Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних осужденных'

Социально-психологические аспекты профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
317
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЁННЫЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / AUTODESTRUCTIVE BEHAVIOR / SUICIDAL BEHAVIOR / TEENAGER / JUVENILE CONVICTS / IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурова Ольга Валерьевна

В данной статье актуализируется проблема аутодеструктивного поведения несовершеннолетних. На основе анализа имеющихся исследований и опыта работы исправительных учреждений показаны причины суицидального поведения несовершеннолетних осужденных. Рассмотрены методы социально-психологической профилактики данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гурова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCHOOL GRAPHIC VANDALISM: THE MECHANISM OF EMERGENCE AND IMPLEMENTATION

The article actualizes the problem of autodestructive behavior of minors. The author shows the causes of suicidal behavior of juvenile convicts on the basis of analysis of available research and experience of correctional institutions. The article reviewed methods of socio-psychological prevention of the problem.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних осужденных»

2. Сравнительный анализ индекса групповой сплоченности в экспериментальной и контрольной группах выявил, что проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует улучшению результатов сплоченности в коллективе.

3. Сравнительный анализ межличностных отношений в экспериментальной и контрольной группах выявил, что проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов типа межличностных отношений «Сотрудничающий» и снижению результатов типов межличностных отношений «Авторитарный», «Агрессивный», «Недоверчиво -скептический».

4. Сравнительный анализ направленности личности в экспериментальной и контрольной группах выявил, что проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов направленностей «Коллективная», «Деловая» и снижению результатов направленности «Личностная».

5. Сравнительный анализ поведения в конфликте в экспериментальной и контрольной группах выявил, что проведение тренинга «Формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе» способствует увеличению результатов форм поведения в конфликте: «Сотрудничество» и «Компромисс» и снижению результатов форм поведения в конфликтных: «Соперничество» и «Избегание».

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2017. - 363 с.

2. Бобинкин С.А. Влияние линейных менеджеров на психологическую атмосферу в трудовых коллективах / С.А. Бобинкин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 2-2. С. 249-256.

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: Юристъ, 2001. - 496 с.

4. Гурьев, М.Е. Анализ факторов, влияющих на формирование благоприятного социально-психологического климата внутриколлективных отношений / М.Е. Гурьев // Новое слово в науке и практике. - 2015.- № 21. - С. 86-94.

5. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности / А.Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 171-177.

6. Козлов, В.В., Новиков, В.В. Проблема коллектива в современной социальной психологии / В.В. Козлов, В.В. Новиков // Вестник Ярославского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 148-150.

7. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 117 с.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. с. 199-200. - 480 с.

9. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - Мп.: Харвест, 2001. - 976 с.

10. Чегринцова, С.В. Влияние социально-психологического климата на производительность труда работников /С.В. Чегринцова // Экономика, социология и право. - 2015. - № 1. - С. 165-167.

11. Шлендер П.Э. Управление персоналом: учебное пособие / П.Э. Шлендер. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с.

Психология

УДК: 159.9+316.6

преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Гурова Ольга Валерьевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Пермь)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. В данной статье актуализируется проблема аутодеструктивного поведения несовершеннолетних. На основе анализа имеющихся исследований и опыта работы исправительных учреждений показаны причины суицидального поведения несовершеннолетних осужденных. Рассмотрены методы социально-психологической профилактики данной проблемы.

Ключевые слова: аутодеструктивное поведение, суицидальное поведение, подросток, несовершеннолетние осуждённые, лишение свободы.

Annotation. The article actualizes the problem of autodestructive behavior of minors. The author shows the causes of suicidal behavior of juvenile convicts on the basis of analysis of available research and experience of correctional institutions. The article reviewed methods of socio-psychological prevention of the problem.

Keywords: autodestructive behavior, suicidal behavior, teenager, juvenile convicts, imprisonment.

Введение. Актуальность исследования проблемы аутодеструктивного поведения несовершеннолетних обусловлена ее остротой и распространенностью в современном российском обществе. Подрастающее поколение определяет облик нашего будущего, его интеллектуальный и генетический потенциал, перспективы развития государства, в связи с чем одной из значимых и актуальных задач государственной власти, включая Федеральную службу исполнения наказаний, является формирование здорового общества.

Исследователями отмечаются тенденции к росту числа суицидальных попыток, совершенных несовершеннолетними, причем зачастую речь идет о психологически здоровых детях из благополучных семей. Не утрачивает актуальности проблема распространения алкоголизма и наркомании в среде несовершеннолетних: количество подростков и молодежи с алкогольной и наркотической зависимостью стремительно увеличивается [1, 2, 9].

Подростковый возраст является кризисным жизненным периодом, характеризующимся дисгармонией физиологического, психического и социального развития человека. Эмоциональная нестабильность,

категоричность мышления, неспособность адекватно реагировать на воздействие различных неблагоприятных факторов среды и избирать социально одобряемые стратегии саморегулирования и совладания с трудными ситуациями являются одними из немногих возрастных особенностей, сопровождающих этот сложный период в жизни человека [3].

Лишение человека свободы, его социальная изоляция — это мощный фактор трансформации человеческого поведения, способствующий деформации Я-концепции, обострению личностного неблагополучия, что особенно остро проявляется в подростковом возрасте, сопровождаясь нарушениями в поведении. Проявление различных форм деструктивного поведения несовершеннолетних осужденных является чрезвычайным и резонансным событием, негативно влияющим на психическое состояние всех осужденных, усложняющим обстановку в исправительном учреждении и затрудняющим процесс ресоциализации [1, 2, 6, 9].

Проблема разработки и применения эффективных превентивных мер, способствующих снижению риска аутодеструктивного поведения несовершеннолетних осужденных, является актуальным направлением современных социально-психологических исследований и приоритетной задачей психологических и социальных служб исправительных учреждений.

Изучением проблемы воспитательного воздействия на правонарушителей занимались: Ю.Ф. Кардополов, 1967; А.Н. Сухов, 1993; С.А. Лузгин, 2002; К.В. Корольков, 2003; А.И. Мокрецов, 2006; вопросы организации и совершенствования воспитательной работы в пенитенциарной системе отражены в работах: Ю.А. Алферова, 1994; С.А. Ветошкина, 1997; В.М. Вовченко, 2006; В.В. Виноградова, 2011; О.В. Гуцева, 2012; Н.С. Зориной, 2014; В.С. Шабаль, 2017 и других. Несмотря на имеющиеся исследования, причины и условия, влияющие на процесс коррекции личностных деформаций несовершеннолетних осужденных, далеко не полностью изучены. Можно предположить, что данное обстоятельство связано с закрытостью исправительных учреждений, а также с недостаточным вниманием к проблеме подросткового алкоголизма, наркомании, суицидального поведения в советское время и, в особенности, в переходный период [2, 7].

Законодательное закрепление направленности уголовно-исполнительной системы на исправление осужденных, провозглашение верховенства принципов гуманизма, индивидуализации исправительного процесса, поставили перед научными и практическими работниками новые задачи, важнейшими из которых являются организация воспитательной работы с осужденными и определение социально-педагогических условий, способствующих исправлению, корректировке личностных деформаций, в том числе, вызывающих деструктивное и аутодеструктивное поведение.

Анализ научной литературы дает основание сделать вывод, что организация психолого-педагогической деятельности в пенитенциарной системе не имеет системной устоявшейся концепции, несмотря на многообразие подходов и методов. В организации воспитательной и образовательной деятельности несовершеннолетних осужденных декларируется стремление к утверждению гуманистической парадигмы, но на практике, как правило, реализуется «потоковый» способ передачи норм поведения, поверхностность проведения воспитательной работы, без учета индивидуально-психологических и возрастных особенностей подростка, стремления применять и разрабатывать новые методики работы с несовершеннолетними осужденными. Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость теоретических и практических разработок в области социально-психологической профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних осужденных.

Формулировка цели статьи. Проанализировать теоретические исследования в области аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, а также опыт работы исправительных учреждений по организации профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних осужденных. Обобщить используемые методы и предложения по организации социально-психологической профилактики суицидального поведения несовершеннолетних осужденных.

Изложение основного материала статьи. Аутодеструктивное поведение несовершеннолетних распространено настолько широко, что его масштабы принимают угрожающие социальной стабильности размеры, о чем свидетельствуют данные статистики. За тридцать лет число случаев суицидов несовершеннолетних выросло в тридцать раз, причем в 70% случаях речь идет о детях из благополучных семей. Количество наркозависимых в молодежной и подростковой среде увеличивается так стремительно, что может приблизить к национальной катастрофе [8].

Подростковый возраст является одним из самых важных для человека жизненных периодов, но одновременно проявляется как наиболее сложно переживаемый кризис. Подросток становится нестабильным и уязвимым на всех уровнях функционирования человека: физиологическом, психическом, социальном. Исследование группы подростков с нормативным поведением, проведенное А.В. Якуньковой, С.П. Акутиной показало, что 40% респондентов не способны контролировать свои эмоциональные реакции и 30% имеют склонность к самоповреждающим и саморазрушающим формам поведения [10]. Ситуация, связанная с осуждением и лишением свободы, может восприниматься подростком как крайне травмирующая, угрожающая его безопасности и, соответственно, может способствовать еще большему обострению его реакций. Изоляция подростка от общества меняет привычный уклад жизни, его поведение, происходит отдаление от самых близких людей [4]. Возрастные особенности наслаиваются на отклонившуюся от нормы социализацию и соединяются с проблемами, сопутствующими изоляции от общества. Таким образом, специалисты, взаимодействующие с несовершеннолетним осужденным (учителя, социальные работники, психологи, сотрудники правоохранительных органов и исправительных учреждений и другие) несут значительную долю ответственности за его поведение.

В качестве одной из причин аутодеструктивного поведения несовершеннолетних исследователями указывается выраженная степень личностного неблагополучия, чаще всего не сопровождающаяся явной склонностью к делинквентному поведению, патологиями психики, яркой выраженностью акцентуированных черт характера [8].

Несовершеннолетние, содержащиеся в местах лишения свободы, традиционно относятся к группе повышенного внимания, соответственно аутодеструктивное и, в частности, суицидальное поведение несовершеннолетних является наиболее актуальной и «болевой» проблемой для персонала. Исследования показывают, что несовершеннолетние осужденные совершают суицидальные попытки чаще всего в начальный период пребывания в местах лишения свободы. Причинами служат следующие обстоятельства:

- встреча с шокирующими взаимоотношениями лиц, оказавшихся в конкретных помещениях для проживания, в связи с чем несовершеннолетний делает для себя страшный вывод о крайней степени цинизма, имеющего место и «процветающего» в тюремной жизни, обесценивании здоровья и жизни другого человека;

- невозможность принятия личностью изменений, связанных с попаданием в места лишения свободы: условий проживания и пребывания в среде лиц, которые, реализуя волю имеющих лидерские позиции, издеваются над другими, подавляют слабых;

- протест всей ситуации привлечения к уголовной ответственности, связанной с ощущением несправедливости того обстоятельства, что более виноватые остаются на свободе;

- развитие конфликта между оценкой обстоятельств и событий, интерпретируемых адвокатом, и ситуацией, которая реально складывается по уголовному делу;

- неприятие ситуации крушения всех жизненных планов, намеченных совместно с родителями;

- восприятие отношения друзей и близких как акта предательства с их стороны, подготовка и реализация ответных действий;

- необходимость спасения от ответственности виновных взрослых авторитетных лиц, в сочетании с проявившимся внутренним психологическим несогласием с данными обстоятельствами;

- протест действиям конкретных лиц из правоохранительных органов;

- желание отомстить правоохранительным структурам («докопались», захотели раскрыть дело и довели невиновного подростка до самоубийства).

Кроме адаптационного периода, случаи совершения суицидов имеют место и в основной период пребывания несовершеннолетних в воспитательной колонии. Чаще всего суицидальное поведение связано с проблемами во взаимоотношениях с другими осужденными, которые оказались вне поля зрения и контроля сотрудников, либо по причинам, связанным с событиями, происходящими на свободе, но касающимися лица, отбывающего наказание. Самыми проблемными аспектами в воспитательной колонии для мальчиков становятся проблемы в межличностном взаимодействии, связанные со стремлением к самоутверждению, лидерству и обращения к себе в зависимость других, с одной стороны, отстаиванием своих интересов, самозащитой и страхом оказаться в самом презираемом статусе - с другой [1, 7].

При обнаружении конфликта, содержащего угрозу жизни и для устранения вероятных причин суицида, администрацией учреждения чаще всего используются следующие способы:

- примирение сторон, сопровождающееся подключением сотрудников отдела безопасности, психологической службы, родственников осужденных, а также лиц, участие которых обеспечит примирение;

- погашение конфликта - проведение профилактической работы с лицами, от которых исходят угрозы расправой, чтобы они в одностороннем порядке прекратили «преследование» конкретного лица с оформлением полученных от них обязательств, возможно, в письменном виде;

- разведение сторон по различным социальным структурам в пределах одного учреждения;

- изоляция осужденного от основной массы на определенное время;

- перевод в другое учреждение, перевод за пределы субъекта РФ;

- принуждение виновной стороны к правопослушному поведению (разъяснение возможности применения мер дисциплинарного воздействия за притеснения, вынесения наказания);

- привлечение к уголовной ответственности за доведение до самоубийства.

Анализ опыта исправительных учреждений Пермского края и Свердловской области позволил выделить проблему недостаточной индивидуализации работы с осужденными с аутодеструктивным поведением. Возможным способом решения данной проблемы, может быть дифференциация осужденных не по склонности к какой-либо форме деструктивного поведения, а по индивидуально-психологическим характеристикам (типу темперамента и по критерию личностной совместимости). Одним из акцентов в осуществляемой работе становится деятельность, направленная на коррекцию именно личностных деформаций, создающих основу для саморазрушения через употребление наркотических веществ и алкоголя. Преимущество данного подхода состоит в том, что, благодаря подбору психологически совместимых между собой осужденных обеспечивается благоприятный психологический климат в группах, психокоррекционная деятельность становится эффективнее чем при реализации стандартного подхода.

Кроме этого, профилактическая работа может организовываться и осуществляться силами сотрудников УИС с привлечением внешних ресурсов и применением средств социальной помощи, позволяющих нормализовать жизнедеятельность, активизировать деятельностное существование, обеспечить сохранение социального статуса и приобретение/укрепление социально полезных связей несовершеннолетних.

В качестве рекомендованных специалистами правил проведения социальной работы можно обозначить основы сопровождения несовершеннолетних суицидентов:

- социальная работа требует тщательного планирования, подготовки и осмысления каждого мероприятия;

- социальная работа осуществляется методами и формами преимущественно медико-социального и психолого-педагогического характера;

- начало работы сопровождается:

а) консультацией врача-психиатра;

б) установлением контакта в ходе доверительной индивидуальной беседы;

в) серьезным отношением к проблемам несовершеннолетнего, исключающим шутливый подход к причинам, приведшим к попыткам самоубийства.

По мнению исследователей, в качестве основных технологий социальной работы, с несовершеннолетними осужденными могут быть использованы: социальная диагностика, медико-психолого-педагогический характер социальной терапии, социальная адаптация, социальная реабилитация, восстановление социально полезных связей, трудовая адаптация, актуализация потребности в здоровом образе жизни, приобщение к получению общего и профессионального образования, подготовка к освобождению [1, 2, 4, 8, 10].

В качестве основных форм социальной работы с несовершеннолетними осужденными, идентифицированными как склонные к суициду, могут применяться: индивидуальные беседы; беседы с участием родителей, родственников, представителей нескольких служб учреждения, священнослужителя и др.; диалоги о цели и смысле жизни, обсуждение примеров из жизни святых, героев, мучеников, тяжелобольных; выполнение небольших заданий, в которых может проявиться суть личности: постепенное

преодоление трудных жизненных ситуаций (прочитать определенное место в книге, начать делать определенные физические упражнения, нарисовать рисунок, поделку и т. п. в подарок больному ребенку); анализ-обсуждение эпизодов и периодов жизненного пути; написание рассказа о своей жизни и о своих планах и т. д.

В числе большого количества разнообразных форм и методов организации профилактической работы с подростками, склонными к реализации самоповреждающего поведения, можно выделить арт-терапевтический метод - «кинотерапия». По мнению исследователей, отношение современного подростка к миру формируется в основном некачественной информацией, получаемой им из сети интернет, видеофильмов, рекламных роликов и других источников, инициирующих и провоцирующих отклоняющееся и, в том числе, аутоагрессивное поведение. Метод кинотерапии позволяет скорректировать мировоззрение, самоощущение подростков, расширить горизонты восприятия бытия и осознания своего места в нем. В результате грамотного использования данного метода у подростка формируются адекватные стратегии разрешения конфликтов и проблем, стойкость в сложных жизненных ситуациях, позитивный, социально одобряемый и здоровый стиль поведения и жизненного пути [10].

Кроме этого, силами сотрудников учреждения должны осуществляться меры дополнительной предосторожности, такие как:

-постоянное наблюдение за несовершеннолетним;

- мониторинг информации о его поведении;

- наблюдение (под благовидным предлогом) медицинским персоналом (врачом психиатром);

- установление специалистами (врач, психолог, специалист по социальной работе, инспектор отдела безопасности, учитель, оперативный работник) контакта с несовершеннолетним для наблюдения и выявления основных причин, приведших к суицидальной активности;

- привлечение к профилактической работе значимых близких для осужденного людей;

- обеспечение занятости в трудовой, образовательной, досуговой деятельности [1, 2, 4, 7, 8, 9, 10].

Выводы. Таким образом, минимизация любых аутодеструктивных тенденций в поведении

несовершеннолетних осужденных является актуальным проблемным полем для всех специалистов пенитенциарной системы. Решение проблемы суицидов и сохранение жизни несовершеннолетних является важнейшей задачей всех служб исправительного учреждения. Отбор действенных методов и средств профилактики аутодеструктивного поведения - один из главных шагов на пути к решению данной задачи. Наиболее действенным и эффективным способом достижения обозначенной цели является обязательное применение современных социально-психологических научных знаний на всех уровнях профилактики осуществляемой исправительными учреждениями.

Литература:

1. Ананьев О.Г., Александров Б.В. О некоторых социально-психологических проблемах суицидального поведения несовершеннолетних на свободе, в местах лишения свободы и способах их разрешения // Психология социальных явлений и качества жизни, № 1 (38), 2017.

2. Ветошкин С.А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в исправительной колонии [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-vospitatelnoy-raboty-v-ispravitelnoy-kolonii#ixzz5HWuy2EMO (дата обращения: 23.05.2018).

3. Кружкова О.В. Вандализм как деструктивная стратегия реализации субъектности подростка / О.В. Гурова, О.В. Кружкова // Педагогическое образование в России, №3. 2017. С. 96-105.

4. Наумов С.А. Нравственное, правовое и трудовое воспитание осужденных, содержащихся в воспитательных колониях: Учеб-метод. материал / под ред.докт.юр.н. Е.Г. Багреевой. М.: НИИ ФСИН России, 2009. 32 с.

5. Руженков А.А. К вопросу об уточнении содержания понятия «аутоагрессивное поведение» / А.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева // Научно-медицинский вестник центрального черноземья. 2008. №32. С. 20-24.

6. Статистическая информация [Электронный ресурс] / официальный сайт ФСИН РФ. URL:http://фсин.рф/ (дата обращения: 11.01.2018).

7. Стаценко В.Г., Волочай С.Н. Предупреждение самоубийства несовершеннолетних - одна из главных задач СК РФ // Российский следователь. 2017. № 10. С. 37-39

8. Тормосина Н.Г. Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.07 - «Педагогическая психология» (психологические науки). Северо-Кавказский федеральный университет. Ставрополь - 2014. — 237 с.

9. Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил) // Сборник материалов международной научно-практической конференции: в 2 ч. / под общ. ред. П.В. Голодова - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017.

10. Якунькова А.В., Акутина С.П. Особенности психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков средствами киноискусства // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 113-115.

Психология

УДК: 159.99

старший преподаватель Димитров Александр Николаевич

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук Кочеров Юрий Николаевич

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь); преподаватель Сотников Сергей Сергеевич

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ

Аннотация. Совершенствование организации деятельности участковых уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке, связанных с особенностями, тактическими приёмами и способами установления психологического контакта и доверительных отношений с лицами, способными сообщать информацию представляющую интерес для деятельности органов внутренних дел, в вопросах касающихся решения задач борьбы с преступностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: психология общения, психологические особенности характеристики личности, доверительные отношения, участковый уполномоченный полиции, профилактический учёт.

Annotation. Perfection of organization of activity of district upolnomochennykh of police on the served administrative area, related to the features, tactical receptions and methods of establishment of psychological contact and confiding relationships with persons, able to report information being of interest for activity of organs of internal affairs, in the questions of touching a decision tasks of fight against criminality.

Keywords: psychology of intercourse, psychological features of description of personality, confiding relations, district upolnomochennyy of police, prophylactic account.

Введение. Особую роль в деятельности сотрудников полиции играет умение профессионального общения. Оно выступает как психологический фактор и средство решения оперативно-служебных задач, при реализации возложенных на полицию полномочий. Сотруднику приходится общаться с различными категориями людей, при этом вступать в различные виды правоотношений, которые напрямую связанны с особенностями, тактическими приёмами и способами привлечения к содействию граждан в вопросах касающихся предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

Изложение основного материала статьи. Эффективное решение оперативно-служебных задач участковыми полиции в первую связано с полным и всесторонним знанием оперативной обстановки, тактикой реализации основных форм несения службы, особенностями обслуживания конкретного административного участка, а так же явлений и процессов, определяющих состояние, динамику и структуру преступности, знание контингента и лиц, представляющих оперативный интерес и социально-психологическими факторами характерными для преобладающей социальной группы населения проживающих на обслуживаемом административном участке [2, 3].

В оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции важен не только факт установления психологического контакта как общепринятого для него и населения обслуживаемого административного участка уровня взаимоотношений, но и развитие дальнейших доверительных отношений уже в качестве взаимодействия.

И так установление доверительных отношений выстраиваются в технологию применяемую участковым уполномоченным полиции при осуществлении взаимодействия с населением. Во первых, это укрепление доверия граждан при освоении общности задач по обеспечению правопорядка и укреплению стабильности оперативной обстановки. И во вторых это повышения значимости представляемой доверительной информации, когда участковый уполномоченный полиции подчеркивает степень значимости сведений переданных ему гражданином.

В психологии под доверительным контактом понимается общение, в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли, чувства, тем самым раскрывая свои стороны внутреннего мира, применительно к оперативно-разыскной психологии доверительные отношения, направленные на передачу информации, в том числе и конфиденциальной в независимости касается ли она данного лица или же касается других лиц. Основой доверительных отношений является доверие, основанное на знании о порядочности, честности и умении хранить тайну, либо при возникновении веры в собеседника (способностью внушать доверие) [1, 4]. В условиях осуществления оперативно-служебной деятельности участковому уполномоченному полиции необходимо учитывать тот факт, что доверительное лицо должно быть в первую очередь носителем оперативно-значимой информации и близок к социальной группе или кругу интересуемых его фигурантов [6].

Рассмотрим несколько приемов и правил, с помощью которых можно устанавливать психолого-педагогический контакт с интересующим сотрудника полиции лицом для достижения цели общения.

К наиболее распространенным приемам относится первичное изучение личности с оценкой возможного согласия на включение лица в общение. Это прием включает в себя несколько правил:

- выбор первоначальной (нейтральной) темы для начала общения.

Подобное действие позволяет успокоить настороженного гражданина, и дает ему возможность несколько расслабиться при начальном общении с сотрудником полиции. В это время сотруднику полиции представляется возможным произвести психологическую оценку собеседника и в общих чертах создать для себя представление о нервной устойчивости лица, свойствах характера, особенности восприятия и реагирования на излагаемые ситуации либо обстоятельства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.