УДК 343.1:343.98.067:004:351.74
Н.Н. Загвоздкин
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СЛЕДОВАТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ
В статье автор анализирует проблемы разработки программно-технического комплекса «Автоматизированное рабочее место следователя» и отслеживает хронологию внедрения его в практику расследования уголовных дел; формулирует причины отсутствия реальных достижений на указанном направлении развития информационных технологий в деятельности органов предварительного расследования разной ведомственной принадлежности (Министерство внутренних дел Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации и другие). В числе причин неудачной реализации управленческих и организационно-технических мероприятий, предполагающих значительный объем финансирования, автор особо выделяет ведомственную разобщенность инициаторов и разработчиков указанного комплекса; недостаточный уровень материально-технического обеспечения; отсутствие единых информационно-технологических подходов; непоследовательность в решениях и действиях федеральных органов исполнительной власти; отсутствие обратной связи с потенциальными пользователями разрабатываемой системы - следователями, дознавателями, руководителями следственных органов и специализированных подразделений дознания.
Ключевые слова: автоматизированное рабочее место, информационные технологии, компьютер, предварительное расследование, программное обеспечение, следователь.
N.N. Zagvozdkin
THE AUTOMATED WORKPLACE OF THE INVESTIGATOR: PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION IN PRACTICE
In the article the author analyzes problems of development of software and hardware complex «Automated workplace of the investigator» traces the chronology and introduction into the practice of investigation of
criminal cases; formulates the reasons for the lack of real achievements in this direction of development of information technologies in activity of bodies of preliminary investigation of different departmental affiliation (Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Investigative Committee of the Russian Federation and others). Among the reasons for the unsuccessful implementation of management and organizational-technical measures, involving a significant amount of funding, the author emphasizes departmental dissociation of the initiators and developers of the specified sector; insufficient level of logistical support; lack of unified information and technological approaches; inconsistencies in the decisions and actions of the Federal bodies of Executive power; the lack of feedback from potential users of the developed system - by investigators, investigators, heads of investigative bodies and specialized units of inquiry.
Keywords: workstation, information technologies, computer, the preliminary investigation software, investigator.
Невозможно переоценить значение вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, индустриальных информационных технологий в различных сферах жизни современного общества. Как зарубежные, так и российские преступники активно задействуют новейшие возможности информационных технологий, уходят в киберпространство, используя его для совершения изощренных общественно-опасных деяний всего криминального спектра, предусмотренного уголовным законодательством.
Представляется аксиоматичным, что оперативность и результативность ответных действий оперативно-розыскных и следственных служб отечественных правоохранительных органов находится в прямой зависимости от уровня их ресурсного, в том числе информационно-технологического обеспечения.
Следует сразу оговориться, что автор этих строк не является специалистом в области информационных технологий, но смотрит на обозначенные в данной статье проблемы с точки зрения преподавателя профилирующих учебных дисциплин полицейского вуза и следователя с десятилетним практическим стажем.
Автоматизированное рабочее место (далее по тексту - АРМ) -программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида; объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (че-
рез клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель или иные устройства вывода. Как правило, АРМ является частью автоматизированной системы управления.
Автоматизированное рабочее место следователя (далее по тексту - АРМС) - комплекс индивидуальных технических и программных средств, предназначенных для автоматизации информационной поддержки процесса расследования, позволяющий организовывать и планировать рабочее время, автоматизировать составление процессуальных и иных документов, обеспечивать получение, передачу и обработку любой необходимой справочной, методической и правовой информации [1, с. 69].
Из приведенного определения следует вывод о том, что разработка АРМС и его внедрение в следственную практику может оказать существенное влияние на повышение эффективности уголовно-процессуальной, криминалистической, информационно-аналитической, управленческой и иных сфер деятельности органов предварительного расследования, других связанных с ними подразделений и служб правоохранительных органов, органов исполнительной власти разных уровней независимо от их ведомственной принадлежности.
Попробуем по хронологии публикаций в специальной литературе проследить историю появления и развития АРМС.
В далеком 1992 г. проф. В.Е. Корноухов публикует статью «АРМ следователя на базе ПЭВМ, структура и функции» [2, с. 3-14].
В апреле 1998 г. на совещании руководителей следственного аппарата органов внутренних дел (далее по тексту - ОВД) в Ростове-на-Дону всем участникам были вручены модели и программное обеспечение АРМ следователя (руководителя следственного подразделения) [3, с. 173-174].
В другом источнике начала нынешнего века сообщается о разработке АРМС в НИИ Генеральной прокуратуры России [4, с. 85-87].
В 2002 г. в Информационно-аналитическом управлении Следственного комитета при МВД России создан отдел информатизации и компьютерного обеспечения, разработаны «Основные направления развития комплексной информатизации органов предварительного следствия в системе МВД России», предполагающие, в частности, разработку многоуровневой Специализированной территориально распределенной автоматизированной системы, Единой межведом-
ственной базы «Невод». В том же году разработан опытный образец АРМС [5, с. 144, 151]. Отметим, что уровень обеспеченности следователей ОВД компьютерной техникой в 2002 г. составлял всего 22 % от потребностей [6, с. 39-40].
В 2005 г. сообщается, что разработанный в 2004 г. АРМС не пригоден к практической эксплуатации вследствие выявленных существенных недостатков [7, с. 43-44]. Появляются диссертации, монографии, учебники, учебные пособия, статьи, посвященные информационным технологиям в раскрытии и расследовании преступлений [8-11], главным недостатком которых применительно к АРМС - при отсутствии «вины» авторов - является сугубо теоретический характер.
В 2008 г. разработана и утверждена Программа МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД» (ЕИТКС ОВД), в рамках которой создается Единая автоматизированная информационная система органов предварительного следствия (ЕАИС ОПС)1. В том же году в Московском университете МВД России для обучения курсантов, системных администраторов и повышения квалификации следователей (руководителей подразделений) созданы специализированные компьютерные классы ЕАИС ОПС [8, с. 31].
В 2010 г. Н.Б. Водянова, озаглавив параграф 3.2 своей монографии «АРМ следователя» [12, с. 109-123], подробно описала его задачи, функции и преимущества, и пришла к неутешительному выводу, что неоднократные попытки введения АРМС в следственную практику оказались безрезультатными, так как не учитывались широкие возможности современных персональных компьютеров, круг функций пользователя сужался и сводился в основном к техническому оформлению процессуальных документов [12, с. 111-112].
В марте 2012 г. МВД России, не завершив прежнюю программу (ЕИТКС), то есть, действуя вопреки пословице «Коней на переправе не меняют», утвердило концепцию создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД)2 в 2012-2014 гг. ИСОД - совокупность используемых в ведомстве авто-
1Об утверждении Программы МВД России «Создание ЕИТКС ОВД» : Приказ МВД России от 20 мая 2008 г. № 435 (с изм. от 25.07.2009) [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс».
2О Совете по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России : Приказ МВД России от 24 октября 2011 г. № 1097 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
матизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения служебной деятельности ведомства.
Основная причина перехода на ИСОД - обеспечение единых архитектурных решений и системного подхода к внедрению автоматизированных систем [13, с. 27]. Таким образом, получается, что программа ЕИТКС таким требованиям не отвечала.
Судя по публикациям в официальных изданиях, в 2011-2014 гг. должна была быть создана единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности ОВД, в рамках которой предполагалось ввести в эксплуатацию 500 тыс. АРМ [14, с. 50]. Зная численность ОВД (менее одного миллиона человек), следует сделать вывод о том, что у каждого второго сотрудника должно быть АРМ, причем специализированное - применительно к деятельности дежурного, оперуполномоченного, следователя, эксперта, кадровика, финансиста и т.д. К сожалению, планы пока не сошлись с действительностью.
Очевидно, что комплексная информатизация должна осуществляется централизованно и системно во всех органах государственной власти, включая органы уголовной юстиции. Вопреки этому налицо ведомственная разобщенность инициаторов и разработчиков обсуждаемой системы. В их числе можно назвать расформированную налоговую полицию, Генеральную прокуратуру, МВД, ФСКН. В Интернете среди различных по происхождению демонстрационных версий можно найти сведения о программном комплексе «АРМ следователя (дознавателя)», «АРМ помощника следователя», на скриншотах которых написано «Следственный комитет РФ»1. Объединяет перечисленные структуры одно - отсутствие значимых достижений.
Если, например, АРМ эксперта-криминалиста представляет собой реально работающую техническую систему с программным обеспечением 2 [12, с. 119], то о широком практическом распространении АРМС говорить не приходится. В профессиональных изданиях Следственного комитета РФ и Следственного департамента МВД России нет публикаций об успешном повсеместном использовании автомати-
1 Программный комплекс «АРМ следователя (дознавателя) [Электронный ресурс] // URL: http://www.ts-group.ru/awp.php (дата обращения: 17.02.2016).
2 АРМ эксперта-криминалиста // Кримоборудование [сайт]. URL: http://krimo.ru/catalog/ 25/26.aspx (дата обращения: 17.02.2016).
зированных информационных систем, АРМ следователя (руководителя следственного подразделения), электронного документооборота.
Оптимистические официальные данные об информационно-технологическом обеспечении сотрудников правопорядка представляются преувеличенными, так как не подтверждаются реалиями практики. Попытки автора этих строк найти работающее АРМС с отдаленным доступом к различным информационным базам данных в следственных подразделениях Следственного комитета, ОВД, ФСБ и ФСКН по Приморскому краю не увенчались успехом. Из скромных достижений можно назвать локальные вычислительные сети. Персональный компьютер во многом задействован как интеллектуальная печатная машинка, программным обеспечением которого зачастую занимаются сами следователи - по личной инициативе. Вопреки нормам положенности1, до сих пор не каждый следователь обеспечен служебным компьютером, доступом к информационно-справочным системам (типа «Консультант», «Гарант»), другими необходимыми техническими средствами и программами.
Представляется, что комплексную информатизацию следственного аппарата ОВД России (равно как и решение иных проблем материально-технического обеспечения) следовало бы предусмотреть в подпрограмме «Предварительное следствие», включенной в Государственную программу РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на период 2013-2020 гг2. Примечательно, что подпрограмма, рассчитанная на семь лет, с объемом финансирования на сумму свыше 31 млрд. руб., не прошла предварительного обсуждения в среде следователей, то есть тех, для кого она предназначена. Содержание документа представляется декларативным, недостаточно конкретным в части реализуемых мероприятий, сроков, исполнителей [15, с. 105-107].
Не имея возможности в рамках статьи охватить все аспекты, связанные с функционированием АРМС, сформулируем некоторые выводы, не претендующие на исчерпывающую полноту.
1 О некоторых вопросах обеспечения органов предварительного следствия в системе МВД РФ отдельными материально-техническими средствами : Приказ МВД России от 18 июня 2010 г. № 445 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2 Об утверждении государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть IV). Ст. 2188.
1. Значительные по времени и финансовым вложениям организационно-управленческие усилия разных ведомств (в первую очередь - МВД России, в котором сосредоточено большинство следователей и дознавателей), не привели к запланированным результатам.
2. Причинами сложившейся неблагоприятной ситуации, на наш взгляд, являются: 1) ведомственная разобщенность и недостаточная компетентность инициаторов и разработчиков системы; 2) келейность, непоследовательность в решениях и действиях федеральных органов исполнительной власти; 3) отсутствие обратной связи с потенциальным пользователем - следственным сообществом.
3. Само следственное сообщество существует в тех же условиях ведомственной разобщенности, порождающих многочисленные негативные последствия [16, с. 135-141] в виде существенных различий в правовом статусе, в юридической и фактической зависимости от органов дознания, в ресурсном, в том числе в информационно-технологическом обеспечении.
Список использованной литературы
1. Предварительное следствие : учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности «Юриспруденция» / под ред. М .В. Мешкова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2014. 783 с.
2. Корноухов В. Е. Автоматизированное рабочее место следователя на базе ПЭВМ, структура и функции // Криминалистические проблемы расследования преступлений : межвуз. сб. науч. тр. Красноярск : Красноярский ун-т, 1992. С. 3-14.
3. Скорченко П. Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений : учеб. пособие для вузов. М. : Былина, 1999. 272 с.
4. Андреев Б. В., Пак П. Н., Хорст В. П. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации. М. : «Юрлитинформ», 2001. 152 с.
5. Миронов Я. А. Ключевые вопросы информатизации органов предварительного следствия и дознания в системе МВД России // Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. 2002. № 4 (114). С. 144-154.
6. Зотов М. Н. О результатах деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России и стоящих перед ними
задачах на ближайшую перспективу // Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. 2003. № 2 (116). С. 32-44.
7. Игнатенко А. Л., Миронов Я. А. Практические задачи комплексной информатизации органов предварительного следствия в системе МВД России // Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. 2005. № 2 (124). С. 37-45.
8. Использование возможностей ЕИТКС ОВД в деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России: учебное пособие / под ред. И. А. Попова. М. : Проспект, 2011. 112 с.
9. Яковенко И. Н. Современное состояние и перспективы использования информационных технологий в раскрытии и расследовании преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2005. 22 с.
10. Белов О. А. Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 26 с.
11. Разумовская Е. А. Оптимизация труда следователя путем использования программного комплекса «Автоматизированное рабочее место следователя» // Вестник криминалистики. 2008. № 1. С. 97-98.
12. Водянова Н. Б. Основы планирования и программирования следственной деятельности : монография. М. : Юрлитинформ, 2010. 144 с.
13. Леднев К. Ю. ИСОД МВД России и основной элемент инфраструктуры - ЕИС ЦОД // Информационные технологии, связь и защита информации МВД России. М., 2012. С. 25-27.
14. Тюркин М. Кардинальные изменения // Полиция России. 2012. № 2. С. 49-50.
15. Загвоздкин Н. Н. Подпрограмма «Предварительное следствие» как ближайшая перспектива развития следственного аппарата органов внутренних дел // Закон и право. 2014. № 11. С. 105-107.
16. Загвоздкин Н. Н., Синенко С. А. Некоторые проблемы деятельности следственного аппарата при МВД России // Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия (к 150-летию образования следственного аппарата в России) : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. : в 3 ч. М., 2010. Ч. 1. С. 135-141.
Информация об авторе
Загвоздкин Николай Николаевич - кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного процесса Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, 690087, г. Владивосток, ул. Котельникова, 21; е-mail: zagvozdkin@bk.ru.
Information about the author
Zagvozdkin Nikolay Nikolaevich - candidate of science in law, head of the department of the Criminal Procedure of Vladivostok branch of the Far Eastern Institute of Law of Ministry of Internal Affairs of Russia, Ko-telnikov St. 21, Vladivostok, 690087; е-mail: zagvozdkin@bk.ru.
Дата поступления статьи в редакцию: 24.02.2016.
УДК 343.985.3
О.А. Славгородская
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТАКТИКИ ДОПРОСА
СВИДЕТЕЛЕЙ
В статье рассматриваются основы повышения эффективности допроса свидетелей. Подчеркивается тенденция по снижению значения свидетельских показаний в уголовном судопроизводстве. Указывается на возможность изменения свидетелями показаний при наличии факторов внешнего воздействия. Рассматриваются способы прогнозирования поведения свидетеля на основе изучения его личности. Выделяются типичные проблемы, возникающие при производстве допроса свидетелей, как основе получения информации о личности свидетеля. Акцентируется внимание на необходимости использования при производстве допроса свидетелей, психологических закономерностей организации данного вида общения. Обращается внимание на реализацию в рамках эффективного допроса свидетелей его коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон. На основе типичных ситуаций производства данного следственного действия рассматриваются приемы его производства, способствующие преодолению тактических просчетов и ошибок.
Ключевые слова: адаптация, допрос, коммуникация, перцепция, показания, психологический контакт, свободный рассказ.