Научная статья на тему 'Литургия для детей в современной приходской практике Русской православной церкви'

Литургия для детей в современной приходской практике Русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВХАРИСТИЯ / ЛИТУРГИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА / ЛИТУРГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ / ЦЕРКОВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / EUCHARIST / LITURGY / ORTHODOX PEDAGOGY / ORTHODOX MISSION / PARISH COMMUNITY / LITURGY FOR CHILDREN / CHURCH SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мумриков Олег Александрович

В статье рассматриваются библейские, историко-богословские и канонические основания становящейся все более повсеместно распространенной в настоящее время практики особого служения литургии для детей на приходах в России. Анализируется востребованность такого рода богослужений с позиций православной педагогики. Систематизируются существующие подходы к проведению служб для детей на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях с учетом контекста проблематики церковной социализации и воцерковления семьи в целом, в том числе отраженной в общецерковных постановлениях и документах. Совершение Евхаристии как центрального таинства Церкви и Божественной литургии с акцентом на детское восприятие подразумевает учет целого ряда особенностей. В связи с этим в статье обсуждаются необходимые условия и положительная перспектива систематического развития данной практики в РПЦ. Автор приходит к выводу о важности регламентации формирующейся практики со стороны высшей церковной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liturgy for children in modern parish practice of Russian Orthodox

In the present article it is considered biblical, historical and theological as well as canonical grounds of getting today more widespread practice of particular serving of liturgy for children in parishes of Russia. It is analyzed the demand of this kind of servings in the light of Orthodox pedagogy. It is systematized existing approaches of servings for children at the parish, diocesan and church levels taking into consideration the context of problems of church socialization and family churching in the whole, including problems having reflected in church resolutions and documents. Celebration of Eucharist as the central sacrament of the Church and Divine liturgy taking into consideration child’s perception implies responsiveness of many peculiarities. In view of these facts in the present article it is discussed necessary conditions and positive perspective of systematical development of the practice in Russian Orthodox Church. The author comes to a conclusion of the importance to regulate the forming practice from the direction of Supreme Ecclesiastical Authority.

Текст научной работы на тему «Литургия для детей в современной приходской практике Русской православной церкви»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2015. Вып. 2 (37). С. 24-29

Мумриков Олег Александрович, протоиерей ПСТГУ, МПДА, Коломенская ПДС, Духовно-просветительский центр им. свщмч. Георгия Извекова при храме Донской иконы Божией Матери г. Мытищи omumrikov@yandex.ru

Литургия для детей

В СОВРЕМЕННОЙ ПРИХОДСКОЙ ПРАКТИКЕ

Русской Православной Церкви

О. А. Мумриков

В статье рассматриваются библейские, историко-богословские и канонические основания становящейся все более повсеместно распространенной в настоящее время практики особого служения литургии для детей на приходах в России. Анализируется востребованность такого рода богослужений с позиций православной педагогики. Систематизируются существующие подходы к проведению служб для детей на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях с учетом контекста проблематики церковной социализации и воцерковления семьи в целом, в том числе отраженной в общецерковных постановлениях и документах. Совершение Евхаристии как центрального таинства Церкви и Божественной литургии с акцентом на детское восприятие подразумевает учет целого ряда особенностей. В связи с этим в статье обсуждаются необходимые условия и положительная перспектива систематического развития данной практики в РПЦ. Автор приходит к выводу о важности регламентации формирующейся практики со стороны высшей церковной власти.

Божественная литургия является сердцевиной христианской жизни. Согласно традиции и практике Православной Церкви ребенок является участником таинства Евхаристии с момента крещения, в младенчестве — по вере родителей и восприемников, постепенно становясь сознательным членом евхаристической общины.

Юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах (Пс 148. 12—13), прославляют Бога девы с тимпанами (Пс 67.26), — говорится в ветхозаветных псалмах. Христианский праздник Введения в Иерусалимский храм Богоотроковицы — Пресвятой Богородицы, неразрывно связанный с пророчествами 44 псалма, открывает нам тайну встречи детского сердца с Богом. Необходимость участия детей в Евхаристии прямо вытекает из слов Христа Спасителя: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф 19. 14, см.

также Мк 10. 14), а также из содержания молитвословий чина таинства Крещения. Древняя церковная традиция знает практику служения литургий в училищах при монастырях и епископских кафедрах, где воспитывались дети.

Известный литургист проф. Н. Д. Успенский отмечает: «В Дрезденском списке (устава Великой Константинопольской церкви — кафедрального собора Св. Софии, датируемом первой половиной XI в., названном по месту его хранения в Дрезденской королевской библиотеке. — Прот. О. М.) излагаются богослужения, совершаемые самим патриархом в таких богоугодных заведениях, например 24 июня, в день рождества Иоанна Предтечи, в больнице Еввула, 27 июня в странноприимном доме, построенном самим преподобным Сампсоном Странноприимцем. В орфанотрофионах (приюты для сирот, воспитательные дома. — Прот. О. М.) содержались дети-сироты. Здесь их растили и давали им первоначальное образование; если не было известно, был ли ребенок крещен или нет, его готовили к крещению. Крещенных и музыкально одаренных подготовляли как будущих церковных певцов. В том же Дрезденском списке дети-певчие из сиротских домов принимают участие в обряде оглашения готовящихся ко святому крещению в Великую субботу, совершаемому самим патриархом. Певцы из сировоспитательных домов восходят на амвон и начинают петь псалом: "Господи, кто обитает в жилищи Твоем". Аколуфы (привратники) приготовляют оглашаемых детей и приводят их в церковь. Дается знак певцам вторично, и они "славословят" и сходят с амвона. В Иерусалимском списке (другой список устава Великой Константинопольской церкви, рукопись Х в. Иерусалимской патриаршей библиотеки. — Прот. О. М.) дети-певчие из сиротского дома 18 декабря участвуют в литии в день обновления храма Пресвятой Богородицы в Халкопратии. Им поручается в торжественный момент обряда, когда лития войдет в нарфикс (внутренний притвор храма) и стоит в ожидании открытия дверей храма, петь: "Возьмите врата, князи ваша". Этот момент отмечен в уставе: "И входит [лития. — Н. У.] в притвор. И по исполнении тропаря приютские архонты — Возьмите врата... и открывается церковь, и архонты и певцы славословят". То же в Патмосском списке (1Х—Х вв. — Прот. О. М.) 23 декабря в день Обновления Великой церкви»1.

Необходимость и проблематика активного участия детей в богослужении с учетом возрастных особенностей рассматривались в одноименной статье проф. С. С. Куломзиной («Участие детей в церковном богослужении»)2, однако вне систематизации существующих практик и их оснований.

Итак, в чем же смысл служения литургии для детей?3

1 Успенский Н. Д. Византийская литургия (историко-литургическое исследование) // Богословские труды. Сб. 22. М., 1981. С. 83.

2 Куломзина С. С. Что значит молиться Богу? М., 2002. URL: http://azbyka.ru/tserkov/ lyubov_i_semya/vera_i_deti/5g12_8-all.shtmI

3 Стилистически следует избегать употребления уже распространившегося на некоторых приходах термина «детская литургия», так как он создает впечатление «игрушечности», неполноты по отношению к наименованию самой службы. В крайнем случае этот термин при употреблении может быть взят в кавычки. Наиболее же правильным будет наименование «литургия для детей».

Во-первых, в ее воспитательном аспекте во всей полноте смысла этого слова — приобретение духовного молитвенного, нравственного и эстетического опыта.

Во-вторых, в тесной связи с первым аспектом процесса церковной социализации, причем на нескольких уровнях:

• на уровне семьи, поскольку дети, как правило, приходят на литургию вместе с родителями;

• на уровне общины, так как они приобретают положительный опыт общения со сверстниками, прихожанами, духовенством;

• на уровне общецерковном — при совершении «детских» литургий совместными усилиями нескольких приходов или даже в кафедральных соборах в особые дни.

И наконец, в третьих, — в дидактическом аспекте литургии для детей как рассказе о жизни и служении Господа Иисуса Христа в символах литургических священнодействий4, проникновении в смысл молитвословий и песнопений, проповеди священника, обращенной непосредственно к детской целевой аудитории.

Все три аспекта создают предпосылки для воцерковления как ребенка, так и его родителей, близких. Странно было бы отстранять взрослых, приходящих всей семьей, а также педагогов и активных прихожан от участия в «детском» богослужении, тем более отказывать им в исповеди и причастии. Ведь полнотой духовного единства семьи, школы, прихода является единство во Христе, осуществляемое в Евхаристии (см. Рим 12. 5; 1 Кор 10. 17). Поэтому представляется весьма полезным со стороны духовника или служащего священника напоминать взрослым о необходимости совместного причащения, разумеется без принуждения и с учетом обстоятельств. «Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям — поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе. <...> Восприемники должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, в том числе побуждая их регулярно причащаться Святых Христовых Таин и помогая родителям приводить их ко Святой Чаше», — говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии» (п. VI)5, принятом Архиерейским совещанием Русской Православной Церкви 3 февраля 2015 г.

Служение литургии с акцентом на детское восприятие подразумевает ряд особенностей:

• само наименование как служения для детей носит особый, приглашающий для участия в нем характер;

• ребенку на таком богослужении гораздо интереснее, так как он находится не за спинами взрослых, поэтому может все хорошо видеть и слышать;

• с благословения священноначалия возможны некоторые сокращения, например в количестве исполняемых тропарей, евангельских и апостольских

4 Шапорев Н., свящ. Особенности регулярного проведения миссионерских литургий на приходе // Московские епархиальные ведомости. М., 2014. № 9—10. С. 143—145.

5 Об участии верных в Евхаристии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html

чтений (если их несколько, читается только одно — основное), опускаются заупокойная ектения и ектения об оглашенных;

• необходимо особо четкое чтение и слаженное пение, желательно участие в служении литургии диакона, особое внимание служащего священника к подбору утвари, икон, облачений, что воспитывает вкус молящихся;

• участие подготовленных детей в пономарском служении, клиросном пении с перспективой дальнейшего включения всех заинтересованных, а также общее пение части литургических песнопений, для чего желательно раздавать молящимся чинопоследование литургии;

• подготовка священника к проповеди, нацеленной на детскую аудиторию, причем она, будучи краткой, в некоторых случаях, как и на миссионерской литургии, может разбиваться на несколько взаимосвязанных частей-комментариев: после чтения Евангелия, после Великого входа, по запри-частном стихе, после отпуста;

• тщательный подбор внимательных и доброжелательных дежурных по храму, возможно из числа родителей, педагогов или молодежи, обеспечивающих порядок во время богослужения;

• наличие помогающего священника для принятия исповеди у детей с учетом их возрастных особенностей, а также у тех, кто по уважительной причине не смог исповедоваться с вечера, в том числе и взрослых;

• организация колокольного звона, в некоторых случаях — крестных ходов, а также регулярных чаепитий после окончания богослужения.

Оптимальное время начала литургии для детей, исходя из практики разных приходов, — в период с 8.00 до 10.00 утра. Регулярность совершения может быть различной — раз или два раза в месяц. В городских храмах возможно и еженедельно, например по субботам, а если престолов в соборе несколько, детям можно выделять одну из воскресных служб. Представляется целесообразным регулярное совершение таких служб и в дни попразднеств. Напротив, за редким исключением, двунадесятые, великие, престольные праздники, родительские субботы являются неудачным выбором для организации специальной службы для детей ввиду большого скопления народа, тем более что детей в эти дни и так приводят в храм, а также из-за особых уставных особенностей, неподлежащих сокращению.

Литургии для детей с благословения священноначалия и разрешения администрации учреждений могут совершаться в детских домах, в том числе для детей с ограниченными возможностями с учетом их состояния и обстоятельств, а также в летних православных лагерях. В настоящее время известны случаи совершения богослужений для детей объединенными силами нескольких приходов в главном храме благочиния или в кафедральных соборах. Так, 11 января 2015 г. впервые в новейшей истории по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в кафедральном соборном храме Христа Спасителя прошла общегородская литургия для детей, в которой приняли участие пять тысяч человек, половина из которых — дети. Богослужение было организовано Отделом религиозного образования Московской городской епархии и столичной Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных

школ6. Ранее, 9 апреля 2014 г. аналогичная литургия с крестным ходом была совершена в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге в Вербное воскресенье. В ней приняло участие около двух тысяч детей7. Практика совершения литургий для детей развивается в благочиниях Московской областной и ряда региональных епархий. Соборное служение, особенно с крестным ходом, позволяет ребенку построить верное восприятие Церкви как Тела Христова не только в приходском, но и в гораздо более широком масштабе, разумеется при отсутствии формализма в подготовке и проведении таких служб со стороны духовенства и организаторов.

В некоторых ситуациях может возникнуть богословский вопрос экклесио-логического характера: поскольку Евхаристия воплощает в жизнь и выражает единство Церкви, возможно ли вообще совершать «специальные» литургии — для молодежи, студентов или детей?8 При акцентировании на слове «специальные» это действительно невозможно. Например, выглядело бы странным совершение литургии только для детей или, наоборот, престарелых, на малом сельском приходе — это раскололо бы единое Тело Христово как евхаристическую общину. Поэтому вернее сформулировать вопрос следующим образом: возможно ли совершать открытую для всех прихожан Евхаристию в достаточно многочисленной общине, акцентируя внимание на той или иной группе прихожан ради общего единства, подобно тому как, совершая единую Евхаристию, мы акцентируем внимание на памяти того или иного святого, события Священной истории или усопших? В этом случае ответ является вполне утвердительным.

Особо важной видится роль литургий для детей как служения открытого, призывающего, ориентированного на семью в целом, а значит на воцерковле-ние, единство и рост общины. Именно на «важность воссоздания общинного строя приходской жизни» указывается в постановлении Священного Синода от 25 июля 2014 г.9, а также в Послании10 и докладе Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы11.

Таким образом, служение литургии для детей в современной церковной практике имеет положительные перспективы. Обоснование и регламентация этой уже формирующейся практики со стороны высшей церковной власти, например, при участии Межсоборного присутствия, в ближайшие годы может быть вполне востребованным.

6 В храме Христа Спасителя впервые была совершена литургия для детей. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/3936299.html

7 Более 2 тыс. детей примут участие в литургии и крестном ходе в Исаакиевском соборе Петербурга. URL: http://www.klikovo.ru/db/msg/28315

8 Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной экклесиологии / Пер. с греч. иером. Леонтия (Козлова). Богородице-Сергиева пустынь, 2009. С. 70-71.

9 Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 г., № 74. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3695943.html

10 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Внимание к приходящим в храм — наша обязанность. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3748144.html

11 Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2014 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3889092.html

Ключевые слова: Евхаристия, литургия, православная педагогика, православная миссия, приходская община, литургия для детей, церковная социализация.

Liturgy for children in modern parish practice of Russian Orthodox Church

O. Mumrikov

In the present article it is considered biblical, historical and theological as well as canonical grounds of getting today more widespread practice of particular serving of liturgy for children in parishes of Russia. It is analyzed the demand of this kind of servings in the light of Orthodox pedagogy. It is systematized existing approaches of servings for children at the parish, diocesan and church levels taking into consideration the context of problems of church socialization and family churching in the whole, including problems having reflected in church resolutions and documents. Celebration of Eucharist as the central sacrament of the Church and Divine liturgy taking into consideration child's perception implies responsiveness of many peculiarities. In view of these facts in the present article it is discussed necessary conditions and positive perspective of systematical development of the practice in Russian Orthodox Church. The author comes to a conclusion of the importance to regulate the forming practice from the direction of Supreme Ecclesiastical Authority.

Keywords: Eucharist, liturgy, Orthodox pedagogy, Orthodox mission, parish community, liturgy for children, church socialization.

Список литературы

1. Журналы заседания Священного Синода от 25 июля 2014 г. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/3695943.html

2. Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Церковь и Евхаристия. Сборник статей по православной экклесиологии / Пер. с греч. иером. Леонтия (Козлова). Богородице-Сергиева пустынь, 2009.

3. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Внимание к приходящим в храм — наша обязанность. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3748144.html

4. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2014 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3889092.html

5. Куломзина С. С. Что значит молиться Богу? М., 2002. URL: http://azbyka.ru/tserkov/ lyubov_i_semya/vera_i_deti/5g12_8-all.shtml

6. Об участии верных в Евхаристии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html

7. Успенский Н. Д. Византийская литургия (историко-литургическое исследование) // Богословские труды. Сб. 22. М., 1981. С. 83.

8. Шапорев Н., свящ. Особенности регулярного проведения миссионерских литургий на приходе // Московские епархиальные ведомости. М., 2014. № 9—10. С. 143—145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.