Научная статья на тему 'Проблемы формирования информационной компетентности сотрудника полиции в рамках первоначальной профессиональной подготовки'

Проблемы формирования информационной компетентности сотрудника полиции в рамках первоначальной профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
306
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRACTICE-ORIENTED TEACHING / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / POLICE OFFICER / ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INITIAL TRAINING / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / БАЗЫ ДАННЫХ / DATABASES / ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION RETRIEVAL SYSTEMS / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ / SPECIALIZED SOFTWARE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петухов Андрей Юрьевич

В статье рассматриваются проблемы формирования информационной компетентности сотрудников полиции, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, в рамках прохождения профессиональной подготовки по профессии «полицейский», предлагаются решения для повышения эффективности обучения слушателей в рамках изучения современных информационных технологий, применяемых в практической деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Петухов Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF POLICE OFFICER''S INFORMATIONAL COMPETENCY IN THE FRAME OF THE INITIAL PROFESSIONAL TRAINING

The article considers problems of formation of informational competency of police officers' hired for the first time for internal affairs bodies in the framework of the program of professional training «Police officer»; solutions for improving the efficiency of teaching trainees who study modern information technologies applied in the law enforcement agencies are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования информационной компетентности сотрудника полиции в рамках первоначальной профессиональной подготовки»

Вестник Сибирского юридического института МВД России

УДК 342.9

Андрей Юрьевич ПЕТУХОВ,

преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России, кандидат педагогических наук

Petuhow-andrey@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В РАМКАХ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

PROBLEMS OF FORMATION OF POLICE OFFICER'S INFORMATIONAL COMPETENCY IN THE FRAME OF THE INITIAL PROFESSIONAL TRAINING

В статье рассматриваются проблемы формирования информационной компетентности сотрудников полиции, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, в рамках прохождения профессиональной подготовки по профессии «полицейский», предлагаются решения для повышения эффективности обучения слушателей в рамках изучения современных информационных технологий, применяемых в практической деятельности органов внутренних дел.

The article considers problems of formation of informational competency of police officers' hired for the first time for internal affairs bodies in the framework of the program of professional training «Police officer»; solutions for improving the efficiency of teaching trainees who study modern information technologies applied in the law enforcement agencies are proposed.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, полицейский, первоначальная подготовка, программное обеспечение, базы данных, информационно-поисковые системы, специализированные программные продукты.

Keywords: practice-oriented teaching, police officer, initial training, software, databases, information retrieval systems, specialized software.

В современных условиях глобальной информатизации общества во всех областях жизнедеятельности человека получают распространение сложные и высокотехнологичные устройства, идет активное совершенствование и смена технологий и техники. При этом быстро устаревают знания, появляется все большее количество информационных продуктов в результате беспрецедентного увеличения скорости обмена информацией.

[1, с. 3]

Очевидно, что новое информационное общество должно иметь ряд свойств, связанных с информационными технологиями. [2, с. 112] В этом контексте точка зрения, высказанная А.П. Ершовым, выглядит вполне обоснованной и актуальной и на сегодняшний день, а существующая государственная про-

грамма «Информационное общество (20112020 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313, лишь подтверждает значимость и необходимость для современного социума личности - носителя высокой информационной культуры.

Ключевыми задачами названной программы являются обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.

В этом контексте очевидно, что наличие знаний и, что более важно, навыков целена-

Взгляд, размышления, JKII точка зрения а-йй*

правленной работы с информацией, информационной технологией путем использования методов обработки и передачи информации становится актуальным для должностных лиц, осуществляющих государственную функцию. Данный тезис в значительной степени отражен в статьях 11, 13, 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции».

Статья 11 Федерального закона «О полиции» регламентирует использование подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применять электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями; использовать возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Таким образом, в систему профессиональной подготовки сотрудника должны быть включены соответствующие образовательные элементы. Сотрудник же должен обладать соответствующей компетентностью в решении вышеуказанных задач, и в первую очередь информационной компетентностью. Пункт 33 статьи 13 Федерального закона «О полиции» фактически закрепляет ключевые компетенции в рамках использования в профессиональной деятельности информационных технологий - сотрудник полиции вправе (а значит, должен уметь) использовать в деятельности информационные системы, формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других госу-

дарственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Необходимо отметить, что помимо основных компетенций, которые фактически закреплены в статье 13, Федеральный закон «О полиции» закрепляет специальные компетенции, реализуемые сотрудником в плоскости работы с информационными технологиями, но в более узкой профессиональной сфере. Согласно статье 17 закона:

1) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных);

2) полиция имеет право формировать и вести банки данных в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;

3) полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

Таким образом, очевидно, что сотрудник полиции должен (ввиду требований федерального закона) по меньшей мере владеть совокупностью ключевых компетенций на определенном профессиональном уровне в рамках осуществления служебной деятельности.

К сожалению, в практической деятельности подготовка сотрудников полиции в сфере владения информационными технологиями оставляет желать лучшего, а чаще всего требует переподготовки, начиная практически с начального уровня, обучения основам владения компьютерной техникой.

Если не рассматривать вопросы элементарной грамотности в этой области, можно сформулировать основные пробелы в знаниях среднестатистического сотрудника. Во-первых, это отсутствие целостного представления о функционировании и использовании компьютерной техники как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни, которое базируется на недостаточном знании определенных предметных областей.

ЩШ Вестник Сибирского юридического института МВД России

Прежде всего это области знаний, связанные с принципами функционирования устройств обмена информацией, в том числе технологиями реализации различных топологий компьютерных сетей, с особенностями работы с системами управления базами данных, с практическими навыками работы со спра-вочно-правовыми системами и, как следствие, эффективной работы с организацией и построением запросов, с особенностями обеспечения информационной безопасности в рамках использования современных программных средств МВД России. Во-вторых, это отсутствие в достаточном объеме навыков практической работы с современными информационными технологиями, что и обуславливает отсутствие компетентности в области использования информационных технологий.

Но, на наш взгляд, наиболее значимым пробелом в знаниях, имеющим большое негативное значение в осуществлении дальнейшей профессиональной деятельности сотрудника полиции, является отсутствие навыков именно в области работы с системами управления базами данных и прочими системами подобного рода. Именно это создает предпосылки для дальнейшего неэффективного выполнения государственной функции, предусмотренной статьями 11, 13, 17 Федерального закона «О полиции». Соответственно, требования к профессиональной подготовке сотрудника в этой области должны быть значительно повышены.

Это также нашло отражение в Федеральном законе «О полиции», так как требования к профессионализму сотрудника носят активный характер, обязывая его не просто знать те или иные нормативные правовые акты, но и поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей.

Исходя из содержания рабочих программ по профессиональной подготовке лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, в результате изучения дисциплины «Основы применения специальной техники и информационных технологий в профессиональной деятельности сотрудника

полиции» предполагается, что слушатель лишь должен уметь использовать компьютерную технику в профессиональной деятельности, обрабатывать текстовую информацию, должен знать аппаратное и программное обеспечение компьютера.

Тематический план подразумевает изучение следующих блоков:

- аппаратное и программное обеспечение компьютера;

- обработка текстовой информации.

Очевидно, что изучение только этих двух

тем не только не позволяет сформировать информационную компетентность сотрудника, но и вообще малопригодно для профессионального обучения в силу того, что этот комплекс знаний и навыков приобретается человеком в рамках получения общего и среднего профессионального образования. Указанные знания и навыки, пожалуй, уже являются ключевыми компетенциями практически любого современного человека.

Очевидно, что, если мы хотим реализовать подготовку специалиста в области решения задач, предусмотренных статьями 11, 13, 17 Федерального закона «О полиции», нам необходимо пересмотреть подходы как к формированию учебной нагрузки, так и к содержанию учебной дисциплины. При этом следует учесть, что в рамках решения Коллегии МВД России от 5 декабря 2014 г. № 3км/1 «Об основных направлениях развития информационного обеспечения деятельности МВД России» «развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов внутренних дел до 2020 года предполагается осуществлять на базе высокотехнологичных комплексных системно-технических решений ... для создания территориально распределенной ведомственной системы оперативной связи, передачи данных, мониторинга подвижных объектов. В качестве единого информационного пространства для всех участников внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия формируется ИСОД (информационно-аналитическая система обеспечения деятельности) МВД России.

Таким образом, основными задачами применения современных информацион-

Взгляд, размышления, точка зрения

ных технологий в ОВД являются создание информационных систем с использованием распределенных баз данных, обеспечение сотрудника информацией, необходимой для решения конкретной задачи, реализация математических методов анализа информации, создание систем поддержки принятия решений, организация постоянного совершенствования информационного обеспечения.

И эти идеи уже отчасти реализованы. С 2012 года в работу сотрудников патрульно-постовой службы постепенно внедряется аппаратно-программный комплекс «Барс». Также уже внедрена система управления мобильными нарядами с применением спутниковой навигации ГЛОНАСС. И эти системы уже сегодня применяются сотрудниками в повседневной служебной деятельности. А значит, от уровня владения сотрудником данными технологиями напрямую зависит эффективность его профессиональной деятельности и, следовательно, качество выполняемой государственной услуги.

Также следует заметить, что всем сотрудникам МВД России открыт доступ к системе ИСОД. Очевидно, что это уже сегодня предполагает определенный уровень знакомства с этой технологией.

Поэтому необходимо включить в содержание рассматриваемой дисциплины следующие тематические блоки: базы данных; методы организации поисковых запросов; справочно-правовые системы; ведомственные автоматизированные информационно-поисковые и информационно-справочные системы; понятие и возможности использования геоинформационных технологий в профессиональной деятельности; основы работы с ИСОД МВД России.

В связи с этим при изучении данной дисциплины необходимо по меньшей мере в образовательном процессе использовать не менее трех ведомственных программных оболочек с целью реализации образовательных задач. Поэтому, если мы хотим реализовать надлежащий практико-ориентированный процесс обучения, сформировать необходимые профессиональные компетенции у слушателя, необходимо изменить отношение к использованию специализированных программных продуктов в обучении от обзорного рассмотрения к формированию практических навыков владения и использования таких программных комплексов в профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Быстрякова, Л.А. Развитие информационно-коммуникационной компетентности сотрудников правоохранительных органов : дис. ... канд. псих. наук / Л.А. Быстрякова. - М., 2013.

2. Ершов, А.П. Избранные труды / А.П. Ершов. - Новосибирск, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.