Андрухов Вадим Алексеевич
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России
Затолокин Александр Александрович
преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России
(тел.: 88612583770)
Особенности обучения сотрудников Государственной автомобильной инспекции тактике профессиональной деятельности
Аннотация
В статье автор уделяет основное внимание решению комплексных задач и разбору типичных дорожнотранспортных ситуаций с использованием обучающих компьютерных программ при проведении практических занятий.
Annotation
In article the author pays the basic attention to the decision of complex problems and analysis of typical road and transport situations with use of training computer programs at carrying out of a practical training.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, обучающие программы, техническое оснащение.
Key words: the professional work, training programs, hardware.
есомненно, обучать тактике про-
Нфессиональной деятельности необходимо на базе новейших достижений теории и практики, используя последние достижения науки в области юриспруденции, а также технические средства обучения. Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" ставит в качестве организационной основы государственной политики в сфере образования две базовые цели.
Первая из них - устойчивое функционирование системы образования в стране.
Вторая - решение задач развития системы на основе достижений науки и практики.
Бесспорно, такой подход объективно необходим, поскольку очевидно, что повышение кон-
курентоспособности национального образования невозможно без использования различных достижений науки и практики. Основным мероприятиям (заданиям) выше указанной Программы относят:
разработку содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
развитие, разработку и реализацию информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных; реализацию инновационных проектов.
В то же время подчеркнем: самые правильные, важные и своевременные требования, закрепленные законодательно, не изменят что-либо, если не будет организована их реализация. Поэтому видится интересным обмен опытом практического формирования и развития инфраструктур инновационных систем.
38
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
2011 • № 4 (14)
Особенно это актуально в деятельности Краснодарского университета МВД России. С модернизацией органов внутренних дел в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации". В частности, в Указе обращается внимание на необходимость преобразований в процессе обучения и подготовки сотрудников, которые должны определять настоящее и будущее МВД как органа, который обеспечивает конституционные права и свободы граждан страны, законность, безопасность и правопорядок.
В рамках подготовки сотрудников Госавтоин-спекции на кафедре административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Университета осуществлен комплекс мероприятий, направленных на обучение тактике действий с помощью передовых образовательных технологий.
В рамках гранта техническое оснащение кафедры административной и служебной деятельности Университета обеспечено следующим оборудованием: интерактивная доска 1 ед., мультимедийный проектор - 1 ед., компьютеры - 14 ед., принтеры - 1 ед., сканеры - 1 ед., телевизоры - 2, ноутбук - 1 ед., видеомагнитофон - 1 ед., DVD проигрыватели - 1 ед., видеокамера - 1 ед.
Данное оборудование используется для проведения занятий по учебным курсам при подготовке сотрудников Госавтоинспекции:
"Автоподготовка";
"Административная деятельность органов внутренних дел";
"Организация деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения";
"Организация дорожного движения";
"Повышение квалификации руководителей и сотрудников аппаратов по работе с личным составом органов внутренних дел";
"Повышение мастерства управления";
"Розыск транспорта";
"Техническая эксплуатация автотранспорта";
"Обеспечение прав человека в деятельности ОВД";
"Административная юрисдикция";
" Организация деятельности дежурных частей".
Оборудован учебно-экзаменационный класс кафедры, который представляет собой кабинет с рабочим местом преподавателя и 11 рабочими. Все рабочие места оснащены компьютерами, объединёнными в рабочую сеть с выходом на сервер. На компьютерах установлены тестовые программы, учебные видеоматериалы, экзаме-
национные программы по правилам дорожного движения, учебные автосимуляторы, автоматизированные учёты Федеральной информационной системы ГИБДД, обучающие программы по правилам дорожного движения.
Перечень материалов, доступных с рабочих мест учебно-экзаменационного класса, включает:
а) фондовые лекции (в электронном виде) преподавателей кафедры.
б) Видеоматериалы по дисциплинам
в)Электронные справочники по законодательству.
г) Мультимедиа-презентации по темам занятий.
д) Тесты контроля знаний.
е) Нормативно-правовые акты, необходимые в деятельности сотрудника МВД.
ж) Учебный тренажер ИНСТРУКТОР" по вождению автомобиля в условиях большого города.
з) Анимационные сюжеты для обучения мастерству вождения и разбору дорожно-транспортных происшествий.
и) Обучающие видеоигры по Правилам дорожного движения.
В специализированном классе кафедры проводится обучение курсантов по разделам "Основы законодательства в сфере дорожного движения" и "Основы безопасного управления транспортным средством". Основное внимание при проведении практических занятий по темам данных разделов уделяется решению комплексных задач и разбору типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием обучающих компьютерных программ. При этом основными учебными целями теоретической подготовки являются: формирование умений правильно руководствоваться дорожными знаками и разметкой, сигналами регулировщика, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие; выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой, отработка навыков действий при вынужденной остановке на железнодорожном переезде; ознакомление с действиями водителей транспортных средств в конкретных условиях дорожного движения. Все эти цели достигаются при помощи мультимедиа сборников, учебных фильмов:
"Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России";
"Основы вождения автомобиля";
"Основы безопасности движения";
"Причины дорожно-транспортных происшествий";
"Правовые и организационные основы право-
39
применительной деятельности ГИБДД";
"Результаты реализации ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах";
"Результаты реализации мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" в период 2006-2009 гг.".
"Самоучитель вождения по городу";
"Современные методы и средства управления дорожным движением в городах в условиях высокой транспортной загрузки";
"Современные технические средства используемые при оформлении ДТП с целью повышения безопасности дорожного движения и проведения трассологических экспертиз";
"Удаленная система распознавания автомобильных номеров "Ураган";
"Устройство и техническое обслуживание автомобиля";
"Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 годах";
"Элементы улиц и дорог";
"Экстремальное вождение".
На начальных этапах изучения дисциплины "Автомобильная подготовка" обучение вождению проводится индивидуально с каждым обучаемым при помощи программы "30 ИНСТРУКТОР" - компьютерного симулятора, разработанного для обучения начинающих водителей базовым навыкам управления автомобилем в условиях большого города. Основная задача программы - погрузить обучаемых в мир дорожного движения, близкий к реальности, с его отклонениями от официальных правил и научить будущего или начинающего водителя спокойно и комфортно чувствовать себя в этой непростой среде, водить машину, не подвергая опасности себя и других участников дорожного движения.
Для тех, кто имеет хотя бы небольшой опыт вождения, далеко не секрет, что теоретических знаний ПДД для управления машиной недостаточно, и даже более того, они часто не имеют ничего общего с суровой реальностью практического вождения, поэтому для овладения навыками водительского мастерства необходимо как можно больше водить машину, нужен бесценный опыт, который можно получить только за рулем автомобиля. Однако для начинающих водителей накопление опыта займет длительное время. Учебный тренажер "30 ИНСТРУКТОР" позволяет сократить это время, доводя до автоматизма необходимые навыки за экраном компьютера, не подвергая опасности себя и городе "30 ИНСТРУКТОР" выполняет роль пилотного
проекта.
После сдачи экзаменов по Правилам дорожного движения курсанты переходят к заключительному разделу дисциплины "Автомобильная подготовка" - практической езде. Изучение данного раздела целиком проводится на учебных транспортных средствах. Практические занятия по вождению проводятся с целью формирования у курсантов умений и навыков управления транспортным средством путем отработки упражнений в определенной последовательности. Обучение вождению автомобиля сотрудников ГИБДД включает начальное обучение (как на автотренажере так и на автомобиле), движение в ограниченных проездах (на автодроме или площадке для учебной езды), и в условиях реального дорожного движения (по учебным маршрутам, согласованным с ГИБДД УМВД г. Краснодара).
Занятия по вождению и контролю за техническим состоянием транспортных средств проводится индивидуально с каждым курсантом по руководством инструктора производственного обучения вождению. Проводятся они вне сетки учебного времени в соответствии с графиком очередности обучения вождению транспортных средств.
В целях устранения недостатков в вождении транспортных средств, и совершенствования навыков управления транспортными средствами в реальных дорожных условиях на кафедре административной деятельности и организации деятельности ГИБДД преподается предмет "Повышение мастерства управления транспортными средствами".
Овладение курсантами такими дисциплинами, как "Автомобильная подготовка" и "Повышение мастерства управления транспортными средствами" позволит им в дальнейшем осуществлять следующие тактические приемы служб ГИБДД: движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения);
движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости);
остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предостережения участников дорожного движения и пресечения правонарушений);
остановка патрульного автомобиля (мотоцикла) в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участка.
В целях усиления практической направленности проводимых занятий и обеспечение связи
40
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)
науки с практикой, практические занятия по дисциплине "Организация деятельности ГИБДД" по темам: "Организация и тактика работы ДПС"; "Формы и методы надзора за дорожным движением"; "Обеспечение безопасности перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом" проводятся на улицах и дорогах города Краснодара при тесном взаимодействии с практическими сотрудниками Госавтоинспекции. При изучении указанных тем курсанты непосредственно занимаются надзором за дорожным движением под руководством преподавателей кафедры и сотрудников Дорожно-патрульной службы ГИБДД. Основной задачей службы ДПС ГИБДД - обеспечение безопасности дорожного движения, которое обеспечивается ее силами: батальонами, ротами, выводами. В составе территориальных органов внутренний дел создаются роты, взводы, в том числе моторизованные, или группы дорожного, движения. Курсанты Краснодарского университета на выездных практических занятиях отрабатывают следующие методы несения службы ДПС: пешее патрулирование, несение службы на стационарных постах, патрулирование на автомобилях. Особое внимание преподавателями кафедры уделяется выполнению распорядительно-регулировочных действий. Так, старший преподаватель кафедры подполковник полиции В.А. Андрухов в 2011 г. занял первое место в конкурсе "Лучший преподаватель года", представив занятие по теме "Сигналы регулировщика". В рамках методического и информационного обеспечения дисциплины "Организация деятельности ГИБДД" в информационном центре Краснодарского университета МВД России установлена Автоматическая база данных "Пантера", позволяющая в режиме реального времени получать информацию с камер фотофиксации нарушений, работающих в автоматическом режиме, работать с полученной информацией, идентифицировать транспортные средства нарушителей, производить выборки нарушений правил дорожного движения по конкретным частям КоАП РФ, по районам нарушений, по периоду нарушений, по транспортным средствам, формировать постановления и вести архив. Все курсанты, обучающиеся по профилю подготовки сотрудники подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, работают с базой данных производя соответствующие административные процедуры, но с ограниченным режимом доступа.
Обучение на кафедре административной деятельности и организации деятельности ГИБДД связано также с реализацией такого метода обучения, как дистанционный. Данный внеаудитор-
ный способ обучения в настоящее время наиболее обеспечен технологической инфраструктурой и учебно-методическими материалами в системе дополнительного профессионального образования Университета, в рамках которой предстоит в ближайшие годы переподготовить и повысить квалификацию значительного контингента сотрудников полиции.
В связи с чем на кафедре административной и служебной деятельности были разработаны и представлены в системе дистанционных образовательных технологий на базе ПО "STELLUS" учебно-методические материалы в формате СДОТ (лекции, тестовые задания). Они предназначены для следующих категорий слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации: начальники (заместители начальников) регистрационно-экзаменационных подразделений ГИБДД, начальники отделов, отделений (групп) по розыску транспортных средств, в том числе РЭП, начальники (начальники смен) КПМ; старшие инспекторы (инспекторы) по розыску транспортных средств, в том числе РЭП; старшие инспекторы (инспекторы) службы; старшие инспекторы (инспекторы) ДПС; старшие госинс-пекторы (госинспекторы) РЭП ГИБДД, осуществляющие экзаменационную деятельность; старшие госинспекторы (госинспекторы) РЭП ГИБДД, осуществляющие регистрационную деятельность; старшие госинспекторы (госинспекторы) технического надзора подразделений ГИБДД; старшие инспекторы (инспекторы) по исполнению административного законодательства подразделений ГИБДД.
Далее, хотелось бы отметить работу по созданию в Университете эффективной системы оценки результатов обучения за счет внедрения компьютерной автоматизированной контролирующей системе "Контроль 10" и "Контроль 11". В данные системы генерированы тестовые задания по учебным курсам "Организация деятельности ГИБДД", "Организация дорожного движения", "Техническая эксплуатация транспортных средств", "Повышение мастерства управления транспортными средствами", которые после завершения работы автоматически, в соответствии с установленными критериями, определяются оценки. Указанная система, позволяет значительно сократить время преподавателя, затрачиваемое на контроль знаний курсантов (слушателей).
Внедрения в учебный процесс вышеуказанных форм и методов обучения доказывает их эффективность по нескольким причинам.
Во-первых, при одновременном использовании нескольких каналов восприятия структурированной информации, при вариативности содер-
41
вивает у обучающихся курсантов навыки выполнения профессиональных обязанностей, возложенных на должностных лиц службы ГИБДД. Курсанты, слушатели на практике закрепляют и отрабатывают полученные теоретические знания, овладевают практическими умениями и навыками сотрудника подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.
В-третьих, за счет визаулизации у обучаемых формируется опыт поведения, алгоритмов деятельности в типичных и нестандартных ситуациях, свойственных службе в правоохранительных органах.
Полагаем, что применяемые технологии обучения на кафедре административной деятельности и организации деятельности ГИБДД позволят подготовить высококвалифицированных специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
42
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 4 (14)
жания обучения, данная форма проведения занятий стимулирует учебную активность обучаемых и эффективность усвоения представленного материла. В конечном итоге это ведет к повышению уровня знаний обучающихся, что подтверждается проведенным анализом уровня знаний (рубежный контроль и промежуточная аттестация) в учебной группе. При этом, для репрезентативности результатов сравнивались оценки курсантов по разным дисциплинам, но преподавание по которым велось одним и тем же сотрудником кафедры. То есть на результат не мог влиять уровень преподавания, как это могло бы наблюдаться при проведении занятий разными преподавателями.
Во-вторых, демонстрация реального процесса служебной деятельности Госавтоинспекции и служебных документов в ходе проведения выездных практических занятий формирует и раз-