Научная статья на тему 'Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога'

Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / FUTURE TEACHER / ORTHODOX TEACHING / SPI-RITUAL SECURITY / PROJECT / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков Павел Александрович, Шмелева Елена Александровна

В статье раскрывается воспитательный потенциал социально-образовательного проектирования в духовно-нравственном становлении будущих педагогов. Обосновывается необходимость использования традиций православной культуры и педагогики в подготовке студентов к созданию условий духовно-нравственного развития школьников в учебной и внеучебной деятельности. Описывается социально-образовательный проект для студентов-будущих педагогов «Православие путь к духовной безопасности русского человека и русского народа», включающий обучение студентов истории православной педагогики, семинары «Слово Пастыря и Учителя» о традиционных православных ценностях, культурно-образовательные экскурсии по православным монастырям, волонтерские акции «Милосердие» « для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социально-образовательное проектирование позволяет сформировать у студентов социальную активность, общекультурные и профессиональные компетенции будущей педагогической деятельности в области духовно-нравственного развития школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисляков Павел Александрович, Шмелева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The SOCIAL AND EDUCATIONAL projecting in the spiritual and moral formation of the future teacher

The article reveals the potential of socio-educational design in the spiritual and moral formation of future teachers. It shows the necessity of using the traditions of Orthodox culture and pedagogy in preparing students to create the conditions of spiritual and moral development of pupils in school and extracurricular activities. It describes the socio-educational pro-ject for students «Orthodoxy the way to spiritual safety of a Russian person and the Russian people». The project includes teaching students the history of Orthodox pedagogy, seminars «Word of Pastor and Teacher», cultural and educational tours of the orthodox monasteries, volunteer action «Mercy» for children in difficult situations. Socio-educational design allows you to form students’ social activity, general cultural and professional competence in the field of spiritual and moral development of pupils.

Текст научной работы на тему «Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-16 УДК 378.1 : 37.013

социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога

кисляков п.А., Шмелева Е.А.

В статье раскрывается воспитательный потенциал социально-образовательного проектирования в духовно-нравственном становлении будущих педагогов. Обосновывается необходимость использования традиций православной культуры и педагогики в подготовке студентов к созданию условий духовно-нравственного развития школьников в учебной и внеучебной деятельности. Описывается социально-образовательный проект для студентов-будущих педагогов «Православие - путь к духовной безопасности русского человека и русского народа», включающий обучение студентов истории православной педагогики, семинары «Слово Пастыря и Учителя» о традиционных православных ценностях, культурно-образовательные экскурсии по православным монастырям, волонтерские акции «Милосердие» « для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социально-образовательное проектирование позволяет сформировать у студентов социальную активность, общекультурные и профессиональные компетенции будущей педагогической деятельности в области духовно-нравственного развития школьников.

ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; будущий педагог; православная педагогика; духовная безопасность; проект.

THE SOCIAL AND EDUCATIONAL pROJECTING IN THE SpIRITUAL AND moral formation OF the future teacher

Kislyakov p.A., Shmeleva E.A.

The article reveals the potential of socio-educational design in the spiritual and moral formation offuture teachers. It shows the necessity of using the traditions of Orthodox culture and pedagogy in preparing students to create the conditions of spiritual and moral develop-

ment of pupils in school and extracurricular activities. It describes the socio-educationalproject for students «Orthodoxy - the way to spiritual safety of a Russian person and the Russian people». The project includes teaching students the history of Orthodox pedagogy, seminars «Word of Pastor and Teacher», cultural and educational tours of the orthodox monasteries, volunteer action «Mercy» for children in difficult situations. Socio-educational design allows you to form students' social activity, general cultural and professional competence in the field of spiritual and moral development of pupils.

Keywords: spiritual and moral education; the future teacher; the orthodox teaching; spiritual security; project.

Одной из главных стратегических задач развития страны сегодня как никогда становится воспитание жизнеспособного подрастающего молодого поколения. Дети и молодежь входят в число главных национально-государственных интересов и представляют один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества. В связи с этим подготовка студентов-будущих педагогов к сохранению и упрочению духовных и нравственных основ общества, зиждущихся на христианской традиции, позволит в дальнейшем созидать духовно безопасную среду для подрастающих поколений, развивать их нравственные начала. Воспитание личности на основании нравственных принципов, в нравственной системе координат позволит сохранять нравственное здоровье общества, способствовать духовной безопасности личности в нем.

Проектная деятельность в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования выступает неотъемлемым компонентом образовательных программ в качестве одного из основных видов профессиональной деятельности. Поэтому включение студентов в проектную деятельность в период обучения в вузе мы рассматриваем одновременно как цель и средство формирования профессиональных компетенций выпускников [1, 2]. С учетом целей и задач подготовки педагога содержание педагогического образования должно быть направлено на развитие духовно-нравственной сферы студентов в процессе их личностно-про-фессионального становления.

В современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, сегодняшний студент-будущий педагог должен быть подготовлен к осознанной выработке собственной личностной и профессиональной позиции учителя; к воспитанию у детей гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; к духовно-нравственному развитию обучающихся в учеб-

ной и внеучебной деятельности; к развитию в детской среде коллективизма; к формированию стабильной системы нравственных и смысловых установок, позволяющих противостоять возникающим в обществе социальным рискам. Проблема развития духовного фактора на сегодняшний день призвана решить вопрос о гражданском самоопределении русского человека, необходимости развития в нем активной гражданской позиции, нравственности, любви к Родине [3].

Главной особенностью социально-образовательного проектирования является его практическая значимость для общества и образования, реализация теоретических и практических аспектов проектирования в условиях социально-образовательной деятельности, отработка теоретико-методологических основ проектирования и моделирования в системе деятельности будущего педагога.

Духовное и нравственное воспитание будущих педагогов на основе российских традиционных ценностей возможно за счет развития у них чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия; формирования нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; взаимодействию с русской православной церковью в сфере духовно-нравственного воспитания детей; содействия формированию позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях.

Социально-образовательным проектом, реализуемым в Шуйском филиале Ивановского государственного университета, стал проект «Православие - путь к духовной безопасности русского человека и русского народа», направленный на создание условий для развития духовно-нравственной сферы студентов-будущих педагогов в процессе их личностно-професси-онального становления при взаимодействии вуза с Русской Православной Церковью. Проект поддержан координационным комитетом по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015».

Главной идей социально-образовательного проекта выступает утверждение о том, что путь к спасению русского народа лежит через православие, что обеспечить духовную безопасность русского человека и русского народа можно только в условиях воспитания подрастающего поколения на основе традиционных христианских ценностей, приобщаясь к православной культуре, впитывая нравственные идеи и постулаты, данные Самим Господом Богом. Традиции духовно-нравственного воспитания лежали в основе русской классической педагогики, и со-

временная школа может реализовывать созидательный потенциал, только воспринимая и развивая эти незыблемые постулаты [4].

Изучение теоретических основ православной педагогики включает знакомство с понятием православной педагогики, педагогическими воззрениями святых отцов и учителей русской православной Церкви. Православная педагогика как основа русской классической педагогики рассматривает основные направления педагогических идей русских педагогов классиков (XIX -начала XX века), духовные основы нравственного воспитания в свете православного учения, роль православной Церкви как педагогического партнера и социального института в духовном просвещении и воспитании будущего поколения [5]. Методика духовно-нравственного воспитания и создания социальных проектов в свете православной педагогики в современных условиях включает освоение содержания, форм, методов и средств духовно-нравственного воспитания и религиозного просвещения, технологий социального проектирования в сфере духовно-нравственного воспитанию обучающихся и ценностей православной педагогики.

Развитие духовной безопасности и духовно-нравственной сферы студентов-будущих педагогов осуществляются посредством внедрения разработанных технологий социального проектирования (в т.ч. волонтерства и добровольничества), а также методов этических бесед и моральных дискурсов. Спецкурс «Духовная безопасность человека и русского народа» включает темы угроз либерализма; традиционных семейных ценностей; геноцида русского народа; профилактики девиаций; информационно-психологической безопасности и др.

Важная роль в формировании традиционных ценностей воспитания подрастающего поколения отводится семинару «Слово Пастыря и Учителя». В рамках семинара проводится обсуждение православных основ традиционных духовных и культурных ценностей русского народа; патриотизма и спасения русского человека и русского народа; духовно-нравственного кодекса педагога; основ православной педагогики и педагогических воззрений отцов и учителей Русской Православной Церкви. В проведении семинара активное участие принимают представители миссионерского отдела и отдела по делам молодежи Шуйской епархии, педагоги, психологи, философы, культурологи, историки, краеведы, занимающиеся исследованиями в области психолого-педагогической поддержки духовно-нравственного становления будущего учителя, религиоведения, христианской культуры, истории родного края. С их участием студенты знакомятся с православными основами устроения семьи и семейного воспитания семьи, историей Шуи православной, значением церковных праздников и др. На семинаре обсуждаются проблемы наркомании, алкоголизма, табакокурения как социальных рисков и анализируется потенциал православия в исцелении от этих душевных болезней. Большое место

отводится обсуждению милосердия в православии и необходимости оказания помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социально-образовательное проектирование соотносится с понятием «социальная активность как устойчивым интегративным качеством, формирование которого происходит в процессе взаимодействия личности с социальной средой в социальной деятельности, освоения и использования на практике социального опыта и выступающее результатом социализации» [6]. При этом студента необходимо рассматривать с одной стороны в контексте предстоящей профессиональной деятельности, с другой - в контексте социально-психологической категории, к которой он принадлежит.

Социальная активность студентов как субъектов социально-образовательного проектирования достигается за счет таких условий как вовлечение в волонтерскую работу по разработке и реализации проектов, направленных на воспитательную работу с детьми по изучению православных традиций. Такие проекты включают изучение студентами истории и содержания того или иного православного праздника или события, отбор материала для представления его детям, выбор формы взаимодействия с детьми (акция, мастер-класс, беседа, концерт и т.п.), непосредственную реализацию проекта. Такими проектами, разработанными студентами-будущими педагогами, стали серия волонтерских акций «Милосердие» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: Рождественский фестиваль детского творчества «Рождественский подарок», фестиваль «День семьи, любви и верности - День Петра и Февронии Муромских», Форум детского творчества «Пасхальный сувенир», «Детский фестиваль словесности «Грамотей», посвященный Дню Наума-Грамотника.

Проект предусматривает культурно-просветительские экскурсии для студентов по православным храмам и монастырям Ивановской, Нижегородской, Владимирской, Ярославской областей; мероприятия, связанные с православными праздниками и памятными датами: «День трезвости», посвященный дню памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября), «Кирилло-Мефодиевские чтения» - ко Дню славянской письменности и культуры - Дню святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, первоучителей славянских (24 мая). Итогом реализации выступает просветительский проект «Храм Божий в храме науки: роль храмов при университетах в истории и современности (на примере Храма Александра Невского при Шуйском филиале ИвГУ)», посвященный знакомству студентов с историей Церкви, традициями православной педагогики.

В ходе разработки и реализации самостоятельно разработанных проектов у студентов сформировались такие общекультурные и профессиональные компетенции педагогической

деятельности, как способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции, способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, способность проектировать образовательные программы.

Работа выполнена при финансовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015» (проект №7226).

Список литературы

1. Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Компетенции инновационной деятельности будущих педагогов: от национальной стратегии к практике формирования в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. №12. С. 43-47.

2. Джишкариани Т.Д. Приоритетность духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС общего образования // Научный поиск. 2014. №2.8. С. 57-58.

3. Сабирова Л.А. Роль духовного фактора в формировании и развитии русского человека // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 6. С. 11.

4. Кисляков П.А. Православная педагогика как средство обеспечения духовной безопасности // Научный поиск. 2015. № 2.1. С. 39-42.

5. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д., Джишкариани Т.Д. Православие - путь к духовной безопасности русского человека и русского народа. - Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2015. 43 с.

6. Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студента // Акмеология. 2012. №3. С. 51-55.

References

1. Shmeleva E.A., Kislyakov P.A. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly) [Alma mater (Journal of the Higher School)], no. 12(2012): 43-47.

2. Dzhishkariani T.D. Nauchnyjpoisk [Scientific search], no. 2.8 (2014): 57-58.

3. Sabirova L.A Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal) [Modern Research of Social Problems (electronic scientific journal)], no. 6 (2012): 11.

4. Kislyakov P.A. Nauchnyjpoisk [Scientific search], no. 2.1 (2015): 39-42.

5. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Maltseva L.D., Dzhishkariani T.D. Pravoslavie - put' k duk-hovnoy bezopasnosti russkogo cheloveka i russkogo naroda [Orthodoxy - the way to spiritual safety of a Russian person and the Russian people]. - Shuya, 2015.

6. Ivanova G.P. // Akmeologija [Akmeology], no. 3 (2012): 51-55.

данные об авторах

кисляков павел Александрович, профессор кафедры социальной и общей психологии, доктор психологических наук, доцент

Российский государственный социальный университет ул. Лосиноостровская, д. 40, г. Москва, 107150, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1375-5625

Шмелева Елена Александровна, заместитель директора по научной работе, доктор психологических наук, доцент

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3992-6436

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kislyakov pavel Aleksandrovich, professor department of Social and General Psychology, doctor in Psychology, docent

Russian State Social University

40, Losinoostrovskaya street, Shuya, Ivanovo Region, 107150, Russia e-mail: [email protected]

Shmeleva Elena Alexandrovna, Deputy Director for Science, Doctor of Psychological Sciences, docent

Shuya branch of Ivanovo State University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region 155908, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.