Научная статья на тему 'Психологические аспекты установления доверительных отношений в деятельности участкового уполномоченного полиции'

Психологические аспекты установления доверительных отношений в деятельности участкового уполномоченного полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
940
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЁТ / PSYCHOLOGY OF INTERCOURSE / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DESCRIPTION OF PERSONALITY / CONFIDING RELATIONS / DISTRICT UPOLNOMOCHENNYY OF POLICE / PROPHYLACTIC ACCOUNT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Димитров Александр Николаевич, Кочеров Юрий Николаевич, Сотников Сергей Сергеевич

Совершенствование организации деятельности участковых уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке, связанных с особенностями, тактическими приёмами и способами установления психологического контакта и доверительных отношений с лицами, способными сообщать информацию представляющую интерес для деятельности органов внутренних дел, в вопросах касающихся решения задач борьбы с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Димитров Александр Николаевич, Кочеров Юрий Николаевич, Сотников Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ESTABLISHMENT OF CONFIDING RELATIONS ARE IN ACTIVITY OF DISTRICT UPOLNOMOCHENNOGO OF POLICE

Perfection of organization of activity of district upolnomochennykh of police on the served administrative area, related to the features, tactical receptions and methods of establishment of psychological contact and confiding relationships with persons, able to report information being of interest for activity of organs of internal affairs, in the questions of touching a decision tasks of fight against criminality.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты установления доверительных отношений в деятельности участкового уполномоченного полиции»

Психология

УДК: 159.99

старший преподаватель Димитров Александр Николаевич

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Кочеров Юрий Николаевич

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь); преподаватель Сотников Сергей Сергеевич

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ

Аннотация. Совершенствование организации деятельности участковых уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке, связанных с особенностями, тактическими приёмами и способами установления психологического контакта и доверительных отношений с лицами, способными сообщать информацию представляющую интерес для деятельности органов внутренних дел, в вопросах касающихся решения задач борьбы с преступностью.

Ключевые слова: психология общения, психологические особенности характеристики личности, доверительные отношения, участковый уполномоченный полиции, профилактический учёт.

Annotation. Perfection of organization of activity of district upolnomochennykh of police on the served administrative area, related to the features, tactical receptions and methods of establishment of psychological contact and confiding relationships with persons, able to report information being of interest for activity of organs of internal affairs, in the questions of touching a decision tasks of fight against criminality.

Keywords: psychology of intercourse, psychological features of description of personality, confiding relations, district upolnomochennyy of police, prophylactic account.

Введение. Особую роль в деятельности сотрудников полиции играет умение профессионального общения. Оно выступает как психологический фактор и средство решения оперативно-служебных задач, при реализации возложенных на полицию полномочий. Сотруднику приходится общаться с различными категориями людей, при этом вступать в различные виды правоотношений, которые напрямую связанны с особенностями, тактическими приёмами и способами привлечения к содействию граждан в вопросах касающихся предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

Изложение основного материала статьи. Эффективное решение оперативно-служебных задач участковыми полиции в первую связано с полным и всесторонним знанием оперативной обстановки, тактикой реализации основных форм несения службы, особенностями обслуживания конкретного административного участка, а так же явлений и процессов, определяющих состояние, динамику и структуру преступности, знание контингента и лиц, представляющих оперативный интерес и социально-психологическими факторами характерными для преобладающей социальной группы населения проживающих на обслуживаемом административном участке [2, 3].

В оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции важен не только факт установления психологического контакта как общепринятого для него и населения обслуживаемого административного участка уровня взаимоотношений, но и развитие дальнейших доверительных отношений уже в качестве взаимодействия.

И так установление доверительных отношений выстраиваются в технологию применяемую участковым уполномоченным полиции при осуществлении взаимодействия с населением. Во первых, это укрепление доверия граждан при освоении общности задач по обеспечению правопорядка и укреплению стабильности оперативной обстановки. И во вторых это повышения значимости представляемой доверительной информации, когда участковый уполномоченный полиции подчеркивает степень значимости сведений переданных ему гражданином.

В психологии под доверительным контактом понимается общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли, чувства, тем самым раскрывая свои стороны внутреннего мира, применительно к оперативно-разыскной психологии доверительные отношения, направленные на передачу информации, в том числе и конфиденциальной в независимости касается ли она данного лица или же касается других лиц. Основой доверительных отношений является доверие, основанное на знании о порядочности, честности и умении хранить тайну, либо при возникновении веры в собеседника (способностью внушать доверие) [1, 4]. В условиях осуществления оперативно-служебной деятельности участковому уполномоченному полиции необходимо учитывать тот факт, что доверительное лицо должно быть в первую очередь носителем оперативно-значимой информации и близок к социальной группе или кругу интересуемых его фигурантов [6].

Рассмотрим несколько приемов и правил, с помощью которых можно устанавливать психолого-педагогический контакт с интересующим сотрудника полиции лицом для достижения цели общения.

К наиболее распространенным приемам относится первичное изучение личности с оценкой возможного согласия на включение лица в общение. Это прием включает в себя несколько правил:

- выбор первоначальной (нейтральной) темы для начала общения.

Подобное действие позволяет успокоить настороженного гражданина, и дает ему возможность несколько расслабиться при начальном общении с сотрудником полиции. В это время сотруднику полиции представляется возможным произвести психологическую оценку собеседника и в общих чертах создать для себя представление о нервной устойчивости лица, свойствах характера, особенности восприятия и реагирования на излагаемые ситуации либо обстоятельства.

- вторым правилом является умение сотрудника полиции избегать противоречий и явного несогласия со стороны лица выбранного им для осуществления опроса. Это необходимо для того чтобы в самом начале разговора лицо было убеждено в необходимости следовать логически построенным сотрудником полиции предложениям и согласиться с ними.

- следующим правилом установления психологического контакта будет являться определение фактора «тяготения» к другому лицу, заключающегося в построении разговора в круге интересов собеседника для создания положительного психологического фона общения.

Вторым приемом в осуществлении своей деятельности может быть прием, используемый при необходимой мотивации лица к общению с сотрудниками полиции. В этом случае установление психологического контакта с собеседником, как правило, сложности не вызывает. Так как в условиях к мотивации общения лежат мотивы сотрудничества. Однако в подобной ситуации сотруднику полиции необходимо учитывать возможное поведения лица идущего на мнимое сотрудничество либо сознательное конфликтное общение. Для установления психологического контакта с подобными лицами можно применить несколько правил способствующих снятию у лица естественной защитной реакции выражающейся в нерешительности, страха перед местью со стороны заинтересованных лиц [8, 9]. К данным правилам могут относиться:

- правило внезапности при постановке конкретных вопросов и объявления цели беседы;

- правило допущения возможной лжи в целях сокрытия основной цели предполагаемой беседы;

- и наконец, правило преодоления нерешительности и снятия мотивов страха, в данном случае сотрудник полиции должен быть убедительным и обладать незапятнанной репутацией добросовестного сотрудника.

В этой связи необходимо выделить две группы лиц по степени и готовности способных сообщить сотрудникам полиции об имеющихся у них сведениях, это:

- нейтрально настроенные лица, которые добровольно готовы сообщить информацию (необходимо учитывать возможное нежелание передавать информацию ввиду сдерживания страха перед фигурантами или нежелание вмешиваться в дела посторонних лиц или отвлекаться на процессуальные действия);

- благожелательно настроенные лица, чья активность продиктована развитым чувством гражданского долга, благодарностью сотрудникам полиции за оказанную помощь в сложной жизненной ситуации.

В зависимости от конкретных обстоятельств и особенности личности опрашиваемого лица, определяется тактика опроса, порядок и логистика формулированных предложений. Возможна прямая постановка вопросов интересующих участкового уполномоченного полиции. При этом содержания действий сотрудника полиции является подготовка и проведения специальной беседы с лицом располагающей информацией, о имеющих значение фактах противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

В данном направлении деятельности особенным является психологическая готовность и качественные характеристики самого сотрудника полиции, формируемые в процессе повседневной деятельности из которых необходимо выделить следующие профессиональные навыки:

- коммуникабельность, умение общаться с различной социальной группой людей;

- наблюдательность, позволяющая выделить малейшие отклонения и реакции в тоне, мимике, жестикуляции опрашиваемого лица;

- умение учитывать настроение собеседника и реагировать на изменение в тактической ситуации общения;

- психологическая устойчивость и уверенность в своих силах;

- знание классификации психологических типов личности и умение их использовать при осуществлении контакта с лицом, представляющим интерес;

- знание круга проблем, интересов, увлечений различного круга социальных групп населения проживающего на административном участке;

- устранение психологических барьеров с опрашиваемым лицом и склонению его к передаче информации необходимой для сотрудника полиции;

- порядок фиксации и использования данных, полученных в процессе общения.

В указанном направлении основополагающее значение отводится, несомненно, психологической теории и практики используемой при реализации сотрудниками различных подразделений осуществляющих оперативно-служебную деятельность, которые в процессе реализации своих функций выработали ряд приемов и правил установления психологического контакта и достижения необходимой для сотрудника полиции цели общения. В этой связи имеется ряд общих положений применимых в конкретных ситуациях, с которыми сталкиваются и участковые уполномоченные полиции при общении с гражданами. И это относится к психологической диагностике личности. Применительно к первому этапу диагностирования психологического состояния собеседника сотрудник полиции должен понимать психология другого человека, ставя себя на место опрашиваемого, т.е. мысленно представить себя на месте другого человека, отнесенного к определенной социальной группе, психология которой сотруднику полиции хорошо известна [5, 7].

На очередном итоговом этапе психологической диагностики изучаются и учитываются психологические ошибки, закономерности и механизмы социального восприятия явлений или ситуаций.

И на заключительном этапе оценивается характер и психология человека по его внешности, при этом необходимо учитывать, что характер человека накладывает отпечаток и на его внешний облик и особенности поведения.

Неотъемлемой частью получения информации, представляющий интерес для деятельности органов внутренних дел (полиции) с учётом стабильного уровня рецидивной преступности и наиболее эффективным способом получения первичных данных является установление психологического контакта с лицами, состоящими на профилактических учётах в органах внутренних дел, прежде всего из числа ранее судимых, в том числе лиц состоящих под административным надзором [12].

Немаловажным моментом в деятельности участкового уполномоченного полиции является знание особенности психологии этого контингента, которое включает в себя:

- общую направленность личности профилактируемых лиц, систему их нравственных оценок и жизненных ориентаций;

- общие признаки поведения профилактируемого лица, особенности их противоправного поведения, склонности к совершению правонарушений;

- особые признаки прошлого преступного опыта и преступной специализации;

- индивидуальные особенности внешности профилактируемого лица.

Таким образом, говоря об эффективности и результативности оперативно-служебной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции в предупреждение, пресечении и раскрытии преступлений нельзя обойти вниманием необходимость закрепления на первоначальном этапе в нормативно-правовых актах МВД России способов и методов установление разовых оперативных контактов сотрудниками подразделений полиции по охране общественного порядка. Системы и организации деятельности по её получению, и дальнейшей её фиксации и реализации в структуре подразделений полиции (по охране общественного порядка) Министерства внутренних дел Российской Федерации [10, 11].

Выводы. Структуру взаимодействия и относящиеся к ней характерные признаки обеспечивающие работу участковых уполномоченных полиции с населением в вопросах осуществления правоприменительной и правоохранительной деятельности в качестве содействия в организации выявления, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений можно выделить по следующим направлениям:

1. Организация взаимодействия и оказание добровольной помощи в вопросах противодействия преступности основана на реализуемых гражданином конституционных правах и свободах личности;

2. Участие и организация граждан для оказания содействия в борьбе с преступностью, является явлением социально значимым и необходимым для нормального функционирования правового государства;

3. Правовой статус содействия граждан должен быть урегулирован нормами права и подзаконными актами МВД России;

4. Добровольное побуждение гражданина в оказании лицом содействия, рассматриваемое им, как побуждение к действию в вопросах борьбы с преступностью, является шагом осмысленным и осознанным, в независимости от мотивации каждого лица участвующего в этом процессе.

Таким образом, под взаимодействием участкового уполномоченного полиции с населением в вопросах оказания содействия в борьбе с преступностью можно понимать, как участие лиц:

- для достижения целей определенных функциональным назначением подразделений участковых уполномоченных полиции в выполнении ими оперативно-служебных задач.

Такое взаимодействие может осуществляться как постоянная совместная деятельность по обеспечению правопорядка и защите интересов граждан, общества и государства от противоправных посягательств, а так же как разовый доверительный контакт при получении и реализации оперативно-значимой информации.

Литература:

1. Аврутин Ю.Е., Пряхина М.В., Самарин Н.Ю., Статный М.В. Оперативно -разыскная психология: Учебное пособие. - М. ЦОКР МВД России, 2010. - 192 с.

2. Димитров А.Н., Кочеров Ю.Н. Правовые и организационные основы индивидуально-профилактической работы участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке // В сборнике: Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества сборник научных трудов по итогам региональной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД РФ. 2017. С. 242-247.

3. Димитров А.Н., Кочеров Ю.Н. Проблемы правового регулирования деятельности участковых уполномоченных полиции по привлечению населения к содействию органам внутренних дел при выявлении и раскрытии преступлений // В сборнике: Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества сборник научных трудов по итогам региональной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД РФ. 2017. С. 236-242.

4. Кочеров Ю.Н. Психолого-педагогические условия, детерминирующие готовность сотрудника органов внутренних дел к самообразовательной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 64-66.

5. Кочеров Ю.Н., Димитров А.Н. Проблемы профессиональной обучения лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности участкового уполномоченного полиции // В сборнике: Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества сборник научных трудов по итогам региональной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД РФ. 2017. С. 77-81.

6. Кочеров Ю.Н., Сотников С.С., Димитров А.Н. Индивидуально-дифференцированный подход в профилактической работе участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 79-80.

7. Кочерова Л.А., Кочеров Ю.Н., Димитров А.Н. Проблемные вопросы организации профессиональной подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу в ОВД и пути их решения. Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2017; 3 (23): 161-166.

8. Кочерова Л.А., Кочеров Ю.Н., Медведщикова Л.В. Индивидуально-дифференцированный подход как педагогическая технология в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2017; 1 (21): 249 -253.

9. Кузёма Д.Е., Сотников С.С., Димитров А.Н. К вопросу об индивидуально-профилактической работе участкового уполномоченного полиции // В сборнике: Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Власова, Л.Г. Устиновой, В.В. Евдошенко. 2018. С. 288-292.

10. Трусов А.И., Кочеров Ю.Н., Димитров А.Н. Административно-юрисдикционная деятельность полиции: проблемы теории и практики. Российская юстиция. 2017; 10: 57-60.

11. Харченко А.О., Сотников С.С., Кочеров Ю.Н. К вопросу об административно-правовом статусе участкового уполномоченного полиции // В сборнике: Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Власова, Л.Г. Устиновой, В.В. Евдошенко. 2018. С. 487-491.

12. Юсеф Р.Ф., Димитров А.Н., Кочеров Ю.Н. Административно-правовые формы профилактики экстремизма // В сборнике: Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции. Под редакцией А.В. Власова, Л.Г. Устиновой, В.В. Евдошенко. 2018. С. 521-525.

Психология

УДК: 159.9.

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка 1 курса магистратуры Салахова Алина Рашидовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПУГОВИЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье отображены ключевые аспекты изучения общего недоразвития речи специалистами в области дефектологии и логопедии, исследованы процессы возникновения нарушений, рассмотрены основные модели распределения детей по группам, которые образуются в результате отбора в зависимости от степени тяжести нарушений при общем недоразвитии речи. Также описаны возможности пуговичной терапии в коррекции нарушений у детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, пуговичная терапия, коррекция нарушений, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article deals with the main aspects of violations in the general underdevelopment of speech. Studied speech therapy works on the theme of the general underdevelopment of speech, as well as their distribution children into groups, which are formed depending on the gravity of the violations. It is also considered a method of correction as the Button sewing therapy.

Keywords: the general underdevelopment of speech, buttonholes therapy, correction of children of preschool

age.

Введение. На сегодняшний день число детей с общим недоразвитием речи неустанно растет. Ученые во главе с профессором Р.Е.Левиной еще в прошлом веке выявили причины возникновения недуга, однако с повышением процента числа детей с ОНР требуются новые методики для преодоления нарушения. Эти методики должны уметь заинтересовать и замотивировать детей, чтобы процесс коррекции прошел эффективно и дал положительный результат.

Пуговичная терапия - нетрадиционный метод коррекционной работы, который может быть занять место среди привычных способов работы учителя-логопеда с детьми, имеющих общее недоразвитие речи.

Пуговицы - один из самых доступных материалов для работы учителя-логопеда, воспитателя или родителей. Они имеются у каждого в доме, а если нет, то приобрести можно их по низкой цене. Также они не требуют особого ухода, а использовать можно в самой разнообразной игре. Занятия с пуговицами могут быть задействованы во фронтальных и индивидуальных занятиях, а также на развитие всех сторон языка: от звука до связной речи.

Изложение основного материала статьи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими выявленное после ПМПК общее недоразвитие речи (ОНР), относятся формирование у них связной речи и/или коррекция лексических, грамматических, фонетических компонентов языковой парадигмы.

Еще в 50-60-е гг. прошлого века коллектив НИИ дефектологии (Г.А. Каше, А.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, И.К.Колповская, Н.А.Никашина и др) во главе с профессором Р.Е.Левиной выделили отдельный класс детей, имеющих общее недоразвитие речи. Ученые определили ОНР как сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование языковой системы, начиная от звуковой оболочки буквы и заканчивая связной речью[9].

Причинами ОНР ученые назвали неблагоприятные факторы, воздействующие как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания в первые годы жизни. Кроме этого, к вышеперечисленным факторам присоединяются социально-педагогические обстоятельства: эмоциональная депривация, социальная и педагогическая запущенность, излишняя стимуляция речевого развития ребенка и т.д. Таким образом, чаще всего причиной появления ОНР становится комбинированное воздействие факторов, то есть совокупность эндогенных и экзогенных.

В зависимости от степени тяжести ОНР ученые выделили 3 уровня речевого развития. Первый уровень речевого развития характеризуется как «отсутствие общеупотребительной речи», в котором дети не владеют средствами коммуникации, то есть не способны пользоваться фразой, имеют трудности в понимании обращенной к ним речи. Стоит отличать эту степень тяжести ОНР от элективного мутизма, в котором ребенок умеет разговаривать и понимать речь окружающих, но добровольно отказывается пользоваться этими навыками. В последнем случае необходима консультация психотерапевта [6].

Второй уровень речевого развития описывается как «начатки общеупотребительной речи». В данном случае заметна речевая активность, наличие 2-4-словной фразы, однако присутствуют заметные трудности в понимании речи окружающих и полностью не сформирована фонетическая сторона.

Третий уровень речевого развития отмечается тем, что в речи ребенка присутствует развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В 1999 г. Профессор Т.Б.Филичева дополнила характеристику 4 уровнем, который описывается как «остаточные проявления недоразвития элементов языковой системы»[10].

Нарушения речи у детей с ОНР носят системный характер, то есть фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны затрагиваются в совокупности. Фонетический уровень является основой языка, поэтому нарушения здесь приводят к расстройству других языковых уровней (словообразование, морфология, лексика, грамматика, синтаксис и др.).

В настоящий момент для детей с ОНР каждого уровня речевого развития разработано немало коррекционных программ. Особенно актуальной и острой стоит проблема обучения в период среднего и старшего дошкольного возраста, когда предстоит подготовка детей к учебной деятельности школьного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.