11.3. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Вечерникова Дина Васильевна, канд. юрид. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. Email: [email protected]
Петухов Андрей Юрьевич, канд. пед. наук. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается и обосновывается необходимость формирования фондов специализированного программного обеспечения для целей реализации практико-ориентированного обучения при подготовке слушателей проходящих первоначальную профессиональную подготовку по профессии «Полицейский».
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, полицейский, первоначальная подготовка, программное обеспечение, базы данных, информационно-поисковые системы, специализированные программные продукты.
THE FORMATION OF THE FUND THE SPECIALIZED
SOFTWARE FOR THE REALIZATION OF THE PRAKTIKO-FOCUSED APPROACH TO TEACHING
Vechernikova Dina Vasilievna, PhD at law. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Department: special disciplines chair. E-mail: [email protected]
Petukhov Andrey Yurievich, PhD in pedagogics. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Department: special disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article considers and substantiates the necessity of formation of funds of specialized software for the purpose of practice-based learning in the training of students undergoing initial training in the occupation "Police."
Keywords: practice-oriented teaching, the police, initial training, software, databases, information retrieval systems, specialized software.
Главная цель практико-ориентированного обучения — формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности [1].
Очевидно, что практико-ориентированное обучение -это процесс взаимодействия трех субъектов обучения: преподавателя, обучаемого и профильного предприятия [3].
Исходя из вышеизложенных тезисов, в рамках профессиональной подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, учебный процесс необходимо выстраивать в соответствии с задачами организации практико-ориентированного обучения слушателей, реализации компетентностного подхода и формирования единой системы знаний и умений путем построения межпредметных связей в процессе всего обучения.
Сегодня для целей реализации практико-ориентированного подхода по циклу дисциплин связанных, так или иначе, с применением технических средств и информационных технологий в профессиональной деятельности наиболее проблемными являются три категории обучаемых - это рядовой и младший начальствующий состав, сотрудники подразделений ГИБДД МВД России, проходящие первоначальную подготовку и участковые уполномоченные.
В рамках статьи мы анализировали дисциплины связанные с применением информационных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Исходя из содержания рабочих программ по профессиональной подготовке лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел в ходе изучения дисциплины «Основы специальной техники и информатики», слушатель должен уметь использовать компьютерную технику в профессиональной деятельности, обрабатывать текстовую информацию. Должен знать аппаратное и программное обеспечение компьютера.
При этом тематический план подразумевает для формирования этих знаний и умений по темам «Аппаратное и программное обеспечение компьютера», «Обработка текстовой информации» по одному практическому занятию, а по теме «Специализированные программные технологии» два практических занятия.
Мы можем сделать вполне обоснованный вывод, что знания и умения в рамках изучения первых двух тем входят в состав ключевых компетенций современного человека, а главное, они приобретаются и формируются неоднократно, в частности, в период обучения в школе (школьный курс информатики), а также при получении среднего профессионального образования. Отсюда можно сделать вывод о том, что реализовать качественный процесс обучения в рамках имеющейся нагрузки, в общем возможно.
Поэтому нас интересует, безусловно, третий тематический блок - это «Специализированные программные технологии». В содержание данного блока входят следующие элементы:
Справочно-правовые системы (далее - СПС).
Поисковые возможности СПС.
Работа со списком документов СПС.
Работа с текстом документа СПС.
Системы поддержки принятия решений.
Справочная система СПС.
Критерии выбора СПС.
Особенности работы со справочно-правовыми системами.
Ведомственные автоматизированные информационно-поисковые и информационно-справочные системы.
Понятие и возможности использования геоинформационных технологий в профессиональной деятельности.
Итак, на наш взгляд, справочно-правовые системы включают в себя три основных ресурса. Это справоч-но-правовые системы «Консультант плюс», «Гарант» и система «Кодекс».
И, если, ранее данные системы были практически недоступны для полноценного использования в образовательном процессе ввиду их коммерческой цены, то сегодня,имея в распоряжении интернет, мы вполне эффективно можем решать образовательную задачу путем использования интернет ресурсов данных компаний.
В тоже время, несколько иначе дело обстоит с изучением ведомственных автоматизированных инфор-
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Вечерникова Д.В. Петухов А.Ю.
мационно-поисковых и информационно-справочных систем. Они недоступны нам в образовательном пространстве. А уж о возможностях использования геоинформационных технологий мы и не говорим.
Но главный парадокс заключается в том, что эти технологии уже достаточно активно внедряются в профессиональную сферу. Из решения Коллегии МВД России от 5 декабря 2014 года № 3км/1 «Об основных направлениях развития информационного обеспечения деятельности МВД России» «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов внутренних дел до 2020 года предполагается осуществлять на базе высокотехнологичных комплексных системно-технических решений... для создания территориально распределенной ведомственной системы оперативной связи, передачи данных, мониторинга подвижных объектов. В качестве единого информационного пространства для всех участников внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия формируется ИСОД (информационно-аналитическая система обеспечения деятельности) МВД России [2].
Таким образом, основными задачами применения современных информационных технологий в ОВД являются:
создание информационных систем с использованием распределенных баз данных;
обеспечение сотрудника информацией на его рабочем месте, необходимой для решения конкретной задачи;
реализация математических методов анализа информации;
создание систем поддержки принятия решений;
организация постоянного совершенствования информационного обеспечения.
И эти идеи уже отчасти реализованы. С 2012 года в работу сотрудников патрульно-постовой службы постепенно внедряется аппаратно-программный комплекс «Барс». Также уже внедрена система управления мобильными нарядами с применением спутниковой навигации ГЛОНАСС. Используем ли мы их в рамках обучения по рассматриваемой программе? Очевидно, что нет. И, здесь видятся две основные причины. Во-первых, таких программных комплексов просто нет именно для целей обучения. А, во-вторых, количество учебных часов просто не позволит в достаточной мере даже продемонстрировать работу этих систем. В тоже время,и мы хотим это подчеркнуть, -эти системы применяются сотрудниками в повседневной служебной деятельности. А значит, от уровня владения сотрудником данными технологиями напрямую зависит эффективность его профессиональной деятельности и,следовательно, качество выполняемой государственной услуги.
Очевидно, в данной части, сформировать надлежащую профессиональную компетенцию в сфере владения специализированными программными технологиями мы просто не в состоянии.
Также следует заметить, что всем, абсолютно всем сотрудникам МВД России открыт доступ к системе ИСОД. Очевидно, что это предполагает также, уже сегодня, определенный уровень знакомства с этой технологией. Однако, технические ограничения накладывают здесь еще более сложные проблемы в рамках использования этой технологии в образовательном процессе.
Аналогичные проблемы существуют и для других категорий обучаемых. Так, например, дисциплина «Информационные технологии в деятельности органов внутренних дел» в рамках двух категорий обучаемых, а это профессиональное обучение лиц среднего и старшего начальствующих составов ППС, профессиональное обучение лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения имеет одно содержание и одинаковое количество учебных часов.
Требования к знаниям и умениям в рамках работы со специализированными программными технологиями идентичны. Обучаемый должен знать аппаратное и программное обеспечение компьютера.Уметь использовать компьютерную технику в профессиональной деятельности, обрабатывать текстовую и табличную информацию, использовать антивирусное программное обеспечение, использовать в профессиональной деятельности справочно-правовые системы.
Ситуация же с более профессионально ориентированными дисциплинами сопряженными с информационными технологиями выглядит еще более удручающей.
Рассмотрим категорию обучаемых «профессиональное обучение (профессиональная подготовка) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.
В рамках изучения дисциплины «Информационно-аналитическая деятельность подразделений Госавтоинспекции», а, следует отметить, что в текущем году учебная нагрузка по данной дисциплине увеличена на 10 часов, что лишь в очередной раз подтверждает необходимость более глубокого изучения рассматриваемых здесь программных продуктов, предполагается рассматривать следующие темы:
ЕИТКС ОВД России и ИБД «Регион». Содержание темы охватывает такие вопросы, как: организация доступа к базам данных и информационным системам; корпоративная телефония; интегрированный банк данных «Регион».
Аппаратно-программные комплексы ГИБДД. В этой части, рассматриваются вопросы функционирования аппаратно-программных комплексов (АПК) фото и видео-фиксации нарушений правил дорожного движения; фиксирование места ДТП с использованием спутниковых координат.
Автоматизированное рабочее место сотрудника (АРМ) ДПС.Содержание темы охватывает следующие вопросы: состав, назначение и функциональные возможности автоматизированного рабочего места сотрудника ДПС; порядок работы и оформления постановлений об административных правонарушениях средствами АРМ ДПС.
Автоматизированная информационно-управляющая подсистема (АИУП) ДПС. В рамках темы закрепляются навыки ввода информации в электронный журнал и передачи на федеральный уровень; установление контроля за информацией о ДТП и действиями подразделений по факту дорожно-транспортного происшествия; рассматривается порядок заполнения карточек оперативного учёта дорожно-транспортного про-
исшествия; изучается алгоритм действий по направлению сведений в АСУ ДТП «Госучёт».
Автоматизированная система учёта (АСУ) ДТП «Госучёт». В рамках темы отрабатываются навыки сбора данных о дорожно-транспортных происшествиях; осуществляется экспорт карточек ДТП в формат Excel; производится анализ собранных данных о ДТП.
Таким образом, при изучении данной дисциплины необходимо, по меньшей мере, в образовательном процессе использовать не менее трех ведомственных программных оболочек с целью реализации образовательных задач. Очевидно, что удаленного доступа или же, наличие, каких-либо обучающих программных комплексов на вооружении нет. Соответственно, реализовать компетентностную модель специалиста просто невозможно.
Поэтому, если мы хотим реализовать надлежащий практико-ориентированный процесс обучения, сформировать необходимые профессиональные компетенции у слушателя, необходимо изменить отношение к использованию специализированных программных продуктов в обучении от обзорного рассмотрения, к формированию практических навыков владения и использования таких программных комплексов в профессиональной деятельности.
В связи с этим, у нас есть несколько вариантов решения этих проблем. Первый вариант - это разработка и последующее внедрение в учебный процесс всех необходимых учебных программных комплексов. Следует заметить, что данный процесс, если и нереализуем сегодня, именно он в конечном итоге будет использован с целью подготовки в перспективе высокоэффективного профессионально сформированного сотрудника полиции.
Второй вариант - это отказ от профильных специализированных предметных циклов в пользу общих профессиональных компетенций сотрудника полиции, но сформированных с большей эффективностью. Очевидно, что на данном этапе этом путь решения проблемы наиболее прост. Однако, при этом мы не сможем подготавливать профильных специалистов.
Поэтому очевидно, что нам необходимо в рамках построения наиболее эффективной системы образовательного процесса реализовать действительно работающую систему межпредметных связей на протяжении всего обучения слушателя, опирающуюся на необходимые навыки будущей практической деятельности сотрудника. И,если, в классической образовательной модели это реализовать действительно слож-но,то в рамках профессионального обучения и профессиональной подготовки, когда на первый план выходят действительно уже сформированные ключевые компетенции. Нашей задачей является формирование профессиональных, а еще важнее узкопрофессиональных компетенций. Следовательно, практико-ориентированный подход в обучении должен стать залогом всей нашей деятельности и являться итогом эффективного профессионального становления сотрудника полиции.
А этого можно достичь, лишь решая следующие задачи:
Формирование комплекса учебно-демонстрационного специализированного программного обеспечения с последующим внедрением в учебный процесс.
Для решения этой задачи, возможно, использовать имеющееся программное обеспечение в распоряжении практических органов, как демонстрационное, т.е. с отсутствующими базами данных, но в конечном итоге
позволяющее реализовать полноценный процесс овладения навыками использования в профессиональной деятельности таких программных продуктов, либо подключения к имеющимся базам данных в тестовом режиме с ограничением доступа к информации.
Наиболее важными с точки зрения овладения практическими навыками здесь видятся следующие программные продукты:
Программный комплекс «Легенда» и ИБД «Регион».
Автоматизированное рабочее место сотрудника (АРМ) ДПС.
Автоматизированная информационно-управляющая подсистема (АИУП) ДПС.
Автоматизированная система учёта (АСУ) ДТП «Госучёт».
Список литературы:
1. Оболенская Л.В. Практико-ориентированное обучение - условие подготовки конкурентоспособных специалистов с высокой степенью эффективности адаптации [Электронный ресурс] // сайт Образовательная социальная сеть. Режим доступа http://nsportal.ru/vuz/ pedagogicheskie-nauki/library/2015/09/07/praktiko-orientirovannoe-obuchenie-uslovie-podgotovki (дата обращения: 20.09.2017).
2. «Об объявлении решения коллегии МВД России от 05.12.2014 г. №3км/1» [Электронный ресурс] : Приказ МВД России №248 [принят 10.02.2015]: [ред. 10.02.2015] // сайт Бесплатная интернет библиотека. Режим доступа http://lib.knigi-x.ru/23filologiya/151729-1-ministerstvo-vnutrennih-del-rossiyskoy-federacii-prikaz-fevralya-2015-248-obyavlenii-resh.php (дата обращения: 20.09.2017).
3. Петрова И.В., Мамаев Н.Г. Практико-ориентированный подход в обучении [Электронный ресурс] // сайт Инновационный центр развития образования и науки. Режим доступа http://izron.ru/articles/ osnovnye-voprosy-teorii-i-praktiki-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhd/sektsiya-6-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya-spetsialnost-13-00-08/praktiko-orientirovannyy-podkhod-v-оЬисЬюпп/ (дата обращения: 20.09.2017).
Рецензия
на рукопись статьи «Формирование фонда специализированного программного обеспечения для целей реализации практико-ориентированного подхода в обучении» (авторы: к.ю.н Вечерникова Д.В., к.п.н. Петухов А.Ю.)
Рецензируемая статья посвящена теоретико-методологическим проблемам формирования фондов специализированного программного обеспечения для целей реализации практико-ориентированного обучения при подготовке слушателей проходящих первоначальную профессиональную подготовку по профессии «Полицейский».
В рецензируемой статье авторы рассматривают проблемные вопросы, по формированию и использованию в процессе профессиональной подготовки слушателей образовательных организаций МВД России специализированных программных продуктов. Авторами справедливо доказывается необходимость формирования профессиональных навыков владения информационными технологиями для современного сотрудника полиции, так как это непосредственно влияет на качество выполняемой государственной услуги.
Особая актуальность стоящей перед будущими специалистами задачей определяется тем, что информа-
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Вечерникова Д.В. Петухов А.Ю.
ционные технологии все более интенсивно внедряются в профессиональную деятельность МВД России. Сотрудник полиции должен обладать необходимым набором сформированных информационных компетенций.
Авторам удалось раскрыть поставленные в статье вопросы и выразить свои позиции по имеющейся проблеме. В статье содержатся выводы, имеющие обоснование.
Язык и стиль изложения статьи позволяет однозначно понять авторскую точку зрения. Эти и другие характеристики свидетельствуют о достаточно высоком научном уровне рецензируемой статьи.
Вопросы, рассмотренные авторами, будут интересны как с теоретической точки зрения, так и в практической плоскости реализации процесса подготовки специалистов на основе практико-ориентированного подхода.
Подводя итог, необходимо отметить, что представленная рукопись статьи «Формирование фонда специализированного программного обеспечения для целей реализации практико-ориентированного подхода в обучении» (авторы - Вечерникова Д.В., Петухов А.Ю.) отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам заявленного формата, и может быть рекомендована для опубликования в научном издании.
Рецензент:
Зам.начальника кафедры специальных дисциплин, кандидат юридических наук, полковник полиции Ю.Н. Людкевич
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат», оригинальность текста - 95%