indicators of the motivational and axiological component of the readiness of the future specialist of the Ministry of Internal Affairs of Russia for interpersonal interaction in a
multinational environment
80 70 60 50 40 30 20 10 0
1
■ ■
1Г1Т1 J
норма
этноизоляционизм
этнофанатизм
этнонигилизм
этническая индефферентность
I этноэгоизм
2017/2018
90 80 70 60 50 40 30 20
"ГГ
I норма
этноизоляцион м
этнофанатизм I этнонигилизм
этническая индефферентн
Рисунок 2 - Показатели когнитивного компонента готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в многонациональной среде / Figure 2 - Indicators of the cognitive component of the readiness of the future specialist of the Ministry of Internal Affairs of Russia for interpersonal interaction in a multinational environment
г
2017/2018
Рисунок 3 - Показатели деятельностного компонента готовности будущего специалиста
МВД России к межличностному взаимодействию в многонациональной среде / Figure 3 - Indicators of the activity component of the readiness of the future specialist of the Ministry of Internal Affairs of Russia for interpersonal interaction in a multinational environment
70 60 50 40 30 20 10 0
низкии
средним
высокии
2017/2018
70 60 50 40 30 20 10 0
Рисунок 4 - Показатели рефлексивного компонента готовности будущего специалиста МВД
России к межличностному взаимодействию в многонациональной среде / Figure 4 - Indicators of the reflexive component of readiness of the future specialist of the Ministry of Internal Affairs of Russia for interpersonal interaction in a multinational environment
Обсуждение и заключения
На основании результатов мониторингового анализа, представленных на рисунках 1-4, можно сделать следующие выводы. Сравнительный анализ экспериментальной группы в разные годы показал положительную динамику формирования готовности к межличностному взаимодействию в многонациональной среде. Полученные показатели свидетельствуют о том, что 67% опрошенных отметили основным источником информации о других национальностях социальные сети, СМИ, туристические «байки», неформальные, кулуарные представления. Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различных показателей, статистических связей. В многонациональной среде вуза с помощью методики «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой имеется вектор преобладания доли курсантов, которая характеризуется этноэгоизмом. 68% опрошенных ответили, что им проще взаимодействовать со своими «земляками». На курсах формируются так называемые землячества. Интересными получились результаты межличностного взаимодействия в случаях возникновения конфликтных ситуаций. Наиболее выраженным типом поведения курсантов в состоянии
конфликта оказалась ситуация избегания межличностного взаимодействия в многонациональной среде (30,7%), не выявлено стремление к обеспечению компромиссных решений с субъектом взаимодействия. 35,1% ориентированы на стратегию соревнования в конфликтной ситуации. Данный тип поведения связан со стремлением добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам партнера по межличностным отношениям. Стратегию сотрудничества в конфликтной ситуации выбрали (34,2%). Следовательно, достаточно значительная доля курсантов готова к принятию такого варианта развития конфликта, который может быть выгодным всем сторонам по межличностному взаимодействию, но многие ответили, что не знают о том, что необходимо предпринимать в подобных ситуациях межличностного взаимодействия.
Полученные нами результаты позволили сделать следующие выводы. Объективные знания о культуре, традициях, религии представителей различных наций России имеют поверхностный характер. Данный опрос выявил тенденцию «национальный стереотип», который пропагандирует СМИ, интернет (в частности, социальные сети), масс-культуру и молодежные субкультурные течения. Здесь же следует отметить слабую мотивацию на межличностное взаимодействие с представителями различных наций, отсутствие заинтересованности в получении опыта межличностного общения и взаимодействия. Высокий уровень готовности к межличностному взаимодействию в многонациональной среде могут показать 15,2% курсантов. Однако, высоко оценив собственный уровень теоретических знаний о целях, способах и принципах межэтнического взаимодействия, большинство курсантов не показали реальной готовности применить их при оценке практических ситуаций в практике сотрудника полиции, определении цели и способов поведения в них; не показали сформированных навыков эффективного межэтнического взаимодействия. Было выявлено отсутствие значимых различий в уровне готовности к межэтническому взаимодействию курсантов (количество курсантов, готовых к конструктивному или деструктивному поведению в каждой из этнических групп, участвовавших в исследовании, оказалось близким по значению). Обращает на себя внимание тот факт, что курсанты, объединенные в учебные группы с общей деятельностью и вытекающей из нее направленностью на положительную идентификацию, обнаруживают близость ориентации и отношений в типовых ситуациях межличностного общения в многонациональной среде.
Повторный мониторинг, по окончании реализации программы подготовки курсантов к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды, на протяжении 2016/2017 и 2017/ 2018 уч. гг. обучения позволил выявить положительную динамику по следующим показателям: на 12% и 10% (коммуникативные и организаторские способности); на 7% - проектировочные способности; гностические показатели увеличились с 15% до 27%. Особое внимание заслуживает положительная динамика по мотивационному показателю -осознание значения межличностного взаимодействия в многонациональной среде с 7% (сильно выраженный) до 17%, при этом средние показатели увеличились с 43% до 72%, что подтверждает эффективность и целесообразность проводимой работы, а также повышение уровня рефлексивного показателя готовности.
Представленная нами описательная модель формирования готовности будущих специалистов МВД России к межличностному общению в условиях многонациональной среды не предполагает расширения учебного материала в образовательном процессе. Она ориентирует на минимизацию информации за счет актуализации имеющихся у курсантов знаний, умений, навыков, в области дисциплин профильного цикла (Основы теории
национальной безопасности», «Психология в деятельности следователя», «Основы профессиональной деятельности», «Административная деятельность полиции» и др.) посредством форм, методов и средств этнопедагогики.
Полученные данные сравнительного анализа результатов мониторинговой работы за 2016/2017 и 2017/2018 уч. гг. показывают, что разработанные педагогические условия соответствуют указанным цели и задачам исследования и позволяют эффективно готовить курсантов к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды.
В заключение стоит отметить, что реализация современной стратегии образования и задач по обеспечению прав и свобод граждан, защите правопорядка, борьба с преступностью невозможна без эффективного межличностного общения в условиях многонациональной среды. Этнопедагогические знания разрешают задачи кросс-культурного общения, формирования готовности к межличностному общению, а также ориентируют на выявление общности духовных истоков различных наций, но подчеркивает, что многонациональный диалог формирует направленность на общегуманистические ценности и национальное самосознание в целях осуществления основных направлений деятельности полиции.
Исходя из вышеуказанных педагогических условий, профессорско-преподавательский состав вуза призван использовать многообразие форм и методов работы по формированию готовности будущих специалистов МВД России к межличностному общению в условиях многонациональной среды. На наш взгляд, целесообразно создать ситуацию успеха в образовательном процессе, научно-исследовательской работе, практике. Особое внимание требует проработка вопроса о формировании опыта конструктивного межличностного диалога с представителями многонациональных групп различного возрастного диапазона. Важным является вопрос об оказании консультирования (группового и индивидуального) при возникновении трудностей различного характера в межличностном общении в условиях многонациональной среды.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399 (дата обращения: 15.12.2018).
2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. URL: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (дата обращения: 15.12.2018).
3. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности» №683 от 31.12.2015 г. URL: www.consultant.ru/document/cons doc LAW 191669 (дата обращения: 15.12.2018).
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"» №1532 от 29.12.2016 г. (редакция от 07.04.2018 г.). URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753 (дата обращения: 15.12.2018).
5. Бешенков С.А. Моделирование и формализация: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 336 с.
6. Дементьева М.В. Педагогические условия формирования готовности к деловому иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 22 с.
7. Вызулин Е.А., Мусина Н.И., Мухина Т.Г. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в ведомственных общеобразовательных организациях МВД России // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань, 2016. С. 225229.
8. Вызулин Е.А., Мухина Т.Г., Малинин В.А. Патриотизм как основа формирования профессионально-этической культуры будущих сотрудников органов внутренних дел // Русская православная церковь и русская цивилизация: XXVI Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 97101.
9. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 187 с.
10. Егорова П.А, Мухина Д.Д., Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г., Сорокина Т.М. Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы // Язык и культура. 2018. №42. С. 181-198.
11. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 12.
12. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2015.
13. Иватова Л.М. Влияние многонациональной среды на межличностные национальные отношения: (по материалам Казахской ССР): автореф. дис. . канд. философ. наук: 09.00.02. Алма-Ата, 1991. 24 с.
14. Малинин В.А., Елисеева Н.Ю., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Степанова И.Г., Ермакова Д.И. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях школьного образования // Русская православная церковь и русская цивилизация: XXVI Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 146-154.
15. Малинин В.А., Мухина Т.Г, Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 6.
16. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная Ф.В., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования. Н. Новгород: ООО "ЗУМ-НН, 2016. 92 с.
17. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Петров В.И. Интегрированные элективные курсы как средство духовно-нравственного развития молодежи // Русское православие и интеллигенция. Н. Новгород, 2018. С. 80-89.
18. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе православных ценностей (из опыта работы МАОУ «Школа №187» г. Нижнего Новгорода) // Образ России в русской религиозной мысли: XXV рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2016. С. 234-243.
19. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учебник. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. 506 с.
20. Мусина Н.И. Межличностное общение курсантов в условиях многонациональной - залог успешности правоохранительной деятельности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. №16-2. С. 68-69.
21. Мухина Т.Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003. 24 с.
22. Мухина Т.Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов): дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003. 338 с.
23. Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России // Приволжский научный журнал. 2013. №3(27). С. 123-128.
24. Мухина Т.Г., Вызулин Е.А. Формирование профессионально-этической культуры правоохранителя в условиях дополнительного профессионального образования // Великие реки'2017: труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Т. 2. Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. С. 262-264.
25. Мухина Т.Г. Система дополнительного профессионального образования в высшей школе: история и перспективы // Высшее образование в России: история и современность: коллективная монография / ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 132-144.
26. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные формы проведения занятий // Великие реки'2013: труды конгресса 15-ого Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Т. 2. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. С. 42-44.
27. Мухина Т.Г., Мухина Д.Д. Нормативно-правовые аспекты подготовки педагогов высшей школы к работе с обучающимися с ОВЗ // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции / ред. кол.: Л. А. Абрамова. 2017. С. 32-35.
28. Мухина Т.Г., Лукичев И.Г., Сутугин А.Ю. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С.41-45.
29. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Роль научно-представительских мероприятий в формировании межличностного общения в условиях многонациональной среды у курсантов МВД России // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: материалы международной научно-практической конференции / сост. Д.В. Попов. СПб., 2018. С. 418-423.
30. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Научно-исследовательская деятельность курсантов МВД России как творческая составляющая профессионального образования // Великие реки' 2017: труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Т. 2. Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. С. 268-270.
31. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Модель подготовки курсантов МВД России к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С. 121-128.
32. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Специфика подготовки курсантов МВД Российской Федерации к научно-исследовательской деятельности // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / отв. ред. Э.Г.Скибицкий. Новосибирск, 2016. С. 238-241.
33. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Организация научно-исследовательской деятельности курсантов в вузах МВД Российской Федерации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №9. С. 41-43.
34. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Малинин В.А., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 151-163.
35. Мухина Т.Г., Старова Т.Э. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. №4. С. 46-51.
36. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. С. 82-83.
37. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Формирование коммуникативной культуры будущего педагога на основе психодидактического подхода как приоритетное направление модернизации высшего образования // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции / под ред. Ю.В. Варданян. Саранск, 2016. С. 201-207.
38. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Формирование коммуникативной культуры как приоритетная задача профессиональной подготовки педагога - профессионала новой формации // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 234-237.
39. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Формирование креативности студентов-дизайнеров в условиях уровневого образования в высшей школе // Приволжский научный журнал.
2014. №1(29). С. 215-219.
40. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе «Школа-вуз» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород: Мининский университет,
2015. С. 172-176.
41. Сутугин А.Ю., Мухина Т.Г. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогических направлений в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 276-281.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 255 с.
43. Терсакова А.А. Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с семьёй в условиях полиэтнической среды: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. Армавир, 2003. 185 c.
44. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 314 с.
45. Яйлаханов С.В. Организация учебной деятельности студентов (курсантов) в информационной образовательной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь. 2006. 25 с.
46. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3463-3467.
47. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar//handle/123456789/34988 (accessed: 22.06.2018).
48. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6, no. 2. Pp. 280-288.
49. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 22.12.2017).
50. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. Pp. 489493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111 26041life1111s14 489 493.pdf (accessed: 04.07.2018).
51. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622. Pp. 129-135. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6 17.
52. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School - Higher Education" // Social sciences & arts conference. 2018. Vol. 5. Pp. 625-630.
53. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The Role of Students' Classroom Independent Work in Higher Educational Institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. DOI: https://doi.org/10.17485/ijst/2016/v9i22/95568
54. Sorokoumova S.N., Ju Rong, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.
55. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.
56. Sorokoumova S.N., Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The
Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7(6). Pp. 685-691.
57. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.
58. Suvorov O.V. The model of a polysubject communicative-cognitive environment of an educational institution // University Bulletin (State University of Management). 2011. Vol. 14. Pp. 127-131.
59. Tkachenko E.V. Professional Education in Russia: Development Problems // Values and Meanings. 2014. Vol. 2(30). Pp. 7-13.
References
1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 15.12.2018). (In Russ.)
2. Federal Law «On Police» on 07.02.2011. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (accessed: 15.12.2018). (In Russ.)
3. Decree of the President of the Russian Federation "On the Strategy of National Security" no. 683 on 31.12.2015. Available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (accessed: 15.12.2018). (In Russ.)
4. Decree of the Government of the Russian Federation "On the approval of the state program of the Russian Federation "Implementation of the state national policy"" no. 1532 on 29.12.2016. Available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753 (accessed: 15.12.2018). (In Russ.)
5. Beshenkov S.A. Modeling and formalization: a methodological guide. Moscow, BINOM. Laboratoriya znanij Publ., 2002. 336 p. (In Russ.)
6. Dement'eva M.V. Pedagogical conditions of the formation of readiness for business foreign language communication among students of non-linguistic faculties of universities. The author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Chelyabinsk, 2001. 22 p. (In Russ.)
7. Vyzulin E.A., Musina N.I., Muhina T.G. Pedagogical conditions of patriotic education of students in departmental general education organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Formirovanie patriotizma u molodezhi sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: vektory issledovatel'skih i prakticheskih perspektiv: materialy Mezhdunarodnoj ehlektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan, 2016, pp. 225-229. (In Russ.)
8. Vyzulin E.A., Muhina T.G., Malinin V.A. Patriotism as the basis for the formation of professional and ethical culture of the future employees of the internal affairs bodies. Russkaya pravoslavnaya cerkov' i russkaya civilizaciya: HKHVI Rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya, Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2017, pp. 97-101. (In Russ.)
9. D'yachenko M.I., Kondybovich L.A. Psychological problems of readiness for action. Minsk, 1976. 187 p. (In Russ.)
10. Egorova P.A, Muhina D.D., Sorokoumova S.N., Muhina T.G., Sorokina T.M. Activation of speech communication of students with disabilities in high school. Yazyk i kul'tura, 2018, no. 42, pp. 181-198. (In Russ.)
11. Egorova P.A., Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Muhina D.D. Monitoring analysis of the effectiveness of professional computers and system requirements for the organization of the electronic educational environment of a university in terms of educational inclusion. Bulletin of the University of Minin. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 3 (24). P. 12. (In Russ.)
12. Evtihov O.V. Formation of professional competence of cadets in the educational environment of the university of law enforcement bodies. The author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Krasnoyarsk, 2015. (In Russ.)
13. Ivatova L.M. The influence of the multinational environment on interpersonal national relations: (based on the materials of the Kazakh SSR). The author's abstract of the dissertation of the candidate of philosophical sciences. 09.02.02. Alma-Ata, 1991. 24 p. (In Russ.)
14. Malinin V.A., Eliseeva N.YU., Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Stepanova I.G., Ermakova D.I. Spiritual and moral education of the individual in the conditions of school education. Russkayapravoslavnaya cerkov' i russkaya civilizaciya: HKHVI Rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya, Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2017, pp. 146-154. (In Russ.)
15. Malinin V.A., Muhina T.G, Eliseeva N.YU. The mission of the modern school is the spiritual and moral education of young people. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 4 (21). P. 6. (In Russ.)
16. Malinin V.A., Muhina T.G., Povshednaya F.V., Sorokoumova S.N. Evaluation of the effectiveness of spiritual and moral education and the development of the individual student in the conditions of modern education. Nizhny Novgorod, OOO "ZUM-NN" Publ., 2016. 92 p. (In Russ.)
17. Malinin V.A., Muhina T.G., Petrov V.I. Integrated elective courses as a means of spiritual and moral development of young people. Russkoe pravoslavie i intelligenciya, Nizhny Novgorod, 2018, pp. 80-89. (In Russ.)
18. Malinin V.A., Muhina T.G., Tyuntyaeva E.M. Spiritual and Moral Education and Personal Development on the Basis of Orthodox Values (from the experience of the Municipal Educational Institution "School No. 187" in Nizhny Novgorod). Obraz Rossii v russkoj religioznoj mysli: XXV rozhdestvenskie pravoslavno-filosofskie chteniya, Nizhny Novgorod, 2016, pp. 234-243. (In Russ.)
19. Matis V.I. Pedagogy of international communication: a textbook. Barnaul, BGPU Publ., 2003. 506 p. (In Russ.)
20. Musina N.I. Interpersonal communication cadets in a multinational - the key to the success of law enforcement. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami, 2018, no. 16-2, pp. 68-69. (In Russ.)
21. Muhina T.G. Initial general pedagogical training as a means of forming a professional interest in pedagogical activity among senior pupils (on the material of specialized pedagogical classes). The author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Nizhny Novgorod, 2003. 24 p. (In Russ.)
22. Muhina T.G. Initial general pedagogical training as a means of forming a professional interest in pedagogical activity among senior pupils (on the material of specialized pedagogical
classes). The dissertation of the doctor of pedagogical sciences. Nizhny Novgorod, 2003. 338 p. (In Russ.)
23. Muhina T.G., Koposov E.V., Borodachev V.V. History and prospects for the development of additional professional education in Russia. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2013, no. 3 (27), pp. 123-128. (In Russ.)
24. Muhina T.G., Vyzulin E.A. Formation of the professional-ethical culture of the law enforcement officer in the conditions of additional professional education. Velikie reki'2017: trudy kongressa 19-go Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma: v 3 tomah. T. 2, Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2017, pp. 262-264. (In Russ.)
25. Muhina T.G. The system of additional professional education in higher education: history and prospects. Vysshee obrazovanie v Rossii: istoriya i sovremennost': kollektivnaya monografiya. Otvetstvennyj redaktor A.YU. Nagornova, Ulyanovsk, 2017, pp. 132-144. (In Russ.)
26. Muhina T.G. Active and interactive forms of conducting classes. Velikie reki'2013: trudy kongressa 15-ogo Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma: v 3 tomah. T. 2, Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2014, pp. 42-44. (In Russ.)
27. Muhina T.G., Muhina D.D. Regulatory and legal aspects of preparing teachers for higher education to work with students with disabilities. Podgotovka i deyatel'nost' pedagoga-psihologa na osnove trebovanij professional'nogo standarta: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Red. kol.: L. A. Abramova), 2017. pp. 3235. (In Russ.)
28. Muhina T.G., Lukichev I.G., Sutugin A.YU. Designing the development of the communicative culture of students in the process of learning in high school. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2017, no. 6, pp. 41-45. (In Russ.)
29. Muhina T.G., Musina N.I. The role of scientific representation in the formation of interpersonal communication in a multinational environment among students of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Pravoohranitel'naya deyatel'nost' organov vnutrennih del v kontekste sovremennyh nauchnyh issledovanij: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (sost. D.V. Popov), St. Petersburg, 2018, pp. 418-423. (In Russ.)
30. Muhina T.G., Musina N.I. Research activities of cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a creative component of vocational education. Velikie reki' 2017: trudy kongressa 19-go Mezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma: v 3 tomah. T. 2, Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2017, pp. 268-270. (In Russ.)
31. Muhina T.G., Musina N.I. Model of training cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia for research activities in the educational process of the university. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 56-5, pp. 121-128. (In Russ.)
32. Muhina T.G., Musina N.I. The specifics of the training of cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for research activities. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: teoriya i praktika: sbornik statej po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, aspirantov, magistrantov i studentov ( otv. red. EH.G.Skibickij), Novosibirsk, 2016, pp. 238-241. (In Russ.)
33. Muhina T.G., Musina N.I. Organization of research activities of cadets in universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2016, no.9, pp. 41-43. (In Russ.)
34. Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Malinin V.A., Egorova P.A., Muhina D.D. Social and moral development of students in the context of inclusive education. Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2018, no. 4(48), pp. 151-163. (In Russ.)
35. Muhina T.G., Starova T.EH. Retrospective analysis of the organization of civic education of young people in Russian universities. Vysshee obrazovanie segodnya, 2017, no. 4, pp. 46-51. (In Russ.)
36. Muhina T.G., Sutugin A.YU. Pedagogicization of the multicultural educational environment of the university as a condition for the formation of students' communicative culture. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2016, no. 10, pp. 82-83. (In Russ.)
37. Muhina T.G., Sutugin A.YU. Formation of the communicative culture of the future teacher based on the psycho-didactic approach as a priority for the modernization of higher education. Integraciya nauki i obrazovaniya v XXI veke: psihologiya, pedagogika, defektologiya: materialy Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii (pod red. YU.V. Vardanyan), Saransk, 2016, pp. 201-207. (In Russ.)
38. Muhina T.G., Sutugin A.YU. Forming a communicative culture as a priority task for professional training of a teacher - a professional of a new formation. Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika», Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2015, pp. 234237. (In Russ.)
39. Muhina T.G., SHCHerbakova M.V. Formation of creativity of design students in the conditions of level education in higher education. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2014, no. 1 (29), pp. 215219. (In Russ.)
40. Povshednaya F.V., Malinin V.A., Muhina T.G., Gurikov A.V. The role of the innovation university in the system "School-University". Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika», Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2015, pp. 172-176. (In Russ.)
41. Sutugin A.YU., Muhina T.G. Formation of the communicative culture of students of pedagogical directions in higher education. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2015, no. 2(34), pp. 276-281. (In Russ.)
42. Rubinshtejn S.L. Basics of general psychology. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 255 p. (In Russ.)
43. Tersakova A.A. Formation of the readiness of the future teacher to interact with the family in a multi-ethnic environment. The dissertation of the candidate of pedagogical sciences . 13.00.01, 13.00.08. Armavir, 2003. 185 p. (In Russ.)
44. Shchukina G.I. The problem of cognitive interest in pedagogy. Moscow, 1971. 314 p. (In Russ.)
45. Yajlahanov S.V. The organization of educational activities of students (cadets) in the information educational environment. The author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences.13.00.08. Stavropol, 2006. 25 p. (In Russ.)
46. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to. Mathematics Education, 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3463-3467.
47. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity. European Research Studies Journal, 2017, vol. XX, special issue, pp. 541-548. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar//handle/123456789/34988 (accessed: 22.06.2018).
48. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students . European Journal of Contemporary Education, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 280-288.
49. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists. Journal of Entrepreneurship Education, 2017, vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-69l5.html (accessed: 22.12.2017).
50. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 11, pp. 489493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/lifelllls/lll_2604llifellllsl4_489_493.pdf (accessed: 04.07.2018).
51. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science. Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018, vol. 622, pp. 129-135. DOI: https://doi.org/l0.l007/978-3-319-75383-6_17.
52. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School - Higher Education". Social sciences & arts conference, 2018, vol. 5, pp. 625-630.
53. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The Role of Students' Classroom Independent Work in Higher Educational Institutions. Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9, no. 22. DOI: https://doi.org/l0.l7485/ijst/20l6/v9i22/95568
54. Sorokoumova S.N., Ju Rong, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 8, pp. 5281-5293.
55. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education. International Journal of Environmental and Science Education (IJESE), 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3764-3774.
56. Sorokoumova S.N., Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 2016, vol. 7(6), pp. 685-691.
57. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3764-3774.
58. Suvorov O.V. The model of a polysubject communicative-cognitive environment of an educational institution. University Bulletin (State University of Management), 2011, vol. 14, pp. 127-131.
59. Tkachenko E.V. Professional Education in Russia: Development Problems. Values and Meanings, 2014, vol. 2(30), pp. 7-13.
© Мухина Т.Г., Мусина Н.И., 2019
Информация об авторах Мухина Татьяна Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и реабилитационных технологий ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии», Москва, Российская Федерация, e-mail: tg-muhina@yandex.ru
Мусина Наталья Ивановна - аспирант кафедры общей и социальной педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: ravilmusin@mail.ru
Information about the authors Mukhina Tatyana Gennadievna - doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Psychology and Rehabilitation Technologies of the Federal Research and Clinical Center for Resuscitation and Rehabilitology, Moscow, Russian Federation, e-mail: tg-muhina@yandex.ru Musina Natalia Ivanovna - post-graduate student of the Department of General and social pedagogy, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: ravilmusin@mail.ru
Вклад соавторов
Мухина Татьяна Геннадьевна - представление данных в тексте; критический анализ и доработка текста; научное руководство; развитие методологии; формализованный анализ данных.
Мусина Наталья Ивановна - обеспечение ресурсами; подготовка начального варианта текста; сбор данных и доказательств; проведение мониторингового исследования; интерпретация данных; администратор проекта.
Contribution of authors Mukhina Tatyana Gennadievna - presentation of data in the text; critical analysis and revision of the text; scientific leadership; methodology development; formalized data analysis. Musina Natalia Ivanovna - provision of resources; preparation of the initial version of the text; data collection and evidence; conducting a monitoring study; data interpretation; project administrator.
Поступила в редакцию: 13.12.2018 Принята к публикации: 23.01.2019 Опубликована: 25.03.2019