Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2017. Вып. 47. С. 18-31
Мумрикова Лариса Ивановна, канд. пед. наук, ст. препод. кафедры педагогики и методики начального образования ПСТГУ Российская Федерация, 141008, Московская обл., г. Мытищи, ул. Колпакова, д. 25, кв. 100 [email protected]
Духовно-просветительский центр
в современном православном образовательном пространстве России
Л. И. Мумрикова
В данной статье рассматривается проблематика становления и развития приходских духовно-просветительских центров России, начиная с крупных монастырей и приходов, сельских народных домов. Определяется направление их деятельности как центров духовно-нравственного просвещения, приобщения детей, молодежи и людей зрелого возраста к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде через различные формы работы. Постулируется модель деятельности духовно-просветительского центра посредством организации литургической жизни, миссионерской, социальной, образовательной, молодежной и досуговой работы. Определяется, что все направления деятельности духовно-просветительского центра должны носить семейный характер. И дети, и родители могут параллельно получать духовное образование, участвовать в совместной миссионерской и досуговой деятельности, осуществлять дела милосердия. Автор приходит к выводу о том, что подобный подход позволяет реализовывать принцип соработничества Церкви, семьи, школы и общества с максимальной полнотой и отдачей, создавать вокруг центра устойчивое православно-ориентированное сообщество.
Проблемы духовно-нравственного становления и развития детей и молодежи издавна осознавались родителями, обществом и государством в качестве ключевых проблем. В современном российском обществе актуализировались задачи поиска четких положительных жизненных ориентиров, повышения уровня культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Названными направлениями в рамках культурно-просветительской деятельности призвана заниматься в современных условиях и Православная Церковь. В настоящее время практически на каждом приходе функционирует воскресная школа, проводятся беседы с молодежью и взрослыми. По данным Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на начало 2017 г. в епархиях России действует не менее 5790 воскресных школ1. Данный тип учреждения реализует церковноприходское образование, будучи по факту начальным звеном в формирующейся сегодня системе православного религиозного образо-
1 Официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/v-eparxiyax-rossii-dejstvuyut-ne-menee-5790-voskresnyx-shkol-dlya-detej/
вания. Основной целью деятельности воскресной школы становится «приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви» (из Положения о деятельности воскресных школ РПЦ на территории РФ: III, п. 14), что подразумевает укрепление духовно-нравственных и духовно-культурных основ личности.
Как известно из истории Руси, православные монастыри нередко становились крупными миссионерскими и просветительскими центрами. Классические примеры — Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Оптина пустынь. Являясь оплотами духовности, они играли чрезвычайно важную роль еще и как центры милосердия, очаги образования и учености. Циркулярный указ Синода от 28 февраля 1870 г. предписывал при учреждении монастыря его обязательное общественное служение — открытие новых обителей допускалось только при условии «устройства при ней учебного или благотворительного заведения»2. С середины XIX в. в монастырях началось массовое открытие различных видов школ, а к началу XX в. практически каждый монастырь имел школу или училище.
Также центрами духовного просвещения местного населения становились и крупные приходы. В дореволюционный период, начиная с 60-х гг. XIX в., для воскресных школ как учебно-воспитательных учреждений, характерна просветительская миссия в области народного образования. Так, например, в статье «Воскресные школы» основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский помимо образовательных целей выделяет их особенное нравственное значение3.
С конца 1880-х гг. в рамках общественно значимой работы приходы стали переключаться в режим функционирования народного дома, объединяя все формы образовательной и досуговой деятельности. Как пишет исследователь Н. Н. Наумова, «в них могли находиться библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка, музеи (чаще всего — музеи наглядных пособий)»4. После революции 1917 г. распространились сельские народные дома, которые стали опорой политической, сельскохозяйственной и культурной работы, выполняя функции избы-читальни, выставки, театра и т. д.
В 90-е гг. XX в. с возрождением церковной жизни в России начали воссози-даться воскресные школы как форма работы с детьми и молодежью при приходах. Одной из основных задач их деятельности стало православное образование подрастающего поколения, которое на современном этапе становления, по определению Т. В. Скляровой, есть «единый целенаправленный процесс обучения православной религии и ее культуре и воспитания на основе православной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, Церкви, общества и го-
2 Маврицкий В. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода: 1721-1878. М., 1879. С. 76-79.
3 См.: Ушинский К. Д. Воскресные школы (письмо в провинцию) // Собр. соч. Т. 2: Педагогические статьи 1857-1861 гг. М.; Л., 1948. С. 489-512.
4 Наумова Н. Н. Народный дом как форма социальной диаконии Русской Православной Церкви: вчера и сегодня // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск, 2013.
С. 382.
сударства, а также совокупность приобретаемых знания, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и/или профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов»5.
Со временем опыт существования православного образования стал охватывать все уровни имеющейся в России системы образования: от дошкольного до послевузовского (см. Проект документа «Образовательная концепция Русской Православной Церкви»6), а также дополнительное образование и досуг. Православное образование, кроме того, может осуществляться в рамках семьи и посредством самообразования. Таким образом, формируемое с начала 1990-х гг. по настоящее время православное образовательное пространство можно определить как совокупность православных образовательных организаций России различного уровня, реализующих основные и дополнительные образовательные программы, а также сферу досуга и взаимодействия в рамках семьи, направленные на решение задач православного образования людей разного возраста. Данное определение является рабочим, в дальнейших наших исследованиях планируется более подробное его рассмотрение, детализация и проекция на имеющуюся практику.
В современном православном образовательном пространстве воскресная школа — одна из наиболее оптимальных форм организации дополнительного образования, воспитания и досуга. За двадцать лет наблюдается положительная динамика роста числа воскресных школ. На основе анализа отчетов, имеющихся в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации РПЦ, в 1994 г. общее количество воскресных школ в России превысило 1200, в 2000 г. — 2600, в 2004 г. — около 5000, к 2017 г. — не менее 57907. Это свидетельствует о повышении их роли и значения в деле духовно-нравственного воспитания и воцерков-ления подрастающего поколения.
На сегодняшний день существует несколько классификаций типов воскресных школ в России. А. В. Агеева классифицирует воскресные школы по признаку решаемых ими образовательных задач8. Согласно данным проведенного ею исследования, наиболее распространены следующие типы воскресных школ:
• богословские воскресные школы с ведущей образовательной целью — катехизация;
• «воспитательные» воскресные школы с образовательной целью — духовно-нравственное воспитание;
5 Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 10.
6 Образовательная концепция Русской Православной Церкви. Проект документа. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4871067.html
7 Официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. URL: https://pravobraz.ru/v-eparxiyax-rossii-dejstvuyut-ne-menee-5790-voskresnyx-shkol-dlya-detej/
8 См.: Агеева А. В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. С. 84.
• историко-патриотические воскресные школы с образовательной целью — военно-патриотическое воспитание;
• семейные воскресные школы с образовательной целью — объединение вокруг прихода;
• миссионерские воскресные школы с образовательной целью — просветительская деятельность;
• «творческие» воскресные школы с образовательной целью — досуговая деятельность. В них реализуются образовательные программы религиозного, художественно-эстетического, военно-патриотического, историко-краеведческого циклов.
Однако, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, в настоящее время в рамках воскресной школы оказываются востребованными более разнообразные формы работы, «дабы донести Евангелие до современной молодежи, которая не всегда с легкостью может переступить порог храма»9. «Ежегодно проводимое анкетирование подтверждает, что наибольший интерес у детей и их родителей по-прежнему вызывают три направления работы: культурно-просветительское, спортивное и патриотическое. Осуществляющие данную деятельность школы продолжают привлекать к себе молодых людей. Количество учащихся в них детей и подростков стабильно высокое и значительно отличается от тех школ, где не ведется такая работа»10, — отмечает Святейший Патриарх. Это выводит воскресную школу на новый уровень, охватывающий одновременно больше направлений, — уровень приходского духовно-просветительского центра (ДПЦ) как центра духовно-нравственного просвещения, приобщения детей, молодежи и людей зрелого возраста к православной традиции, церковному укладу жизни, церковной среде через различные формы работы.
Точно определить, что же представляет собой ДПЦ, достаточно сложно в силу продолжающегося формирования содержания данного понятия в современных условиях. Данная проблема обсуждалась в исследованиях д. п. н. Т. В. Скля-ровой11, канд. богословия прот. Олега Мумрикова12, к. п. н. С. И. Абрамова13, Т. А. Становской14. Проанализировав данные работы, а также концепции и положения о деятельности ряда ДПЦ, мы можем выделить принципиальные отличия их от воскресных школ.
Во-первых, основной задачей ДПЦ служит «духовно-нравственное воспитание населения путем создания социокультурной среды, ориентированной на
9 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2.02.2010 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html
10 Он же. Доклад на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28.12.2012 г. URL: http://p2.patriarchia.ru/2017/01/04/1239320017/doklad2016.docx
11 Склярова. Указ. соч. С. 9—16.
12 Мумриков О., свящ. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13-20.
13 Абрамов С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
14 Становская Т. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современном духовно-просветительском центре: дис. ... магистра педагогики. М., 2012.
традиционные ценности отечественной культуры, основанной на историческом фундаменте — православии»15. В отличие от ДПЦ, цель деятельности воскресной школы заключается в «содействии уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, наставлении православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщении его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту»16. Таким образом, воскресная школа выполняет главным образом задачи катехизического характера. ДПЦ ставит перед собой более широкие задачи (например, приобщение к вере через знакомство с русским народным творчеством, через изучение окружающего мира и т. д.), хотя и тот, и другой форматы призваны способствовать в конечном итоге воцерковлению личности.
Во-вторых, вследствие различия поставленных задач будет отличаться и содержательно-организационная основа. Создание церковной среды в воскресной школе подразумевает, прежде всего, обучение религии и религиозное воспитание через систему занятий, определенных Стандартом учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации, а также через разные формы досуговой деятельности согласно возрастным особенностям. ДПЦ предполагает более разностороннее наполнение содержания деятельности посредством интеграции различных областей культуры и науки в богословское образование. При этом используются, помимо основных форм работы (кружки, походы, театральная деятельность и т. д.), также и дополнительные (организация разных видов служения, миссионерская деятельность, включающая и дискуссионные площадки, социальная, молодежная, экологическая, культурно-просветительская работа и проч.). Таким образом, появляется возможность знакомить детей и взрослых с христианскими ценностями, органично включая их в самые разные формы и направления учебно-воспитательного процесса.
Более того, ДПЦ имеет возможность гибко реагировать на потребности и интересы общества, а также вести тесное сотрудничество со светскими образовательными, социальными и культурными организациями.
В-третьих, православный ДПЦ, как правило, включает в себя воскресную школу, являющуюся первоначальной ступенью, над которой надстраиваются следующие, образующие «лестницу» на пути воцерковления личности. Подобную структуру можно сравнить с государственными образовательными комплексами, которые интегрируют в себя все уровни образования, включая дополнительное.
Несмотря на вышеуказанные отличия, воскресная школа и ДПЦ имеют определенные сходства.
15 Положение о работе Православного ДПЦ «Заповедь». URL: http://zapovedelnat.blogspot. ru/p/blog-page_27.html
16 Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации в новой редакции. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/4830214.html
1. Их деятельность ориентирована на все возрастные категории и социальные группы людей, а также прихожан разной степени церковной социализации. При приходе может быть организовано взаимодействие как с детьми, подростками, так и со старшим поколением. Осуществляется катехизация как для новоначальных, так и для людей, уже имеющих некий духовный опыт.
2. В основе работы и воскресной школы, и ДПЦ лежат православно-ориентированные принципы, методы воспитания и формы воспитательной работы (в первую очередь принцип христоцентричности). Фундаментом деятельности как воскресной школы, так и ДПЦ становится участие в литургической жизни.
Таким образом, определив сходства и различия воскресной школы и ДПЦ, последний можно представить как негосударственное религиозно-образовательное, просветительское многофункциональное учреждение, рассчитанное на различные социальные группы людей разного возраста, как правило являющееся структурным подразделением прихода.
При каких условиях воскресная школа приобретает статус ДПЦ? Если на приходе ведется активная деятельность, создана сплоченная инициативная община, то только базовых учебных дисциплин и организованного досуга становится недостаточно. Особым контингентом в этом смысле являются подростки и молодежь, которые часто оказываются вне церковной жизни в связи с отсутствием интересной активной деятельности. Другими словами, непрерывность учебно-воспитательного процесса достигается тогда, когда у учащихся есть перспектива дальнейшего духовного становления на приходе. Семейные проблемы, с которыми сталкиваются родители и дети приходской общины, также требуют немалой разносторонней работы. Оказывается востребованным поиск новых форм взаимодействия. Это позволяет вывести воскресную школу на новый уровень построения ее деятельности.
Возникают и распространяются ДПЦ преимущественно в больших городах, а также в тех селениях, где есть воцерковленные квалифицированные кадры, умеющие заинтересовать детей и хорошо знающие их возрастные особенности и потребности. Кроме того, процессу роста способствует всевозможное сотрудничество со светскими образовательными, социальными и культурными организациями: выезд воспитанников Центра с театральными постановками в общеобразовательные школы, проведение на территории ДПЦ семинаров для учителей, тематических встреч для родителей, молодежи, различных социальных групп и пр. Безусловно, большая населенность располагает к формированию большой приходской общины и, как следствие, к созданию ДПЦ. Сельский приход, не имея таких возможностей, ограничивается созданием только воскресной школы или даже воскресной группы.
Подобные Центры существуют в различных регионах России. Например, Центр «Кириллица»17 при Кирилло-Мефодиевском соборе Самарской епархии (г. Самара); Епархиальный ДПЦ имени святителя Гурия18 в Казанской
17 Официальный сайт ДПЦ «Кириллица»: http://kirillica-center.ru/index.php
18 Официальный сайт Епархиального ДПЦ имени св. Гурия Казанского: pravchelny.ru/spiritual_center/
епархии (г. Набережные Челны); «Успенский»19 в Калужской епархии (г. Калуга) и др.
Есть немногочисленные примеры ДПЦ в малонаселенной местности, например, в деревне Ветвеник Псковской области. Однако анализ показывает, что в селах и деревнях ДПЦ создаются чаще на базе общеобразовательных школ, но окормляются церковным приходом, что оказывается более удобным для привлечения большего количества детей и использования удобных помещений. Например, ДПЦ им. Александра Невского на базе общеобразовательной школы в с. Тырново Рязанской области; Центр «Заповедь»20 на базе общеобразовательной школы с. Ёлнать Ивановской области.
Помимо ДЦП при приходах, подобные структуры создаются и при высших учебных заведениях (вузах), окормляемых духовенством. Так, в 2004 г. в Московском государственном областном университете решением Ученого совета был создан Духовно-просветительский культурный центр имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия. Основной целью деятельности Центра служит приобщение студентов — будущих педагогов, а также учителей и школьников к культурно-историческим традициям Отечества, помощь образовательным и общественным структурам Московской области и других регионов России в решении задач духовно-нравственного воспитания молодежи.
Итак, в процессе изучения деятельности современных ДПЦ, у большинства из них мы обнаружили схожую структуру: в рамках ДПЦ могут реализовываться многие направления деятельности Русской Православной Церкви, воплощаясь в литургической жизни, образовательной, миссионерской, социальной, молодежной, досуговой и др. видах работ, с разным возрастом, потребностями и степенью церковной социализации.
В связи с этим целесообразной может оказаться модель деятельности ДПЦ, приведенная на рис. 1.
Рассмотрим содержание основных направлений служения ДПЦ подробнее.
1. Литургическая жизнь. Как уже было сказано выше, главная цель воскресной школы — воцерковление детей, формирование православного образа жизни. Для этого необходимо создавать на приходе условия для посещения детьми литургии. Плоды духовного образования можно получить тогда, когда все усилия по передаче знаний включены в благодатную жизнь Церкви. Учащийся должен прийти к осознанному участию в богослужении в результате получения духовного образования. Все направления деятельности ДПЦ должны функционировать вокруг Церкви и ради задач Церкви. С литургии начинается духовно-нравственное воспитание, а также элементы эстетического, экологического, патриотического. Кроме того, литургическая жизнь предполагает и семейное участие. С этой целью в последние годы на больших приходах распространяется практика служения литургии для детей, в которой принимают участие и родители, и педагоги21.
19 Официальный сайт ДПЦ «Успенский»: http://dpc-uspenskii.cerkov.ru/
20 Официальный сайт ДПЦ «Заповедь»: http://zapovedelnat.blogspot.rU/p/blog-page_ 27.html
21 См.: Мумриков О., свящ. Литургия для детей в современной приходской практике
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕНИЯ
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДОСУГОВАЯИ
ОБЩЕСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рис. 1. Модель деятельности ДПЦ
2. Образовательная деятельность. Знание вероучения очень важно для устроения правильной духовной жизни христианина. Весь процесс обучения направлен на решение задач воцерковления. Под ним понимается целостный процесс приобщения молодого поколения к культурному, научному и духовному опыту православия, привитие любви ко Христу и Церкви.
Образовательная деятельность в рамках ДПЦ может быть самой разнообразной: воскресная школа для детей, молодежный клуб, богословские курсы для взрослых, лекторий, тематические встречи и т. д. Кроме того, сюда можно отнести кружки по различным направлениям (краеведческие, экологические, патриотические и др.). Несмотря на разнообразие направлений, все они призваны решать в первую очередь задачи воцерковления, а затем уже специфические.
3. Организация служения. Очень важным для духовного становления детей и подростков является приучение их к делам милосердия. Если ребенок «привык с раннего детства трудиться для других, это даст ему серьезную установку на всю жизнь»22. Тем более что проповедь делами милосердия, благотворительности особо свойственна подросткам и молодежи.
Видами служения детей и взрослых в духовном центре может выступать помощь при богослужении и в воскресной школе, хозяйственные послушания, уборка и ремонт, работа в библиотеке, организация групп милосердия, занимающихся благотворительной помощью и духовной поддержкой малоимущих, заключенных, детских домов и домов престарелых, работа в благотворительных столовых. Благодаря участию в такой деятельности дети приобщаются к жизни прихода.
Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24-29.
22 Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. М., 2004. С. 67.
4. Миссионерская деятельность. Это особое направление деятельности ДПЦ, требующее участия подготовленных прихожан. Основными видами деятельности данного направления могут быть организации акций, выпуск приходской газеты, проведение экскурсий по храму, подготовка и проведение телепередачи миссионерской направленности с участием священнослужителя, организация просмотра кинофильмов, затрагивающих вопросы веры и нравственности и т. д.
5. Досуговая деятельность. В рамках деятельности духовного центра очень важно сформировать детско-юношескую и молодежную среду. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким в своих убеждениях, ему необходимо проводить время с единомышленниками. Особенно это актуально для молодежи — того возраста, который уже не удержать только в рамках образовательной среды23. Здесь будет полезна организация творческих мастерских и студий, военно-патриотических, спортивных и туристических клубов, паломнических поездок и лагерей, балов и концертов. Однако вся деятельность должна быть построена на основе христианских ценностей и служить целям воцерковления. Поэтому детско-юношеское общение необходимо наполнить глубоким христианским содержанием, настроить детей на устроение своего внутреннего мира. Как показывает практика, это весьма актуально и для взрослых.
Подчеркнем, что Церковь оказывает содействие человеку в гармоничном и полноценном развитии всех его сил и способностей при несомненном главенстве духовных приоритетов.
Кроме того, все направления работы ДПЦ носят семейный характер. И дети, и родители могут параллельно получать духовное образование, участвовать в совместной миссионерской и досуговой деятельности, осуществлять дела милосердия. Чтобы подростки принимали участие в жизни прихода, они должны видеть перед глазами пример молодежи и взрослых и постепенно по мере сил вливаться в организованную работу молодежного приходского объединения.
В качестве примера приведем ДПЦ при Донской церкви г. Мытищи Московской области (микрорайон Перловка)24. Он был задуман еще в 90-х гг. прошлого века приснопоминаемым настоятелем храма священником Анатолием Проскурней. Все начиналось с так называемых «Перловских сред», во время которых за чашкой чая проходили духовные беседы настоятеля и прихожан. Когда назрела потребность в расширении программы и перехода на другой уровень — от «чашечки чая» к богословским курсам — в 2004 г. началось строительство просветительского центра.
На сегодняшний день образовательная деятельность центра включает в себя пятигодичную воскресную школу (два подготовительных и три основных класса для детей 5—12 лет). Занятия проходят по субботам или воскресеньям и, как правило, в урочной форме, где дети изучают «Закон Божий», церковнославянский язык, а также занимаются церковным пением, живописью, спортивным туризмом.
23 См.: Мумриков Олег, свящ. Концепция воспитательной и досуговой работы с молодежью // Московские епархиальные ведомости. 2014. № 11—12. С. 116—121.
24 Официальный сайт Донского храма г. Мытищи: http://www.donsloboda.ru
После окончания воскресной школы подростки занимаются в молодежно-просветительском клубе «Донская дружина им. священномученика Георгия Извекова», который включает в себя краеведческое, патриотическое, экологическое и спортивно-оздоровительное направления.
Для взрослых и молодежи организованы трехгодичные Богословские курсы. Занятия проходят в воскресные дни и в вечернее время на буднях. Программа курсов включает в себя богословские и практические дисциплины, в ходе которых слушатели знакомятся со Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, основами православного вероучения, общецерковной историей и историей Русской Церкви, литургикой, церковнославянским языком, апологетикой, основами социальной концепции Русской Православной Церкви («Церковь и современный мир»), сравнительным богословием, сектоведением и основами духовной безопасности, православной педагогикой и психологией. В 2010 г. состоялся первый выпуск слушателей, что стало, в свою очередь, новым импульсом в развитии центра, вокруг которого уже сложилась прочная община, состоящая из людей самых разных возрастных групп, судеб, интересов и возможностей, но живущих одной церковной жизнью в служении Христу.
В летнее время действует православный исторический лекторий, посвященный дому Романовых и царственным страстотерпцам.
Кроме того, для детей дошкольного и младшего школьного возраста работает экспериментально-реабилитационная группа «Творчество» (развитие речи, памяти, мышления), а также группа дошкольного развития.
Досуговая деятельность центра очень разносторонняя. Функционируют кружки и студии различной направленности: детская музыкальная студия «Скерцино», студия-кружок детского рисунка, студия-мастерская «Образ», кружок исторического фехтования, семейный кружок «Рукоделие и бисероплете-ние», семейный этнографо-фольклорный ансамбль «Донская слободка», иконописный кружок и кружок древнерусского лицевого шитья «Золотая мастерица» для взрослых, музыкальный ансамбль «Камертон». В летнее время работает выездной детский лагерь военно-патриотического и трудового характера.
Руководители кружков, студий и секций готовят воспитанников к выступлениям на мероприятиях различного уровня, а также к участию в выставках и конкурсных программах. Так, например, ученики воскресной школы ежегодно принимают участие в Московском фестивале-викторине «Врата учености», посвященном Дню славянской письменности и культуры, подготовленном преподавателями и студентами ПСТГУ. В этом году воспитанники воскресной школы приняли участие в конкурсной программе фестиваля православного искусства «Храм души моей», посвященного празднованию всероссийских дней славянской письменности и культуры.
Досуговая деятельность центра часто перерастает в служение. В праздничные дни дети вместе с педагогами осуществляют благотворительные поездки в детские дома и дома престарелых с концертной программой и подарками. Многие прихожане вместе с детьми принимают участие в деятельности службы «Милосердие», посещая вместе со священником ветеранов, дома-интернаты для детей и инвалидов.
Благодаря образовательной деятельности организуется и миссионерская работа на приходе. Слушатели и выпускники Богословских курсов, занимающихся организацией конференций, круглых столов, выставок, поездок в детские дома, подготовкой информационных стендов, листовок, экскурсий и дежурств по храму, участвуют в создании приходской газеты «Донская слобода», в которой освещаются многие события из жизни ДПЦ. В святочные дни для всех желающих работает кинопоказ с просмотром и последующим обсуждением фильмов на духовные и нравственные темы.
Регулярно принимая гостей, центр всегда открыт для сотрудничества со школами, вузами, творческими студиями, детскими домами и ветеранскими организациями района и других регионов.
Поскольку духовное образование, кружковая, секционная работа нацелены в первую очередь на воцерковление личности, главным непременным условием для всех воспитанников является посещение воскресной школы, регулярное участие в богослужении, таинствах исповеди и причащения (из Устава Православного ДПЦ при Донской церкви г. Мытищи).
Основополагающих общецерковных документов, касающихся деятельности ДПЦ в России, в настоящее время еще не создано. В силу многогранности и пластичности их деятельности, отсутствия четких границ и требований к участникам, создание такого рода документов — непростая задача. Для ее решения необходимо учитывать уникальность имеющегося опыта каждого центра (историю его организации, концепции развития, специфику местных условий, социальной среды, направленности интересов создателей и т. п.). Значимыми ориентирами в решении названной задачи могут стать документы, устанавливающие деятельность воскресных школ («Положение о деятельности воскресных школ РПЦ на территории Российской Федерации», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах [для детей] РПЦ на территории Российской Федерации» и др.). Обсуждаемый ныне проект Образовательной концепции Русской Православной Церкви также призван отразить имеющееся многообразие образовательной деятельности различных церковных учреждений, в т. ч. и ДПЦ.
Проведенный нами анализ деятельности ДПЦ показал, что на сегодняшний день они реализуют религиозное образование и духовно-нравственное воспитание личности, активно интегрируются в социокультурное пространство страны, оказываются востребованными в различных социальных условиях, являя на практике взаимодействие Церкви, семьи, школы и общества. Духовно-просветительские центры занимают определенное место в православном образовательном пространстве России, что нуждается в дальнейших исследованиях.
Ключевые слова: православное образование, православное образовательное пространство, духовно-просветительский центр, воскресная школа, модель деятельности духовно-просветительского центра, служение, миссионерская деятельность, досуговая деятельность, семья, духовно-нравственное воспитание.
Список литературы
Абрамов С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. Агеева А. В. Динамика развития учебно-воспитательного процесса в православной воскресной школе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2015. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2.02.2010 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28.12.2012 г. URL: http://p2.patriarchia. ru/2017/01/04/1239320017/doklad2016.docx Маврицкий В. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего Правительствующего Синода: 1721-1878. М.,1879. С. 76-79. Мумриков О., свящ. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы //
Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13-20. Мумриков Олег, свящ. Концепция воспитательной и досуговой работы с молодежью //
Московские епархиальные ведомости. 2014. № 11-12. С. 116-121. Мумриков О., прот. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24-29.
Наумова Н. Н. Народный дом как форма социальной диаконии Русской Православной Церкви: вчера и сегодня // Иркутский историко-экономический ежегодник. Иркутск, 2013. С. 381-387.
Образовательная концепция Русской Православной Церкви. Проект документа. URL:
http://www.bogoslov.ru/text/4871067.html Официальный сайт Донского храма г. Мытищи. URL: http://www.donsloboda.ru Официальный сайт ДПЦ «Заповедь». URL http://zapovedelnat.blogspot.ru/p/blog-page_27. html
Официальный сайт ДПЦ «Кириллица». URL: http://kirillica-center.ru/index.php Официальный сайт ДПЦ «Успенский». URL: http://dpc-uspenskii.cerkov.ru/ Официальный сайт Епархиального ДПЦ им. св. Гурия Казанского. URL: http://www.
pravchelny. ru/spiritual_center/ Официальный сайт Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/v-eparxiyax-rossii-dejstvuyut-ne-menee-5790-voskresnyx-shkol-dlya-detej/ Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации в новой редакции. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/4830214.html Положение о работе православного ДПЦ «Заповедь». URL: http://zapovedelnat.blogspot.
ru/p/blog-page_27.html Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9-16. Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. М., 2004. Становская Т. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современном духовно-просветительском центре: Дис. ... магистра педагогики. М., 2012.
Ушинский К. Д. Воскресные школы (письмо в провинцию) // Собр. соч. Т. 2: Педагогические статьи 1857-1861 гг. М.; Л., 1948. С. 489-512.
St. Tikhons University Review. Mumrikova Larisa,
Series IV: Pedagogy. Psychology. Candidate of Sciences in Education,
2017. Vol. 47. P. 18-31 Senior Lecturer,
St. Tikhons Orthodox University for the Humanities, 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation [email protected]
A Centre for Religious Education in the Present-Day Orthodox Educational Space
L. Mumrikova
This article deals with the emergence and development of parochial spiritual and educational centres in Russia, beginning from large monasteries and parishes, rural folk houses. It identifies directions of their activities as centres for spiritual and moral education, for making children, young people and the elderly familiar with the Orthodox tradition, church way of life and church milieu through various forms of work. The article proposes a model of operating of a spiritual and educational centre by means of organising liturgical life, missionary, social, educational, youth-oriented and leisure-related work. it states that all directions of work of a spiritual and educational centre should be family-oriented. Both children and parents can obtain spiritual education in a parallel way, can participate in joint missionary and leisure activities, exercise works of mercy. The article comes to the conclusion that such approach allows us to implement the principle of cooperation between the church, family, school and society with maximal completeness and payoff, to create around the centre a stable Orthodox-oriented community.
Keywords: Orthodox education, Orthodox educational space, centre for religious education, sunday school, model activities of centre for religious education, missionary activity, leisure activity, spiritual and moral education.
References
Kirill, Svjatejshij Patriarh Moskovskij i vseja Rusi, Doklad na Arhierejskom soveshhanii 2.02.2010g., available at: http://www.patn-archia.ru/db/text/1061651.html Kirill, Svjatejshij Patriarh Moskovskij i vseja Rusi, Doklad na ezhegodnom Eparhialnom sobranii duhovenstva goroda Moskvy 28.12.2012 g., available at: http:// p2.patriarchia.ru/2017/01/04/1239320017/ doklad2016.docx Mumrikov O., svjashh., "Liturgy a dlja detej v sovremennoj prihodskoj praktike Russkoj pravoslavnoj Cerkvi", in: Vestnik PSTGU.
Ser. IV: Pedagogika. Psihologija, 2 (37), 2015, 24-29.
Mumrikov O., svjashh., "Duhovno-prosveti-tel'skie centry: aktual'nost' i perspektivy", in: Vestnik PSTGU Ser. IV: Pedagogika. Psihologija, 3 (18), 2010, 13-20.
Mumrikov Oleg, svjashh., "Koncep-cija vospitatel'noj i dosugovoj raboty s molodezh'ju", in: Moskovskie eparhialnye vedomosti, 11-12, 2014, 116-121.
Naumova N. N., "Narodnyj dom kak forma social'noj diakonii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: vchera i segodnja", in: Irkutskj is-
toriko-ekonomicheskij ezhegodnik, Irkutsk, 2013, 381-387. Obrazovatel'naja koncepcja Russkoj Pravo-slavnoj Cerkvi. Proekt dokumenta, available at: http://www.bogoslov.ru/text/4871067. html
Oficial'nyj sajt Donskogo hrama g. Mytishhi,
available at: http://www.donsloboda.ru Oficial'nyj sajt duhovno-prosvetitelskogo centra «Zapoved'», available at: http://zapovedel-nat.blogspot.ru/p/blog-page_27.html Oficial'nyj sajt duhovno-prosvetitelskogo centra «Kirillica», available at: http://kirillica-cen-ter.ru/index.php Oficial'nyj sajt duhovno-prosvetitelskogo centra «Uspenskij», available at: http://dpc-uspen-skii.cerkov.ru/ Oficial'nyj sajt Eparhial'nogo duhovno-prosvetitel'skogo centra imeni sv. Gurija Ka-zanskogo, available at: http://www.pravchel-ny.ru/spiritual_center/ Oficial'nyj sajt Sinodal'nogo otdela religioznogo obrazovanja i katehizacii Russkoj Pravo-
slavnoj Cerkvi, available at: https://pravo-braz.ru/v-eparxiyax-rossii-dejstvuyut-ne-menee-5790-voskresnyx-shkol-dlya-detej/ Polozhenie o dejatel'nosti voskresnyh shkol (grupp) dlja detej Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi na territorii Rossijskoj Federacii v no-voj redakcii, available at: http://www.patn-archia.ru/db/text/4830214.html Polozhenie o rabote Pravoslavnogo duhovno-prosvetitelskogo centra «Zapoved'», available at: http://zapovedelnat.blogspot.ru/p/blog-page_27.html Skljarova T. V., "Pravoslavnoe obrazovanie v sovremennoj Rossii: struktura i soder-zhanie", in: Vestnik PSTGU. Ser. IV: Peda-gogika. Psihologija, 1 (40), 2016, 9-16. Skljarova T. V., Janushkjavichene O. L., Voz-rastnaja pedagogika i psihologja, Moscow, 2004.
Ushinskij K. D. Voskresnye shkoly (pis'mo v provinciju), in Sobr. soch. T. 2: Pedago-gicheskie stat'i 1857-1861 gg. M.; L., 1948, 489-512.