3. Аверченко Л.К., Доронина И.В., Иванова Л.Н. Имитационная деловая игра как метод развития профессиональных компетенций. Высшее образование сегодня. 2013; 10: 35 - 40.
4. Вульфович Е.В. Организация самостоятельной работы по иностранному языку на основе модели «перевернутый класс». Высшее образование в России. 2017; 4: 88 - 96.
5. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960; 3: 3 - 15.
Refеrences
1. Bol'shakova O.N., Alekseeva L.F. Gotovnost' prepodavatelej vuzov k organizacii raboty po podgotovke studentov k samostoyatel'noj deyatel'nosti innovacionnoj napravlennosti. Vysshee obrazovanie segodnya. 2012; 1: 62 - 64.
2. Buharina T. Vnedrenie innovacionnyh tehnologij v pedagogicheskij process medicinskogo vuza. Vrach. 2011; 10: 71 - 73.
3. Averchenko L.K., Doronina I.V., Ivanova L.N. Imitacionnaya delovaya igra kak metod razvitiya professional'nyh kompetencij. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; 10: 35 - 40.
4. Vul'fovich E.V. Organizaciya samostoyatel'noj raboty po inostrannomu yazyku na osnove modeli «perevernutyj klass». Vysshee obrazovanie vRossii. 2017; 4: 88 - 96.
5. Rubinshtejn S.L. Problema sposobnostej i voprosy psihologicheskoj teorii. Voprosy psihologii. 1960; 3: 3 - 15.
Статья поступила в редакцию 26.06.18
УДК 37.01
Komogortseva T.V., postgraduate, Director of MAOU "School №20 n.a. Cyril and Methodius", Novgorod State University
n.a. Yaroslav the Wise (Veliky Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
THE SPECIFICS OF RELIGIOUS UPBRINGING AT PUBLIC ORTHODOX-SPECIALIZED SCHOOL. The publication identifies the main features of the program of spiritual and moral education of school: work with students, parents and teachers. On the example of intergenerational interaction of school students and adults in the implementation of the project "Volunteer Orthodox camp on the basis of the Valdai Iversky Holy Virgin monastery" shows the experience of combining the efforts of the municipal educational institution and the Novgorod metropolis in the education of the younger generation. The author presents the main ideas and approaches when working with parents on the issues of spiritual and moral education, on the example of school-wide parent meeting. An important part of the article was the experience of educating and enriching teachers through the educational reading of the regional stage of the international Christmas Readings.
Key words: volunteer project, relations between generations, orthodoxy, secondary school.
Т.В. Комогорцева, аспирант, ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»,
директор МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия», г. Великий Новгород, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ШКОЛЫ
В данной публикации выявлены и обозначены основные особенности программы духовно-нравственного воспитания вышеназванной школы: работа с учащимися, с родителями и учителями. На примере межпоколенного взаимодействия учащихся школы и взрослых при реализации проекта «Волонтерский православный лагерь на базе Валдайского Иверского Свято-озерского Богородицкого мужского монастыря» показан опыт объединения усилий муниципального общеобразовательного учреждения и Новгородской митрополии в вопросах воспитания подрастающего поколения. Автором представлены основные идеи и подходы при работе с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания, на примере общешкольного родительского собрания. Важной составляющей статьи стал опыт работы по просвещению и культурному обогащению учителей, через Знаменские образовательные Чтения регионального этапа Международных Рождественских Чтений.
Ключевые слова: воспитание; православие; общеобразовательная школа, волонтерский проект; межпоколенные отношения.
Проблема нравственного воспитания имеет глубинные исторические корни и продолжает оставаться актуальной по настоящий день. К примеру, И.Ф. Гербарт считал, что воспитание нравственного человека - единственная цель всей педагогики. Главным понятием в педагогике, по мнению Василия Зеньков-ского является личность. «Поскольку начало личности существенно связано с самосознанием, с духовной сферой в человеке, мы принуждены вернуться к трихотомии, т. е. к различению в человеке трех его сторон - духа, души и тела» [1]. Большое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется в современной России. В.И. Слободчиков утверждает: «...что современное образование не может ограничиться только трансляцией подрастающим поколениям совокупности знаний (пусть и новейших), формирования у них наисовременнейших компетенций, развития совершенных познавательных способностей» [2]. Духовно-нравственное воспитание, «должно быть целостным, системным, и тогда оно сможет выполнить свое предназначение» [3].
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [4].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года гласит: «Приоритетная задача Россий-
ской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей» [5].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» [6].
Философские, а также богословские подходы к проблеме выбора методов духовно-нравственного воспитания в детском коллективе искали В.В. Зеньковский, о. Александр Ельчанинов, И.А. Ильин, свт. Иоанн Кронштадтский, свт. Иоанн Златоуст, С.С. Куломзина, о. Сергей Четвериков, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник и др.
Работы о возрождении традиций духовно-нравственного воспитания и образования представляют для нас большой интерес (Л.В. Бурмистрова, прот. А. Владимиров, о.А. Гармаев, В.К. Журавлев, прот. Г. Каледа, прот. В. Кречетов, В.Н. Крупин,
о. А. Кураев, А.Е. Лихачев, И.В. Метлик, прот. В. Мокренко, прот. Б. Пивоваров, прот. В. Резников, А.О. Сергеев, Т.В. Склярова, В.И. Слободчиков, прот. Д. Смирнов, А.Н. Стрижов, Л.В. Сурова, о. А. Сысоев, В.Ю. Троицкий, иг. И. Экономцев, Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене).
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия» образовано 8 апреля 1998 года путем реорганизации центра христианской культуры имени Кирилла и Мефодия. И все эти годы, на протяжении 19 лет, реализуется договор о сотрудничестве школы с Новгородской епархией РПЦ. При этом Школа является достойным представителем учреждений, где учат в условиях реализации ФГОС и воспитывают в традициях православной культуры. Сегодня в России 5 муниципальных православно-ориентированных школ, и это интересный и нужный опыт.
Изначальная идея православно-ориентированной школы в том, чтобы создать православно-ориентированную среду, в которой академически одаренные, обычные, дети с оВз, дети из социально неблагополучных, многодетных, малообеспеченных, обеспеченных, благополучных семей учатся вместе. Все это многообразие семей объединяет осознание потребности в духовно-нравственном воспитании. «Проблема развития межпоколенных взаимодействий в территориальных детско-взрослых сообществах, являясь весьма актуальной в наши дни, имеет глубокие исторические корни. Согласно общепризнанному в современной науке диалектическому методу познания, полноценное новое невозможно построить без учета старого, так как в любом позитивно развивающемся эволюционном процессе всегда присутствует и то, и другое» [7]. Степень конфликта или гармоничного взаимодействия между разными поколениями зависит от совместимости жизненных ценностей «отцов» и «детей» [8]. Мы видим перспективу развития межпоколенных взаимоотношений, через создание детско-взрослых сообществ [9].
Особенность первая, работа детско-взрослого сообщества.
Сегодня в школе работает несколько детско-взрослых сообществ: объединенный хор учеников, учителей и родителей школы, две театральные студии, «Волонтерский православный лагерь».
Одной из попыток изменения мировоззрения детей стал «Волонтерский православный лагерь на базе Валдайского Ивер-ского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря». На протяжении 7 лет два раза в год 10 детей с руководителем выезжали в монастырь, по 2 - 4 часа в день трудились вместе с монахами, а также проводили спортивные и культурные мероприятия [10].
С 2013 года учащиеся школы № 20 имени Кирилла и Ме-фодия три раза в год выезжают в монастырь группами по 25-30 человек и две группы по 10 человек. Во время пребывания в православном лагере на базе Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря учащиеся знакомятся с особым мировоззрением и непривычным укладом жизни, они получают бесценный духовно-нравственный и трудовой опыт. Общение и совместный труд со взрослыми, выстраивание отношений в коллективе и адаптация к режиму дня в монастыре позволяют сформировать активную жизненную позицию учащихся, способствуют привитию православных ценностей своего народа, формируют способность трудиться в детско-взрослой команде, обогащают навыками социального взаимодействия. Все эти условия помогают ребенку лучше адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.
Особенность вторая, работа с родителями.
Воспитание детей начинается с семьи. Современный институт семьи претерпевает сложные изменения, изменились межпоколенные взаимоотношения, меняется соотношение возрастных категорий: увеличение количества людей пожилого возраста и
Библиографический список
уменьшение количества молодежи, изменился процесс передачи знаний, часто молодежь самостоятельно получает знания из глобальной сети Интернет [11]. Педагоги знают, что самое сложное взаимодействие - это взаимодействие с родителями. Одним из компонентов православно-ориентированной среды является работа с родителями. Интерактивные родительские собрания в классах вызвали затруднение, так как у школы есть свои особенности, например, большое количество многодетных семей - около 30% от общей численности (97 учащихся школы воспитываются в 42 семьях), поэтому родители затрудняются с выбором, в какой класс идти на собрание. Решили изменить форму проведения общешкольного собрания. Тема первого такого собрания - «Любовь начинается с прощения». Педагоги дополнительного образования подготовили тематическую литературную гостиную, посвященную Прощеному воскресению. Рассказали родителям о чине прощения, проходящем в православных Храмах, и объяснили смысл прощения в православном понимании. Еще одна форма работы с родителями - кинолекторий. Мы приглашаем родителей к совместному просмотру и обсуждению фильмов. Ведет кинолекторий священник. Считаем, что наиболее важным принципом работы с родителями является безоценочность действий и личности родителей. Для успешного проведения родительского собрания с самого начала целесообразна организация особой творческой среды с характеристиками команды, семьи.
Особенность третья, просвещение педагогов.
Главным ответственным за все, происходящее в школе -учителя. Приходя к детям, педагог передает не только знания, но и культурные и нравственные ценности. Сегодня большое внимание уделяется профессиональному обогащению педагогов, учителям предлагается большой спектр образовательных услуг: семинары, мастер-классы, лекции по вопросам методики и практики преподавания предметов. Но на современном этапе мало внимания уделяется вопросам духовного просвещения учителей, что очень актуально в современном мире. Знаменские образовательные чтения заполняют эту нишу. Региональные Знаменские образовательные Чтения проходят на базе школы на протяжении 14 лет, это встречи единомышленников. В конференции принимают участие известные ученые в области педагогики, филологии, истории, богословия, лучшие педагоги страны, победители всероссийского конкурса «Учитель года», региональных и всероссийских этапов конкурса «За нравственный подвиг учителя», духовенство, учителя и руководители городских и сельских школ.
Педагог «должен быть хорошим воспитателем и действовать своим преподаванием не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанника», кроме того к такого рода деятельности, педагога надо тщательно и с большим усердием готовить «преподавателей в особенности необходимо специальное педагогическое подготовление, тем более что нельзя ожидать, чтобы они сами, при ограниченности своих познаний, могли самостоятельно приготовиться к своему делу» [2].
В этой статье предпринята попытка описать только некоторые особенности духовно-нравственного воспитания на примере работы муниципальной православно-ориентированной школы № 20 имени Кирилла и Мефодия в Великом Новгороде. Представленный опыт работы может быть заимствован полностью или частично образовательными организациями уделяющими внимание духовно-нравственному воспитанию детей. В настоящее время в отечественной педагогике реализуется множество детско-взрослых сообществ, благодаря которым, у детей формируются и развиваются способности к выстраиванию уважительных и доброжелательных взаимоотношений со старшим поколением, проекты, связанные с благотворительной помощью монастырям и Храмам можно реализовывать в условиях православно-ориентированных общеобразовательных школ.
1. Зеньковский. В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Paris: YMCA-Press, 1934; 2.
2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Москва: Педагогика, 1974; 10.
3. Меньшиков В.М. Православная культура и развитие российского воспитания и образования. Курск, 2016; 5.
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Available at: http://textarchive.ru
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: httpV/минобрнауки.рф
6. Иванов Е.В., Иванова Д.Е. О сущности межпоколенных взаимодействий в детско-взрослых сообществах. Вестник Новгородского государственного университета. 2016; 3 (94): 81.
7. Вдовина М.В. Специфика межпоколенных конфликтов. Демографические исследования. 2010; 4: 75 - 80.
8. Мигунова Е.В. О межпоколенном конфликте взрослых и детей в современном обществе. Вестник Новгородского государственного университета. 2016; 5 (96): 65 - 70.
9. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.
10. Комогорцева Т.В. Основные черты православно-ориентированной среды в муниципальной школе. Материалы III Международной научно-практической конференции. 4 октября 2015 г., Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015; 2 (3): 60 - 63.
11. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Зиновьева С.Д. Межпоколенные отношения и продуктивное взаимодействие субъектов территориальных детско-взрослых сообществ. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 24 - 25 апреля 2017 года, Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2017; (71): 11.
References
1. Zen'kovskij. V. V. Problemy vospitaniya vsvete hristianskoj antropologii. Paris: YMCA-Press, 1934; 2.
2. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya v 2-h tomah. Moskva: Pedagogika, 1974; 10.
3. Men'shikov V.M. Pravoslavnaya kul'tura i razvitie rossijskogo vospitaniya i obrazovaniya. Kursk, 2016; 5.
4. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii vsfere obschego obrazovaniya: proekt. Available at: http://textarchive.ru
5. Strategiya razvitiya vospitaniya vRossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: http://minobrnauki.rf
6. Ivanov E.V., Ivanova D.E. O suschnosti mezhpokolennyh vzaimodejstvij v detsko-vzroslyh soobschestvah. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; 3 (94): 81.
7. Vdovina M.V. Specifika mezhpokolennyh konfliktov. Demograficheskie issledovaniya. 2010; 4: 75 - 80.
8. Migunova E.V. O mezhpokolennom konflikte vzroslyh i detej v sovremennom obschestve. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; 5 (96): 65 - 70.
9. Slobodchikov V.I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya. Ekaterinburg: Izdatel'skij otdel Ekaterinburgskoj eparhii, 2009.
10. Komogorceva T.V. Osnovnye cherty pravoslavno-orientirovannoj sredy v municipal'noj shkole. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. 4 oktyabrya 2015 g., Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015; 2 (3): 60 - 63.
11. Sherajzina R.M., Aleksandrova M.V., Zinov'eva S.D. Mezhpokolennye otnosheniya i produktivnoe vzaimodejstvie sub'ektov territorial'nyh detsko-vzroslyh soobschestv. Sbornik statejpo materialam Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. 24 - 25 aprelya 2017 goda, Velikij Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo. Velikij Novgorod, 2017; (71): 11.
Статья поступила в редакцию 26.06.18
УДК 378
Kondrashova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Russian as a Foreign Language, National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Kokoshnikova N.A., senior teacher, Department of Russian as a Foreign Language, National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF PROFICIENCY. The article is dedicated to an analysis of methods of foreign language teaching to students in a multilevel group in a non-linguistic higher education institution. Despite the fact that the initial level of lexical and grammatical knowledge and listening of a group can vary greatly, all students are supposed to acquire equal levels of a full-fledged foreign-language communicative competence. To achieve this, a teacher needs to differentiate and individualize both the contents and approaches to teaching. The authors consider possible ways of differentiating and individualizing the learning process. The ways of individualization of the contents of foreign language teaching are analyzed. The article proposes the tasks that range from reproductive to productive level, which allow differentiating the learning process. It recommends methods for assessing students depending on their initial level of foreign language skills. The article also gives practical recommendations on the application of group learning technologies. It concludes that personality-oriented, differentiated teaching methods allow the teacher to build the educational process, taking into account the individual characteristics of each student in the group and his / her knowledge and skills. The article also examines how this impacts positively on the mastering of foreign language communicative competence by students in non-linguistic higher education institutions.
Key words: multilevel group, personality-oriented teaching methods, foreign language communicative competence, non-linguistic higher education institution, group learning technologies.
Н.В. Кондрашова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. русского языка как иностранного, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Н.А. Кокошникова, ст. преп. каф. русского языка как иностранного, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Статья посвящена анализу методов обучения иностранному языку студентов в разноуровневой группе в неязыковом вузе. Несмотря на то, что исходный уровень лексико-грамматических знаний и умений понимания на слух, говорения, чтения и письма обучающихся такой группы сначала может очень сильно отличаться, в результате обучения все студенты в равной мере должны овладеть полноценной иноязычной коммуникативной компетенцией. Чтобы добиться этого, преподавателю необходимо дифференцировать и индивидуализировать как содержание, так и технологию обучения. Авторами рассматриваются возможные пути дифференциации и индивидуализации обучения. Анализируются способы индивидуализации содержания обучения иностранному языку. Предлагаются задания, позволяющие дифференцировать процесс обучения. Рекомендуются приёмы оценивания обучающегося в зависимости от его начального уровня владения иностранным языком. В статье даются практические рекомендации по применению технологий группового обучения. Делаются выводы, что лич-ностно-ориентированное дифференцированное обучение позволяет преподавателю выстраивать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного студента в группе, его знаний и умений, что положительно отражается на овладении студентами неязыковых вузов иноязычной коммуникативной компетенцией в полном объёме.
Ключевые слова: иностранный язык, неязыковой вуз, личностно-ориентированное обучение, разноуровневая группа.